Программа организации каникулярного отдыха детей «IT – START»
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Программа
организации каникулярного отдыха детей
«IT – START»
Номинация – программа разновозрастного отряда по месту жительства
Направленность – техническая
Автор программы: Баженова Светлана Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Срок реализации программы: с 5 по 23 июля 2021 года
Место реализации: МБУ ДО «Дом детского творчества»
Возрастная категория: 11-13 лет
Карагай 2021
Пояснительная записка
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности.
В настоящее время создается очень большое количество различных проектов и программ каникулярного отдыха, направленных на формирование и развитие у детей творческого потенциала, коммуникативных качеств личности, которые в будущем помогут детям реализовать себя в современных условиях.
Стремление, расположенность к творчеству является важнейшим условием и стимулом развития личности. Созидательная творческая деятельность есть привнесение в мир чего-то нового. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способна к самосовершенствованию.
Программа организации каникулярного отдыха детей «IT - START» (далее по тексту Программа) рассчитана на детей и подростков в возрасте 11-13 лет. Зачисление производится по заявлению родителей или законных представителей вне зависимости от уровня художественной подготовки и владениями информационными технологиями. Продолжительность реализации программы 15 дней. Направленность – техническая. Реализуется на базе МБУ ДО «Дом детского творчества» в форме разновозрастного отряда.
Программа направлена на развитие творческих и изобретательских способностей детей и подростков в разных сферах информационно-коммуникационных технологий: умение создавать привлекательный контент в социальных сетях, презентовать себя с помощью компьютерных программ, создание интеллектуально-творческих игр, монтаж видео роликов.
Программа разработана в соответствии нормативными документами:
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», направленные Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав детей»
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887—2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления».
Устав МБУ ДО «Дом детского творчества»
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях знания, умения и навыки, составляющие «компьютерную грамотность», приобретают характер сверхнеобходимых. Данная программа является благоприятным средством погружения детей в мир компьютерных программ и освоения способов деятельности, применимых в реальных жизненных ситуациях.
Новизна. Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, оказание помощи в нахождении своего места в современном информационном мире. Обучение по данной программе поможет детям и подросткам совсем по-иному взглянуть на информационно-коммуникационные технологии и, используя некоторые их возможности, самостоятельно создавать интересные, по - настоящему творческие работы и проекты.
Практическая направленность программы представляет собой своеобразное погружение участников в медиаобразовательный процесс: знакомство с медиапространством, создание медиатекстов, знакомство с внутренней лабораторией основных медиапрофессий. Это может стать первым шагом к будущей профессии или большому увлечению. Вся информация даётся в доступной, интересной форме с учётом возрастных особенностей.
Каждый участник откроет в себе массу новых талантов и научится проводить время с пользой и интересом, используя свои гаджеты совсем иначе.
Цель: создание условий для творческого самовыражения детей и подростков через погружение в IT интенсивы.
Задачи:
Знакомство детей с основами IT интенсивов по следующим направлениям: основы дизайна социальных сетей, основы видеомонтажа, первые шаги в создании игр.
Формирование основ активной жизненной позиции через создание ситуаций, рождающих личную ответственность и образцы автономного поведения.
Формирование у детей интереса к IT знаниям.
Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением участника медийного пространства.
Модель организации деятельности
Основа интенсива – социальный симулятор. Участники программы погружаются в роли экспертов и специалистов IT сферы и учатся:
Решать управленческие, научные и технические задачи;
Аргументировать и защищать свою точку зрения;
Синтезировать, формулировать и выдвигать гипотезы;
Работать над проектом индивидуально и в команде;
Слушать, слышать и договариваться;
Презентовать результаты своей работы и работы команды.
В чём польза? Что даёт интенсив?
Интенсив – начинающая траектория профессионального развития детей и подростков в передовых современных технологиях мультимедийной направленности. Это площадка и среда, где можно:
определить интересы и способности;
познакомиться и попрактиковаться в медиапроектах по актуальным направлениям: дизайн социальных сетей, видеомонтаж, создание игр;
познакомиться с профессиями IT сферы;
развить свои навыки и компетенции;
создать свои и проекты индивидуально и в команде;
найти друзей и единомышленников;
сформировать новые группы детей на обучение в 2021-2021 учебном году по программе «Цифровое творчество»
Направления интенсивов:
1.Основы дизайна социальных сетей (1 неделя)
Задача, поставленная перед участниками:
Подготовить интересный контент для группы Вконтакте Дома детского творчества с использованием разных шаблонов редактора Canva.
Что делаем?
Осваиваем редактор Canva.
Учимся обрабатывать материалы для социальных сетей.
Создаём трендовый и привлекательный контент с помощью данного редактора для своих социальных сетей.
Создаем трендовый и привлекательный контент для группы учреждения Вконтакте с помощью редактора Canva.
2. Основы видеомонтажа (2 неделя)
Задача, поставленная перед участниками:
Подготовить видео презентацию о себе.
Что делаем?
Учимся чувствовать себя уверенно перед камерой.
Учимся красиво и качественно фотографировать и снимать.
Учимся создавать сценарии и контент для своих аккаунтов.
Учимся обрабатывать материалы для блога в фото и видео редакторе Movavi, редакторе Canva
3. Первые шаги в создании игр (3 неделя)
Задачи, поставленные перед участниками:
Создать собственный игровой проект в любом из изученных сервисов (на выбор).
Что делаем?
Получаем базовые навыки работы в сервисах Kahoote, LearninApps.
Осваиваем алгоритм создания игр.
Создаём собственный игровой проект в одном из изученных сервисах.
Вовлекаем детей и взрослых в игровые проекты, разместив рекламу в группе учреждения Вконтакте.
В программу каникулярного интенсива также входят досуговые мероприятия, подвижные и настольные игры, экскурсии, мастер-классы, конкурсные задания и многое другое. Интеграция практикумов и досуговых мероприятий не позволит скучать и сделает летний отдых детей познавательным, интересным и неповторимым.
Режим реализации программы:
Продолжительность программы-15 рабочих дней
Режим работы: с 11.00 до 14.00, понедельник – пятница
Режим дня отряда:
11.00-11.15 - встреча детей, веселая зарядка
11.15-11.30 – МПО (минутки позитивного общения) -планирование дня, настрой на день
11.30 -12.15 – 1 практикум
12.25-13.00 – 2 практикум
13.05 – 13.50 - досуговое или спортивное мероприятие
13.50-14.00 – подведение итогов дня
Механизм реализации программы:
I этап. Подготовительный – март – май
Разработка программы.
Подборка и разработка методического материала.
Реклама программы.
Набор детей и комплектование группы.
Организационные вопросы с сетевыми партнёрами.
Составление необходимой документации для реализации программы (план-сетка мероприятий, инструкции)
Разработка организационно-методических материалов.
II этап. Организационный – июль (2-3 дня до начала реализации программы)
Внесение корректив в формирование группы (по необходимости).
Подготовка аудитории к приёму детей.
Подготовка необходимой документации.
Разработка сетки мероприятий, сценариев мероприятий и практикумов.
III этап. Практический – июль
Реализация основной идеи программы.
Вовлечение детей и подростков в различные мероприятия программы.
Организация взаимодействия с другими отрядами, с сетевыми партнерами.
Рефлексия программы участниками.
IV этап. Аналитический – июль
Подведение итогов программы.
Выработка перспектив деятельности.
Система мотивации и стимулирования
По итогам каждой недели детям вручаются ленты трех цветов.
В конце смены количество лент и цветовой колорит суммируется и детям присваиваются звания: IT –мастер 1 степени, IT –мастер 2 степени, IT –мастер –универсал.
Критерии цветовой составляющей лент и присвоения званий будут разработаны в ходе подготовительного этапа реализации программы.
Формы подведения итогов реализации программы
Результативность программы
Итогом реализации программы является создание информационного портала «IT - START» на платформе Google сайта. На страницах информационного портала будет содержаться общая история реализации программы, методические рекомендации для участников программы, рефлексивные материалы.
Результатом деятельности данной программы также можно считать овладение детьми элементарными информационными и мультимедийными навыками.
В ходе реализации программы будет создан благоприятный психологический климат в коллективе, как условие развития творческого потенциала детей.
Часть участников программы в 2021-2021 учебном году продолжат изучение основ IT - грамотности в рамках общеобразовательной программы «Цифровое творчество».
Способы наблюдения и контроль результатов
Способы наблюдения:
Ежедневный
Периодический
Итоговый
Ежедневный – регистрация посещения, ежедневная рефлексия по итогам дня, заполнение информационного портала «IT - START».
Периодический – в начале смены, по истечении каждых 5 дней, изучение общественного мнения (в том числе мнение родителей), анкетирование.
Итоговый – выявление эффективности планирования, сравнение данных опроса детей, сравнение результатов, объективных данных.
Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через обсуждение результативности программы на педсовете (или методсовете).
Для проведения мониторинга будут использоваться диагностики:
Диагностика эмоционально-психологического климата (В начале смены, каждые 5 дней, в конце смены)
Мое впечатление о первом дне (в начале смены)
Мое впечатление о прошедшей неделе (в конце каждой недели)
Мое впечатление о программе (лагере) (по итогам смены)
Проективная методика «Моя жизнь в отряде»
Тест по каждому пройденному интенсиву
Удовлетворенность детей и родителей качеством реализации программы
Содержание программы. План-сетка
День недели | Содержание интенсива | Направление досугового мероприятия* |
1 неделя - Основы дизайна социальных сетей | ||
понедельник | Техника безопасности. Введение в интенсив. Знакомство с редактором Canva. | Интеллектуальное |
вторник | Социальные сети. Создание привлекательного контента с помощью редактора Canva для своих социальных сетей. | Чемпионат настольных игр |
среда | Создание привлекательного контента с помощью редактора Canva для своих социальных сетей. | Спортивное |
четверг | Создание привлекательного контента с помощью редактора Canva для группы учреждения Вконтакте | Интеллектуально-творческое |
пятница | Заключительный день интенсива. Подведение итогов. Определение перспектив. | Спортивное |
2 неделя - Основы видеомонтажа | ||
понедельник | Введение в интенсив. Основы фото и видео съемки. Тренировочные упражнения. | Интеллектуальное |
вторник | Знакомство с редактором Movavi. Сценарий фотосъемки. | Чемпионат настольных игр |
среда | Знакомство с фото и видео редактором Movavi. | Спортивное |
четверг | Отработка навыков с фото и видео редактором Movavi. Создание собственного контента. | Интеллектуально-творческое |
пятница | Заключительный день интенсива. Подведение итогов. Определение перспектив. | Спортивное |
3 неделя - Первые шаги в создании игр | ||
понедельник | Введение в интенсив. Знакомство с сервисом Kahoote. Алгоритм создания игры. | Интеллектуальное |
вторник | Освоение навыков создания игр в сервисе Kahoote. Дружеские игры. | Чемпионат настольных игр |
среда | Знакомство с сервисом LearninApps. Алгоритм создания игровых заданий. | Спортивное |
четверг | Создание игрового проекта в любом из изученных сервисов (на выбор). | Интеллектуально-творческое |
пятница | Заключительный день интенсива. Подведение итогов. Определение перспектив. Итоги программы. | Заключительное мероприятие по итогам завершении программы |
*направление может меняться в зависимости от обстоятельств и погоды.
Ресурсное обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, оснащенный комплектом столов и стульев, медиа техникой (компьютеры с доступом в интернет, проектор с экраном, колонки)
Актовый зал для проведения досуговых мероприятий
Игровая площадка на территории Дома детского творчества
Игровой инвентарь
Канцелярские принадлежности
Видео и фото оборудование
Призы для награждения
Список литературы
Барканов С.В., Бузырева Л.М., Дианова Т.Ф., Журавлёв М.И. -Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.,1998.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. -Коллективно-творческие дела, игры, праздники, атракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования \ учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.,1999.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
Коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 5\2009г.
Летний оздоровительный лагерь: Планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях (сост. Гурбина Е. А. ) В помощь администрации школы Нормативно-правовая база: Учитель 2005. В помощь администрации школы
Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 2008
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.