Программа по организации детского отдыха в городском лагере «Радуга»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Санкт—Петербурга
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
Программа
эколого—краеведческой направленности
«Хранители»
для городского летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
«Радуга»
Санкт—Петербург
2018
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 3
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ 13
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 18
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 20
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название программы |
Программа «Хранители» городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга». |
Наименование организации |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № Санкт—Петербурга. |
Место реализации программы |
Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга». |
Авторы программы |
Мещанова Виктория Игоревна |
Нормативно—правовое обеспечение программы |
Конституция РФ. Конвенция ООН о правах ребенка. ФЗ № 223—ФЗ от 29.12.1995 г. «Семейный кодекс РФ». ФЗ № 124—ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». ФЗ № 273—ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании» ФЗ № 2300—1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей». ФЗ № 52—ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно—эпидемиологическом благополучии населения». ФЗ № 5487—1 от 22.07.1993 г. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». ФЗ №29—ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов». ФЗ №181—ФЗ от 17.07.1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации». ФЗ №436—ФЗ от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». ФЗ №191—ФЗ от 30.12.2001 г. «Трудовой кодекс РФ». Закон Санкт—Петербурга № 530—86 от 25.10.2006 г. «Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт—Петербурге». Закон Санкт—Петербурга №728—132 от 22.11.2011 г. «Социальный кодекс Санкт—Петербурга». |
Цель программы |
Создание благоприятных условий для полноценного летнего отдыха детей. |
Задачи программы |
1.Оздоровительные. 2.Воспитательные. 3.Развивающие. |
Сроки реализации программы |
Краткосрочная программа. I смена с 01.06.2017 по 30.06.2017 года (21 рабочий день). |
Категория участников программы |
Программа ориентирована на детей 6,5—16 лет. |
Кадровое обеспечение программы |
Начальник лагеря — 1 чел. Заместитель начальника лагеря — 1 чел. Старший вожатый — 1 чел. Заведующий столовой — 1 чел. Сотрудники столовой — 3 чел. Врач — 1 чел. Медицинская сестра — 1 чел. Ответственный за хозяйственную часть — 1 чел. Воспитатели — 10 чел. Педагоги дополнительного образования — 5 чел. Преподаватели физической культуры — 1 чел. Психолог — 1 чел. Преподаватели иностранного языка — 2 ч. Вожатые и стажеры |
Материально—технические условия реализации программы |
Игровые комнаты с необходимым набором оборудования. Комнаты отдыха. Открытая спортивная и игровая площадки. Спортивный зал. Актовый зал с мультимедийным оборудованием. Библиотека. Столовая. Медицинский кабинет. Школьный музей. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летний лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга» — это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Такое дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь — это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остаётся не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно—транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребывание детей «Радуга» размещается на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего лагеря «Радуга» ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере — это главная основа его существования и непременное условие развития. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы «Хранители» городского летнего оздоровительного лагеря «Радуга» — представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно—ролевой игры со своими законами и правилами.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Актуальность программы. Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры. Приоритетной задачей является формирование в сознании воспитанников лагеря единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Программа «Хранители» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде. Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Лето — наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное — рядом. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Центром воспитательной работы лагеря «Радуга» является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка — время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.
Программа универсальна, так как может быть использована в работе с детьми различный социальных групп, 6,5 — 16 лет, разного уровня общего развития и состояния здоровья в количестве 30 — 120 человек и рассчитана на одну смену в 21 рабочий день.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы — создание благоприятных условий для полноценного летнего отдыха детей; воспитание и формирование у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, краеведческих — при изучении родного края; совершенствование умений проведения исследовательской деятельности и поисковой работы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей; развития творческих способностей, а также повышения общеинтеллектуального и общекультурного уровня, гражданско—общественной и коммуникативной компетентности.
Задачи программы:
1.Оздоровительные:
1.1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
1.2.Вовлечение детей в активную спортивно—оздоровительную деятельность.
1.3.Обеспечение длительного пребывание на свежем воздухе.
1.4. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
1.5. Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности.
2.Воспитательные:
2.1. Формирование у детей навыков общения и толерантности.
2.2. Утверждение в сознании детей нравственной и культурной ценности.
2.3. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
2.4. Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
2.5. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности.
2.6. Формирование у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
2.7. Создание целостного подхода к воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.
3.Развивающие:
3.1. Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности каждого ребёнка.
3.2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью.
3.3. Формирование у учащихся теоретических знаний в области экологии, изучение истории родного края, привитие чувства любви к «своей малой Родине», расширение их кругозора.
3.4. Развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской работы, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления.
3.5. Обеспечение комплекса условий, способствующих раннему профориентированние формирования уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий.
3.6. Организация полноценного досуга детей.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Программа «Хранители» летнего оздоровительного лагеря «Радуга» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
— отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально—психологическими особенностями детей;
— создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
— взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
— активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность — это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
Направления деятельности программы «Хранители» городского летнего оздоровительного лагеря «Радуга»:
1. Эколого—краеведческое направление.
2. Художественно — эстетическое направление.
3. Спортивно—оздоровительная деятельность.
4. Патриотическое направление.
5. Духовно-нравственное направление
6. Языковое направление
7. Профориентационное направление
I. Экологическое направление. Задачи эколого—краеведческой деятельности: Воспитать бережное отношение к природе и обеспечить развитие экологического мышления по средствам:
— стимулирования детей к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
— раскрытию сущности происходящих экологических процессов;
— приобщению детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
— изучению эколого—санитарной обстановки на территории Красногвардейского района Санкт—Петербурга.
II. Художественно — эстетическое направление. Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их — значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. Задачи эстетической деятельности:
— пробуждать в детях чувство прекрасного;
— формировать навыки культурного поведения и общения;
— прививать детям эстетический вкус.
Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
III. Патриотическое направление. Задачи патриотической деятельности:
— пробуждать в детях чувство любви к Родине и семье;
— формирование уважительного отношения к памятникам истории и развитие интереса к изучению родного края;
— формирование национальной и религиозной терпимостей, развитие дружеских отношений;
— возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
IV. Оздоровительное направление. Данное направление способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Настраивает детей и их семьи к ведению здорового образа жизни.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами:
1. «Гимнастика на свежем воздухе» — гимнастический кружок
3. «Хоровая студия «Соловушка» — хоровая студия
4. «Шахматный клуб «Ферзь» — шахматно—шашечный кружок
5. «Волшебный мир бумаги» — кружок декоративно—прикладного творчества.
6. «Подвижные игры»— кружок спортивные игр
7. «Веселый карандаш»— кружок изобразительного
8. «Клуб «Happy English» — кружок игрового английского языка
9. «Клуб «Happy Deutsch» — кружок игрового немецкого языка
Кружковая деятельность включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении. Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
— изучение интересов детей;
— презентация кружков на линейке в начале смены;
— ознакомление детей с режимом работы кружков;
— деятельность ребят в кружках;
— текущее отражение результатов деятельности детей;
— подведение итогов работы кружков в конце смены.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы реализуется через следующие направления:
Спортивно—оздоровительное:
- Дневной сон;
- Медицинский осмотр;
- Ежедневная зарядка на свежем воздухе;
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- Подвижные игры на свежем воздухе;
- Гимнастика на свежем воздухе;
- Пионербол;
- Волейбол;
- Настольный теннис;
- Дартс;
- Футбол;
- Народная игра «Лапта».
Духовно—нравственное направление
- Мероприятия, посвященные Дню Рождения А.С. Пушкина;
- Мероприятия, посвященные Дню России;
- Мероприятия, посвященные Дню медицинского работника;
- Мероприятия, посвященные Дню начала войны;
- Викторины и игры на краеведческие темы.
Языковое направление:
- Клуб «Happy English»;
- Клуб «Happy Deutsch».
Профориентационное направление:
- Беседы и игры с вожатыми.
Профилактика детского травматизма:
- Тренировочная эвакуация;
- Инструктажи по ПБ, конкурсы рисунков, плакатов, викторины;
- Автогородок «Юный автомобилист».
Для обеспечения комфорта и психологической стабильности в детских коллективах к работе в лагере должен быть привлечен психолог.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, вожатых, родителей и пути реализации. Для этого предусмотрены следующие формы организации деятельности оздоровительного лагеря по реализации программы:
1. Массовые: праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования, выезды, квесты, линейки, награждения.
2. Групповые: спортивно—оздоровительные процедуры, отрядные дела, беседы, мастер—классы, тренинги, кружки.
3. Индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ и поручений.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы учитываются возрастные особенности детей 7—16 лет и значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, поэтому в основе механизма реализации программы лежит сюжетно—ролевая игра, как ведущий тип деятельности. Ценность сюжетно—ролевой игры заключается в развитии таких качеств как, настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы. Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а так же с радостью участвовал в предложенных мероприятиях и сохранял мотивацию на протяжении всей смены. Для выполнения этих условий необходимо выдержать следующие этапы.
I этап: Подготовительный (февраль—май)
Участие в городских совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании;
Знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
Проведение совещаний при директоре по подготовке помещений к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
Отбор кадров для работы в летнем лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря;
Организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;
Обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
Формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на основании заявлении родителей.
II этап: Организационный (первый день работы лагеря)
Встреча детей;
Начало реализации программы лагеря «Хранители»;
Линейка, открытие лагерной смены;
Знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря;
Оформление отрядных уголков, выбор названий, девиза, эмблемы, галстука для каждого отряда, подготовка творческой визитки отряда к торжественной линейке;
Формирование детских коллективов, формирование актива, выявление лидеров;
Создание и поддержание позитивного настроя в детском коллективе.
III этап: Основной (19 дней)
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей в различные виды коллективно—творческих дел;
Работа кружков, спортивных секций;
Выездные мероприятия;
Работа с социальными партнерами и родителями воспитанников;
Проведение мероприятий силами воспитателей, юных вожатых и стажеров совместно с педагогами дополнительного образования, учителями иностранных языков и педагогами—организаторами школы.
IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря)
Линейка, закрытие лагерной смены;
Вручение грамот и благодарностей;
Отчетный концерт, запуск воздушных змеев.
V этап: Аналитический (конец июня)
Подведение итогов работы;
Анализ отзывов о работе лагеря «Радуга» администрации, родителей и участников смены;
Оформление материалов смены, сдача отчетов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ожидаемый результат от реализации программы «Хранители» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»:
— Укрепление здоровья детей.
— Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
— Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в различных ситуациях.
— Создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
— Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями.
— Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
— Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
— Привитие навыков самообслуживания.
— Развитие чувства патриотизма.
— Воспитание уважение к родной природе и родному краю.
Программа «Хранители» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» раскрывает ответ на вопрос «Что ожидают дети от пребывания в летнем лагере?» (рисунок 1).
Рисунок 1 — Ответ на вопрос
«Что ожидают дети от пребывания в летнем лагере?»
Результат от реализации программы «Хранители» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» оценивается по следующим направлениям:
— Выявление мнения детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседы, анкетирование, шкала настроения, Ларец откровений).
— Усвоение норм и правил экологической грамотности, трансформация значительной их части в привычки детей.
— Наличие потребности в приобретении экологически — краеведческих знаний, ориентация на их практическое применение.
— Физическое развитие и оздоровление детей через спортивно — игровую деятельность.
— Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, учение, общение).
— Формирование способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.
— Отражение деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование, интервью, итоговые сборы отрядов.
— Награждение за активное участие в мероприятиях.
Успешная реализация программы «Хранители» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» невозможна без взаимодействия с социальными партнерами (рисунок 2).
Рисунок 2 — Возможные социальные партнеры для летнего лагеря
с дневным пребыванием детей «Радуга»
При реализации программы «Хранители» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» планируется сотрудничество с большим количеством социальных партнеров.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Чтобы оценить эффективность программы «Хранители» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» с воспитанниками лагеря необходимо проводить постоянный мониторинг и промежуточные анкетирования. Каждый день воспитанникам необходимо заполнять экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми (таблица 1).
Таблица 1 — Экран настроения
№ п/п |
Фамилия и имя воспитанника |
1.06.2017 |
… |
30.06.2017 |
|
1 |
|||||
… |
|||||
25 |
|||||
Условные обозначения «Цветопись» для экрана настроения» |
|||||
Восторг |
|||||
Радость, веселье |
|||||
Светлое, приятное чувство |
|||||
Спокойствие |
|||||
Грустное, неуверенное |
|||||
Тревога, напряжение |
|||||
Упадок сил, уныние |
|||||
Страх |
Дополнительно для анализа эффективности программы «Хранители» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» необходимо организовать «Ларец откровений». Он служит для того, чтобы получить от детей отзывы о проведенных мероприятиях и жизни в лагере. «Ларец откровений» должен постоянно находиться на территории лагеря на самом видном месте, чтобы сделать запись мог каждый желающий.
Для анализа эффективности реализации программы «Хранители» для городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» необходимо провести анкетирование среди детей. Причем, анкетирование необходимо провести дважды: в начале смены и в конце (таблица 2 и 3).
Таблица 2 — Анкета для детей (начало смены)
1. |
Как тебя зовут? |
|
2. |
Какой ТЫ? (напиши прилагательные, которые тебя характеризуют) |
|
3. |
Чем ты увлекаешься в свободное время? |
|
4. |
Был ли ты в нашем лагере в 2015 году, когда мы искали клад Капитана Джека Воробья? Какое мероприятие запомнилось тебе больше всего? |
|
5. |
Был ли ты в нашем лагере в 2016 году, когда мы путешествовали по Реке Времени? Какое мероприятие запомнилось тебе больше всего? |
|
6. |
Какие у тебя ожидания от этой смены? |
|
7. |
Продолжи фразу: «Я пришел в лагерь, чтобы…» |
Таблица 2 — Анкета для детей (конец смены)
Дорогой Друг! Предлагаем тебе заполнить эту анкету. В ней 13 вопросов и варианты ответов. Внимательно прочитай и отметь один вариант ответа (вариант, наиболее тебе близкий) к каждому вопросу. Анкетирование анонимное, твои данные в анкете указывать не надо. Наше отношение к тебе не зависит от того, как ты ответишь на вопросы. Результаты данного анкетирования будут использованы для подготовки рекомендаций (корректирующих и предупредительных мер), направленных на улучшение организации оздоровительного отдыха, поэтому просьба отнестись к анкетированию со вниманием. |
||
|
Твой возраст? |
6,5—11 лет 9—12 лет 13—16 лет 17—18 лет |
2. |
Частота пребывания в лагере? |
первые отдыхаю в лагере второй или третий раз отдыхаю в лагере более трех раз |
3. |
Понравилось ли тебе отдыхать в этом лагере? |
очень понравилось понравилось не понравилось совсем не понравилось |
4. |
Что больше всего тебя расстроило в лагере (напугало)? |
конфликты с другими детьми конфликты с воспитателями неинтересная программа лагеря бытовые условия в лагере ничего не расстроило свой ответ (указать) |
5. |
Чего ты ожидал от лагерной смены? |
возможности проявить себя приятного времяпровождения интересных экскурсий встреч с интересными людьми зрелищности и веселья узнать что—то новое ничего свой ответ (указать) |
6. |
Насколько оправдались твои ожидания? |
оправдались полностью, все было здорово могло быть и лучше программа была скучной и неинтересной мне запомнились только некоторые дни и мероприятия |
7. |
Кем ты был в течение смены? |
заинтересованным зрителем. активным участником всех дел пассивным наблюдателем отстраненным участником лидером |
8. |
Чему ты научился в лагере? Что было самым значимым? |
(указать) |
9. |
Считаешь, что в лагере безопасно, потому что? |
территория хорошо охраняется врач постоянно следит за нашим здоровьем нас научили действовать в случае пожара или других опасных ситуациях свой ответ (указать) |
10. |
Считаешь ли, что в лагере следят за твоим здоровьем? |
врач помог, когда я обратился врач каждый день интересовался здоровьем был медосмотр в первый день врача не было |
11. |
Доволен ли ты питанием в столовой? |
порция была достаточная, еда очень вкусная порция очень большая, еда всегда оставалась маленькая порция еды, преследовало чвство голода еда не вкусная не наедался, так как порция маленькая |
12. |
Что из бытовых условий тебе не понравилось? |
туалет игровая комната отрядная комната свой ответ (указать) |
13. |
Хотел бы ты еще раз отдохнуть в этом лагере? |
да, очень не очень нет не знаю |
РЕЖИМ ДНЯ
О том, что такое режим дня в лагере, знает каждый ребенок, который хотя бы раз бывал на таком отдыхе. Это некий перечень необходимых действий, которые дети должны выполнять ежедневно и без каких-либо отклонений. Однако это не значит, что режим представляет собой полный детализированный перечень дел. Он дает направление, «рассказывает», что именно надо делать в данный момент, а вот как – это уже элемент творчества и свободы каждого отдельно взятого ребенка. Стоит сказать о том, что режим дня в загородном лагере и лагере городском отличается. Схожие элементы, конечно же, имеются, но из-за ограниченного времени пребывания на протяжении суток в городском лагере режим дня будет несколько иным. Однако и там, и там будет время для еды, игр и отдыха, а также для творческой или трудовой деятельности.
День в ГЛОЛ «Радуга» начинается с приема детей, что происходит чаще всего в районе 8 часов утра. Далее обязательно проследует зарядка – важный элемент воспитания каждого ребенка. Потом – завтрак. Либо до завтрака, либо после может быть проведена линейка, где должны обсуждаться и планироваться дела детей на день. Далее следует творческое время, когда дети занимаются чем-то интересным или полезным. Возможны экскурсии, походы. В час дня наступает обед, после него – подготовка ко сну и тихий час. Следующий этап дня: подвижные игры на свежем воздухе (возможно, соревнования или турниры). Далее последует уход ребят домой, чаще всего это происходит в период с 17-00 до 18-00.
08.00—08.30 |
Открытие лагеря |
08.30—09.00 |
Зарядка. |
09.00—09.15 |
Утренняя линейка. |
09.15—09.30 |
Подготовка к завтраку. |
09.30—10.00 |
Завтрак. |
10.00—13.30 |
Работа по плану отрядов |
13.30—14.00 |
Обед. |
14.00—15.00 |
Тихий час. |
15.00—15.30 |
Полдник. |
15.30—18.00 |
Работа по плану отрядов |
18.00 |
Уход детей домой, анализ дня |
РАБОТА С ВОЖАТЫМИ
Главными и наиболее важными качествами человека в современном обществе становится конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, поскольку именно этот возраст является определяющим в его становлении и развитии. Для собственной успешности в обществе необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Любознательность, творчество, инициативность, честность, самокритичность, ответственность и трезвая оценка не только своих успехов, но и неудач, настойчивость, способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя, требовательность не только к другим, но и, в первую очередь, к себе, надежность – те качества, которые помогут молодому человеку приобрести уверенность в своих силах, раскрыть свой творческий потенциал, реализовать себя не только в профессиональной, но и в социальной сфере в современном мире.
Россия в наше время нуждается в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности, формирование соответствующего ряда компетенций, умения "вести за собой".
В последние несколько лет в педагогике широкое распространение получили идеи прагматизма. Само название «прагматическая педагогика» (pragma – дело, действие), определяет основной принцип обучения – обучение посредством активных действий. Основным методом в прагматической педагогике (автор концепции - Джон Дьюи) является метод проектов, сущность и ценность которого состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющиеся знания, умения и навыки при решении конкретных проблем.
Об актуальности использования метода проектов в развитии лидерских качеств личности свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Повышенное внимание педагогов к новому методу на сегодняшний день обусловлено также распространенной проблемой снижения мотивации обучающихся к познанию нового и поиском оптимальных путей ее решения. Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, умение или навык, что это дает, где может пригодиться в будущем. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения и воспитания, одним из которых становится метод проектов.
В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как их приобретать самостоятельно. Для обучающихся проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей. Для педагога проектная деятельность с использованием информационных технологий – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что проектная деятельность с использованием современных технических средств в обучении лидеров детских общественных объединений вожатскому мастерству на наш взгляд является одним из передовых и приоритетных методов.
Обучающиеся 6-8 классов, состоящие в ДиМОО "Палитра", занимаются изучением основ вожатского мастерства по программе «Я и моя команда». Однако ввиду постоянного совершенствования образования, ребятам была предложена новая методика - групповая проектная деятельность с использованием современных технических средств. Групповой вид проектирования обладает радом преимуществ перед индивидуальным:
у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен глубоко и разносторонне;
каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера и, наоборот, каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предполагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения, этот соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Во время работы над проектом обеспечиваются условия для равноправного и полноценного общения всех участников группы. Педагог, безусловно, ведет занятие, но его руководство носит неявный характер, он не должен подавлять, диктовать условия, навязывать свою точку зрения остальным.
Сценарий занятий должен иметь определенную схему. Первая часть должна быть разминочной, она предполагает формирование настроя на работу у участников группы и состоит из несложных психологических упражнений, игр, позволяющих обучающимся включиться в процесс. Основная часть предполагает реализацию конкретных задач занятия – овладение участниками специальными знаниями, умениями и навыками.
В конце занятия обязательно должны проводиться итоги, где участники высказывают свое мнение о ходе занятия, своих переживаниях, возникающих в процессе работы.
Успешный проект необходимо планировать, постоянно помня о его конечном результате, и организовывать вокруг основных концепций и понятий.
Подготовительный этап
В течение подготовительного этапа руководитель проекта готовит все необходимые материалы для работы (вводные презентации, литературу, анкеты, информационные ресурсы), планирует этапы проекта, разрабатывает комплекс занятий и мастер-классов, составляет календарь работы, прорабатывает дидактическую составляющую проекта, осуществляет выезды на профильные смены. Необходимо уделить особое внимание организационно-педагогическим условиям, в нашем случае это: организованный отдых обучающихся в городском оздоровительном лагере согласно плану мероприятий смены "По морям и океанам",обучение лидеров вожатскому мастерству, тренинги и мастер-классы.
В данном проекте были подготовлены видео-пособия "Лидерство. Лидер и команда","Что такое коллектив?", "Современный лидер, кто это" и другие, создана методическая копилка примера игр на сайте LearningApps.org, разработаны входная и итоговая анкеты для обучающихся. Участниками проекта выбрана тема, поставлена проблема, определено задание конкретной направленности, по завершении которого обучающиеся смогли оценить результаты своего труда, также определены группы и распределены роли. Определяющими факторами формирования групп стали: уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.
Основной этап
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы, производят самооценку проекта. В течение летней смены городского оздоровительного лагеря "Радуга" с учетом реализации плана работы лагеря, три раза в неделю проходили занятия, мастер-классы, игры, беседы, гостиные, круглые столы, подготовленные обучающимися по следующим темам: "Образ современного лидера", "История детского движения в России", "Игротека молодого вожатого", "Оформительская мастерская "Мастер на все руки", "Правовая гостиная «Я – ребенок, я – человек, я - гражданин России»", "КТД – Калейдоскоп Творческих Дел", "Формы КТД", "Правила организаторской деятельности (по А.Н. Лутошкину)", "Разработка и проведение игры-квеста от "А до Я". Все представленные материалы размещены на созданном совместно с педагогом сайте в соответствующих разделах.
Заключительный этап.
Презентация проекта, подведение итогов и оценивание.
Рассмотрим более подробно каждый этап.
Во время подготовительного этапа необходимо определить цель проекта, задачи, организационно-педагогические условия и направляющие вопросы проекта. Педагог предлагает учащимся список тем для проведения исследования. Темы подбираются в зависимости от состава участников, которые будут выполнять проект, при этом учитываются субъективная и объективная значимость работы, интерес и доступность изучаемого вопроса, возрастные особенности учащихся, уровень математической подготовки и профиль класса, в котором они обучаются.
Рассмотрению каждой темы посвящается одно занятие, которое также носит исследовательский характер. Здесь совместно с учащимися выделяются основные понятия, составляется план изучения темы, решаются «ключевые» задачи, выделяются проблемы и первоначальные цели исследования, дается обзор литературы. В итоге учащиеся должны самостоятельно выбрать тему исследования. Далее работа проходит в индивидуальном порядке через проведение консультаций.
Обзор литературы по выбранной теме. На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.
Целью нашего проекта стало "Создание благоприятных условий для самоопределения, саморазвития личности, воспитания у обучающихся лидерских качеств, реализации «Я – концепции» каждого ребенка (я - хочу, я - могу, я - должен!), формирование активной гражданской позиции, установление гуманных нравственно-здоровых отношений в социальной среде."
Для правильной постановки цели проекта вам могут помочь такие вопросы: Каких результатов должны достичь ваши обучающиеся в ходе реализации проекта? На какие стандарты вы нацелены? Далее необходимо сформулировать триаду направляющих вопросов, чтобы было легче ориентировать проект на содержание определенной темы и помочь учащимся сконцентрироваться на важных проблемах и концепциях.
В нашей разработке данный материал был представлен следующим образом:
Основополагающий вопрос:
Как развить в себе лидерские качества? Каким должен быть лидер Детского и Молодежного Общественного Объединения?
Каким должен быть настоящий вожатый?
Проблемные вопросы:
Зачем обществу нужны лидеры?
Как лидеры повлияли на историю России?
Какие качества личности необходимо развивать человеку для самореализации себя в роли лидера Детского и Молодежного Общественного Объединения и вожатого?
Учебные вопросы:
Лидер, кто это? Вожатый, кто это?
Каков имидж современного лидера?
Что такое вербальная и невербальная коммуникация?
Что такое коллектив?
Стадии развития коллектива.
Как разработать, организовать и провести игру?
Следующим важным блоком работы над проектом является разработка задач, решение которых позволит достигнуть желаемого результата.
Задачи проекта "Я и моя команда":
Обучающие:
обучение лидеров детского общественного объединения знаниям, умениям, навыкам работы в детском коллективе.
Развивающие:
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала детей, реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности и общения;
обеспечение вхождения детей в систему социальных связей.
Воспитательные:
воспитание уважения к нормам коллективной жизни, развитие гражданской ответственности как важнейшей черты личности;
формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношениям к людям), культуры общения;
воспитание социально-значимой целеустремленности, ответственности в деловых отношениях.
Следующий блок, к которому следует обратиться еще в начале работы над проектом - это оценивание. Его необходимо проводить на всех стадиях работы над проектом, так как дети легко могут уйти от намеченной первоначально цели. Текущее оценивание лежит в центре обучения проектной деятельности с использованием информационных технологий, и предоставляет возможность обучающимся показать их знания различными способами. Очень важно, чтобы обучающиеся вовлекались в процесс оценивания, для этого им необходимо предоставить:
информацию и четких критериях оценивания продуктов проектной деятельности;
возможность наблюдать за собственным прогрессом;
поддержку в определении новых целей развития проекта.
Основной этап работы над проектом с использованием информационных технологий начинается с поиска, отбора и изучения необходимой информации в научной литературе и сети интернет. Роль педагога в этом этапе сводится к помощи в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе обучающегося). Далее дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Организует консультации со специалистами, педагогами и интересными людьми. Наблюдает, советует, занимается обобщением результатов и выводов. Анализирует и синтезирует полученные результаты с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирует выводы совместно с обучающимися. Дети в свою очередь оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации, а педагог ненавязчиво контролирует, оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.
В нашей разработке мы обращается к проекту "Я и моя команда", в котором основной этап представлен совместной разработкой карты проекта, подготовкой материалов для обучающихся и их личными методическими копилками, описанных ранее.
Заключительным этапом работы является презентация проекта, итоговая оценка. Открытый отчет участников проекта о проделанной работе помогает им увидеть свой труд со стороны, выявить достоинства и недостатки, скорректировать дальнейшую работу над ним. Роль педагога в этот период сводиться к анализу проделанной обучающимися работы и достижении ими поставленной цели, постановке целесообразных вопросов в роли рядового участника. Немаловажную роль выполняет рефлексия. Участники проектной деятельности оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.
Метод проектов требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело, что мы можем наблюдать в реализации проектной деятельности на базе ГОЛ "Радуга". Участниками проекта "Я и моя команда" в ходе его реализации были подготовлены и проведены в роли вожатых на отрядах игры на сплочение, игры - квесты "Поиски клада Джека Воробья" и фото-квест по территории лагеря, воплощена краткосрочная досуговая программа"Добрый гость", конкурсы рисунков "Алые паруса" и "Мир глазами детей", а так же совместно подготовленные номера силами вожатых (лидеров ДиМОО "Палитра") и ребят (начиная от костюмов и декораций до музыкального сопровождения и постановки) к закрытию смены 26 июня 2015 года, где можно было диагностировать сплоченность коллектива и принятие ими лидера (вожатого).
Формы, методы и средства
Для поэлементного формирования проектных умений учащихся используются специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему проекта, совместное и самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на занятии, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, учебно-деловые игры, консультации, презентации и другие. Предпочтение отдается проблемному, эвристическому, поисковому, исследовательскому методам; из форм работы – индивидуальная и групповая работа, тренинги, «звездочка обдумывания», «мозговой штурм», семинары, «круглый стол» по обмену информацией, конференция. Средства обучения, применяемые в процессе работы, — видеоматериалы, иллюстрации, таблицы, учебная литература, дополнительная литература (хрестоматии, энциклопедии, научная и научно-популярная литература), интернет-ресурсы.
Поскольку каждая стадия, этап занимает определенное время и имеет логически законченное содержание, то можно установить соответствие этих стадий с «занятиями» и рассмотреть организационные формы этих «занятий».
Организационные формы «занятий»:
Погружение в проект. Формулирование проблемы, постановка цели. Рассказ, беседа, лекция. Планирование. Обсуждение вариантов. Самообразование. Продумывание хода деятельности. Беседа, самостоятельная работа, тренинги, «мозговой штурм», «звездочка обдумывания», ролевые и учебно-деловые игры. Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и операций). Проведение исследования, поисково-информационная деятельность и т. п.
Самостоятельная работа, практикум, консультация.
Презентация результатов (защита проекта). Обсуждение, ответы на вопросы. Занятие-презентация, «круглый стол», конференция. Беседа, консультация.
При работе над проектом особое место занимает групповая форма работы учащихся. Работа в группе при выполнении проектов позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие видов ролевой деятельности, воспитывает чувство долга, обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, способствует развитию коммуникативных навыков.
Отметим наиболее важные педагогические приемы, которые используются в методе проектов. Прежде всего педагогу нужно продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, проведение беседы, дискуссии по актуальности и значимости предстоящей работы над темой проекта.
Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», или «атаки мыслей», предложенного в 1941 г. А. С. Осборном. Педагог сообщает тему, цель и заинтересовывает обучающихся. Обучающиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения. Поведение педагога должно быть доброжелательным. Участникам предлагается высказать любую мысль – каждый учащийся выступает с краткими деловыми предложениями в свободной форме. Любые предложения фиксируются на доске. Можно встать на позицию другого и развить его идеи. Критика не допускается. Эксперты помогают кратко сформулировать мысли, которые фиксируют секретари. Учитель, эксперты, секретари поддерживают атаку мыслей с помощью реплик, стимулирующих напряженное и продуктивное мышление. Когда активность учащихся иссякла, и предложения не поступают, атака мыслей заканчивается. Возможен вариант, когда результатом является создание какого-либо продукта (чертеж, схема, план работы над проектом, модель и т. п.). Данный прием целесообразно применять на этапе погружения в проект и планирования работы над проектом, когда вырабатывается план действий, формулируются задачи каждого участника проекта, выбираются формы отчета, определяются способы сбора и анализа информации.
Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке педагогом и обучающимися вопроса, который, в свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретической и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу, проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся на каждом этапе проектирования.
В нашей работе мы использовали разнообразные формы, методы и средства в организации проектной деятельности в обучении вожатскому мастерству, так как считаем это наиболее оптимальным.
Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности. Благодаря проектной деятельности методкабинет школы постоянно пополняется новыми методическими и дидактическими пособиями. А самое главное – я увидела изменения в своих воспитанниках.
Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.)
У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний. Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности. Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, у нас много планов и проектов. Я уверена, что мы сможем достичь новых высот.
УЧЕБНО—МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М., 2003.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. / М.: Педагогическое общество России, 2004. — 224 с.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС—2. Коллективно—творческие дела. Интересные встречи. Песни. Аттракционы. Развлечения. Игры. Соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. / М.: Педагогическое общество России, 2004. — 96 с.
Григоренко Ю.Н. КИПАРИС—3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. / М.: Педагогическое общество России, 2005. — 160 с.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А.КИПАРИС—4. Здравствуй, наш лагерь! Учебно—практическое пособие для воспитателей и вожатых. / М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
Лебедева И.В. Занимательные игры для детей. — М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов—на—Дону: Издательский центр «МарТ», 2004. — 128 с. («Копилка советов»).
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8—11 классы). — М.: ВАКО, 2006
Авторская разработка — https://sites.google.com/site/komanda191/
Авторская разработка - Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Улыбка», Костромина Г.Д., 2014 год
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. / М.: Новая школа, 1994. (М.: МЦ «Вариант», 2002. — 224 с.)
Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков / Под ред. А.В. Волохова. М., 1997.
Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективно—творческих дел. — М., 1989
Игротека «Лидер 21 века». — Н.Новгород, 2006
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. — М. Педагогическое общество России, 2004.
Кинчер Дж. Книга о тебе.: 40 тестов самоисследований. Спб, 1996.
Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. — ж—л. «Классный руководитель» №4, 2006.
Конвенции ООН о правах ребёнка, принята от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
Корепанова Т.А. Поверь в себя! (тренинг уверенности в себе)// Досуг в школе. — 2005 — № 12 — с.З — 17.
Леванова Е.А. КИПАРИС—5. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. / М.: Педагогическое общество России, 2003. — 176 с.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. — М., 1986.
Маленкова Л.И. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
Программа центра подготовки вожатых «Перспектива». — Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
Пружинская В.Б., Фёдорова Л.Ф. Вожатому летнего оздоровительного лагеря. Сыктывкар, 2001г.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах (Текст): методическое пособие / М.И. Рожков — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. — М: Прогресс — Академия, 1992.
Статья «Коллективно—творческая деятельность в школе»// «Воспитание школьника».—2002.—№10; 2003.—№2.
Степанов С.Е. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания: методические рекомендации (Текст) / С.Е. Степанов, Л.М. Лузина.— М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
Титов С.В. Ура, каникулы! Библиотека вожатого. / М.: ТЦ «Сфера», 2004. 160 с.
Трушкин А.Г., Пивнен П.П., Абраухова В.В. Творчество в детском оздоровительном лагере. Книга для воспитателей и педагогов. / Ростов—на—Дону: Феникс, 2002. — 320 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273—ФЗ.
Филлипова Н.В. Оргсбор как школа самоорганизации. — Уфа, 2003.
Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: диссертация доктора педагогических наук: Ярославль, 2001 340 c.: 71 01—13/175—3
Щуркова Н.Е. За гранью урока. — М., 2004.
44