Программа организации летнего отдыха «СССР(Содружество Самых Современных Ребят)».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Управление образования администрации Ардатовского муниципального района
МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Врио начальника Управления образования администрации Ардатовского муниципального района ____________/Т.В.Суняйкина/ | | Утверждаю: Директор «Ардатовская CОШ» __________/ К.В.Кочетков/ |
ПРОГРАММА ЛАГЕРЯ
с дневным пребыванием детей
«СССР»
(Содружество Самых Современных Ребят)
Ардатов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка | 3 |
Содержание программы дополнительной общеобразовательной программы детского летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания. Концепция программы. Принципы программы. Нормативно-правовое обеспечение программы. Цели и задачи летнего оздоровительного лагеря. Кадровое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы детского летнего оздоровительного лагеря. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы детского летнего оздоровительного лагеря. Этапы реализации программы. Механизмы реализации дополнительной общеобразовательной программы детского летнего оздоровительного лагеря. План-сетка детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «CCCР» Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы детского летнего оздоровительного лагеря. Литература. | 4 4 5 7 8 9 11 11 12 15 16 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянной смены впечатлений, встречи с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в лагеря вне города, выехать к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Цель открытия лагеря дневного пребывания при МБОУ «АСОШ» - охватить как можно больше детей «группы риска» полноценным оздоровлением и занятостью с целью предупреждения бродяжничества и правонарушений среди несовершеннолетних подростков.
Учитывая эти факторы, нами создана программа организации летнего
отдыха «СССР(Содружество Самых Современных Ребят)».
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
В этом заключается актуальность программы. Одновременно следует отметить, что программа предусматривает сочетание оптимальной организации жизнедеятельности лагеря с оздоровительным и развивающим потенциалом окружающей среды. В таких условиях становится возможным оздоровление, формирование и развитие личности. Одним из важных направлений в реализации программы лагеря является вовлечение в его деятельность детей «группы риска» из социально – незащищенных, малообеспеченных семей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Концепция программы
Детство – счастливейшие годы жизни.
(Д.Пашков)
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная поддержка – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности выехать из города.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства дает возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование летнего отдыха при МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).
5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих. В ней уделено внимание профилактике правонарушений среди детей «группы риска», бродяжничества, профилактике сколиоза, плоскостопия, развитию координации движений, правильной осанки отдыхающих.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания при МБОУ ««Ардатовская средняя общеобразовательная школа» с социумом.
Координационно-педагогический компонент
в работе развивающей программы
Начальник
лагеря
Координаторы дополнительного образования
Координаторы по направлениям деятельности
Воспитатели
Родители
Координаторы
МВД и ГИБДД
Принципы программы
Программа летнего лагеря дневного пребывания для детей и подростков «Малышок» при МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений:
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности:
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания:
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
• отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
• создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках (дня);
• взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
• активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности:
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка:
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
• необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
• оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей:
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
• вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
• сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
• постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода:
Этот принцип определяет пять «граней»:
• грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
• грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
• грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
• грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
• грань личной ответственности («Я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного «Я»:
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
• при развитии детского самоуправления;
• при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
• при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия:
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
• добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
• доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
• в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Нормативно-правовое обеспечение программы
При разработке программы основными нормативными документами являются следующие:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Статья 12. Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования России от 13.07.2016 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием».
Федеральный закон от 28.12.2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части совершенствования регулирования организации отдыха и оздоровления детей»;
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 декабря 2017 года; №659 «Об утверждении Положения о порядке организации и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
Закон Республики Мордовия от 17 августа 2017 года №61-З “Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Мордовия” (с изменениями на 10 марта 2020 года)
Положение о летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «СССР»;
Постановление Главы Ардатовского муниципального района № 01-03/102 от 08.02.2022 года «Об организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья в период пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления в летний период 2018 года».
Постановление Правительства РМ №77_ от_20.02.2018_года «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета РМ бюджетам муниципальных районов в РМ и г.о.Саранск на организацию отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья в период пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
ЦЕЛЬ:
создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций у учащихся на основе включения их в разнообразную, общественно-значимую и личностно-привлекательную деятельность;
содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе;
воспитание у учащихся навыков культуры поведения, бережливости, заботы о своем здоровье;
развитие творческих способностей воспитанников лагеря.
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
оздоровление детей и сплочение различных детских коллективов в единый дружный коллектив;
создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности;
оздоровление детей и профилактика детских заболеваний;
закрепление общеразвивающих гимнастических упражнений;
закрепление правил личной гигиены отдыхающих, воспитание аккуратности, дисциплинированности во время еды в столовой;
развитие психических процессов детей (памяти, внимания, мышления, воображения, произвольной сферы, интеллектуального развития и др.);
развитие ловкости, воспитание у отдыхающих любви к спорту и здоровому образу жизни;
развитие у детей чувства единства и сплочения детского коллектива;
развитие познавательной активности и интересов;
развитие интересов к игровой деятельности;
повышение самооценки;
профилактика бродяжничества и правонарушений;
привитие навыков здорового образа жизни;
снижение эмоционального напряжения детей;
воспитание чувства личной ответственности у детей за свои дела и поступки;
воспитание навыков культурного поведения, этикета, бережливости;
воспитание у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте;
воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей
Адрес нахождения лагеря: 431860, Республика Мордовия, г.Ардатов, пер. М.Горького, д 2
Телефон: (83431) 31-1-72
Форма реализации программы детский оздоровительный лагерь при школе
Сроки реализации программы: с 03.06.2024 – 23.06.2024
Место реализации программы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Кадровое обеспечение (место работы, образование, стаж работы, должность лиц, участвующих в процессе реализации Программы)
Начальник летнего лагеря дневного пребывания Кичигина Г.Г. (высшее образование, учитель начальных классов)
Общее количество участников Программы - 75
Система организации контроля над исполнением программы осуществляется начальником лагеря Кичигиной Г.Г. и директором школы Кочеткова К.В.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ дневного пребывания «СССР»
Согласно штатному расписанию летнего оздоровительного лагеря это: начальник лагеря, медицинская сестра, воспитатели, повара, кухонный работник. Все специалисты не имеют установленных законодательством Российской Федерации ограничений на занятие соответствующей трудовой деятельностью, а также пройден медицинский осмотр в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и проведена санитарно-гигиеническая аттестация специалистов для работы в летнем оздоровительном лагере.
При приеме на работу в летний оздоровительный лагерь работники проходят инструктаж по технике безопасности, охране труда, правилам пожарной безопасности и охраны жизни людей на водных объектах, антитеррористической безопасности, предупреждению несчастных случаев с детьми.
Руководитель и работники детского летнего оздоровительного лагеря несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за пребывание детей в детском центре, их жизнь и здоровье.
Сферы деятельности воспитателя:
1. Работа с отрядом – обеспечение жизнедеятельности, помощи в самоопределении и самореализации каждому ребёнку; аналитическая работа.
2. Ведение творческой мастерской – демонстрация собственных способностей, реализация своего интереса, потенциала и желаний, предоставление детям возможности отдохнуть, научиться чему-то новому, совершенствовать свое мастерство, познакомиться с новыми формами организации досуга (подразумевает наличие программы занятий).
3. Работа в творческой группе, совете дела – помощь детям в организации и проведении коллективно – творческого дела, тематического дня (подразумевает наличие сценария или методической разработки по итогам работы).
4. Советы, совещания, планерки – фиксация профессионального личностного роста каждого воспитателя смены.
Требования к деятельности воспитателя:
-обеспечение сохранности жизни и здоровья ребёнка;
-индивидуальный подход к каждому ребёнку;
-удовлетворение интересов наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных пространств деятельности;
-предоставление ребёнку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели;
-одобрение результатов деятельности ребёнка в какой – либо области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности;
-предоставление ребёнку возможности вносить вклад в общее дело группы, возможности достижения успеха и признания этого успеха значимыми для ребёнка людьми;
-создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
-поощрение работы над проектами, предложенными самими детьми;
-исключение какого-либо давления на детей, создание обстановки доверия и открытости;
-помощь в организации самоанализа, оценивания ребёнком собственной деятельности, самостоятельного решения проблем;
-приоритетность результатов, полученных ребёнком;
-стремление к саморазвитию, профессиональному совершенствованию.
Цель деятельности воспитателей в смене - так организовать деятельность ребёнка или обеспечить такую её самоорганизацию, чтобы в этой деятельности сам ребёнок проявил себя соответствующим (наилучшим) образом и достиг максимально возможных практических результатов.
Материально-техническая база
Игровая зона
Мягкий уголок
Магнитофон
Телевизор
Компьютер
Мультимедийный проектор
DVD-плейер
Фотоаппарат
Настольные игры
Мячи
Скакалки
Куклы
Мягкие игрушки
Карандаши
Фломастеры
Альбомы
Раскраски
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
• проведение совещаний при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
• издание приказа по школе об организации летнего отдыха;
• разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «СССР»;
• подготовка методического материала для работников лагеря;
• отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
• составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап смены
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
• встреча детей, знакомство;
• запуск программы «СССР» ;
• формирование органов самоуправления,
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
• реализация основной идеи смены;
• вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
• работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены
Основной идеей этого этапа является:
• подведение итогов смены;
• выработка перспектив деятельности;
• анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей
Модули | Формы работы |
Организационный | • планирование • подготовка к лагерной смене • оформление уголка • подготовка материальной базы • определение обязанностей • подготовка к сдаче приемной комиссии • организация питания в школьном оздоровительном лагере |
Оздоровительный | • утренняя зарядка • закаливание • применение дыхательной гимнастики Стрельниковой и др. • встречи с медицинским работником • влажная уборка, проветривание • беседы о вредных привычках • организация питания воспитанников • спортивные праздники • экскурсии • подвижные игры |
Творческий | • коллективно-творческая деятельность • участие в мероприятиях • работа творческих мастерских • экскурсии с библиотеку • конкурсы • викторины |
Патриотический | • посещение музея • мероприятия • просмотр видеофильмов • беседы |
Нравственно-экологический | • экскурсии в природу • беседы о нравственности • викторины, конкурсы • мероприятия |
Социально-психологический | • работа педагога-психолога • анкетирование • индивидуальные беседы • групповая работа • аутогенные тренировки |
Режим работы летнего оздоровительного лагеря:
08.30 – 9.00 Сбор детей, утренняя зарядка
09.00 – 09.15 Утренняя линейка
09.15 – 10.00 Завтрак
10.00 – 12. 00 Работа по плану отрядов, работа кружков
12.00- 13.00 Оздоровительные мероприятия
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 14.30 Свободное время
14.30 Уход домой
Система мотивации и стимулирования участников программы
В лагере действует система поощрений:
Все дни смены ребята участвуют в различных творческих, интеллектуальных играх, полезных делах, конкурсах, соревнованиях. Ребята, которые активно принимают участие в мероприятиях лагеря, отмечаются почетными грамотами и благодарственными письмами от администрации лагеря.
Информационно – методическое обеспечение программы
С целью реализации программы в полном объеме необходимо создать информационно – методическое обеспечение, состоящее из следующих компонентов:
нормативно – правовой документации, регламентирующей деятельность лагеря (графики работы персонала, акт о приемке лагеря, режим дня, заявления от родителей, журналы инструктажей, медицинские книжки кадрового состава и т.д.)
должностных инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности;
проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и транспортировки детей и т.д.;
планы лагерных смен;
график дежурства педагогов- воспитателей по лагерю;
список и телефоны работников: библиотеки, СЭС, пожарной части, милиции и т.д.
Кроме нормативно-правовой базы, разработанного плана работы, необходимо иметь еще и наглядные материалы.
Самым важным в работе педагогического и детского коллективов является сохранение жизни и здоровья, поэтому в лагере должны быть оформлены:
1) Уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает в себя:
– правила поведения в лагере;
– памятку для родителей;
– основные причины детского дорожно-транспортного травматизма;
– безопасные маршруты в лагерь и обратно домой;
– сигналы тревоги и действия при экстренной эвакуации из здания;
– опасность обращения с взрывоопасными предметами;
– действия на улице в экстремальной ситуации;
– оказание первой помощи и др.
2) Уголок органа самоуправления лагеря (включает фамилии, имена детей, их обязанности; план работы и др.).
3) Уголок Лагеря.
В оформление по лагерю включены поздравления именинников, достижения во всех творческих конкурсах, фотографии, объявления и др.
Цель всего коллектива – создать условия, при которых дети не только интересно и с пользой проводят время, но и с удовольствием находятся в стенах учреждения. Для этого каждый педагогический коллектив исходит из своих возможностей, но работа по оформлению лагеря начинается за несколько дней до его открытия и продолжается в течение смены.
КОМПЕТЕНЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
5. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.
6. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей, личностный рост участников смены.
7. Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
· Лидерские способности.
· Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
· Умение общения с взрослыми.
· Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
· Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
· Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, анкетирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ:
1. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – М., 2007 г.
2. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база). - Волгоград: издательство « Учитель», 2006
3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
5. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
6. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
7. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. – М., 2008 г.
8. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.
9. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
10. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М., 2007 г.
11. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
12. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого: Организация работы. – М., 2008 г.
13. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2006 г.
14. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
15. Пашнина В.М. Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2008г.