Программа палаточного профильного туристско-спортивного лагеря «Юный спасатель-водник» (апробирована в Рязанской области)
Информационная карта программы
палаточного профильного туристско-спортивного лагеря
«Юный спасатель-водник».
1 | Полное наименование программы | Передвижной палаточный профильный туристско-спортивный лагерь |
2 | Цели и задачи программы | Основные цели и задачи, преследуемые организаторами лагеря: · формирование умений и навыков по следующим направлениям: - выживание в условиях автономного существования, - поисково-спасательные работы, - техника и тактика водного туризма, - первая доврачебная помощь в случае спасения на воде, - основы безопасности на воде; - ориентирование; · формирование навыков обеспечения безопасности туристских походов и путешествий; Дополнительные цели и задачи, преследуемые организаторами лагеря: · пропаганда активного и здорового образа жизни; · обмен опытом по организации среди учащихся; · установление дружеских связей между группами учащихся |
3 | Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | Учащиеся Рязанской области и г.Рязани (воспитанники туристских объединений ОГБОУ ДОД «ЦДЮТЭ») |
4 | Направление деятельности, направленность программы | -Туристско-спортивная и туристско-краеведческая направленности. |
5 | Краткое содержание программы | виды судов, специальное снаряжение туриста-водника; техника безопасности, страховка на воде, спасательные работы; занятия по медицине; правила соревнований по ТВТ; занятия по топографии, ориентированию; занятия по технике водного туризма; спортивные игры; комплексно-силовые упражнения, интеллектуальные игры и конкурсы |
6 | Ожидаемый результат | 1. Приобретение новых знаний и навыков в области водного туризма, выживания в природной среде, спасения на воде. 2. Укрепление здоровья воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни. 3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. 4. Воспитание бережного отношения к природе. 5.Воспитание патриотизма |
7 | Разработчик программы | Стовба О.М. - методист ОГБОУ ДОД «ЦДЮТЭ» Рязанской области. |
8 | Руководитель реализации программы | Кабочкин Р.В. – начальник туристского отдела ОГБОУ ДОД «ЦДЮТЭ» Рязанской области. |
9 | Педагогический коллектив, реализующий программу: - педагоги; - воспитатели; - вожатые; - координаторы; - инструкторы по физической культуре; - др. | Методисты и педагоги туристских объединений ОГБОУ ДОД «ЦДЮТЭ», студенты педагогических специальностей РГУ им.Есенина, инструктора ДЮТ |
10 | Почтовый адрес организации | ОГБОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий», почтовый адрес:390013, г. Рязань, ул. Вокзальная, д.32-А |
11 | Ф.И.О. руководителя организации | Котанс А.Я. директор рязанского ОГБОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий»
|
12 | Телефон, факс с указанием кода населенного пункта, электронный адрес организации | телефоны: 98-34-52, 98-34-53, (факс) 84912 98-34-53 htp: www/centrur.rzn.ru e-mail: centrur62@list.ru |
13 | Дата создания программы | 2014г. |
14 | Условия реализации программы | - Наличие полигона, акватории; - Наличие разработанных туристско-спортивных занятий на акватории; - Наличие карты полигона и окрестностей; - Специальное материально-техническое обеспечение. |
15 | Опыт реализации программы в условиях профильной (специализированной) смены или в условиях профильного лагеря | нет |
16 | Особая информация и примечания | Форма проведения полевой палаточный лагерь -Участниками лагеря могут быть учащиеся образовательных учреждений, воспитанники детских домов и школ-интернатов. -Участие в лагере могут принимать только команды. Все члены команды должны уметь плавать. |
______________
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема воспитания подрастающего поколения заботит каждого здравомыслящего человека. Но, к сожалению, отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведёт к самым негативным результатам.
Полевой профильный лагерь – это, прежде всего, активный отдых в условиях природной среды в форме полевого туристского лагеря на принципах самообслуживания. Юные туристы живут в палатках, разводят костры под присмотром инструктора, чинят снаряжение, исследуют новые просторы своей Родины, поют песни под гитару – все это увлекает детей в образовательный процесс лагеря.
В отличие от стационарного оздоровительного лагеря, участие детей в туристских походах, помимо чисто физической тренировки, дает возможность научить их мобилизовать силы для преодоления препятствий, быстро и самостоятельно принимать правильные решения, сохранять оптимизм и присутствие духа даже в неблагоприятной природной обстановке. Эти психологические качества формируются не в результате каких-то специальных воспитательных мероприятий, а вырабатываются самим образом жизни в туристском походе, требующем от его участника самостоятельности, самообслуживания и инициативы. В туристском путешествии человек становится участником коллективной деятельности, что формирует такие стороны характера как коммуникабельность, чувство локтя, товарищества, ответственность за порученное дело. Таким образом, походная обстановка стимулирует гармоничное развитие личности − умственное, нравственное и физическое.
Цель программы:
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в рамках полевого лагеря. Организация досуга детей в дни каникул, пропаганда здорового образа жизни, ориентация их на занятия физкультурой и спортом, пропаганда патриотизма.
Воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления исследовать неизведанное.
З адачи:
Закрепить основы туристской техники и практической подготовки к полевым выездам и водным походам, соревнованиям по спортивному туризму и выживанию в условиях природной среды, спасению в экстремальных ситуациях на воде.
Развить навыки по спортивному ориентированию и ориентированию на местности по топографическим картам.
Приобщить подростков к духовным, культурным и природным ценностям родного края; сформировать у них элементарные навыки бережного отношения к природе.
Воспитания чувства коллективности, взаимопомощи и коммуникабельности, любви к родной земле, путем изучения ее особенностей.
Способствовать формированию навыков здорового образа жизни в рамках полевого лагеря «Юный водник».
Программа туристско-спортивной смены рассчитана на детей с 10 до 16 лет. Детские объединения туристской направленности, в дальнейшем объединяются в отряды, по принципу равномерного распределения детей и их туристского опыта.
Отряды разновозрастные, но имеющие, примерно, одинаковый уровень туристской подготовки, исходя из такого принципа формирования отрядов, строится ежедневная программа занятий. Досуговые мероприятия проводятся во второй половине дня и после ужина.
Ежедневно проводятся комплексные силовые упражнения, а также беговые кроссы на 500 и на 1000 м, учебная станция завязывания морских узлов, представление команд, подготовка к конкурсу военно-патриотической песни, гребля на лодках, спасении у словного утопающего, оказании первой медицинской помощи, прохождение ворот на байдарках.
Традиционны для смены основные режимные моменты: подъем, зарядка, отбой, прием пищи, построение.
Содержание деятельности по направлениям программы.
Учебно-тематическое планирование программы.
№ п/п | Название | Часы | Краткое описание |
Туризм. Общие навыки. Водный туризм | |||
1 | Начальная общая туристская подготовка. Снаряжение.
| 4 | Виды снаряжения: палатки, рюкзаки. Выбор места для бивака. Установка палатки (разных типов). Укладка рюкзака в разных видах походов. Разведение костров, виды костров. Движение в пешем и водном походе, график, правила. Преодоление препятствий: овраги, ручьи, реки, пороги и шиверы. Соревнования: «Поставь бивуак». Соревнования: «Дистанция - водная» |
2 | Оказание первой доврачебной медицинской помощи
| 6 | Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи. ПМП при: простудах; порезах, кровотечениях; ушибах, переломах; потертостях, ожогах; отравлениях, утоплении. Правила транспортировки пострадавшего и утопающего. Викторина. |
Водный туризм. | |||
3 | Водный туризм. | 10 | Основы водного туризма. Техника безопасности и правила поведения на воде, в водном походе. Виды судов для сплава их особенности. Техника гребли на катамаране. Соревнования на катамаранах. |
Ориентирование | |||
4 | Спортивное ориентирование
| 6 | Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Компас. Азимуты - прямой и обратный. Спортивные карты. Знаки спортивных карт, основы ориентирования по спортивным картам. Соревнование по ориентированию. |
Основы выживания. | |||
5 | Школа выживания.
| 4 | Самодельные укрытия. Выбор типа укрытия. Место для укрытия. Односкатный навес. Шалаш. Практические занятия. Постройка самодельного укрытия. Отработка навыков по поиску естественных укрытий в лесу. Изготовление примитивных орудий труда из подручных материалов. Элементы выживания. |
6 | Станция обучения завязывания морских узлов.
| 4 | Морские узлы – классификация по использованию. Вязание узлов на время: прямой; контрольный; академический; шкотовый; булинь; встречный; простой проводник; "ушки"; "восьмерка"; карабинный; удавка; стремя; Конкурс « Вязка морских узлов» |
7 | Викторины и конкурсы лагерные.
| 16 | «По морям, по волнам…», конкурс страшных историй, «Оказание первой доврачебной медицинской помощи», «Новости лагеря», «Туристская азбука», «Лучший кулинар в походе», Шуточные старты- (посвящение у костра в туристы-водники) и др. |
Всего часов: | 50 часов |
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап.
подбор кадров, что важно для успешной реализации программы, кроме педагогических кадров, необходим подбор инструкторов по водному туризму (по одному на каждый отряд);
разработка занятий по ТВТ;
разработка занятий спасения на воде утопающего;
разработка положения о соревнованиях и их условия по технике водного туризма, ориентированию, выживанию;
разработка сценариев конкурсов и вопросов к викторинам.
II. Организационный этап включает:
знакомство и сплочение отрядов;
выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы:
занятия в рамках программ «Юный водник», «Юный спасатель» с детьми;
занятия в пределах полигона т/б «Серебряные пруды».
IV. Заключительный этап.
концерт-посвящение в туристы-водники;
психолого-социально-педагогический анализ результатов.
Программа профильной туристско-спортивной смены
«Юный спасатель – водник»
План учебных занятий.
День | Деятельность с детьми | примечание |
1 | Заезд. Размещение. Медицинский осмотр. Организационные мероприятия. | Организационный момент |
2 | Занятия по доврачебной медицинской подготовке и гигиене. Занятие по туризму (техника водного туризма). Подготовка к водному походу. Станция по обучению завязывания морских узлов. | Инструктаж по технике безопасности на воде. Тренировка. Сборка рюкзака. Открытие лагеря. |
3 | Начальная общая туристская подготовка. «По морям, по волнам…» | Заплыв в спасательных жилетах. Конкурс отрядной песни и бивуаков. |
4 | Водный туризм. Туристская азбука. | Спасательные работы на воде. Викторина. Конкурс узлов. |
5 | Занятия по физической культуре. Станция доврачебной медицинской помощи | Кросс. Тренировка по доврачебной помощи. |
6 | Водный туризм. Оказание первой доврачебной медицинской помощи. | Тренировка по ТВТ. Викторина. |
7 | Школа выживания. «Лучший кулинар в походе». | Конкурс на лучшее убежище от дождя и наводнения. Конкурс поваров. |
8 | Ориентирование на местности. «Новости лагеря» | Квест с ориентированием. Конкурс газет. |
9 | Занятия по водному туризму. «Люблю свою отчизну…» | Техника гребли на катамаране. Краеведческая викторина. |
10 | Занятие по водному туризму. «Туристы-водники» | Соревнования: ТВТ Конкурс поделок из природного материала. |
11 | Основы ориентирования на местности. «Зеленый байдарочник» | Соревнование: «Лабиринт». Конкурс страшных историй. |
12 | Подготовка к посвящению в туристы - водники. «Мамбобол». | Репетиции. Футбол туристов. |
13 | Посвящение в туристы. Вечерний костер. | Репетиции. Шуточные старты- (посвящение у костра). |
14 | Закрытие смены. Отъезд. | |
Ожидаемые результаты
1. Приобретение новых знаний и навыков в области водного туризма, поисково-спасательных работ на воде и выживания в природной среде.
2. Укрепление здоровья воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
4. Воспитание патриотизма.
5. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы профильной туристско-спортивной смены необходимо разнообразное туристское и спортивное оборудование, которое лучше всего разбить по блокам программы:
Туристская подготовка - палатки (желательно разных типов и размеров), рюкзаки, пенки, спальники, котлы и костровое оборудование.
Водный туризм – катамаран, рафты, спасательные жилеты, весла, каски.
Спортивный туризм – репшнуры, обвязки, различное специальное снаряжение.
Ориентирование – карты (спортивные и топографические), компасы.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»
Рязань, 2014 г