Программа палаточного профильного туристско-спортивного лагеря «Юный спасатель-водник» (апробирована в Рязанской области)

6
0
Материал опубликован 20 March в группе

Информационная карта программы

палаточного профильного туристско-спортивного лагеря

«Юный спасатель-водник».


1

Полное наименование программы


Передвижной палаточный профильный туристско-спортивный лагерь

2

Цели и задачи программы


Основные цели и задачи, преследуемые организаторами лагеря:

· формирование умений и навыков по следующим направлениям:

- выживание в условиях автономного существования,

- поисково-спасательные работы,

- техника и тактика водного туризма,

- первая доврачебная помощь в случае спасения на воде,

- основы безопасности на воде;

- ориентирование;

· формирование навыков обеспечения безопасности туристских походов и путешествий;

Дополнительные цели и задачи, преследуемые организаторами лагеря:

· пропаганда активного и здорового образа жизни;

· обмен опытом по организации среди учащихся;

· установление дружеских связей между группами учащихся

3

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)

Учащиеся Рязанской области и г.Рязани (воспитанники туристских объединений ОГБОУ ДОД «ЦДЮТЭ»)

4

Направление деятельности, направленность программы

-Туристско-спортивная и туристско-краеведческая направленности.


5

Краткое содержание программы


виды судов, специальное снаряжение туриста-водника;

техника безопасности, страховка на воде, спасательные работы;

занятия по медицине;

правила соревнований по ТВТ;

занятия по топографии, ориентированию;

занятия по технике водного туризма;

спортивные игры;

комплексно-силовые упражнения,

интеллектуальные игры и конкурсы

6

Ожидаемый результат


1. Приобретение новых знаний и навыков в области водного туризма, выживания в природной среде, спасения на воде.

2. Укрепление здоровья воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.

3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.

4. Воспитание бережного отношения к природе.

5.Воспитание патриотизма

7

Разработчик программы


Стовба О.М. - методист ОГБОУ ДОД «ЦДЮТЭ» Рязанской области.


8

Руководитель реализации программы


Кабочкин Р.В. – начальник туристского отдела ОГБОУ ДОД «ЦДЮТЭ» Рязанской области.


9

Педагогический коллектив, реализующий программу:

- педагоги;

- воспитатели;

- вожатые;

- координаторы;

- инструкторы по физической культуре;

- др.



Методисты и педагоги туристских объединений ОГБОУ ДОД «ЦДЮТЭ», студенты педагогических специальностей РГУ им.Есенина, инструктора ДЮТ

10

Почтовый адрес организации


ОГБОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий»,

почтовый адрес:390013, г. Рязань, ул. Вокзальная, д.32-А


11

Ф.И.О. руководителя организации


Котанс А.Я. директор рязанского ОГБОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий»

12

Телефон, факс с указанием кода населенного пункта, электронный адрес организации


телефоны: 98-34-52, 98-34-53,

(факс) 84912 98-34-53

htp: www/centrur.rzn.ru

e-mail: centrur62@list.ru

13

Дата создания программы


2014г.

14

Условия реализации программы


- Наличие полигона, акватории;

- Наличие разработанных туристско-спортивных занятий на акватории;

- Наличие карты полигона и окрестностей;

- Специальное материально-техническое обеспечение.

15

Опыт реализации программы в условиях профильной (специализированной) смены или в условиях профильного лагеря


нет

16

Особая информация и примечания

Форма проведения полевой палаточный лагерь

-Участниками лагеря могут быть учащиеся образовательных учреждений, воспитанники детских домов и школ-интернатов.

-Участие в лагере могут принимать только команды. Все члены команды должны уметь плавать.



______________


Пояснительная записка.

В настоящее время проблема воспитания подрастающего поколения заботит каждого здравомыслящего человека. Но, к сожалению, отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведёт к самым негативным результатам.

Полевой профильный лагерь – это, прежде всего, активный отдых в условиях природной среды в форме полевого туристского лагеря на принципах самообслуживания. Юные туристы живут в палатках, разводят костры под присмотром инструктора, чинят снаряжение, исследуют новые просторы своей Родины, поют песни под гитару – все это увлекает детей в образовательный процесс лагеря.

В отличие от стационарного оздоровительного лагеря, участие детей в туристских походах, помимо чисто физической тренировки, дает возможность научить их мобилизовать силы для преодоления препятствий, быстро и самостоятельно принимать правильные решения, сохранять оптимизм и присутствие духа даже в неблагоприятной природной обстановке. Эти психологические качества формируются не в результате каких-то специальных воспитательных мероприятий, а вырабатываются самим образом жизни в туристском походе, требующем от его участника самостоятельности, самообслуживания и инициативы. В туристском путешествии человек становится участником коллективной деятельности, что формирует такие стороны характера как коммуникабельность, чувство локтя, товарищества, ответственность за порученное дело. Таким образом, походная обстановка стимулирует гармоничное развитие личности − умственное, нравственное и физическое.


Цель программы:

Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в рамках полевого лагеря. Организация досуга детей в дни каникул, пропаганда здорового образа жизни, ориентация их на занятия физкультурой и спортом, пропаганда патриотизма.

Воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления исследовать неизведанное.


З t1710959404aa.jpg адачи:

Закрепить основы туристской техники и практической подготовки к полевым выездам и водным походам, соревнованиям по спортивному туризму и выживанию в условиях природной среды, спасению в экстремальных ситуациях на воде.

Развить навыки по спортивному ориентированию и ориентированию на местности по топографическим картам.

Приобщить подростков к духовным, культурным и природным ценностям родного края; сформировать у них элементарные навыки бережного отношения к природе.

Воспитания чувства коллективности, взаимопомощи и коммуникабельности, любви к родной земле, путем изучения ее особенностей.

Способствовать формированию навыков здорового образа жизни в рамках полевого лагеря «Юный водник».

t1710959404ab.jpg

Программа туристско-спортивной смены рассчитана на детей с 10 до 16 лет. Детские объединения туристской направленности, в дальнейшем объединяются в отряды, по принципу равномерного распределения детей и их туристского опыта.



t1710959404ac.jpg

Отряды разновозрастные, но имеющие, примерно, одинаковый уровень туристской подготовки, исходя из такого принципа формирования отрядов, строится ежедневная программа занятий. Досуговые мероприятия проводятся во второй половине дня и после ужина.

t1710959404ad.jpg

Ежедневно проводятся комплексные силовые упражнения, а также беговые кроссы на 500 и на 1000 м, учебная станция завязывания морских узлов, представление команд, подготовка к конкурсу военно-патриотической песни, гребля на лодках, спасении у t1710959404ae.jpg словного утопающего, оказании первой медицинской помощи, прохождение ворот на байдарках.

Традиционны для смены основные режимные моменты: подъем, зарядка, отбой, прием пищи, построение.


Содержание деятельности по направлениям программы.

Учебно-тематическое планирование программы.

№ п/п

Название
блока

Часы

Краткое описание

Туризм. Общие навыки. Водный туризм

1


Начальная общая туристская подготовка.

Снаряжение.


t1710959404af.jpg

4

Виды снаряжения: палатки, рюкзаки. Выбор места для бивака.

Установка палатки (разных типов). Укладка рюкзака в разных видах походов.

Разведение костров, виды костров.

Движение в пешем и водном походе, график, правила.

Преодоление препятствий: овраги, ручьи, реки, пороги и шиверы.

Соревнования: «Поставь бивуак».

Соревнования: «Дистанция - водная»

2

Оказание первой доврачебной медицинской помощи

t1710959404ag.jpg

6

Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи.

ПМП при: простудах; порезах, кровотечениях; ушибах, переломах; потертостях, ожогах; отравлениях, утоплении. Правила транспортировки пострадавшего и утопающего. Викторина.

Водный туризм.

3

Водный туризм.

t1710959404ah.jpg

10



Основы водного туризма.

Техника безопасности и правила поведения на воде, в водном походе. Виды судов для сплава их особенности.

Техника гребли на катамаране.

Соревнования на катамаранах.




Ориентирование





4


Спортивное ориентирование


t1710959404ai.jpg




6

Понятие о карте. Условные знаки топографических карт.

Компас.

Азимуты - прямой и обратный.

Спортивные карты. Знаки спортивных карт, основы ориентирования по спортивным картам. Соревнование по ориентированию.

Основы выживания.

5


Школа выживания.

t1710959404aj.jpg

4

Самодельные укрытия. Выбор типа укрытия. Место для укрытия. Односкатный навес. Шалаш.

Практические занятия. Постройка самодельного укрытия. Отработка навыков по поиску естественных укрытий в лесу.

Изготовление примитивных орудий труда из подручных материалов. Элементы выживания.

6



Станция обучения завязывания морских узлов.


t1710959404ak.jpg

4

Морские узлы – классификация по использованию.

Вязание узлов на время: прямой; контрольный; академический; шкотовый; булинь; встречный; простой проводник; "ушки"; "восьмерка"; карабинный; удавка; стремя;


Конкурс « Вязка морских узлов»


7


Викторины и конкурсы лагерные.


t1710959404al.jpg

16

«По морям, по волнам…», конкурс страшных историй, «Оказание первой доврачебной медицинской помощи»,

«Новости лагеря», «Туристская азбука»,

«Лучший кулинар в походе»,

Шуточные старты- (посвящение у костра в туристы-водники) и др.


Всего часов:

50 часов


Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап.

подбор кадров, что важно для успешной реализации программы, кроме педагогических кадров, необходим подбор инструкторов по водному туризму (по одному на каждый отряд);

разработка занятий по ТВТ;

разработка занятий спасения на воде утопающего;

разработка положения о соревнованиях и их условия по технике водного туризма, ориентированию, выживанию;

разработка сценариев конкурсов и вопросов к викторинам.


II. Организационный этап включает:

знакомство и сплочение отрядов;

выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

формирование законов и условий совместной работы;

подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы:

занятия в рамках программ «Юный водник», «Юный спасатель» с детьми;

занятия в пределах полигона т/б «Серебряные пруды».

IV. Заключительный этап.

концерт-посвящение в туристы-водники;

психолого-социально-педагогический анализ результатов.


Программа профильной туристско-спортивной смены

«Юный спасатель – водник»


План учебных занятий.

День

Деятельность с детьми

примечание

1

Заезд. Размещение. Медицинский осмотр.

Организационные мероприятия.

Организационный момент

2

Занятия по доврачебной

медицинской подготовке и гигиене.

Занятие по туризму (техника водного туризма).

Подготовка к водному походу.

Станция по обучению завязывания морских узлов.

Инструктаж по технике безопасности на воде. Тренировка. Сборка рюкзака.

Открытие лагеря.

3

Начальная общая туристская подготовка.



«По морям, по волнам…»

Заплыв в спасательных жилетах.

Конкурс отрядной песни и бивуаков.

4

Водный туризм.


Туристская азбука.

Спасательные работы на воде.

Викторина. Конкурс узлов.

5

Занятия по физической культуре.


Станция доврачебной медицинской помощи

Кросс.

Тренировка по доврачебной помощи.

6

Водный туризм.


Оказание первой доврачебной медицинской помощи.

Тренировка по ТВТ.


Викторина.

7

Школа выживания.



«Лучший кулинар в походе».

Конкурс на лучшее убежище от дождя и наводнения.

Конкурс поваров.

8

Ориентирование на местности.


«Новости лагеря»

Квест с ориентированием.

Конкурс газет.

9

Занятия по водному туризму.


«Люблю свою отчизну…»

Техника гребли на катамаране.

Краеведческая викторина.

10

Занятие по водному туризму.


«Туристы-водники»

Соревнования: ТВТ

Конкурс поделок из природного материала.

11

Основы ориентирования на местности.


«Зеленый байдарочник»

Соревнование: «Лабиринт».

Конкурс страшных историй.

12

Подготовка к посвящению в туристы - водники.

«Мамбобол».

Репетиции.

Футбол туристов.

13


Посвящение в туристы. Вечерний костер.

Репетиции.

Шуточные старты- (посвящение у костра).

14

Закрытие смены. Отъезд.


Ожидаемые результаты

1. Приобретение новых знаний и навыков в области водного туризма, поисково-спасательных работ на воде и выживания в природной среде.

2. Укрепление здоровья воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

4. Воспитание патриотизма.

5. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы профильной туристско-спортивной смены необходимо разнообразное туристское и спортивное оборудование, которое лучше всего разбить по блокам программы:

Туристская подготовка - палатки (желательно разных типов и размеров), рюкзаки, пенки, спальники, котлы и костровое оборудование.

Водный туризм – катамаран, рафты, спасательные жилеты, весла, каски.

Спортивный туризм – репшнуры, обвязки, различное специальное снаряжение.

Ориентирование – карты (спортивные и топографические), компасы.

t1710959404am.png

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»



                                                           t1710959404an.gif



t1710959404ao.gif


                                                                 Рязань, 2014 г

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации