Программа патриотического воспитания школьников «Будущее за нами»
Образовательная программа
«Будущее за нами!»
Направленность:
гражданско-патриотическое воспитание
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель (разработчик):
Коляго Алёна Константиновна
Учитель русского языка и литературы
2021 год
Паспорт программы……………………………………………………………….……..
Актуальность программы……………………………………………………….………
Основные принципы……………………………………………………………….……
Основные направления реализации программы…………………………….…….….
Условия реализации программы………………………………………………………
Механизм реализации программы……………………………….…………………....
Оценка эффективности реализации программы…………………………….…….…
Результаты реализации программы…………………………………………………...
Ресурсное обеспечение программы…………………………………………………...
Этапы реализации программы…………………………………………………………
Содержание программы……………………………………………………………..…
План мероприятий по реализации программы…………………………………...…..
План традиционных мероприятий школы……………………………………..……...
Примерные темы классных часов и бесед………………………………………….……
Литература………………………………………………………………………...…….
Приложение……………………………………………………………………….…….
Паспорт программы.
Наименование программы | Программа патриотического воспитания школьников МБОУ СОШ с. Шафраново |
Основной разработчик программы | Коляго Алёна Константиновна – учитель русского языка и литературы |
Цель программы | Формирование активной гражданской позиции, общественной активности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов. |
Задачи программы | Воспитание гражданина, любящего свою Родину. Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности. Воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны. Формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину. |
Сроки реализации программы | 2021-2024 гг |
Исполнители основных мероприятий программы | Обучающиеся 1–11-х классов, педагогический коллектив школы, родители. |
Основные мероприятия - программы | Создание нормативной и содержательной базы патриотического воспитания обучающихся общеобразовательного учреждения. Система мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания школьников. Организационно-педагогическое обеспечение Программы. Освещение опыта патриотического воспитания и издательская деятельность. |
Контроль за исполнением программы | Контроль за деятельностью по реализации Программы осуществляет администрация (директор, заместитель директора по воспитательной работе) общеобразовательного учреждения. Практическую работу осуществляет педагогический коллектив. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Реализация Программы будет способствовать формированию и развитию гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся. |
Актуальность программы.
Программа разработана на основе государственной программы патриотического воспитания гражданина Российской Федерации.
Распад СССР и потеря национальной идеи оказало большое влияние на развитие гражданско-патриотического воспитания, но мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества1.
В процессе становления личности учащихся, патриотическое воспитание выступает важнейшим инструментом формирования гражданского самосознания. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Таким образом, патриотизм исключает замыкание человека в узких национальных интересах, так как он включает в себя уважение к другим странам и народам, к их национальным традициям и обычаям. Культура межнациональных отношений способствует поддержанию дружеских связей между различными народами и утверждает в сознании человека, в процессе его морального развития, понимание значимости общечеловеческих ценностей. Без понимания этого невозможно полноценное развитие государства.
Цель программы:
Формирование активной гражданской позиции, общественной активности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов.
Задачи программы:
Воспитание гражданина, любящего свою Родину.
Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.
Воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны.
Формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.
Настоящая программа предназначена для обучающихся 1 – 11 классов.
Цель программы охватывает всю структуру педагогического процесса, включая учебные и внеурочные занятия.
Решения поставленных задач данной Программы позволяют сделать воспитательный процесс более разнообразным и должна помочь учащимся создать условия для освоения нравственных ценностей. Именно эти задачи решают различные воспитательные направления Программы:
- учебная деятельность;
- здоровьесбережение;
- правовое воспитание;
- эколого - краеведческое воспитание;
- нравственно-эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание;
Программа составлена на основе принципов, научности, системности, доступности, толерантности и рассчитана на три года.
К формированию развития личности защитника Отечества необходимо подходить с учетом возрастных категорий учащихся 1-11 классов. Для этого их необходимо разделить на категории: 1-4, 5-9, 10-11 классы.
I категория: учащиеся 1–4-x классов.
Воспитание уважения и любви к Отечеству у школьников младших классов выстраивается с учетом недостаточного жизненного опыта. Этот процесс является длительным и требует системного подхода в формировании знания о своей Родине. В процессе воспитания необходимо развить чувство гордости за свою страну, рассказывая о подвигах героев, об истории страны.
II категория: учащиеся 5–9-х классов.
В подростковом возрасте формируется потребность к обобщению и анализу явлений и фактов действительности, вырабатываются собственные взгляды на все их окружающее. Самым главным в патриотическом воспитании подростков и в формировании ценностных ориентиров, становится участие в военно-патриотической деятельности.
III категория: учащиеся 10-11-х классов.
В этом подростковом возрасте продолжает формирование интеллектуального и физического развития, а также профессионального самоопределения и научного мировоззрения. Поэтому к сознательному выбору профессии учащихся должна подготовить именно школа. В учебно-воспитательном процессе 10-11 классов необходимо не только знакомить обучающихся с разнообразием профессий, но и формировать ответственность за будущее своей Родины.
Основные принципы патриотического воспитания.
Преемственность.
Патриотическое воспитание учащихся начальных классов продолжается в средних и старших классах.
Непрерывность.
На всем протяжении воспитательного процесса необходимо не допустить потери интереса к пополнению знаний.
Доступность.
Соотнесение характера и содержания учебного материала с уровнем подготовленности детей.
Системность.
Принцип системности в процессе воспитания учащихся осуществляется при взаимосвязанном формировании представлений о патриотизме и его отношения к окружающему миру.
Научность.
Принцип научности реализуется на основе изучения достоверных сведений об истории страны и родного края.
Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание программы на основе ценностных ориентаций.
Основные направления реализации программы.
система тематических, творческих классных часов;
учебная деятельность через предметы;
проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
создание и проведение познавательных игр, викторин, способствующих реализации целей программы;
выставка творческих работ;
организация работы ЮИД пионерская организация, волонтеры Победы, юнармейцы;
система мероприятий школьной библиотеки.
Организации, участвующие в реализации Программы
ГИБДД Альшеевского муниципального района
РОВД
Альшеевского муниципального района
МБОУ ДО Дом пионеров и школьников Альшеевского района
ДЮСШ
Альшеевского района
МКУ Отдел образования Альшеевского района
МБОУ СОШ
с. Шафраново
Военный комиссариат Альшеевского района
МБУ Социально-культурный центр Альшеевского района
Библиотека
с. Шафраново
МЦ "Семья" служба семьи в Альшеевском районе
Среда для реализации программы патриотического воспитания
Клуб «ЮИД»
Волонтеры
Победы
Пионерская организация «Пионеры Башкортостана»
Социальный педагог
Инспектор ОДН
Обучающийся
Психолог
Юнармейцы
Администрация МБОУ СОШ
с. Шафраново
Классный руководитель
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
Учебная и методическая работа по организации патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации;
Постановление Российской Федерации «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями на 30 марта 2020 года)
Программа Министерства образования Республики Башкортостан по патриотическому воспитанию обучающихся республики на 2016-2020 годы.
План мероприятий по военно-патриотическому воспитанию обучающихся образовательных учреждений Альшеевского района на 2016 - 2017 учебный год
Кадровые условия:
педагоги;
педагоги дополнительного образования;
социальный педагог
психолог;
заместитель директора по ВР
инспектор ОДН
Материально-технические условия:
Учебное пространство
Кабинет психолога и соц. педагога
Спортивное пространство
Трудовое пространство
Компьютерный класс
Кабинет ОБЖ
Актовый зал
Организационные условия:
Повышение юридической грамотности учащихся посредством предоставления информации о правовой системе России, о личных правах и свободах гражданина и об основных отраслях и нормах права;
Профилактика противоправного поведения и противоправных действий;
Создание условий для саморазвития зрелой личности;
Вовлечение учащихся в социально значимые дела.
Методическое обеспечение:
Повышение уровня методической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
Работа по изучению новых нормативных документов и методик по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся;
Обобщение и распространение педагогического опыта по вопросу патриотического воспитания.
Механизм реализации.
Контроль за реализацией данной Программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и директор школы.
Важно включить патриотическое воспитание в учебно-воспитательную и методическую работу в школе
№ п/п | Содержание работы | Срок | Ответственные |
Информационное обеспечение. | |||
1 | Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по вопросам патриотического воспитания. | | Администрация школы |
2 | Проведение ШМО учителей (знакомство с методиками, обмен опытом) | | Психолог, зам. директора по ВР |
3 | Рассмотрение на педагогических советах вопросы по патриотическому воспитанию | | Зам. директора по ВР |
Методическое обеспечение программы. | |||
1 | Выставка и обзор литературы по патриотическому воспитанию | | Зам. директора по ВР, библиотекарь |
2 | Изучение методической литературы | | Зам. директора по ВР, классные руководители |
3 | Изготовление брошюр по патриотическому воспитанию учащихся | | Зам. директора по ВР, классные руководители |
4 | Оформление методической копилки | | Зам. директора по ВР, библиотекарь |
Работа с педагогическими кадрами. | |||
1 | Проведение в школе физкультурно-оздоровительной работы и спортивно-массовых мероприятий (в учебное и каникулярное время). Работа детских школьных объединений по подготовке и проведению конкурсов (школьных, районных, республиканских) по патриотическому воспитанию. | | Заместители директора по УВР, ВР, ШМО учителей, учитель физической культуры |
Создание условий для сотрудничества учителей, родителей, общественности. | |||
1 | Общешкольные родительские собрания | | Администрация школы, классные руководители, психолог, соц. педагог |
2 | Заседание родительского комитета по вопросу патриотического воспитания | | Родительский комитет, зам. директора по ВР |
Контроль, анализ и регулирование программы. | |||
1 | Посещение занятий с целью контроля за соблюдением требований к организации воспитательного процесса Проверка содержания мероприятия Анализ результатов воспитательной работы | | Администрация школы |
Материально-техническая поддержка программы. | |||
1 | Учебные кабинеты, библиотека, музей, актовый зал, спортивный зал, спортивный инвентарь, спортивная площадка, музыкальная аппаратура, оргтехника, прикладной материал. |
| Администрация, заведующие кабинетами, учитель физической культуры, библиотекарь |
Оценка эффективности реализации программы.
Результаты проведенной работы по Программе оцениваются исходя из нравственно-духовных и количественных параметров (анкетирование, опрос, наблюдение, мониторинг, изучение)
Нравственно-духовные параметры:
Умение работать и действовать как в коллективе, так и индивидуально;
Знание своих прав и обязанностей и умение применять их на практике;
Умение принимать правильные решения и нести ответственность за свои действия;
Готовность к образованию и участию в общественно-полезных делах;
Уважение чести и достоинства других граждан;
Гражданственность.
Количественные параметры:
Включенность каждого учащегося в воспитательный процесс;
Проведение мероприятий на патриотическую тематику (конкурсы, соревнования, волонтерские движения).
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается формирование и развитие гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся и выпускников:
В школьной образовательной системе:
формирование системы патриотического воспитания;
пополнение содержания патриотического воспитания;
включение в систему патриотического воспитания всех субъектов образовательной деятельности.
В лице выпускника:
развитие творческой личности;
готовность нести ответственность за судьбу страны;
гордость за военные и трудовые подвиги предыдущих поколений;
формирование личности с активной жизненной позицией;
принятие обучающимися высших ценностей, ориентиров и идеалов.
Программа отражает все критерии необходимые для воспитания гражданина своей Родины. Результатом Программы будет активная гражданская позиция и патриотическое сознание, как основа личности гражданина России.
Достигнутые результаты работы по программе патриотического воспитания.
В урочное и внеурочное время формированием мировоззрения у учащихся занимались классные руководители и учителя-предметники. Была проделана целенаправленная работа по этому направлению. Прививалась любовь к Малой Родине, воспитывалось уважение к своей стране, родной школе и ее традициями: мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (общешкольные мероприятия, посвященные празднованию Победе в Великой Отечественной войне; участие в акциях «Лес Победы», «Бессметный полк», «Журавлики мира»; участие в митинге, посвященном воинам-интернационалистов); классные часы, уроки Мужества; выставки рисунков, викторины, конкурсы, просмотры видеофильмов, посвященные Великой Отечественной войне; конкурс патриотической песни «Когда поют солдаты», смотр строя и песни; участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах.
Результаты гражданско-патриотического воспитания.
№ п\п | Полное наименование мероприятия | Класс | Результат |
1 | Всероссийский конкурс «Дорогами Отечества» в номинации «Земляки», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, муниципальный | 7 класс | призер |
3 | Районный конкурс детского рисунка «Защитники Отечества!», посвященный Дню защитника Отечества и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. | 4 класс | призер |
4 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса учебно- исследовательских работ учащихся «Моя малая Родина», посвященного 75-летию Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг | 9 класс | победитель |
7 класс | победитель | ||
5 | Республиканский конкурс сочинений среди учащихся старших классов образовательный учреждений на тему «Расскажи о герое, который живет рядом с тобой» | 7 класс | Победитель в номинации «За знание героев» |
11 класс | Победитель в номинации «За верность Родине» | ||
6 | Республиканский конкурс "Щербаковские чтения", рисунок | 3 класс | призер |
Результаты духовно-нравственного направления.
№ п\п | Полное наименование мероприятия | Класс | Результат |
1 | Республиканский конкурс «Пою мою Республику», посвященный Дню Республики Башкортостан, 100-летию образования Республики Башкортостан, 100 лет со дня рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима | 11 класс | Призер в республике Победитель в районе |
9 класс | победитель | ||
7 класс | призер | ||
4 класс | победитель | ||
2 | Фестиваль детского художественного творчества «Горжусь тобой, родной Башкортостан!», конкурс солистов и вокальных ансамблей «Звонкие голоса Альшея» | Вокальный ансамбль 1 класс | призер |
3 | Фестиваль детского художественного творчества «Горжусь тобой, родной Башкортостан!», конкурс солистов и танцевальных коллективов | Танцевальный коллектив 4 класс | призер |
4 класс | Номинация «Надежда сцены» | ||
4 | Фестиваль детского художественного творчества «Горжусь тобой, родной Башкортостан!», конкурс солистов и вокальных ансамблей «Звонкие голоса Альшея» | 5 класс | номинация |
5 | Районный конкурс «Жемчужина Башкортостана - 2020» | Театральный коллектив «Нур» | победитель |
6 | Республиканский конкурс "Щербаковские чтения", рисунок | 3 класс | призер |
7 | Заочный этап муниципального конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии наук в 2019 -2020 учебном году. Тема проекта «Ложка как предмет быта и традиционной культуры» | 6 класс | победитель |
8 | Районный конкурс творческих работ «Детство – ежечасное открытие…», посвященный 100-летию со дня рождения Мустая Карима | 7 класс | Победитель |
6 класс | Победитель | ||
10 класс | Победитель | ||
11 класс | Номинация «За лучший фотосюжет» | ||
9 | Районный конкурс «Пионер года-2020» | 6 класс | Победитель |
6 класс | Победитель | ||
5 класс | Призер | ||
10 | Районный конкурс чтецов «Весь мир-театр», посвященный году театра в России | 5 класс | Призер |
7 класс | Номинация «Сценическое мастерство» | ||
6 класс | Номинация «Надежда сцены» | ||
9 класс | Номинация « | ||
4 класс | Победитель | ||
11 | Всероссийский фестиваль школьных хоров “Поют дети России”, муниципальный этап | 1а класс | номинация “Надежда сцены” |
12 | Республиканский конкурс краеведческих сочинений | 11 класс | Номинация «Лучшая работа» |
13 | Открытый районный литературный конкурс «Лукоморье» | 4 класс | Номинация «За творческий подход» |
14 | Научно-практическая конференция «Чеховские чтения» | 4 класс | Номинация «Творческая мастерская» |
15 | Муниципальный этап всероссийского фестиваля школьных хоров «Поют дети России» | 1а класс | Номинация «Надежда» |
16 | Интернет-фестиваль военно- патриотической песни и художественного слова «Память», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. | 1а класс | призер |
Результаты правового направления.
Была проведена неделя по правовым знаниям «Мои права и обязанности». В рамках месячника были проведены следующие результаты:
беседы на родительских собраниях «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних»;
классные часы на правовую тематику;
занятия с элементами тренинга по профилактике правонарушений «Я в ответе за свои поступки». В ходе занятий с обучающимися были рассмотрены основные понятия (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность, проступок, правонарушение, преступление и тд.). ребята приняли участие в анкетировании;
20 ноября 2019 года в школе был организован День правовой помощи детям. Целью мероприятия стало предупреждение правонарушений, пропаганда правовых знаний, оказание правовой помощи детям и их законным представителям. В рамках проведения этого дня были проведены следующие мероприятия:
консультирование несовершеннолетних и их законных представителей по правовым вопросам;
классные часы «Путешествие в страну правовых знаний»;
классные часы «Подросток и Закон»;
«Урок по правовым знаниям» для обучающихся 8-9 классов;
книжная выставка «Я и закон».
Традиционна в декабре проводятся мероприятия, посвященные Дню Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан. В этот раз на классных часах для обучающихся 8-11 классов было рассказано о Всероссийском голосовании по внесении поправок в действующую Конституцию РФ.
Результаты художественно-эстетического направления.
праздник «День знаний». Праздник для первоклассников готовили старшеклассники, в чем выражалась шефская помощь и реализация творческих способностей;
концерт, посвященный «Дню учителя»;
проведения праздника «Мы школьниками стали» для начальной школы;
ко Дню матери, учащиеся проявили себя в чествовании мам;
инсценированный праздник Новый год;
празднование Дня 8 Марта;
праздник Последнего звонка для учащихся школы прошел в онлайн формате.
Обучающиеся школы участвовали в различных конкурсах, акциях, как в школе, так и на уровне района, показывая высокий уровень знаний, умений и творческих способностей.
Результаты экологического направления.
В настоящее время, несмотря на множество предпринимаемых мер по экологическому образованию, уровень экологического культуры, как школьников, так и взрослых остается довольно низким. Об этом говорят мусор на берегах водоемов, в лесу, вдоль дорог и тд. Эта проблема заставила нас организовать уборку мусора осенью, весной и летом – акция «Чистые берега». Осенью учениками была 11 класса была заложена сосновая аллея на территории школы, так они продолжили традицию наших выпускников по озеленению школы.
В школе ведется внеурочная деятельность по экологическому направлению: «Микромир», «Экология человека», «Краеведение».
Результаты спортивно-оздоровительного направления.
Решение поставленных задач реализовывались через охват учащихся дополнительным образованием и участие в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня. Выполняя задачу массового привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в школе проводились спортивно-массовые мероприятия:
первенство школы по мини-футболу;
первенство школы по шашкам;
первенство школы по шахматам;
первенство школы по настольному теннису;
первенство школы по баскетболу;
первенство школы по волейболу;
первенство школы по пионерболу;
первенство школы по хоккею;
веселые старты;
школьный этап олимпиады по физической культуре;
конкурс «А, ну-ка, парни»;
военно-спортивная игра «Зарница.
В 2019-2020 учебном году функционировали две спортивные секции: «Стрельбы из ПВ», «Спортивные игры». Школа приняла активное участие во всех соревнованиях, проводимых в районе:
районный легкоатлетический кросс на призы памяти подполковника внутренней службы Нафикова Б.А. – 1 место (девочки до 14 лет), 3 место (мальчики до 14 лет), 1 место (девочки до 17 лет);
фестиваль велоспорта, посвященный Году волонтера – 3 место (девушки до 16 лет);
соревнования Всероссийского дня самбо в Альшеевском районе – 3 место (юноши);
всероссийские массовые соревнования по конькобежному спорту «Лед надежды нашей – 2020» в Альшеевском районе среди обучающихся 6-8 классов – 1 место (юноши); среди обучающихся 9-11 классов – 2 и 3 места (юноши, девушки);
соревнование по лыжным гонкам, посвященные массовым соревнованиям Всероссийского «Дня снега-2020» - 3 место (юноши);
районные соревнования юных хоккеистов клуба «Золотая шайба» - 3 место;
военно-спортивная игра «Зарница», посвященная памяти воина-интернационалиста Гарипова Р.Т. – 2 место (силовая гимнастика);
день призывника в Альшеевском районе: смотр строя и песни – 1 место;
муниципальный этап соревнования по борьбе «Куреш» среди юношей 2005 г.р. Спартакиады школьников Республики Башкортостан – 1 и 2 места.
Загруженность спортивного зала школы составляет 95%.
Гражданско-патриотическому воспитанию в школе уделяется большое внимание. Учащиеся активно принимают участие в мероприятиях данного направления разного уровня: районных, республиканских, всероссийских.
Ресурсное обеспечение программы.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств.
Этапы реализации программы «Будущее за нами».
Реализация Программы рассчитана на 3 года.
I этап: организационный – 2021 учебный год.
Цель: определить приоритетные направления развития Программы патриотического воспитания в школе, основываясь на опыте и положительных результатах ранее проделанной работы.
Задачи:
ознакомиться с нормативной базой;
обсудить и утвердить Программу по патриотическому воспитанию;
провести анализ материально-технических и педагогических условий реализации Программы.
II этап: практический – 2021-2024 учебные годы.
Цель: реализация Программы по патриотическому воспитанию учащихся
Задачи:
усвоить эффективные методы и формы воспитательного воздействия;
пополнять содержание патриотического воспитания;
поддерживать развитие школьных организаций (ЮИД, пионерская организация, волонтеры Победы, юнармейцы);
поддерживать связь школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
вовлечь в систему патриотического воспитания учащихся всех субъектов образовательной деятельности;
организовывать и участвовать в конкурсах по патриотическому воспитанию;
мониторинг реализации программы.
III этап: аналитический –2024 учебный год.
Цель: анализ и обобщение результатов реализации Программы на практике и определение приоритетов на перспективу.
Задачи:
обобщить результаты реализации Программы;
планирование работы на следующий период.
Содержание программы «Будущее за нами».
В Программу включены следующие направления:
Духовно-нравственное (трудовое и нравственно-эстетическое воспитание).
Цель: воспитать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ. Привить любовь и уважение к родным и близким людям.
Задачи:
1. воспитание патриотического самосознания и формирование познавательного интереса к Родине;
2. приобщение к историко-культурному наследию;
3. воспитание уважения к участникам Великой Отечественной войны, за их верность Родине и их подвиги.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, предметные недели, беседы, встречи с участниками Великой Отечественной войны, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам.
Гражданско-патриотическое (учебная деятельность и правовое воспитание).
Цель: формирование и развитие у подрастающего поколения гражданственности, любви к Родине и уважение к правопорядку, ответственности за выполнение конституционного долга по защите Отечества.
Задачи:
1. воспитание правосознания;
2. формирование культуры проявления активной гражданской позиции;
3. развитие волонтерского движения.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День Героев, встречи с интересными людьми, акции.
Экологическое (эколого-краеведческое воспитание).
Цель: воспитание ответственного отношения у природе; изучение современных проблем экологии и понимание их актуальности; координирование практической деятельности учащихся по изучению состояния окружающей среды и последствий вмешательства человека в природу.
Задачи:
1. формирование личной ответственности за состояние окружающей среды;
2. ознакомление учащихся со способами восстановления и сохранение окружающей среды;
3. создание условий по формированию у учащихся экологической культуры посредствам проведения мероприятий по соответствующей теме и игр, используя нестандартные формы решения экологических проблем;
4. формирование навыков и изучение правил проведения культурного досуга;
5. ознакомление с историко-культурным наследием Родного края.
Формы: рабы учащихся по озеленению помещений и территорий школы; уборка территории Братского кладбища; тематические классные часы; изготовление поделок, скворечников и кормушек; проведение праздников, игр и туристических походов с целью изучения природы и экологии.
Художественно-эстетическое (творческое воспитание).
Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся и приобщение к истинным культурным ценностям.
Задачи:
1. воспитать интерес к саморазвитию;
2. сформировать художественный и эстетический вкус, направленный на развитие разносторонней личности.
Формы: творческие выставки; конкурсы художественной самодеятельности; организованные творческие занятия.
Спортивно-оздоровительное (физическое воспитание)
Цель: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни и рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха.
Задачи:
1. воспитать отвращение к вредным привычкам;
2. развитие интереса к здоровому образу жизни и участию в спортивных соревнованиях;
3. формирование эмоционально-волевых качеств личности у учащихся.
Формы: детские спортивные акции; физкультурные праздники; спортивные соревнования, тематические беседы; оформление уголков по технике безопасности.
План мероприятий по реализации программы
«Будущее за нами»
2021-2024 гг.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Участие в школьных, районных и региональных творческих конкурсах, НПК, реализующих программы патриотического воспитания школьников. | ежегодно, по плану | Зам. директора по ВР, классные руководители |
2 | Линейка Памяти (9 мая, 22 июня, 15 февраля) | по плану | Зам. директора по ВР, классные руководители |
3 | Проведение памятных дней (День Победы, День вывода войск из Афганистана, День защитников Отечества, День Героев, День памяти и скорби и т.д.) | по плану | Зам. директора по ВР, классные руководители |
4 | Участие в экологических акциях: «Чистые берега» «Зеленая Башкирия» «Аллея выпускников» «Лес Победы» | сентябрь, апрель, май | Зам. директора по ВР, учителя |
5 | Участие в акциях, посвященных Великой Отечественной войне (онлайн, оффлайн): «Вахта памяти» «Письмо солдату» «Посылка солдату» «След войны в моей семье» «Свеча памяти» «Бессмертный полк» | февраль, апрель-июнь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
6 | Проведение в школе конкурсов, связанных с истерическим прошлым России и важнейшими событиями в жизни народа. | в течение года | Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, учитель истории |
7 | Классные часы на тему патриотического воспитания | в течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители |
8 | Внеклассные мероприятия, посвященные Конституции РФ, дню единения и примирения, дню Героев и т.д. | в течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители |
9 | Уроки Мужества, посвященных Дню Героев, Дню Защитника Отечества и Дню Победы. | декабрь, февраль, май | Зам. директора по ВР, классные руководители |
10 | Месячник патриотического воспитания | февраль | Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ |
11 | Школьные конкурсы чтецов, рисунков, сочинений и фотографий к памятным датам | в течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители, учитель ИЗО |
12 | Встречи с работниками прокуратуры, ОМВД по Альшеевскому району, ГИБДД Альшеевского района, ОДН по Альшеевскому району, администрацией сельского поселения | в течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
13 | Экскурсии в школьный музей | сентябрь | Классные руководители, учитель истории |
14 | Проведение библиотечных уроков (школьная и сельская библиотека) | в течение года | библиотекарь |
15 | Уроки на тему гражданско-патриотического воспитания | в течение года | Классные руководители |
16 | Работа школьных организаций | в течение года | Зам. директора по ВР, ст. вожатый |
17 | Участие в детском туристическом слете | июнь | Зам. директора по ВР |
18 | Зональный конкурс «Весна Победы» | апрель-май | Зам. директора по ВР |
19 | Конкурс патриотической песни | февраль, май | Зам. директора по ВР, классные руководители |
20 | Конкурс смотра строя и песни | февраль | Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ |
21 | Встречи с депутатами сельского поселения | февраль | администрация |
22 | Изучение истории республики и района на уроках истории, географии, краеведения. | в течение года | Учитель географии, биологии, истории |
23 | Профориентация учащихся | в течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители |
24 | Месячник охраны труда | апрель | Зам. директора по ВР |
25 | Военно-спортивная игра «Зарница» | февраль | Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ, учитель физической культуры |
26 | Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного Дню Победы | согласно графику | Учитель физкультуры |
27 | Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся «Президентские соревнования» | согласно графику | Учителя физкультуры и ОБЖ |
| Участие в районных, республиканских и всероссийских спортивных соревнованиях и первенствах | согласно графику | Учителя физкультуры и ОБЖ |
| Школьное и районное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья" | по плану | Зам. директора по ВР |
| Празднование Дня матери | ноябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
| Празднование Дня семьи | июль | Зам. директора по ВР, классные руководители |
| Проведение классных родительских собраний. | в течение года | Администрация школы, классные руководители |
| Работа родительского комитета школы. | в течение года | Администрация школы, классные руководители |
План традиционных мероприятий
по патриотическому воспитанию в школе.
Традиционные школьные дела:
- день знания;
- день здоровья;
- день пожилых людей;
- день учителя;
- день народного единства;
- день конституции;
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (общешкольные мероприятия, посвященные празднованию Победе в ВОВ;
«Журавлики мира»; участие в митинге, посвященном Дню воинов интернационалистов.
классные часы, уроки Мужества.
Выставки рисунков, викторины, конкурсы, просмотры видеофильмов, посвященные ВОВ.
Конкурс патриотической песни «Когда поют солдаты»
Смотр строя и песни
Участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах
№ п/п | Срок | Мероприятие |
1 | Сентябрь | День знаний День здоровья |
2 | Октябрь | День пожилых людей День учителя |
3 | Ноябрь | День народного единства День матери |
4 | Декабрь | День Конституции Новогоднее представление для учащихся начальной школы и пятиклассников |
5 | Январь | 900 дней мужества |
6 | Февраль | Дню воинов интернационалистов Месячник оборонно-массовой работы Конкурс патриотической песни Конкурс смотра строя и песни |
7 | Март | Урок мужества «Жизнь замечательных людей» |
8 | Апрель | Месячник по благоустройству школьной территории |
8 | Май | Месячник Славы и Памяти: Конкурс патриотической песни, Участие в акциях "Лес Победы" Праздничный митинг, посвященный Дню Победы, "Бессмертный полк", «Журавлики мира» |
9 | Июнь | Митинг «День памяти и скорби» |
Примерные темы классных часов и бесед.
1 класс
1. «Государственные символы России».
2. «Моя семья и я».
3. «Башкирия – мой край родной».
2 класс
1. «История моей малой Родины».
2. «История моей семьи»
3. «Славные сыны Отечества»
3 класс
1. «История Альшеевского района».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции народов Республики Башкортостан».
4 класс
1. «Мои предки в истории страны».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота природы России»
5 класс
1. «Быть гражданином».
2. «Духовное наследие России».
3. «Праздники народов Республики Башкортостан».
6 класс
1. «Защищать Родину».
2. «Культурное наследие России».
3. «Мое Отечество».
7 класс
1. «Я – гражданин России!».
2. «Кем быть, чтобы Родине служить?».
3. «Мои знаменитые земляки».
8 класс
1. «Мы едины».
2. «Россия – великая страна».
3. Никто не забыт, ничто не забыто».
9 класс
1. «Служу Отечеству».
2. «Патриот».
3. «Народ и я».
10 класс
1. «Великая Победа».
2. «Доброта и милосердие».
3. «Поэты Республики Башкортостан».
11 класс
1. «Государственные праздники моей страны».
2. «О Родине с любовью».
3. «Народ и я».
Литература
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Постановление Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 30 марта 2020 года)
Программа Министерства образования Республики Башкортостан по патриотическому воспитанию обучающихся республики на 2016-2020 годы.
План мероприятий по военно-патриотическому воспитанию обучающихся образовательных учреждений Альшеевского района на 2016 - 2017 учебный год
Публичный доклад МБОУ СОШ с. Шафраново муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан