Программа по бумагопластике (1-4 классы)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Крыловская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Директор МКОУ «Крыловская СОШ» _______________ Крылова Ж.Г. Приказ №__ от «__» _______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
творческого объединения детей
«Бумагопластика»
на 2016 /2017 учебный год
1-4 классы
Составитель: Дьякова Е.П.
руководитель творческого объединения детей
«Бумагопластика»
СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР _________/Саутина С.П ./ Протокол МС № ____от « ___» __________2016г. |
с. Крылово
2016 г.
Пояснительная записка.
Тематическое планирование рабочей программы художественно – эстетической направленности «Бумагопластика» составлено на основе примерной программы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, рассчитано на 70 часов в год. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Занятие бумагопластикой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через работу с различными материалами.
Задачи:
Научить практическим навыкам работы в различных техниках.
Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству.
Формировать навыки самостоятельной и аккуратной работы с различными материалами.
Развивать художественный вкус к изделиям ручного труда.
Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям в области декоративно – прикладного искусства.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 -11 лет.
Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю по 40 минут. Наполняемость группы 11 человек. На базе «МКОУ Крыловская СОШ»
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный интерьер, внесут в дом своеобразие и красоту.
Новизна и актуальность данной программы в том, что она составлена по интересам детей с учетом психолого-возрастных особенностей и ориентирована на достижение конкретных результатов при работе с различными материалами. Выполнение практических заданий строится по мере усложнения и идет по принципу: от простого к сложному.
Данная программа отличается от уже существующих программ тем, что позволяет за год обучения ребенку испытать свои силы в работе с различными материалами, и определиться, что ему наиболее интересно и подвластно. Кроме получения практических навыков дети – обучающиеся по данной программе получают возможность реализации навыков общения друг с другом и социумом.
Вся система дополнительного образования работает с учетом добровольного посещения занятий детьми, так и занятия по программе ведутся с учетом свободного времени обучающихся и их познавательных интересов. Поэтому предлагаются разнообразные формы занятий такие как: беседы, игры и праздники, выставки, экскурсии викторины, встречи, диалоги, фестивали позволяют детям развивать не только творческие способности, но и коммуникативные навыки. Создание комфортных условий на занятиях позволяет детям чувствовать себя в дружеской психологической атмосфере, что влияет на результативность деятельности.
Критерии оценки работ обучающихся
При реализации данной программы могут использоваться разнообразные формы оценки работ. Такие как:
- собеседование;
- участие в конкурсе;
- участие в районной выставке.
Все эти формы предусматривают оценку творческого потенциала обучающихся, а так же уровня его коммуникативного общения с учетом развития познавательного интереса и формирования активной жизненной позиции.
Формы и методы работы
Для достижения целей и реализации задач предлагаются различные формы обучения:
- беседы,
- практические работы,
- диалоги,
- экскурсии,
- индивидуальные консультации,
- выставки – просмотры работ,
- игры.
На занятиях основными методами является словесно-иллюстративный метод, который может сочетаться с частично-поисковым и проблемным. Практическая работа на занятиях строится на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях.
Практическая работа может быть как индивидуальной, так и коллективной или групповой.
Формы и методы контроля
Предлагается следующие формы контроля:
- мини – опросы;
- собеседование;
- тестирование;
- мониторинг;
- самоанализ творческих работ обучающихся;
- анализ и оценка работ педагогом.
В оценке результативности выполнения самостоятельной практической работы используются также критерии:
Умение применять теоретические знания при выполнении работы.
Умениеработать с инструментами.
Самостоятельностьвыполнениязадания.
Качествоработы.
Выставочная деятельность
Выставочные работы оцениваются по следующим критериям
№ |
Критерии |
Баллы |
1 |
Соответствие работы заданной теме |
2-3 баллов – работа частично соответствует теме; 4-5 баллов – работасоответствуеттеме. |
2 |
Проявление творческой индивидуальности |
образцам; 2-3 баллов – работа выполнена по эскизам с элементами творчества автора; 4-5 баллов – работа выполнена без опоры на образцы. |
3 |
Композиционное решение |
нарушена целостность композиции, неверное расположение композиционного центра; 2-3 баллов – отдельные элементы выбирают из композиции изделия; 4-5 баллов – работа выполнена в соответствии с правилами композиции. |
4 |
Колористика работы |
собой, нарушаютцелостностькомпозиции; 2-3 баллов – отдельные элементы композиции вносит незначительный дисбаланс в цветовое решение изделия; 4-5 баллов – цветовое решение изделия гармонично. |
5 |
Культура подачи |
оформлена в раму, не сопровождается этикеткой; 2-3 баллов – работа выполнена аккуратно, но не оформлена в раму; 4-5 баллов – работа выполнена аккуратно, оформлена в раму, снабжена этикеткой. |
6 |
Соответствие технологии изготовления |
технологии; 2-3 баллов – работа выполнена с незначительными нарушениями технологических этапов; 4-5 баллов – работа выполнена без нарушения технологии изготовления. |
0 – 11 баллов – работы представленные на выставке говорят об низком уровне освоения образовательной программы обучающимися;
12 – 23 баллов – работы представленные на выставке говорят об среднем уровне освоения образовательной программы обучающимися;
24 – 30 баллов – работы представленные на выставку говорят об высоком уровне освоения образовательной программы обучающимися
Программныеблоки 1 года обучения:
Блок: «Оригами»
Блок «Айрис-фолдинг»
Блок «Скрапбукинг»
Блок «Квиллинг»
Блок «Гофротрубочки»
Блок «Аппликация»
Блок «Поделки из салфеток и креповой бумаги»
Блок «Поделки из картона: простого и гофрированного»
Блок «Объемное конструирование»
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ |
Разделы программы |
Количествочасов |
УУД |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Инструктажа по Т.Б. при работе с режущими и колющими инструментами. |
2 |
2 |
- |
1. личностные (жизненные ценности); 2. регулятивные (уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации) 3. познавательные (извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания); 4. коммуникативные (Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понять другие позиции (взгляды, интересы), договариваться с учителем, согласуя с ним свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща).. |
2. |
Оригами |
6 |
1 |
5 |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
3. |
Айрис-фолдинг |
8 |
1 |
7 |
Познавательные Регулятивные |
4. |
Скрапбукинг |
8 |
1 |
7 |
Познавательные Регулятивные |
5. |
Квиллинг |
8 |
1 |
7 |
Познавательные Регулятивные |
6. |
Гофротрубочки |
6 |
1 |
5 |
Познавательные Регулятивные |
7. |
Аппликация |
8 |
1 |
8 |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
8. |
Поделки из салфеток и креповой бумаги |
8 |
1 |
8 |
Познавательные Регулятивные |
9. |
Поделки из гофрированного картона |
6 |
1 |
5 |
Познавательные Регулятивные |
10. |
Объемное конструирование |
8 |
1 |
7 |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Всего: |
70 |
11 |
59 |
Содержание программы
Вводное занятие.
Знакомство с содержанием работы в учебном году. Организационные моменты. Правила ТБ. Виды техник бумагопластики .Сведения из истории развития бумагопластики. Показ образцов. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Оригами.
Знакомство с возможностями бумаги. Изготовление бумаги, ее свойства. Виды бумаги. Бумага для оригами. Ее текстурные и фактурные особенности. Инструменты для оригами и правила их применения. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги. Виды оригами. Их различия. Способы изготовления изделий в технике классического оригами. Знакомство со схемами и чертежами.
Практика:
Работа со схемами, их запись. Изготовление изделий в технике оригами классического (цветы, фигурки зверей, рыбы, насекомые, поздравительные открытки, и т.д.).
Айрис-фолдинг
Знакомство с техникой . Изготовление простых схем для изделий айрис-фолдинг. Работа с готовыми схемами. Умение их читать и переносить на бумагу.
Практика:
Ребенок научится сам строить шаблон или работать с готовымиайрис-шаблонами. Совмещении в работе открыток, журналов, старых книг, шаблонов. Изготовление открыток, поделок, рамок для фотографий.
Скрапбукинг
Знакомство с техникой, подбор материалов. Выбор поделок в данной технике.
Практика:
Совмещении в работе открыток, журналов, старых книг, шаблонов. Изготовление открыток, поделок, рамок для фотографий.
Квиллинг
Знакомство с техникой. Изготовление простого приспособления для квиллинга, виды роллов, изготовление картинок в технике квиллинг.
Практика:
Работа с квиллинговыми полосками, скручивание роллов, виды изделий.
Гофротрубочки
Знакомство с возможностями креповой бумаги, ее свойства. Ее текстурные и фактурные особенности. Инструменты для создания гофротрубочек и правила их применения. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги.
Практика:
Изготовление карандашницы, цветов, декор упаковочной коробки и т.д.
Аппликация
Бумага, клей, используемые для аппликации. Чертежные инструменты. Приемы работы чертежными инструментами. Простейшие геометрические построения. Развертки. Шаблоны. Геометрические фигуры и тела. Элементы цветоведения. Теплые и холодны е цвета. Основные и дополнительные цвета. Цветовые сочетания.
Практика:
Изготовление картин, открыток, панно.
Поделки из салфеток и креповой бумаги
Знакомство с возможностями салфеток и креповой бумаги, ее свойства. Ее текстурные и фактурные особенности. Инструменты для создания изделий и правила их применения. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги и салфеток.
Практика:
Изготовление цветов, объемных открыток,
Объемное конструирование.
Бумага, клей, используемые для объемного конструирования. Чертежные инструменты. Приемы работы чертежными инструментами. Простейшие геометрические построения. Развертки. Шаблоны. Геометрические фигуры и тела. Объемные изделия. Способы их изготовления. Технология крашения бумаги. Элементы цветоведения. Теплые и холодны е цвета. Основные и дополнительные цвета. Цветовые сочетания.
Практика:
Изготовление масок, цветов, фигуры человека, животных в технике объемного конструирования.
Подготовка к конкурсам и выставкам.
Отбор лучших работ. Подготовка их к итоговым выставкам и конкурсам.
Ожидаемые результаты реализации данной дополнительной образовательной программы:
Ожидаемые результаты реализации данной дополнительной образовательной программы:
В конце года дети должны знать:
Свойства различных видов бумаги;
материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой;
различные виды красок для работы по бумаге;
виды росписей и технологию их выполнения;
технологию изготовления изделий в технике айрис-фолдинг, скрап-букинг, квиллинг, аппликации, оригами, объемного конструирования
Должны уметь:
пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;
выполнять различные формы для выполнения изделий в вышеуказанных техниках;
технологически верно выполнять работы в этих техниках;
читать и записывать схемы оригинальных поделок;
изготавливать шаблоны моделей по чертежам;
самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам;
А также у детей должны быть воспитаны : любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость; интерес к конструкторской деятельности, декоративно - прикладному и изобразительному искусству.
Материально-техническое обеспечение
1.Художественные материалы:
Бумага белая, цветная, гофрированная бумага и картон, ватман, калька, цветные карандаши, клей ПВА, клей – карандаш, фломастеры, нитки, природный материал, фольга, пуговицы, бисер, стразы, шелковые ленты, цветные салфетки.
2.Инструменты для работ:
Ножницы, иглы, кнопки, линейка, шаблоны, ластик, циркуль.
3.Технические средства:
ПК, мульти – медийный проектор, магнитофон, фотоаппарат.
4.Наглядные пособия:
– стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);
– демонстрационные работы и образцы;
– иллюстрационный материал к тематическим праздникам
5.Методические разработки, пособия по изготовлению различных работ.– схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);
6.Дидактические материалы:
– игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена» и др.;
– викторина «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;
– развивающие игры: «Волшебный круг», «Разминаем пальчики»;
– ребусы, загадки, шарады.
Литература:
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
6. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
7. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
9. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
14. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
17. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
24. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
8. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2016 – 2017 учебный год
Ф.И.О. педагога Дьякова Елена Петровна
Детское объединение « Бумагопластика»
Название образовательной программы, автор, количество лет обучения «Бумагопластика», Дьякова Е.П., 1год обучения.
Количество учебных часов по программе:
- в неделю 2
- в месяц 16
- в полугодие 35
- в год 70
Из них:
- теоретических
- практических
Количество учебных групп по программе:
1 год обучения 1
2 год обучения
Количество часов, отведенных на проведение:
- экскурсий 2
- походов
- выставочную деятельность 4
- концертную деятельность
- участие в различных мероприятиях 4
Занятия детского объединения организованы на базе МОКУ «Крыловская СОШ»
кабинет № 10 технологии площадь кабинета 32 кв.м.
КТП
№ заня-тия |
дата прове-дения |
тема занятия |
кол-во часов |
форма проведения |
||
всего |
теория |
практика |
||||
Сентябрь |
||||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по т.б. |
2 |
2 |
беседа |
||
2 |
Инструктаж по т.б. Аппликация |
2 |
1 |
1 |
Презентация Практическая работа |
|
3 |
Инструктаж по т.б. Аппликация |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
4 |
Инструктаж по т.б. Скрапбукинг |
2 |
1 |
1 |
Презентация Практическая работа |
|
За сентябрь |
8 часов |
|||||
Октябрь |
||||||
1 |
Инструктаж по т.б. Скрапбукинг |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
2 |
Инструктаж по т.б. Поделки из салфеток и креповой бумаги |
2 |
1 |
1 |
Презентация Практическая работа |
|
3 |
Инструктаж по т.б. Поделки из салфеток и креповой бумаги |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
4 |
Инструктаж по т.б. Айрис-фолдинг |
2 |
1 |
1 |
Презентация Выставка |
|
за октябрь |
8 часов |
|||||
Ноябрь |
||||||
1 |
Инструктаж по т.б. Айрис-фолдинг |
2 |
2 |
Презентация Практическая работа |
||
2 |
Инструктаж по т.б. Аппликация |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
3 |
Инструктаж по т.б. Поделки из гофрированного картона |
2 |
1 |
1 |
Презентация диалог Практическая работа |
|
4 |
Инструктаж по т.б. Поделки из гофрированного картона |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
За ноябрь |
8 часов |
|||||
декабрь |
||||||
1 |
Инструктаж по т.б. Гофротрубочки |
2 |
1 |
1 |
Презентация Практическая работа, беседа |
|
2 |
Инструктаж по т.б. гофротрубочки |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
3 |
Инструктаж по т.б. Квилинг |
2 |
1 |
1 |
Презентация Практическая работа |
|
4 |
Инструктаж по т.б. Квилинг |
2 |
2 |
Выставка |
||
За декабрь |
8 часов |
|||||
За 1 полугодие 32 часа |
||||||
январь |
||||||
1 |
Инструктаж по т.б. Оригами |
2 |
1 |
1 |
Презентация Практическая работа,беседа |
|
2 |
Инструктаж по т.б. Оригами |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
3 |
Инструктаж по т.б. Оригами |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
За январь |
6 часов |
|||||
февраль |
||||||
1 |
Инструктаж по т.б. Поделки из гофрированного картона |
2 |
|
2 |
Практическая работа |
|
2 |
Инструктаж по т.б. Айрис-фолдиен |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
3 |
Инструктаж по т.б. Айрис-фолдинг |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
4 |
Инструктаж по т.б. Скрапбукинг |
2 |
2 |
Практическая работа Выставка |
||
За февраль |
8 часов |
|||||
март |
||||||
1 |
2 |
2 |
Презентация Практическая работа |
|||
2 |
Инструктаж по т.б. Объемное конструирование |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа,беседа |
|
3 |
Инструктаж по т.б. Объемное конструирование |
2 |
|
2 |
Выставка работ |
|
За март |
6 часов |
|||||
апрель |
||||||
1 |
Инструктаж по т.б. Объемное конструирование |
2 |
2 |
Практическая работа, беседа |
||
2 |
Инструктаж по т.б. Поделки из салфеток и креповой бумаги |
2 |
2 |
Практическая работа, беседа |
||
3 |
Инструктаж по т.б. Поделки из салфеток и креповой бумаги |
2 |
2 |
Практическая работа, беседа |
||
4 |
Инструктаж по т.б. Квиллинг |
2 |
2 |
Практическая работа, беседа |
||
За апрель |
8 часов |
|||||
май |
||||||
1 |
Инструктаж по т.б. Объемное конструирование |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
2 |
Инструктаж по т.б. Квиллинг |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
3 |
Инструктаж по т.б. Скрапбукинг |
2 |
2 |
Практическая работа |
||
4 |
Инструктаж по т.б. Гофротрубочки |
2 |
2 |
Выставка работ |
||
5 |
Экскурсия в дом творчества |
2 |
2 |
|||
За май |
10 часов |
|||||
ЗА II ПОЛУГОДИЕ: |
38 часов |
|||||
ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД: |
70 часов |