Программа по литературному чтению, 1-4 классы

0
0
Материал опубликован 27 February 2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

в 1-4 классах

 

 

Составитель:

Т.М. Самойлова

учитель начальных классов

 

 

2016

Содержание

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета………….…………………………………… 3

II. Содержание учебного предмета……..………………………………………………………………… 6

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………............................................................................................................................................10

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты

Планируемые результаты для учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» достигаются в рамках изучения учебного предмета «Литературное чтение»

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

6) обеспечение культурной самоидентификации;

7) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа.

II. Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс – 136 часов

№№

уроков

Тема раздела, урока.

Кол-во часов

Чтение (20 ч.)

Введение в мир общения

Азбука. «Давайте знакомиться»

1

Давайте знакомиться. Мир общения. (СD) 1

1

2

Мы теперь ученики. Культура общения.

1

3

Книжки — мои друзья.

1

4

Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать.

1

5

Помощники слова в общении. Страшный зверь. (СD)

1

6

Мы пришли в театр.

1

7

Общение без слов. Лесная школа. Как понять животных? Рассказы в картинках. (СD)

1

8

Разговаривают ли предметы? Мойдодыр. (СD)

1

9

Слова и предметы. Кошкин дом. Рисунки и предметы в общении. (СD)

1

10

В цветочном городе. Знаки охраны природы. (СD)

1

11

Как найти дорогу? Дорожные знаки.

1

12

Удивительная встреча. Звездное небо.

1

13

Рассказ в картинках. Загадочное письмо.

1

14

Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова. Звуковой анализ слов. (СD)

1

15

Гласные и согласные звуки. Моя семья. В гостях у дедушки. Звуковой анализ слов. (СD)

1

16

Твердые и мягкие согласные. Модели слов.

1

17

Звучание и значение слова.

1

18

Слова и слоги. Ударение в слове. (СD)

1

19

Слово и предложение. (СD)

1

20

Повторение – мать учения.

1

Чтение (64 ч.)

Азбука, часть 1. «Страна АБВГДейка»

1-2

Звук [а], буква Аа. Звук [о], буква Оо. Модели слов. Звуковой анализ.

2

3-4

Звук [у], буква Уу.

2

5

Звуки [и], [ы], буквы Ии, ы.

1

6

Звук [э], буква Ээ.

1

7

«Узелки на память».

1

8

Звуки [м – м’], буква Мм.

1

9

Звуки [с – с’], буква Сс.

1

10

Звуки [н – н’], буква Нн. Чтение слов и предложений.

1

11

Звуки [л – л’], буква Лл.

1

12

Закрепление изученных букв М, С, Н, Л.

1

13

Звуки [т – т’], буква Тт.

1

14

Буква Тт. Закрепление.

1

15

Звуки [к – к’], буква Кк.

1

16

Буква Кк. Закрепление.

1

17

Чтение слов и текстов с изученными буквами.

1

18

«Узелки на память».

1

19

Звуки [р – р’], буква Рр.

1

20

Звуки [в – в’], буква Вв.

1

21

Звуки [п – п’], буква Пп.

1

22

Звуки [г – г’], буква Гг.

1

23

Сравнение звуков [г] и [к].

1

24

Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К). Упражнение в чтении слов с буквой Гг в составе предложений, текстов.

1

25

Буквы Ее, Ёё в начале слова и после гласных.

1

26

Буквы е, ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

1

27

Упражнение в чтении букв Ее, Ёё.

1

28

«Узелки на память».

1

Азбука, часть 2. Страна АБВГДейка

29

Звуки [б – б’], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п].

1

30

Звуки [з – з’], буква Зз. Сравнение звуков [з] и [с].

1

31

Закрепление.

1

32

«Повторение – мать учения».

1

33

Звуки [д – д’], буква Дд.

1

34

Сравнение звуков [д] – [т], [д’] – [т’].

1

35

Звук и буква Жж.

1

36

Мои первые книжки. Закрепление изученного.

1

37

Веселые картинки. Упражнения в чтении и рассказывании.

1

38

«Узелки на память».

1

39

Буква Яя в начале слова и после гласных.

1

40

Буква Я после согласных как указатель их мягкости.

1

41

Игра в слова. Повторение.

1

42

Звуки [х – х’], буква Хх.

1

43

Звуки [х – х’], буква Хх. Закрепление.

1

44

Знакомство с буквой «ь».

1

45

Звук и буква Йй.

1

 

Отгадай загадки (Резервный материал).

1

46

Буква Юю в начале слова и после гласных.

1

47

Буква «ю» после согласных, как указатель мягкости звуков.

1

48

Приговорки, игры, загадки, песенки. Закрепление изученного.

1

49

«Узелки на память».

1

50

Читаем, сочиняем.

1

51

Звук [ш], буква Шш.

1

52

Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости – глухости. Буквосочетания «жи» и «ши».

1

53

Звук [ч’], буква Чч.

1

54

Звук [щ’], буква Щщ.

1

55

Звук [щ’], буква Щщ: закрепление. Буквосочетания ча – ща, чу – щу.

1

56

Как хлеб пекут? Закрепление изученного.

1

57

Звук [ц], буква Цц.

1

58

Звуки [ф] и [ф’], буква Фф.

1

59

Закрепление. Сравнение звуков [в] и [ф], [в’] и [ф’].

1

60

Разделительные «ь» и «ъ» знаки.

1

61

Резервный материал.

1

62

«Узелки на память».

1

63-64

Резервный материал.

2

Чтение (12 ч.)

Азбука. «Про всё на свете», «Читалочка»

1-2

«Про всё на свете». Что, где, когда и почему? Удивительное рядом.

2

3-4

Об одном и том же по-разному.

2

5

С чего начинается общение?

1

6-7

Умеет ли разговаривать природа.

2

8

Чтобы представить слово.

1

9

Сравни и подумай.

1

10

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.

1

11

Резервный материал.

1

12

Резервный материал.

1

итого

96ч

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

 

Вводный урок

1

 

Книги — мои друзья

3

1.

С. Маршак «Новому читателю»

1

2.

Возникновение письменности. Творческая работа: рисуночное письмо

1

3.

Как бы жили мы без книг? Экскурсия в библиотеку. Мои любимые писатели. А. С. Пушкин. К.И. Чуковский. Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

 

Радуга-дуга

5

4.

Песенки народов России. Рифмы Матушки Гусыни

1

5.

Малые жанры устного народного творчества. Загадки. Сочинение загадок.

1

6.

Пословицы и поговорки. Нравственный смысл пословиц и поговорок

1

7.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений устного народного творчества

1

8.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторительно-обобщающий урок

1

 

Здравствуй, сказка

6

9.

Узнай сказку. Рассказывание сказки по рисункам. Буквы — сказочные герои. Г. Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. И. Гамазкова. Живая азбука

1

10.

Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят

1

11.

Русская народная сказка. Лиса, заяц и петух. Главные герои сказки

1

12.

Сравнение героев сказки. Л. Пантелеев. Две лягушки. Наш театр. С. Михалков. Сами виноваты

1

13-14.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по литературному чтению

2

 

Люблю все живое

6

15.

Люблю всё живое. Нравственный смысл произведений. В. Лунин. Никого не обижай. Е. Благинина. Котёнок.

1

16.

Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета

1

17.

Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. Создание фотогазеты «Жизнь леса». (Создание плаката «Охраняй природу»)

1

18.

Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных

1

19.

Наш театр. С. Маршак. Волк и Лиса

1

20.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторительно-обобщающий урок

1

 

Хорошие соседи, счастливые друзья

7

21

Выразительное чтение стихотворений. С. Михалков. Песенка друзей. М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка.

1

22.

Герой рассказа. Сравнение произведений по теме, содержанию, главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра

1

23.

Мы идём в библиотеку. Книги о детях

1

24.

Герой стихотворения. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила

1

25.

Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память

1

26.

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

27.

Проверочная работа по литературному чтению

1

 

Край родной, навек любимый

10

28.

Урок развития речи. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края

1

29-30.

Урок развития речи. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края

2

31.

Сравнение произведений литературы и живописи. Произведения живописи И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, И. Грабаря

1

32.

Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки по аналогии

1

33.

Произведения о маме. Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе? Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что я люблю свою маму?

1

34.

Произведения о папе. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о папе и маме

1

35.

Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Е. Пермяк. Первая рыбка

1

36.

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

37.

Проверочная работа по литературному чтению

1

 

Сто фантазий

2

38-39.

Рекомендации по организации летнего чтения и творческой деятельности. Создание произведений по аналогии

2

40

Заключительный урок.

1

 

Итого:

136 (96+40)

2 класс – 102 часа

Тема раздела, урока

Кол-

во часов

 

Вводный урок

1

 

Любите книгу

5

1.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация

1

2.

Любите книгу. Книги – великое богатство. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга – учитель…

1

3.

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. Н. Кончаловская. В монастырской келье…

1

4.

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Мои любимые художники-иллюстраторы. Владимир Лебедев. Алексей Пахомов. Евгений Чарушин.

1

5.

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения. По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре

1

 

Краски осени

7

6.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. Осень в художественном произведении и произведениях живописи А. Пушкина, С. Аксакова, В. Поленова, А. Куинджи.

1

7.

А. Майков. Осень. С. Есенин. Закружилась листва золотая… Ф. Васильев. Болото в лесу. Эпитет и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текста

1

8.

И. Токмакова. Опустел скворечник… А. Плещеев. Осень наступила… Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения

1

9.

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

10.

По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь

1

11.

По следам семейного чтения. С. Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии. Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень»

1

12.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.

1

 

Мир народной сказки

11

13.

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

1

14.

Русская народная сказка. Заячья избушка. Лисичка-сестричка и волк. Пересказ сказки по серии иллюстраций

1

15.

Корякская сказка. Хитрая сказка. Сравнение героев сказок

1

16.

Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям

1

17.

Русская народная сказка. У страха глаза велики. Составление плана сказки

1

18.

Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок. Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

19.

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки

1

20.

Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника

1

21.

Нанайская сказка. Айога. Выразительное чтение диалога

1

22.

Ненецкая сказка. Кукушка. Сравнение событий сказки. Наш театр. Лиса и журавль. Инсценирование сказки

1

23.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. Контрольная работа..

1

 

Весёлый хоровод

7

24.

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине.

1

25.

Проект. Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии

1

26.

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши

1

27.

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений на основе народных

1

28.

Мы идём в библиотеку. Знакомство со справочной литературой

1

29.

Самостоятельное чтение. Стихи Д. Хармса. Семейное чтение. К. Чуковский. Путаница. Небылица

1

30.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод»

1

 

Мы — друзья

10

31.

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе

1

32.

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. Настоящий друг. В. Орлов. Настоящий друг

1

33.

Сочинение на основе рисунков.

1

34.

Н. Носов. На горке. План-пересказ

1

35.

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях

1

36.

Самостоятельное чтение. С. Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль

1

37.

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

1

38.

Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение проблемы рассказа на уроке и в семье

1

39.

Наш театр. И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей. Инсценирование

1

40.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

 

Здравствуй, матушка-зима!

10

41.

Вводный урок раздела «Здравствуй, Матушка Зима!». Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение

1

42.

Проект. Готовимся к новогоднему празднику

1

43.

Лирические стихотворения о зиме Ф. Тютчева. Чародейкою зимой…, А. Пушкина. Вот север, тучи, нагоняя… С. Есенина. Берёза. Поёт зима, аукает… Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение

1

44.

Праздник Рождества Христова. Саша Черный. Рождественское. К. Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… Рассказ о празднике

1

45.

К. Бальмонт. К зиме. Выразительное чтение

1

46.

С. Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности: олицетворения

1

47.

А. Барто. Дело было в январе… Сказочное в лирическом стихотворении. С. Дрожжин. Улицей гуляет… Выразительное чтение

1

48.

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки

1

49.

Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается…

1

50.

Контрольная работа

1

 

Чудеса случаются

14

51.

Вводный урок раздела «Чудеса случаются». Освоение основных понятий раздела: литературная сказка

1

52.

Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина

1

53.

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Герои сказки. Особенности литературной сказки

1

54.

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Чему учит сказка?

1

55.

Д. Мамин -Сибиряк. Алёнушкины сказки. Выставка книг

1

56.

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Герои сказки. Особенности литературной сказки

1

57.

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Чему учит сказка?

1

58.

Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной сказки. Сравнение сказок.

1

59.

Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки

1

60.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки

1

61.

Самостоятельное чтение. К.Чуковский.Из книги «Приключения Бибигона».Особенности литературной сказки.

1

62.

Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата

1

63.

Наш театр. К. Чуковский. Краденое солнце

1

64.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.

1

 

Весна, весна! И всё ей радо!

7

65.

Вводный урок раздела «Весна, весна! И всё ей радо!». Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение. Ф. Тютчев. Зима недаром злится… Приём контраста в лирическом стихотворении

1

66.

Весна в лирических стихотворениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и произведения живописи А. Куинджи. Сравнение произведений

1

67.

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений. Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

68.

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак. И. Токмакова. Саша Чёрный. Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна»

1

69.

Семейное чтение. А. Майков. Христос Воскрес! К. Крыжицкий. Ранняя весна.

1

70.

Наш театр. С. Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование

1

71.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.

1

 

Мои самые близкие и дорогие

6

72.

Вводный урок раздела «Мои самые близкие и дорогие». Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность. Стихи о маме и папе. Р. Рождественский. Ю. Энтин. Б. Заходер. Выразительное чтение

1

73.

А. Барто. Перед сном. Р. Сеф. Если ты ужасно гордый… Рассказ о маме. Дж. Родари. Кто командует? Главная мысль. Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме

1

74.

Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б. Заходер. Никто

1

75.

Семейное чтение. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек

1

76.

Наш театр. Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование

1

77.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

 

Люблю всё живое

13

78.

Вводный урок раздела «Люблю всё живое». Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому

1

79.

С. Михалков. Мой щенок. Дополнение содержания теста

1

80.

Г. Снегирёв. Отважный пингвинёнок. Поступки героев

1

81.

М. Пришвин. Ребята и утята. Составление плана

1

82.

Е. Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов

1

83.

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов. Про зайца. Текст из энциклопедии. Заяц

1

84.

Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. С фотоаппаратом. Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки

1

85.

Мои любимые писатели. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Составление плана на основе опорных слов

1

86.

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок

1

87.

Семейное чтение. В. Сухомлинский. Почему плачет синичка?

1

88.

Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту

1

89.

Наш театр. В. Бианки. Лесной колобок колючий бок. Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. Заяц-барабанщик. Коза

1

90.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.

1

 

Жизнь дана на добрые дела

12

91.

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие

1

92.

Какие дела самые важные. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Заголовок

1

93.

Л. Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок

1

94.

В. Осеева. Просто старушка. Смысл заголовка

1

95.

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. Не смей!

1

96.

И. Пивоварова. Сочинение. Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». В. Осеева. Три товарища

1

97.

Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели Самостоятельное чтение. Н. Носов. Затейники. Подбор заголовка.

1

98.

Н. Носов. Фантазёры. Чтение по ролям

1

99.

Семейное чтение. И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Смысл басни. Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности.

1

100.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

101.

Контрольная работа

1

102

Заключительный урок

1

 

итого

102

3 класс – 102 часа

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

 

Книги — мои друзья

4

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения. Книги, прочитанные летом.

1

2.

Книги Древней Руси. Книга к мудрости ступенька. Подготовка сообщения.

1

3.

Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения.

1

4.

Проект. Мы идём в музей книги.

1

 

Жизнь дана на добрые дела

11

5.

Жизнь дана на добрые дела В.И. Даль – собиратель народной мудрости

1

6.

В. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

1

7.

Н. Носов. Огурцы.

1

8.

М. Зощенко. Не надо врать.

1

9.

Л. Каминский. Сочинение. Т. Коти. Добрый друг.

1

10.

Надо любить и жалеть людей… М. Зощенко. Через тридцать лет.

1

11.

Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей.

1

12.

Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

1

13.

Маленькие и большие секреты страны Литературии Юмористические рассказы.

1

14.

Маленькие и большие секреты страны Литературии Юмористические рассказы.

1

15.

Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

1

 

Волшебная сказка

10

16.

Волшебные сказки.

1

17.

Выставка книг по теме «Волшебные сказки».

1

18.

Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Характеристика героя.

1

19.

Анализ картины Васнецова.

1

20.

Летучий корабль. Особенности построения сказки.

1

21.

Дерево держится корнями, а человек друзьями. Выставка книг.

1

22.

Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки.

1

23.

Мы идём в библиотеку. Русская сказка «Морозко». Русская сказка «Белая уточка».

1

24.

Наш театр. Русская народная сказка «По щучьему велению»

1

25.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тест по теме «Волшебные сказки»

1

 

Люби всё живое

16

26.

Я познаю мир. Энциклопедии и справочники.

1

27.

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. Характеристика героя художественного текста.

1

28.

К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текста.

1

29.

Весёлые стихи для детей. В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. Вредный кот.

1

30.

В. Бианки. Приключения Муравьишки. Особенности художественного текста.

1

31.

Создание текста по аналогии «Муравьишка и Бабочка».

1

32.

О. Полонский. Муравьиное царство.

1

33.

Сравнение художественного и научно – познавательного текста.

1

34.

«Пусть летают бегемоты...». Творчество Тима Собакина

1

35.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

1

36.

Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька».

1

37.

Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка.

1

38.

Н. Носов. Карасик.

1

39.

М. Горький. Воробьишко.

1

40.

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

41.

Контрольная работа по теме «Люби всё живое»

1

 

Картины русской природы

9

42.

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу. Н. Некрасов. Славная осень.

1

43.

М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф. Тютчев. Листья.

1

44.

Образ природы в произведениях литературы и живописи. А. Фет. Осень. И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег.

1

45.

Урок развития речи. Т. Коти. Метель.

1

46.

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

1

47.

К. Бальмонт. Снежинка.

1

48.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

1

49.

Готовимся к празднику.

1

50.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

 

Великие русские писатели

27

51.

«Мороз и солнце; день чудесный!» В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.

1

52.

А.С. Пушкин. Зимнее утро.

1

53.

Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.

1

54.

А.С. Пушкин. Зимний вечер.

1

55.

Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.

1

56.

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…

1

57.

Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного городка.

1

58.

Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина.

1

59-60

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

2

61

И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

1

62

«Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».

1

63

И.А.Крылов. Слон и Моська.

1

64

И. А. Крылов. Чиж и голубь.

1

65

Обобщающая работа по басням. Тест по теме «Басни Крылова»

1

66

Выставка книг Л.Н. Толстого. Л. Воронкова. Лев Николаевич Толстой.

1

67

Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

1

68

Л.Н. Толстой. Лебеди.

1

69

Л.Н. Толстой. Акула.

1

70

Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого.

1

71

Мастерская писателя.

1

72.

Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей.

1

73.

Л.Н.Толстой Волга и Вазуза. Как гуси Рим спасли.

1

74.

Произведения великих русских писателей. Л.Н. Толстой.

1

75.

Наш театр. И.Крылов. Квартет. Инсценирование произведения.

1

76.

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

77.

Контрольная работа

1

 

Литературная сказка

12

78.

В.И. Даль. Девочка Снегурочка.

1

79-80.

В. Одоевский. Мороз Иванович.

2

81.

Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.

1

82.

Переводная литература для детей. А. Милн. Вини Пух и все, все, все…

1

83.

Р. Киплинг. Маугли.

1

84.

Р. Киплинг. Братья Маугли.

1

85.

Дж. Родари. Волшебный барабан. Создание своего окончания сказки.

1

86.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов. Тим Собакин. Лунная сказка.

1

87.

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.

1

88.

Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения.

1

89.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тест по теме «Литературная сказка»

1

 

Картины родной природы

13

90.

Т. Коти. В родном краю.

1

91.

Пишем рассказ «В родном краю».

1

92.

Б. Заходер. Что такое стихи?

1

93.

«Уходи зима седая…» И. Соколов-Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.

1

94.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова-Мусатова. Весна.

1

95.

С. Есенин. С добрым утром. Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

1

96.

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.

1

97.

О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение стихотворений.

1

98.

М. Пришвин. Золотой луг.

1

99.

А. Толстой «Колокольчики мои…».

1

100.

С. Черный «Летом» Сравнение стихотворения произведения живописи.

1

101.

Итоговая контрольная работа

1

102.

Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Сравнение стихотворения и произведения живописи. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

1

 

Итого:

102

4 класс – 102 часа

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

 

Книга в мировой культуре

6

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения. Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания известных людей о книге.

1

2.

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни».

1

3.

Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

1

4.

История книги. Подготовка сообщения на тему «Как родилась книга», «Какой книга была раньше», «Из истории книги».

1

5.

Удивительная находка. Пересказ текста.

1

6.

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

1

 

Истоки литературного творчества

13

7.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: притча, былина, миф. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Пословицы о дружбе», «Пословицы о труде», «Пословицы о добре».

1

8.

Библия — главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле. Милосердный самарянин. (Из Нового Завета).

1

9.

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры.

1

10.

Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

1

11.

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

1

12.

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок».

1

13.

Особенности славянского мифа.

1

14.

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. В. Мелетинского.

1

15.

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

1

16.

Тайская народная сказка Болтливая птичка. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Создание сказки по аналогии.

1

17.

Тайская народная сказка Болтливая птичка. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Создание сказки по аналогии

1

18.

Тайская народная сказка Болтливая птичка. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Создание сказки по аналогии.

1

19.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

 

О Родине, о подвигах, о славе

12

20.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. К. Ушинский. Наше Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

1

21.

Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей... А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

22-23.

Александр Невский. Сообщение об Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

2

24-26.

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь

3

27-28.

В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений литературы и живописи.

2

29.

В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

30.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

31.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

1

 

Жить по совести, любя друг друга

11

32.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть

1

33.

А. Толстой. Детство Никиты. Характеристика героев произведения.

1

34.

И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов.

1

35.

А. Гайдар. Тимур и его команда. Нравственный смысл произведения. Обсуждение на тему «Кого можно назвать настоящим героем».

1

36.

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

1

37.

И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи... Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

38

Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Создание собственного дневника.

1

39-40.

Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели — детям». Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро. Особенности юмористического текста.

2

41.

Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

1

42.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

 

Литературная сказка

15

43.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Толстой.

1

44.

Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

1

45-46.

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. Сравнение с героями русских сказок.

2

47

Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро. Мальчик-с-пальчик. Особенности зарубежного сюжета

1

48.

Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. Создание отзыва на книгу.

1

49.

Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена Дикие лебеди.

1

50.

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. Судьба героев сказки.

1

51.

Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии.

1

52.

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье.

1

53.

Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. Знакомство со сказкой. Особенности русской литературной сказки.

1

54.

С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок

1

55.

Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

1

56.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога на тему.

1

57.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации. Проверочная работа.

1

 

Великие русские писатели

37

58.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

1

59.

Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

1

60.

К. Паустовский. Сказки А. С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

61.

Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина».

1

62.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой.

1

63.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенность литературной сказки.

1

64.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои.

1

65.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы в сказке.

1

66.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке.

1

67.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.

1

68.

А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения литературы и живописи.

1

69.

А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

70.

Ф. Тютчев. Ещё земли печален вид. А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

71.

И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

72.

Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон.

1

73.

М. Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове.

1

74.

М. Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.

1

75.

М. Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

76.

М. Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

77.

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.

1

78.

М. Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

 

79.

Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом.

1

80.

Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа.

1

81.

Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа.

1

82.

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины.

1

83.

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами. И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

84.

И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет. Подготовка вопросов к стихотворению.

1

85.

И. Бунин. Ещё и холоден и сыр... Выразительное чтение.

1

86.

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

1

87.

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.

1

88.

Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег

1

89.

Басни Л. Н. Толстого. Специфические особенности басни как жанра.

1

90.

Семейное чтение. Л. Н. Толстой. Петя Ростов.

1

91.

Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.

1

92.

Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование.

1

93.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

94.

Проверочная работа

1

95-102

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения

8

 

Итого:

102

1

27

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.