Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (5–6 классы)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
РАССМОТРЕНО на заседании МС школы Протокол №1 от 31.08.2023г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Власова А.Н. _____ 31.08.2023г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор школы О.В. Дубровко_________ Приказ № 409ос от 31.08.2023г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
|
курса внеурочной деятельности
Краеведение
для учащихся _5-6_ класса
пгт. Новоаганск, 2024
КРАЕВЕДЕНИЕ
Для учащихся 5-6-х классов общеобразовательных учреждений Ханты – Мансийского Автономного округа Югра
Автор: Усаченко И.В.. учитель географии первой квалификационной категории МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К.Жукова»
Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического планирования.
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2023 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2023 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2023 г.
Пояснительная записка
Краеведение всегда являлось одним из приоритетных направлений в образовании. Прошлое и настоящее края, района, села, опыт предшествующих поколений, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое – всё это нередко становится темой многочисленных школьных или районных мероприятий.
Интересы общества и географическое краеведение находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьное краеведение призвано обеспечить решение следующих задач:
Востребованность результатов обучения.
Личностную ориентацию и деятельностный характер обучения.
Разгрузку содержания образования.
Реализация проектной деятельности в структуре индивидуальной
траектории учащихся.
Практическое освоение проектно-исследовательскими и
коммуникативными методами.
Формирование учебной и исследовательской компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и
способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач.
Но одна из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, не только транслировать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике компетентностный подход. Так построить учебный процесс, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.
В нормативных документах новые требования к результатам обучения по географии заданы по двум уровням:
1) знать, понимать;
2) уметь выделять, описывать, находить, приводить примеры, составлять, определять, применять.
Значительное развитие и широкое распространение практическая направленность получила в советское время в связи с реализацией идеи политехнического образования, основной целью которого была подготовка учащихся к практической деятельности и к выбору профессии. Это вызвало необходимость пересмотра не только содержания образования, но также методов и организационных форм обучения. Методы обучения были направлены «на сознательное и активное усвоение знаний, умений и навыков, умелое применение знаний к решению практических задач и вместе с тем на всестороннее развитие познавательных сил и способностей учащихся». Большое внимание уделялось организационным формам обучения - практически работам на местности, наблюдениям, работе на географической площадке, постановке опытов. Главное методическое наследие по этим вопросам составляют работы А.С. Баркова, А.А. Половинкина, В.Г. Эрдели.
Большую роль в становлении и развитии как самостоятельного направления методики обучения географии практическая направленность получила с конца 1970-х годов советского периода. Фундаментальные методологические пособия содержали психолого-педагогические обоснование, конкретных методические разработки по организации и проведению практических работ, определяли из значение в обучении географии. А.Е. Бибик, Л.М. Панчешникова, В.А. Коринская, Т.П. Герасимова, И.С. Матрусов, М.К. Ковалевская, В.А. Щенев и др. ведущие ученые методисты.
В рамках «Концепции обновления школьной программы по географии» (1986г.) академик РАО, профессор В.П. Максаковский обратил особое внимание на процесс формирования специфических для географии умений и навыков в тесном единстве с системами изучения теоретических и эмпирических знаний как одного из сквозных направлений в содержании географического образования.
Такой предмет как Краеведение преподается не первый год , да и география ведется уже давно, и я считаю, что эти предметы неотделимо перекликаются.
В процессе практики у меня сложилась своя система форм методов, приемов, которая дает неплохие результаты обучения. Стараюсь организовать свою работу так, чтобы дать целостную систему знаний, обеспечивая их глубину и прочность, активизировать деятельность учащихся. Пользуюсь методами других специалистов.
Системный подход. Один из основоположников этой теории Людвиг Бертолонфи: «Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (1969). При системном подходе каждый объект рассматривается как сложное образование, состоящее из различных блоков взаимодействующих между собой.
Проблемный подход. Этот подход относится к общенаучным. Проникая во все сферы науки, он нацеливает учащихся на решение ключевых задач, активизирует исследовательскую работу.
Экологический подход. По определению академика Герасимова цель экологического подхода состоит в выделении и исследовании связей, существующих между изучаемым той или иной наукой объектом и окружающей средой.
Поведенческий подход. Состоит в изучении особенностей восприятия людьми окружающей среды в пределах определенных районов и местностей.
Творчество – это умение пользоваться знанием, умение видеть «необычное в обычном», заинтересовать детей в поисках, сборе материала.
Отсюда и задача школы – научить детей реализовать себя в жизни, свободно использовать все, чему их учили.
В практике работы успешно применяется проектный метод. Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов.
На выполнение проекта, как правило, дается большой отрезок времени (от нескольких недель до месяца и более, в зависимости от объема работы), поэтому количество проектов не должно быть большим (2-4 проекта в течение учебного года). При организации работы над проектом учителю необходимо учитывать следующие требования: 1) проект должен быть по священ значимой проблеме или задаче, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) предполагаемые результаты выполнения проекта должны иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость (доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, и т. д.); 3) школьники должны обладать необходимыми знаниями и умениями, личным опытом; 4) деятельность учащихся должна быть самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой); целесообразно давать задания для создания проектов в малых группах, где объединены усилия нескольких учащихся; 5) содержательная часть проекта должна быть структурирована (с указанием поэтапных результатов); 6) при работе над проектом необходимо использовать исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий, при этом учащиеся должны применять как географические методы и средства обучения, так и интегрированные знания и умения из разных сфер науки, техники, искусства.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов.
Первый этап – подготовительный. На этом этапе учитель помогает учащимся определить и сформулировать тему проекта, его цель и задачи, отражающие основные направления исследования. Очень важно сформировать у учащихся положительную мотивацию их деятельности, так как личная заинтересованность ученика в исследуемой теме, в получении результатов является основой для организации его успешной самостоятельной работы. Затем формируются группы по направлениям деятельности, определяется роль каждого ученика в группе, обсуждаются возможные методы исследования, источники информации, способы представления результатов деятельности.
Второй этап – исследовательский. В ходе этого этапа осуществляется индивидуальная или групповая самостоятельная работа участников проекта: поиск, сбор и обработка информации, разработка моделей, формулирование выводов, подготовка материалов к презентации. Учитель выполняет контролирующую и корректирующую функции: наблюдает, организует промежуточное обсуждение полученных данных в группе (на уроках, на занятиях в научном обществе, кружке и др.), консультирует. Четкость при организации работы школьников на исследовательском этапе является необходимым условием успешного выполнения поставленных задач проектной деятельности.
Третий этап – заключительный. Учитель на этом этапе помогает проанализировать проделанную работу, обобщить ее результаты, сформулировать рекомендации и выводы, объявляет оценки. По окончании работы над проектом учащиеся должны его защитить. Для организации полноценного обсуждения выбираются оппоненты, которые оценивают работу группы над проектом. Завершение работы происходит после коллективного обсуждения, экспертизы. Как правило, результаты проектной деятельности школьников обсуждаются на специально отводимых для этого уроках (конференциях, смотрах знаний, обобщающих уроках в конце темы или раздела). Следует отметить, что проектная деятельность реализуется не только в урочное время, но и в системе внеурочных занятий (кружки, факультативы, исследовательское общество). В таком случае защита проектов может проходить в дни географии или на каком-либо празднике школы.
Основные достоинства технологии проектной деятельности: 1) осуществление проблемно-поисковой познавательной деятельности учащихся, имеющей личностно-ориентированный характер; 2) формирование всех компонентов содержания географического образования (знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру); 3) приобретение учениками новых знаний, интеграция знаний внутри школьной географии или знаний из разных школьных предметов; 4) развитие личностных качеств учащихся (самостоятельности, умения ставить цели, планировать, прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность, работать в коллективе, решать общие задачи, принимать нестандартные решения и т. д.); 5) достижение учащимися реального, конкретного результата; 6) реализация профессиональной направленности школьников. Тема "Краеведение" является весьма актуальной, что обусловлено возрастающей значимостью краеведческого материала в развитии личности обучающегося. Краеведческая направленность школьного курса обеспечивает формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций. Она гарантирует право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры каждым обучающимся, повышает статус образования как фактора развития региона, содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры). Краеведческий курс расширяет, углубляет и конкретизирует знания, предусмотренные федеральным компонентом стандарта.
Изменение целей общеобразовательной школы, актуальность задачи развития личности и создание благоприятных условий для этого предполагают пересмотр места курса "краеведение своего региона (области, края, республики)" в системе школьного образования, его значения и содержания. Это делает неотложным его связь с потребностями и интересами обучающихся. Одна из самых увлекательных и захватывающих областей исследования - краеведение. Эта наука позволяет нам подробно изучить историю и культуру нашего клочка земли, открыть для себя невероятные и загадочные уголки родного края. Краеведение является важной составляющей патриотизма - любви и гордости к своей родине.
Исследуя историю своего края, мы разгадываем тайны прошлого, погружаемся в далекие эпохи, испытываем на себе чувство наследия и связи с предками. Краеведение помогает нам осознать, какие трудности и победы сопутствовали нашей малой родине, как ее облик и характер менялись на протяжении сотен лет. Это позволяет нам проникнуться уважением и благодарностью ко всем, кто участвовал в развитии и защите нашего края. Вместе с тем, краеведение не только раскрывает исторический панораму нашего родного края, но и открывает гордость и интерес к естественным достояниям. Изучая географию, природные особенности и богатство региона, мы осознаем его уникальность и индивидуальность, начинаем ценить его сокровища и понимать, что это наше богатство, которое требует защиты и сохранения.
Краеведение также играет важную роль в формировании нашей идентичности и патриотического чувства. Изучение истории и культуры своего края помогает нам ориентироваться в жизни, понять свою принадлежность к национальной и культурной общности, а также проникнуться чувством ответственности за будущее своей родины.
Ведь не даром говорят: "Новое - это хорошо забытое старое".
В МБОУ «Новоаганская ОСШ имени маршала Советского Союза» : ведется большая работа по возрождению краеведения: это и создание краеведческого музея на базе школы, взаимодействие с музеем, расположенным на территории поселка и села Варьёган.
Исследуя историю своего края, мы разгадываем тайны прошлого, погружаемся в далекие эпохи, испытываем на себе чувство наследия и связи с предками. Краеведение помогает нам осознать, какие трудности и победы сопутствовали нашей малой родине, как ее облик и характер менялись на протяжении сотен лет. Это позволяет нам проникнуться уважением и благодарностью ко всем, кто участвовал в развитии и защите нашего края. Вместе с тем, краеведение не только раскрывает исторический панораму нашего родного края, но и открывает гордость и интерес к естественным достояниям. Изучая географию, природные особенности и богатство региона, мы осознаем его уникальность и индивидуальность, начинаем ценить его сокровища и понимать, что это наше богатство, которое требует защиты и сохранения.
Краеведение также играет важную роль в формировании нашей идентичности и патриотического чувства. Изучение истории и культуры своего края помогает нам ориентироваться в жизни, понять свою принадлежность к национальной и культурной общности, а также проникнуться чувством ответственности за будущее своей родины.
Ведь не даром говорят: "Новое - это хорошо забытое старое". И знание, и любовь к своей малой родине это и есть начало патриотического воспитания нашего подрастающего поколения.
Кроме проектной деятельности в школе проводятся уроки пресс–конференции, где учащиеся выступают с исследовательскими докладами. В работах учеников не просто сообщения на какие-либо заранее подготовленные сведения, а выполнения роли корреспондента газеты. Такие уроки учащимся нравятся, они с удовольствием выполняют творческие задания. Учащиеся, которые не заняты сбором материала к уроку, получают задание нарисовать плакаты, составить схемы по определенной теме. Таким образом, на уроке бывают задействованы все учащиеся. Личный опыт преподавания в современной школе все больше убеждает, что эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным, способным приобретать и применять знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразования знаний – креативностью (общими творческими способностями).
На каком уроке наиболее полно учитель может раскрыть все способности ученика? На уроке изучения нового материала, потому что именно тогда можно «открывать знание вместе с учениками».
Применяя технологию проблемного обучения на своих уроках можно связать теорию и практику любого предмета. Результатом практической работы по географическому краеведению становится выполнение диаграмм, карт, составлением планов местности и маршрутных листов.
Краеведческая основа обучения даёт возможность выполнить две важные дидактические функции:
а) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей местности, конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе;
б) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природных зон, получить стройную систему знаний о географии своей местности.
Географическое краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Образовательная программа модуля «Географическое краеведение» (6кл.) является составной частью интегрированного базового курса «География. Начальный курс » (6 кл), авт. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., издательство «Русское слово», 2023год. Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни. Введение содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «География»(6-9 кл.) составляет суть краеведческого принципа преподавания предмета и позволяет реализовать национально-региональный компонент образования.
Актуальность изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» продиктовано повышенным интересом учащихся к изучению родного края, окружающей географической среды. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель данного курса – формирование методологии процесса познания географических объектов природы, населения, хозяйства своей местности на основе организации учебно-исследовательской, проектной деятельности.
Задачи курса:
-развитие комплексных знаний и умений географических особенностей природы своей местности во всем её многообразии и целостности;
-овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике;
-адаптация к условиям проживания на определенной территории на основе формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований состояния окружающей среды, готовность к качественному её улучшению;
- воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.
Главная идея курса: включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.
Структура программы. Логика построения программы модуля «Географическое краеведение» подчинена последовательности изучения тем начального курса географии в 6 классе. Ключевые темы программы модуля: введение, на какой Земле мы живём, план и карта, человек на Земле, планета Земля, литосфера – каменная оболочка, гидросфера – водная оболочка, атмосфера – воздушная оболочка, биосфера – оболочка жизни, географическая оболочка.
Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин. Предлагается использование разнообразных методов обучения: информационный, картографический, теоретический, проблемного изложения и другие Изучение модуля «Географическое краеведение» предполагает сочетание теоретических (24) и практических (11) видов деятельности учащихся. Приоритет отдан коллективным формам организации учебной деятельности форм обучения, практикумам, исследованиям, экскурсиям, разработке проекта. Соотношение теоретической и практической части 56%: 44%.Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера, а также с привлечением фондов школьной музейной экспозиции, которая является координирующим центром воспитательной системы школы.
Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности. Так на базовой программе География, была адаптирована программа по Географическому краеведению 6 класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение(1 час)
Экскурсия в школьный музей. (Практическая работа №1)
Творческие работы.1.Репортаж о родном крае (по материалам СМИ) .
На какой Земле мы живём (2 часа)
Тема: Вклад земляков в развитие знаний о Земле.
Творческие работы.1.Исследование жизни и деятельности известных людей края.
2. Вклад соотечественников в освоении новых земель. На какой Земле мы живём. Современные исследования территории
План и карта.
Ориентирование на местности.
.Изображения земной поверхности моего поселка.
Запуск мини-проектов учащихся в рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей местности» Мои земляки, мы вами гордимся.
Начало проекта о выдающихся земляках
Планета Земля (2 часа)
Тема:. Белые ночи и длинные ночи
Смена времён года
Творческие работы.1. Вклад земляков в развитии знаний о Земле
3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.
Тема: Смена времён года. Особенности своего края.
Творческие работы.1.Астрономический год. 2.Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.
План и карта, (5часов)
Тема: Ориентирование на местности.
Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам
Творческие работы. 1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.
Тема: Изображения земной поверхности моего поселка. Виды изображений местности. Интерактивная карта.
Тема: План местности.
Практическая работа №3 Составление плана местности школьной и прилегающей территории с помощью дрона.
Творческие работы.1.План моего двора. ,Дорога в школу. Практическая работа №4 Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.
Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением уникальных географических объектов.
Человек на Земле(4часа)
Тема: Из истории заселение территории края. Коренное население.
Творческие работы:1.Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.2.Крепости на территории края..3.Разработка экскурсии по фондам краеведческого музея.
Тема: Народы территории проживания.
Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края.3. Наша семейная реликвия.
Литосфера– твёрдая оболочка Земли ( 5 часов)
Тема: История формирования современного рельефа.
Творческие работы:1.Путешествие в глубь Земли (на примере своей местности)
2.Геологический профиль своей местности.
Тема: Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности.
Практическая работа №8. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.
Творческие работы.1.Составление коллекции « Горные породы моей местности».
Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение
. Описание рельефа по физической карте и типовому плану
Творческие работы. 1.Уникальные формы рельефа. 2.Топонимы объектов литосферы. 3. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.
Гидросфера – водная оболочка Земли (4 часов)
Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы.
Практическая работа №9 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания
Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.
2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.
Тема: Внутренние воды и рельеф.
Творческие работы.1.Художественный образ реки (озера, родника)
Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.
Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке»
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (4 часа)
Тема: Режим отдельных метеоэлементов
Практическая работа №10. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.
Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.
Тема: Погода моей местности
Творческие работы:1. Народные приметы погоды.2.Живые барометры.
Тема: Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек.
Тема: Опасные явления в атмосфере.
Творческие работы.1. Редкие атмосферные явления.2. Правила поведения в грозу. 3. Шаровая молния.
Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
Творческая работы.1. Картирование источников загрязнения атмосферы микрорайона школы. (Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации (по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)
Биосфера - живая оболочка Земли ( 5часа)
Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.
Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в устном народном творчестве народов края.3. Проблемы использование населением даров природы.
Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Ханты-Мансийского Автономного округа области
Весенняя экскурсия (Практическая работа№11) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»
Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.) Географическая оболочка (7 часов)
Тема: ПТК своей местности.
Весенняя экскурсия (Практическая работа№16) «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»
Творческие работы.1. Мой любимый уголок природы.
Тема: Природные зоны своей местности. Изменение природных зон под влиянием человеком.
Творческие работы.1. Создание экологической тропы в селе.
Тема: Топонимика родного поселка
Как и откуда появились названия мест, родников
Творческая работа:1. Мини-проект «Топонимика пгт Новоаганск»
Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение»
(в рамках школьной научно-практической конференции)
Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов:
География в моей жизни.
Профессии наших родителей.
Человек интересной судьбы.
План микрорайона школы, села
История поселкав судьбе моей семьи.
Истоки моего родства.
Семейная реликвия.
Игры народов родного края.
Где родился, там и пригодился.
Моя минералогическая коллекция.
Живи, родник.
Местные признаки предсказаний погоды.
Матушка природа для лечения народа.
Зелёная аптека на грядке.
Мой любимый уголок природы.
Создание туристического маршрута.
Практические работы-11
Учебно-тематический план образовательной программы модуля
«Географическое краеведение» 6 класс
(34 часов учебной нагрузки)
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Теория |
Практика |
1 |
Введение. Экскурсия в школьный музей. Организация наблюдений за погодой» |
1 |
1 |
2 |
На какой Земле мы живём. Вклад земляков в развитии знаний о Земле |
1 |
|
3 |
Современные исследования территории |
1 |
|
4 |
Мои земляки, мы вами гордимся. Начало проекта о выдающихся земляках |
1 |
|
5
|
Белые ночи и длинные ночи Смена времён года |
1 |
|
6 7 |
План и карта. Ориентирование на местности. |
1 |
1 |
8 |
.Изображения земной поверхности моего поселка. |
|
1 |
9 10 |
Географическое положение Новоаганска |
1 |
1 |
11 12 |
Человек на Земле. Заселение края. Коренное население |
1 1 |
|
13 14 |
Народы родного края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. ( Урок в школьном музее), знакомство с музеем Варьегана
|
1 |
1 |
|
Литосфера - твёрдая оболочка Земли |
|
|
15 |
Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня |
1 |
1 |
16 17 |
Особенности рельефа своей местности и его изменение |
1 |
1 |
18 19 |
Геологические памятники природы. Что ценного в нашем крае |
1 |
|
|
Гидросфера – водная оболочка Земли.
|
|
|
20
|
Внутренние воды родного АО |
1 |
|
21 |
Внутренние воды и рельеф и климат |
1 |
1 |
22 |
Внутренние воды и климат |
|
1 |
24 |
Влияние человека на водные объекты моего края |
1 |
|
|
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
|
|
|
25 |
Погода моей местности. Как правильно вести календарь погоды. |
|
1 |
26 |
Климат родного края. |
1 |
|
27 |
Опасные явления в атмосфере |
1 |
|
28 |
Взаимосвязь человека и атмосферы Фенологический календарь |
1 |
|
29 |
Биосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир своей местности |
|
|
30 |
Красная книга Ханты-Мансийского АО Топонимика своей местности. |
1
|
|
32 |
Географическая оболочка Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах |
1 |
|
33 |
Характеристика Природной зоны проживания |
1 |
1 |
34 |
Обобщающее повторение Урок защиты проектов и выставка творческих работ |
1 |
|