«Кейс-технологии» в профилактике правонарушений несовершеннолетних
Автор статьи: Канагина Лариса Валерьевна,
педагог дополнительного образования,
ГБУ СО Краснодарского края «Горячеключевской КЦСОН»,
Отделение социальной помощи семье и детям
Аннотация: статья адресована специалистам, задействованным в оказании социальной помощи семье и детям (социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования), активно внедряющим в практическую деятельность инновационные методики и технологии, нацеленные на повышение уровня правовой культуры детей и подростков.
«Кейс-технологии» в профилактике правонарушений несовершеннолетних
Плохой педагог преподносит истину,
хороший – учит её находить.
(А. Дистервег)
Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. В числе негативных последствий подобных реформ социологи и педагоги называют рост правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, общественности.
Вместе с тем, социальный заказ общества и государства ориентирует систему образования на подготовку молодых граждан, способных к сотрудничеству и конструктивной деятельности; обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны; умеющих анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе; знающих свои права и обязанности; законопослушных и обладающих навыками социального поведения.
Соответствующие данным направлениям образовательные задачи, в большинстве своём, реализуются в контексте гражданско-правового воспитания, при этом особая роль отводится его практической составляющей. Процесс формирования правосознания, правомерного поведения, в том числе правовой активности, повышение уровня правовой культуры детей и подростков не ограничивается только лишь овладением теоретическими основами в области права – важно научить молодых граждан грамотно применять полученные знания в повседневной жизни, в различных ситуациях.
Современное образование, включая все его этапы, предполагает активное внедрение инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий является проблемно-ситуативное обучение с использованием «кейсов» («кейс-технология»).
Термин «кейс-технология» происходит от английского «case» («необычный случай, ситуация»; «портфель, чемодан»); его возникновение в образовании относят к началу XX века – изначально в сфере экономических специальностей2; позднее – в иных сферах, при подготовке будущих управленцев (как метод обучения принятию решения); затем – в сфере дошкольного, школьного и последующих этапов образования (активное внедрение подобных инноваций в российском образовании связано с введением Федеральных государственных образовательных стандартов3). На сегодняшний день данная технология также нашла своё применение в социальной педагогике в т. ч. в целях реализации задач в области формирования и развития социально-бытовых, экономических, гражданско-правовых навыков и компетенций.
С позиции инновационных социально-педагогических технологий «кейс-технологию» рассматривают как:
-основанную на реальной или смоделированной ситуации4 в целях анализа причин, выявления проблем, поиска альтернативных решений или предотвращения;
-предусматривающую в процессе реализации принцип обучения от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот (активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретной ситуации или проблемы);
-с применением специфических методов «оживления» обучения (заложенные в «кейсе» актуальные проблемы довольно сильно воздействуют на эмоциональную сферу, развивая интерес и мотивацию к познанию);
-обучающую действием (усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности группы участников по разрешению противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей);
-выступающую своеобразным инструментом познавательно-творческой и / или познавательно-исследовательской деятельности, связанной с проектированием и разработкой действий и мероприятий по разрешению или предотвращению проблемной ситуации.
В основу «кейс-технологии» положена совокупность дидактических принципов:
-системно-деятельностный и компетентностный подход (способствуют становлению самостоятельности, продуктивности и субъектности мышления, что в данном случае формирует правовую культуру и компетентность);
-индивидуальный подход к каждому, учёт особенностей и познавательных потребностей (в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение);
-вариативность (предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора);
-прагматизм (восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы);
-успешность в обучении (обеспечивается за счёт опоры на сильные стороны участников группового обсуждения и решения проблемы).
Структурной единицей «кейс-технологии» является «кейс», сформированный по какой-либо проблеме или ситуации, который можно рассматривать как:
-описание реальной жизненной ситуации (или ситуаций), содержащей значимую практическую проблему, осмысление которой не только актуализирует имеющийся комплекс знаний, но и требует приобретения новых компетенций в той или иной области;
-набор специально разработанных в учебно-методических материалов на различных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные), выдаваемых для самостоятельной работы.
Основными требованиями к «кейсу» определены: актуальность, соответствие возрасту и особенностям участников, доступность для понимания, законченность ситуации, наличие проблемы, нетривиальность, а также выдержанная структура (содержимое «кейса»).
Структура «кейса» включает в себя: ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни, совокупность взаимосвязанных фактов и явлений); контекст ситуации (хронология, история, место, особенности действия, особенности участников ситуации); комментарий ситуации, представленный автором; вопросы, задания, алгоритм анализа (виды анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический и др.); приложения; варианты продолжения и / или завершения ситуации, примерные варианты решения проблемы (необходимо на первых занятиях с использованием «кейсов»).
При организации деятельности детей и подростков целесообразно, с точки зрения доступности их восприятию, применять типы (группы) и виды «кейсов»:
1. «Кейсы-инциденты» – группа «кейсов» на основе события, уже свершившегося или события, которое должно произойти, к ним относят:
-«фото-кейсы» (вариант: медиа-, видео-), «кейсы-иллюстрации» – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой иллюстрацию ситуации, требующей от участников анализа и разрешения;
-«кейсы-драматизации» – иллюстрируют событие, когда участники, с применением средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
-«кейсы-мультфильмы» (вариант: фильмы), «кейсы-литературные произведения» – участникам предъявляется начало сюжета, содержащее все предпосылки для последующих событий. Участники предлагают свои варианты развития событий, получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту (важно: сюжет имеет точное и однозначное продолжение, которое предъявляется по завершению работы с «кейсом», что помогает участникам перепроверить собственные решения и выводы).
2. «Кейсы-вариации и догадки» – группа «кейсов» применяется для того, чтобы участник научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами, к ним относят:
-«кейсы-опорные картинки или серии картинок» – воспринимая, участник осознаёт причинно-следственные связи, строит варианты развития событий;
-«кейсы-предметные картинки-демонстраторы» – побуждает участника рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны;
-«кейсы-наоборот» – участники знакомятся с постигшим «наказанием» и на этой основе предполагают, что не так было сделано, что могло привести к подобной ситуации и т. д.;
-«кейсы-варианты развития событий» – педагог сам высказывает участникам 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого (участникам предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать своё мнение).
Методика работы с «кейсом» сравнительно проста и предусматривает поэтапный характер реализации. Каждый этап можно символически обозначить специальной меткой (например, смайлик). Метка-символ позволяет участникам видеть ритм «кейса», предполагать последующие этапы и не торопиться, перескакивая с этапа на этап. В начале занятия участников целесообразно разделить на группы – это позволяет активизировать их деятельность (оптимально не менее 3-х, не более 6-ти человек). Этапы:
1. Идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложений решения или действий. Группам презентуется содержание «кейса», предлагается ситуация (погружение в проблемное поле, при этом поставленный вопрос должен быть направлен на вычленение проблемы); озвучиваются возможные варианты развития ситуации, отмечаются плюсы и минусы этих продолжений, в качестве образца (но только на первом занятии) могут быть приведены варианты решения проблемы. Далее участники предлагают свои варианты (аргументы «за» или «против» не приводятся, все ответы выслушиваются и, по возможности, фиксируются, например, в виде записей в таблице).
2. Анализ, выявление причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п.; согласование видения ключевой проблемы и путей её решения. На данном этапе рассматриваются и обсуждаются продолженные ситуации, варианты решений проблемы и аргументы. Обсуждение должно быть совместным и активным (можно установить временные рамки, например, песочные часы). Когда все ответы прозвучали, группа выбирает наиболее приемлемый вариант (отвечающий всегда один). Педагог делает обобщение ответов, даёт оценку действиям участников, поощряет многообразие версий, высказываний (важно: на данном этапе не должно быть непринятых и однозначно ошибочных вариантов; всё объясняется, аргументируется и, тем самым, подтверждается или опровергается).
3. Презентация и экспертиза на общей дискуссии результатов деятельности групп. В зависимости от типа и вида «кейса» осуществляется: коллективное принятие верного решения проблемы; вербализация правила на основе пережитого обсуждения, опыта; завершение ситуации (педагог озвучивает, что же было на самом деле) и т. д. На данном этапе проводится общая оценка работы группы над «кейсом» и самооценка.
Примерные «кейсы» для профилактики правонарушений несовершеннолетних:
«Преступление и наказание»
Структура «кейса»: ситуация, контекст ситуации.
Ситуация: Перед самым началом урока в класс вбегает ученик Иван и громко сообщает: «Контрольная на сегодня отменяется! Я такое придумал! Сейчас всё сами узнаете, будем бежать из школы наперегонки!» (контекст ситуации: приближалось завершение учебной четверти, ученикам 6 «А» предстояла контрольная работа; ученики переживали, поэтому сообщение об отмене контрольной их заинтриговало).
В это время в класс входит учитель и объявляет ученикам о вынужденной эвакуации в связи с тем, что кто-то позвонил в школу и сообщил о заложенной бомбе. Одноклассники догадываются, что звонивший – это Иван. Со своего места вскакивает ученик Василий, подбегает к «сообщившему о теракте» и бьёт его учебником по голове. «Сообщивший» падает, встаёт, держась за голову, стонет, и тут же даёт сдачи своему обидчику. Начинается драка.
«Обида»
Структура «кейса»: ситуация, варианты продолжения и развития ситуации.
Ситуация: Во время школьной перемены подросток Александр попросил у своей одноклассницы Дарьи телефон, чтобы послушать музыку. Дарья телефон не дала, так как засомневалась – вдруг Александр его испортит. Телефон совсем новый, дорогой, к тому же – подарок родителей на День рождения. Александр обиделся на Дарью и…
Продолжение и развитие ситуации:
-...выхватил телефон из рук Дарьи, намереваясь подразнить её в ответ на проявленную «жадность», при этом не удержал телефон в руках – телефон упал и разбился;
-…выхватил телефон из рук Дарьи и со всей силы кинул его о пол – телефон разлетелся на кусочки.
«Ссора друзей»
Структура кейса: ситуация, комментарий педагога.
Ситуация: Друзья Евгений и Михаил поссорились и стали обзывать друг друга. Разозлившись, Михаил стал угрожать Евгению: «Ещё раз прицепишься – убью! Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить!».
Комментарий педагога: Как правило, угроза на словах не наказуема, но если эта угроза реальна, т. е. у лица, которое угрожает, есть все условия для осуществления угрозы, – это будет считаться покушением на преступление, с соответствующим наказанием за него.
«Вандализм»
Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.
Ситуация: На крыльце школы стояла группа подростков лет десяти-двенадцати – не старше. Один из них – Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом стал портить обшивку стены. Другие школьники, смеясь, стали ему в этом помогать.
Вопросы для анализа и обсуждения: Действия Максима – это правонарушение или нет? Если да, то по какой статье квалифицируется данное преступление – хулиганство или вандализм? Понесёт ли Максим наказание за своё деяние? Какое наказание может последовать: арест, штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определённый срок? Будет ли наказан уто-то ещё? Какие ещё меры воздействия возможны?
«Авторитет у друзей»
Структура кейса: ситуация, контекст ситуации, примерные вопросы для анализа и обсуждения.
Ситуация: У подростка Вадима появились новые друзья – Виталий и Андрей, по меркам школы и района – «очень крутые пацаны». Вадим был рад, что его приняли в «крутую» кампанию, выполнял все приказы новых друзей, вместе с ними прогуливал школу, покупал сигареты и пиво, воруя деньги у родителей. Дома Вадим теперь бывал редко, случалось, что и вовсе не приходил ночевать. Через полгода его поставили на учет в ОПДН за бродяжничество.
Контекст ситуации: Раньше Вадима в классе не любили, давали разные обидные прозвища, называли «Тихушником», «Лохом», «Валенком». Вадиму очень хотелось стать «своим» среди пацанов. Чтобы его «зауважали», он решил подражать Виталию и Андрею. Они уже стояли на учёте в ОПДН и вели себя как настоящие «крутые пацаны»: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших школьников, откровенно хамили учителям.
Вопросы для анализа и обсуждения: Как вы понимаете слова «иметь авторитет у друзей»? Какие способы выбрал Вадим, чтобы заслужить авторитет у друзей? Удалось ли Вадиму стать их другом? Считали ли Виталий и Андрей своим другом Вадима? Попробуйте составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажите возможные последствия поведения Вадима. Как бы вы поступили на месте Вадима?
«Угроза»
Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.
Ситуация: Девятиклассник Егор в нетрезвом виде пытался пройти на дискотеку в школу, но дежурный остановил его. Тогда подросток стал оскорблять дежурного и угрожать ему ножом. В полиции несовершеннолетний клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что «когда мальчик трезвый, он и мухи не обидит». Инспектор ОПДН, не поверив доводам взрослых, протокол всё же составил и дал делу ход.
Вопросы для анализа и обсуждения: Прав ли инспектор? Как вы считаете: в подобной ситуации подростка нужно наказать по всей строгости или понять и простить на первый раз.
«Праздник на скамейке»
Структура кейса: ситуация, варианты продолжения и развития ситуации.
Ситуация: Стояла тёплая осень. В дальнем уголке парка, на деревянной скамейке сидела компания. Борис играл на гитаре, остальные явно скучали. По аллее шёл Степан. Подошёл к компании, поздоровался. Долго копался в своей сумке, потом сказал: «А что я принёс!» – и достал спрятанную бутылку вина.
Компания оживилась. Послышались одобрительные возгласы. Из этой же сумки появились пластиковые стаканчики и нехитрая закуска. Степан со знанием дела открыл бутылку и разлил вино по стаканчикам. Подростки загалдели, потирая руки в предвкушении удовольствия. Начался оживлённый разговор.
Неизвестно откуда возле скамейки появилась женщина неопределенного возраста.
– Ой, ребятки! У вас тут праздник?! Что отмечаете? Плесните мне, и я с вами порадуюсь.
– Иди, тётка, куда шла! Ходят тут алкашки всякие.
– Погляди, какие строгие… А сами-то?! Ну, хоть бутылку оставьте.
Ушла. Степан предложил отметить начало учебного года. Подростки взяли стаканчики. Николай, подержав стаканчик в руках, оглянулся на уходящую женщину и поставил его обратно:
– Я пить не буду.
– ?!
Степан: Да чего ты? Ребёнок что ли?
Василий: Да что ты? Такой повод. Надо выпить.
Борис: Стёпа старался, доставал. А ты…
Николай: Вы пейте, на меня не смотрите…
Продолжение и развитие ситуации:
-От имени Николая: Лет через 10 посмотрим, что с каждым из нас будет. Вы очень скоро станете такими же, как эта тётка. Каждый раз, когда вы будете покупать бутылку, я буду откладывать такую же сумму в копилку. Через 10 лет, я думаю, у меня накопится солидная сумма, а у вас возникнуть проблемы со здоровьем, учёбой, общением, семьёй, деньгами.
-В компании наступила тишина, каждый о чём-то думал. Не глядя друг на друга и, не сговариваясь, подростки вылили вино на землю. Степан, выливая вино из бутылки, весело сказал: «Что-то я проголодался, давайте поедим».
«Я и моя семья»
Состав кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.
Ситуация (письмо Марины): «… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого. Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они просто не выпустят меня из дома! Папа говорит, что я лентяйка, но я единственная в нашем доме, кто делает хоть что-то! Так обидно!
Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший просто исчадие ада! Он подслушивает мои разговоры по телефону, позорит меня перед друзьями! Сестрёнка роется во всех моих личных вещах, пользуется моей косметикой! О Боже! Как я устала от всего этого!
Поскорее бы мне уехать в колледж, чтобы не видеться с ними подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. Уеду куда-нибудь подальше, и уж точно не буду скучать!»
Вопросы для анализа и обсуждения: В чём вы согласны с Мариной? В чём она не права? Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы. Правильно ли поступит Марина, если уедет из дома? Ваши советы членам Марининой семьи. Как поступить Марине в сложившейся ситуации?
Список литературы:
1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 2009. – 211 С.
2. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень: ТГУ, 2005. – 126 С.
3. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. 2012. № 6. – стр. 36-40.
4. Божович Л.Я. Личность и её формирование в подростковом возрасте Психологический журнал. 2013. № 1. – стр. 46-51.
5. Полат Е.С. Современные педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. – 2-е изд., стер. – М: Академия, 2008. – 368 С.
6. Пырьева В.В. Кейсовая технология обучения и её применение при изучении темы.
7. Соломко Л.Г., Яровенко Л.В., Шульгина Т.А. Структура и методические рекомендации по созданию и внедрению учебно-методических кейсов. «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. – № 11, стр. 25-28.
8. Тхакохов А.А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой учёный. – 2014. – № 3. – стр. 685-686.
9. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/
11921 г. – издан первый учебник ситуационных упражнений Мелвина Коупленда (декан Гарвардской бизнес-школы, профессор по маркетингу).
2Преподаватели Гарвардской бизнес-школы, в дополнение к традиционным аудиторным лекциям, впервые организовывали и стали активно применять на практике обсуждение проблемных ситуаций и вариантов их решения.
3Утверждены приказами Минобрнауки России и вступили в силу в период с 2009 г. по 2012 г. (действуют в настоящее время).
4 В контексте темы представленной статьи, под ситуацией или проблемой в структуре «кейса» также понимается правонарушение.