Программа по профориентации для 1-9 классов
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение « Инжавинская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено и рекомендовано к Утверждено и введено в действие
утверждению педагогическим приказом № 115 от 25.05.2016г
советом от 20.05.2016г., Директор ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат
Протокол № 92 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
_____________________Г.А.Селезнева
Программа по профориентации
для 1-9 классов
Разработали: Бузина Л.И
заместитель директора по ВР,
Бабина О.М. соц.педагог, педагог- психолог Кредина Е.В.
2016год
Паспорт
Программы по профориентации ТОГБОУ «Инжавинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ»
Наименование программы. |
Программа по профориентации |
Основание для разработки. |
Нормативно-правовое обеспечение программы разработана в соответствии с Концепцией Модернизации Российского образования. - Распоряжением Правительства РФ, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов Программа определяет содержание и основные пути реализации работы по профессиональному определению обучающихся. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся. - Распоряжением Правительства РФ, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов |
Разработчики программы. |
Зам.директора по ВР -Бузина Л.И. Соц.педагог- Бабина О.М. Психолог- Кредина Е.В. |
Сроки и этапы реализации. |
Программа рассчитана на 2020-2021годы. Этап разработки программы: сентябрь – октябрь 2016г. Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2016-2017, 2018-2019 учебные годы. Этап рефлексии: 2020 -2021год. |
Исполнители программы. |
Администрация, социальный педагог, педагог- психолог |
Система организации контроля за исполнением программы. |
Участники воспитательной системы предоставляют отчёты по итогам работы за год администрации школы: отчет методических объединений о работе по данной проблеме ., отчеты психолога, соц. педагога, отчеты о работе с детьми воспитателей ,кл. руководителей.
|
|
Объемы и источники финансирования программы |
В соответствии с бюджетным финансированием школы- интерната и привлечением спонсорских средств. |
I . Актуальность программы .
Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности в школе, проведение разъяснительной работы с родителями.
В 5-9 классах школьник впитывает в себя не только учебную, но и другую, часто более значимую для профориентации культурную информацию. В это время необходимо вести с детьми разговоры о сути человеческого труда и о его социальной востребованности, о мире прфессий. Именно тогда девятый класс будет не столько предпрофильным, сколько самоценным как выпускной класс основной школы. Понимая это, педагоги школы проводят профориентационную работу даже в пришкольном лагере (посещение мастер-классов, игровая программа «Ярмарка профессий»), большое внимание уделяется трудоустройству подростков в течение учебного года и в летний период. Система работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся призвана решить разные задачи. В 5-6 классах необходимо информировать детей о мире профессий, развивать коммуникативные умения, формировать познавательный интерес, уже в 7-8 – надо определять интересы и склонности, знакомить с правилами выбора профессии, в 9-х – важно познакомить со структурой профессионального образования, организовать тестирование по выявлению профессиональной мотивации, совершенствовать работу по созданию портфолио обучающихся.
II. Обоснование программы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднего специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полное невилирование значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления детей в школе не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в информировании и приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Ориентир».
III. Цель и задачи Программы
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Задачи:
Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
Разработать механизмы содействия трудоустройству обучающихся и выпускников ОУ.
Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап |
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы 1.Информировать о мире профессий 2. Развивать коммуникативные умения 3. Формировать познавательный интерес |
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. |
Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. Методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - костюмированные карнавалы профессий - сочинения на тему «Пусть меня научат» - игра «Чей это инструмент?» - трудовые поручения - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов - кто работает в нашей школе?(экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) - беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома - экскурсия в школьные мастерские - беседа: мое любимое занятие в свободное время |
Поисково-зондирующий 5-7 классы 1. Знакомить с правилами выбора профессии 2. Развивать коммуникативные умения 3. Определить интересы и склонности |
Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН |
Встречи с интересными людьми (профессионалами) Экскурсии Ролевые игры Конкурсы Практическая, трудовая, общественно-значимая работа
Темы классных часов Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии) Всякий труд надо уважать |
Период развития профессионального самоопределения
1.Знакомить со структурой профессионального самоопределения |
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка |
- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов - информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства - знакомство с правилами выбора профессии - формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией |
Учащиеся 10-11 классов 1.Готовить к выбору профессии и жизненной стратегии |
Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения Для юношей актуальна служба в армии |
Дискуссии «День допризывника», «Мой выбор» и т.д. Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях) |
VI. . Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
Этапы реализации программы:
Сроки реализации Программы: 2012 - 2015 годы
I этап: проектный – 2012 -2013 учебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2013-2014, 2014-2015 учебные годы.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический –2015 год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Мероприятия
по реализации Программы по профориентации
«Ориентир»
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы |
|||
1. |
Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся. |
Август 2013 |
Заместитель директора по УВР |
2. |
Создание банка данных об учебных заведениях города. |
Сентябрь 2013 |
Социальный педагог |
3. |
Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. |
Сентябрь 2013 |
Заместитель директора по УВР |
4. |
Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР Педагог - организатор |
5. |
Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов» |
Ноябрь 2013 |
Руководитель МО |
6. |
Организация тематических выставок по профориентации учащихся в школьной библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Профессии героев России»
|
2012 - 2015 |
Библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы |
|||
Профпросвещение |
|||
Реализация городского проекта по профориентации «Стратегия жизни»: |
|||
1. |
Экскурсии на предприятия города |
Ежегодно |
Классные руководители |
2. |
Экскурсии в учебные заведения г.Тюмени |
Ежегодно по плану УО |
Классные руководители 9-11 классов |
3. |
Ярмарка профессий «Шаг в будущее», «Мой выбор» |
Ежегодно в сентябре, апреле |
Классные руководители 10-11 классов |
4. |
Городская акция по благоустройству «Чистый город». |
Ежегодно в сентябре, апреле |
Организатор, Школьный парламент |
5. |
Участие в городских конкурсах «Мой выбор», «Юные дизайнеры одежды», «Сделай сам» и др. |
Ежегодно |
Учитель технологии, ИЗО, социальный педагог |
6. |
Участие в городской выставке «Солнце.Дети.Счастье» |
Ежегодно |
Учитель технологии, ИЗО, социальный педагог |
Реализация школьной программы: |
|||
1. |
Профориентация учащихся на уроках. |
Ежегодно |
Учителя предметники |
2. |
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России» |
Ежегодно |
Заместитель директора по УВР, классные руководители |
4. |
Конкурс творческих и социальных проектов |
В течение 2013-2014 г. |
Заместитель директора по УВР, классные руководители |
5. |
Проведение тематических классных часов: Мастерим мы – мастерят родители (1 классы). Профессии моего города (2 классы). Трудовая родословная моей семьи (3 классы). Известные люди нашего города (4 классы). Мир профессий (5 классы). Как изучить свои способности (6 класс). Я и моя будущая профессия (7 классы) Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы). Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы). Как вести себя в конфликтных ситуациях, Моя стратегия жизни (10 классы). Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы). |
В течение года |
Классные руководители |
6. |
Проведение дополнительных курсов и элективов профессиональной направленности |
Ежегодно |
Заместитель директора по УВР |
7. |
Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации: Рубрика «Твое профессиональное будущее» « Куда пойти учиться» «Структура трудовой деятельности» Потребности труда города и др. |
2013 - 2014
|
Заместитель директора по УВР, педагог-организатор |
8. |
Родительские собрания Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. Изучение склонностей и способностей ребенка. Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся. О стрессоустойчивости. Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов. Собеседование для будущих 10- классников. Родительское собрание для будущих 10-классников. Знакомство с элективами и профилями классов. |
В течение года |
Классные руководители, педагог-психолог
администрация
|
9. |
Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах): Коллективные творческие дела Выпуск школьной газеты Субботники по уборке школьного двора Фестиваль «Золотая осень» |
В течение всего периода
|
Классные руководители |
10. |
Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов. |
В течение всего периода |
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
2.Диагностика и консультирование. |
|||
1. |
Консультированиеи Тестирование учащихся8-9 классов: « Карта интересов». «Склонности и профессиональная направленность». ● «ДДО» ● Профессиональные склонности ● Профессиональный тип личности ● Мотивы выбора ● Анкета «Профессиональный интерес» |
Ежегодно |
Педагог-психолог |
2. |
Консультирование родителей: по вопросам профориентации и профессионального самоопределения |
В течение всего периода |
Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог, социальный педагог |
3. |
Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов |
В течение всего периода |
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
4. |
Индивидуальные консультации для родителей |
В течение всего периода |
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
3.Профадаптация |
|||
1. |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Ежегодно в августе |
Классные руководители, заместитель директора по УВР |
2. |
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска». |
Ежегодно в мае, июне |
Социальный педагог |
3. |
Организация социально-значимой деятельности, в т.ч. в трудовых бригадах |
Май, июнь |
Классные руководители, зам.директора по АХЧ, социальный педагог |
4. |
Вечер встречи выпускников |
Ежегодно в феврале |
Классные руководители |
5. |
Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников 9, 11 кл. |
Сентябрь |
Заместитель директора по УВР |
Мониторинг качества профориентационной работы |
|||
1. |
Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся, по реализации социальных проектов |
2013-2015 |
Руководитель МО, заместитель директора по УВР |
2. |
Анализ соответствия профессиональных намерений учащихся, в том числе детей «группы риска», и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору. |
2013-2015 |
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог |
3. |
Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения |
2015 |
Социальный педагог, психолог |
4. |
Ежеквартальный мониторинг по профессиональному самоопределению обучающихся
|
Ежегодно |
Педагог-психолог, заместитель директора по УВР |
5. |
Участие в проекте «Стратегия жизни» по формированию у обучающихся 10-х классов интереса к предпринимательской деятельности и проекте «Профессиональный пример» 1-9 классы, участие в конкурсе проектов «Стратегия жизни» 10 классы |
Ежегодно |
Классные руководители |