Рабочая программа по профориентации обучающихся с ОВЗ 1–9 классов
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 руководитель МО ____ Л. Н. Гурьянова «____» августа 20___г. |
«СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР _____ И.В. Кузнецова «___» ________ 20___г. |
«УТВЕРЖДАЮ» директор ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 2 г. Энгельса» ____ С.В. Киркин
«___» ________ 20___г. |
Приказ № ___ от «__»_____20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профориентации
обучающихся 1-9классов
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №2 г. Энгельса»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №____________ от «___»___________20__ |
г. Энгельс
Пояснительная записка
Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Степень развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного производства. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой стороны личности как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание моральную ценность мотивов собственных поступков и отсутствие привычки нравственного самоконтроля своих действий.
Вследствие вышеуказанных причин, выпускники ГБОУ СО «Школа-интерна АОП №2 г. Энгельса» нередко в трудовой деятельности проявляют неумение преодолеть трудности и использовать физические ресурсы, у большинства обучающихся проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность.
Также существуют другие причины, которые влияют на профессиональное самоопределение выпускников: ограниченный спектр профессий и несовпадение личных притязаний выпускников и родителей с существующим перечнем профессий, отсутствие должной моральной и материальной поддержки со стороны близких, несовершенство механизмов единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методик профориентационной работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с нарушением интеллекта, довольно узок, что значительно затрудняет осуществление профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной форме информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной для обучающихся. Они замкнуты, не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся нашей школы и вообще обучающиеся с умственной отсталостью (отсталые дети – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации) — это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый. В подобной ситуации главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выбранной профессии и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор — это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей.
Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников обучающихся по адаптированным программам обучения: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.
Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
В связи со всем вышесказанным, становится очевидной необходимость создания программы по профориентации, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
Рабочая программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г. Энгельса» по профориентации обучающихся,
школы-интерната для 1-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Профориентация –комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение обучающегося. Реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Постановка проблемы.
Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения обучающегося. Цель профессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Особенно важно профессиональное ориентирование, самоопределение для учащихся обучающихся по адаптированным программам обучения, т.к. трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Школьная среда компенсирует, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности учащегося с интеллектуальными нарушениями, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Цель программы:
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения. Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
Получение данных о предпочтениях, склонность и возможностях обучающихся;
Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
Формирование у обучающихся способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
Выбор проф. училища, оказание помощи в трудоустройстве;
Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования. Сотрудничество с учреждениями профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации обучающихся:
Профессиональное просвещение;
Профессиональная диагностика;
Профессиональное консультирование
Экскурсии.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе-интернате:
1-4классы:
Формирование у младших школьников положительного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
Развитие интереса к учебно –познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую. Игровую, исследовательскую;
Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7классы:
Развитие у обучающихся личного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
Предоставления о собственных интересах и возможностях;
Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9классы:
Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении опыта и интереса к трудовой деятельности;
Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
Профессиональное самопознание.
Работа с обучающимися:
Профессиональные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профессиональной направленности;
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.)
Расширение знаний в рамках школьных предметов;
Организация и проведение экскурсий в учебное заведения, на предприятия, посещение дней открытых дверей учебных заведений;
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями:
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
Индивидуальные и групповые консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения обучающимися.
Для принятия реалистического решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор - «ХОЧУ» Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор -«МОГУ» Познакомить подростка с требованиями, которые может предъявить выбранная профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «НАДО» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1.Обозначте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4.Продумайте вместе с подростком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Эффективность реализации программы.
Программа рассчитана на обучающихся от 1 до 9классов.
Реализация мероприятий предусмотренных программой позволит:
создать систему профориентационной работы в школе – интернате для обучающихся по адаптированной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
повысить компетентность учащихся о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;
скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;
увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.
Ожидаемые результаты:
повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;
расширение знаний о профессиях;
обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы-интерната;
Содержание программы.
Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 1-9 класса в системе профориентационной работы с учащимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.
Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Основная направленность занятий:
углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
развитие механизмов самопознания;
коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями.
пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников) по адаптированной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа курса рассчитана на 19 часов. Занятия по профессиональному самоопределению проводятся 1 раз в неделю воспитателями во время внеклассных занятий, выполнение практических работ осуществляется во внеурочное время в рамках воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение», циклом занятий педагогом –психологом, классными руководителями.
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:
знание и учет умственных возможностей и способностей;
знание требований профессии к человеку;
умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.
Предполагается использование на занятиях рабочей тетради обучающегося. На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий ученик познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.
Основные методы, используемые педагогом во время занятий:
словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;
практические: упражнения, деловые игры, практические работы.
Профориентационная программа школы- интерната №2 г. Энгельса основывается на ряде дидактических принципов:
воспитывающая и развивающая направленность обучения;
систематичность и последовательность
научность и доступность;
связь обучения с жизнью;
принцип наглядности;
сознательность и активность учащихся;
индивидуальный и дифференцированный подходы.
Программа курса не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 25-40 минут.
Структура занятия традиционна, может быть представлена следующим образом:
Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.
Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.
Эффективность усвоения содержания курса оценивается по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.
Мероприятия
1. Вводное занятие. Все профессии важны, все профессии нужны!
2. Мир профессий. Классификация профессий.
3. Повар. Кондитер.
4. Штукатур.
5. Маляр.
6. Слесарь.
7. Плотник.
9. Овощевод. Садовник.
Практическая работа: пересадка растений, подготовка цветочных горшков, посадка растений, сортировка семян.
10. Швея.
11. Каменщик. Знакомство с профессией
12. Обувщик.
13. Дворник.
14. Игра «Угадай профессию»
15. Современный рынок труда. Профессии 21 века.
16. Склонности и интересы в выборе профессии.
17. Куда пойти учиться (обзор учреждений начального профессионального образования).
18. Трудоустройство выпускников интернатных учреждений.
19. На пороге взрослой жизни. Итоговое занятие.
Требования к знаниям и умениям
По завершении изучения курса учащиеся 9класса должны знать:
свои способности и возможности;
основные правила выбора профессии;
владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
иметь представления об индивидуальных особенностях личности.
требования современного общества к профессиональной деятельности человек о путях получения профессионального образования;
правила выбора профессии;
способы поиска работы и трудоустройства,
о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях,
Учащиеся должны уметь:
адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;
самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.
Учащиеся должны иметь представления:
о профессиях и профессиональной деятельности;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
Информационно-методическое обеспечение
1. Базисный учебный план (письмо Минобразования РФ от 18.09.2002 №29/2331-6)
2. Давыдова Э., профориентолог, выпускница МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, автор книги «Как помочь ребёнку выбрать профессию», автор методики живой профориентации, автор множества статей о профориентации взрослых и школьников, директор центра профориентации «ПрофГид».
2008–2011 гг. — читала на факультете психологии МГУ спецкурс «Учёт индивидуальных различий в выборе профессии и подборе персонала».С 2007 года директор центра профориентации «ПрофГид».1998–2008 гг. — возглавляла кадровое агентство РЕККОНС.
3. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. -С. 52-63.
4.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми с 7лет. Творческий центр. М. -2009.