Рабочая программа учебного курса «Профориентация» для 9 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малобащелаская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор___________Е.В.Кравченко
Приказ №_45от 01.08.2018г
Рабочая программа учебного курса
«Профориентация»
9 класс
35 часов
Программу составила:
Абраева Жанна Николаевна
учитель технологии
первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы
Протокол №1 от «___» августа 2018г
2018-2019 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Профориентация» составлена для учащихся 9 класса на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Программа основного общего образования по направлению «Технология»» под редакцией В.Д. Симоненко.Рекомендовано Министерством Образования РФ. 2010г
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2018/2019 учебный год.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебного плана МБОУ «Малобащелакская СОШ» из школьного компонента на изучение курса «Профориентация» в 9 классе отводится 35 часов, из расчета 1 ч. в неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю) включая 1 час - резерв. Содержание и структура тематического планирования соответствуют содержанию и структуре УМК под ред. Симоненко В.Д., раздел «Профессиональное самоопределение».
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетенций, что соответствует требованиям основной образовательной программы основного общего образования.
Для развития творческих способностей учащихся авторской программой предусмотрено включение раздела «Проект» (16 часов). Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
При выборе проектного задания учитывается его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождается пояснительной запиской, в которой изложены содержание проектного задания и результаты проделанной работы. Ее оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, ее грамотность и эффективность.
Тематическое планирование часов
Разделы и темы |
Количество часов |
|
Раздел |
Тема |
|
Профессиональное самоопределение |
20 |
|
Внутренний мир человека и система представлений о себе |
2 |
|
Профессиональные интересы и склонности |
2 |
|
Способности, условия их проявления и развития |
2 |
|
Природные свойства нервной системы |
2 |
|
Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности |
2 |
|
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении |
2 |
|
Профессиональные и жизненные планы Профессиональная пригодность |
2 |
|
Здоровье и выбор профессии |
2 |
|
Отрасли общественного производства Профессии, специальности, должность |
2 |
|
Профессиональная проба |
2 |
|
ПРОЕКТ |
15 |
|
Итого |
35 часов |
3. Цели изучения предмета
освоение знаний о методах творческой, проектной деятельности; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Требования к уровню подготовке учащихся
Знать/пониматьосновные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
Уметьрационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико - технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создание изделий или получение продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Содержание тем учебного курса
Вводный урок
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения курса «Профориентация». Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 9 класса, библиотечка кабинета. Э
Современное производство и профессиональное производство (20 часов)
Теоретические сведения. Виды профессиональной карьеры. Сферы современного производства. Разделение труда на производстве. Понятие специальность и квалификация работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. Пути получения профессионального образования. Необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии. Учреждения профессионального образования.
Практически работы. Построение план профессиональной карьеры. Составление профессиограммы. Определение уровня и характера самооценки. Выявление склонностей, типа темперамента, черт характера. Анализ мотивов профессионального выбора. Профессиональные пробы. Выбор пути продолжения образования или трудоустройства.
Варианты объектов труда. План профессиональной карьеры. Профессиограмма.
Проектирование и изготовление изделий (15 часов)
Теоритические сведения. Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создание изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных изделий. Выполнение проекта. Защита проекта.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.
Выбор объекта труда. Творческие проекты
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если обучаемый:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если обучаемый:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если обучаемый:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» ставится, если обучаемый:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если обучаемым:
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если обучаемым:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если обучаемым:
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» ставится, если обучаемым:
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности
Список литературы
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
Программы общеобразовательных учреждений. В.Д.Симоненко. 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2010.-240 с.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.
Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: «Вентана-Граф», 2006.-2722 с.
№ урока |
Раздел, тема урока |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Содержание программы |
Тип урока |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||||
1-2 |
Внутренний мир человека и система представлений о себе. Основы профессионального самоопределения. Вводный урок. |
Знать: – пути формирования образа собственного «Я»; – основные составляющие «Я-концепции»; – формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии. Уметь осуществлять самооценку развития личностных качеств |
Цели и задачи изучения предмета «Технология» в 9-м классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в кабинете. Классификация профессий. Сферы современного производства. Понятие специальности и квалификации работника Составление профессиограммы Виды профессиональной карьеры Выявление склонностей, типа темперамента, черт характера Распределение труда на производстве Факторы, влияющие на уровень оплаты труда Пути получения профессионального образования Построение плана профессиональной карьеры Профессиональные пробы Выявление склонностей, типа темперамента, черт характера Анализ мотивов профессионального выбора. Необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии Определение уровня и характера самооценки Выбор пути продолжения образования или трудоустройства. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья» Необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии. Построение плана профессиональной карьеры. Профессии социальной сферы.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы. |
Комбинированный |
07.09. 14.09. |
|
3-4 |
Классификация профессий |
Знать: – сущность понятий профессия, специальность; – классификацию профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда; – структуру современногопроизводства. Уметь проектировать свой профессиональный план |
Комбинированный |
21.09. 28.09. |
||
5-6 |
Профессии, специальности и должность. Профессиограмма и психограмма профессии |
Знать: – сущность понятий профессия, специальность; – классификацию профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда; – структуру современногопроиз-водства. Уметь проектировать свой профессиональный план |
Комбинированный |
05.10 12.10. |
||
7-8 |
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. |
Знать: – сущность понятий профессия, специальность; – классификацию профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда; – структуру современногопроизводства. Уметь проектировать свой профессиональный план |
Комбинированный |
19.10 26.10. |
||
9-10 |
Профессиональные интересы, склонности и способности |
Знать: – суть понятий задатки и способности; – роль способностей в выборе профессий, их виды; – понимать значение деятельности как важнейшего условия развития способностей |
Комбинированный |
09.11. 16.11. |
||
11-12 |
Природные свойства нервной системы. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении |
Знать: – суть понятий темперамент, характер; – классификацию типов темперамента, особенности каждого из них; – свойства (черты характера), проявление темперамента и характера |
Урок-обобщения знаний |
23.11. 30.11. |
||
13-14 |
Психические процессы, важные для профессионального самоопределения |
Знать сущность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении. Уметь оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления |
Комбинированный |
07.12. 14.12. |
||
15-16 |
Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Профессиональная пригодность. |
Знать: – сущность понятий мотивы, ценностныеориентации, их классификацию; – значение мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении. Уметь определять тип ценностных ориентаций |
Урок-обоб-щение |
21.12. 28.12. |
||
17-18 |
Здоровье и выбор профессии |
Знать: – сущность понятия здоровье; – о взаимосвязи здоровья и выбора профессии, карьеры; – важнейшие характеристики здоровья человека. Уметь оценивать состояние своего здоровья для определения профессиональной пригодности к той или иной деятельности |
Комбинированный |
11.01. 18.01. |
||
19 |
Профессиональная проба |
Знать сущность понятия профессиональнаяпроба, ее роль в профессиональном самоопределении |
Комбинированный |
25.01. |
||
20 |
Мой профессиональный выбор |
Знать сущность понятий жизненный план, профессиональный план, карьера, профессиональная пригодность. Уметь составлять личный профессиональный план |
Комбинированный |
01.02. |
||
Проект 15 часов |
||||||
21-22 |
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап выполнения творческого проекта |
Уметь: – выбирать посильную – аргументированно защищать свой выбор; – делать эскизы и подбирать материалы для выполнения изделия |
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов) |
комбинированный |
08.02. 15.02. |
|
23-24 |
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта |
Уметь: – пользоваться необходимой литературой; – подбирать все необходимое для выполнения идеи |
Организация рабочего места. Оборудование |
Комбинированный |
22.02. 01.03. |
|
25 26 |
Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений |
Уметь разработать идею своего проекта. Учитывать экономические и экологические аспекты |
Соблюдение правил т/б и санитарно- гигиенических требований для предупреждения травматизма и сохранения здоровья.Составляющие проектирования |
15.03. 22.03. |
||
27 28 29-30 |
Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия) |
Уметь: – конструировать и моделировать; – выполнять намеченные работы |
Конструирование базовой модели, моделирование. Изготовление изделия |
29.03. 12.04. 19.04. 26.04. |
||
31-32 |
Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений |
Уметь корректировать план выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений |
Корректировка проекта |
03.05. 10.05. |
||
33-34 |
Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта) |
Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее |
Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия |
17.05. 24.05. |
||
35 |
Защита проекта |
Лист корректировки
Период, даты. |
Тема (что пропустили). |
На основе чего корректировка. |
Учитель Абраева Ж.Н. |