Классный час для 8-9 классов «Урок профориентации»
Пояснительная записка к презентации
Классный час для 8-9 классов
«Урок профориентации"
Педагог-психолог Матасова Дарья
Александровна
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1453834567.ppt (Урок профориентации)
Задачи урока:
- Познакомить школьников с классификацией профессий
- Определить к какому типу профессий относится каждый ученик
- Раскрыть условия выбора, затруднения и ошибки, которые возникают, при выборе профессии.
Оснащение урока
- Мультимедийная установка
- Бланки опросника ДДО Е.А. Климова
Вступление психолога: Работа один из самых важных аспектов в нашей жизни, который влияет на общее состояние и качество нашей жизни. Есть научные исследования, которые доказывают, что правильно выбранная профессиональная стезя значительно повышает самооценку и самоуважение человека, снижает психические и физические проблемы. Исследователи доказали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение. По этому, при выборе профессии, так важно сделать правильный выбор.
При этом крайне необходимо учитывать следующие факторы. Мир профессий очень изменчив и динамичен; многие профессии быстро теряют свою актуальность и чтобы быть эффективным профессионалом, необходимо самому быть готовым к таким скорым изменениям, быть способным быстро сменить профессию или квалификацию.(СЛАЙД 1)
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать неуверенности в себе и разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор мы можем с уверенностью назвать верным? Давайте подумаем, что необходимо учитывать при выборе профессии. Во-первых, будущая профессия должна вызывать положительные эмоции и желание ей заниматься, то есть необходимо учитывать ваши желания, интересы и склонности (аспект ХОЧУ). Во-вторых, у вас должен быть набор профессионально важных для этой работы качеств. Сюда относятся интеллектуальные, психофизические и навыки (аспект МОГУ). В-третьих, выбранная профессия должна быть актуальна и востребована на рынке труда (аспект НАДО). (СЛАЙД 2)
Сейчас, профессиональный мир нуждается в мобильных и активных людях, готовых быстро принимать взвешенные и грамотные решения и нести за них ответственность..
Весь список профессий, которые существуют сейчас, можно разделить на 5 групп, при этом учитывается на что непосредственно направлена активность человека. Так же можно выделить пять предметов труда, это -человек, знак, художественный образ, природа и техника. (СЛАЙД 3)
Профессии, связанные с другим человеком, относятся к группе "человек-человек". Большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к категории “человек – природа”.Профессии, в которых человек эксплуатирует технику, ремонтирует ее, составляют группу “человек – техника”. Группа профессий, в которой человек оперирует знаками или символами, относится к категории "человек-знак". Тип профессии, которые относятся к сфере искусства и творчества, это “человек – художественный образ”.
Сейчас мы с вами более подробно рассмотрим каждую группу профессий.
Первая группа профессий, где предметом труда является другой человек (человек-человек). Как вы думаете, какие требования, предъявляются профессионалу этого тупа профессий? (класс выдвигает свои предположения). (СЛАЙД 4)
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
потребность в общении,
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
умение находить общий язык с разными людьми. (СЛАЙД 5)
Сейчас мы с вами рассмотрим, какие профессии входят в эту группу (Какие вы знаете?). (СЛАЙД 6-9)
Вторая группа профессий, это группа "человек -техника". Давайте рассмотрим какие качества необходимы для профессионала в этой сфере: (СЛАЙД 10)
наглядно-образное мышление
пространственное представление
техническая осведомленность и сообразительность
хорошие двигательные навыки, ловкость (СЛАЙД 11)
Сейчас мы с вами рассмотрим, какие профессии входят в эту группу (Какие вы знаете?) (СЛАЙД 12-14)
Третья группа профессий, который мы сейчас с вами рассмотрим, будет группа "Человек-знак".(СЛАЙД 15)
Какие требование, предъявляются к специалисту в данной сфере, почему?
отвлеченное абстрактное мышление
способность оперировать числами, символами
длительное и устойчивое внимание и усидчивость
развитие математического и словесно-логического мышления (СЛАЙД 16)
Какие профессии, вы знаете в этой группе? (СЛАЙД 17-20)
Далее мы с вами, рассмотрим профессии, в котором предметом труда является природа "человек-природа". Давайте рассмотрим какие качества необходимы для профессионала в этой сфере:(СЛАЙД 21)
наблюдательность
способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов
прогностические способности
умение менять цели в зависимости от условий
выносливость, терпеливость к недостатку комфорта в работе .(СЛАЙД 22)
Назовите, пожалуйста каждый по профессии, в которой предметом труда является природа.(СЛАЙД 24-26)
И последняя группа профессий, которую мы с вами сегодня рассмотрим, это группа профессий "Человек -художественный образ". Как вы думаете, какие требования, предъявляются профессионалу этого тупа профессий?(СЛАЙД 27)
художественный вкус
эстетическая чувствительность
богатое и яркое воображение
образное мышление.(СЛАЙД 28)
Какие профессий, которые связаны с творчеством и искусством вы знаете?(СЛАЙД 29-30)
Мы с вами, познакомились с классификацией профессий по предмету труда. Предлагаю определить к какому типу профессий вы сами относитесь и пройти Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова. (СЛАЙД 31)
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным или 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)или 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных или 10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений или 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. или 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. или 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. или 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые). или 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. или 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. или 176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. или 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).1
Теперь посчитайте ваши ответы, с помощью ключа, который вы видите на доске. Сколько людей относиться к типу человек-человек, к типу человек- техника, к типу человек -природа, к типу человек-знак, к типу человек -художественный образ?
Далее, мы с вами рассмотрим условия выбора профессии, затруднения и ошибки которые возникают, при выборе профессии. (Каждый ряд объединяется в группы и обсуждает условия, затруднения и ошибки которые возникают, при выборе профессии, затем каждая группа представляет свои идеи, идет совместное обсуждение).
Первый ряд презентует главные условия выбора профессии. (СЛАЙД 32)
Второй ряд учеников представляет затруднения, которые могут возникнуть при профориентации.(СЛАЙД 33)
Третий ряд озвучивает ошибки, которые могут возникнуть у школьников при выборе профессии. (СЛАЙД 34).
психолог: Вот и подошел наш урок профориентации к концу. Желаю вам учесть все условия при выборе вашей профессии и избежать всех ошибок и затруднений, возникающих на ответственном пути профориентации.
1 1. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ. 2003.
Андрей Анатольевич
Ия Юрьевна Цыганкова
Субботина Светлана Львовна