№ п/п |
Дата |
Тема |
Образовательные
задачи |
Знания и умения |
Коррекционная работа |
1 |
| Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | Обследование: * крупной и мелкой моторики, * тактильно-двигательного восприятия, * кинестетического и кинетического развития. |
|
|
2 |
| Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | Обследование на развитие: * зрительного восприятия и зрительной памяти, * восприятие особых свойств предметов, * слухового восприятия и слуховой памяти. |
|
|
3 |
| Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | Обследование: * восприятия пространства, * на восприятие формы, величины, цвета, конструирования предметов, * на восприятие времени.
|
|
|
4 |
| Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» | Знакомство с понятием «поза тела». Формирование представлений о возможности тела занимать различные позы. Формирование ощущений от различных поз тела. | Занимать необходимую позу по сигналу, удерживать ее несколько минут. | Коррекция кинестетического и кинетического развития |
Занимать позу под руководством учителя по сигналу, стараться удерживать ее несколько минут. |
5 |
|
Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика | Знакомство с понятием «гимнастика для пальцев рук». Заучивание небольших стихотворных строчек с одновременными движениями рук и пальцев рук. | Выполнять определенные движения пальцами рук с одновременным проговариванием небольших стихотворных строк. | Коррекция слуховой памяти |
6 |
| Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Совершенствование понятий «большой» - «маленький» - «самый маленький». Формировать умение определять на ощупь величину предмета. | Использовать в речи слова, отражающие величину предмета «большой» - «маленький» - «самый маленький» Определять на ощупь величину предмета. | Коррекция тактильных ощущений |
7 |
| Выделение и различение звуков окружающей среды (стоя, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» | Совершенствование представления о звуках окружающей действительности, формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек | Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука. | развитие внимания к неречевым звукам |
8 |
|
Развитие навыков владения письменными принадлежностями(Карандаш. Ручка.) | Совершенствование представлений о правильном держании письменных принадлежностей (карандаш, ручка, фломастер), проведении прямых вертикальных линий. Совершенствование умений их проводить. |
Правильно держать в руке письменные принадлежности, проводить прямые вертикальные линии самостоятельно | Развитие зрительного восприятия |
9 |
|
Формирование навы-ков зрительного анна-лиза и синтеза (обсле-дование предметов,
состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога) | Формирование умения под руководством педагога проводить обследование предмета, состоящего из 2-3 деталей. | Проводить зрительный анализ и синтез предмета (2-3 детали) под руководством педагога. | Коррекция анализа и синтеза |
10 |
| Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога). | Формирование понятия «части тела» (правая /левая/ рука/нога), умение находить и показывать на себе, на кукле эти части тела. | Уметь находить и показывать на себе, на кукле части тела (правая /левая/ рука/нога). | Коррекция ориентирования на собственном теле |
11 |
|
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) | Совершенствование понятия геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат. | Находить, различать и называть геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат самостоятельно | Коррекция зрительного восприятия |
12 |
| Сравнение двух предметов (по высоте и длине) | Совершенствование понятий «длинный - короткий», «высокий - низкий», умение сравнивать предметы по длине и высоте, использовать в речи слова, характеризующие высоту и длину предмета. | Сравнивать предметы по длине, высоте самостоятельно. Использовать в речи слова, характеризующие высоту и длину предмета. | Коррекция анализа и синтеза |
13 |
| Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. | Совершенствование умения определять форму предложенного предмета, обозначать форму предмета словом. | Определять форму предложенного предмета самостоятельно, обозначать форму этого предмета словом. | Коррекция в обозначении формы словом (жестом) |
14 |
| Сравнение двух предметов (по ширине и толщине) | Совершенствование понятий «широкий - узкий», «толстый - тонкий», умение сравнивать предметы по ширине и толщине, использовать в речи слова, характеризующие ширину и толщину предмета. | Сравнивать предметы по ширине, толщине самостоятельно. Использовать в речи слова, характеризующие ширину и толщину предмета. | Коррекция восприятия величины предмета |
15 |
|
Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). | Совершенствование понятий «тяжелый - легкий», умение сравнивать предметы по тяжести, использовать в речи слова, характеризующие тяжесть предмета. | Сравнивать предметы по тяжести самостоятельно. Использовать в речи слова, характеризующие тяжесть предмета. | Коррекция кинестетического и кинетического развития |
16 |
| Различение предметов по величине (большой - маленький) | Совершенствование понятий «большой - маленький», умение сравнивать предметы по величине, использовать в речи слова, характеризующие величину предмета. | Сравнивать предметы по величине. Использовать в речи слова, характеризующие величину предмета. | Коррекция восприятия величины предмета |
17 |
|
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. (Повороты, перестроения.) | Совершенствование понятия «части тела». Заучивание небольших стихотворных строчек с одновременным выполнением действий и движений по инструкции педагога. | Выполнять определенные движения одновременным проговариванием небольших стихотворных строк или по инструкции педагога | Коррекция по формированию правильной осанки |
18 |
| Игры с крупной мозаикой. | Формирование понятия «мозаика», умения работать с мозаикой, выполнять определенные с ней действия. |
Работать с мозаикой, выполнять определенные с ней действия по заданию учителя самостоятельно. | Коррекция конструктивного праксиса |
19 |
|
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | Формирование умения моделировать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) из составляющих частей по образцу. | Моделировать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) из составляющих частей по образцу самостоятельно. | Развитие анализа и синтеза |
20 |
|
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) | Совершенствование умения двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) | Двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) самостоятельно. | Коррекция по формированию правильной осанки |
21 |
| Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. (Бросание в цель) | Совершенствование понятия «части тела». Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. (Бросание в цель) | Выполнять целенаправленные действия и движения по инструкции педагога (бросание в цель) самостоятельно | Коррекция умения выполнять задания по инструкции |
22 |
|
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической 1
модели «Сутки». | Формирование понятий «сутки, утро, день, вечер, ночь», умения определять части суток по модели. | Уметь определять части суток по модели. Оперировать в речи словами, обозначающие части суток («утро, день, вечер, ночь»), самостоятельно | Развитие слуховой и зрительной памяти |
23 |
|
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) | Совершенствование понятия «части тела», умения находить на своем теле верхние и нижние конечности. Совершенствование представлений о возможности тела выполнять различные движения и занимать различные позы. Совершенствование ощущений от различных поз верхних и нижних конечностей | Занимать необходимую позу по сигналу, удерживать ее несколько минут, выполнять показанные движения самостоятельно. | Коррекция кинестетического и кинетического развития |
24 |
|
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. | Совершенствование умения ориентироваться в помещении, определять местоположение указанных предметов. Совершенствование умения соотносить предмет с его словесным обозначением, употреблять в речи слова, обозначающие пространственное расположение предметов | Определять местоположение указанного предмета самостоятельно, по возможности употреблять в речи слова, обозначающие пространственное расположение предметов. | Коррекция зрительно-пространственной функции. |
25 |
|
Последовательность событий (смена времени суток). | Совершенствование понятий «сутки, утро, день, вечер, ночь», умения определять части суток по модели, в настоящей действительности. | Уметь определять части суток по модели, в настоящей действительности самостоятельно. Оперировать в речи словами, обозначающие части суток («утро, день, вечер, ночь»). | Коррекция восприятия времени |
26 |
|
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, треугольник
прямоугольник) | Совершенствование понятия геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат, умения различать визуально, тактильно геометрические фигуры | Находить, различать и называть геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат самостоятельно | Коррекция восприятия формы |
27 |
| Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Формирование умения выполнять упражнения для глаз с проговариванием небольших четверостиший. | Выполнять упражнения для глаз за учителем или самостоятельно, с проговариванием небольших четверостиший. | Коррекция развития зрительного восприятия |
28 |
| Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) | Совершенствование умения узнавать и различать звуковые сигналы, выполнять имитацию крика животных. | Узнавать и различать звуковые сигналы, выполнять имитацию крика животных самостоятельно | Коррекция речевого слуха, артикуляционного аппарата. |
29 |
|
Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. | Совершенствование понятий «тяжелый - легкий», умение сравнивать на практике предметы по тяжести, использовать в речи слова, характеризующие тяжесть предмета. | Сравнивать на практике предметы по тяжести самостоятельно. Использовать в речи слова, характеризующие тяжесть предмета. | Коррекция восприятия величины предмета |
30 |
| Понятия «сегодня», «завтра», « вчера». | Формирование понятий «сегодня, вчера, завтра», умения устанавливать последовательность событий. | Уметь определять последовательность событий. Оперировать в речи словами «сегодня, вчера, завтра» самостоятельно | Коррекция восприятия времени |
31 |
|
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | Совершенствование умения работать с трафаретом, обводить геометрические фигуры по шаблону (квадрат, круг, треугольник). Совершенствование техники выполнения штриховки сверху вниз, слева направо. | Находить на трафарете геометрическую фигуру квадрат, круг, треугольник, обводить его, выполнять штриховку сверху вниз, слева направо, не выходя за контур, самостоятельно | Коррекция графомоторных навыков |
32 |
| Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. | Совершенствование умения определять форму предложенного предмета, обозначать форму предмета словом. | Определять форму предложенного предмета самостоятельно, обозначать форму этого предмета словом. | Коррекция восприятия формы |
33 |
| Упражнения в раскатывании пластина. Лепка «Угощение». | Совершенствование понятий о приеме лепки - раскатывание жгутика и шарика из пластилина. Совершенствование умения соотносить слово и действие | Выполнять показанные упражнения при работе с пластилином (раскатывание пластилина) самостоятельно | Коррекция тактильно-двигательного восприятия |
34 |
| Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений | Совершенствование понятий «части тела», «поза», «движение». Заучивание небольших стихотворных строчек с одновременным выполнением действий и движений по инструкции педагога. | Выполнять определенные движения с одновременным проговариванием небольших стихотворных строк или по инструкции педагога. | Коррекция по формированию правильной осанки |
35 |
|
Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего») | Совершенствование понятия «конструктор», его назначение, умение изготовлять по показу педагога из крупного напольного конструктора изделия. | Изготовлять по показу педагога из крупного напольного конструктора изделия самостоятельно | Коррекция восприятия формы |
36 |
| Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. (Повороты с движениями рук) | Совершенствование понятий «части тела», «поза», «движение», согласованность в движении разных частей тела. | Выполнять согласованно повороты с движениями рук самостоятельно. | Коррекция крупной моторики |
37 |
|
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные,
прямоугольные, треугольные) | Совершенствование умения определять форму предложенного предмета, обозначать форму предмета словом и группировать предметы по их форме. | Определять форму предложенного предмета, группировать предметы по их форме самостоятельно, обозначать форму этого предмета словом. | Коррекция восприятия формы |
38 |
|
Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула – спинки, у ведра - ручки) | Совершенствование умения обозначать словом (жестом) предмет, различать в предмете различные его детали. | Устанавливать сходство предмета с его изображением, соотносить целый предмет и его части, находить и обозначать словом недостающей детали предмета самостоятельно. | Коррекция зрительной памяти и зрительного восприятия |
39 |
| Выделение и различение звуков окружающей среды (стоя, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» | Совершенствование представления о звуках окружающей действительности, формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек | Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука. | Развитие слухового восприятия |
40 |
|
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.) | Формирование умение ориентироваться в линейном ряду предметов, обозначать словом местонахождение предмета в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д). | Ориентироваться в линейном ряду предметов, обозначать словом местонахождение предмета в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д) самостоятельно | Коррекция восприятия пространства |
41 |
|
Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета) | Совершенствование умение обозначать предмет словом, запоминать предъявленные на обозрение предметы и определять недостающий предмет. | Обозначать предмет словом, запоминать предъявленные на обозрение предметы и определять недостающий предмет самостоятельно | Развитие зрительной памяти |
42 |
| Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика | Совершенствование понятия «гимнастика для пальцев рук». Заучивание небольших стихотворных строчек с одновременными движениями рук и пальцев рук. | Выполнять определенные движения пальцами рук с одновременным проговариванием небольших стихотворных строк. | Коррекция графомоторных навыков |
43 |
| Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале. | Совершенствование умения обозначать словом (жестом) предмет, различать в предмете различные его детали, составлять из частей целое изображение предмета. | Устанавливать сходство предмета с его изображением, соотносить целый предмет и его части, находить и составлять из частей целое изображение предмета самостоятельно | Развитие анализа и синтеза |
44 |
| Знакомство с основ-ными цветами (крас-ный, желтый, зеле-ный, синий, черный, белый). Дидактичес-кая игра «Назови цвет предмета» | Формирование представлений об основных цветах: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый; о предметах данных цветов. |
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, называть, находить предметы указанного цвета, называть цвет предмета самостоятельно | Коррекция восприятия цвета |
45 |
|
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» | Совершенствование умения определять форму предложенного предмета, обозначать форму предмета словом. | Определять форму предложенного предмета самостоятельно, обозначать форму этого предмета словом. | Коррекция восприятия формы |
46 |
|
Различение музыкальных звуков извуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. | Совершенствование представления о звуках окружающей действительности и музыкальных звуках, формирование внимания к неречевым звукам, музыкальным звукам, различение двух звучащих игрушек, прослушивание музыкальных произведений. | Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука, различать звуки окружающей действительности от музыкальных звуков самостоятельно, слушать небольшие музыкальные произведения | Коррекция слухового восприятия и слуховой памяти |
47 |
|
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | Совершенствование умения работать с трафаретом, обводить геометрические фигуры по шаблону (квадрат, круг, треугольник). Совершенствование техники выполнения штриховки сверху вниз, слева направо. | Находить на трафарете геометрическую фигуру квадрат, круг, треугольник, обводить его, выполнять штриховку сверху вниз, слева направо, не выходя за контур, самостоятельно | Коррекция графомоторных навыков |
48 |
| Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | Совершенствование понятия бумага, познакомить со способами обработки бумаги (сгибание, резание) | Обрабатывать бумагу сгибанием, резанием по прямой линии, изготавливать полосы самостоятельно | Коррекция графомоторных навыков |
49 |
| Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом. | Совершенствование понятий «холодный», «горячий». Формирование понятия «температурные ощущения», ознакомление со значением слов «ощущения», «температура». | Различать предметы по температурным ощущениям, обозначать свои ощущения словом самостоятельно | Коррекция восприятия особых свойств предметов |
50 |
| Различение и обозначение основных цветов. | Совершенствование представлений об основных цветах: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый; о предметах данных цветов. |
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, по мере возможности называть, находить предметы указанного цвета, называть цвет предмета | Коррекция восприятия цвета |
51 |
|
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) | Совершенствование понятия геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат, умения различать визуально, тактильно геометрические фигуры. Запоминать предъявленные на обозрение фигуры и определять недостающей фигуры. | Находить, различать и называть геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат самостоятельно или с небольшим его участием. Запоминать предъявленные на обозрение фигуры и определять недостающей фигуры самостоятельно | Коррекция зрительной памяти и зрительного восприятия |
52 |
|
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона). | Совершенствование понятий «верх», «низ» листа бумаги. Формирование умения использовать в речи слова: «верх», «низ» листа бумаги. Совершенствование представлений о возможности ориентирования на листе бумаги. |
Находить, показывать, по мере возможности использовать слова: центр, верх, низ, правая, левая сторона листа бумаги. Ориентироваться на листе бумаги | Коррекция зрительно-пространственной функции. |
53 |
| Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | Формирование понятий «неделя», продолжительность недели (семь дней), порядок дней недели, их название. | Оперировать (по возможности) в речи словами: неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Определять день недели, обозначать его словом, определять последовательность дней недели | Коррекция восприятия времени |
54 |
| Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)
| Формирование умения конструировать объемные детали из составных частей на основе показа учителем, обозначать словом предмет. | Конструировать объемные детали из составных частей на основе показа учителем, обозначать словом предмет самостоятельно | Коррекция конструктивного праксиса |
55 |
|
Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы». | Формирование понятий «отличительный, общий признак», умения определять эти признаки при сравнении двух предметов. | Сравнивать два предмета, находить отличительные и общие признаки предметов, обозначать предмет, признак словом самостоятельно | Коррекция зрительной памяти и зрительного восприятия |
56 |
| Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра "Узнай по вкусу" | Формирование представлений о вкусовых качествах: кислый, соленый, сладкий, горький. | Определять вкусовые качества, характеризовать вкусовые качества продукта, обозначать словом | Коррекция восприятия особых свойств предметов (осязания) |
57 |
|
Различение речевых и музыкальных звуков. | Совершенствование представления о звуках окружающей действительности и музыкальных звуках, формирование внимания к неречевым звукам, музыкальным звукам, различение двух звучащих игрушек, прослушивание музыкальных произведений. | Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука, различать звуки окружающей действительности от музыкальных звуков самостоятельно | Коррекция слухового восприятия и слуховой памяти |
58 |
|
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | Совершенствование понятий «верх», «низ» листа бумаги. Формирование умения использовать в речи слова: «верх», «низ» листа бумаги. Совершенствование представлений о возможности ориентирования на листе бумаги. |
Находить, показывать, по мере возможности использовать слова: центр, верх, низ, правая, левая сторона листа бумаги. Ориентироваться на листе бумаги, составлять комбинации из полосок, плоскостных геометрических фигур | Коррекция конструктивного праксиса |
59 |
|
Развитие координа-ции движений руки и глаза (завязывание, нанизывание) | Совершенствование понятий «завязывание», «нанизывание», формирование умения выполнять данные действия с предметами. | Завязывать шнурки, ленты, банты, нанизывать бусы, детали с отверстиями на нить | Коррекция тактильно-двигательных восприятий |
60 |
|
Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | Формирование понятия «чувство равновесия», «дорожка следов», умения выполнять это упражнение. | Выполнять упражнение «дорожка следов» самостоятельно, соблюдая равновесие. | Коррекция тактильно-двигательных восприятий |
61 |
| Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Совершенствование понятия геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат, умения различать тактильно геометрические фигуры | Находить, различать и называть геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат | Коррекция тактильно-двигательных восприятий |
62 |
| Развитие согласован-ности действий и движений разных частей тела. (Ходьба с изменением направления) | Совершенствование понятий «части тела», «поза», «движение», согласованность в движении разных частей тела. Формирование умения выполнять ходьбу с изменением направления | Выполнять согласованно движения разных частей тела, ходить с изменением направления | Коррекция крупной моторики |
63 |
| Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно». | Совершенствование понятий «верх», «низ» листа бумаги. Формирование умения использовать в речи слова: «верх», «низ» листа бумаги. Совершенствование представлений о возможности ориентирования на листе бумаги. |
Находить, показывать, по мере возможности использовать слова: центр, верх, низ, правая, левая сторона листа бумаги. Ориентироваться на листе бумаги, составлять комбинации из полосок, плоскостных геометрических фигур | Коррекция конструктивного праксиса |
64 |
|
Дидактическая игра «Угадай, какого цвета». | Совершенствование представлений об основных цветах: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый; о предметах данных цветов. |
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, по мере возможности называть, находить предметы указанного цвета, называть цвет предмета | Коррекция восприятия цвета |
65 |
| Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | Совершенствование в выполнении движений, в умении выполнять имитацию движений. | Выполнять подражательные движения повадкам животным, птиц, предметов окружающей действительности. | Коррекция кинестетического и кинетического развития |
66 |
| Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)
| Формирование умения конструировать объемные детали из составных частей на основе показа учителем, обозначать словом предмет. | Конструировать объемные детали из составных частей на основе показа учителем, обозначать словом предмет | Коррекция конструктивного праксиса |