12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александра19

Программа по развитию психомоторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста


Пояснительная записка.
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью:
на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:


Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения.

Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия. 

Явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.

Формирование пространственно-временных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций.

Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.

Формирование точности и целенаправленности движений и действий.



Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изодеятельность и т.д.) преимущественно коллективных, что взаимно обогащает детей, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением. Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: 

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Восприятие пространства.

Восприятие времени.

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Тактильно-двигательное восприятие.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.


Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков»
решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта детей, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является в свою очередь основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. 

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов») Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты) Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету Апплика­ция. Сгибание бумаги.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязании, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) 

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

Для полноты представлений об объектах окружающего мира в программу включены занятия, основной целью которых является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Данный раздел предполагает дать информацию о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий, др.), определении их температурного режима (горячий, холодный, др.), вибрационных качеств и возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщение представление о самом объекте. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» 
предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или
отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, др.) в
пространстве.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является, пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. 
Программа предусматривает усложнение требований не только к формиро­ванию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2-3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Основной задачей раздела «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти» является
различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел «Восприятие пространства» направлен на ориентировку на собственном теле: 

диффе­ренциация правой /левой/ руки /ноги/, правой /левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, вверху - внизу и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ/, правая /левая/ сторона).
Раздел «Восприятие времени» 
предполагает формирование у детей временных понятий и представлении: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года.


На занятия по развитию психомоторики и сенсорных процесс отводится 66 часов –2 часа в неделю.
К концу года предусматривается усвоение программного материала по развитию психомоторики и сенсорных процессов детьми следующих компонентов:


 - целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина,цвет;

- различать основные цвета;

- классифицировать геометрические фигуры;

- составлять предмет из частей;

- определять на ощупь величину предметов;

- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов,

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле; 

- выделять части суток и определять порядок дней недели.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов, тем программы

Кол. час.

1-2-3

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.



3ч.


4-5
6

7-8
9-10
11

12-13

14

15

16


Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. (Бросание в цель. Повороты, перестроения.)
Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. (Повороты с движениями рук. Ходьба с изменением направления.)

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика

Развитие навыков владения письменными принадлежностями
 (Карандаш. Ручка.)

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)

Работа в технике «рваной» аппликации. 1

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.



14ч.
2ч.
1

2ч.


2ч.

.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

17
18
19

20

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 

Упражнения в раскатывании пластина. Лепка «Угощение». 

Игры с крупной мозаикой.



4ч.

1ч.
1ч.
1ч.

1ч.

21
22
23

24

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» 1

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты»,

имитация ветра) '

Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений '

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)



4ч.

1ч.
1ч.
1ч.

1ч.

25-26
27-28

29
30

31

32

33

34-35

36


37
38

39

40-41

42

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, 

квадрат, треугольник) 2

Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. 
2

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные,

треугольные)

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»)
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

Различение предметов по величине (большой - маленький) 
Сравнение двух предметов (по высоте и длине, по ширине и толщине) 

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый). Дидактическая игра «Назови цвет предмета» 

Различение и обозначение основных цветов. 

Дидактическая игра «Угадай, какого цвета».

Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)
Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.



18ч.

2ч.
2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.
1ч.
2ч.
1ч.


1ч.
1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

43
44

45
46

47

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,

состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы».

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула – спинки, у ведра - ручки)

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.



5ч.

1ч.
1ч.

1ч.
1ч.

1ч.

48

49
50-51

Восприятие особых свойств предметов

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом.

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра "Узнай по вкусу"

Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий).

Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.



4ч.
1ч.


1ч.
1ч.



52
53
54

55



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

Выделение и различение звуков окружающей среды (стоя, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

Различение музыкальных звуков и
 звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.


Различение речевых и музыкальных звуков. 



4ч.


1ч.
1ч.
1ч.
1ч.



56

57

58
59

60

61
62



Восприятие пространства

Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога).

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) 

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение
расположения предметов в помещении.

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.)

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона).

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».



7ч.
1ч.

1ч.

1ч.
1ч.

1ч.

1ч.
1ч.

63
64

65

66

Восприятие времени
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической 

модели «Сутки».

Последовательность событий (смена времени суток).

Понятия «сегодня», «завтра», « вчера». 

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.



4ч.


1ч.
1ч.

1ч.

1ч.



Объекты и содержание учебных материалов и педагогическая деятельность.



Кол-во уч-ся


Кол-во учеб-ков


Программа (автор, год издания, характер (авторская, составительская, государственная)


Кол-во часов по учебному плану программе


Учебно-методическое обеспечение, учебно-методический комплект


учебники


Методическое обеспечение


Дидактическое обеспечение





1. Программа «Развитие 

психомоторики и сенсорных 

процессов»



66 

2ч.

в неделю




1. «Вместе играем, учимся, переживаем» 

Пособие для практических психологов по 

адаптации первоклассников

И.В. Рахновская Москва, 2005г.

2. «Развитие сенсомоторики детей старшего 

дошкольного возраста» А.Н. Лебедева

Москва, 2004г.

3. «Сенсомоторное развитие дошкольников 

на занятиях по изобразительному 

искусству» Пособие для педагогов 

дошкольных учреждений 

С.М. Вайнерман, А.С. Большев, 

Ю.Р. Силкин Москва, 2001г. 



1. Игрушки.

2. Настольные развивающие игры.

3. Раскраски




Содержание программы.


№ 
п/п



Дата



Тема 



Образовательные

задачи




Знания и умения 




Коррекционная работа


1




Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.


Обследование: * крупной и мелкой моторики, * тактильно-двигательного восприятия, * кинестетического и кинетического развития. 






2




Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.


Обследование на развитие: * зрительного восприятия и зрительной памяти, * восприятие особых свойств предметов, * слухового восприятия и слуховой памяти. 






3




Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.


Обследование: * восприятия пространства, * на восприятие формы, величины, цвета, конструирования предметов, * на восприятие времени. 





4




Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»


Знакомство с понятием «поза тела». Формирование представлений о возможности тела занимать различные позы. Формирование ощущений от различных поз тела.


Занимать необходимую позу по сигналу, удерживать ее несколько минут.


Коррекция кинестетического и кинетического развития


Занимать позу под руководством учителя по сигналу, стараться удерживать ее несколько минут.


5





Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика


Знакомство с понятием «гимнастика для пальцев рук». Заучивание небольших стихотворных строчек с одновременными движениями рук и пальцев рук.


Выполнять определенные движения пальцами рук с одновременным проговариванием небольших стихотворных строк.


Коррекция слуховой памяти


6




Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»


Совершенствование понятий «большой» - «маленький» - «самый маленький». Формировать умение определять на ощупь величину предмета.


Использовать в речи слова, отражающие величину предмета «большой» - «маленький» - «самый маленький» Определять на ощупь величину предмета.


Коррекция тактильных ощущений


7




Выделение и различение звуков окружающей среды (стоя, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»


Совершенствование представления о звуках окружающей действительности, формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек


Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука.


развитие внимания к неречевым звукам


8





Развитие навыков владения письменными принадлежностями(Карандаш.
 Ручка.)


Совершенствование представлений о правильном держании письменных принадлежностей (карандаш, ручка, фломастер), проведении прямых вертикальных линий. Совершенствование умений их проводить.



Правильно держать в руке письменные принадлежности, проводить прямые вертикальные линии самостоятельно 


Развитие зрительного восприятия


9





Формирование навы-ков зрительного анна-лиза и синтеза (обсле-дование предметов,

состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)


Формирование умения под руководством педагога проводить обследование предмета, состоящего из 2-3 деталей. 


Проводить зрительный анализ и синтез предмета (2-3 детали) под руководством педагога.


Коррекция анализа и синтеза


10




Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога).


Формирование понятия «части тела» (правая /левая/ рука/нога), умение находить и показывать на себе, на кукле эти части тела.


Уметь находить и показывать на себе, на кукле части тела (правая /левая/ рука/нога).


Коррекция ориентирования на собственном теле


11





Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)


Совершенствование понятия геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат.


Находить, различать и называть геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат самостоятельно 


Коррекция зрительного восприятия


12




Сравнение двух предметов (по высоте и длине)


Совершенствование понятий «длинный - короткий», «высокий - низкий», умение сравнивать предметы по длине и высоте, использовать в речи слова, характеризующие высоту и длину предмета.


Сравнивать предметы по длине, высоте самостоятельно. Использовать в речи слова, характеризующие высоту и длину предмета.


Коррекция анализа и синтеза


13




Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом.


Совершенствование умения определять форму предложенного предмета, обозначать форму предмета словом.


Определять форму предложенного предмета самостоятельно, обозначать форму этого предмета словом.


Коррекция в обозначении формы словом (жестом)


14




Сравнение двух предметов (по ширине и толщине)


Совершенствование понятий «широкий - узкий», «толстый - тонкий», умение сравнивать предметы по ширине и толщине, использовать в речи слова, характеризующие ширину и толщину предмета.


Сравнивать предметы по ширине, толщине самостоятельно. Использовать в речи слова, характеризующие ширину и толщину предмета.


Коррекция восприятия величины предмета


15





Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий).


Совершенствование понятий «тяжелый - легкий», умение сравнивать предметы по тяжести, использовать в речи слова, характеризующие тяжесть предмета.


Сравнивать предметы по тяжести самостоятельно. Использовать в речи слова, характеризующие тяжесть предмета.


Коррекция кинестетического и кинетического развития


16




Различение предметов по величине (большой - маленький)


Совершенствование понятий «большой - маленький», умение сравнивать предметы по величине, использовать в речи слова, характеризующие величину предмета.


Сравнивать предметы по величине. Использовать в речи слова, характеризующие величину предмета.


Коррекция восприятия величины предмета


17





Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. (Повороты, перестроения.)


Совершенствование понятия «части тела». Заучивание небольших стихотворных строчек с одновременным выполнением действий и движений по инструкции педагога.


Выполнять определенные движения одновременным проговариванием небольших стихотворных строк или по инструкции педагога


Коррекция по формированию правильной осанки


18




Игры с крупной мозаикой.


Формирование понятия «мозаика», умения работать с мозаикой, выполнять определенные с ней действия.



Работать с мозаикой, выполнять определенные с ней действия по заданию учителя самостоятельно.


Коррекция конструктивного праксиса


19





Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу


Формирование умения моделировать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) из составляющих частей по образцу.


Моделировать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) из составляющих частей по образцу самостоятельно.


Развитие анализа и синтеза


20





Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) 


Совершенствование умения двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)


Двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) самостоятельно.


Коррекция по формированию правильной осанки


21




Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. (Бросание в цель)


Совершенствование понятия «части тела». Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. (Бросание в цель)


Выполнять целенаправленные действия и движения по инструкции педагога (бросание в цель) самостоятельно 


Коррекция умения выполнять задания по инструкции 


22





Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической 
1 

модели «Сутки».


Формирование понятий «сутки, утро, день, вечер, ночь», умения определять части суток по модели.


Уметь определять части суток по модели. Оперировать в речи словами, обозначающие части суток («утро, день, вечер, ночь»), самостоятельно 


Развитие слуховой и зрительной памяти


23





Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)


Совершенствование понятия «части тела», умения находить на своем теле верхние и нижние конечности. Совершенствование представлений о возможности тела выполнять различные движения и занимать различные позы. Совершенствование ощущений от различных поз верхних и нижних конечностей


Занимать необходимую позу по сигналу, удерживать ее несколько минут, выполнять показанные движения самостоятельно.


Коррекция кинестетического и кинетического развития


24





Ориентировка в помещении (классная комната). Определение
расположения предметов в помещении.


Совершенствование умения ориентироваться в помещении, определять местоположение указанных предметов. Совершенствование умения соотносить предмет с его словесным обозначением, употреблять в речи слова, обозначающие пространственное расположение предметов


Определять местоположение указанного предмета самостоятельно, по возможности употреблять в речи слова, обозначающие пространственное расположение предметов.


Коррекция зрительно-пространственной функции.


25





Последовательность событий (смена времени суток).


Совершенствование понятий «сутки, утро, день, вечер, ночь», умения определять части суток по модели, в настоящей действительности.


Уметь определять части суток по модели, в настоящей действительности самостоятельно. Оперировать в речи словами, обозначающие части суток («утро, день, вечер, ночь»).


Коррекция восприятия времени


26





Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, треугольник

прямоугольник)


Совершенствование понятия геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат, умения различать визуально, тактильно геометрические фигуры


Находить, различать и называть геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат самостоятельно 


Коррекция восприятия формы


27




Упражнения для профилактики и коррекции зрения.


Формирование умения выполнять упражнения для глаз с проговариванием небольших четверостиший. 


Выполнять упражнения для глаз за учителем или самостоятельно, с проговариванием небольших четверостиший.


Коррекция развития зрительного восприятия


28




Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)


Совершенствование умения узнавать и различать звуковые сигналы, выполнять имитацию крика животных.


Узнавать и различать звуковые сигналы, выполнять имитацию крика животных самостоятельно 


Коррекция речевого слуха, артикуляционного аппарата.


29





Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.


Совершенствование понятий «тяжелый - легкий», умение сравнивать на практике предметы по тяжести, использовать в речи слова, характеризующие тяжесть предмета.


Сравнивать на практике предметы по тяжести самостоятельно. Использовать в речи слова, характеризующие тяжесть предмета.


Коррекция восприятия величины предмета


30




Понятия «сегодня», «завтра», « вчера». 


Формирование понятий «сегодня, вчера, завтра», умения устанавливать последовательность событий.


Уметь определять последовательность событий. Оперировать в речи словами «сегодня, вчера, завтра» самостоятельно 


Коррекция восприятия времени


31





Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.


Совершенствование умения работать с трафаретом, обводить геометрические фигуры по шаблону (квадрат, круг, треугольник). Совершенствование техники выполнения штриховки сверху вниз, слева направо.


Находить на трафарете геометрическую фигуру квадрат, круг, треугольник, обводить его, выполнять штриховку сверху вниз, слева направо, не выходя за контур, самостоятельно


Коррекция графомоторных навыков


32




Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом.


Совершенствование умения определять форму предложенного предмета, обозначать форму предмета словом.


Определять форму предложенного предмета самостоятельно, обозначать форму этого предмета словом.


Коррекция восприятия формы


33




Упражнения в раскатывании пластина. Лепка «Угощение».


Совершенствование понятий о приеме лепки - раскатывание жгутика и шарика из пластилина. Совершенствование умения соотносить слово и действие


Выполнять показанные упражнения при работе с пластилином (раскатывание пластилина) самостоятельно 


Коррекция тактильно-двигательного восприятия


34




Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений


Совершенствование понятий «части тела», «поза», «движение». Заучивание небольших стихотворных строчек с одновременным выполнением действий и движений по инструкции педагога.


Выполнять определенные движения с одновременным проговариванием небольших стихотворных строк или по инструкции педагога. 


Коррекция по формированию правильной осанки


35





Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»)


Совершенствование понятия «конструктор», его назначение, умение изготовлять по показу педагога из крупного напольного конструктора изделия.


Изготовлять по показу педагога из крупного напольного конструктора изделия самостоятельно 


Коррекция восприятия формы


36




Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. (Повороты с движениями рук)


Совершенствование понятий «части тела», «поза», «движение», согласованность в движении разных частей тела.


Выполнять согласованно повороты с движениями рук самостоятельно.


Коррекция крупной моторики


37





Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные,

прямоугольные, треугольные)


Совершенствование умения определять форму предложенного предмета, обозначать форму предмета словом и группировать предметы по их форме.


Определять форму предложенного предмета, группировать предметы по их форме самостоятельно, обозначать форму этого предмета словом.


Коррекция восприятия формы


38





Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула – спинки, у ведра - ручки)


Совершенствование умения обозначать словом (жестом) предмет, различать в предмете различные его детали.


Устанавливать сходство предмета с его изображением, соотносить целый предмет и его части, находить и обозначать словом недостающей детали предмета самостоятельно.


Коррекция зрительной памяти и зрительного восприятия


39




Выделение и различение звуков окружающей среды (стоя, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»


Совершенствование представления о звуках окружающей действительности, формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек


Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука.


Развитие слухового восприятия


40





Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.)


Формирование умение ориентироваться в линейном ряду предметов, обозначать словом местонахождение предмета в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д).


Ориентироваться в линейном ряду предметов, обозначать словом местонахождение предмета в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д) самостоятельно 


Коррекция восприятия пространства


41





Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)


Совершенствование умение обозначать предмет словом, запоминать предъявленные на обозрение предметы и определять недостающий предмет.


Обозначать предмет словом, запоминать предъявленные на обозрение предметы и определять недостающий предмет самостоятельно 


Развитие зрительной памяти


42




Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика


Совершенствование понятия «гимнастика для пальцев рук». Заучивание небольших стихотворных строчек с одновременными движениями рук и пальцев рук.


Выполнять определенные движения пальцами рук с одновременным проговариванием небольших стихотворных строк.


Коррекция графомоторных навыков


43




Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.


Совершенствование умения обозначать словом (жестом) предмет, различать в предмете различные его детали, составлять из частей целое изображение предмета.


Устанавливать сходство предмета с его изображением, соотносить целый предмет и его части, находить и составлять из частей целое изображение предмета самостоятельно 


Развитие анализа и синтеза


44




Знакомство с основ-ными цветами (крас-ный, желтый, зеле-ный, синий, черный, белый). Дидактичес-кая игра «Назови цвет предмета»


Формирование представлений об основных цветах: красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый; о предметах данных цветов.



Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый, называть, находить предметы указанного цвета, называть цвет предмета самостоятельно 


Коррекция восприятия цвета


45





Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»


Совершенствование умения определять форму предложенного предмета, обозначать форму предмета словом.


Определять форму предложенного предмета самостоятельно, обозначать форму этого предмета словом.


Коррекция восприятия формы


46





Различение музыкальных звуков извуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.


Совершенствование представления о звуках окружающей действительности и музыкальных звуках, формирование внимания к неречевым звукам, музыкальным звукам, различение двух звучащих игрушек, прослушивание музыкальных произведений.


Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука, различать звуки окружающей действительности от музыкальных звуков самостоятельно, слушать небольшие музыкальные произведения


Коррекция слухового восприятия и слуховой памяти


47





Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.


Совершенствование умения работать с трафаретом, обводить геометрические фигуры по шаблону (квадрат, круг, треугольник). Совершенствование техники выполнения штриховки сверху вниз, слева направо.


Находить на трафарете геометрическую фигуру квадрат, круг, треугольник, обводить его, выполнять штриховку сверху вниз, слева направо, не выходя за контур, самостоятельно 


Коррекция графомоторных навыков


48




Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.


Совершенствование понятия бумага, познакомить со способами обработки бумаги (сгибание, резание)


Обрабатывать бумагу сгибанием, резанием по прямой линии, изготавливать полосы самостоятельно


Коррекция графомоторных навыков


49




Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом.


Совершенствование понятий «холодный», «горячий». Формирование понятия «температурные ощущения», ознакомление со значением слов «ощущения», «температура».


Различать предметы по температурным ощущениям, обозначать свои ощущения словом самостоятельно 


Коррекция восприятия особых свойств предметов 


50




Различение и обозначение основных цветов.


Совершенствование представлений об основных цветах: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый; о предметах данных цветов.



Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый, по мере возможности называть, находить предметы указанного цвета, называть цвет предмета 


Коррекция восприятия цвета


51





Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)


Совершенствование понятия геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат, умения различать визуально, тактильно геометрические фигуры. Запоминать предъявленные на обозрение фигуры и определять недостающей фигуры.


Находить, различать и называть геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат самостоятельно или с небольшим его участием. Запоминать предъявленные на обозрение фигуры и определять недостающей фигуры самостоятельно 


Коррекция зрительной памяти и зрительного восприятия 


52





Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона).


Совершенствование понятий «верх», «низ» листа бумаги. Формирование умения использовать в речи слова: «верх», «низ» листа бумаги. Совершенствование представлений о возможности ориентирования на листе бумаги.



Находить, показывать, по мере возможности использовать слова: центр, верх, низ, правая, левая сторона листа бумаги. Ориентироваться на листе бумаги 


Коррекция зрительно-пространственной функции.


53




Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.


Формирование понятий «неделя», продолжительность недели (семь дней), порядок дней недели, их название.


Оперировать (по возможности) в речи словами: неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Определять день недели, обозначать его словом, определять последовательность дней недели 


Коррекция восприятия времени


54




Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)


Формирование умения конструировать объемные детали из составных частей на основе показа учителем, обозначать словом предмет.


Конструировать объемные детали из составных частей на основе показа учителем, обозначать словом предмет самостоятельно 


Коррекция конструктивного праксиса


55





Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы».


Формирование понятий «отличительный, общий признак», умения определять эти признаки при сравнении двух предметов.


Сравнивать два предмета, находить отличительные и общие признаки предметов, обозначать предмет, признак словом самостоятельно 


Коррекция зрительной памяти и зрительного восприятия


56




Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра "Узнай по вкусу"


Формирование представлений о вкусовых качествах: кислый, соленый, сладкий, горький. 


Определять вкусовые качества, характеризовать вкусовые качества продукта, обозначать словом 


Коррекция восприятия особых свойств предметов (осязания)


57





Различение речевых и музыкальных звуков.


Совершенствование представления о звуках окружающей действительности и музыкальных звуках, формирование внимания к неречевым звукам, музыкальным звукам, различение двух звучащих игрушек, прослушивание музыкальных произведений.


Определять, что издает звук, и называть этот предмет, определять место издаваемого звука, различать звуки окружающей действительности от музыкальных звуков самостоятельно 


Коррекция слухового восприятия и слуховой памяти


58





Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.


Совершенствование понятий «верх», «низ» листа бумаги. Формирование умения использовать в речи слова: «верх», «низ» листа бумаги. Совершенствование представлений о возможности ориентирования на листе бумаги.



Находить, показывать, по мере возможности использовать слова: центр, верх, низ, правая, левая сторона листа бумаги. Ориентироваться на листе бумаги, составлять комбинации из полосок, плоскостных геометрических фигур 


Коррекция конструктивного праксиса


59





Развитие координа-ции движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)


Совершенствование понятий «завязывание», «нанизывание», формирование умения выполнять данные действия с предметами.


Завязывать шнурки, ленты, банты, нанизывать бусы, детали с отверстиями на нить 


Коррекция тактильно-двигательных восприятий


60





Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)


Формирование понятия «чувство равновесия», «дорожка следов», умения выполнять это упражнение.


Выполнять упражнение «дорожка следов» самостоятельно, соблюдая равновесие.


Коррекция тактильно-двигательных восприятий


61




Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»


Совершенствование понятия геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат, умения различать тактильно геометрические фигуры


Находить, различать и называть геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат 


Коррекция тактильно-двигательных восприятий


62




Развитие согласован-ности действий и движений разных частей тела. (Ходьба с изменением направления)


Совершенствование понятий «части тела», «поза», «движение», согласованность в движении разных частей тела. Формирование умения выполнять ходьбу с изменением направления


Выполнять согласованно движения разных частей тела, ходить с изменением направления 


Коррекция крупной моторики


63




Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».


Совершенствование понятий «верх», «низ» листа бумаги. Формирование умения использовать в речи слова: «верх», «низ» листа бумаги. Совершенствование представлений о возможности ориентирования на листе бумаги.



Находить, показывать, по мере возможности использовать слова: центр, верх, низ, правая, левая сторона листа бумаги. Ориентироваться на листе бумаги, составлять комбинации из полосок, плоскостных геометрических фигур 


Коррекция конструктивного праксиса


64





Дидактическая игра «Угадай, какого цвета».


Совершенствование представлений об основных цветах: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый; о предметах данных цветов.



Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый, по мере возможности называть, находить предметы указанного цвета, называть цвет предмета 


Коррекция восприятия цвета


65




Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)


Совершенствование в выполнении движений, в умении выполнять имитацию движений.


Выполнять подражательные движения повадкам животным, птиц, предметов окружающей действительности.


Коррекция кинестетического и кинетического развития


66




Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)


Формирование умения конструировать объемные детали из составных частей на основе показа учителем, обозначать словом предмет.


Конструировать объемные детали из составных частей на основе показа учителем, обозначать словом предмет 


Коррекция конструктивного праксиса



Аннотация.
Разработанная программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» рассчитана на один год обучения. Учебная нагрузка – 2 часа в неделю, в год – 66 часов. В основу программы взяты Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», практические пособия: «Вместе играем, учимся, переживаем» И.В. Рахновская Москва, 2005г., «Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста» А.Н. Лебедева Москва, 2004г., «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин Москва, 2001г. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.