Программа по технологии в 10 классе по УМК под ред. В.Д. Симоненко
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №____ МБОУ СОШ №3
от «__»_______2017г №___ «__»______2017г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №____
от «__»_______2017г
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
для 10 класса
на 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа по Технологии для 10 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- Законом Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 27.09.2013г.);
- Примерной основной образовательной программой среднего (полного) общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте МОиН общего образования России - Примерная основная образовательная программа общего образования;
- Приказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» (с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ №3;
-Учебного плана МБОУ СОШ № 3 на 2017-18 учебный год
Рабочая программа ориентирована на:
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).
- Симоненко В. Д., Очинин О.П., Матяш Н. В., Виноградов Д. В. Технология: Учебник для уч-ся 10-11 классов базовый уровень.2014. издательский центр ВЕНТАНА – ГРАФ.
Программ рассчитана на 35 часов, содержит обязательный минимум содержания образования и требования к подготовке учащихся.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи:
предмета:
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
- сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
- воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;
• ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
• отрасли современного производства и сферы услуг;
• ведущие предприятия региона;
• творческие методы решения технологических задач;
• назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях;
• основные функции менеджмента на предприятии;
• основные формы оплаты труда;
• порядок найма и увольнения с работы;
• содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
• устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ;
• источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
• пути получения профессионального образования и трудоустройства.
• повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет самосовершенствовании;
• воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Планируемые результаты освоения предмета.
Обучающиеся должны овладеть следующими предметными УУД (конкретными знаниями на конец года):
Знать:
- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
- порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,
- чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,
- условия прибыльного производства;
- роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей
- кто может быть участником предпринимательской деятельности,
- какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;
- выдвигать деловые идеи;
- характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;
- изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
- находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
- распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
- решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
- планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания для:
повышения активности процесса и результатов своего труда;
поиска и применения различных источников информации;
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
составления резюме при трудоустройстве.
Основное содержание.
1. ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД, ТЕХНОЛОГИИ – 22 ЧАСА.
Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС).
Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Природоохранные технологии. Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства. Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.
Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ. – 13 ЧАСОВ.
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Проектирование как создание новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности.
Тематическое планирование по «Технологии» Класс 10 «Б» Сущевой Е.В. Количество часов в год 35 Количество часов в неделю 1Учебник: Симоненко В. Д., Очинин О.П., Матяш Н. В., Виноградов Д. В. Технология: Учебник для уч-ся 10-11 классов базовый уровень.2014 2017 – 2018 учебный год
Тематическое планирование уроков технологии в 10 классе.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД, ТЕХНОЛОГИИ |
22 |
|
1 |
Инструктаж по т. б. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. |
1 |
2 |
Понятия «технология» и «технологическая культура». |
1 |
3 |
Технология как часть общечеловеческой культуры. Технологические уклады. |
1 |
4 |
Технологии электроэнергетики. |
1 |
5 |
Технологии индустриального производства |
1 |
6 |
Технологии производства сельскохозяйственной продукции. |
1 |
7 |
Технологии агропромышленного производства (АПК) |
1 |
8 |
Технологии легкой промышленности и пищевых производств. |
1 |
9 |
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. |
1 |
10 |
Природоохранные технологии. |
1 |
11 |
Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства |
1 |
12 |
Перспективные направления развития современных технологий. |
1 |
13 |
Новые принципы организации современного производства – инновационная деятельность. |
1 |
14 |
Разделение и кооперация труда. |
1 |
15 |
Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Итоговый контроль за первое полугодие. |
1 |
16 |
Требования к квалификации специалистов различных профессий. |
1 |
17 |
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС). |
1 |
18 |
Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина |
1 |
19 |
Безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде. |
1 |
20 |
Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий. |
1 |
21 |
Повторительно – обобщающий урок. |
1 |
22 |
Итоговое тестирование |
1 |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ |
13 |
|
23 |
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. |
1 |
24 |
Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. |
1 |
25 |
Проектирование как создание новых объектов действительности. |
1 |
26 |
Особенности современного проектирования. |
1 |
27 |
Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. |
1 |
28 |
Мини проект "Компьютерная открытка-поздравление". |
1 |
29 |
Защита проекта. |
1 |
30 |
Применение морфологического анализа при решении задач. Функционально - стоимостной анализ. |
1 |
31 |
Метод фокальных объектов |
1 |
32 |
Алгоритмические методы решения изобретательных задач. |
1 |
33 |
Защита интеллектуальной собственности. |
1 |
34 |
Мысленное построение нового изделия. |
1 |
35 |
Итоговое тестирование. |
1 |
Литература:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).
В.Д. Симоненко. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для образовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин; под ред. В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Граф, 2011.
В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш Основы технологической культуры: Учебник для уч- ся !0-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев - М. : Вентана –Граф, 2010.
Ресурсное обеспечение:
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./Сост. Бобровская А. Н., Доколина Г. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru/
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Графф, 2004.
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2004.
Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004.
Технология: Рекомендации по использованию учебников.: Профильная школа. - М.: Вентана-Граф, 2005.