Рабочая программа по технологии для 8 класса по УМК под ред. В.Д. Симоненко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 17 имени К. Нечаевой
г. Волжского Волгоградской области»
(МОУ СШ № 17)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора по УВР приказом директора МОУ СШ № 17
Рабочая программа
по Технологии (технология ведение дома)
для учащихся 8-х классов
Составитель: Белова Татьяна Викторовна
Учитель технологии
ПРИНЯТО
на заседании методического
совета МОУ СШ № 17
Волжский, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Программа по технологии для основной школы предназначена
для учащихся 8 классов
Рабочая программа по технологии (технологии ведения дома) составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2017 год;
Авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко и рабочей программы по технологии под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, Издательский центр «Вентана - Граф», 2017 год.
Примерной программы по технологии, включённой в примерную основную образовательную программу основного общего образования, внесенной в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Положения о рабочей программе (в соответствии с ФГОС) по учебному предмету МОУ СШ №17
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Синица Н.В. Технология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2017.
Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 8 классах еженедельно отводятся 2 часа учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели (всего 68 часов).
Программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержания курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи обучения:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).
Используемые технологии, методы, формы работы
Исходя из уровня обученности класса, используются наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые формы работы.
Рабочая программа по технологии в 8 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:
урок «открытия» нового знания;
урок отработки умений и рефлексии;
урок общеметодологической направленности;
урок развивающего контроля;
урок – исследование (урок творчества);
лабораторная работа;
практическая работа;
творческая работа;
урок – презентация.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
При обучении технологии используются межпредметные связи. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Для реализации рабочей программы в учебном плане школы выделено 2 часа в неделю.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная, портфолио, проектная работа.
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Содержание курса
Вводный, 1 час
Первичный инструктаж на рабочем месте. Введение
Семейная экономика, 13 часов
Семья как экономическая ячейка общества – 1 час
Предпринимательство в семье. Семья и бизнес. Виды семейной деятельности. – 2 часа
Выбор возможного объекта или услуги, для предпринимательской деятельности. Бизнес-план – 2 часа.
Рациональное планирование расходов семьи. Цены на рынке товаров и услуг, минимализация расходов в бюджете семьи – 2 часа
Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Расчет минимальной стоимости потребительской корзины. Торговые символы, этикетки и штрихкод – 2 часа
Права потребителей и их защита – 2 часа
Защита творческих проектов по разделу «Семейная экономика» – 2 часа
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов», 22 часа.
Свойства текстильных материалов. Конструирование поясных изделий. – 2 часа
Моделирование поясных изделий. – 2 часа
Швейная машина. Технология машинных работ – 2 часа
Технология изготовления поясных изделий – 2 часа
Практика 14 часов
Построение чертежа выкройки брюк в масштабе 1:4. – 2 часа
Моделирование брюк. Изготовление выкройки. – 2 часа
Построение чертежа брюк в натуральную величину. Изготовление выкройки на свой размер. – 2 часа
Раскрой брюк. Правила смётывания. Смётывание брюк и проведение примерки. – 2 часа
Технология обработки брюк. Притачивание застёжки молнии вручную и на швейной машине. Обработка пояса, соединение его с брюками. – 2 часа
Обработка нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия. – 2 часа
Оформление и защита творческих проектов по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» - 2 часа.
Раздел «Художественные ремесла», 16 часов
Художественное творчество и народные ремёсла. Художественная вышивка. Подготовка к вышивке. Инструктаж по ТБ – 2 часа
Ручная роспись тканей. – 2 часа
Ручные стежки и швы на их основе – 2 часа
Белая гладь – 2 часа
Швы «узелки» и «рококо»- 2 часа
Выполнение вышивки лентами – 2 часа
Выбор темы проекта «Подарок своими руками». Практическая работа над проектом – 2 часа
Защита творческих проектов – 2 часа
Раздел «Дом, в котором ты живёшь», 12 часов
Современная квартира. Функции жилища. – 2 часа
Планировка жилого интерьера. Организация пространства квартиры – 2 часа
Цвет в квартире. Декоративное украшение окон – 2 часа
Цветы в интерьере и уход за ними. – 2 часа
Выбор темы творческого проекта. Работа над проектом – 2 часа
Защита творческих проектов – 2 часа
Раздел «Электротехнические работы», 2 часа
Средства защиты и правила ТБ при электротехнических работах. Пути экономии электроэнергии. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и человека
Заключительный раздел, 2 часа Итоговое занятие
Планируемые результаты
В результате освоения курса технологии 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Личностные результаты изучения предмета:
проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности:
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда:
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации:
нравственно-эстетическая ориентация;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям:
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности:
гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности):
проявление технико-технологического и экономического мышления:
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД.
Метапредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
моделирование технических объектов и технологических процессов;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
формулирование определений понятий;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения:
владение речью;
регулятивные УУД:
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
саморегуляция.
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:
осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области семейной экономики, предпринимательства бизнеса, прав потребителей и их защиты:
разрабатывать и оформлять интерьер дома изделиями собственного изготовления, уметь оформлять художественно свои изделия;
уметь пользоваться бытовыми электрическими приборами, средствами защиты и правилами ТБ при электротехнических работах, знать пути экономии электроэнергии;
знать, как влияют электротехнические и электронные приборы на окружающую среду и человека.