Рабочая программа по технологии в 10–11 классе по УМК под ред. В.Д. Симоненко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СРЕДНЕБЕЛАЯ»
ИВАНОВСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________ /Михалёва Н.Ю / Протокол № _____ от «___» _________2018 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Д. Ю. Касьянова/ «___» ________ 2018 г. |
«Утверждаю» Директор школы _______/ О. В. Сучкова/ Приказ № ____ от «___» __________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
В10 -11 КЛАССЕ
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учитель Технологии
Михалёва Наталья Юрьевна
с. Среднебелая
2018-2019 уч. г.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Сборника нормативных документов Министерства образования Российской Федерации /Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Извлечение (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).
Примерные программы основного общего образования по технологии из вышеуказанного сборника.
Примерная программа разработана для обучения 10-11 классах на 34 часа в год в каждом классе из расчёта 1час в неделю.
При изучении данной дисциплины используется учебник для учащихся образовательных учреждений Технология. Базовый уровень: 10-11 классы /В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
· овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учётом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
· развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
· воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
· подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Основными задачами образовательной области «Технологи» в старшей школе на базовом уровне являются: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера»», «Проектная деятельность».
Кроме предложенных сборником разделов в рабочую программу «Технология» включён раздел «Информационные технологии», за счёт незначительных сокращений предложенных тем. В разделе «Информационные технологии» будут изучены различные средства телефонной связи, а также офисная оргтехника, использование которой крайне необходимо при дизайнерской, проектной деятельности и в дальнейшем профессиональном образовании школьника.
Обучение учащихся строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим образовательным линиям:
· Получение, обработка, хранение и использование информации;
· Творческая, проектная деятельность;
· Знакомство с миром профессий, выбор жизненных и профессиональных планов;
· Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
· Перспективы и социальные последствия развития технологий и техники.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. В процессе обучения рекомендуется активно использовать технические средства обучения для показа современных технологий и достижений техники: видеозаписи, мультимедиапродукты, ресурсы Интернета. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
· Овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие;
· Овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов руда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
· Умение ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
· Формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
· Развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
· Овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие;
· Овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов руда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
· Умение ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
· Формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
· Развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
В результате изучения технологии ученик должен:
знать/понимать
· Влияние технологий на общественное развитие;
· Составляющие современного производства товаров и услуг;
· Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
· Основные этапы проектной деятельности;
· Источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь
· Оценивать потребительские качества товаров и услуг;
· Составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
· Использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
· Проектировать материальный объект или услугу;
· Оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
· Выбирать средства и методы реализации проекта;
· Выполнять изученные технологические операции;
· Уточнять и корректировать профессиональные намерения;
Использовать полученные знания и умении в выбранной области деятельности для:
· Проектирования материальных объектов или услуг;
· Повышения эффективности своей практической деятельности;
· Организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
· Решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
· Самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
· Рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
· Составления резюме и проведения самопрезентации.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
Особым пунктом в программе стоит выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
· - внедрение передовых образовательных технологий;
· - укрепление материально-технической базы;
· - нормативно-правовое обеспечение деятельности;
· - формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
· - повышение профессионального мастерства педагога;
· - организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
· - научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ. Для данной категории обучающихся характерны: сниженный уровень познавательной деятельности; недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий; отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки; трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Программа по истории для учащихся с ОВЗ предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по истории, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов. Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
· -активизация познавательной деятельности учащихся;
· - повышение уровня их умственного развития;
· - нормализация учебной деятельности;
· -коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
· -социально-трудовая адаптация.
Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:
· - развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
· - развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
· - осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
· - развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
· - осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;
· - проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения
Тематический план
Технология 10 класс (34 часа)
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Цель изучения раздела. Требования к уровню подготовки учащихся |
Кол – во контрольных работ |
|
1 |
Раздел 1. Технологии как часть общечеловеческой культуры |
2 |
Технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция, технологическая революция, наукоёмкие технологии. Знать: понятие технологий Уметь: различать виды технологий и культуры. |
|
|
2 |
Раздел 2. Информационные технологии |
8 |
Информационные технологии, компьютерные технологии, периферийные устройства ПК, Интернет, мобильные средства связи. Знать: виды периферийных устройств; уметь: пользоваться периферийными устройствами и ПК |
1 |
|
3 |
Раздел 3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. |
3 |
Энергетика и энергоресурсы, использование гидроресурсов. Знать: промышленные и глобальные проблемы человечества; уметь: экономить ресурсы энергии. |
|
|
4 |
Раздел 4. Природоохранные технологии. |
3 |
Экологический мониторинг, безотходное производство. Знать: возможности рационального использования ресурсов; уметь: рационально использовать ресурсы. |
1 |
|
5 |
Раздел 5. Перспективные направления развития современных технологий |
9 |
Нанотехнологии, современные электротехнологии. Знать: современные технологии; уметь применять современные технологии |
1 |
|
6 |
Раздел 6. Методы решения творческих задач. |
9 |
Знать: методы решения творческих задач; уметь применять методы решения творческих задач. |
1 |
|
ИТОГО: |
34 |
|
4 |
||
Календарно-тематическое планирование по технологии 10 класс (34часа).
№ урока |
Название темы урока |
Кол - во часов |
Дата проведения |
Форма урока |
Д/з |
1 полугодие |
|||||
Раздел 1. Технологии как часть общечеловеческой культуры (2 часа) |
|||||
1.1 |
Тема 1. Технологическая культура. Понятие «Технология» |
1 |
|
Беседа |
Домашнее задание: §1стр. 6-11 |
1.2 |
Тема 2. Технологические уклады. Связь технологий с наукой, техникой и производством. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: §1стр. 12-18 |
Раздел 2. Информационные технологии (8 часа) |
|||||
2.1 |
Тема 1. Техника для телефонной связи. Телефонная связь в Амурской области. обл. |
1 |
|
Урок практикум |
Домашнее задание: Записи в тетради |
2.2 |
Тема 2. Мобильные средства связи Записи в тетради, работа с телефоном. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: записи в тетради |
2.3 |
Тема 3. Офисная оргтехника. Периферийное оборудование ПЭВМ |
1 |
|
Урок – дискуссия |
Д/з Записи в тетради |
2.4 |
Тема 4. Модем. Мультимедийное оборудование. Печатающие устройства. |
1 |
|
Беседа |
Домашнее задание: Записи в тетради |
2.5 |
Тема 5. Сетевые коммуникации. Всемирная компьютерная сеть Internet |
1 |
|
Урок – практикум |
Домашнее задание: Записи в тетради
|
2.6 |
Тема 6. Компьютерная поддержка в предпринимательстве. |
1 |
|
Урок практикум |
Домашнее задание: Записи в тетради |
2.7 |
Тема 7. Информационные технологии в маркетинге, в черчении, в производстве. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: Записи в тетради, подготовка к Провер. Р. |
1 полугодие |
|||||
2.8 |
Тема 8. Контрольная работа № 1 «Информационные технологии» |
1 |
|
Проверочная работа № 1 |
Контрольная работа № 1 «Информационные технологии» |
Раздел 3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.(3 часа) |
|||||
3.1 |
Тема 1. Энергетика и энергоресурсы. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: § 2 стр. 21-26, подготовить сообщ. об эл. станциях. |
3.2 |
Тема 2. Промышленные технологии и транспорт на примере Амурской области. |
1 |
|
Урок - практикум |
Домашнее задание: Записи в тетради §2 стр. 26-33 |
3.3 |
Тема 3. Сельское хозяйство в системе природоиспользования. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: §2 стр. 33-38 Презентация |
Раздел 4. Природоохранные технологии (3 часа) |
|||||
4.1 |
Тема 1. Применение экологически чистых и безотходных производств в Арх. обл. и в Холм. р-не. Региональный компонент. |
1 |
|
Урок- практикум |
Д/з § 3 стр.39-48, записи в тетради Мониторинг, экологическая экспертиза |
4.2 |
Тема 2. Использование альтернативных источников энергии. Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: §3 стр. 48-57 |
4.3 |
Тема 3. Контрольная работа № 2 «Промышленные и природоохранные технологии» |
1 |
|
Проверочная работа № 2 |
Контрольная работа № 2 «Промышленные и природоохранные технологии» |
2 полугодие |
|||||
Раздел 5. Перспективные направления развития современных технологий (9 часов) |
|||||
5.1 |
Тема 1. От резца до лазера. Новые универсальные технологии. |
1 |
|
Урок изучения нового материала |
Домашнее задание: § 4 стр.57-58 |
5.2 |
Тема 2. Современные электротехнологии. |
1 |
|
Домашнее задание: §4стр.65 |
|
5.3 |
Тема 3. Лучевые технологии |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: § 4 стр. 66-68 |
5.4 |
Тема 4. Ультразвуковые технологии |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: § 4 стр. 68-70 |
5.5 |
Тема 5. Плазменная обработка. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: § 4 стр.70-75 |
5.6 |
Тема 6. Нанотехнологии |
1 |
|
Урок изучения нового материала (беседа). Просмотр видео-фильма |
Домашнее задание: §4 стр.75-79 |
5.7 |
Тема 7. Новые принципы организации современного производства |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: § 4 стр. 79-81 |
5.8 |
Тема 8. Автоматизация технологических процессов |
1 |
|
Домашнее задание: § 4 стр. 81-86 Презентация |
|
5.9 |
Тема 9. Контрольная работа № 3 «Современные технологии» |
1 |
|
Проверочная работа № 3 |
Контрольная работа № 3 «Современные технологии» |
Раздел 6. Методы решения творческих задач ( 9 часов) |
|||||
6.1 |
Тема 1. Понятие творчества. Творческий процесс. |
1 |
|
Урок изучения нового материала |
Домашнее задание: § 1 стр. 87-90 |
2 полугодие |
|||||
6.2 |
Тема 2. Защита интеллектуальной собственности |
1 |
|
Урок – практикум |
Домашнее задание: § 1 стр. 90-96 |
6.3 |
Тема 3. Мозговая атака |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: §2 стр. 97-100 |
6.4 |
Тема 4. Метод обратной мозговой атаки |
1 |
|
Домашнее задание: § 2 стр. 100-102 |
|
6.5 |
Тема 5. Метод контрольных вопросов |
1 |
|
Домашнее задание: §2 стр. 103-105 |
|
6.6 |
Тема 6. Синектика |
1 |
|
Домашнее задание: § 2 стр. 105-109 |
|
6.7 |
Тема 7. Морфологический анализ |
1 |
|
Урок - практикум |
Домашнее задание: §3стр.109-115 |
6.8 |
Тема 8. Эвристические методы, основанные на ассоциации |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: §4 стр. 116-121 |
6.9 |
Тема 9. Контрольная работа № 4 «Современные технологии» Тест. |
1 |
|
Урок-обобщение изученного за год материала. Тест. |
Контрольная работа № 4 «Современные технологии» Тест. |
ИТОГО: |
34 |
Контрольных работ: |
4 |
Тематический план
Технология 11 класс (34 часа)
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Цель изучения раздела. Требования к уровню подготовки учащихся |
Кол – во контрольных работ |
|
1 |
Раздел 1. Профессиональное самоопределение и карьера |
4 |
Специализация труда, формы разделения труда Знать: формы разделения труда, нормирование труда, оплату труда; Уметь: определять цели и задачи своей будущей профессии, определять виды оплаты труда. |
|
|
2 |
Раздел 2. Культура труда и профессиональная этика |
3 |
Понятие «Культура труда» Знать: технику безопасности, профессиональную этику; уметь: организовать свое рабочее место, быть дисциплинированным. |
1 |
|
3 |
Раздел 3. Профессиональное становление личности |
2 |
Этапы профессионального становления. Знать: что такое профессиональная компетентность, мастерство, обученность; уметь: составлять план будущей карьеры. |
|
|
4 |
Раздел 4. Подготовка к профессиональной деятельности |
2 |
Рынок труда и профессий. Знать: перечень профессий; уметь: охарактеризовать трудовые действия, мотивацию, уровень квалификации. |
|
|
5 |
Раздел 5. Трудоустройство. С чего начать? |
2 |
Профессиональное резюме. Знать: свои жизненные планы; уметь осмысливать выбор своей будущей профессии, писать резюме, автобиографию, использовать формы самопрезентации. |
|
|
|
Раздел 6. Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» |
2 |
Знать: структуру написания проекта; уметь обосновать выбор специальности, выбор учебного заведения. |
1 |
|
|
Раздел 7. Особенности современного проектирования |
2 |
Законы художественного конструирования, единство формы и содержания, пропорции. Знать: законы художественного конструирования; уметь применять эти законы. |
|
|
|
Раздел 8. Алгоритм дизайна |
2 |
Последовательность действий, цель поиска. Знать: алгоритм дизайна, понятие «банк идей»; уметь: грамотно выстраивать последовательность алгоритма. |
|
|
|
Раздел 9. Мысленное построение нового изделия |
3 |
Мечта и реальность, научный подход, материализация проекта. Знать: источники информации для дизайнера; уметь: составлять технологическое планирование. |
|
|
|
Раздел 10. Проектная деятельность. |
12 |
Знать: структуру и элементы проектной деятельности; умет: использовать знания в проектной деятельности. |
1 |
|
ИТОГО: |
34 |
|
3 |
||
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (15часов)
Тема 1. Влияние технологий на общественное развитие (2 часа)
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.
Знать :
· понятие о технологической культуре.
· деятельностью производственного предприятия
Уметь:
· давать характеристику и описывать современные технологий, оборудования, материалов;
· давать анализ технологий, структуры и организации производства.
Тема 2. Современные технологии материального производства,
сервиса и социальной сферы (3 часа)
Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Сущность социальных и политических технологий. Возрастание роли информационных технологий.
Знать :
· уровни развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг; автоматизация и роботизация производственных процессов;.
· современные технологии сферы бытового обслуживания.
· характеристику технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре.
Уметь:
· давать характеристику и описывать современные технологий, оборудования, материалов, процессов.
Вид контроля: ( приготовить доклад о любом интересующем открытии (известного ученого ) в истории науки и техники.
Тема 3. Технологическая культура и культура труда (2 часа)
Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Эстетика труда.
Знать :
· формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве;
· основные направления научной организации труда;
· разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места.
Уметь:
· давать оценку технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения;
· характеризовать основные составляющие научной организации труда учащегося.
Вид контроля: Эссе « Эстетика труда»
Тема 4. Производство и окружающая среда (4 часа)
Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.
Знать :
· основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды;
· методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды
· способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;
· применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.
Уметь:
· выявление источников экологического загрязнения окружающей среды.
· делать оценку радиоактивного загрязнения местности и продуктов.
· изучение вопросов утилизации отходов. и разработка проектов по использованию или утилизации отходов.
Вид контроля:
Практическая работа№1 «Оценка запыленности воздуха»
Практическая работа№2 «Определение наличие нитратов в пищевых продуктах»
Практическая работа№3 «оценка качества пресной воды»
Тема 5. Рынок потребительских товаров и услуг (4 часа)
Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя.
Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров. Электронная коммерция в системе Интернет.Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.
Знать :
· особенности рынка потребительских товаров и услуг;
· субъекты рынка товаров и услуг;
· сертификация изделий и услуг;
· маркировка продовольственных и промышленных товаров;
· значение страхования в современном обществе
Уметь:
· чтение маркировки различных товаров;
· изучение рынка товаров и услуг в Интернет.
Вид контроля: вопросы и задания по теме.
Практическая работа № 4 «Закон об охране прав потребителей»
Раздел 2. Технологии проектирования и создания материальных
объектов или услуг (20часов)
Тема 6. Проектирование в профессиональной деятельности (4 часа)
Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.
Тема 7. Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 часа)
Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.
Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.
Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.
Знать :
· цели проектирования;
· источники информации для разработки;
· методы сбора и систематизации информации;
· объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.
Уметь:
· делать и использовать опрос для определения потребительских качеств
· выполнять эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения обучающихся ;
· выполнять учебные задания и упражнения
Вид контроля:
Проведение опросов и анкетирования.
Практическая работа № 5 «Моделирование объектов»
Тема 8. Нормативные документы и их роль в проектировании.
Проектная документация (2 часа)
Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).
Знать :
· нормативные документы и их роль в проектировании.
Уметь:
· выполнять эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения обучающихся ;
· выполнять учебные задания и упражнения
Вид контроля:
Практическая работа №6 «Эскиз - планировка квартиры»
Тема 9. Введение в психологию творческой деятельности (4 часа)
Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления.
Знать :
· этапы решения творческих задач.
· виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.
Уметь:
· выполнять творческие задания, связанные с проектной деятельностью обучающихся , отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений
Вид контроля:
Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий. Сборники учебных заданий и упражнений
Тема 10. Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4 часа)
Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.
Знать :
· методы, способы повышения творческой активности личности;
· . цели и правила проведения мозгового штурма (атаки);.
· эвристические приемы решения практических задач
Уметь:
· выполнять алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.
Вид контроля:
Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.
Тема 11. Анализ результатов проектной деятельности (2 часа)
Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.
Вид контроля:
Анализ учебных заданий.
Практическая работа №6 « Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности».
Тема 12. Презентация результатов проектной деятельности (2 часа)
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.
Знать:
· особенности восприятия вербальной и визуальной информации;
· метод подачи информации при презентации.
Уметь:
· различные формы презентаций, результатов собственной проектной деятельности.
Вид контроля:
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности.
Практическая работа№ 7 «Компьютерная презентация».
Календарно-тематическое планирование по технологии 11 класс (34часа)
№ урока |
Название темы урока |
Кол – во часов |
Дата проведения |
Форма проведения |
Д/З |
1полугодие |
|||||
Раздел 1. Профессиональное самоопределение и карьера (4 часа) |
|||||
1.1 |
Тема 1. Сфера, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. |
2 |
|
Урок изучения нового материала Презентация |
Домашнее задание: §1 стр. 146-158 |
1.2 |
Тема 2.Нормирование и оплата труда. |
2 |
|
.Урок – практику |
Домашнее задание: §1 стр. 158-166
|
Раздел 2. Культура труда и профессиональная этика (3 часа) |
|||||
2.1 |
Тема 1. Понятие «Культура» |
1 |
|
Урок изучения нового материала (беседа) |
Домашнее задание: § 2 стр.166-170 |
2.2 |
Тема 2. Профессиональная этика |
1 |
|
Урок дискуссия |
Домашнее задание: § 1 стр. 170-174. |
2.3 |
Тема 3. Контрольная работа № 1 «Культура труда и профессиональная этика |
1 |
|
Проверочная работа № 1 |
Контрольная работа № 1 «Культура труда и профессиональная этика» |
Раздел 3. Профессиональное становление личности (2 часа) |
|||||
3.1 |
Тема 1. Этапы профессионального становления. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: теория § 3 стр. 174-177 |
3.2 |
Тема 2. Профессиональная карьера. |
1 |
|
Просмотр видеофильма |
Домашнее задание: § 3 стр. 177-180 |
1 полугодие |
|||||
Раздел 4. Подготовка к профессиональной деятельности (2 часа) |
|||||
4.1 |
Тема 1. Рынок труда и профессий |
1 |
|
Урок беседа |
Домашнее задание: § 4 стр. 180-185 Презентация |
4.2 |
Тема 2. Виды профессионального образования в Амурской области |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: § 4 стр. 185-189 |
Раздел 5. Трудоустройство. С чего начать?(2 часа) |
|||||
5.1 |
Тема 1. Профессиональное резюме. |
1 |
|
Урок-практикум |
Домашнее задание: §5 стр. 189-191
|
5.2 |
Тема 2. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства |
1 |
|
Мини- конфиренция |
Домашнее задание: §5 стр. 192-194 |
Раздел 6. Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (2 часа) |
|||||
6.1 |
Тема 1. Составление проекта. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: стр.46-49 |
6.2 |
Тема 2. Защита проектов.
|
1 |
|
|
Контрольная работа № 2: «Защита проекта» Домашнее задание: для ознакомления Стр 196-213 |
Раздел 7. Особенности современного проектирования (2 часа) |
|||||
7.1. |
Тема 1. Законы художественного конструирования. |
1 |
|
Урок изучения нового материала (беседа) |
Домашнее задание: параграф 1 стр. 123-127 |
2 полугодие |
|||||
7.2 |
Тема 2. Экспертиза и оценка изделия. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: параграф 1 стр. 127-129 |
Раздел 8. Алгоритм дизайна (2 часа) |
|||||
8.1 |
Тема 1. Банк идей. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: параграф 2 стр. 129-133 |
8.2 |
Тема 2. Дизайн отвечает потребности. |
1 |
|
Домашнее задание: параграф 2 стр. 133-136 |
|
Раздел 9. Мысленное построение нового изделия (3 часа) |
|||||
9.1 |
Тема 1. Мечта и реальность. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: параграф 3 стр. 136-139 |
9.2 |
Тема 2. Научный подход в проектировании изделий. |
1 |
|
Домашнее задание: параграф 3 стр. 139-142 |
|
9.3 |
Тема 3. Материализация проекта. |
1 |
|
Домашнее задание: параграф 3 стр. 142-145 |
|
Раздел 10. Проектная деятельность (12 часов) |
|||||
10.1 |
Тема 1.Выбор объекта проектирования. |
1 |
|
Урок- практикум |
Домашнее задание: стр. 196-200, печать на ПК Резюме по дизайну |
10.2 |
Тема 2. Изучение покупательного спроса. |
1 |
|
Урок – дискуссия |
Домашнее задание: стр. 200-202 |
10.3 |
Тема 3. Проектная документация. |
1 |
|
Урок практикум |
Домашнее задание: стр. 202-204 |
10.4 |
Тема 4. Использование компьютерных программ в подготовке проектной деятельности. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: стр. 205-206 |
2 полугодие |
|||||
10.5 |
Тема 5. Составление технологической карты. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: стр. 206-210 |
10.6 |
Тема 6. Организация рабочего места. Организация технологического процесса. |
1 |
|
Комбинированный |
Домашнее задание: стр. 210-212 |
10.7 |
Тема 7. Анализ результатов проектной деятельности. |
1 |
|
Урок – практикум |
Домашнее задание: стр. 212-213 |
10.8 |
Тема 8. Оформление и презентация проекта. |
1 |
|
Урок – практикум |
Домашнее задание: стр. 213 |
10.9 |
Тема 9-11. Творческий проект уч-ся |
3 |
|
Урок - практкум |
«Защита творческого проекта» |
10.10 |
Тема 12. Защита творческих проектов учащихся. |
1 |
|
||
ИТОГО: |
34 |
ИТОГО: |
3 |