Программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов

1
0
Материал опубликован 22 November 2022

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»

для 1-4 класса

Срок реализации 4 года























2022 г



Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов начального общего образования разработана на основании требований обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.21 г. №286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), приказа Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 г №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г», с учетом примерной рабочей программы начального общего образования «Окружающий мир».



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1 КЛАСС (66 ч)

Человек и общество

Школа Школьные традиции и праздники Адрес школы Классный, школьный коллектив Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места Правила безопасной работы на учебном месте Режим труда и отдыха

Семья Моя семья в прошлом и настоящем Имена и фамилии членов семьи, их профессии Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес

Россия — наша Родина Москва — столица России Символы России (герб, флаг, гимн) Народы России Первоначальные сведения о родном крае Название своего населённого пункта (города, села), региона Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме

Человек и природа

Природа — среда обитания человека Природа и предметы, созданные человеком Природные материалы Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними Неживая и живая природа Наблюдение за погодой своего края Погода и термометр Определение температуры воздуха (воды) по термометру Сезонные изменения в природе Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе

Растительный мир Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание) Лиственные и хвойные растения Дикорастущие и культурные растения Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя Комнатные растения, правила содержания и ухода

Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.) Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни) Забота о домашних питомцах

Правила безопасной жизни

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами

Дорога от дома до школы Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)

Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные универсальные учебные действия:

- сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;

- приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);

- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде Работа с информацией:

- понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;

- соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;

- воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;

-соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;

- описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;

- сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются

Регулятивные универсальные учебные действия:

- сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);

- оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;

- анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами

Совместная деятельность:

- соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты

2 КЛАСС (68 ч)

Человек и общество

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте Государственные символы России Москва — столица России Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др. ) Герб Москвы Расположение Москвы на карте Города России Рос- сия — многонациональное государство Народы России, их традиции, обычаи, праздники Родной край, его природные и культурные достопримечательности Значимые события истории родного края Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края Значение труда в жизни человека и общества

Семья Семейные ценности и традиции Родословная Составление схемы родословного древа, истории семьи

Правила культурного поведения в общественных местах Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества

Человек и природа

Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба Планеты Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле Изображения Земли: глобус, карта, план Карта мира Материки, океаны Определение сторон горизонта при помощи компаса Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса

Многообразие растений Деревья, кустарники, травы Дикорастущие и культурные растения Связи в природе Годовой ход изменений в жизни растений Многообразие животных Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков Связи в природе Годовой ход изменений в жизни животных

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги Заповедники, природные парки Охрана природы Правила нравственного поведения на природе

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания) Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте) Номера телефонов экстренной помощи Правила поведения при пользовании компьютером Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);

- на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);

- различать символы РФ;

- различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);

- группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);

- различать прошлое, настоящее, будущее

Работа с информацией:

- различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;

- читать информацию, представленную в схеме, таблице;

- используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;

- соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:

понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);

понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);

понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);

- описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;

- создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что

«умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);

- создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);

- приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);

- описывать современные события от имени их участника

Регулятивные универсальные учебные действия:

-следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;

- контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;

- оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания

Совместная деятельность:

- строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;

-проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;

- определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения

3 КЛАСС (68 ч)

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели Наша Родина — Российская Федерация Уникальные памятники культуры России, родного края Государственная символика Российской Федерации и своего региона Города Золотого кольца России Народы России Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России

Семья — коллектив близких, родных людей Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям

Правила нравственного поведения в социуме Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них

Значение труда в жизни человека и общества Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России Особенности труда людей родного края, их профессии

Страны и народы мира Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся

Человек и природа

Методы изучения природы Карта мира Материки и части света Вещество Разнообразие веществ в окружающем мире

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ Твёрдые тела, жидкости, газы Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами Воздух — смесь газов Свойства воздуха Значение воздуха для растений, животных, чело- века Вода Свойства воды Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека Круговорот воды в природе Охрана воздуха, воды Горные породы и минералы Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым Полезные ископаемые родного края (2—3 примера) Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека

Первоначальные представления о бактериях Грибы: строение шляпочных грибов Грибы съедобные и несъедобные Разнообразие растений Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды Размножение и развитие растений Особенности питания и дыхания растений Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений Охрана растений

Разнообразие животных Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери) Особенности питания животных Цепи питания Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным Охрана животных Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений

Природные сообщества: лес, луг, пруд Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений) Правила нравственного поведения в природных сообществах

Человек — часть природы Общее представление о строении тела человека Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма Гигиена отдельных органов и систем органов человека Измерение температуры тела человека, частоты пульса

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний Забота о здоровье и безопасности окружающих людей Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, без- опасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности) Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту само- лёта, судна; знаки безопасности) Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет

Универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия:

- проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

- определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

- моделировать цепи питания в природном сообществе;

- различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом)

Работа с информацией:

- понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

- читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

- находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде Коммуникативные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);

6 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

- на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;

- приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;

- называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;

- описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного)

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);

- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия

Совместная деятельность:

- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;

- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения

4 КЛАСС (68 ч)

Человек и общество

Конституция — Основной закон Российской Федерации Права и обязанности гражданина Российской Федерации Президент Российской Федерации — глава государства Политико-административная карта России Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники

Города России Святыни городов России Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции Праздники и памятные даты своего региона Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России

История Отечества «Лента времени» и историческая карта Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом Охрана памятников истории и культуры Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края

Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности

Человек и природа

Методы познания окружающей природы: наблюдения, срав- нения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле Характеристика планет Солнечной системы Естественные спутники планет Смена дня и ночи на Земле Вращение Земли как причина смены дня и ночи Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте) Равнины и горы России Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны Водоёмы и реки родного края (названия, крат- кая характеристика на основе наблюдений)

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта)

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) Связи в природных зонах

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира Правила нравственного поведения в природе Международная Красная книга (отдельные примеры)

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по- ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры) Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет

Универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия:

- устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;

- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

- моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);

- соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

- классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов

Работа с информацией:

- использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;

- использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);

- на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы Коммуникативные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;

- характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;

- создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;

- описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.

- составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

-составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;

- создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного) Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;

- контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;

- адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;

- находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины

Совместная деятельность:

- выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;

- ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;

- анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества

Духовно-нравственного воспитания:

- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетического воспитания:

- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью

Трудового воспитания:

- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

Экологического воспитания:

- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2) Базовые исследовательские действия:

- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования)

3) Работа с информацией:

- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма)

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

- выстраивать последовательность выбранных действий и операций

2) Самоконтроль:

- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни

3) Самооценка:

- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их

Совместная деятельность:

- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

- ответственно выполнять свою часть работы

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

1 класс

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отечеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;

- воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;

- приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;

- различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;

-применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;

- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;

- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

-оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;

- соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;

- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;

- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;

- соблюдать правила безопасного поведения в природе;

- с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы

2 класс

К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

- находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

- узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;

- распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;

- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;

- приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;

- описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);

- описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;

- группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

- ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;

- создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;

- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

- соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;

- соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;

- соблюдать режим дня и питания;

- безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости

3 класс

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

- различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

- приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

- показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

- различать расходы и доходы семейного бюджета;

- распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;

- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

- сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

-использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

- использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

- фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;

- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);

- соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;

- соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;

- соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;

- соблюдать правила нравственного поведения на природе;

- безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах

4 класс

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

- показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);

- показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

- находить место изученных событий на «ленте времени»;

- знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

- соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;

- рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;

- проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;

- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;

- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);

- называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);

- называть экологические проблемы и определять пути их решения;

- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;

использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

- соблюдать правила нравственного поведения на природе;

- осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;

- соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т д.);

- соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде;

- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Кол-во

часов

Содержание воспитания

ЭОР

1 класс

1

Человек

и общество

16

Становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире

Проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности

Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности

Учи Ру

Яндекс

Учебник

2

Человек

и природа.

37

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности

Ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира

Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности

Выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин- формационной);

Учи Ру

Яндекс

Учебник

3

Правила безопасной жизни.


7

Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности

Выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин- формационной);

Учи Ру

Яндекс

Учебник

4

Резерв

6



2 класс

1

Человек

и общество.

16

Принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

Учи Ру

Яндекс

Учебник

2

Человек

и природа.

34

Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред

Проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов

Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам

Учи Ру

Яндекс

Учебник

3

Правила безопасной жизни.


12

Приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью

Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям


Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности

Учи Ру

Яндекс

Учебник

4

Резерв: 6 ч




3 класс

1

Человек

и общество.

20

Принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

Ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира

Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

Учи Ру

Яндекс

Учебник

2

Человек

и природа.

35

Становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире

Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред

Учи Ру

Яндекс

Учебник

3

Правила безопасной жизни.


7

Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин- формационной

Учи Ру

Яндекс

Учебник

4

Резерв

6



4 класс

1

Человек

и общество.

33

Принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

Учи Ру

Яндекс

Учебник

2

Человек

и природа.

24

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности

Ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира

Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности

Выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин- формационной);

Учи Ру

Яндекс

Учебник

3

Правила безопасной жизни.

5

Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин- формационной

Учи Ру

Яндекс

Учебник

4

Резерв

6





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.