12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Журавлева Анастасия Александровна145 Россия, Хакасия респ., п. Тепличный Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ 4-ГО КЛАССА
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 4-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
учить планировать личный бюджет и постановку целей;
рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы
Тема | Количество часов | Содержание |
Что такое деньги и какими они бывают? | 13 | Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» |
Из чего складываются доходы в семье | 8 | Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 13 | Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» |
Итого | 34 |
Виды деятельности:
познавательная;
игровая.
Формы организации деятельности:
этические беседы;
мини-исследования;
посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
игры.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4-го класса
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? 13 ч. | ||||
1 | Как появились деньги? | 1 | ||
2 | История монет | 1 | ||
3 | Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) | 1 | ||
4 | Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» | 1 | ||
5 | Бумажные деньги | 1 | ||
6 | Безналичные деньги | 1 | ||
7 | Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | 1 | ||
8 | Исследование «Деньги современности» | 1 | ||
9 | Представление результатов исследования | 1 | ||
10 | Валюты | 1 | ||
11 | Интерактивная викторина «Деньги» | 1 | ||
12 | Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» | 1 | ||
13 | Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» | 1 | ||
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье, 8 ч. | ||||
14 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | ||
15 | Как заработать деньги? | 1 | ||
16 | На что семьи тратят деньги? | 1 | ||
17 | Вот я вырасту и стану… | 1 | ||
18 | Профессии будущего и настоящего | 1 | ||
19 | А чем занимаются банкиры? | 1 | ||
20 | Как приумножить то, что имеешь? | 1 | ||
21 | Как правильно планировать семейный бюджет? | 1 | ||
Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал, 13 ч. | ||||
22 | Как тратить с умом? | 1 | ||
23 | Примерный бюджет школьника | 1 | ||
24 | Семейный бюджет | 1 | ||
25 | Бюджет Российской Федерации | 1 | ||
26 | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения | 1 | ||
27 | Если расходы превышают доходы, образуются долги | 1 | ||
28 | Игра «Древо решений» | 1 | ||
29 | Товары и услуги | 1 | ||
30 | Странное слово «Монополисты» | 1 | ||
31 | Игра «Монополия» | 1 | ||
32 | Творческий проект «Мое предприятие» | 1 | ||
33 | Защита проекта «Мое предприятие» | 1 | ||
34 | Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | 1 | ||
Итого | 34 |
Список использованной литературы
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c.