Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ 4-ГО КЛАССА
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 4-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
учить планировать личный бюджет и постановку целей;
рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы
Тема |
Количество часов |
Содержание |
Что такое деньги и какими они бывают? |
13 |
Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» |
Из чего складываются доходы в семье |
8 |
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал |
13 |
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» |
Итого |
34 |
Виды деятельности:
познавательная;
игровая.
Формы организации деятельности:
этические беседы;
мини-исследования;
посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
игры.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4-го класса
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? 13 ч. |
||||
1 |
Как появились деньги? |
1 |
||
2 |
История монет |
1 |
||
3 |
Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) |
1 |
||
4 |
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» |
1 |
||
5 |
Бумажные деньги |
1 |
||
6 |
Безналичные деньги |
1 |
||
7 |
Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? |
1 |
||
8 |
Исследование «Деньги современности» |
1 |
||
9 |
Представление результатов исследования |
1 |
||
10 |
Валюты |
1 |
||
11 |
Интерактивная викторина «Деньги» |
1 |
||
12 |
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» |
1 |
||
13 |
Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» |
1 |
||
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье, 8 ч. |
||||
14 |
Откуда в семье берутся деньги |
1 |
||
15 |
Как заработать деньги? |
1 |
||
16 |
На что семьи тратят деньги? |
1 |
||
17 |
Вот я вырасту и стану… |
1 |
||
18 |
Профессии будущего и настоящего |
1 |
||
19 |
А чем занимаются банкиры? |
1 |
||
20 |
Как приумножить то, что имеешь? |
1 |
||
21 |
Как правильно планировать семейный бюджет? |
1 |
||
Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал, 13 ч. |
||||
22 |
Как тратить с умом? |
1 |
||
23 |
Примерный бюджет школьника |
1 |
||
24 |
Семейный бюджет |
1 |
||
25 |
Бюджет Российской Федерации |
1 |
||
26 |
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения |
1 |
||
27 |
Если расходы превышают доходы, образуются долги |
1 |
||
28 |
Игра «Древо решений» |
1 |
||
29 |
Товары и услуги |
1 |
||
30 |
Странное слово «Монополисты» |
1 |
||
31 |
Игра «Монополия» |
1 |
||
32 |
Творческий проект «Мое предприятие» |
1 |
||
33 |
Защита проекта «Мое предприятие» |
1 |
||
34 |
Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» |
1 |
||
Итого |
34 |
Список использованной литературы
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c.