Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 1 October 2018

Программа внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

7 класс

                                                                                                            Учитель математики

МБОУ Дугдинская СОШ

Артющенко И.В.

 

 

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

в 7 классе «Финансовая грамотность»

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов и методических материалов:

1) Закон РФ «Об образовании»;

2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

3) Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Рабочая программа «В мире финансовой грамотности» для 7 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю.

УМК:

Рабочая программа рассчитана на использование учебника:

Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

Общая характеристика учебного предмета:

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения

в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Учебно-тематический план

занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

 

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

8

2-3

Деньги.

2

4-5

Доходы семьи.

2

6-7

Расходы семьи.

2

8-9

Семейный бюджет

2

 

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

10-11

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

12-13

Страхование

2

14-15

Ролевая игра «Семейный бюджет»

2

 

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

6

16-17

Налоги

2

18-19

Социальные пособия

2

20-21

Проект «Государство — это мы!»

2

 

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

22-23

Как спасти деньги от инфляции

2

24-25

Банковские услуги

2

26-27

Собственный бизнес

2

28-29

Валюта в современном мире

2

30-31

Благотворительность

2

32-33

Личный финансовый план

2

34-35

Итоговая работа по курсу

«Финансовая грамотность»

2

 

Итого

35

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний

и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:

знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Календарно – тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»

 

Тема занятия

Содержание

Планируемые результаты

Дата проведения

по плану

по факту

 

Вводное занятие.

Важность финансовой грамотности в современном мире.

Основные понятия

Финансы. Финансово грамотный человек.

Смешарики «Золотое яблоко»

Объяснять значимость финансово грамотного человека в современном обществе.

 

6.09

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

 

Деньги.

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Мультфильм «История денег»

Фильм «Гознак»

Основные понятия

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

   

 

Деньги.

   

 

Доходы семьи.

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Смешарики «Благородное дело»

Основные понятия

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов.

   

 

Доходы семьи.

   

 

Расходы семьи.

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок.

В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Смешарики «Лучший из лучших»

Смешарики «Чёрный день»

Основные понятия

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.

Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

   

 

Расходы семьи.

   

 

Семейный бюджет.

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Смешарики «Золушка»

Основные понятия

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

• Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать

деньги.

   

 

Семейный бюджет.

   

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

 

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

Основные понятия

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы.

• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

   

 

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

   

 

Страхование.

 Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Классификация и виды страхования. Личное страхование. Имущественное страхование. Страхование ответственности.

Смешарики «На всякий случай»

Основные понятия

Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

Различать обязательное и добровольное страхование.

• Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

Сравнивать различные виды страхования.

   

 

Страхование.

   

 

Ролевая игра «Семейный бюджет»

Цель урока: рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства.

Ключевой вопрос: «Почему надо планировать семейный бюджет?»

Основные понятия:

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах;

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения;

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения;

• Описывать формы сбережений;

• Описывать последствия превышения расходов над доходами;

• Сравнивать потребительский и банковский кредит;

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать деньги.

   

 

Ролевая игра «Семейный бюджет»

   

Раздел 3.Семья и государство: как они взаимодействуют

 

Налоги.

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Основные понятия

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

• Объяснять, почему государство собирает налоги.

• Приводить примеры налогов.

• Описывать, как и когда платятся налоги.

• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

• Приводить примеры выплаты налогов в семье.

   

 

Налоги.

   

 

Социальные пособия

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Основные понятия

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.

Пособие по безработице.

• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при-водить примеры пособий.

• Находить информацию о социальных выплатах.

   

 

Социальные пособия

   

 

Проект «Государство — это мы!»

Цель занятия: используя активные методы обучения, закрепить

полученные знания и умения по разделу «Семья и государство: как они

взаимодействуют», совершенствовать исследовательские и творческие

навыки, навыки групповой работы и публичных выступлений.

Ключевой вопрос: «Как принять решение о налогах и пособиях?»

• Составлять план, распределять обязанности;

• Представлять информацию в виде презентации;

• Представлять результаты исследования перед аудиторией;

• Слушать выступления и задавать вопросы.

   

 

Проект «Государство — это мы!»

   

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

 

Как спасти деньги от инфляции

       

 

Как спасти деньги от инфляции

       

 

Банковские услуги.

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Смешарики «Кактус в мешке»

Основные понятия

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

• Приводить примеры банковских услуг.

• Описывать условия вкладов и кредитов.

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

• Объяснять, почему и как страхуются вклады.

• Находить информацию о вкладах и кредитах.

• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

   

 

Банковские услуги.

   

 

Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Смешарики «Райский остров»

Основные понятия

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

• Объяснять, что такое бизнес-план.

• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

   

 

Собственный бизнес

   

 

Валюта в современном мире

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется

валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Основные понятия

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

• Приводить примеры валют разных стран.

• Объяснять, что такое валютный курс.

• Находить информацию о валютных курсах.

• Проводить расчёты с валютными курсами.

   

 

Валюта в современном мире

   

 

Благотворительность

 Благотворительность - оказание безвозмездной помощи. Корпоративная благотворительность. Частная благотворительность. Филантропия. Меценатство. Спонсорство.

Объяснять, что такое благотворительность, ее важность в современном мире.

Воспитание гуманности.

   

 

Благотворительность

   

 

Личный финансовый план

Личные финансы. Контроль личных финансов. Эффективное использование денег. Инструменты для ведения личных финансов.

Смешарики «Есть ли у вас план»

Фильм «Как накопить миллион»

Объяснять, что такое ЛФП.

Развивают навык составления ЛФП.

Имеют представление об инструментах для ведения личных финансов.

   

 

Личный финансовый план

   

 

Итоговая работа по курсу

«Финансовая грамотность»

       

 

Итоговая работа по курсу

«Финансовая грамотность»

   

Учебно-методическая литература и используемые ресурсы

Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.

5–7 классы обще образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»).

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы.

5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик,

И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Ссылки для скачивания мультфильмов:

Смешарики «Золотое яблоко» https://www.youtube.com/watch?v=_nShANCaJgU

Смешарики «Благородное дело»

https://www.youtube.com/watch?v=1yPm1j2Q5q4&t=56s

Смешарики «Чёрный день» https://www.youtube.com/watch?v=7DBq6FW66eI

Смешарики «Лучший из лучших»

https://www.youtube.com/watch?v=57giJ7zRAcg&t=1s

Смешарики «Золушка»

https://www.youtube.com/watch?v=I2K0UT18cco&t=19s

Смешарики «На всякий случай»

https://www.youtube.com/watch?v=fWKVCCGsdS0

Смешарики «Кактус в мешке»

https://www.youtube.com/watch?v=PYaybBhE5E4

Смешарики «Райский остров»

https://www.youtube.com/watch?v=rmAm5P80asU&t=37s

Смешарики «Есть ли у вас план?»

https://www.youtube.com/watch?v=Pu9KZORyCb8&t=9s

«История денег» https://www.youtube.com/watch?v=9EDcFosLmEQ

Фильм «Гознак» https://www.youtube.com/watch?v=RJjMbNnm2xQ&t=194s

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации