Программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 3–4 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение
к основной образовательной программе,
утверждённой приказом № … от «…» мая 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по функциональной грамотности
для 3-4 классов
Разработчик программы: Пуляева Дарья Александровна, учитель начальных классов
«Рассмотрена» «Согласована»
на методическом объединении учителей Зам. директора по ВР
учителей начальных классов __________________ (Богданова И.В.)
МБОУ «Гатчинская НОШ №5»
«…» _______ 2020 г
1. Пояснительная записка
Актуальность
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» , - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 3-4 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. Реализация данной задачи осуществляется за счет использования заданий, разработанных на основе системнодеятельностного подхода. Такие задания будут способствовать формированию и оценке способности личности применять полученные знания для решения различных учебных и практических задач.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать знаниями в разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование различных понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);
- способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность).
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 2 года обучения (с 3 по 4 классы), включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета двух часов в неделю в каждом классе. Таким образом, общее количество часов за год: 68.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Промежуточная аттестация. Тестирование, опрос.
Планируемые результаты.
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
3 класс - Уровень узнавания и понимания
Метапредметные и предметные результаты | |||
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Находит и извлекает информацию из различных текстов | Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов | Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
Личностные | |||
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
4 класс - Уровень понимания и применения
Метапредметные и предметные результаты | |||
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
-Находит и извлекает информацию из различных текстов -применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем | -Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте - применяет математические знания для решения разного рода проблем | -Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов -объясняет и описывает естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний | -Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте -применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
Личностные | |||
-оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | -Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | -Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | -Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Содержание программы
3 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч) Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (34 ч) Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч) Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
4 класс.
В 4 классе программа реализуется с модуля по формированию читательской грамотности. На каждый модуль отводится одна учебная четверть. 1 четверть - модуль «читательская грамотность». 2 четверть - модуль «математическая грамотность», 3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность», 4 четверть - модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 4 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Тематическое планирование
3 класс
№ | Содержание | Теор. часы | Практ. часы | Всего часов |
1 | Раздел1. Настоящий читатель | 10 | 10 | 20 |
2 | Раздел 2. Технология продуктивного чтения | 17 | 17 | 34 |
3 | Раздел3. Проект «Дружим с книгой» | 7 | 7 | 14 |
| Итого | 34 | 34 | 68 |
4 класс
№ | Содержание | Теор. часы | Практич.часы | Всего |
1. Читательская грамотность | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации | 1 | 1 | 2 |
| Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | 1 | 2 |
| Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 | 2 | 3 |
| Типы текстов: текст-описание. | 1 | 1 | 2 |
| Типы текстов: текст-повествование. | 1 | 1 | 2 |
| Типы текстов: текст-рассуждение. | 1 | 1 | 2 |
| Работа со сплошным текстом. | 1 | 1 | 2 |
2. Математическая грамотность | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | 1 | 2 |
| Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | 1 | 2 |
| Задачи на взвешивание. | 1 | 2 | 3 |
| Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | 1 | 2 |
| Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | 2 | 3 |
| Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 2 | 2 | 4 |
| Проведение рубежной аттестации. | | 1 | 1 |
3. Естественно-научная грамотность | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. | 1 | 2 | 3 |
| Воздух и его свойства. | 1 | 2 | 3 |
| Углекислый газ в природе и его значение. | 1 | 1 | 2 |
| Вода. Уникальность воды. | 1 | 2 | 3 |
| Почвы и их свойства | 1 | 1 | 2 |
| Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | 2 | 3 |
| Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 2 | 2 | 4 |
| Проведение рубежной аттестации. | | 1 | 1 |
4. Финансовая грамотность | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | 1 | 2 |
| Деньги в разных странах | 1 | 1 | 2 |
| Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | 1 | 2 |
| Как разумно делать покупки? | 1 | 1 | 2 |
| Кто такие мошенники? | 1 | 1 | 2 |
| Личные деньги | 1 | 1 | 2 |
| Сколько стоит «своё дело»? | 1 | 1 | 2 |
| Проведение рубежной аттестации. | | 1 | 1 |