Программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 3–4 классов

1
0
Материал опубликован 26 October 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

Приложение

к основной образовательной программе,

утверждённой приказом № … от «…» мая 2020 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по функциональной грамотности


для 3-4 классов







Разработчик программы: Пуляева Дарья Александровна, учитель начальных классов






«Рассмотрена» «Согласована»

на методическом объединении учителей Зам. директора по ВР

учителей начальных классов __________________ (Богданова И.В.)

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

«…» _______ 2020 г
















1. Пояснительная записка

Актуальность

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» , - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 3-4 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. Реализация данной задачи осуществляется за счет использования заданий, разработанных на основе системнодеятельностного подхода. Такие задания будут способствовать формированию и оценке способности личности применять полученные знания для решения различных учебных и практических задач.

Программа нацелена на развитие:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать знаниями в разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование различных понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);

- способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность).

Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 2 года обучения (с 3 по 4 классы), включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета двух часов в неделю в каждом классе. Таким образом, общее количество часов за год: 68.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

Промежуточная аттестация. Тестирование, опрос.


Планируемые результаты.

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

3 класс - Уровень узнавания и понимания

Метапредметные и предметные результаты

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов

Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

Личностные

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны




4 класс - Уровень понимания и применения

Метапредметные и предметные результаты

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

-Находит и извлекает информацию из различных текстов

-применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем

-Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

- применяет математические знания для решения разного рода проблем

-Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов

-объясняет и описывает естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний

-Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

-применяет финансовые знания для решения разного рода проблем

Личностные

-оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

-Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

-Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

-Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны


Содержание программы

3 класс

Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч) Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (34 ч) Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч) Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

4 класс.

В 4 классе программа реализуется с модуля по формированию читательской грамотности. На каждый модуль отводится одна учебная четверть. 1 четверть - модуль «читательская грамотность». 2 четверть - модуль «математическая грамотность», 3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность», 4 четверть - модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 4 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Тематическое планирование

3 класс

Содержание

Теор. часы

Практ. часы

Всего часов

1

Раздел1. Настоящий читатель

10

10

20

2

Раздел 2. Технология продуктивного чтения

17

17

34

3

Раздел3. Проект «Дружим с книгой»

7

7

14


Итого

34

34

68


4 класс

Содержание

Теор. часы

Практич.часы

Всего

1. Читательская грамотность

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации

1

1

2


Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

1

2


Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

2

3


Типы текстов: текст-описание.

1

1

2


Типы текстов: текст-повествование.

1

1

2


Типы текстов: текст-рассуждение.

1

1

2


Работа со сплошным текстом.

1

1

2

2. Математическая грамотность

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

1

2


Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

1

2


Задачи на взвешивание.

1

2

3


Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

1

2


Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

1

2

3


Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

2

2

4


Проведение рубежной аттестации.


1

1

3. Естественно-научная грамотность

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

1

2

3


Воздух и его свойства.

1

2

3


Углекислый газ в природе и его значение.

1

1

2


Вода. Уникальность воды.

1

2

3


Почвы и их свойства

1

1

2


Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

2

3


Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

2

2

4


Проведение рубежной аттестации.


1

1

4. Финансовая грамотность

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

1

2


Деньги в разных странах

1

1

2


Деньги настоящие и ненастоящие

1

1

2


Как разумно делать покупки?

1

1

2


Кто такие мошенники?

1

1

2


Личные деньги

1

1

2


Сколько стоит «своё дело»?

1

1

2


Проведение рубежной аттестации.


1

1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации