Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Естественнонаучное направление»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность.
Естественнонаучное направление»
для обучающихся 5 класса
на 202-2023 учебный год
(34 часа – 1 час в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Естественнонаучное направление» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, реализует его основные идеи, конкретизирует цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержания обучения (предмет). Программа составлена на основе «Основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Такмыкская средняя общеобразовательная школа».
Одним из направлений функциональной грамотности, в рамках внешней оценки учебных достижений обучающихся, является естественнонаучная грамотность, под которой понимается способность использовать естественнонаучные знания, умения, навыки и доказательства, оценивать достоверность информации, выявлять главные проблемы, составлять вероятные изменения и формулировать обоснованные выводы, необходимые для восприятия окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека и общества.
Под естественнонаучной функциональной грамотностью понимается способность:
– изучать и использовать естественнонаучные явления, процессы и знания для распознания и постановки вопросов, для применения приобретенных знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и процессов, а также формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах;
– понимать основные особенности биологических законов и явлений как формы человеческого познания;
– демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
– проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с биологическими науками и процессами, явлениями и законами живой природой.
Естественнонаучная грамотность личности показывает общий уровень культуры общества, в котором он находиться, охватывая его способности к использованию естественнонаучных знаний; умению выявлять проблемы и делать логически обоснованные выводы, необходимые для познания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека и общество в целом. Понимание естественнонаучных явлений, умение их объяснять, описывать, оценивать, планировать исследовательскую деятельность, научно интерпретировать данные и доказательства.
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся разного уровня сформированности естественно научных знаний и компетенций. Во время внеурочной деятельности применяются различные методы, технологии и формы работы, а также физминутки: динамические и зрительные.
Цель программы: способствовать формированию всесторонне развитой личности, а рамках естественногочного представления мира.
Задачи программы:
• формировать умение эффективно мыслить и работать с различными источникамиинформацией (познавательные УУД);
• формировать умение организовать свою деятельность (регулятивные УУД);
• формировать умение самостоятельно делать свой выбор (личностные результаты);
• формировать умение общаться и взаимодействовать с другими людьми (коммуникативные УУД);
• создать благоприятные условия для формирования личностных качеств с развитием познавательного интереса обучающихся.
Реализация программы осуществляется по линейной схеме согласно учебному графику внеурочной деятельности и рассчитана на один учебный год.
Адресат программы: обучающиеся 5 класса
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Формирование естественнонаучной функциональной грамотности реализуется на основе предметных, личностных, метапредметных результатов освоения учебного предмета.
Предметные:умение находить и извлекать информацию в различном контексте из различных источников информации (учебники, учебные пособия, научные журналы, интернет);
умение применять естественнонаучные знания и умения для решения разного рода задач (проблем).
умение вести конструктивный диалог, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и одноклассников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
участие в общественной жизни ближайшего социального окружения, проявление познавательного интереса, среднего и хорошего уровня познавательной мотивации;
обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивой учебно- познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я- концепции;
сочувствие и сопереживание чувствам других людей, выражающиеся в поступках, направленных на помощь.
Метапредметные: Регулятивные УУД:умение ставить цель при работе в паре, группе, применять правила работы в парах в совместной учебной деятельности;
умение анализировать условия учебной задачи с помощью взрослого;
умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
большинство детей научатся осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности с помощью взрослого;
понимать причину и суть затруднений, возникающих при выполнении пробного действия в ходе решения учебной задачи и самостоятельно искать выход из затруднения.
Познавательные УУД:проводить наблюдение под руководством учителя;
уметь давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций с высокой степенью самостоятельности;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
под руководством учителя большинство обучающихся научатся ставить проблему, аргументировать её актуальность;
проводить исследование на основе применения методов наблюдения.
Коммуникативные УУД:умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
приобрести навык работы в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса Внеурочной деятельности
(34 часа в год – 1 час в неделю)
Интересный мир биологии (20ч)
По страницам Красной книги. Красная книга Большереченского района Омской области. Биологическая викторина. Легенды о цветах. Цветы в жизни человека и их появление.
Поиск информации из разных источников и изготовление инфографики (плаката) «Мы за здоровый образ жизни». Виртуальное путешествие «В мире динозавров». Виды динозавров, Причины их проявления на планете Земля. Причины и предпосылки из исчезновения. Викторина «Час цветов». Влияние цветов на жизнь и здоровье человека. .Виртуальная экскурсия в археологический музей. Экологический турнир «В содружестве с природой». Викторина о птицах. Птицы Большереченского района. Особенности жизнидеятелньости птиц. Приспособленность к полетам. Оформление коллажа «Братья наши меньшие». Самые «печальные» страницы из жизни животных.
Взаимоотношения животных. Способы защиты животных. Самые быстрые, ловкие, сильные. Кое – что о внешнем виде животных. Великаны и лилипуты животного мира.
Человек и биосфера. Организм и среда обитания. Приспособление живых организмов к середе обитания. Культурные растения. Овощи и фрукты. Комнатные растения. Лекарственные растения. Применение лекарственных растений в быту и в медицине. Съедобные и ядовитые растения. Флора и фауна водоёмов. Флора и фауна леса. Флора и фауна луга.
Биологический практикум (3ч)
Работа с микроскопом. Формирование умений работы с устройством микроскопа с разными источниками света (механический — зеркало, эклектический). Выполнение лабораторных работ. Работа с готовыми микроприпаратами и изучение особенностей изготовления простейших влажных микропрепаратов.
Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
Биология в жизни (5 ч)
Определение норм рационального питания. Правильное питание и его влияние на организм и образ жизни. Определение темперамента. Выявление главых особенностей склада темперамента у обучающихся. Оказание первой медицинской помощи при травмах, ушибах, порезах. Алгоритмы действия при различных видах травм. Биологические знания в повседневной жизни. Влияние знаний науки на развитие современного общества и отдельной личности. Применение биологических законов (законов природы) в мире. Для чего изучать биологию? Примеры процессов и явлений живого мира при организации и становления общества.
Творческая биология (7 часов)
Развитие творческих умение посредством изучения биологии. Создание плаката (кластера, инфографики) «Царства природы». Создание модели растительной клетки с помощью подручных средств. Значение биологии в профессиях. Профессий, в которых используются биологические знания, знания живой природы ее законов и явлений. Значение биологии для мира, страны, отдельного человека (личности). Создание кластеров «Живые профессии». Развитие качеств личности на основе знаний биологических явлений и законов. Создание проекта «Будущие профессии природы».
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
Интересный мир биологии | По страницам Красной книги. | 1 | |
Биологическая викторина. | 1 | ||
Легенды о цветах. | 1 | ||
Почувствуй себя зоологом, ботаником | 1 | ||
В мире динозавров | 1 | ||
Час цветов | 1 | ||
В содружестве с природой | 1 | ||
Птицы | 1 | ||
Взаимоотношения животных. | 1 | ||
Способы защиты животных. | 1 | ||
Описание внешнего вида животных | 1 | ||
Великаны и лилипуты животного мира. | 1 | ||
Человек и биосфера. | 1 | ||
Культурные растения. | 1 | ||
Комнатные растения. | 1 | ||
Лекарственные растения. | 1 | ||
Съедобные и ядовитые растения. | 1 | ||
Флора и фауна водоёмов. | 1 | ||
Флора и фауна леса. | 1 | ||
Флора и фауна луга. | 1 | ||
Итого | 20 часов | ||
Биологический практикум | Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов». | 1 | |
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике». | 1 | ||
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов». | 1 | ||
Итого | 3 часа | ||
Биология в жизни | Определение норм рационального питания. | 1 | |
Определение темперамента | 1 | ||
Оказание первой медицинской помощи. | 1 | ||
Я и биология | 1 | ||
Мой биологический интерес | 1 | ||
Итого | 5 часов | ||
Творческая биология | Биология – основа жизни | | |
Царства живой природы | | ||
Модель клетки | | ||
Круглый стол «профессии биологии» | | ||
Умный биолог | | ||
Обобщение и закрепление | | ||
Итого | 6 | ||
ВСЕГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучающихся | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД |
Интересный мир биологии (20ч) | ||||||||
1 | | По страницам Красной книги. | Красная книга России. Значение красной книги. Красная книга Большереченского района | Изучение структуры Красной книги России. Ознакомление с краснокнижными живыми организмами Большереченского района | Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. |
2 | | Биологическая викторина | Биология как наука. Растения и животные и их характеристика | Участие в викторине по биологии, ее основным закономерностям в живой природе | Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу. | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Готовность к самообразованию, самовоспитанию |
3 | | Легенды о цветах. | Легенды о розе, лилии, тюльпане, кувшинке | Выполнение творческого задания и обсуждение с учителем и одноклассниками легенд и их происхождении | Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации. | Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Строить доклада в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства | Формировать умение слушать в соответствии с целевой Установкой. |
4 | | Почувствуй себя зоологом, ботаником | Экскурсия на при роду с элементами беседы | Наблюдение на животными во время экскурсии | Соблюдать правила поведения во время экскурсии | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. | Понимание и осознание разнообразия живых организмов. |
5 | | В мире динозавров | Динозавры - древний животный мир. Почему вымерли динозавры. Значение динозавров. | Просмотр видеофильмов. Дискуссия с учителем в вопросе о вымирании динозавров | Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации. | Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе. | Понимание и осознание разнообразия древнего животного мира |
6 | | Час цветов | Разнообразие цветов мира, России, Большереченского района | Участие в викторине. Беседа с учителем и одноклассниками | Предлагают способы решения, анализируют полученные знания. | Корректируют знания, оценивают собственные результаты. | Выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе. | Формирование представления о разнообразии цветов в России |
7 | | В содружестве с природой | Значение природы в жизни человека | Беседа с учителем. Творческая работа: составление схемы « влияние природы на человека» | Предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки. | Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Проявлять интерес и Любознательность к изучению природы методом естественных наук. |
8 | | Птицы | Викторина о птицах. | Беседа с учителем о птицах и их значении в жизни человека. Участие в викторине | Устанавливать цели лабораторной работы. Анализировать строение зелёных водорослей | Принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником . | Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Понимание и осознание разнообразии значение живых организмов |
9 | | Взаимоотношения животных. | Взаимоотношение животных между собой, с человеком | Составление схемы «Взаимоотношения животных» | Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. |
10 | | Способы защиты животных. | Заповедники, заказники, национальный парки и их характерные особенности. | Изучение охраняемых объектов на территории Большереченского района. Составление таблицы « Характеристика заповедников, заказников, национальных парков» | Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к животным |
11 | | Описание внешнего вида животных | Разнообразие внешнего вида животных | Просмотр фильма « Внешний вид диких животных» | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. | Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в группе. | Сознавать единство и целостность окружающего мира. |
12 | | Великаны и лилипуты животного мира. | Самые маленькие и самые большие особи животного мира | Просмотр презентации. Беседа с учителем и одноклассниках об особенностях жизни таких животных | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности | Учатся работать с разными источниками информации | Овладевать устной и письменной речью | Осознанное, уважительное отношение к природе и живым организмам |
13 | | Человек и биосфера. | Понятие «Биосфера». Составные части биосферы. Значение биосферы | Работа с раздаточным материалом. Составление схемы « Структура биосферы» | Формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы. | Учатся работать с разными источниками информации | Овладевать устной и письменной речью | Формирование экологической культуры |
14 | | Культурные растения. | Культурные растения. Их виды, значения в жизни человека | Работа с гербариями. Беседа с учителем о значении культурных растений | Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. | Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. | Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. |
15 | | Комнатные растения. | Разнообразие комнатных растений и их значение в жизни человека. Уход за комнатными растениями | Работа с живыми объектами. Составление памятки по уходу за комнатными растениями | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. | Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Осознавать единство и целостность окружающего мира |
16 | | Лекарственные растения. | Лекарственные растения и их значения | Работа с гербариями. Дискуссия о роли лекарственных растений в жизни человека | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие | Формируются ценности здорового образа жизни |
17 | | Съедобные и ядовитые растения. | Характеристика съедобных и ядовитых растений, их классификация | Изучение раздаточного материала. Составление таблица « съедобные и ядовитые растения». Работа с гербариями | Учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности | Учатся работать с разными источниками информации | Овладевать устной и письменной речью | Формируются ценности здорового образа жизни |
18 | | Флора и фауна водоёмов. | Понятие «Флора», «Фауна». Приспособления растений и животных для водной среды обитания | Изучение приспособлений растений и животных для водной среды обитания. Просмотр видеофильма | Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями. | Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть итоговые результаты работы | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы |
19 | | Флора и фауна леса. | Приспособления растений и животных для лесной среды обитания | Просмотр видеофильма о флоре и фауне лесов. Дискуссия о растениях и животных лесов | Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями. | Самостоятельно искать варианты решения поставленных задач, предвидеть итоговые результаты работы | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы |
20 | | Флора и фауна луга. | Разнообразие растений и животных на лугах. Приспособление для существование растений и животных на лугах | Работа с таблицами, раздаточными материалами. | Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями. | Самостоятельно выдвигать варианты решения проблем | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы |
Биологический практикум (3 часа) | ||||||||
21 | | Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов». | Плесневые грибы. Условия для выращивания плесневых грибов Строение плесневых грибов. | Выполнение лабораторной работы. Изучения строения плесневых грибов | Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование. Выполнение лабораторной работы. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. |
22 | | Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике». | Микропрепараты по ботанике. Приготовление микропрепаратов | Приготовление микропрепаратов кожица лука | Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование. Выполнение лабораторной работы. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. |
23 | | Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов». | Особенности строения зоологических микропрепаратов | Выполнение лабораторной работы. Изучение особенностей клеток животных | Работа с текстом и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование. Выполнение лабораторной работы. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. | Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. |
Биология в жизни (5 часов) | ||||||||
24 | | Определение норм рационального питания. | Понятие «Питание», «Рациональное питание». | Изучение рационального питания. Составления рационального питания на сутки | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Осознание значения рационального питания в жизни каждого человека |
25 | | Определение темперамента. | Понятие « Темперамент». Типы темперамента. Сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик | Определение типа темперамента | Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осуществлять самоонализ своей деятельности, корректировать свои знания и умения. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. |
26 | | Оказание первой медицинской помощи. | Первая помощь при ушибах, ожогах, солнечных ударах, переломах | Изучение теоретического материала по оказанию первой помощи | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения. |
27 | | Я и биология | Значение биологии в школьной жизни каждого обучающегося | Подготовка индивидуального доклада на тему « биологи и я» | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Учатся работать с различными источниками информации | Умение воспринимать информацию на слух. | Формируется научное мировоззрение на основе изучения биологии |
28 | | Мой биологический интерес | Значение биологии в мире. Зачем я изучаю биологию? | Создание буклетов о биологии | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек | Самостоятельно устанавливать учебную проблему | Участвовать в коллективном обсуждении проблем; | Формируется биологическая культура |
Творческая биология (7 часов) | ||||||||
29 | | Биология – основа жизни | Наука биология. Значение биологии. Классификация биологической науки | Создание плаката на тему « Биология основа жизни» | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. | Осуществлять самоонализ своей деятельности, корректировать свои знания и умения. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению биологии |
30 | | Царства живой природы | Царства живой природы: бактерии, животные, растения, грибы | Оформление царств живой природы в наглядной форме | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. | Осуществлять самоонализ своей деятельности, корректировать свои знания и умения. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей | Развивают познавательные потребности на основе интереса |
31 | | Модель клетки | Строение клетки растений и животных | Создание модели клетки из подручных материалов | Применение биологического кругозора и биологической грамотности | Умение выстаивать логические умозаключения | Организация и планирование сотрудничества | Мотивация к обучению и познавательной деятельности |
32 | | Круглый стол «профессии биологии» | Биологические профессии. Значение биологии в выборе профессии | Дискуссия о значении биологии в выборе профессии | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. Самостоятельный информационный поиск. | Осуществлять самоонализ своей деятельности, корректировать свои знания и умения. | Вступать в диалог, участвать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. |
33 | | Умный биолог | Биологические понятия и закономерности. | Участие в викторине « Умный биолог». Оформление ответов в творческой форме | Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей царств природы | Осуществлять самоонализ своей деятельности, корректировать свои знания и умения. | Вступать в диалог, участвать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. |
34 | | Обобщение и закрепление | Биологические понятия и закономерности. | Беседа с учителем и одноклассниками | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. Самостоятельный информационный поиск. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. |
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы (литература)
Основная:
Ковалева Г.С. Оценка естественнонаучной грамотности в рамках
международного исследования PISA-2006 // Школьные технологии, 2018, № 4, с.147-169
Качество образования в российской школе: по результатам
международных исследований./ Науч. ред. Г. С. Ковалева. – М.: Логос, 2019.
Основные результаты международного исследования
образовательных достижений обучающихся PISA-2019. Аналитический отчет / Под науч. Ред. Г.С. Ковалевой. – М.: МАКС Пресс, 2022. – 176 с.12
Люблинская И. Е. STEM в школе и новые стандарты среднего естественно-научного образования в США./Проблемы преподавания естествознания в России и зарубежом / Под редакцией Петровой Е. Б. - М .:ЛЕНАНД, 2014 - 160 с. - С.6-24 (Психология, педагогика, технология обучения.№ 44)
Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла. Методическое пособие- Астана, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2018. – 38 с.
Межпредметная учебная интеграция в школьном образовании (Из методического опыта «Школьной лиги») / Под ред.В.Ю. Пузыревского-СПБ,
«Лема», 2020-136с.
Пентин А.Ю. Некоторые направления модернизации содержания естественнонаучных предметов основной школы: формирование естественнонаучной грамотности / В сб. «Опыт преподавания естествознания в России и за рубежом». – М.: ИНФРА-М, 2015.
Пентин А.Ю. От задачи формирования естественнонаучной грамотности обучающихся к необходимым компетентностям учителей естественнонаучных дисциплин // Непрерывное педагогическое образование 2021- №1- 158с.
Дополнительная:
Галактионова Т.Г., Жук С.Г., Назаровская Я.Г., Саввина С.О. «Текст науки. Портфель читателя: опыты, эксперименты, открытия» - СПб.: АНПО «Школьная лига», ООО Издательство «Лема», 2019- 44 с.
Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Оценка знаний и умений. Международная программа PISA.
Педагогическая диагностика, 2020, №1.
Рубцов В.В. Проектируем развивающую образовательную среду школы/В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина - М, 2021.
Международная оценка образовательных достижений обучающихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию.//Центр оценки качества образования, ИСМО РАО, 2022.
Федосеев А.И. Ролевые игры как образовательная технология // Сборник Инновационные технологии в образовании (выпуск №2:Образовательная игра) / Под ред. Абылгазиева И.И. и Ильина И.В. — М: МАКС Пресс, 2021.
Открытые задания. Исследование PISA 2015. www.centeroko.ru
Обучение в области естественных, технических, инженерных и математических наук в США: программа STEM (Перевод доклада) /Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n4/ [Психологическая наука и образование №4/2011]
Шалашова М.М. Кодификатор личностных и метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы.- 2017-№ 4-с. 51- 62 13
Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. – 2013. - №5. -с.60-67. Интернет-ресурсы:
Основные результаты международного исследования PISA-2021 (краткий отчет на русском языке). / На сайте Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО: http://centeroko.ru.
http://timss2015.org/ - Международный координационный центр по проведению исследования TIMSS.