Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Игры нашей местности»
МКОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Игры нашей местности»
Срок реализации программы: 2015-2019 гг.
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Ф.И.О. учителя: Медведева Н.Г.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного кружка «Игры нашей местности» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МКОУ Октябрьской СОШ.
Цели:
- содействовать всестороннему развитию личности, приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- расширять знаний об истории, традициях и обычаях нашего поселка, вовлекать ребят в игру;
- формировать представления о здоровье, мотивировать на здоровый образ жизни;
- формировать разносторонне физически развитую личность, способную активно использовать ценности физических упражнений и игры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности;
- формирование коммуникативных компетенций;
- овладение школой движения;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время игры;
- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание чувства ответственности за своё здоровье.
Общая характеристика программы
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
«Человеком можно стать, только играя»,- утверждал Ф Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живёт.
С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «Что есть «я» в этом мире?» Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагают сотрудничество, саморазвитие внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации.
Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребёнка, поскольку:
- создают условия для их активности;
-предоставляют возможность выбора;
- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;
- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини – соревнования, упражнения для своих товарищей;
- нацеливают на способ достижения результата;
- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;
- развивают учебно-познавательные мотивы.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 135 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю). 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 4 года
Класс |
Кол-во часов |
1 |
33 |
2 |
34 |
3 |
34 |
4 |
34 |
Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка, стадион.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Дети должны:
-знать историю своего края и народные игры своей местности;
-уметь контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;
-понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
-уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
-понимать необходимость правил соблюдения правил игры;
-знать правила поведения в знакомом и незнакомом месте;
-защищать честь и достоинство своих друзей;
-укреплять здоровье учащихся, приобщать их к изучению народных игр;
-содействовать обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-воспитывать дисциплинированность;
-понимать ответственность за своё здоровье.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС данная рабочая программа для 1 – 4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России и своего поселка;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи игровой деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении игры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Содержание программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
Содержание программы внеурочной деятельности объединения «Родное слово» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов. Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка , стадион, футбольное поле.
Программа представлена пятью блоками: народные игры, игры на внимание, игры со скакалкой, подвижные игры, спортивные игры.
Основные разделы программы
№ |
Название раздела |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных активных занятий |
1 |
Спортивно – оздоровительное объединение: «Игры нашей местности» |
34 |
|
|
1.1 |
Народные игры |
8 |
8 |
|
1.2 |
Игры на внимание |
6 |
6 |
|
1.3 |
Игры со скакалкой |
2 |
1 |
1 |
1.4 |
Подвижные игры |
14 |
8 |
6 |
1.5 |
Спортивные игры |
4 |
3 |
1 |
Формы внеурочной воспитательной работы спортивно-оздоровительного направления:
Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, карате и военно - спортивной подготовке.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате работы объединения «Игры нашей местности»
дети : должны иметь представление:
1.Об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;
2.Отрадициях русских народных праздников;
3.О культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
Историю возникновения подвижных игр;
Правила проведения игр, эстафет и праздников;
Основные факторы, влияющие на здоровье человека;
Правила поведения во время игры.
О системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
О причинах травматизма и правилах его предупреждения;
должны уметь:
1.Выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
2. Проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
3. Владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
4. Применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
5. Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
6.Организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
7. Уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Дети научатся:
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
- проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Дети будут уметь:
- применять и выполнять правила игры;
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Тематическое планирование
3 класс
№ |
Тема занятия |
Основные виды деятельности |
Дата Проведения |
|
|
|
Народные игры |
|
|
1 |
Какие бывают игры. Русская народная игра «Зайцы в огороде» |
Выполнение игровых правил. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
|
2 |
Правила игры. Обязательны ли они для всех? Русская народная игра «Гуси – лебеди»». |
Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. |
|
|
3 |
Русская народная игра «Ловишка в кругу» |
Правила игры. Проведение игры. |
|
|
4 |
Русская народная игра «Пчёлки и ласточка». |
Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. |
|
|
5 |
Русская народная игра «Обыкновенные жмурки» |
Правила игры. Проведение игры. |
|
|
6 |
Русская народная игра «Палочка – выручалочка» |
Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры |
||
7 |
Русская народная игра «Караси и щука» |
Правила игры. Проведение игры. . |
|
|
8 |
Русская народная игра «Белые медведи»» |
Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры |
||
Игры на внимание |
||||
9 |
Игра на внимание «Смена сторон» |
Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть |
||
10 |
Игра на развитие внимания «Запомни движение» |
Знакомство с правилами и проведение игр. |
||
11 |
Игра на внимание «Вызов номеров» |
Знакомство с правилами и проведение игр. |
|
|
12 |
Игры на внимание «Запрещённое движение», «Запомни порядок». |
Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть |
||
13 |
Игра «Три движения», «Узнай, чей голосок» |
Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть |
||
14 |
Игра «Маляр и краски» |
Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть |
||
Игры со скакалкой |
||||
15 |
Игры со скакалкой. «Рыбаки и рыбки» |
Комплекс ОРУ со скакалкой. |
|
|
16 |
Эстафеты со скакалкой. |
Правила игры. Проведение игры. |
|
|
|
|
Подвижные игры |
|
|
17 |
Игра «Большой мяч». |
Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два |
|
|
18 |
Игра с мячом «Бездомный заяц». |
Комплекс ОРУ с мячом. |
|
|
19 |
Весёлые старты с мячом. |
Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два |
|
|
20 |
Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики» |
Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два |
|
|
21 |
Игра с прыжками «Прыжки кругом» |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
|
22 |
Игры на меткость. «Стрельба по мишеням. «Броски снежков» |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
|
23 |
Игра «Успей поймать». |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
|
24 |
Игра «Бег по следам»» |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
|
25 |
Игра «Мяч в воздухе» |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
|
26 |
Игра «Собачки» |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
|
27 |
Игра «Передал - садись» |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть, умение точно передавать мяч |
|
|
28 |
Игра «Сторож и воробьи» |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
|
29 |
Игра «Медведи и пчёлы» |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
||
30 |
Игра «Куры в огороде» |
Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
||
|
|
Спортивные игры |
|
|
31 |
Футбол |
Игровые правила. Удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
|
32 |
Баскетбол. |
Игровые правила. Ведение мяча; броски мяча в кольцо. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. |
|
|
33 |
Пионербол |
Проведение игры. Перебрасывание мяча через сетку. |
||
|
||||
34 |
Спортивный праздник «Мир народных игр» |
Спортивные состязания, эстафета. |
Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
Мячи малые (теннисные) и большие набивные (1кг;2 кг;)
Футбольные и баскетбольные мячи;
Кегли;
Гимнастические обручи;
Скамейка гимнастическая жёсткая;
Гимнастическая стенка;
Скакалки гимнастические;
Маты гимнастические;
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой;
Игровое поле для футбола;
Ворота для футбола с сеткой;
Нагрудные номера;
Компрессор для накачивания мячей;
Аптечка медицинская;
Спортивный зал игровой;
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования.
Список литературы:
- Г.А.Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. – М. Просвещение ,2011
- Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр «Академия»,2000
- Коротков И.М. Подвижные игры во дворе.- М.: Знание, 1987
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М. « Вако»,2004
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991
- Никитин Б.В. Развивающие игры.- М.: Знание, 2001
- Патрикеева А.Ю.Подвижные игры.- М.: ВАКО, 2007
- Патрикеева А.Ю. Зимние подвижные игры.- М.: ВАКО, 2009