Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Игры нашей местности»

3
0
Материал опубликован 8 April 2016 в группе

МКОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Игры нашей местности»

Срок реализации программы: 2015-2019 гг.

Возраст обучающихся: 7-10 лет

 

Ф.И.О. учителя: Медведева Н.Г.

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного кружка «Игры нашей местности» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МКОУ Октябрьской СОШ.

Цели:   

- содействовать  всестороннему развитию личности, приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- расширять знаний об истории, традициях и обычаях нашего поселка, вовлекать ребят в игру;

- формировать представления о здоровье, мотивировать на здоровый образ жизни;

- формировать разносторонне физически развитую личность, способную активно использовать ценности физических упражнений и игры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Задачи:

-  укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности;

- формирование коммуникативных компетенций;

- овладение школой движения;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время игры;

- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание чувства ответственности за своё здоровье.

Общая характеристика программы

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

   Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

«Человеком можно стать, только играя»,- утверждал Ф Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живёт.

С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «Что есть «я» в этом мире?» Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагают сотрудничество, саморазвитие внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации.

Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребёнка, поскольку:

- создают условия для их активности;

-предоставляют возможность выбора;

- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;

- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини – соревнования, упражнения для своих товарищей;

- нацеливают на способ достижения результата;

- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;

- развивают учебно-познавательные мотивы.

Описание места программы в структуре ООП

  Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 135 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю). 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 4 года

Класс

Кол-во часов

                               1

                          33

                               2

                          34

                               3

                          34

                               4

                          34

Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка, стадион.

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Дети должны:

-знать историю своего края и народные игры своей местности;

-уметь контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;

-понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

-уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

-понимать необходимость правил соблюдения правил игры;

-знать правила поведения в знакомом и незнакомом месте;

-защищать честь и достоинство своих друзей;

-укреплять здоровье учащихся, приобщать их к изучению народных игр;

-содействовать обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

-воспитывать дисциплинированность;

-понимать ответственность за своё здоровье.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС данная рабочая программа для 1 – 4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России и своего поселка;

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи игровой деятельности, поиска средств её осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о значении игры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

Содержание программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Содержание программы внеурочной деятельности объединения «Родное слово» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов. Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка , стадион, футбольное поле.

Программа представлена пятью блоками:  народные игры, игры на внимание, игры со скакалкой, подвижные игры, спортивные игры.

Основные разделы программы

 

    №

 

         Название раздела

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1

Спортивно – оздоровительное объединение: «Игры нашей местности»

34

 

 

1.1

Народные игры

8

 

8

1.2

Игры на внимание

6

6

 

1.3

Игры со скакалкой

2

1

1

1.4

Подвижные игры

14

8

6

1.5

Спортивные игры

4

3

1

Формы внеурочной воспитательной работы спортивно-оздоровительного направления:

Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, карате и военно - спортивной подготовке.

Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.

Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате работы объединения «Игры нашей местности»

дети : должны иметь представление:

1.Об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;

2.Отрадициях русских народных праздников;

3.О культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

должны знать:

Историю возникновения подвижных игр;

Правила проведения игр, эстафет и праздников;

Основные факторы, влияющие на здоровье человека;

Правила поведения во время игры.

О системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

О причинах травматизма и правилах его предупреждения;

должны уметь:

1.Выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);

2. Проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

3. Владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

4. Применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

5. Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

6.Организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

7. Уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Дети научатся:

- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

- проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Дети будут уметь:

- применять и выполнять правила игры;

- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Основные виды деятельности

Дата

Проведения

 

 

Народные игры

 

1

Какие бывают игры.

Русская народная игра «Зайцы в огороде»

   Выполнение игровых правил. Отработка игровых приёмов. Игра.

 

2

Правила игры. Обязательны ли они для всех?

Русская народная игра «Гуси – лебеди»».

   Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

 

3

Русская народная игра «Ловишка в кругу»

  Правила игры. Проведение игры.

 

4

  Русская народная игра «Пчёлки и ласточка».

  Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

 

5

  Русская народная игра «Обыкновенные жмурки»

  Правила игры. Проведение игры.

 

6

Русская народная игра «Палочка – выручалочка»

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры

 

7

  Русская народная игра «Караси и щука»

  Правила игры.  Проведение игры. .

 

8

Русская народная игра «Белые медведи»»

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры

 
   

Игры на внимание

 

9

Игра на внимание «Смена сторон»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

 

10

Игра на развитие внимания «Запомни движение»

Знакомство с правилами и проведение игр.

 

11 

Игра на внимание «Вызов номеров»

Знакомство с правилами и проведение игр.

 

12

Игры на внимание «Запрещённое движение», «Запомни порядок».

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

 

13

Игра «Три движения», «Узнай, чей голосок»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

 

14

Игра «Маляр и краски»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

 
   

Игры со скакалкой

 

15

Игры со скакалкой. «Рыбаки и рыбки»

Комплекс ОРУ со скакалкой.

 

16

Эстафеты со скакалкой.

Правила игры. Проведение игры.

 

 

 

Подвижные игры

 

17

Игра «Большой мяч».

 Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

 

18

Игра с мячом «Бездомный заяц».

  Комплекс ОРУ с мячом.

 

19

  Весёлые старты с мячом.

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

 

20

Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики»

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

 

21

Игра с прыжками «Прыжки кругом»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

22

Игры на меткость. «Стрельба по мишеням. «Броски снежков»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

23

Игра «Успей поймать».

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

24

Игра «Бег по следам»»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

25

Игра «Мяч в воздухе»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

26

Игра «Собачки»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

27

Игра «Передал - садись»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть, умение точно передавать мяч

 

28

Игра «Сторож и воробьи»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

29

Игра «Медведи и пчёлы»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

30

Игра «Куры в огороде»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

 

 

 

Спортивные игры

 

31

 Футбол

Игровые правила. Удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча. Отработка игровых приёмов. Игра.

 

32

Баскетбол.

Игровые правила. Ведение мяча; броски мяча в кольцо. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

 

33

Пионербол

Проведение игры. Перебрасывание мяча через сетку.

 

 

 
       

34

Спортивный праздник «Мир народных игр»

Спортивные состязания, эстафета.

 

Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Мячи малые (теннисные) и большие набивные (1кг;2 кг;)

Футбольные и баскетбольные мячи;

Кегли;

Гимнастические обручи;

Скамейка гимнастическая жёсткая;

Гимнастическая стенка;

Скакалки гимнастические;

Маты гимнастические;

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой;

Игровое поле для футбола;

Ворота для футбола с сеткой;

Нагрудные номера;

Компрессор для накачивания мячей;

Аптечка медицинская;

Спортивный зал игровой;

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования.

                                               

Список литературы:

  1. Г.А.Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. – М. Просвещение ,2011
  2. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр «Академия»,2000
  3. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе.- М.: Знание, 1987
  4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М. « Вако»,2004
  5. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991
  6. Никитин Б.В. Развивающие игры.- М.: Знание, 2001
  7. Патрикеева А.Ю.Подвижные игры.- М.: ВАКО, 2007
  8. Патрикеева А.Ю. Зимние подвижные игры.- М.: ВАКО, 2009
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации