Программа по военно- патриотическому воспитанию
Программа
по военно- патриотическому воспитанию
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы:
военно- патриотическое воспитание, краеведение.
Актуальность:
Актуальность программы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью. Роль и значение школьного музея возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, школы, области, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое, как жили наши предки, как трудились.
Новизна программы Использование форм краеведческой, поисковой, исследовательской деятельности участников образовательных отношений, направленных на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников МБОУ Ново- Удинская СОШ.
Режим занятий
Деятельность организуется по утвержденному расписанию 68 часов – 2 часа в неделю.
Адресат программы: учащиеся 9 -.16 лет
Форма обучения: очная.
Количество учащихся в группе: 15 человек.
Целью создания является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Цель деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение художественной культуры, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Задачи
- Военно- патриотическое воспитание учащихся
- 2. Исследование школьных традиций прошлого.
3. 4. Помощь обучающимся в раскрытии своих способностей, реализации их в различных видах исследовательской деятельности.
5. Воспитание культуры общения с людьми старшего поколения.
6. Заполнение досуга детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, конференций.
7. Проведение на базе музея уроков мира, мужества, организация встреч с ветеранами войны и труда.
8. В процессе исследовательской деятельности обучение учащихся овладению различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основам многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Формирование основ гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков;
- Воспитание любви к родному краю, своей семье, гуманного и уважительного отношения к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, понимание ценности любой жизни;
- Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения мира (наблюдения, опыт, эксперимент);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- Познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства);
- Регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- Коммуникативные как способность владения различными способами взаимодействия с людьми, навыками работы в группе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
Прогнозируемые результаты:
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться:
- Рост количества обучающихся, вовлеченных в работу школьного музея, в том числе детей с ОВЗ и подростков «группы риска».
- Положительная динамика уровня развития ценностных ориентаций, социальной активности обучающихся.
- Повышение уровня развития школьной мотивации, самооценки школьников.
- Воспитание нравственной личности с активной гражданской позицией.
Обоснование значимости программы.
Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказать поколениям. Интересны судьбы директоров учителей, выпускников, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Некоторые учителя – выпускники нашей школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, вообще, выпускниками которые стали настоящими людьми.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле. Ведь так важно воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
1. Комплекс основных характеристик программы:
1.1 Объем программы
Объем программы: 1 год обучения 68 часов, 1 раз в неделю.
Принципы, лежащие в основе работы по программе
1. принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию);
2. принцип взаимоуважения (всё общение ребёнка со сверстниками и педагогом – должно строиться на основе взаимоуважения, ровно как и общение педагога с каждым членом детского коллектива);
3. принцип личностного подхода (личность каждого ребёнка является непреложной ценностью);
4. принцип адекватности возрасту (методы, приёмы, формы и средства обучения должны соответствовать возрастным и психо- физиологическим особенностям ребёнка);
5. принцип заинтересованности (все занятия должны быть интересны для ребёнка);
6. принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);
7. принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка);
8. принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность)
9. принцип научности (научная информация, излагаемая в программе должна быть достоверной).
Основные виды деятельности:
1. Поисковая деятельность.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
3.Оформительская деятельность.
Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, села;
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор материалов;
- Консультации с работниками библиотек, музеев.
Исследовательская деятельность
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах,
Оформительская деятельность:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов;
- оформление выставок, плакатов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- оформление экспозиций, для школьного музея;
- создание воспоминаний участников различных войн, учителей, выпускников школы.
Срок реализации: 1 год