Программа по воспитательной работе 5-9 классов
Ханты Мансийский Автономный округ – Югра г. Нефтеюганск
МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой»
Программа воспитательной работы классного руководителя
5 В Класс
Классный руководитель: Черныш Наталья Геннадьевна
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Направление, цели и задачи воспитательной деятельности
Этапы реализации программы
Предполагаемые результаты реализации программы
Ключевое дело класса
План воспитательной работы
Мониторинг воспитательной деятельности
Работа с родителями
1. Паспорт программы
Название программы | Воспитательная программа классного руководителя «от маленьких побед к большим достижениям» |
Сроки реализации программы | 2021-2027 год |
Наименование учреждения:
| МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой»
|
Автор программы (Ф.И. О. должность) | Черныш Наталья Геннадьевна учитель по физической культуре |
Участники программы | Учащиеся + родители + учителя + классный руководитель |
Воспитательная программа 5-9 класс
2021- 2027
2.Пояснительная записка
Современное российское образование подчеркивает приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.
Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых требований к молодежи: от нее требуется умение конкурировать, а также умение самоопределяться и самореализовываться. Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в жизни успеха. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость. Поэтому, на мой взгляд, воспитание – это целенаправленный процесс развития успешного человека.
Школа - один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. А это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни.
Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, позитивной и успешной?»
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя и других учителей, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.
В основе воспитательной программы «От маленьких побед к большим достижениям» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности. У– учеба С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.
Социализация – социальная деятельность, процесс усвоения социальных норм, необходимых для нормальной жизни в обществе. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации, секции, кружки) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Именно в этих отношениях ребенок и становится успешным!
Позитивность – необходимое условие продуктивности любой деятельности: познавательной, творческой, трудовой. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.
Единство – коллективная деятельность. Успешность зачастую зависит от совместной деятельности, в которой есть тесное взаимодействие, распределение функций, коллективная организация работы. Учащиеся должны уметь работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других, уважая каждого.
Харизма – исключительная одаренность, яркость; Человек с харизмой – это человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, упорстве в достижении целей.
Каждый учащийся в нашем классе, да и во всей школе должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Программа “От маленьких побед к большим достижениям” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.
3. Направление, цели и задачи воспитательной деятельности
Цель программы: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;
создание благоприятных условий для развития личности обучающихся
формирование системы ценностных установок обучающихся как основы их воспитанности;
формирование классного коллектива как воспитательной системы;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;
воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
формирование здорового образа жизни школьника;
воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой;
воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, конференции, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными службами (педагог- психолог, библиотекарь, школьный музей);
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурного и образовательного учреждения города и страны.
Применяемые технологии:
научно-исследовательская;
технология проектов;
личностно-ориентированный подход;
ИКТ;
Формы работы:
классный час, видеоуроки, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия,
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления;
дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми;
проведение совместных с родителями мероприятий.
Приоритетные направления работы:
коллективно-творческая деятельность
интеллектуально-познавательная деятельность
спортивно-оздоровительная деятельность
историко-патриотическая деятельность
работа с семьёй
4. Этапы реализации программы
1 этап – 5 класс 2021-2022
«Мы – одна семья»
Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой и социальной активности учащихся;
Форма деятельности – Создание общего видения класса и кодекса взаимодействия на весь учебный год, распределение обязанностей в классе, создание классного уголка.
Задачи на этом этапе:
развитие творческих способностей учащихся через участие в разнообразных конкурсах, мероприятиях;
привитие пользовательского навыка работы на компьютере;
воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;
формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать свою деятельность;
объединение класса общим делом, участие в самоуправлении класса и школы
этап – 6 класс
2023-2024 учебный год
«Мы талантливы во всем»
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.
Форма деятельности: проектная и творческая деятельность. Оформление фото и видео летописи класса.
этап – 7 класс
2024-2025 учебный год
«Мы успешны»
Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.
Форма деятельности: продолжение работы по определению профориентации, участие в разнообразных мероприятиях образовательного учреждения.
этап – 8 класс
2025-2026 учебный год
«Мы взрослеем»
Цель: содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их нравственной самореализации.
Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления.
этап – 9 класс
2026-2027 учебный год
«Мы - выпускники»
Цель: создание условий для самореализации и самоопределения учащихся, выбора будущей профессии.
Форма деятельности: участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка
выпускника, создание банка данных профессий., исследовательская и проектная деятельность.
5. Предполагаемые результаты реализации программы:
высокий уровень сплоченности коллектива;
активное участие родителей в делах класса;
способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм, правил здорового образа жизни;
повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);
активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;
увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)
адекватная самооценка учащихся.
Ожидаемый результат на конец 2021-2022 учебного года:
УЧЕНИК 5 класса
мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению её результатов;
способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;
стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.
Модель выпускника класса
Классный руководитель стремится вырастить выпускника, который должен иметь:
собственный взгляд на мир,
социальную ответственность;
высокий уровень самосознания;
способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
креативность;
человечность, альтруистическую направленность;
высокий уровень общей культуры;
развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.
Модель выпускника глазами родителей класса:
Самостоятельный;
Ответственный;
Самоопределившийся относительно того, куда пойдет учиться (или работать) после школы;
Усвоивший всю программу средней школы;
Образованный;
Способный к саморазвитию и самосовершенствованию;
Коммуникабельный;
Способный руководить;
Творчески развитый;
Уверенный в себе и своих силах;
Честный;
Добрый;
Воспитанный;
Умеющий отстаивать свое мнение;
Всесторонне развитый;
Отзывчивый;
Активный;
6. Ключевое дело класса:
Работа над классным проектом «ГТО в нашу школьную жизнь»
7. План воспитательной работы в 5В классе на 2021-2022 учебный год
ПЛАН воспитательной работы класса | __5В____ класс | План работы на 2021-2022 учебный год |
|
|
| |
Цель: Сплочение коллектива класса, формирование творческой и социальной активности учащихся; | ||||||
Задачи: адаптация пятиклассников в новых учебных условиях, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребенка; сплочение классного коллектива. Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, доброго отношения к старшим и младшим. | ||||||
Классный руководитель: Черныш Наталья Геннадьевна | 1 классное мероприятие в четверть Дата, Тема, Время | 1 классный час в неделю: Организационный, Тематический, Духовно-нравственный (Киноурок) Профориентационный, Здоровьесберегающий (можно менять на свое усмотрение) Дата, Тема, Время | 1 родительское собрание в триместр Дата, Тема, Время | 1 мастер-класс от родителей в четверть Дата, Тема, Время | 2 раза в месяц работа над социальным проектом класса, обновление классного уголка | |
МОДУЛИ | СЕНТЯБРЬ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Школьный урок | понедельник |
|
|
| Прохождение на сайте ПроеКТОриЯ "Примерочная профессия" учащимися 5В класса. | |
Классное руководство | вторник |
| 07.09.2021 Родительское собрание "Организационное. Знакомство с классом" |
|
| |
Курсы внеурочной деятельности | среда | 1 сентября. Создание кодекса взаимодействия в классе. |
|
|
| |
Самоуправление | четверг |
| Оформление классного уголка | Проверка дневников: наличие маршрутного листа, заполнение информации по внеурочной деятельности, вклеивание оценок. |
| |
РДШ | пятница | 03.09.2021 Классный час: Проведение инструктажей с обучающимися | 10.09.2021 Классный час: Выборы классного самоуправления. | 17.09.2021 Классный час: Я и мой класс. Выбор классного проекта на 2021-2022 учебный год. | 24.09.2021 Классный час: Составление карты желаний на год, Киноурок "Дом" | |
Профориентация | суббота |
|
|
| Онлайн - консультация с учителями предметниками и родителями. | |
Ключевые общешкольные дела |
|
|
|
|
| |
Детские общественные объединения | ОКТЯБРЬ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Экскурсии | понедельник | Арт - фестивать "Осенняя пора, очей очарование" |
|
| 25.10.2021 Онлайн - классный час: Киноурок "Три солнца" | |
Школьные медиа | вторник | День учителя | Проверка дневников: наличие маршрутного листа, заполнение информации по внеурочной деятельности, вклеивание оценок. |
|
| |
Организация предметно-эстетической среды | среда |
| Работа с активом класса по подготовке и съемки видеоролика к онлайн поздравлению. С Днем отца |
|
| |
Волонтерство | четверг |
|
|
|
| |
Работа с родителями | пятница | 08.10.2021 Классный час: Мои увлечения. | 15.10.2021 Классный час: день гражданской обороны РФ. | 22.10.2021 Классный час: по работе над проектом класса "ГТО в нашу школьную жизнь" Проведение инструктажей по ТБ. |
| |
| суббота |
| Онлайн-консультация с учителями предметниками и родителями. |
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| НОЯБРЬ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
| понедельник |
| Обновление классного уголка |
|
| |
| вторник |
|
| Работа с активом класса |
| |
| среда |
|
|
| Проверка дневников: ведение дневника, вклеивание оценок | |
| четверг |
|
|
|
| |
| пятница |
| 12.11.2021 Классный час: Киноурок "Друг в беде не бросит" | Классный час "Скажем- НЕТ вредным привычкам | 26.11.2021 Классный час: Праздник наших мам. | |
| суббота |
|
|
| Онлайн - консультация с учителями предметниками и родителями. | |
|
|
|
|
|
| |
| ДЕКАБРЬ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
| понедельник | Обновление классного уголка |
| Работа с активом класса |
| |
| вторник | Проверка дневника: ведение дневника, выставление оценок за 1 триместр. |
|
| Проверка дневников: ведение дневника, вклеивание оценок | |
| среда |
|
|
|
| |
| четверг |
|
|
|
| |
| пятница | 03.12.2021 Классный час: День неизвестного солдата | 10.12.2021 Классный час: Киноурок "Музыка внутри" | 17.12.2021 Классный час: День Конституции РФ. | 23.12.2021 Классный час: В Дружбе сила! Проведение инструктажей с обучающимися. | |
| суббота |
|
| Онлайн - консультация с учителями предметниками и родителями. |
| |
|
|
|
|
|
| |
| ЯНВАРЬ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
| понедельник | Обновление классного уголка |
|
|
| |
| вторник |
|
| Проверка дневников: ведение дневника, вклеивание оценок |
| |
| среда |
|
|
|
| |
| четверг |
|
|
|
| |
| пятница | 14.01.2022 Классный час: Киноурок "Не трус и не предатель" | 21.01.2022 Классный час: Правильное питание - залог здоровья! | 28.01.2022 Классный час: Международный день памяти жертв Холокоста. |
| |
| суббота |
|
| Онлайн - консультация с учителями предметниками и родителями. |
| |
|
|
|
|
|
| |
| ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
| понедельник | Обновление классного уголка | Подготовка к конкурсу "Битва хоров" | Репетиция к конкурсу "Битва хоров" | Репетиция к конкурсу "Битва хоров" | |
| вторник |
|
|
|
| |
| среда |
| Организация, подготовка, разработка классного часа с девочками 5В класса по поздравлению мальчиков с 23 февраля. | Работа с активом класса по подготовке к онлайн поздравлению пап с 23 февраля. | Проверка дневников: ведение дневника, вклеивание оценок | |
| четверг |
|
|
|
| |
| пятница | 04.02.2022 Классный час: что такое настоящая дружба. | 11.02.2022 Классный час: День Российской науки. | 18.02.2022 Классный час: квест Десантники! | 25.02.2022 Классный час: Отчизны верные сыны. | |
| суббота |
|
| Онлайн - консультация с учителями предметниками и родителями. |
| |
|
|
|
|
|
| |
| МАРТ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
| понедельник | Проверка дневника: ведение дневника, выставление оценок за 2 триместр. | Обновление классного уголка |
|
| |
| вторник | Организация, подготовка, разработка классного часа с мальчиками по поздравлению девочек с 8 марта. |
|
| Проверка дневников: ведение дневника, вклеивание оценок. Проведение инструктажей с обучающимися | |
| среда | Работа с активом класса по подготовке к онлайн поздравлению мам с 8 марта. |
|
|
| |
| четверг |
|
|
|
| |
| пятница | 04.03.2022 Классный час: А ну, ка девочки! | 11.03.2022 Классный час: Киноурок "Там, где мечтают медведи" | 18.03.2022 Классный час: Профориентация. | 25.03.2022 Классный час: Свободное время с пользой. | |
| суббота |
|
| Онлайн - консультация с учителями предметниками и родителями. |
| |
|
|
|
|
|
| |
| АПРЕЛЬ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
| понедельник | Обновление классного уголка | Работа с активом класса по участию в акции "Спаси и сохрани" |
|
| |
| вторник |
|
|
|
| |
| среда |
|
|
|
| |
| четверг |
|
|
|
| |
| пятница | 08.04.2022 Классный час: Миром правит добро! | 15.04.2022 Классный час: День космонавтики. | 22.04.2022 Классный час: Я здоров - и это здорово! | 30.04.2022 Классный час: День пожарной охраны. | |
| суббота |
|
| Онлайн - консультация с учителями предметниками и родителями. | Проверка дневников: ведение дневника, вклеивание оценок. | |
|
|
|
|
|
| |
| МАЙ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
| понедельник | Проект "Бессмертный полк нашей школы" |
| "Школьный Арбат" ко Дню семьи. |
| |
| вторник | Обновление классного уголка |
|
|
| |
| среда | Информирование учащихся по участию в акции "Окна Победы!" |
|
| Проверка дневников: выставление итоговых оценок по итогам года. Проведение инструктажей с обучающимися. | |
| четверг |
|
|
|
| |
| пятница | 06.05.2022 Классный час: никто не забыт, ничто не забыто! | 13.05.2022 Классный час: Ее величество семья! | 20.05.2022 Классный час: Подведение итогов года. | 27.05.2022 Классный час: Ура! Каникулы! | |
| суббота |
|
|
|
| |
8. Работа с родителями
Актив родителей
Должность | Функции | ФИО |
Председатель родительского комитета | Представляет интересы родителей всего класса | *** |
Член родительского комитета школы | Посещает заседания общешкольного родительского комитета | *** |
Состав родительского комитета | Решают самые важные дела в классе | *** |
Мониторинг воспитательной деятельности.
Результаты воспитания проявляются не только и не столько в знаниях, сколько в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников определённых навыков, умений и привычек поведения. А это требует длительного времени и глубокого понимания детей. Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся. Мониторинг осуществляется классным руководителем, заполняется на каждого учащегося. При оценивании используется следующая шкала: высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, ниже среднего уровень – 2 балла, низкий уровень – 1/0балл.
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень | |
| Общественная активность | | ||
С большим желанием участвует во всех общественных делах, проявляет большую активность. | Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность. | Не проявляет активности, но поручения выполняет. | Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем. | |
| Ответственность | | ||
Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение. | В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. | Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело. | Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца/. | |
| Трудолюбие | |||
Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо. | Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо. | Редко охотно берётся за работу. | Чаще всего старается уклониться от любой работы. | |
| Инициативность | |||
Выступает зачинателем многих дел. | Часто выступает зачинателем нового дела. | Редко сам начинает новое дело. | Никогда не выступает зачинателем какоголибо дела. | |
| Организованность | |||
Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану. | В большинстве случаев Правильно распределяет свою работу и в срок выполняет. | Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени. | НЕ умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. | |
| Уверенность в себе | |||
Все задания, поручения выполняет без помощи других. | Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам. | Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться. | Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других. | |
| Самокритичность | |||
Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя. | В большинстве случаев правильно реагирует на критику. | Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки. | Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления. | |
| Стремление к успеху, первенству | |||
Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается. | Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания. | Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка. | Никогда не стремится в чём-либо быть первым. | |
| Самоконтроль | |||
Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки. | Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. | Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. | Постоянно поступает необдуманно. | |
| Коллективизм | |||
Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь. | Склонен проявлять заботу о людях, если это не мешает его личным планам и делам. | Как правило равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. | Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело». |
Анкета для пятиклассников
Дорогой друг! В этом году ты перешел в среднее звено. Подумай и ответь, что понравилось или не понравилось в пятом классе.
Нравится ли тебе учиться (получать знания)
а) да б) не совсем в) нет г) не знаю
Как дается тебе учеба
а) хорошо и без особого напряжения б) хорошо, но стоит большого труда
в) неважно, но без напряжения г) неважно, но это стоит большого труда.
На какой урок ты идешь с удовольствием?
На какой урок тебе не хочется идти?
Почему тебе не нравятся эти уроки (отметь подробно по каждому пункту)
| предмет |
трудно дается для обучения |
|
не понимаю объяснения учителя |
|
несправедливо ставят оценки |
|
не нравится учитель |
|
учитель кричит на уроке |
|
плохо относится |
|
другие причины (можно указать какие) |
|
Появилось много учителей-предметников. Как ты к этому относишься? а) нормально
б) трудно приспособиться к разным учителям, к их требованиям
в) не очень устраивает, потому что
Приходится заниматься в разных классах
а) нормально, даже интересно
б) не нравится, потому что
в) затрудняюсь ответить
Как вы относитесь к новому классному руководителю
а) отлично, очень нравится в) не очень понравилась
б) хорошо г) затрудняюсь ответить
Лично тебе нужен классный руководитель, чтобы а) проводить классные мероприятия (вечера, походы и т.д.) б) чтобы можно было поговорить, посоветоваться о школьных делах в) чтобы защищал интересы класса в школе г) другое (напиши сам) 10. В каких классных мероприятиях ты бы хотел участвовать. Напиши.
Рассказываешь ли ты родителям о своих школьных делах?
а) да, всегда б) иногда в) нет
Считаешь ли ты своих родителей своими помощниками, опорой?
а) да б) не совсем в) нет
Анкета для учащихся 2
Подчеркни (допиши), пожалуйста, в тексте:
Учиться в школе мне
а) интересно б) неинтересно в) не знаю
Я хотел бы учиться в 5 классе в 4 классе
У меня в классе есть друзья
да нет
Самые интересные уроки
Самые трудные предметы в школе
Мне скучно на уроках
Самые легкие предметы в школе
Я боюсь отвечать на уроках
Я могу попросить о помощи учителей в 5 классе
После школы я занимаюсь в кружках, секциях, школах:
Анкета для учащихся 2
Подчеркни (допиши), пожалуйста, в тексте:
Учиться в школе мне
а) интересно б) неинтересно в) не знаю
Я хотел бы учиться в 5 классе в 4 классе
У меня в классе есть друзья
да нет
Самые интересные уроки
Самые трудные предметы в школе
Мне скучно на уроках
Самые легкие предметы в школе
Я боюсь отвечать на уроках
Я могу попросить о помощи учителей в 5 классе
После школы я занимаюсь в кружках, секциях, школах:
Опросник «Адаптация к новой ступени обучения»
Хочешь ли ты идти в школу
-Да - Нет - Хочу летних каникул
С каким из следующих чувств ты идешь в школу?
С хорошим настроением - Спокойно
С тревогой - Со страхом
3. Что для тебя является целью прихода в школу?
Желание учиться - Встретиться с друзьями
Соскучился по школе - Заставляют родители
4. Перспективы на 5 класс:
Буду учиться лучше
Буду учиться также, как и раньше
Буду учиться хуже
5. Кто для тебя является источником помощи
Я сам -Учителя -Родители
Другие родственники - Нет источника помощи
Опросник «Адаптация к новой ступени обучения»
Хочешь ли ты идти в школу
-Да - Нет - Хочу летних каникул
С каким из следующих чувств ты идешь в школу?
С хорошим настроением - Спокойно
С тревогой - Со страхом
3. Что для тебя является целью прихода в школу?
Желание учиться - Встретиться с друзьями
Соскучился по школе - Заставляют родители
4. Перспективы на 5 класс:
Буду учиться лучше
Буду учиться также, как и раньше
Буду учиться хуже
5. Кто для тебя является источником помощи
Я сам -Учителя -Родители
Другие родственники - Нет источника помощи
Выбери одноклассника
1.Кто добросовестнее всех в классе относится к учебе?
2.Кто знает что-то сверх рамок учебных предметов?
3.Кто активнее всех в классе участвует в общественной работе класса и школы?
4.Кто умеет делать что-то своими руками?
5.Кого из класса ты пригласишь на свой день рождения?
6.С кем из ребят класса тебе интереснее всего общаться?
7.У кого из ребят самое большое количество отрицательных характеристик? Почему?
Методика «Цветные письма»
Цель исследования: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.
Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь бланк на каждого учащегося с отпечатанным перечнем предметов, изучаемых в 5 классе. В бланке каждому предмету соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает психолог.
Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться».
Бланк для заполнения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика
Русский язык
Литература
Природоведение
Английский/Немецкий язык
ОБЖ
История
Музыка
ИЗО
Физическая культура
Технология (девочки/мальчики)
Обработка и интерпретация результатов:
Опираясь на значение цвета, при обработке результатов необходимо проследить
характер общего психологического состояния каждого учащегося на уроках в школе (по преобладанию определенных цветов), (в целях выявления дезадаптированных учащихся),
уроки, на которых учащиеся испытывают состояние психологического дискомфорта (в целях выявления наиболее стрессовых уроков для учащихся),
характер психологической комфортности на разных уроках.
Интерпретация цвета (по М. Люшеру)
Синий – спокойствие,
Зеленый – уверенность,
Красный – энергия, стремление к активной деятельности,
Желтый – активность, стремление к общению,
Черный – страх,
Коричневый – стресс,
Фиолетовый – тревога,
Серый – нейтральная граница
Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос,
записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если Вы не согласны.
Текст опросника:
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорил?
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
Похож ли ты на своих одноклассников?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Боишься ли ты временами вступать в спор?
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как твои одноклассники?
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем
классом?
Обработка и интерпретация результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-ой вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности.
При обработке подсчитывается:
общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;
число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | Номера вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Е=22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е=11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Е=13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45 Е=6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26 Е=6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22 Е=5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28 Е=5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 Е=8 |
Ключ к вопросам:
«+» - Да, «-» - Нет
– 21. - 41. +
- 22. + 42. - 3. – 23. - 43. +
– 24. + 44. +
– 25. + 45. - 6. – 26. - 46. -
– 27. - 47. -
– 28. - 48. -
– 29. - 49. -
– 30. + 50. - 11. + 31. - 51. - 12. - 32. - 52. - 13. – 33. - 53. -
– 34. - 54. -
– 35. + 55. -
– 36. + 56. - 17. – 37. - 57. - 18. – 38. + 58. - 19. – 39. +
20. + 40. -
Результаты:
Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50%; >50%; >75%).
Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
Число несовпадений по каждому фактору для всего класса (абсолютное значение - <50%; >50%; >75%).
Представление этих данных в виде диаграммы.
Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору >50% и >75% (для всех факторов).
Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
1.Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2.Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
3.Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4.Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5.Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Опросник «Чувства в школе»
Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, «которые ты наиболее часто испытываешь в школе».
Ответы анонимны.
Класс __________ Дата опроса _____ Пол ______ Возраст ___________
Отметь значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Я испытываю в школе | Да |
Спокойствие |
|
Усталость |
|
Скуку |
|
Радость |
|
Уверенность в себе |
|
Беспокойство |
|
Неудовлетворенность собой |
|
Раздражение |
|
Сомнение |
|
Обиду |
|
Чувство унижения |
|
Страх |
|
Тревогу за будущее |
|
Благодарность |
|
Симпатию к учителям |
|
Желание приходить сюда |
|
Опросник «Отношение к учебным предметам»
Класс __________ Дата опроса _____________ Пол _____ Возраст________
№ | Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
1. | Русский язык |
|
|
|
2. | Литература |
|
|
|
3. | Иностранный язык |
|
|
|
4. | Математика |
|
|
|
5. | История |
|
|
|
6. | Природоведение |
|
|
|
7. | Физкультура |
|
|
|
8. | Труд |
|
|
|
9. | ИЗО |
|
|
|
10. | Музыка |
|
|
|
Опросник «Черты идеального учителя»
Класс __________ Дата опроса _____________ Пол _____ Возраст________
Отметь знаком «плюс» те общие черты учителей, которые вызывают у тебя симпатию (нравятся тебе, внушают уважение). Нужно выбрать только пять черт из десяти.
Черты учителя | Мне нравится |
1. Хорошо знает предмет |
|
2. Строгий, дает прочные знания |
|
3. Относится ко мне по-человечески |
|
4. Считается с моими возможностями |
|
5. Общается с нами после уроков |
|
6. Не требует многого |
|
7. Интересно на уроках |
|
8. Дает работать самостоятельно, сделать что-то свое |
|
9. Выделяет меня из класса (относится ко мне иначе, чем к другим) |
|
10. Допускает короткую дистанцию между собой и учениками |
|
Опросник «Черты идеального учителя»
| Черты учителя | Предметник | ||
| 1. Хорошо знает предмет
|
| ||
| 2. Строгий, дает прочные знания |
| ||
| 3. Относится ко мне по-человечески |
| ||
| 4. Считается с моими возможностями |
| ||
| 5. Общается с нами после уроков |
| ||
| 6. Не требует многого |
| ||
| 7. Интересно на уроках |
| ||
| 8. Дает работать самостоятельно, сделать что-то свое |
| ||
| 9. Выделяет меня из класса (относится ко мне иначе, чем к другим).
|
| ||
10. Допускает короткую дистанцию между собой и учениками
|
| |