Программа воспитательной работы «Вместе в будущее» (5–9 класс)

1
0
Материал опубликован 23 November 2018

Воспитательная программа

«Вместе в будущее»

для 5-9 классов (2017 – 2022г.г.)

Классный руководитель: Ивина И.А.

 

Нерюнгри 2017.

Пояснительная записка

Цель воспитательной работы по ФГОС: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Цель деятельности классного руководителя по ФГОС создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В условиях современного образования актуальными, на мой взгляд, являются идеи Образовательной инициативы Республики Саха (Якутия) – 2030 «Образование, открытое в Будущее». Открытость образования в социокультурном аспекте рассматривается как отражение открытости общества: толерантности, готовности людей к диалогу культур, позиций, идей и т.п. Это предполагает серьезное и целенаправленное обучение основам национальных, социальных культур, поликультурализма с привлечением культурных, научных, образовательных, профессиональных, гражданских, семейно-бытовых ресурсов.

Открытое образование - гибкая и доступная система, успевающая удовлетворять быстро меняющиеся потребности общества, образование, «открытое в будущее», когда «весь мир становится образованием».

Основной стержень - «Учиться и развиваться - исследуя, пробуя, творя, создавая»

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии учителя и учащихся, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Главная цель воспитания в современном образовании – формирование гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть полезным этому обществу.

Задачи воспитания определяются так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним относят понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, скромности, доброты, бескорыстности.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Цель программы:

- поэтапное создание условий для развития личности ребенка;

- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению;

- формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению;

- формирование чувства единого классного коллектива, где каждый участник способен на взаимопомощь и взаимопонимание.

Задачи:

1.Создать

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

- благоприятный климат в классе для детей и родителей.

2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

3. Воспитывать в детях:

- любовь к Родине, своему городу, родному дому;

- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;

4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;

5. Формировать систему самоуправления в классе.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).

Принципы и подходы реализации программы

Программам построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образовательную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания. Обьединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания. В основе лежит признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип успешности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает возможности.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического потенциала и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.

Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает

 

Механизм реализации программы

(этапы воспитательной системы)

5 класс 2017 – 2018г.г. «Будем знакомы»

В центре программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного - увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Основные направления реализации этого этапа:

1. Изучение интересов, потребностей и других личностных качеств членов классного сообщества.

2. Проектирование желаемого образа класса.

3. Установление атмосферы взаимопонимания и сотрудничества между ребятами класса.

4. Определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива.

Ожидаемые результаты:

- выявление потенциальных возможностей школьников;

- установление новых взаимоотношений «классный руководитель – ученик – родитель»;

- становление характера ребенка и собственной позиции в коллективе.

6 класс 2018 – 2019 г.г. «Мы - классная семья»

1. Укрепление межличностных отношений и оформление классного коллектива в единое целое, в содружество детей и взрослых.

2. Формирование чувства «мы».

3. Формирование традиций классного коллектива.

4. Апробирование форм и способов совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

- становление самосознания, положительного отношения к себе и одноклассникам;

- формирование внутренней позиции учащегося;

- формирование нравственных принципов.

7 класс 2019 – 2020 г.г. «Вместе - сила»

1. Создание условий для функционирования воспитательной системы в заданном режиме.

2. Создание условий для активного развития самоуправленческих начал.

3. Создание условий для раскрытия потенциала каждого учащегося.

Ожидаемые результаты:

- осознание важности в жизни человека нравственных качеств таких, как честность, порядочность, взаимоуважение, общительность, склонность к сотрудничеству, а не конфликтам, терпимость, уступчивость, дружба, умение ценить и дорожить дружбой;

- формирование сплоченного коллектива учащихся, обладающих нравственным, интеллектуальным и творческим потенциалом, способности адаптации в различных социальных группах;

- повышение уровня информационной грамотности;

- формирование личности с приоритетом ценностных ориентиров: Родина, семья, здоровье и культура.

8-9 классы 2020 – 2022г.г. «Вместе в будущее»

1. Совершенствование воспитательной системы класса.

2. Формирование интеллектуально, творчески, культурно и физически развитой личности – гражданина России, способного к жизни в социуме.

Ожидаемые результаты:

- развитые навыки самоопределения и самореализации в жизни;

- снижение агрессивности в поведении учащихся;

- повышение уровни интеллектуальной и информационной грамотности;

- обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

Направления деятельности

Воспитательная работа с классом строится на основании вышеуказанных целей и задач по следующим направлениям:

- гражданско-патриотическое (патриотическое становление личности, формирование гражданской позиции, любви к своей малой Родине);

- духовно-нравственное воспитание (формирование нравственной культуры, навыка толерантности, формирование общечеловеческих ценностей, формирование классного коллектива);

- интеллектуально-познавательное (раскрытие познавательного потенциала личности, развитие познавательной активности, кругозора учащихся, воспитание ответственного отношения к учебе, приобщение к участие в олимпиадах и конкурсах, информационно-коммуникативное обучение и воспитание);

- спортивно-оздоровительное (знакомство учащихся со здоровьесберегающими технологиями, приобщение детей к здоровому образу жизни);

- культурно-эстетическое (развитие творческих способностей учащихся, воспитание интереса к внеклассной деятельности, развитие креативности мышления, фантазии).

- самоуправление (создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни).

Программа позволяет использовать различные формы воспитательной работы:

классные часы;

праздники;

олимпиады;

конкурсы;

викторины;

игры;

походы, экскурсии;

дискуссии, диспуты, беседы;

встречи с интересными людьми.

Примерный план практических действий

5 класс 2012 – 2013г.г.

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

Гражданско-патриотическое направление

1.

«Я – ребенок, я – гражданин»

ролевая игра

сентябрь

2.

«Праздник Народного единства. Что мы празднуем?»

беседа

октябрь

3.

«Символы государства»

классный час

декабрь

4.

«Аты-баты! Стань солдатом!»

классный вечер, посвященный Дню защитника Отечества

февраль

5.

«Люди мира, на минуту встаньте!»

классный час с презентацией

май

Духовно-нравственное направление

6.

«День памяти жертвам Беслана»

классный час

сентябрь

7.

«Отношение к школе и ее имуществу»

беседа

сентябрь

8.

«Праздник мам»

праздничный вечер с участием родителей

ноябрь

9.

«Этикет и мы. Проблемы разговорной речи»

беседа

январь

10.

«Семейная летопись»

классный час

март

11.

«А ну-ка, девочки!»

игра – КВН, посвященная Международному женскому дню

март

12.

«Внешний облик – внутренний мир»

беседа

апрель

13.

«Нет уз святее товарищества»

классный час

май

Интеллектуально – познавательное направление

14.

«Мой автопортрет»

беседа

сентябрь

15.

«Профессии моих родителей»

классный час

октябрь

16.

«Подари книге вторую жизнь»

акция

ноябрь

17.

«Новое время – новые профессии»

классный час с презентацией

декабрь

18.

«Я в будущем»

беседа

март

Спортивно-оздоровительное направление

20.

«Субботник»

трудовой десант

сентябрь

21.

«Правила дорожные знать каждому положено»

классный час

октябрь

22.

«О вкусной и здоровой пище…»

беседа

декабрь

23.

«Суд над сигаретой»

ролевая игра

февраль

24.

«Безопасное колесо»

соревнования

апрель

25.

«Не сломай судьбу свою»

классный час

май

Культурно-эстетическое направление

26.

«Ярмарка»

внеклассное мероприятие

сентябрь

27.

«Мой милый учитель…»

праздничный концерт

октябрь

28.

«Осенний бал»

КВН

октябрь

29.

«Мама милая моя»

конкурс рисунков

ноябрь

30.

«Операция «Новый год»»

костюмированный праздник

декабрь

31.

«Эх, дороги»

конкурс песни

февраль

32.

«Красота спасет мир»

праздничный концерт к 8 марта

март

33.

«Лето, ах лето»

классный час с презентацией

май

6 класс 2013 – 2014г.г.

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

Гражданско-патриотическое направление

1.

«Я и мой класс»

диагностический тест

сентябрь

2.

«Поговорим об ответственности»

правовая беседа

октябрь

3.

«Конституция – закон жизни»

классный час

декабрь

4.

«Счастливый случай»

игра, посвященная Дню защитника Отечества

февраль

5.

«Этих дней не смолкнет слава»

классный час с просмотром фильма о ВОВ

май

Духовно-нравственное направление

6.

«Мои духовные ценности»

урок нравстенности

сентябрь

7.

«Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?»

беседа

ноябрь

8.

«Сам себя воспитывать должен»

классный час

декабрь

9.

«Я и учитель»

диспут

январь

10.

«Умеем ли мы общаться»

деловая игра

март

11.

«Поощрение и наказание в семье»

классный час

апрель

12.

«Их подвиг не забыт»

акция помощи ветеранам

май

Интеллектуально – познавательное направление

13.

«Законы дружбы. Какими им быть?»

классный час

сентябрь

14.

«Остаться в живых»

театрализованная игра

октябрь

15.

«Самооценка и взаимооценка как способ понять себя и других»

классный час

ноябрь

16.

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы»

экскурсия в Музей декабристов г.Петровск-Забайкальскийй

декабрь

17.

«Шаг в науку»

научно-исследовательская конференция

апрель

Спортивно-оздоровительное направление

18.

«Зарница»

спортивная игра на природе

сентябрь

19.

«Субботник»

трудовой десант

сентябрь

20.

«Что я знаю о ПДД»

викторина

октябрь

21.

«Мое место в природе»

беседа

ноябрь

22.

«Вино вину творит»

беседа

декабрь

23.

«Дорога к Сочи»

соревнования

февраль

24.

«Как уберечься от гриппа?»

классный час с мед.работником

март

25.

«Безопасное колесо»

соревнования

апрель

26.

«Правила безопасности на летних каникулах»

классный час

май

Культурно-эстетическое направление

27.

«Ярмарка»

внеклассное мероприятие

сентябрь

28.

«С Днем Учителя, милый дамы! Господа, с Днем Учителя Вас»

праздничный концерт

октябрь

29.

«Осенний бал»

КВН

октябрь

30.

«Для чего нужна улыбка»

классный час

ноябрь

31.

«Новый год к нам мчится»

костюмированный праздник

декабрь

32.

«Весеннее настроение»

праздничный концерт к 8 марта

март

33.

«Широкая масленица»

праздник

апрель

34.

«Этикет и мы»

классный час с презентацией

май

7 класс 2014 – 2015г.г.

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

Гражданско-патриотическое направление

1.

«Всему начало – отчий дом»

классный час

сентябрь

2.

«Человек и закон»

деловая игра

октябрь

3.

«Горжусь тобой, моя Россия»

классный час

декабрь

4.

«На войне детей не бывает»

классный час

май

Духовно-нравственное направление

5.

«Твори добро»

классный час

сентябрь

6.

«О чести, о доблести, о мужестве»

беседа

октябрь

7.

«Спасибо вам мамы за то, что вы есть»

классный час с участием родителей

ноябрь

8.

«Затянет узелок потуже о доброте и дружбе»

ролевая игра

декабрь

9.

«Я и учитель»

диспут

январь

10.

«Моя малая Родина»

классный час с выступлениями учащихся

февраль

11.

«Роскошь человеческого общения»

классный час

апрель

12.

«Через века, через года помните…»

классный час

май

Интеллектуально – познавательное направление

13.

«Школа самоуправления»

классный час

сентябрь

14.

«Кем быть?»

театрализованная игра

октябрь

15.

«Мир моих интересов»

творческий конкурс

ноябрь

16.

«Я бы в армию пошел…»

ролевая игра

февраль

17.

«Шаг в науку»

научно-исследовательская конференция

апрель

18.

«Летим в космос»

игра – путешествие

апрель

Спортивно-оздоровительное направление

19.

«Зарница»

спортивная игра на природе

сентябрь

20.

«Субботник»

трудовой десант

сентябрь

21.

«Если хочешь быть здоров - закаляйся»

классный час

октябрь

22.

«Зеленая аптека»

беседа

ноябрь

23.

«Год после игр в Сочи»

классный час с презентацией

февраль

24.

«Скажи «нет» наркотикам»

классный час

март

25.

«Безопасное колесо»

соревнования

апрель

Культурно-эстетическое направление

27.

«Ярмарка»

внеклассное мероприятие

сентябрь

28.

«Учителя любимые глаза…»

праздничный концерт

октябрь

29.

«Осенний бал»

КВН

октябрь

30.

«Традиции моей семьи»

конкурс

ноябрь

31.

«Подарим друг другу сказку»

костюмированный праздник

декабрь

32.

«Милым дамам посвятим…»

праздничный концерт к 8 марта

март

33.

«В гостях у самовара»

праздник масленицы

апрель

34.

«Вырастим дерево дружбы»

акция

май

35.

«Самый классный класс или чуть-чуть о каждом»

классный час с презентацией

май

8 класс 2015 – 2016г.г.

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

Гражданско-патриотическое направление

1.

«Мир во всем мире»

классный час

сентябрь

2.

«Я имею право на…»

деловая игра

ноябрь

3.

«Мы – русские, мы - россияне»

классный час

декабрь

4.

«Служить России»

игра

февраль

Духовно-нравственное направление

5.

«Добро в нас и вокруг нас»

классный час

сентябрь

6.

«Еще раз про любовь»

беседа

октябрь

7.

«Комплимент»

ролевая игра

ноябрь

8.

«Великие люди России»

классный час

декабрь

9.

«Письмо солдату»

классный час

февраль

10.

«Куда уходит детство»

беседа

март

11.

«Мода и мы»

классный час

апрель

12.

«У войны не женское лицо»

классный час

май

Интеллектуально – познавательное направление

13.

«Дружеский экспресс»

интеллектуальная игра

сентябрь

14.

«Быть или не быть»

деловая игра

октябрь

15.

«Кто, если не мы?»

классный час

ноябрь

16.

«Школа прав и обязанностей»

деловая игра

январь

17.

«Шаг в науку»

научно-исследовательская конференция

апрель

Спортивно-оздоровительное направление

18.

«Зарница»

спортивная игра на природе

сентябрь

19.

«Субботник»

трудовой десант

сентябрь

20.

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

классный час

октябрь

21.

«Что такое режим дня?»

беседа

ноябрь

22.

«И добрый волшебник, и безжалостный враг - огонь»

классный час

март

23.

«Юный сотрудник ДПС»

соревнования

апрель

Культурно-эстетическое направление

24.

«Ярмарка»

внеклассное мероприятие

сентябрь

25.

«Учительский вальс»

праздничный концерт

октябрь

26.

«Осенний бал»

КВН

октябрь

27.

«Только ты, моя мама, живи»

концерт ко Дню матери

ноябрь

28.

«С Новым годом, люди!»

костюмированный праздник

декабрь

29.

«Рождество, крещение, святки»

классный час

январь

30.

«Для женщин всех…»

праздничный концерт к 8 марта

март

31.

«В гостях у самовара»

праздник масленицы

апрель

32.

«Самый добрый урок»

классный час с презентацией

май

9 класс 2016 – 2017г.г.

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

Гражданско-патриотическое направление

1.

«Мы составляем наш автопортрет»

анкетирование

сентябрь

2.

«Законодательство о защите детей»

беседа

ноябрь

3.

«Знаменательные события, известные люди Забайкальского края»

классный час

декабрь

4.

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем»

классный час

май

Духовно-нравственное направление

5.

«Человек среди людей»

классный час

сентябрь

6.

«Кто такой культурный человек»

беседа

октябрь

7.

«Вверх по лестнице. Мои нравственные ценности»

классный час

ноябрь

8.

«Десять заповедей – основа нравственности человека»

классный час

декабрь

9.

«Карманные деньги»

классный час

февраль

10.

«Он – первый. День космонавтики»

классный час

апрель

11.

«Я смогу»

беседа – подготовка к экзаменам

апрель

12.

«Спасибо за мирное небо»

акция для ветеранов ВОВ

май

13.

«Не смейте, забывать учителей»

последний звонок

май

Интеллектуально – познавательное направление

14.

«Дежурство по школе»

акция

сентябрь

15.

«Сто дорог – одна твоя»

деловая игра

октябрь

16.

«Подарок для мамы»

творческая мастерская

ноябрь

17.

«Честь школы в моих руках»

олимпиады

декабрь

18.

«Шаг в науку»

научно-исследовательская конференция

апрель

Спортивно-оздоровительное направление

19.

«Зарница»

спортивная игра на природе

сентябрь

20.

«Субботник»

трудовой десант

сентябрь

21.

«Биологические добавки»

классный час

октябрь

22.

«Причины суицида среди подростков»

беседа

ноябрь

23.

«Коктейль здоровья»

внеклассное мероприятие к 8 марта

март

24.

«Спортивное казино»

спортивная программа

апрель

Культурно-эстетическое направление

25.

«Ярмарка»

внеклассное мероприятие

сентябрь

26.

«Учительский вальс»

праздничный концерт

октябрь

27.

«Осенний бал»

КВН

октябрь

28.

«Мама, мамочка»

концерт ко Дню матери

ноябрь

29.

«Новый год»

костюмированный праздник

декабрь

30.

Русские традиции. Масленица

праздник

апрель

31.

«До свиданья, до новых встреч»

классный час

май

Управление жизнедеятельностью классного коллектива.

Самоуправление учащихся.

Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально противоположные, политические и природные катаклизмы… и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо», значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя».

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший задел, эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре мы вместе с учащимися обсуждаем следующие вопросы: каждому дело – по душе, законы школьной жизни, дисциплина – свобода или необходимость, свободное время – простор для развития способностей, коллектив и его роль в формировании личности школьника.

Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

Цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.

Ученическое самоуправление дает возможность ученику:

приобрести опыт управленческой деятельности;

раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;

ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;

доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.

Основные функции ученического самоуправления: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий, анализ деятельности членов совета класса.

Рабочие органы самоуправления планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

Учебный сектор

(зам. классного руководителя)

- организация работы по развитию

познавательных интересов

- формирование команд к участию в викторинах, конкурсах, КВН-ах;

- организация помощи отстающим в учебе.

- учет посещаемости.

Трудовой сектор

(зам классного руководителя)

- организация дежурства по школе, по классу;

- участие в трудовых акциях;

- работа по оформлению кабинета (озеленение, поддержание хорошего состояния мебели, поддержание чистоты).

- проведение субботников

Спортивный сектор

(организатор спортивно-оздоровительной

работы)

- участие в спортивно-оздоровительных

мероприятиях класса и школы;

- формирование команды к спортивным соревнованиям.

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса.

Культмассовый сектор

- организация внеклассных мероприятий;

- общешкольные и внутриклассные праздники;

- посещение музеев, проведение

экскурсий.

 

Пресс-центр

(редколлегия)

- выпуск газет к важным датам и мероприятиям;

- выпуск информационных листов о жизни класса.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающих подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.

Социальное партнерство с семьей

Деятельность участников воспитательной системы организована по принципу триединства:

Учитель

Дети Родители

Взаимодействие по данной схеме осуществляется при условии реализации единой воспитательной цели, в результате чего происходит развитие не только детей, но и семьи в целом.

Огромную роль в управлении воспитательной системой играет коллектив родителей. Высшим органом самоуправления родителей в классе является родительский комитет и классное родительское собрание, которое созывается не реже одного раза в учебную четверть.

На классном родительском собрании:

избирается классный родительский комитет (ежегодно);

решаются вопросы участия родителей в жизни класса;

определяются направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, актовом класса;

выслушиваются отчеты о работе родительского комитета;

высказываются предложения родителей по усовершенствованию образовательного и воспитательного процесса в классе;

выслушиваются отчеты учителей об успеваемости детей, рекомендации, советы психолога;

решаются текущие вопросы школьной жизни.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

психолого - педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

основные направления

формы работы с семьёй

психолого-педагогическое просвещение родителей

индивидуальные и тематические консультации

родительские собрания

открытые уроки и внеклассные мероприятия

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета

участие в работе общественного совета содействия семье и школе

В работе с родителями можно использовать различные формы: родительские собрания, консультации, тренинги, конференции, индивидуальные беседы. Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание. Родительские собрания в нашем классе: организационные, тематические, итоговые. Тематика собраний соответствует возрастным особенностям учащихся и подобрана по наиболее важным вопросам воспитания учащихся в школе и дома, роли родителей в жизнедеятельности школьного коллектива. Цели, которые ставились при планировании собраний, способствуют выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим особенностям работы педагогов с родителями и детьми. Классные родительские собрания проводятся ежемесячно. В год проходит 8-9 собраний. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в школе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за полугодие и учебный год.

Примерные темы родительских собраний

5 класс 2012 – 2013г.г

п/п

Месяц

Тема собрания

1.

Сентябрь

Особенности адаптационного периода в жизни пятиклассника. Чем заинтересовать ребенка вне урока?

2.

Октябрь

Роль общения в жизни ребенка

3.

Ноябрь

Значение домашнего задания

в учебной деятельности школьника

4.

Декабрь

Подводим итоги первого полугодия. «Чем живет наш класс»

5.

Январь

Ценности моей семьи

6.

Февраль

«Добро пожаловать в школу….» Консультации учителей-предметников.

7.

Март

«Это нежное слово-мама», к 8 марта (проводится в виде конкурса, чаепития)

8.

Апрель

«Умеем ли мы дружить?»

9.

Май

«Вот и стали мы на год взрослей»

6 класс 2013 – 2014г.г

п/п

Месяц

Тема собрания

1.

Сентябрь

Первые проблемы подросткового возраста

2.

Октябрь

"Здоровые дети – здоровое общество"

3.

Ноябрь

«Как уберечь подростка от насилия»

4.

Декабрь

Подводим итоги первого полугодия. «Чем живет наш класс»

5.

Январь

Физическое и психологическое влияние компьютерных игр на подростка

6.

Февраль

Роль отца в воспитании ребенка

7.

Март

Свободное время ребенка

8.

Апрель

Положительные эмоции в жизни ребенка

9.

Май

«Вот и стали мы на год взрослей» (традиционное в конце учебного года)

7 класс 2014 – 2015г.г

п/п

Месяц

Тема собрания

1.

Сентябрь

«Трудный возраст»

2.

Октябрь

«Подростковый суицид»

3.

Ноябрь

«Нравственные уроки моей семьи».

4.

Декабрь

Подводим итоги первого полугодия. «Чем живет наш класс» (традиционное собрание)

5.

Январь

«Нужны ли книги, когда есть Интернет?»

6.

Февраль

«Вред и польза Интернет»

7.

Март

«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

8.

Апрель

«Как сберечь здоровье ребенка?»

9.

Май

«Вот и стали мы на год взрослей» (традиционное в конце учебного года)

8 класс 2015 – 2016г.г

п/п

Месяц

Тема собрания

1.

Сентябрь

«Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье»

2.

Октябрь

«Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей»

3.

Ноябрь

«Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

4.

Декабрь

Подводим итоги первого полугодия. «Чем живет наш класс» (традиционное собрание)

5.

Январь

«Права человека в обществе»

6.

Февраль

«Свободное время подростка»

7.

Март

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

8.

Апрель

«Поощрение и наказание в воспитании детей»

9.

Май

«Перелистывая страницы учебного года» (традиционное в конце учебного года)

9 класс 2016 – 2017г.г

п/п

Месяц

Тема собрания

1.

Сентябрь

«Какой путь жизни вы изберете для ребенка?» Собрание с элементами тренинга и анкетирования.

2.

Октябрь

«Как уберечь детей от вредных привычек». Акция: «Уроки для детей и их родителей». Встреча с представителем наркоконтроля.

3.

Ноябрь

«Значение профориентации в профессиональном самоопределении ребенка»

4.

Декабрь

Подводим итоги первого полугодия. «Чем живет наш класс» (традиционное собрание)

5.

Январь

«Основные факторы социализации или почему стало так трудно воспитывать детей»

6.

Февраль

«Контроль за свободным временем подростка»

7.

Март

«Процесс подготовки к ГИА: роль семьи в переживании подростком стрессовых ситуаций»

8.

Апрель

«Идти ли в 10 класс?»

9.

Май

«Школе говорим мы «не прощай», школе говорим мы «до свиданья»»

Основные задачи родительского комитета

Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.

Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий

Участвует в подготовке школы к новому учебному году.

Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания.

Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.

Рассматривает обращения в свой адрес

Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.

Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.

Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.

Взаимодействие с социумом

Современную школу можно охарактеризовать как открытую образовательную систему — открытую для сотрудничества и партнерства, для широкого взаимодействия с социумом. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий школы, семьи и других социальных институтов, максимальном использовании социально-культурного потенциала района.

 

Ожидаемые результаты программы

Целенаправленная деятельность всех участников программы способствует приближению к ожидаемому результату воспитательной системы:

Развитие у учащихся интеллектуальных способностей, сформированность осознанного познавательного интереса и готовность к продолжению образования;

Сформированность дружного классного коллектива, способного к взаимопониманию и взаимопомощи и после школы;

Сформированность гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нрав­ственных и социальных ценностей;

Сформированность толерантного поведения детей в их практической деятельности, уважительного отношения к иной культуре и традициям;

Сформированность взаимодействия семьи и школы в воспитании полноценного гражданина и патриота.

Сформированность понимания и принятия нравственных норм здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье;

Повышение коммуникативной культуры и стремление к самосознанию, самоуправления, самосовершенствованию.

Главным ожидаемым результатом и итогом работы воспитательной системы класса является модель личности выпускника основной школы.

Модель выпускника основной школы

 

Список литературы

Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М.: Просвещение, 1987.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг»

Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

Дереклеева Н. И. «Родительские собрания» М., “Вербум”, 2010.

Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя» М.: “Вако”, 2008.

Дюкина О. В. Дневник классного руководителя среднего звена. 2009.

Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников/ авт.-сост. Ю. Н. Таран, М. В. Солодкова. – Волгоград: Учитель, 2010.

Научно-методический сборник «Учитель, воспитай человека», под редакцией руководителя научно-практической лаборатории по проблемам воспитания в семье Н.Н. Белик, 2009.

Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива», 2009.

Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: 2006.

Щурков ан. Е. Профессиональное мастерство классного руководителя/ н. Е. Щуркова. М.: Айрис-пресс, 2007.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.