Программа воспитательной работы «Я расту» для 5-9 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
Программа воспитательной работы
«Я расту»
5 «В»– 9 «В» классов
на 2014-2018 учебные годы
Классный руководитель –
Куликова Татьяна Ивановна
Объячево
2014
Программа воспитания « Я расту».
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе
Фрэнсис Бэкон
Раздел I.
Пояснительная записка.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
Почему же я выбрала такое название? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель программы: обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, .
ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Для классного руководителя:
- управление процессом развития личности;
- взаимодействие всех участников воспитательного процесса
Для учащихся:
- формирование коммуникативных навыков;
- самореализация
- формирование Я-концепции
Для родителей:
- повышение психолого-педагогических знаний
- вовлечение в учебно-воспитательный процесс
Для школы:
-включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
На основе данных принципов можно выделить 5 основных направлений деятельности классного руководителя:
Гражданско – патриотическое.
Нравственное
Художественно – эстетическое.
Физкультурно – оздоровительное.
Трудовое.
Условия успешной реализации программы:
Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
Привлечение к реализации программы школьного психолога.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Конверт достижений «Я расту».
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
потребность в творческой самореализации;
умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:
I этап - 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества, которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.
Возрастные категории учащихся |
Воспитательный |
Образовательный |
Практический |
Младший возраст |
Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным |
Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно |
Конверт достижений «Я расту» в коллективе |
Средний возраст |
Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха. |
Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы |
Конверт достижений «Я расту» в коллективе |
Старший возраст |
Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей |
Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде. |
Конверт достижений «Я расту» в коллективе |
На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.
По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
Помочь человеку быть творцом.
Формировать активную гражданскую позицию личности.
Воспитывать любовь к людям.
Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.
Воспитывать трудолюбивую личность.
Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
II. Раздел
Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
Направление «Гражданско-патриотическое».
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
Прививать детям чувство гордости за свою страну, республику, район, село, школу.
Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Направление " Физкультурно-оздоровительное и экологическое”
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности , содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
Создание условий для физического развития учащихся.
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Направление “Художественно-эстетическое”
Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности
Задачи:
Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Направление “Трудовое”
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности
Задачи:
Воспитание потребности трудиться.
Воспитание ответственности за выполненную работу.
Направление “Нравственное”
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
-
Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
III раздел.
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
собеседование с учителями, работающими в классе;
организация участия детей в школьных олимпиадах;
мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
организация индивидуальной творческой деятельности;
создание условий для самовыражения;
включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
наблюдение и особое внимание, коррекция;
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
контроль социального педагога;
контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
вовлечение в творческую деятельность;
собеседование с учителями, работающими в классе;
наблюдение и коррекция поведения.
IV раздел.
Профилактическая работа.
Работа с родителями.
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.
Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!
Принципы взаимной деятельности:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
Изучение условий семейного воспитания:
посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
особенности семейного воспитания;
беседы, анкетирование родителей;
сочинения учащихся о семье;
конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
родительские собрания;
информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
регулярная проверка дневников.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом:
помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
с учреждениями дополнительного образования.
Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
родительские собрания;
заседания родительского комитета;
четкие и лаконичные записи в дневниках;
записки извещения.
Работа с педагогами, работающими в классе:
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
развитие коммуникативных умений педагогов;
сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
проведение малых педагогических советов;
индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Раздел V.
Механизм реализации программы "Я расту"
"Я расту" является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс - "Проросшее семечко"
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
Развитие навыков взаимодействия.
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
Формирование ценностных представлений и отношений.
Организация досуговой деятельности.
6-й класс – «Росток»
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
Коллективное планирование .
Развитие чувства коллективизма.
Поощрение инициативы.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Содействие личностному развитию учащихся.
Формирование навыка коллективного анализа.
Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс – «Соцветие».
Развитие самоуправления учащихся.
Коллективное планирование, коллективный анализ.
Содействие личностному развитию учащихся.
Организация социально значимой деятельности.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс - «Бутон»
Формирование потребности в творческой деятельности.
Самоуправление учащихся.
Коллективный анализ, коллективное планирование.
Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
Работа творческих групп.
Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Развитие навыка социального проектирования.
Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс - «Цветочки»
Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
Самоуправление учащихся.
Работа творческих групп.
Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
Социальное проектирование.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Работа с обучающимися 5 «В» класса.
Мне достался какой-то особенный и удивительный класс. С первых дней дети были шумные, но в то же время - тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому.
Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для себя, как классного руководителя – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.
1. Характеристика 5 – В класса .
На начало 2014 учебного года в классе 21 человек. 10 девочек , 11 мальчиков.
По итогам обучения в прошлом году в классе было 6 хорошистов. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованны и аккуратны в учебе. Поэтому большинство детей занимается на "тройки".
У учащихся сформированы ценностные представления. Главной ценностью является семья, на втором месте - здоровье, на третьем - учеба и друзья; следующими за этими ценностями дети называют деньги.
Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, но периодически все же возникают конфликты. В классе существует несколько лидеров.
Дети активны, они предпочитают действовать, участвовать в активных формах деятельности, а не выполнять спокойную, кропотливую работу. Они очень подвижны, энергичны, что часто создает проблему при организации их деятельности на уроке, возникают конфликтные ситуации с учителями.
Переход в среднее звено не вызвал у учащихся трудности в организации процесса обучения, но не всегда полностью готовы к уроку. Преобладает средний уровень тревожности (согласно исследованиям психолога), а у … человек - повышенный. Поэтому одной из воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем в этот сложный для учащихся период, считаю оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации.
Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия.
Особенностью класса является то, что в основном все дети воспитываются в полной семье, 6 человек из неполной семьи.
Собеседование с родителями на собрании показало, что они часто бывают заняты на работе и не всегда успевают помочь детям в подготовке уроков.
Материальные и жилищно-бытовые условия у ребят хорошие. Социально- психологические условия в семьях не вызывают тревог. Таким образом, цели и задачи воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов.
Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать так:
Направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся.
Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в средней школе.
Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
Характер общения учащихся в группе.
Классный коллектив за время своего существования показал свою сплоченность, на субботники, в походы всегда выходят вместе, организованно, дружно готовятся к проведению мероприятий. Взаимоотношения между мальчиками и девочками положительные, дружественные.
Уровень воспитанности членов коллектива, усвоение ими социального опыта.
Класс нельзя назвать очень тихим и скромным, но дети на все замечания реагируют сразу и правильно. Дисциплины на уроках хорошая, вне уроков и дома дети ведут себя хорошо.
Воспитываем в классном коллективе чуткость, внимательность, честь, долг и др. Проводятся в классном коллективе беседы, на примере показываем примеры чуткости и внимательности. Совместно с родителями стараемся сделать классный коллектив более сплоченным: проводим совместные вечера для детей и родителей, праздники в кафе (дети учатся культурно вести себя в обществе, за столом, правильно пользоваться столовыми приборами), посещать театр (необходимо правильно одеваться, вести себя во время спектакля и в буфете).
александр