Программа воспитательной работы в классе «Новое поколение» (5–9 класс)
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Наволоки Кинешемского муниципального района Ивановской области
ПРОГРАММА
воспитательной работы в классе
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
на 2015-2020г.
для обучающихся 5-9 классов
Составитель:
Куликова Нина Андреевна,
классный руководитель
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности классного руководителя.
Внедрение ФГОС в плане воспитательной работы несёт в себе начало нового этапа в формировании успешного молодого человека, быстро адаптирующегося к изменяющимся условиям, способного принимать решения, имеющего активную жизненную позицию, обладающего чувством социальной ответственности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, к своей стране, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования].
В соответствии с вышеизложенным, школа сегодня должна стать одним из основных социальных институтов, в котором сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Именно воспитательная система класса и школы может стать тем инструментом, который позволит каждому ребёнку реализовать свои возможности, став компетентным гражданином России, отождествляющим себя со своим Отечеством, несущим ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Исходя из современных требований к процессу воспитания Основной целью воспитательной системы класса считаю:
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого человека с активной социальной и гражданской позициями
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
• помощь в развитии познавательных, творческих, исследовательских и других способностей обучающихся;
• создание благоприятных условий для развития личности обучающихся
• формирование классного коллектива как воспитательной системы;
• организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
• вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);
• диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;
• формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
• формирование здорового образа жизни;
• воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
• поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
• совершенствование ученического самоуправления;
• вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
• создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой;
• воспитание учеников в духе личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Гипотеза: Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
Имеющую активную гражданскую и социальную позиции
выбирающую здоровый образ жизни;
умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
имеющую потребность в творческой самореализации;
умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Программа Воспитательной системы рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.
Воспитательная система разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи.
В основе программы лежат:
личностный подход, который определяет воспитание как планируемый процесс, в котором сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся;
системно-деятельностный подход, основная идея которого в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития суъектности ребёнка, т.е. его способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты [http://www.studfiles.ru/preview/1790551/page:13/ Степанов Современные подходы и концепции воспитания)] Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения [Малыгина Л. Е., Малыгина А. В. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 12-15].
В основу выбора направлений программы воспитательной системы были положены базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей, изложенных в Концепции духовно-нравственнго развития:
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Направления:
1. Гражданско – патриотическое.
2. Познавательное. Формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека, содействие созданию, сохранению и приумножению материальных ценностей
3. Физкультурно – оздоровительное. Формирование здорового образа жизни, физическое развитие и совершенствование учащихся
4. Художественно – эстетическое. Развитие чувственного мироощущения, потребности в прекрасном, способности к художественному мышлению, реализация индивидуальных способностей
5. Трудовое-профориентационное. Обогащение представлений учащихся об окружающей действительности, формирование потребности в образовании, содействие интеллектуальному развитию
Целью профориентации учащихся общеобразовательной школы является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда. Особо значимой является проблема актуализации знаний учащихся о мире труда и профессий, приобретение адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях. Ориентация на профессиональный труд и выбор учащимися профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, включая информационную и консультационную работу, а также практическую деятельность по развитию склонностей и способностей школьников.
С учетом отечественных и зарубежных исследований (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, К.К.Платонов, А. Маслоу, Д. Съюпер, С. Фукуяма и др.), а также результатов экспериментальной работы выделяются следующие основные компоненты содержания профессиональной ориентации в школе:
- формирование «Образа Я»;
- анализ профессий;
- профессиональные пробы.
Важнейшим условием формирования «Образа Я» является знание учащимся собственных индивидуальных особенностей. Это знание и выступает движущей силой саморазвития личности.
Один из основных методов изучения индивидуальных особенностей учащихся в процессе профессионального самоопределения - психологическая диагностика, которая включает в себя изучение основных психологических качеств, профессиональных намерений, черт характера, особенностей эмоционально-волевой сферы, общих интеллектуальных способностей и проявлений темперамента личности.
Следующий компонент содержания профессиональной ориентации в школе – анализ профессий. Для обоснованного выбора профессии школьник должен обладать знаниями не только о своих возможностях, но и о требованиях основных классов профессий к человеку. С этой целью им анализируются все возможные роды занятий путем наблюдения и изучения. Изучение учащимися мира труда предполагает наблюдение, анализ профессионально важных качеств, самостоятельную работу со справочно-информационной литературой, моделирование профессиональной деятельности и др.
И, наконец, профессиональная проба - завершающий технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемой в условиях, максимально приближенным к реальным. Это - одно из средств развития интереса и способностей учащегося к конкретному виду профессиональной деятельности, проверки осознанности и обоснованности выбора профессии. В процессе профессиональной пробы конкретизируются, актуализируются сформировавшиеся у учащегося знания и представления о данном виде профессиональной деятельности, группе смежных или родственных профессий, формируются первоначальные профессиональные умения, приобретается опыт практической работы.
Задача школы состоит в том, чтобы помочь ученикам прежде всего усвоить объем знаний о профессиях, возможностях дальнейшего образования, особенностях будущей трудовой деятельности, состоянии и перспективах развития рынка труда; познать собственные возможности и соотнести их со своим профессиональным выбором; принимать правильные решения и подготовиться к переходу в послешкольную среду. Уже сегодня необходимо больше внимания уделять проблемам «выживания» выпускников школ в условиях конкуренции на рынке труда и растущей безработицы, формировать у учащихся такие умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем адаптироваться в производственной среде, в реальной жизни.
Для реализации данной задачи в своей работе применяю курс уроков самоопределения для учеников 5-9 классов психолога Галины Резапкиной
6. Нравственное. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта.
Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.
7. Семья. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос есть у В.А.Сухомлинского: « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой» для предупреждения об опасностях, « если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения- это уродливое воспитание».
В своей педагогической деятельности стремлюсь устанавливать тесный контакт с семьями учащихся, вовлекать их в совместную деятельность по воспитанию учащихся. В содержание сотрудничества с родителями следует включить следующие направления:
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
• оказание психолого-педагогической помощи родителям;
• участие родителей в управлении делами класса.
Формы реализации:
изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования); организация групповых занятий со школьным психологом
посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
тематические классные часы,
дискуссии, диспуты, конференции
ролевые, деловые, образовательные игры;
экскурсии, походы, уроки в музее
соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны;
проектные игры;
участие в общешкольных и городских благотворительных акциях
организация занятости во второй половине дня.
Этапы реализации программы
5 КЛАСС
Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.
Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования
Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Мы любим свою школу и свой микрорайон, город
Мы хотим знать много интересного о культуре других стран
Мы стараемся учиться хорошо
Мы стали старше, у нас много новых друзей
Мы интересно проводим время вместе
6 КЛАСС
Формирование стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей.
Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
Мы хотим знать больше о своем городе
Мы начинаем узнавать больше о других странах и народах
я начинаю изучать новые предметы
Не всегда легко понять и быть понятым
Мы активны и заинтересованы
7 КЛАСС
Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции
Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
Мы можем участвовать в жизни своего района и города
Новое – интересно, я готов поделиться
Новые предметы – новые знания, дополнительные усилия
Я стараюсь сам преодолеть трудности
Свободное время с интересом и пользой
8 КЛАСС - 9 КЛАСС
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Формирование культуры здоровья
Мы гордимся своим краем и своей страной
Мы уважаем культуру других стран и народов
Мы учимся активно
Мы учимся прислушиваться к другому мнению
Мы активны не только в учебе
Мы в ответе за свою Родину
Понимая культуру другой страны, понимаем свою
Хорошие знания – путь к успешной сдаче экзаменов
Я - часть большой семьи
Мы готовимся к активной жизни
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты реализации программы
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной, исследовательской и художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности человеческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- собственной внутренней позиции как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности своей деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебные, исследовательские и творческие задачи;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- использованию методов и приёмов творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Примерная тематика классных часов
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание «Я – гражданин России»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
№ |
Тема |
Форма проведения |
5 класс |
||
1 |
«Люди мира, на минуту встаньте!» |
классный час с презентацией |
2 |
«У войны — не женское лицо» | классный час |
3 |
«Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» |
беседа |
4 |
«Аты - баты! Стань солдатом!» |
классный вечер |
5 |
Мы составляем наш автопортрет |
анкетирование |
6 |
«История Отечества - история нашего края». |
единый кузбасский урок |
7 |
«Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане) |
классный час с презентацией |
8 |
«Я ребенок – я гражданин» |
классный час: ролевая игра |
9 |
«Символы государства» |
классный час |
6 класс |
||
1 |
«Ради жизни на земле» |
литературно-музыкальная композиция с презентацией |
2 |
«Знаменательные события, известные люди в истории» |
беседа |
3 |
«Этих дней не смолкнет слава!» |
беседа |
4 |
«Символика России» |
классный час: своя игра |
5 |
«Я и мой класс» |
диагностический тест |
6 |
«Защитник Отечества — каков он?» |
ролевая игра |
7 |
«День защитников Отечества » |
праздник |
8 |
«Живая память» |
классный час с презентацией |
9 |
«Я – гражданин России» |
беседа |
10 |
«Мои права и обязанности» |
урок-презентация |
7 класс |
||
1 |
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» |
классный час |
2 |
Игра «Счастливый случай» |
классный час, посвященный 23 февраля |
3 |
«Горжусь тобой, моя Россия» |
классный час |
4 |
«О чести и достоинстве» |
урок гражданственности и патриотизма (с презентацией) |
5 |
«Поговорим об ответственности» |
правовая беседа с презентацией |
6 |
«Всему начало – отчий дом» |
классный час |
7 |
«Закон, по которому мы живём» |
классный час с презентацией |
8 |
«Семейная летопись» |
классный час |
9 |
«Ода солдатскому письму» |
классный час с презентацией |
8 класс |
||
1 |
«Идут по войне девчата» |
классный час |
2 |
«На войне детей не бывает» |
историко-литературная композиция |
3 |
«Я ребенок – я гражданин» |
классный час |
4 |
«Малые и большие города моей Родины» |
классный час с презентацией |
5 |
«Я имею право на…» |
дискуссия |
6 |
«Великая Отечественная война» |
классный час с презентацией |
7 |
« Знай свое Отечество» |
классный час с презентацией |
8 |
«Конституция – закон жизни» |
классный час с презентацией |
9 класс |
||
1 |
«О любви и войне» |
литературно-музыкальная композиция |
2 |
«Через века, через года помните…» |
урок мужества, посвященный освобождению России от немецко-фашистских захватчиков |
3 |
«Знай и люби свой край» |
классный час с презентацией |
4 |
«Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах) |
классный час |
5 |
«Именем святой Екатерины». |
игра «Колесо истории» |
6 |
Мы – русские, мы – россияне». |
классный час |
7 |
День воина-интернационалиста» |
классный вечер |
8 |
«Человек и закон» |
деловая игра |
Нравственное воспитание «Я - человек и личность»
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
№ |
Тема |
Форма проведения |
5 класс |
||
1 |
«По каким правилам мы живём?» |
«Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса. |
2 |
«Человек – сам себе враг?» |
“Уроки нравственности” |
3 |
«Наш класс. Законы жизни». |
беседа |
4 |
День памяти жертвам Беслана. |
беседа |
5 |
«Отношение к школе и её имуществу». |
беседа |
6 |
«Праздник мам» |
праздник |
7 |
«Семейная летопись» |
классный час |
8 |
«Он первый». День космонавтики. |
классный час с презентацией |
6 класс |
||
1 |
«Мои духовные ценности» |
«Уроки нравственности». Диагностика духовных ценностей учащихся. |
2 |
«Нет уз святее товарищества» |
«Уроки нравственности». Практикум |
3 |
«Человек среди людей» |
«Уроки нравственности». |
4 |
«Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» |
беседа |
5 |
«Этикет и мы! Проблема разговорной речи» |
беседа |
6 |
«Дом без одиночества» |
классный час с презентацией |
7 |
«Весенний калейдоскоп» |
праздник, посвящённый 8 марта |
8 |
«Мои права и обязанности» |
классный час |
7 класс |
||
1 |
«Что такое культурный человек?» |
«Уроки нравственности» |
2 |
«Что такое интеллигентность?» |
«Уроки нравственности» |
3 |
«Сам себя воспитать должен» |
«Уроки нравственности» |
4 |
«Сладкая жизнь» |
КВН, посвящённый 8 марта |
5 |
«Как научиться управлять собой» |
классный час |
6 |
«Я и учитель» |
диспут |
7 |
«Мы составляем наш автопортрет» |
беседа |
8 |
День памяти воинской славы |
классный час |
8 класс |
||
1 |
«Внешний облик – внутренний мир» |
диспут |
2 |
«Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание» |
«Уроки нравственности» |
3 |
«Человек и его судьба» |
«Уроки нравственности» |
4 |
«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности» |
«Уроки нравственности» |
5 |
«Есть ли у юных идеалы?!» |
дискуссия |
6 |
«Умеем ли мы общаться?» |
деловая игра |
7 |
«Весеннее настроение» |
праздничный тур конкурса «А ну-ка, девочки» |
8 |
«Поощрение и наказание в семье» |
беседа |
9 класс |
||
1 |
«Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей» |
«Уроки нравственности» |
2 |
«Десять Заповедей – основа нравственности человечества» |
«Уроки нравственности» |
3 |
«В чём смысл жизни?” |
дискуссия |
4 |
«Как стать счастливым?» |
дискуссия |
5 |
«И в шутку и всерьез» |
вечер, посвящённый 8 марта. |
6 |
«Будем милосердны к старости!» |
«Уроки нравственности» |
7 |
«Карманные деньги» |
дискуссия |
8 |
«Соборы и храмы Дальнего Востока» |
классный час |
Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Учащиеся класса привлечены и активно занимаются в эколого-туристско-краеведческой работе.
№ |
Тема |
Форма проведения |
5 класс |
||
1 |
«Как растения показывают погоду и время». |
классный час с презентацией |
2 |
«Берегите эти земли, эти воды» |
классный час с презентацией |
3 |
«Эти забавные животные» |
беседа |
4 |
«Охрана и использование животного мира» |
классный час с презентацией |
5 |
«Природа нашего края» |
беседа |
6 |
«Мир вокруг нас» |
классный час |
7 |
«Загадки осени». |
праздник |
8 |
«Моё место в природе». |
беседа |
6 класс |
||
1 |
Конкурс знатоков природы |
игровая программа |
2 |
«Электрические станции на службе человека» |
классный час с презентацией |
3 |
«Экология» |
классный час |
4 |
«В защиту матери-земли» |
классный час |
5 |
«Береги лес от пожаров» |
классный час |
6 |
«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя» |
КВН |
7 |
«В мире животных» |
урок-путешествие |
8 |
«День воды» |
внеклассное занятие |
7 класс |
||
1 |
«И я – природа» |
беседа |
2 |
«Экологическая тропа» |
заочное путешествие по заповедникам |
3 |
«Чернобыльская катастрофа» |
урок памяти |
4 |
«Глобальный экологический кризис» |
классный час с презентацией |
5 |
«Цветы в жизни человека» |
классный час |
6 |
«Планета заболела» |
конкурс плакатов |
7 |
«Знаешь ли ты деревья?» |
игра-лото |
8 |
«Осень в лесу» |
праздник |
8 класс |
||
1 |
«Робинзонада с растениями» |
классный час с презентацией |
2 |
«Зелёная жемчужина» |
беседа |
3 |
«Птичьи разговоры» |
КВН |
4 |
«Тайна старого леса» |
классный час |
5 |
История возникновения и развития экологии |
беседа |
6 |
«Оранжерея на окне» |
классный час |
7 |
«Жизнь под угрозой» |
внеклассное мероприятие |
8 |
«Колобок на новый лад» |
игровая экологическая программа |
9 |
«Цветы в легендах и преданиях» |
классный час с презентацией |
9 класс |
||
1 |
«Нет дерева сердцу милее» |
классный час с презентацией |
2 |
Экскурсия в природу |
классный час |
3 |
«Что? Где? Когда?» |
игра-турнир по экологии |
4 |
Цивилизация - начало борьбы с природой |
беседа |
5 |
«Этот пестрый, волшебный, загадочный мир» |
классный час, (Экологическая пьеса о лесе) |
6 |
Внимание: бытовые отходы |
классный час |
7 |
«Энергетика: вчера, сегодня, завтра…» |
деловая игра |
8 |
«Берегите землю, берегите» |
классный час с презентацией |
Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни»
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Тема |
Форма проведения |
|||
5 класс |
||||
1 |
«Здоровье – бесценное богатство» |
анкетирование |
||
2 |
«О вкусной и здоровой пище» |
беседа |
||
3 |
«В здоровом теле…» |
с презентацией |
||
4 |
«Папа, мама, я – спортивная семья» |
спортивная игра |
||
5 |
«Правила дорожные знать каждому положено» |
цикл бесед |
||
6 |
Соблюдение правил техники безопасности |
цикл бесед |
||
7 |
«Урок здоровья» |
классный час |
||
8 |
«Умелые пожарные» |
классный час |
||
6 класс |
||||
1 |
«Я выбираю здоровье» |
беседа |
||
2 |
«Вино вину творит» |
классный час с презентацией |
||
3 |
«Путешествие в Египет» |
спортивное мероприятие |
||
4 |
«Урок здоровья» |
ролевая игра |
||
5 |
«Формула здоровья» |
дискуссия |
||
6 |
«Суд над сигаретой» |
ролевая игра |
||
7 |
«Не сломай судьбу свою» |
классный час с презентацией |
||
8 |
«Большие гонки» |
соревнование |
||
9 |
Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения |
цикл бесед |
||
7 класс |
||||
1 |
«Спортивное казино» |
игровая программа |
||
2 |
«Берегите жизнь» |
спектакль |
||
3 |
«Причины суицида среди подростков» |
беседа |
||
4 |
«Человек и наркотики» |
классный час с презентацией |
||
5 |
«Вместе мы сильнее наркомании» |
диспут |
||
6 |
Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения |
цикл бесед |
||
7 |
«Как уберечься от гриппа?» |
классный час с приглашением медработника |
||
8 |
«Биологические добавки» |
классный час с презентацией |
||
«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную» |
театрализованное представление. |
|||
8 класс |
||||
1 |
«Мутагены. Их влияние на природу и человека» |
классный час с презентацией |
||
2 |
«Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека» |
классный час с презентацией |
||
3 |
«Не пей, Митя» |
театрализованное представление. |
||
4 |
Проблема наркомании |
|||
5 |
Стресс в нашей жизни |
тренинги |
||
6 |
«Спид – болезнь 21 века» |
беседа |
||
7 |
Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения |
цикл бесед |
||
8 |
«Коктейль здоровья» |
классный час |
||
9 класс |
||||
1 |
День борьбы со СПИДом |
классный час с приглашением медработника |
||
2 |
«Наследственные болезни» |
классный час с презентацией |
||
3 |
Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения |
цикл бесед |
||
4 |
«Дорожные приключения» |
классный час |
||
5 |
«Быть здоровым – жить в радости» |
классный час |
||
6 |
«Как Иван-царевич Змея Горыныча победил» |
Сказка на новый лад |
||
7 |
«Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека) |
классный час |
||
8 |
«Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить» |
классный час |
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
№ |
Тема |
Форма проведения |
5 класс |
||
1 |
«Слава рукам золотым!» |
устный журнал |
2 |
«Мой дом – наведу порядок в нём» |
классный час |
3 |
«Без труда ничего не даётся» |
классный час с презентацией |
4 |
«Мои обязанности в семье» |
беседа |
5 |
«Мамина помощница» |
праздник |
6 |
«О лени и лентяях» |
классный час |
7 |
«Книжкин праздник» |
десант в школьную библиотеку |
6 класс |
||
1 |
«Все профессии нужны…» |
беседа |
2 |
Беседы о профессиях. |
классный час с презентацией |
3 |
«Волшебный узелок» |
Выставка |
4 |
«Берегите нашу Землю» |
Субботник |
5 |
«Об аккуратности» |
беседа |
6 |
Картофельный банкет |
праздник |
7 |
«В поисках будущей профессий» |
классный час |
8 |
«Дежурный по школе» |
классный час |
7 класс |
||
1 |
Беседы о профессиях. Строительные специальности. |
классный час с презентацией |
2 |
«Труд в нашей жизни» |
беседа |
3 |
Внеклассное мероприятие «Кулинарный поединок» |
классный час |
4 |
Участие в субботниках. |
|
5 |
«Его величество – Хлеб» |
классный час |
6 |
«Подарок для мамы» |
мастерская |
7 |
«Я в мире профессий» |
классный час |
8 |
«Подари книге вторую жизнь» |
акция |
8 класс |
||
1 |
«Мир профессий и твоё место в нём» |
классный час |
2 |
«Разделение труда. Классификация профессий» |
классный час |
3 |
«День Земли» |
участие в субботниках |
4 |
«Путешествие в Город мастеров» |
классный час с презентацией |
5 |
«Сто дорог — одна твоя» |
классный час |
6 |
Трудовые десанты. |
|
9 класс |
||
1 |
«Влияние темперамента на выбор профессии» |
классный час |
2 |
«Профессии. Которые мы выбираем» |
классный час |
3 |
«Чем пахнут ремёсла» |
классный час с презентацией |
4 |
«Я б в водители пошел...» |
классный час |
5 |
«Новое время — новые профессии» |
классный час с презентацией |
6 |
«Профессия моих родителей» |
классный час |
7 |
Трудовые десанты |
Эстетическое воспитание «Мир прекрасного».
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
№ |
Тема |
Форма проведения |
5 класс |
||
1 |
«Музыка и мы» |
беседа |
2 |
«Красота внешнего облика. Мои жесты» |
беседа |
3 |
«Юные дарования» |
конкурс |
4 |
Культура чаепития |
ролевая игра |
5 |
«Голубые цветы Гжели» |
классный час с презентацией |
6 |
Путешествие в страну «Чистых слов» |
классный час |
7 |
«Лотерея вежливости» |
классный час |
8 |
«Мы ищем Золушку» |
конкурсная программа |
9 |
«Культура поведения в школе и школьный этикет» |
классный час |
6 класс |
||
1 |
«О красоте и мужестве» |
беседа |
2 |
«Музыкальная семья» |
классный час с презентацией |
3 |
«Культура поведения в школе и школьный этикет» |
классный час с презентацией |
4 |
«Широкая масленица» |
праздник |
5 |
«О музыкантах и художниках» |
беседа |
6 |
«Русские посиделки» |
праздник |
7 |
«Волк и семеро козлят на новый лад» |
музыкальная сказка |
8 |
«Для чего нужна улыбка?» |
классный час |
7 класс |
||
1 |
«Золотая хохлома» |
классный час с презентацией |
2 |
«Птица счастья» |
классный час |
3 |
«Что? Где? Когда?» |
игра |
4 |
«Гость в доме – хозяину радость» |
ролевая игра |
5 |
«Русская басня» |
(познавательно-развлекательное занятие |
6 |
Русские традиции. Масленица. |
классный час с презентацией |
7 |
«Отговорила роща золотая» |
классный час с презентацией |
8 |
«Как стать интересным собеседником» |
классный час |
8 класс |
||
1 |
«Красота и труд вместе идут» |
классный час |
2 |
Человек и творчество. Великие творения человечества. |
классный час с презентацией |
3 |
«Секреты Золушки» |
конференция идей |
4 |
Русские традиции. Рождество. |
классный час с презентацией |
5 |
«Осенний бал» |
вечер |
6 |
«Светский этикет» |
классный час |
7 |
«Умею ли я слушать» |
классный час |
8 |
«Язык, мимика, жесты как средства общения» |
беседа |
9 класс |
||
1 |
«Что такое духовное богатство человека» |
дискуссия |
2 |
«Музыка и мы" |
дискуссия |
3 |
«Сервировка праздничного стола» |
классный час с презентацией, ролевая игра |
4 |
«Этикет и мы" |
брейн-ринг |
5 |
История развития туристской песни в пос. Горные Ключи. Лучшие авторы и исполнители. |
классный час |
6 |
Туристско-экскурсионные возможности края |
классный час |
7 |
«Наш друг – кино» |
устный журнал |
8 |
«Игорь Тальков. Любимые песни» |
вечер |
Список литературы
1. metod-kopilka.ru›…vospitatelnoy…v…realizacii_fgos…
2. ikorec.cbg.ru›…2018/05/Анализ-реализации-ФГОС-ООО
3. nsportal.ru›Школа›Коррекционная педагогика›…-na-temu-estetichesk