12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Евгеньевна Мелякова49
Россия, Ростовская обл., Донецк

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»


 

 

«СОГЛАСОВАНО»

С методическим советом

школы – интерната

29 августа 2017 года

_____________Н.С. Кундрюцкая

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор ГКОУ РО

Донецкая школа – интернат

31 августа 2017 года

_____________Н.В.Лобанова

 

ПРОГРАММА

 

профориентационной работы с учащимися, воспитанниками

ГКОУ РО Донецкой школы – интерната

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»

 

Составитель:

Инструктор по труду,

 

Е.Е. Мелякова

2017-18 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Учащимся необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда.  Профориентационная работа в первую очередь должна решать задачу выявления и прогнозирования развития профессиональных способностей и склонностей детей в связи с тем, что данные учащиеся имеют определенный ряд противопоказаний к специальностям, а так же ограниченно количество учреждений начального профессионального образования, где могут обучаться наши дети. Решение этой задачи ведется на протяжении всего периода обучения школьников. Главная цель нашей школы – социализация через общение и труд.

Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта    всегда  была острой    проблемой. Выбор профессии  важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, а особенно, для данной категории подростков. Вчерашнему  выпускнику специальной (коррекционной) школы необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь, разобраться  в себе, определить  свой  путь.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков. Своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушениями интеллекта). Жизненное самоопределение, план того, чего человек хочет достигнуть, а профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль и является важным для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Данная программа направлена развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ

Воспитанники коррекционного учреждения с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивного к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилия многих специалистов.

Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, но дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают в силу своих психофизических особенностей большие трудности в социальной адаптации в общество. Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Очень часто старшеклассник находится в растерянности, не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этом случае, поможет специалист-психолог, который проведёт квалификационную консультацию, тестирование. Он поможет определить, к какой профессиональной деятельности более склонны юноша или девушка.

В содержание каждого внеклассного мероприятия включаются вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания учащихся, повышают их интерес к профессиям. Соревнования – практикумы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, классные часы имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель: Подготовка воспитанников к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии.

Задачи:

способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков;

дать подростку знания о самом себе;

формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;

воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;

помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;

сформировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;

научить детей правильному профессиональному самоопределению;

формировать нравственное самовоспитание личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности;

ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;

сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.


IV. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать
требования современного общества к профессиональной деятельности человека, о путях получения профессионального образования; 
правила выбора профессии; 
способы поиска работы и трудоустройства, 
собственные психологические особенности, профессиональные интересы и возможности,

Учащиеся должны иметь представления
о профессиях и профессиональной деятельности; 
о смысле и значении труда в жизни человека и общества; 
о современных формах и методах организации труда; 

Учащиеся должны уметь: 
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; 
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; 
применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу; 
самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь. 

V. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Концепцией Модернизации российского образования;

Устав школы.

VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Программа по профориентации составлена с учётом возрастных особенностей и рассчитана на 5лет.


 

VII. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Проект разработан и будет апробирован с 2017- 2018 учебного года. Он создаётся для объединения усилий в достижении общей цели – самореализации, социализации и профессиональной ориентации воспитанников в современном обществе, решения общих задач, чтобы добиться суммарного успеха.

Основа модели выпускника в нашем представлении - свободная, творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.14 п. 1, почувствовать себя субъектом профессионального жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.

Основными характеристиками данного проекта являются: наличие общих интересов, также стремление к общим целям и использование единых методов; возможности для обмена мнениями и обучения; наличие коммуникаций между участниками; взаимная заинтересованность и ответственность.

Проект будет способствовать улучшению понимания проблемы и расширению границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями; обеспечит обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями.

VIII. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

I этап: проектный – 2017-2018 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы

Задачи:

1.Изучить нормативную базу.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практически - аналитический– 2018-2022 учебные годы.

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание профпросвещения.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по профориентации.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.

6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.

9. Обобщить результаты работы школы.

10. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

11. Спланировать работу на следующий период.

IX. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ:

Координатор деятельности

 заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работев функции которого входят:

выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;

проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;

организует посещение учащимися дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;

организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

организует встречи учащихся с выпускниками школы.

Учителя-предметники:

способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Воспитатель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

составляет для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения воспитанников, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность воспитанников;

организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей воспитанников (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

помогает воспитаннику проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;

организует посещение воспитанниками дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;

организует тематические и комплексные экскурсии воспитанников на предприятия;

оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, воспитанников и их родителей по проблеме самоопределения;

организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

организует встречи воспитанников с выпускниками школы.

Учителя трудового обучения:

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

способствует формированию у учащихся, воспитанников трудовых умений и навыков, подготовке их к практическому применению полученных знаний;

проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся;

систематически и целенаправленно консультируют учащихся по широкому кругу вопросов профессионального труда, помогая сделать выбор будущей профессии более сознательно;

организуют беседы, встречи с представителями различных профессий, диспуты и тематические вечера;

организуют общественно полезный и производительный труд учащихся с учетом особенностей психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.

участвуют в предпрофильной подготовке учащихся;

организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

проводят теоретических конференций по вопросам организации труда на производстве (рефераты о профессиях, о развитии отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания, о местных предприятиях);

знакомят учащихся с научными основами техники и технологиями производства, с профессиями;

формируют правильное представление о профессиях у учащихся путем пропаганды профессий на уроках трудового и производственного обучения.

Инструктор по труду:

способствует формированию у учащихся, воспитанников трудовых умений и навыков, подготовке их к практическому применению полученных знаний.

поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

организует общественно полезный и производительный труд учащихся с учетом особенностей психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.

участвует в предпрофильной подготовке учащихся;

расширяет знания учащихся, воспитанников о труде и его видах, использует в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях.

организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

организует выставки декоративно-прикладного и художественно-изобразительного творчества, готовит детей к фестивалям (оформление заявки на участие, отправка работ, сопровождение детей для участия в фестивалях и выставках)

создает ученические производственные бригад, организует летнюю трудовую практику;

Библиотекарь: 

регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д)

Социальный педагог:

способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

X. ФОРМЫ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

1-3 класс – формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям.

4 класс – рефлексия приобретаемого образовательного опыта в виде самостоятельного выбора профиля трудового обучения в средней школе.

5-8 класс – формирование профессиональных качеств в выбранном виде труда и добросовестного отношения к труду.

9 класс – формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе.

10-11 класс – профессиональная идентификация.

Сопроводительная деятельность.

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

1.Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

2.Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

3.Методика «Кем быть».

4. Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок;

- костюмированные карнавалы профессий;

- сочинения на тему «Пусть меня научат»;

- игра «Чей это инструмент?»;

- трудовые поручения;

- «Какие профессии живут в нашем доме» (экскурсии)

5.Темы классных часов

- «Кто работает в нашей школе?» (экскурсия);

- «Как правильно организовать свое рабочее место?» (практическая минутка);

- Беседа: «Твои трудовые обязанности в школе и дома».

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

Встречи с интересными людьми (профессионалами)

Экскурсии

Ролевые игры

Конкурсы

Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)

Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьного психолога

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Дискуссии

«День допризывника», «Мой выбор» и.т.д.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

XI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы позволяет: 

создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида; 

активизировать познавательную деятельность учащихся в поисках «своей» профессии; 

всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности; 

повысить статус трудового воспитания в образовательном учреждении; 

сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии; 

скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии. 

XII. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе проведения мероприятий по профориентации, сочетающихся с отработанной системой трудового обучения в коррекционном учреждении, мы должны добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации. Ожидается повышение интереса учащихся к возможности собственного заработка посредством надомного труда. А также в результате мы должны стремиться к тому, чтобы учащиеся стали адекватнее оценивать свои возможности и способности, а также учитывать их при выборе профессии. 
 

XIII. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Организационно-методическая деятельность

Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.

Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);

Анкетирование;

Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

проведение родительских собраний (общешкольные, классные);

лектории для родителей;

индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

анкетирование родителей учащихся;

привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

XIV. СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Администрация г. Донецка

МУК Центральная городская библиотека им. Гайдара;

ЗАО «Корпорация «Глория Джинс»;

ТПК «ДМ Текстиль»;

Клининговая компания «Санторин С» при ООО «Тендер»;

Предприятие по ремонту, изготовлению и продаже мебели ИП Кохан Л.В;

Столярный цех ИП Злобин В.М

Центр занятости населения г. Донецка

XV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА 2017-2022 ГОДА

Содержание

Срок проведения

Ответственные

1.Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

Август 2017

Заместитель директора по ВР

2.

Создание банка данных о вакансиях города.

Сентябрь 2017

Социальный педагог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определениию их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

Сентябрь 2017

Заместитель директора по УВР

4.

Разработки классных часов, занятий, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся, воспитанников.

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»

Октябрь 2017

Руководитель МО

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в библиотеке.

2017 – 2022

Библиотекарь

7.

Обновление информации по профориентационной работе: обновление регионального банка о возможностях трудоустройства и профессионального обучения

1 раз в квартал

Социальный педагог

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В.

8.

Совещания по организации Уроков профориентации с обучающимися 9-11 классов:

организация межведомственного взаимодействия при организации профориентационной работы;

психологическое сопровождение профориентационной работы;

рекомендации по организации Уроков профориентации.

Сентябрь 2017

Социальный педагог

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В.

2.Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

Профпросвещение

 

Реализация программы по профориентации:

1.

Экскурсии на предприятия города.

Ежегодно

Классные руководители, учителя трудового обучения, инструктор по труду

2.

Экскурсии в учебные заведения

Ежегодно по плану школы

Классные руководители 9-11 классов

3.

Ярмарка профессий «Шаг в будущее».

Ежегодно в сентябре

Классные руководители 9-11 классов

4.

Акция «Чистый двор».

Ежегодно в сентябре, апреле

Инструктор по труду

Классные руководители

Воспитатели

5.

Тренинговые занятия «Твой выбор» (9-11кл): формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет решения знаний о мире профессионального труда, информирование о многообразии профессий и основных правил выбора профессии и содействия занятости молодежи.

Декабрь, май

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В.

Реализация школьной программы:

1.

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии».

Октябрь

2017-2022

Заместитель директора по ВР, Классные руководители, учителя трудового обучения, воспитатели, инструктор по труду

4.

Конкурс творческих проектов

2017-2022

Учителя трудового обучения

5

Конкурс семейных сочинений «Профессия моей семьи»

2019

Учителя русского языка и литературы

6.

Проведение тематических классных часов и занятий:

Мастерим мы – мастерят родители (1 класс).

Профессии моего города (2 класс).

Трудовая родословная моей семьи (3 класс).

Известные люди нашего города (4 класс).

Мир профессий (5 класс).

Как изучить свои способности (6 класс).

Я и моя будущая профессия (7 класс)

Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 класс).

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 класс).

Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 класс).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

В течение года

Классные руководители, библиотекарь, воспитатели, педагог - психолог

7.

Проведение конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии»

Ежегодно апрель

Заместитель директора по УВР, учителя трудового обучения, инструктор по труду

8

Проведение «Фестиваля профессий»

Ежегодно

март

Заместитель директора по УВР, социальный педагог, учителя трудового обучения, инструктор по труду, классные руководители, библиотекарь, воспитатели,

9.

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

«Твое профессиональное будущее»

«Типы профессий»

« Куда пойти работать»

«Структура трудовой деятельности»

Потребности труда

2017 - 2022

Заместитель директора по ВР

социальный педагог,

инструктор по труду

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В.

10.

Родительские собрания

Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

«Хочу, могу, надо» изучение склонностей и способностей ребенка.

Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.

Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

Родительское собрание для будущих десятиклассников.

Образовательные услуги, предоставляемые областью

октябрь

декабрь

апрель

май

апрель

Ежегодно:

Классные руководители, психолог, администрация

11.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

Коллективные творческие дела

Выпуск школьной газеты

Субботники по уборке школьного двора

КТД «Это моя школа»

Выставка «Дары осени»

В течение всего

периода

Классные руководители

Воспитатели

12.

Профессиональная адаптация учащихся.

Урок занятости (8-11 классы)

Урок труда (8-9 классы)

Уроки успеха (1-11 классы)

По отдельному плану

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В., классные руководители, социальные партнёры

13.

Организация пятой трудовой четверти.

Обеспечение участия учащихсяся в работе ученических трудовых бригад по ремонту школы.

знакомство со строительными профессиями

Работа на пришкольном участке:

знакомство с профессиями, связанными с растениеводством

Май, июнь

Классные руководители, заместитель директора по УВР, инструктор по труду,

14.

Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил дня выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.).

В течение года

Классные руководители Инструктор по труду

2.Диагностика и консультирование.

1.

Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов:

« Карта интересов».

«Склонности и профессиональная направленность».

Профессиональные склонности

Профессиональный тип личности

Мотивы выбора

Анкета «Профессиональный интерес»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, педагог - психолог

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В.

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации

по теме: «Здоровье и выбор профессии»

Ежегодно

Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный педагог, медицинский работник

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители, заместитель директора по УВР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Социальный педагог

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В.

3.

Организация работы трудовой бригады.

Май, июнь

Социальный педагог

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В.

4.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в

феврале

Заместитель директора по УВР

Социальный педагог Классные руководители.

4.Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

2017-2022

Руководитель МО

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.

2017-2022

Социальный педагог

3.

Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

психология выбора профессии;

использование игровых упражнений в профориентационной работе;

трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников;

конфликты профессионального самоопределения.

2015

Социальный педагог, педагог - психолог

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В.

5. Совместная деятельность с социальными партнёрами

1

Организация экскурсий на предприятия социальных партнёров

По отдельному плану

Зам. директора по ВР, классные руководители, инструктор по труду

2

Составление каталогов профессий социальных партнёров

В течение года

Социальный педагог

ЦНЗ г. Донецка консультант Дерягина Т.В.

3

Организация встреч с представителями МВД, ГИБДД, внеклассные мероприятия с участием учреждений

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители, инструктор по труду

XVI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Непрерывная профориентация учащихся общеобразовательных школ должна быть разработана с учетом возрастных особенностей учащихся разных классов. При этом необходимо учитывать, что трудности профессионального самоопределения у молодых людей с ОВЗ вызваны в основном следующими расхождениями:

между потребностями общества в кадрах и их личными профессиональными планами;

между профессиональными интересами, склонностями и физическими возможностями и личностными особенностями учащегося с ОВЗ;

между профессиональными планами молодого человека и планами его родителей в отношении него.

Также при разработке содержания профориентационной деятельности в школе необходимо учитывать, что чем младше человек в момент выбора профессии, тем больше вероятность того, что его выбор не самостоятелен и не основан на собственной системе ценностей.

Правильно организованная работа в этих направлениях помогает молодым людям с ОВЗ осуществлять самостоятельный профессиональный выбор с учетом потребностей рынка труда, собственных интересов и возможностей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.