ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ МБОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ МБОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
Разработчик: К.Н. Стратилат,
педагог-психолог
Владивосток 2018
Этапы:
Анализ литературы по теме суицидального поведения. Методическая работа.
Проведение психодиагностики склонности учащихся к суицидальному поведению (3-11 классы).
Выступление на МО классных руководителей с темой: «Как распознать ученика, склонного к суициду». Раздача памяток.
Выступление на общешкольном родительском собрании с темой: «Индикаторы склонности ребенка к суицидальному поведению». Раздача памяток.
Проведение психологической акции для учащихся: «Жизнь прекрасна» (5-11 классы)
Проведение классных часов на тему: «Психологическое здоровье. Что это такое и как его сохранить?» (1-4 классы)
Обработка, освещение результатов психодиагностики. Составление списка учащихся «группы риска».
Участие в участие в проведении педагогического консилиума. Выступление на консилиуме.
Разработка планов индивидуальной и групповой работа с учащимися «группы риска» и (в случае необходимости) планирование семейной психотерапии.
Организация наблюдения за учащимися из «группы риска». Проведение индивидуальной и групповой работа с учащимися «группы риска»/ семейной психотерапии
Отслеживание динамики работы с учащимися группы риска. Проведение промежуточной психодиагностики. Рефлексия результатов. Составление/корректировка планов дальнейшей работы с учащимися.
Подготовка волонтеров из числа учеников образовательной организации по программе «Равный – равному», которые в дальнейшем будут своими силами вести пропаганду, направленную на снижения уровня суицидального риска обучающихся.
Реализация программы «Равный – равному».
Отслеживание динамики эффективности программы: «Равный – равному» и работы специалистов с учащимися группы риска. Рефлексия результатов. Составление/корректировка планов дальнейшей работы.
Определение предметного поля
Основные дефиниции
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя: суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальное покушения и попытки.
Самоповреждение, иногда используется англицизм селфхарм (от self-harm) — преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений.
Теоретическую и методическую базу программы профилактики составили работы и исследования таких авторов, как: Цыбанёва А., Алимова М.А., Сакович Н.А., Амбрумова А.Г., Бруно Е.М., Сейр Г., Бачило Е.В., Шнейдер Л.Б. и др.
Индикаторы суицидального детей и подростков
К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.
Ситуационные индикаторы
Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска, например, одиночество, травля в классе одноклассниками, подражание кумиру у подростков и др.
Поведенческие индикаторы
- злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
- эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);
- самоизоляция от других людей и жизни;
- резкое снижение повседневной активности;
- изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
- выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
- частое прослушивание траурной или печальной музыки;
- «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
- любые внезапные изменения в поведении и настроении,
особенно—отдаляющие от близких;
- склонность к неоправданно рискованным поступкам;
- посещение врача без очевидной необходимости;
- нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе;
- расставание с дорогими вещами или деньгами;
- приобретение средств для совершения суицида.
Коммуникативные индикаторы
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» — прямое сообщение, «Скоро все это закончится» — косвенное);
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
- уверения в беспомощности и зависимости от других;
- прощание;
- сообщение о конкретном плане суицида;
- самообвинения;
- двойственная оценка значимых событий;
- медленная, маловыразительная речь
Когнитивные индикаторы
- разрешающие установки относительно суицидального поведения;
- негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
- представление о собственной личности как о ничтожной,не имеющей права жить;
- представление о мире как месте потерь и разочарований;
- представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
- «туннельное видение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
- наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.
Эмоциональные индикаторы
- амбивалентность по отношению к жизни;
- безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
- переживание горя;
- признаки депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя и (е) утрата способности испытывать удовольствие;
- несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
- вина или ощущение неудачи, поражения;
- чрезмерные опасения или страхи;
- чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
- рассеянность или растерянность.
Субъекты профилактики
Основной субъект – учащиеся, дополнительный – остальные участники образовательного процесса: родители (законные представители), учителя/, администрация и другие специалисты.
Основная нормативно-правовая база
1. Конституция Российской Федерации
2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 № 1351
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761
4. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
6. Федеральный закон от 21.11.2011 №323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.03.2016 № 423-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р
9. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 26.01.2000 №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»
10. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2003 №03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков»
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2015 № ВК – 2969/07 «Методические рекомендации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы»
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2016 № АК – 923/07 «Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением».
13. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2016 №07-2284 «О принятии мер в области психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения»
14. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида»
15. Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30).
Программы, направленные на развитие индикаторов
Риски суицидального поведения: межличностные кризисы, тяжёлая утрата значимых других, отсутствие близких отношений с семьей, утрата смысла жизни и перспективы, падение самооценки, чрезмерная зависимость от других и неудовлетворенность таким положением, употребление ПАВ, акцентированность личности (несбалансированная психика), низкая сопротивляемость стрессу, тяжелая наследственность, неблагоприятные социальные условия, наличие в прошлом попыток суицида, тяжелые соматические и психические заболевая.
Возможные ресурсы: инстинкт самосохранения, уровень развития интеллекта, коммуникативный потенциал, ценные для подростка аспекты его «Я», позитивный опыт решения проблем, наличие значимых других, достаточно высокий эмоциональный интеллект, приверженность ЗОЖ.
Возможные программы, направленные на развитие индикаторов: «Управление эмоциями», «Я справлюсь! Повышение жизнестойкости», «Я – Окей и другие – окей», «Я-сам», «Способность к прощению», «Испытание одиночеством», «Правильные привычки», «Не навреди себе», «В чем смысл? Мои жизненные ценности», «Семья – это то, что с тобой навсегда», «Суметь увидеть хорошее», «Мой ребенок в сети: хорошо это или плохо?» и т. п в зависимости от случая.
Программы, работающие на развитие профилактической среды
Возможные программы: «Искусство любви к своему ребенку», «Как общаться с детьми, чтобы они были психологически здоровыми?», «Равный – равному», психологическая акция для подростков «Жизнь прекрасна» (Приложение 1), «Психологическое здоровье. Что это такое и как его сохранить?» (1-4), психопросвещение учителей: «Как распознать ученика, склонного к суициду» (Приложение 2), выступление на общешкольном родительском собрании с темой: «Индикаторы склонности ребенка к суицидальному поведению» (Некоторые программы/ход занятий/ памятки представлены ниже и т. п).
Мониторинг
А) Психодиагностика
Используемые методики
Младшие школьники
Проективная методика «Дерево», Незаконченные предложения, Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (для младших школьников), Проективная методика измерения тревожности А.М. Прихожан; «Градусник настроения», «Человек под дождем».
Среднее звено
Характерологический опросник К. Леонгарда, социометрия, опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова), Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королева), Опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной, «Человек под дождем», тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И Рассказовой) (с 8 класса).
Старшеклассники
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова), тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королева), Шкала безнадежности, Методика «Изучения особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса, тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой)
Б) Анализ социальных паспортов классов
В) Организация наблюдения классных руководителей, учителей-предметников и родителей за учащимися из «группы риска».
Внешние и внутренние ресурсы
Внутренние: педагог-психолог, завуч по воспитательной работе (включение в план воспитательной работы такого направления, как профилактика суицидального поведения), классные руководители (наблюдение за учащимися, своевременное выявление учеников, склонных к суицидальному поведению; участие в ППк; пристальное целенаправленное наблюдение за учащимися из «группы риска»; возможно, роль значимого другого), учителя-предметники (наблюдение за учащимися, своевременное выявление учеников, склонных к суицидальному поведению; участие в ППк; возможно, роль значимого другого), директор (принятие управленческого решения о реализации программы профилактики суицидального поведения), родители (опекуны) учащихся (наблюдение за своими детьми с целью своевременного выявления учеников, склонных к суицидальному поведению; роль значимого другого), учащиеся – волонтеры, которые захотят участвовать в программе «Равный – равному».
Внешние (при необходимости): специалисты (врачи психиатры, психотерапевты, клинические психологи), работающие в краевой детской психиатрической больнице (оказание квалифицированной медицинской помощи), специалисты, работающие в КБУЗ "Краевой наркологический диспансер" (оказание квалифицированной специализированной наркологической консультативно-диагностической и лечебно-профилактической помощи), учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи ЦППМСП (оказание профессиональной психологической и медицинской помощи, обмен опытом со специалистами), специалисты социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (консультация семейного психолога и/или стороннего педагога-психолога, комплексная коррекционно-реабилитационная работы с детьми), специалисты социальных приютов (временное убежище для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ставшими жертвами насилия; социальной реабилитация ребенка), педагоги центра «ЭИ» - дети (развитие эмоционального интеллекта) и т.д..
Оценка эффективности
- Повышение компетентности всех субъектов образования о том, что такое суицидальное поведение, как его определить и как предотвратить;
- Относительная стабильность состава или уменьшение количества учащихся «группы риска»;
- Наличие положительной динамики в работе с учащимися «группы риска». Например, уровень тревожности в пределах нормы, сформулированная адекватная самооценка, ориентация в системе ценностей, сформулированное ценностное отношение к жизни и здоровью, адаптация в школьном коллективе, семье, осознание собственных чувств, умение управлять злостью, принятие себя и сложившийся ситуации и т.д..
Сроки реализации программы:
Ноябрь 2018- май 2020.
Одна из программ, направленных на развитие индикаторов (жизнестойкость)
Тренинг для подростков по формированию жизнестойкости
Автор: модификация тренинга А. Ю Барановой
Актуальность профилактики суицида среди молодежи Приморского края
В современном мире все чаще из средств массовой информации становятся известны факты суицидов среди несовершеннолетних. К большому сожалению, данный феномен активизировался в подростковой среде и набирает обороты. И какой бы не была причина появления данного феномена, основная проблема в том, что это явление негативно сказывается на состоянии общества в целом.
Проблеме суицидального поведения подростков посвящены труды многих современных исследователей. Большинство авторов сходятся во мнении, что подростковый возраст является самым импульсивным и эмоциональным периодом в жизни каждого человека. Жидков Р.И., Филиппова М.Д., Сомкина О.Ю. считают, что для молодых людей в этот период главным является общение со сверстниками, и намного важнее быть понятыми и принятыми в окружении своих одноклассников, друзей, чем взрослыми людьми. Для ребенка окружающий его мир является непонятным и пугающим, и поэтому все попытки войти в этот взрослый мир связаны с проблемами и сложностями, которые зарождают в нем внутренние конфликты, с которыми он не в силах справится самостоятельно, но и не может рассказать окружающим.
Согласно данным, представленным уполномоченной по правам ребенка в РФ А. Кузнецовой на селекторном совещании, прошедшем в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России: «С 2011 по 2015 г. количество самоубийств в стране стабильно снижалось на 10% в год. Но в 2016 г. наблюдается рост на 57%. Мы резко откатились назад на пять лет. Одной из основных причин такого положения является лавинообразное распространение «групп смерти» в соцсетях». [9].
На территории Приморского края проблема суицидального поведения в подростковом возрасте является не менее актуальной, чем в других регионах страны. Количество детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет, которые прибегли к попыткам суицида, составляет на 2012 г. - 69 чел., 2013 г. - 60 чел., 2014 г. - 45, 2015 г. - 37 чел. Согласно статистике, в Приморском крае на 2016г. общее число несовершеннолетних составляет 364082 чел. С начала 2016 г. зарегистрирован 91 факт суицида и суицидальных попыток среди подростков, из которых 15 закончились летальным исходом. Наибольшее число несовершеннолетних, совершивших суицид, либо суицидальные попытки - это подростки в возрасте от 15 до 17 лет (в возрасте от 11 до 14 лет - 32 чел., и в возрасте от 7 до 10 лет - 2). Согласно представленным данным установлено 12 фактов повешения (10 со смертельным исходом), отравление медикаментами - 45 (2 со смертельным исходом), самопорезов - 28, падение с высоты - 5 (3 со смертельным исходом). По статистике причинами совершения несовершеннолетними суицидов являются проблемы с лицами противоположного пола, семейные конфликты и привлечение внимания друзей и близких, возможные конфликты с ровесниками.
Актуальность профилактики суицида среди учащихся МБОУ «Центр образования» г. Владивостока
Наличие обучающихся, которые под влияем различных факторов (конфликты со сверстниками, с лицами противоположного, семьей, отсутствия смысла жизни, наличия чувства «пустоты жизни» неумения справиться со своими эмоциями и т.д.), занимаются самопорезами и размышляют о суициде. Данные учащиеся составляют «группу риска».
Обоснование
При детальном рассмотрении суицидальных случаев выясняются две причины возникновения суицидального поведения: внешние - трудные жизненные обстоятельства (горе, инвалидность, развод родителей, конфликты и т.д.); и внутренние - личностные особенности человека, которые не позволяют адекватно реагировать на стрессовые ситуации и эффективно решать жизненные неурядицы. Причем внутренние, личностные особенности, предопределяют остроту реакции на внешние неблагоприятные условия. Но есть личности, обладающие жизнестойкостью, т.е. комплексом качеств, которые позволяют им успешно преодолевать жизненные трудности, и, тем самым, не допускать разрушительного влияния внешних суицидогенных факторов. Более того, жизнестойкие личности превращают жизненные проблемы в ситуации собственного развития.
Целевая аудитория: учащиеся 15-17 лет (8-11 классы), входящие в группу риска.
Количество участников – от 5 до 12 человек.
Продолжительность: 4 астрономических часа.
Оборудование: мультимедийная установка (звук, видео), ноутбук,
аудиозаписи, бумага формат А4 и А3, цветные карандаши, наборы
метафорических ассоциативных карт (О природе и погоде).
Цель: повышение уровня жизнестойкости подростков, формирование
самосознания подростка.
Задачи:
1. Сформировать отношение к жизни как ценности.
2. Развивать и поддерживать позитивное самосознание и
самооценку.
3. Способствовать формированию адекватной оценки своей
деятельности.
4. Помочь учащимся обратиться к своим чувствам,
проанализировать свое отношение к ценностям жизни.
Ход тренинга
Организационная часть
Вводные слова ведущего: представление ведущего (ведущих), сообщение темы тренинга, вопросы к участникам группы: «Знают ли они что такое тренинг?», «Был ли у них опыт участия в тренинге? (если не знают, что такое тренинг, то ведущий должен пояснить), освещение цели и задач и тренинга, а также регламента.
1.2 Первичное знакомство участников группы
Упражнение: «Мой девиз»
Цель: знакомство
Попросить каждого участника группы по очереди назвать свое имя и девиз по жизни;
1.3 Упражнение: «Факты на бумаге»
Цель: знакомство.
Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу туалетную бумагу со словами: «Может пригодиться, возьми себе сколько хочешь». После того как все участники взяли бумагу, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько квадратиков бумаги он взял.
1.4 Введение правил и призывов тренинга
Правила - обязательные для исполнения групповые нормы, а призывы – желательные.
Необходимо рассчитать всех участников группы на первый, второй, третий группы (если группа маленькая, то на первый, второй) и создать с учетом номеров три группы. Задача каждый группы сообща выработать правила и призывы дальнейшей тренинговой работы и зафиксировать их (7 минут). Затем спикер от каждой группы высказывает мнение участников «своей» группы (не более трех минут на выступление каждого спикера). Затем тренер суммирует мнения всех участников группы, при необходимости уточняет и дополняет их и на листе ватмана записывает правила и призывы (на отдельных листах) тренинга. Затем листы с правилами и призывами вещаются на видное место.
Примерный перечень правил и призывов
1. Правило «здесь и сейчас»
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Не разговаривать по мобильным телефонам и не опаздывать.
2. Правило «соблюдения регламента»
3. Принцип «я» - высказывания
Участники тренинга высказываются от первого лица, например, я считаю, я думаю.
4. Правило «телефоны в беззвучном режиме».
5. Правило «одного голоса» (уважение к говорящему).
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
6. Правило «нет критики».
Безоценочность по отношению к участникам. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
7. Правило «Стоп!».
Если кто-то не может в данное время говорить о какой-то проблеме, не готов раскрываться перед группой, то он может отказаться от этого, сказав "стоп". Только необходимо взять всю ответственность за это на себя: группа не сможет помочь этому человеку. Если ты не хочешь что-то делать или говорить, скажи «Стоп». Также это правило можно дополнить двумя случаями:
- «Стоп!» может говорить ведущий тренинга для того, чтобы направлять ход обсуждения какого-то вопроса (в случае отклонения от темы обсуждения, для того чтобы немного утихомирить самых разговорчивых участников тренинга и т.д.)
- «Стоп!» может говорить любой участник тренинга для того, чтобы попросить уточнить или повторить чье-то высказывание.
8. Конфиденциальность всего происходящего
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому, участники смогут доверять друг другу и группе в целом. Как правило, это требование относят к призывам.
9. Активность и искренность
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – это место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует; обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать. Как правило, это требование относят к призывам.
2 Основная часть
2.1 Упражнение «Мое состояние в метафоре» Цель: диагностика состояния (самочувствия) участников тренинговой группы
Попросить каждого участника группы по очереди вытягивает карту «рубашкой вниз». Затем по просьбе ведущего они переворачивают карту и рассказывают о своем эмоциональном состоянии, глядя на карту.
2.2 Упражнение «Притча о жизни – разноцветная реальность»
Инструкция: Внимательно послушайте притчу и расскажите о том, какие мысли и чувства она вызывает у вас?
Один старый и очень мудрый китаец сказал своему другу: «Рассмотри комнату, в которой мы находимся, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета». В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец попросил его: Закройка глаза свои и перечисли все вещи... синего цвета! Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!» На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись, ведь в комнате очень много вещей синего цвета». И это было чистой правдой.
Тогда мудрый китаец продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни – только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни. Запомни: если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего. Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему – то оно обязательно произойдет с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но будешь находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным – жизнь невозможна без разочарований. Ожидая худшее, ты упускаешь из жизни все то хорошее, что в ней на самом деле есть. Если ожидаешь плохого, то ты его и получаешь. И наоборот. Можно приобрести такую силу духа, благодаря которой любая стрессовая, критическая ситуация в жизни будет иметь и положительные стороны».
2.2 Упражнение «Карта внутренней страны»
Инструкция: Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир – в сказочную, фантастическую страну. Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, где нельзя все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы: этой страны нет на карте мира. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем добились успеха. Помните задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию. Итак...
Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту сказочной страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно. Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь подумайте о контуре, который определяет границы страны. Контур образует как бы силуэт страны. Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур... Разум здесь не поможет, только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны. Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное – не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту. Вероятно, там появятся горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни, болота...
Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно, чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно условные обозначения помещаются внизу страницы. Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете поместить их на обороте листа.
Пожалуйста, сделайте надпись «Условные обозначения». Теперь нам предстоит составить список использованных вами условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, внесите в условные обозначения в виде небольшого цветного прямоугольника. Если вы использовали красный цвет, в списке обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты вы использовали зеленый цвет, появится зеленый прямоугольник, и так далее.
Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в списке условных обозначений.
Теперь необходимо дать свое название каждому цветному прямоугольнику, каждому значку. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, –
решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...
Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.
Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь, они намечают цель. Иначе, зачем отправляться в путь? Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».
Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».
Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь. Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.
Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста, рассмотрите
внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда – нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».
Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть отовность к путешествию по собственной внутренней стране. Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то, как будто бы, совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.
А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким- либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас. Спасибо!
Психологический анализ. 7 ключей от карты внутренней страны.
1. Энергия рисунка
Рисунок оставляет позитивное, жизнеутверждающее впечатление. В таких случаях бессознательное человека как будто бы сообщает ему: «У тебя внутри достаточно силы, личностного ресурса, чтобы справиться с задуманным». Причем, это утверждение справедливо, независимо от актуального состояния человека и его текущих представлений о собственных возможностях.
Местоположение «флажка цели»
Название территории, на которой расположен «флажок цели», – это метафора неосознанного, интуитивного стремления автора карты. В данном случае неосознанной цели. Допустим, «флажок цели» находится на возвышенности достижений. Это означает, что автор рисунка активно стремится к определенным социальным достижениям, так как горы, возвышенности символизируют социальный рост, развитие.
Другой пример – «флажок цели» находится на Поляне раздумий. Это означает, что в данный момент для автора актуален процесс размышлений, но, вероятно, он пока не может посвятить этому столько времени, сколько необходимо. Может, он колеблется с принятием решения, или занят некоторой задачей, или ощущает, что нужно остановиться и подумать, все взвесить и сделать важный выбор, который может стать судьбоносным.
Еще пример – «флажок цели» находится в Море желаний на Острове любви. Это означает, что в данный момент для автора наиболее важными являются романтические взаимоотношения, поиск партнера или совершенствование отношений с ним. Вода (озера, моря, реки) символизирует чувственность, эмоциональность, чувствительность, женственность, эротизм. Поэтому, если «флажки целей» попадают на водную территорию, это часто свидетельствует о том, что создатель карты чувствителен, интуитивен, эмоциональная жизнь для него имеет большое значение.
«Флажок цели» может находиться на пересечении двух или трех территорий. Это означает, что образ цели объединяет несколько процессов. Каких – об этом расскажут названия территорий. Для того чтобы автор чувствовал себя удовлетворенным, ему необходимо гармоничное сочетание, объединение этих процессов.
Итак, местоположение «флажка цели» расскажет о том, к какому состоянию неосознанно стремится автор карты (гармонии, отдыха, ясности, удовлетворенности, успеха и пр.).
Расположение «флажка цели» относительно центра карты
Если «флажок цели» расположен в центре карты, это означает, что образ цели является интегрирующим для личности автора. То есть достижение данной цели позволит гармонизировать его состояние, мироощущение, обрести покой и стабильность. С другой стороны, центральное положение «флажка цели» указывает на способность автора находить общее в различных точках зрения, координировать, балансировать, уравновешивать разнообразные процессы в команде.
Всю карту можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.
По горизонтали
Левая, «женская» часть – символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.
Центральная часть – символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым.
Правая, «мужская» часть – символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность в будущее. Экстраверсия.
По вертикали
Верхняя часть символизирует ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания.
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы.
Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, реализацию планов, землю, почву под ногами.
Если «флажок цели» находится в верхней части карты, можно говорить о склонности автора рисунка к ментальным построениям. Если «флажок цели» расположен в правой верхней части, – перед нами «генератор идей», человек, устремленный в будущее. Ему нетрудно искать и находить новые, нестандартные решения.
Смещение «флажка цели» в правую часть свойственно людям, ориентированным в будущее, стремящимся к социальным достижениям, инновациям.
Характер маршрута
Теперь область наших исследований – маршрут от «флажка входа» до «флажка цели». Линия маршрута и его характер расскажут о том, каким образом и по какому сценарию человек склонен добиваться желаемого, идти к своей цели.
Вопросы для анализа пути к цели:
- Через какие территории пролегает маршрут к цели?
Например, маршрут к цели пролегает сначала через Горы препятствий, потом через Долину разочарований, затем через Пустыню поиска, к Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает, что в начале пути автор склонен рисовать себе препятствия, ограничения (Горы препятствий). Это приводит
его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (Долина
разочарований). Но потом он берет себя в руки и начинает искать выход из
создавшегося положения (Пустыня поиска). Благодаря этому у него
появляется надежда и энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при
условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (Вершина успеха).
Анализ маршрута позволит понять, склонен ли автор неосознанно
придумывать препятствия на пути к достижению цели? Чаще всего человек
сам себе изобретает ограничения и ловушки. Как говорил известный сатирик:
«Мы сами себе придумываем трудности, а потом мужественно их
преодолеваем».
- Маршрут проложен по прямой или петляет по всей стране?
Это наблюдение позволит определить стратегию движения к цели. Есть
люди, которые идут прямо, не сворачивая, не отвлекаясь. Помните, в фильме
«Чародеи» Ивана учили проходить сквозь стену? Для этого было необходимо
видеть цель и верить в себя. Оба этих условия есть у тех, чей путь проложен
по прямой. Правда, у таких людей есть одна особенность: они могут быть
одержимы целью. С одной стороны, это прекрасно. Но с другой – это может
мешать им видеть маленькие чудеса повседневности.
Если путь петляет по стране, это означает, что автор карты человек
творческий, увлекающийся, любознательный. Ему хочется везде побывать, все посмотреть. Это прекрасно.
- Есть ли на маршруте территории, где происходит «хождение по
кругу»?
Территория, на которой приходится ходить по кругу, либо является
камнем преткновения, нерешенной проблемой, либо значимым для человека
ресурсным состоянием.
5. Расположение «флажка входа» и «флажка выхода»
«Флажок входа» и «флажок выхода» задают начало и конец пути. Они
могут быть расположены в пяти основных комбинациях.
«Флажок входа» и «флажок выхода» совпадают (или находятся в одной
части карты). Человек приходит к тому, с чего начал, но на новом уровне, с
новыми знаниями. Символизирует завершение цикла «спирали жизни» и
переход на следующий уровень. Человек умеет учиться на собственном
опыте, гармонично доводить дело до конца.
«Флажок входа» находится в нижней части, «флажок выхода» – в
верхней. Человек склонен идти от практики – к теории. Сначала действует,
пробует, потом осмысляет. Исследователь, идущий эмпирическим путем.
Человек дела.
«Флажок входа» находится в верхней части, «флажок выхода» – в
нижней. Человек склонен идти от теории – к практике. Он умеет сначала все
обдумать, взвесить, потом перейти к делу.
«Флажок входа» находится в левой части, «флажок выхода» – в правой.
Прежде чем принять решение, начать какое-либо дело, человек может
переживать, обдумывать стратегию, тревожиться. Но, начав движение,
обретает чувство перспективы. Умеет использовать прежние наработки
команды в новых делах.
«Флажок входа» находится в правой части, «флажок
выхода» в левой. Человек умеет тонко чувствовать различные новые веяния,
имеет нюх, чутье на нечто выгодное и перспективное. Умеет «встраивать»
инновационное в традиционное.
6.Урок-путешествие
Здесь центром внимания становится продолжение фразы: «Это
путешествие научило меня, прежде всего...». Высказывание, которым автор продолжил эту фразу, расскажет о том, над чем в данный момент «работает» его внутренний мир, над чем он размышляет, какие вопросы неосознаннорешает, в каком направлении развивается.
Фактически, продолжая заданную фразу, автор находит смыслтекущего жизненного момента, урока.
7. Точка актуального состояния
Это самое последнее задание «Карты внутренней страны». Точка актуального состояния покажет, на какой территории автор находится сейчас. Точка актуального состояния располагается до или после «флажка
цели».
«Ключи» помогут провести психологической анализ карты и
сформулировать перспективные задачи психологической работы с автором.
2.3 Упражнение «Мои ресурсы»
Информация для учащихся. Ресурсы - это то, на что мы можем опереться в сложных жизненных ситуациях. Эта та внутренняя сила, которая нас поддерживает в период усталости и спада жизненной энергии. Внутренние ресурсы наполняют нас в период отчаянья. И самое главное и приятное, то, что они всегда есть и у всех!
Ресурсы бывают внутренние и внешние. Внешние ресурсы личности – это то, что нас окружает, и чем мы можем воспользоваться для поддержки себя (семья, друзья, родственники т.п.).
Внутренние ресурсы – это собственно все то, что есть во мне, то чем я могу воспользоваться в любое время и в любом месте (талант, характерные особенности, способности и т.д).
Ход упражнения
Участники называю ресурсы, которые они знают. На листе бумаге пишут заголовок: «Мои ресурсы», они записывают те из них, которые очень помогают им в жизни. Далее происходит озвучивание этих ресурсов по очереди по кругу. После чего психолог просит участников назвать и записать на листочке качества, которые мешают им в жизни. Далее также происходит озвучивание этих качеств и обсуждение: только ли мешают эти качества, а может, они все-таки чем-то помогают нам? В процессе обсуждения психолог подводит подростков к мысли о том, что эти качества, казалось бы, негативные (например, лень, трусость, зависть, коварство и т. д.), но и они приносят нам пользу, помогают нам в некоторых жизненных ситуациях и тоже могут являться внутренними ресурсами нашего организма.
3. Подведение итогов тренинга
3.1 Резюме от ведущего тренинга. Обратная связь от участников тренинга.
Примерные вопросы ведущего для участников тренинга: Что стало итогом сегодняшнего тренинга? Поделитесь своими впечатлениями по поводу тренинга? Что нового вы сегодня узнали (открыли) для себя? И т.д.
3.2 Упражнение: «Спасибо за приятное занятие»
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Список литературы по тренингу для подростков по формированию жизнестойкости
Делейчук Л. Э. Суицидальное поведение подростков как социальная проблема» // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2017. https://cyberleninka.ru/article/n/suitsidalnoe-povedenie-podrostkov-kak-sotsialnaya-problema
Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.:
ООО Речь, - 2000, 310 С.
Григорьева М. Р. Программа для учащихся 9-11 классов «Тренинг активизации внутренних ресурсов» // Голубева Ю. А., Григорьева М. Р. Тренинги с подростками, 2014. С. 25-46.
Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002. - 542 с.
Тренинг для подростков по формированию жизнестойкости:
Методическое пособие/ Составитель: А.Ю. Баранова. – Иркутск:
Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2017. – 21с.
Приложение 1
Психологическая акция: «Жизнь прекрасна». Профилактика суицида у младших подростков при помощи сказкотерапевтических технологий
Автор: педагог-психолог, Стратилат К.Н.
Актуальность работы: наличие в школе детей, размышляющих о совершении суицида.
Цель: профилактика суицидального поведения у младших подростков.
Задачи:
- способствовать расширению репертуара поведения учащихся;
- развитие вариативности мышления и поведения;
- помочь учащимся найти свои антисуицидальные факторы;
- способствовать повешению самооценки и позитивизации Я-концепции подростков;
- способствовать развитию рефлексии у подростков;
- способствовать развитию у подростков активной жизненной позиции и оптимизма.
Возраст участников группового занятия: 11-12 лет
Необходимые материалы: карточки со сказочными задачами по количеству участников, листы бумаги А4, ручки, карандаши, тексты стихотворения «Жили были Ох и Ах».
Продолжительность группового занятия: 100 минут.
Ход занятия
Слова психолога: Здравствуйте! Мы сегодня с Вами продолжаем говорить о суицидальном поведении. И для начала давайте с Вами сделаем упражнение: «Мое состояние в метафоре».
Разминка «Мое состояние в метафоре»
Проведение упражнения. Ведущий просит каждого участника группы по очереди обозначить свое эмоциональное состояние с помощью сравнения себя со сказочным персонажем (например, я сейчас как Пьеро грустный и т.д.) и пояснить, что это для него значит.
Слова психолога: «Спасибо, что поделились своими чувствами и мыслями. Предлагаю Вам подумать над следующей метафорой: «Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу. Я знаю, что Вы думали о суициде. Однако Вы сейчас здесь. И меня радует, что Вы сдерживаете наш договор. Какие страницы жизни толкают вас на то, чтобы не сжечь всю книгу? Что удерживает Вас в жизни?»
Примерные высказывание участников занятия:
- Я люблю кошек. У меня их две. Если меня не будет, то не кому будет о них заботиться;
- Я хочу помогать людям. Скоро стану пионером;
- Бабушка, дедушка и моя лучшая подруга;
- Мама не хочет, чтобы я что-то делала с собой. Еще я люблю смотреть аниме. В Аду, наверное, нет аниме;
- Друзья.
Слова психолога: «Хорошо, а что еще может удерживать человека от совершения суицида?»
Слова психолога: «Молодцы. Спасибо за Ваши мысли. Вы назвали много факторов, ради которых мы все живем. Давайте пойдем дальше. Ребята, назовите, пожалуйста, возможные причины совершения суицида».
Примерные ответы учеников: отсутствие молодого человека, неразделенная любовь, внешнее уродство, проблемы в отношениях с родителями и со сверстниками/одноклассниками».
Слова психолога: «Хорошо, теперь давайте попробуем вспомнить какие-нибудь сказки, где герои сталкивались с подобными проблемами? Как им удалось справиться с этими проблемами?»
Ученики обычно называют проблемы героев следующих сказок: «Белоснежка», «Колобок», «Гадкий утенок», «Снегурочка», «Рапунцель», «Красавица и чудовище», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Варвара-краса, длинная коса». Далее идет обсуждение способов преодоления трудностей. Обычно это сводится к тому, что герои пытаются либо самостоятельно справится с сложившейся ситуацией, что не всегда приводит к положительным результатам, или же они сами просят о помощи или к ним приходит кто-то на помощь.
Слова психолога: «Хорошо, мы с Вами рассмотрели основные способы преодоления сложных ситуаций в известных сказках. Вы заметили, что самостоятельное решение проблемы может иногда приводить к плохому результату. Ребята, как Вы думаете, у кого можно попросить помощи и/или кто может прийти на помощь к Вам в сложной ситуации в реальной жизни?».
Слова психолога: «Хорошо, согласна с Вами. А теперь я предлагаю Вам сделать следующее. Сейчас я Вам раздам сказочные задачи. Подумайте, пожалуйста, о том, как можно их решить (Сказочные задачи представлены в приложении А).
Слова психолога: «Здорово. Вы назвали много способов из трудных сказочных ситуаций. Скажите, пожалуйста, а можно ли эти способы использовать в Вашей реальной жизни?».
Слова психолога: «Рада, что Вы смогли применить приемы решения сказочных ситуаций для решения проблем из Вашей реальной жизни. А теперь я предлагаю Вам обвести на листе бумаги свою руку. В начале нашего сегодняшнего занятия Вы сравнивали свое эмоциональное состояние с каким-то сказочным героем. Теперь я прошу, чтобы каждый из участников тренинга написал на листе другого ученика в его нарисованном пальчике имя сказочного героя и его отличительные черты, с которым он у него ассоциируется».
Вопросы для обсуждения упражнения:
- Сложно ли было Вам выполнять это упражнение? Что вызвало сложность?
- Чтобы было сделать легче: сравнить себя с каким-то сказочным героем или свою одноклассницу? С чем это связано?
- Есть что-то написанное на Вашей «руке», то, что Вы не знали про себя? Как Вы к этому относитесь?
Слова психолога: «А теперь предлагаю Вам прочитать стихотворение «Жили были Ох и Ах» (Приложение Б). Слышали о таком? Может видели мультик? Только мы будем не просто его читать, а будем его проигрывать. Сейчас кто-то из Вас станет Охом, а кто-то Ахом. Вы будете читать и сопровождать соответствующими движениями слова этого стихотворения. В данном стихотворении есть и другие роли: Ой, Эй, Ай-яй-яй – их роль будут выполнять другие участники тренинга. Читать будем по половине стихотворения. Как только показали половину стихотворения роль Аха и Оха на себя берет кто-то другой. Теперь уже они станут дочитывать стихотворение и т.д. пока все участницы тренинга не побывают в роли главных героев. Затем поменяетесь ролями. Те, кто был Охом станут Ахом и наоборот. Все участницы должны побывать как в роли Аха, так в роли Оха».
Вопросы для обсуждения упражнения:
- Как Вы думаете, о чем это стихотворение?
- Что случилось с Охом? Как он преодолел трудности?
- Кем Вам было проще быть: Ахом или Охом? Кем больше понравилось быть?
- В жизни Вы больше Ах или Ох? Как Вы пришли к такому выводу?
- Кем на Ваш взгляд лучше быть в реальной жизни? Обоснуйте свой ответ.
Слова психолога: «Рада, что Вы пришли к таким выводам. А теперь я предлагаю Вам с учетом всего пройденного на наших занятиях написать сказку о своей новой жизни».
Слова психолога: «Девочки, Вы хорошо поработали сегодня. Наше занятие подходит к концу. И, как обычно, прошу Вас поделиться своими мыслями, чувствами о занятии». Примерные вопросы: Что стало для вас итогом сегодняшнего занятия? Что нового вы узнали (открыли) для себя? Что Вам больше всего понравилось/не понравилось? Было то, что вызывало у Вас сложности?
Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
Ход проведения: пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Список литературы
Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. – Барнаул, 2014. – 100 с.
Вачков И.В Материалы курса «Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 72 с.
Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – М.: Генезис, 2012. – 288 с.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». — М.: Генезис, 2006. — 207 с.
Цыбанёва А. Психологическая акция для школьников «Жизнь прекрасна!» по профилактике суицидального поведения Электронный ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskaja-akcija-zhizn-prekrasna-po-profilaktike-suicidalnogo-povedenija.html.
Приложение А
Сказочные задачи
В полночь дверь отварилась и вошел старик – серенький, старенький, на костыль опирается - и сказал Аннушке: «Ну, красна девица, дам я тебе работу. Вот видишь кучу льна? Так напряди мне ниток, вытри холст и сшей рубашку, а завтра я к тебе приду. Если рубашка не будет готова, так тебе будет худо, а теперь прощай» | Налетел страшный вихорь. «Спасибо тебе, Иван-царевич! -сказал Кощей Бессмертный. – Теперь никогда не видать тебе Марьи Моревны как ушей своих!» - и вылетел в окно, подхватив Марью Моревну. А Иван-царевич горько заплакал, снарядился и пошёл в путь-дорогу |
Один главарь злой банды наткнулся на священные рукописи и прочитал их. Сам процесс чтения изменил его. С той поры как подымает он свою дубину, чтобы ударить жертву, то слышит внутренний голос, произносящий слова из книги, запрещающие убивать. «Что же делать, я же главарь банды?» - думал бандит | Мачеха запрещала приемной дочери входить в тайные покои, но она не позлащалась. Ей было интересно, какие секреты от нее скрывают. Когда она порывисто открыла одну из дверей, оттуда, сопровождаемая сильным ветром и вспышкой, вырвалась подающая звезда, промчалась по извилистому коридору и исчезла в ночи. Девушка в панике захлопнула дверь. Что же теперь делать? |
Жители деревни рассказали юноше, что их любимая огромная яблоня перестала плодоносить. Что они только не делали, а она не живет и не умирает, как уснула. Что необходимо сделать, чтобы дерево снова плодоносило? |
|
Приложение Б
Текст стихотворения «Жили были Ох и Ах»
Жили рядом Ох и АХ —
Друг от друга в двух шагах.
АХ — шутник и хохотун,
Ох — отчаянный ворчун.
АХ работы не боится,
АХу охать не годится,
Улыбнется, скажет «ах!» -
Дело спорится в руках.
ОХ глаза косит на АХА,
На дела глядит со страхом,
И, наверно, потому
Не везет в делах ему…
Если АХ в пути споткнется,
Он не плачет, а смеется.
ОХ же стонет то и дело —
Все бедняге надоело.
АХ работает, как надо.
До чего ж вкусна награда!
— Ох-ох-ох! — вздыхает ОХ, —
Тут крапива, не горох…
Все не эдак, все не так!
Охать ОХ — большой мастак.
Смотрит солнышко лучисто,
В доме АХА чисто-чисто!
Тучку АХ хотел отжать,
А она давай рычать.
Хлынул дождь, ударил гром,
АХ бежит с пустым ведром…
АХ с улыбкой ахнул:
— Хорошо бабахнул…
АХ прищурился хитро:
— Туча лезь в мое ведро!
Ноет ОХ:
— Ох, ох!
Я от грохота оглох.
Все соседи вышли,
Встали возле вишни.
ОХУ в самом дел
Я от грохота оглох.
Все соседи вышли,
Встали возле вишни.
ОХУ в самом деле плохо -
Голова болит у ОХА
— Ой! – сказал с досадой ОЙ.
— Значит, ОХ теперь больной.
— Эй, ворчливых не жалей!
– Говорит соседу ЭЙ
— Эх! – кричит с насмешкой ЭХ,
— Вечно охать – это смех.
Ну, а дед АЙ-ЯЙ-ЯЙ тут сказал со вздохом:
— Ай-яй-яй! Ай-яй-яй! Быть ворчливым плохо!
К ОХУ в дом друзья пришли,
Пол, как надо подмели,
Чисто вымыли посуду.
И случилось с ОХОМ чудо.
Обошлось без докторов,
ОХ теперь в полнее здоров.
Так его спасли друзья
Без друзей прожить нельзя!
Приложение 2
Памятка для учителя: «Как распознать ученика, склонного к суициду?»
Автор: педагог-психолог, Стратилат К.Н.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Причины суицида
Выделят порядка 80 причин суицида. В 40% случаев суицида причина неизвестна.
Основные причины подросткового суицида:
Длительная депрессия, невозможность и нежелание видеть в будущем что-то хорошее, проблемы с самоопределением, безнадёжность, страх перед наказанием, психические (душевные болезни), заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты в коллективе, проблемы с противоположным полом, одиночество, утрата значимых других (смерть или серьёзная ссора/расставание с близким человеком).
Риски для детей, склонных к суициду: «группы смерти», СМИ (распространение информации о суицидах), просмотр определенных мультфильмов/фильмов, компьютерная (игровая) зависимость, мода на самоповреждения и суицид (в случае высокого конформизма), переезды на новое место жительства (переход в новую школу).
Индикаторы склонности к авитальному поведению учащегося:
- резкое изменение в поведении (не характерное для подростка: самоотстранение от всего, напряженность, агрессивность, стремление к лидерству, скрытость, молчаливость, потеря интересов, сниженное настроение);
- наличие суицидальных мыслей;
- наличие плана суицида;
- попытки совершения суицида в прошлом;
- резкое ухудшение отношений с родителями/друзьями/учителями;
- изоляция от реальной жизни;
- резкое снижение успеваемости;
- желание ребенка попрощаться, подарить всем напоследок подарки;
- высказывания по типу: «Я боюсь, что сделаю с собой что-нибудь», «Я никого не хочу винить в том, что произойдет, но это и не моя вина», «Существовать надоело, хотелось бы жить, но не могу…», «Устал от такой жизни» и т. д. Важно при оценке коммуникативных индикаторов учитывать контекст. Помните, что не так важно, что человек говорит, а важно как!;
- наличие в телефоне/на страничке в социальных сетях картинок на тему суицида. Но здесь также нужно понимать с какой целью ребенок/подросток смотрит/ставит себе на станицу ту или иную картинку и сколько именно у него картинок на эту тему.
Периоды суицидального поведения
А) Пресуицидальный период (длится от нескольких секунд до нескольких лет)
1 этап – появление мыслей об отсутствии ценности жизни;
2 этап – появление суицидальных мыслей, которые характеризуются фантазиями на тему лишения себя жизни. Внутренняя готовность к суициду;
3 этап – возникновение осознанного желания умереть.
Б) Суицидальный период включает в себя: суицидальные замыслы (разработка плана суицида), угрозы (не всегда), попытку суицида, завершенный суицид.
В) Постсуицидальный период – оценка совершенного суицида.
Виды суицидального поведения:
Демонстративное поведение. В основе такого типа поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и на свои проблемы, показать как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода крик о помощи. Цель – напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.
Аффективное суицидальное поведение - суицидное действие, совершённое под влиянием ярких эмоций. В таком случае подросток действует импульсивно, не имея четного плана суицида. Цель – избавление от сильных негативных эмоций.
Истинный суицид характеризуется тщательным планированием. Здесь могут иметь места прощальные записки родственникам и друзьям. Цель – лишить себя жизни.