Программа работы школьного музея «Моя малая родина»

10
6
Материал опубликован 20 March 2019 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА№17 г. ДОНЕЦКА»

            «СОГЛАСОВАНО»                                «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

____________________                             _______________ Е.Е.Горохова

____________________                             ________________

Пояснительная записка

Согласно Положению о музее при образовательной организации, которая находится в сфере управления Министерства образования и науки ДНР, главными задачами работы музея являются:

способствование совершенствованию учебно-воспитательного процесса образовательных организаций, расширению и углублению общеобразовательной и воспитательной подготовки обучающихся средствами внеклассной и внешкольной работы;

развитие творческих интересов подростков и привлечение молодёжи к поисковой и краеведческой, научно-исследовательской, художественно-эстетической и природоохранной работе через изучение, охрану и пропаганду памятников истории, культуры и природы родного края.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве МОУ «СФМШ №17 г. Донецка».

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Для достижения цели программы решаются следующие задачи:

активизация работы музея образовательного учреждения, расширение сферы и методов использования его воспитательного потенциала;

выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;

укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».

Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся научатся:

— работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

— находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

— высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

— наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

— находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;

— сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

— выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

— вести записи при работе с документами.

     Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.

     Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.

       Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

     Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков;

воспитание уважительного отношения к ДНР, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

  Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

    Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

    Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Оценка результативности:

подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);

участие в различных конкурсах; проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Принципы работы школьного музея

     Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с республиканскими музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:

практическая работа на местности;

учебные экскурсии вне музея;

уроки в музее;

экскурсии в музее;

самостоятельное изучение. встречи, сборы, собрания;

 

Воспитательная работа:

кружки, экскурсии, походы;

туристические поездки;

встречи, читательские конференции

     В основу программы положен системно-деятельностный подход, целью которого является:

научить учащихся самостоятельно учиться;

помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.

   В ходе реализации программы используются технологии проектного обучения, интерактивных технологий, личностно-ориентированного подхода. ИКТ-технологии позволяют учащимся не только осуществлять поисковую и исследовательскую работу, но совершать виртуальные экскурсии во многие музеи ДНР и России, которые посмотреть во отчую им не предоставляется возможности

План работы совета школьного музея «Моя малая Родина»

на 2018 – 2019 учебный год

п/п

Мероприятие

Дата

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Отчет совета музея за прошедший год

Сентябрь

Ефремова Н.В.,

актив музея

2

Выборы актива музея

Сентябрь

Ефремова Н.В.,

актив музея

3

Составление плана работы на год, перспективные планы работы музея

Сентябрь

Ефремова Н.В.,

актив музея

4

Подведение итогов, перспективное планирование

Май

Ефремова Н.В.,

актив музея

Экскурсионно – выставочная работа

1

Обзорная экскурсия для 1-2 классов

Сентябрь-декабрь, февраль

Ефремова Н.В.,

экскурсовод

2

Подготовка новых экскурсоводов

Сентябрь - ноябрь

Ефремова Н.В.,

3

Экскурсия по теме «Донецк в годы Великой Отечественной войны» для 3-7-х классов

8 сентября

Ефремова Н.В.,

экскурсовод

4

Экскурсия по теме «Донецк многонациональный» для 8-х классов

Март

Ефремова Н.В.,

экскурсовод

5

Экскурсия по теме «Ожившая старина» для 6-7 классов

Ноябрь, январь

Ефремова Н.В.,

экскурсовод

6

Экскурсия по теме «История родной школы» 9-10 классы

Февраль, май

Ефремова Н.В.,

экскурсовод

7

Экскурсия в Музей ВОВ

Май

Ефремова Н.В.,

8

Экскурсия по теме «Знаете, каким он парнем был…»

Апрель

Ефремова Н.В.,

экскурсовод

Научно – фондовая работа

1

Пополнение экспозиции «Моя Родина – СССР»

В течение года

По плану

2

Пополнение фондов музея

В течение года

По плану

3

Инвентаризация фондов музея

Сентябрь - март

Ефремова Н.В.,

совет музея

4

Создание виртуального музея на базе школьного сайта

В течение года

Ефремова Н.В.,

совет музея

5

Создание альбома «Ветераны педагогического труда нашей школы»

Январь - Март

Ефремова Н.В.,

совет музея

Научно – просветительская работа

1

Участие в школьных научно – практических конференциях «ШАНС»

Сентябрь - Февраль

Ефремова Н.В.,

2

Встреча с ветеранами современной войны в Донбассе

Февраль

Ефремова Н.В.,

3

КВН «Знатоки истории края» среди 9- классов

Декабрь

Учителя истории

4

Поисковые задания по классам

В течение года

Классные руководители и классы

5

Акция «Ветеран рядом»

май

Классные руководители, классы

6

День открытых дверей

сентябрь

Ефремова Н.В.,

совет музея

7

Акция «Скорая помощь» ко Дню пожилого человека

Ноябрь

Классные руководители, классы

8

Создание виртуального медиаресурса «Компас» в рамках школьного проекта «Ученик-учителю»

В течение года

Кузьменко К.

Ефремова Н.В.,

совет музея

9

Конкурс газет «Спасибо деду за Победу!»

Февраль-март

Классные руководители, классы

10

Размещение на школьном сайте материалов о музее школы

В течение года

Ефремова Н.В.,

совет музея

11

Уроки мужества

Февраль, май

Ефремова Н.В.,

совет музея

12

Участие в конкурсе – смотре школьных музеев

 

Ефремова Н.В.,

совет музея

Календарно – тематическое планирование кружка

«Моя малая Родина»

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Практика

Теория

Тема1: Школьный музей. Документоведение (20 ч.)

1-2

 

Цели и задачи кружка

Знакомство с правилами учета

и хранения документов, ведения учетной документации.

Экскурсия по теме «Донецк в годы Великой Отечественной войны» для 3-7-х классов

2

 

2

3-4

 

Туристско – краеведческая программа школы. Правила хранения вещественных исторических источников.

Просмотр видео «Донбасс в годы ВОВ»

2

 

2

5-6

 

Школьный музей как общественно учебно – исследовательское объединение учащихся. Профиль, название школьного музея

2

 

2

7-8

 

Учредительные документы. Совет музея. Выборы актива музея

2

 

2

9-10

 

Проведение обзорной экскурсии для новых членов кружка

2

2

 

11-12

 

Проведение обзорной экскурсии для 1-х классов

2

2

 

13-14

 

Составление плана работы музея на год

2

2

 

15-16

 

Распределение поисковых заданий по классам

2

2

 

17-18

 

Функции школьного музея. Полифункциональность музеев

2

 

2

19-20

 

Подготовка к школьной научно – практической конференции «ШАНС»

2

2

 

Тема2: «Страницы истории родного края» (32 ч.)

21-22

 

История заселения края. Основные вехи истории края

2

 

2

23-24

 

Особенности природы, истории и культуры края

2

 

2

25-26

 

Основание города ДНР

2

 

2

27-28

 

Известные люди края и города

2

 

2

29-30

 

Сбор материалов об известных дончанах П.Ангелиной, Ханжонкове, С.Прокофьеве, И.Кобзоне, С. Мерцалове.

2

2

 

31-32

 

Подготовка к школьной научно – практической конференции «ШАНС»

2

2

 

33-34

 

Сила Донбасса в угле и металле

2

2

 

35-36

 

История площади им. Ленина

2

2

 

37-38

 

История парка им.Щербакова

2

2

 

39-40

 

Создание виртуальной страницы «Школьный музей»

2

2

 

41-42

 

Донецк в годы Великой Отечественной войны

2

 

2

43-44

 

Сбор материалов по Великой Отечественной войне

2

2

 

45-46

 

Сбор материалов по Великой Отечественной войне

2

2

 

47-48

 

Подготовка проекта «Моя улица»

2

 

2

49-50

 

Создание видео «Имя, которое так близко о С.Орешкове»

2

 

2

51-52

 

Просмотр видео

2

2

 

Тема 3: «История родной школы» (26 ч.)

53-54

 

Создание видео «Имя, которое так близко о М.Машкине»

2

2

 

55-56

 

Экскурсия для 9-х классов «История нашей школы»

2

2

 

57-58

 

Экскурсия для 10-х классов «История нашей школы»

2

2

 

59-60

 

Памятные события моей семьи. Генеалогическое древо

2

 

2

61-62

 

Творческие работы «Моя семья в истории моей республики»

2

 

2

63-64

 

Творческие работы «Моя семья в истории моей республики»

2

 

2

65-66

 

Экскурсия в краеведческий города Донецка

2

2

 

67-68

 

Подготовка к городскому смотру-конкурсу поисковых отрядов

2

2

 

69-70

 

Подготовка к городскому смотру-конкурсу поисковых отрядов

2

2

 

71-72

 

История школы

2

 

2

73-74

 

Сбор информации о выпускниках школы

2

2

 

75-76

 

Сбор информации о ветеранах педагогического труда школы

2

 

2

77-78

 

Систематизация информации об учителях, выпускниках школы, ветеранах школы

2

2

 

Тема 4. Школьный музей и современные события на Донбассе. (22 ч.)

79-80

 

Фонды школьного музея: основной и вспомогательный

2

2

 

81-82

 

Система учета музейных фондов, опись, паспорт, картотека

2

2

 

83-84

 

Атрибуция музейных предметов и их шифровка

2

2

 

85-86

 

Работа с документацией

2

2

 

87-88

 

Проект «Письма детей Донбасса»

2

2

 

89-90

 

Обзорная экскурсия для 2-5-х классов

2

2

 

91-92

 

Лекция «Рождение армии ДНР»

2

 

2

93-94

 

Организация конкурса газет «Спасибо деду за Победу!»

2

 

2

95-96

 

Встреча с ветеранами локальных войн

2

2

 

97-98

 

Организация конкурса боевых листков «Героические победы»

2

2

 

99-100

 

Обеспечение сохранности музейных предметов. Реставрация музейных предметов

2

 

2

Тема 5: Культурное наследие Донбасса (20 ч.)

101-102

 

Основные приемы выявления, учета и описания объектов культурного наследия

2

 

2

103-104

 

Понятие «Культурное наследие»

2

 

2

105-106

 

Лекция по теме «Донбасс многонациональный»

2

 

2

107-108

 

Национальные традиции.

2

2

 

109-110

 

Секреты мастеров. Гончарное дело

2

2

 

111-112

 

Секреты мастеров. Кузнечное дело

2

2

 

113-114

 

Секреты мастеров. вышивка

2

2

 

115-116

 

Детское движение в СССР и ДНР

2

 

2

117-118

 

Пионерская организация

2

 

2

119-120

 

Школьное самоуправление.

2

 

2

Тема 6: «Вспомним всех поимённо» (20 ч.)

121-122

 

Экскурсия «Знаете, каким он парнем был…»

2

2

 

123-124

 

Экскурсия «Знаете, каким он парнем был…»

2

2

 

125-126

 

Лекция «Герои Великой Отечественной войны»

2

 

2

127-128

 

Подготовка лекторской группы «Пионеры – герои»

2

 

2

129-130

 

Подготовка лекторской группы «Пионеры – герои»

2

 

2

131-132

 

Экскурсия «Славим героев Великой Отечественной войны», операция «Рассвет»

2

2

 

133-134

 

Участие в выставке ко дню Великой Победы

2

2

 

135-136

 

Подведение итогов работы кружка

2

2

 

137-138

 

Перспективное планирование работа на 2018-2019 уч.г.

2

 

2

139-140

 

Перспективное планирование работа на 2018-2019 уч.г.

2

 

2

Ожидаемые результаты

Для школьного музея:

1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности музея;

3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4) укрепление материальной базы музеев.

Для учащихся:

Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.

Предметные результаты:

овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края.

1) в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;

2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

Содержание экскурсий

Экспозиция школьного музея «ЗАЩИТНИКИ РЕСПУБЛИКИ»

Она посвящается вечной памяти тех, кто погиб на поле боя во время военных действий и конфликтов и олицетворяет чувство благодарности и признательности за героизм и отвагу, безграничное мужество и любовь к родной земле.

Экспозиция включает 5 разделов. Первый из них – «РОДОМ ИЗ ВОЙНЫ». Так мы называли наших дедушек и бабушек, прошедших 4 страшных года Великой Отечественной войны. Так сегодня мы можем сказать и о себе. Боль страшной трагедии из старых писем фронтовиков эхом отразилась в письмах детей Донбасса, представленных в этом разделе. Нам также удалось найти штабные карты Донецка и Макеевки, которые использовались защитниками Республики в 2014-15-г.г. при обороне родной земли.

Сегодня эта земля хранит вот такие страшные свидетельства трагедии в Донбассе, представленные в разделе «ЭХО ВОЙНЫ». Это осколки мин и снарядов, собранные нашими ребятами на улицах родного города.

Следующий раздел экспозиции - «ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». С этого стенда на нас смотрят глаза тех, кто на полях сражений или, трудясь на своем рабочем месте, вместе со всеми своими земляками каждый день утверждает свое право жить на родной земле, защищать ее историю, настоящее и будущее.

На фото Министр обороны Республики Владимир Кононов. Он первый был удостоен звания Герой ДНР. Сегодня золотой Звездой Героя награждены 23 человека. Среди них – Александр Захарченко, Глава Донецкой Народной Республики, Ахрик Авидзба, Арсений Павлов, Михаил толстых, Сергей Великородный (первый полный георгиевский кавалер) и многие другие герои, удостоенные высоких наград Республики.

К индивидуальным наградам за заслуги на поле боя относятся Георгиевский крест ДНР, орден «За воинскую доблесть» и медаль «За боевые заслуги», а также Золотая звезда Героя Донецкой народной республики. Информацию о них содержит наш следующий раздел – «Награды Республики».

Самый главный раздел экспозиции «БЕЛЫЕ ЖУРАВЛИ» посвящен памяти воинам, вставшим на защиту Родины и отдавшим за неё свои жизни.

В основу раздела легли материалы передачи «Белые журавли» на радио «Республика», информация сайта «Белые журавли», где публикуются видео, фото, рассказы о погибших воинах, подкрепленные документально и предоставленные родными и сослуживцами погибших.

География их подвигов обширна: Донецк, Дебальцево, Горловка, Широкино, Шахтёрск, Макеевка, Иловайск… Где-то там перестало стучать их сердце, застыла слеза в уголках широко раскрытых глаз.

Экспозиция, посвящённая Машкину М.М.

Двадцать второго июня

Мы память погибших чтим:

С войны они не вернулись,

а мы их забыли почти…

М. Машкин

Порывистый майский ветер яростно трепал флаги на площади, заглушая обрывки торжественной речи во славу ветеранов Великой Отечественной Войны. Не оглядываясь по сторонам, я шёл, сам не зная куда. Прохожие с флагами и шарами то и дело толкали меня, что-то выкрикивая и прокладывая себе дорогу. Людей становилось всё больше. Всё чаще мелькали портреты ещё не совсем забытых людей. Но я не слышал ничего: ни разговоры людей, ни шёпот ветра. Я слышал лишь стук от прыгающей под ногами прохожих синей крышечки из-под пластиковой бутылки. В ушах стояли её неравномерные игривые постукивания и периодическое шарканье фанеры об асфальт. Постукивания переходили в удары и пульсировали в моей голове. Три восторженных подростка гоняли синюю пластмассовую «шайбу»… портретами «Бессмертного полка»… Казалось, время застыло… Портреты взлетали от асфальта всё реже… Крышечка отскакивала всё медленнее… Её демонический танец прервали растоптанные, но начищенные для праздника мужские туфли. Блеснула на солнце гирлянда медалей. Немой вопрос застыл в слезящихся мутных глазах ветерана. Нет! Нет! Нет! Пусть он ничего не заметит! Пусть это будут слёзы от жаркого степного ветра, от старости, от военных песен, с шипением вылетающих из рупора… Я отвернулся, мне было горько и больно…

Эта дикая по своей природе ситуация снова возникла перед глазами, когда мне в руки попал сборник стихов неизвестного автора. Сборник, изменивший мою жизнь, мои взгляды, мои ценности… «Почитай, это написал ныне покойный учитель твоей школы», - по щекам моей мамы лились слёзы… И это, к сожалению, не гипербола…

Нет ни Родины, ни Страны…

И за тем ли мы шли к Берлину,

Чтоб сейчас, под смех Сатаны,

Опозорить свои седины?

Я стоял у истоков любви,

Я лежал у порога бессмертья.

Да, жалею, что не убит

Я на Курской дуге в сорок третьем!

Чем больше я читал, тем яснее осознавал: в моих руках поэтическая исповедь, леденящее душу пророчество Михаила Михайловича Машкина.

Учитель, поэт, ветеран Великой отечественной войны, его сборник стихов, забытых за 25 лет, шокировал своей правдивой актуальностью. Каждое слово, каждая строка его произведений отправляла нас то в далёкий учебный лагерь «Суслонгер» в марийских лесах, то к жительнице Финляндии, бережно хранящей архив 102-й ордена Кутузова гаубичной артиллерийской бригады Большой Мощности, то на страницы произведений его соседа и преданного друга Георгия Теплякова.

Так рождались кадры моего документального фильма «Имя, которое так близко»: «… Через много лет он станет учителем нашей школы. А теперь война относит молодого артиллериста в далёкий учебный лагерь «Суслонгер» в Марийской тайге. За окном мелькают сосны, а в голове - обрывки уходящей юности… Вот деревня Машкино Курской области, потом Донбасс, литературный кружок в одной из макеевских школ, первое стихотворение «Весна» в «Детской литературной газете»… Но радужные планы на филфак Курского пединститута, первую любовь, новый сборник стихотворений были безжалостно разрушены ледяным голосом Левитана: «Сегодня, без объявления войны…».

Замелькали кадры моего фильма, зазвучал в сознании смех судьбы-злодейки, отправившей студентов-словесников изучать технику в Тамбовское артучилище. Полгода жёсткой физподготовки, каменные мышцы, ноющий желудок, синие от мороза пальцы…

Суровый февраль 42-го ворвался в жизнь арттехника второго ранга Михаила Машкина холодным словом - «Суслонгер». Без офицерского обмундирования, в широкополых шинелях и кирзовых сапогах высадили новобранцев в далёкой марийской тайге.

Суслонгер. Какое певучее слово!

Встаёт оно в памяти снова и снова…

Только через полвека открылась для нас страшная тайна об этом учебном лагере. По словам жительницы Йошкар-Олы Рыбаковой Светланы, до сих пор под грифом «Секретно» находятся документы о причинах гибели в тех местах более трёх тысяч красноармейцев. Но наш учитель выжил. Его чувство долга не позволяло роптать и паниковать. Арттехник 3-го дивизиона 102-й гаубичной бригады большой мощности Машкин Михаил стал «Айболитом артиллерии» для 203-мм гаубицы Б-4.

Не со штыком (он невесом),

Не с пулемётом и гранатой,

Прошёл от Брянских я лесов

До каменных твердынь в Карпатах.

Я с пушкой-гаубицей шёл

За нашей матушкой-пехотой,

И фриц впадал в солдатский шок

В бетонных блиндажах и дотах.

Снаряд наш килограммов в сто

Могилы рыл живым и мёртвым,

И немец проклинал «Восток»,

«Блиц-криг» свой посылая к чёрту.

С группой артиллерии разрушения Михаил Машкин прошёл Брянский, III-Белорусский, I-Прибалтийский, II-Прибалтийский фронт и встретил победу на Ленинградском фронте.

Он выстоял и не сломался, он отточил свою волю, закалил свои чувства и передал всё это ученикам в бесценных стихотворных источниках правды. Инструктор в обкоме, директор школы-интерната №14, затем школы №2, учитель школы №17, Михаил Михайлович Машкин осознавал, насколько теперь возросла ответственность за поэтическое слово. Его стихотворения печатали во многих газетах, но они всё чаще несли смятение, патриотическую скорбь, тихую печаль…

Россия-мать! Куда ты мчишь детей,

К какому новому теперь причалу?

Ведь идеалы у детей не те,

Какие были у отцов вначале.

Его стихи, пролежавшие на полке два десятка лет, наполнены болью о Родине, перестройке, чернобыльской трагедии, он пишет об осквернении памятников, вознесённом мече над головою брата, стремлении к европейским ценностям. Он заставил нас задуматься, помог вскрыть противоречия восприятия войны нынешними поколениями.

Да, это крик миллионов погибших солдат из прошлого, это сдавленный от глубокой душевной раны шёпот ветеранов сегодняшнего дня…

Кто мы теперь? Лишь только ветераны?

Пенсионеры? Старики? О нет!

Мы те, кто в сорок пятом утром ранним

Поставил крест на мировой войне!

«Не быть ей больше!» - мы тогда сказали

И над могилой павших поклялись.

Смотрите, люди, зоркими глазами

И берегите Землю, Мир и Жизнь!

Спасибо тебе, учитель! Ты и через годы учишь нас главному – видеть правду, читать между строк, чувствовать боль… Уйдя из жизни, ты учишь нас жить!

Экспозиция «ИСТОРИЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ»

Из приказа №84 ГОРОНО от 14 января 1960: «Основать на базе школы №32 донецкой железной дороги среднюю школу №17». Тогда Иван Емельянович Слабун ещё не знал, какая долгая и трудная работа ему предстоит. Преданный своему делу, он с честью пронесёт через годы звание первого директора 17 школы, мудрого учителя, наставника, друга для десятков и сотен учеников.

На должности заместителей директора по учебной части были назначены Храмова И.И. и Руденко Г.Д.

Не успела школа заработать в полную силу, как через полтора года её преобразовали в трудовую политехническую школу №17 с производственным обучением в составе 9-11 классов. Иван Емельянович вспоминал: «В 1962 году мы перевели всех наших учащихся 1-6 классов в восьмилетние школы №1 и №14. От них получили юношей и девушек 10-11 классов. Но такое скопление старшеклассников в трудовой политехнической школе не привело к успеху, и через несколько лет в средней школе №17 снова зазвенели голоса первоклассников».

Так жила школа более 25 лет. В 1975 году Слабун И.Е. передал управление школой Демьянковой В.Б., а с 1986 года директором стала Мощенская В.И.

Именно при ней в 1991 году было решено на базе средней школы №17 создать общеобразовательную специализированную школу 1-3 ступеней (физико-математического профиля).

Такой профиль был выбран не случайно. С 1977 по 2006 года в школе работал Владимир Иванович Лысов. Его ученики больше ста раз становились победителями республиканских и международных олимпиад, были четыре призера Соровских олимпиад. Владимир Иванович награжден грамотами Министерства образования Украины и многочисленными грамотами областного управления образования, медалью «Освітянська відзнака Донеччини», «Відмінник народної освіти України», Заслуженный учитель Украины. Он преподавал и успешно руководил дипломными работами студентов в Донецком национальном университете, много лет был постоянным лектором в институте повышения квалификации учителей (сейчас институт последипломной подготовки учителей). Решением ученого совета ДонНТУ Лысову В. присвоено звание – руководитель авторской школы, он – трижды «Соровский Учитель». Ученики В. Лысова работают в многих странах ближнего и дальнего зарубежья (Россия, США, Канада, Германия, Франция, Швейцария, Англия, Австралия, Израиль). Среди них много кандидатов и докторов наук (А. Хорунжий, А. Бородин, А. Хасин, И. Бирман и многие другие)

Школа помнит таких замечательных педагогов как: учителей физики Борец И.Я., Мясоедов И.И., Брага А.В, учителя математики Курило М.А (награждён Орденом Ленина), ветерана ВОВ, учителя литературы Машкина М.М. и многих других.

С 1995 по 2001 год школой руководила Хохлова Н.Н.

В эти года заключались договоры о сотрудничестве с 6 вузами города Донецка: Донецким Национальным университетом; Донецким Национальным техническим университетом; Донецким физико-техническим институтом им. А.А.Галкина НАН Украины; Донецким институтом психологии и предпринимательства; Донецким институтом управления; Донецким коммерческим институтом.

Доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Донецкого физико-технического института НАН Украины, член Нью-Йоркской академии наук Бейгельзимер Я.Е. вёл факультативные занятия с учащимися школы по физике.

За время работы ДСФМШ № 17 из её стен вышло около 8 тысяч выпускников: министры и руководители крупных предприятий, врачи и экономисты, учителя и инженеры, более 100 докторов и 800 кандидатов наук. Среди них: Натан Щаранский - министр труда Израиля, Алексей Хорунжий - профессор математики Версальского университета (Франция), Ярослав Базалий, Сергей Савин, Алексей Бородин - преподаватели ВУЗов США, Лещинский Александр - депутат Верховного Совета Украины.

15 апреля 1997 года школу посетил Министр промышленности и торговли Израиля Натан Щаранский, который учился в этой школе 10 лет.

2 октября 1998 года в стенах школы состоялась встреча учеников и учителей ДСФМШ №17 с женой Президента Украины Л.М. Кучмой.

С 2001 по 2007 год на посту директора был Сызько В.С., а с 2007 по 2015 – Кошалковская Л.И.

Школа объединяла: Заслуженных учителей Украины, Отличников народного образования, Отличников образования Украины, профессоров, докторов технических наук, сотрудников национальных академий Украины. В школе трудятся победители и лауреаты разнообразных профессиональных конкурсов: «Учитель года», «Педагог-новатор», «Лучший работник года», «45 минут славы» и многих других.

Результаты работы учителей школы знают на государственном уровне, нам есть, что показать, вам есть, что посмотреть – от творчества учителя к творческому ученику.

Экспозиция, посвящённая С.Н.Орешкову

Наш земляк повторил подвиг Александра Матросова – он, командуя ротой, в бою закрыл своим телом амбразуру дзота, откуда бил вражеский пулемет. Это случилось во время Белгородско-Харьковского наступления войск Степного фронта, когда часть, где служил отважный воин, штурмовала поселок Васищево.

В 1962 году в этом населенном пункте был торжественно открыт памятник Сергею Орешкову, в поселке есть улица, носящая имя Героя. Именем С.Н. Орешкова также названы улицы в городах Сокол, Кадников (Вологодская область), в украинском городе Стела, в городе Улан-Удэ.

Родился будущий Герой в деревне Чуприно ныне Сокольского района Вологодской области, был пятым ребенком в семье. Ему не исполнилось и года, когда умер отец. Мальчик, единственный сын в семье, рано постиг тяжесть крестьянского труда, помогая матери по хозяйству.

Закончив школу-семилетку в Кадникове, юноша поступил в Архангельскую школу фабрично-заводского обучения, а в августе 1933 года уже стал работать в слесарно-сборочном цехе завода «Красная кузница». Но из-за тяжелой болезни матери Сергей был вынужден уехать из Архангельска, вернуться на родину.

Так Орешков стал слесарем Вологодского паровозовагоноремонтного завода, где вскоре зарекомендовал себя с хорошей стороны. Когда на завод поступил запрос об отправке опытного слесаря в Бурятию на только что открывшееся аналогичное предприятие, выбор руководства ВПВРЗ пал на Сергея Орешкова. В мае 1935 года юноша приехал в Улан-Удэ, стал трудиться слесарем по ремонту гарнитуры паровозов, а вскоре как один из лучших специалистов был выдвинут на должность мастера. Товарищи очень уважали и любили Сергея Николаевича за профессионализм, ответственность, заботу о людях, общительный характер.

Когда грянула Великая Отечественная война, Орешков, как и многие советские люди, сам пришел в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но получил отказ – как высококвалифицированному специалисту Сергею была положена бронь. 28 февраля 1942 года горячее желание молодого заводчанина наконец исполнилось – друзья проводили его в армию. Однако сразу на фронт Орешков не попал: ему была предоставлена возможность окончить пехотное училище. Наконец в августе 1942 года в звании гвардии младшего лейтенанта Сергей ушел на фронт. Сначала он воевал на Юго-Западном фронте, а с 1 августа 1943 года – на Степном.

Летом 1943-го на Украине около старинного села Васищево шли кровопролитные бои. В них участвовал и стрелковый взвод 124-го полка 41-й гвардейской дивизии, которым командовал Орешков. 16 августа гвардии младший лейтенант и его бойцы должны были начать наступление полка на позиции немцев – часть получила приказ выбить противника из села и удержать его до прихода соседнего полка.

Первая атака захлебнулась. Пулеметный огонь из хорошо замаскированного дзота прижал бойцов к земле. Командир роты к этому времени вышел из строя, его заменил Орешков. Отважный воин выждал, когда пулеметная очередь на минуту отошла в сторону, и бросился на пулемет врага. Сергей получил ранение в обе ноги, но попытался уничтожить огневую точку немцев гранатой. Сделать это не удалось. Тогда младший лейтенант, собрав последние силы, подполз к амбразуре дзота, приподнялся на руках и навалился на нее грудью. Пулемет замолчал, теперь уже ничто не могло помешать нашему наступлению.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за совершенный подвиг Сергею Орешкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Список литературы

  • Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

    Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

    Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

    Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

    Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

    Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

    Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

    Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

Источники

Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 1, 2,3, 4 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Калафат О.В. / Под общ. ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк : Истоки, 2016. – 110 с.

Видеоматериалы:

«НовороссияТВ» https://www.youtube.com/channel/UCBUJ8m_m6bh3ZKqh9YIU5mQ

«Первый Республиканский Телеканал» https://www.youtube.com/channel/UC6kF4nNnj5vC9LNfwLF0dRg

«Оплот ТВ» https://www.youtube.com/user/oplottv

Телеканал «Плюсплюс» «Это наше. Это твоё» https://www.youtube.com/channel/UCg6Lri9Yvul9sTEis7GwL-g

ПРАВОСЛАВНЫЙ КИНОЛЕКТОРИЙ Автор проекта - Любовь Мелкумян https://www.youtube.com/channel/UCGDTkEfel3_MljUtH1HrvRw

История Государства Российского. Документальный Фильм. StarMedia

Да, скифы – мы. Док. Фильм https://www.youtube.com/watch?v=3bew80z3q3E

Киммерийцы, скифы, сарматы https://www.youtube.com/watch?v=Kr2g6G-4oAg

Тайны древности – варвары. (Гунны) 1 серия

Тайны древности - варвары. (Готы).

Забытая история «Сарматы»

ИСТОИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. Цикл Великие Импери.

Как создавались империи. Российская империя.

Телеканал «Страна» Моря России. Азовское море https://www.youtube.com/watch?v=8GfAA5LZTLc

Ресурсы Интернет

Краеведение Донбасса http://www.twirpx.com/files/historic/locallore/ukraine/donbass/#comment-1146364

Краеведение 5-10 кл https://drive.google.com/drive/folders/0B7yhq6GrrYU9NUtHSVZpOHVZM0U

ПРИЛОЖЕНИЯ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большая, содержательная программа!!! Спасибо за работу!!!

20 March 2019

Светлана Анатольевна очень правильно сказала: содержательная, обширная. Школа у Вас интересная, много выдающихся личностей выпустила.

21 March 2019

Серьезный подход к работе! Спасибо! Обязательно покажу руководителю нашего школьного музея. Есть чему поучиться.

21 March 2019

Уважаемые коллеги, очень приятно услышать такую оценку нашей работы. Спасибо большое!

26 March 2019

От всей души поздравляю с победой в конкурсе!!! Замечательная работа!!!

14 June 2019

Поздравляю с заслуженной Победой в конкурсе!!!

14 June 2019