Программа совершенствования организации питания

2
0
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА 80 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

СОГЛАСОВАНО                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по ВР                                                             Директор

______________                                                                                  _______

«____»_________ 2017 года (Приказ №.)

ПРОГРАММА

совершенствования организации питания

Составитель

Лапко Ирина Валентиновна,

заместитель директора по ВР

МОУ «Школа № 80 г.Донецка»

Рассмотрено:

на заседании Совета школы

протокол №      от «  »__

председатель

________________

Донецк – 2017

Содержание

Введение.

Организация питания обучающихся

Основные задачи школы при реализации программы совершенствования организации питания.

Организация деятельности совета по контролю за организацией и качеством питания обучающихся.

Ожидаемая эффективность и результаты реализации Программы.

  1. Обоснование целевой программы совершенствования организации питания.

    Цель программы.

    Содержание программы.

    Предполагаемый результат.

    Нормативная база.

    Аналитическое обоснование программы.

    Анализ деятельности педагогов по организации питания.

Введение.

  1. Обоснование целевой программы совершенствования организации питания.

Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья ребенка обуславливает насущность принципиальных изменений и в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью.

Отличительными особенностями программы являются:

  1. преобладание интерактивных методов организации питания;

    практическая значимость содержания программы;

    обеспечение активного участия педагогов, семьи .

К организации питания детей предъявляются особые требования. Составляя рационы для обучающихся, следует добиваться того, чтобы они не только обладали достаточной энергетической ценностью, но и содержали необходимое сбалансированное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Рацион питания должен строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Правильно организованное питание во многих случаях может не только предотвратить возникновение болезни, но и справиться с ней. Прежде всего, необходимо улучшить осведомленность родителей, учителей о том, какие требования предъявляются к организации правильного питания детей. Сформировать у самих детей ценностное отношение к собственному здоровью, навыки заботы о своем организме. Необходима специальная подготовка в области питания для детей и взрослых. Такая подготовка способна решить даже самые сложные проблемы, связанные с нехваткой материальных средств. Правильное питание не обязательно должно быть дорогим. Выбор продуктов во многом определяется вкусовыми пристрастиями детей. Предпочтение ребенка в еде закладываются уже в раннем возрасте и в значительной мере зависят от воспитания, традиций питания, сложившихся в семье. Взрослые – родители, учителя, способны повлиять на мнение ребенка в отношении выбора блюд таким образом, чтобы дети предпочитали наиболее полезное не потому, что их заставляют, а потому, что нравится их вкус. С детства могут и должны закладываться поведенческие стереотипы в отношении питания – соблюдение гигиенических правил, режима питания, правил поведения за столом. Ставшие полезной привычкой, они способны в значительной мере повлиять на здоровье, укрепить его.

  1. Цель программы

Формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Программа ориентированна на детей 7-17 лет. Она направлена на решение ряда воспитательных и образовательных задач:

расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;

просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей школьного возраста.

  1. Содержание программы

Содержание программы отвечает следующим принципам:

  1. возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям учащихся;

    научная обоснованность питания детей;

    практическая целесообразность;

    необходимость и достаточность предоставляемой информации;

    социально-экономическая адекватность;

    культурологическая сообразность;

    модульность структуры.

  1. Предполагаемый результат

  1. Сформировать у детей ценностное отношение к собственному здоровью

    Сокращение заболеваемости учащихся.

    Увеличение количества охвата учащихся горячим питанием.

    Улучшение осведомленности родителей в области рационального питания в семье.

Организация питания обучающихся

МОУ « Школа № 80 г. Донецка».

В школе имеется столовая на 100 мест, оснащенная необходимым оборудованием, которое требует частичного ремонта и замены. Столовая работает по утвержденному графику. Обучающиеся школы обеспечены питанием за счет средств бюджета и питанием за счет родительских средств. Организована работа буфета.

На информационном стенде имеется 2-х недельное меню, реализуемое для бесплатного питания и питания за наличный расчет и ежедневные меню с учетом вносимых изменений . Ведутся рабочие журналы: бракеража сырой и готовой продукции, санитарного состояния работников столовой, учета отпущенного питания.

В начале учебного года руководитель ОУ издает приказы об организации питания обучающихся на основании приказа отдела образования администрации Кировского района г. Донецка, которыми назначаются ответственные за организацию питания, утверждается списочный состав учащихся, имеющих право на получение бесплатного питания в соответствии с установленными категориями. Учащиеся, не получающие бесплатного питания, имеют возможность питаться за родительские средства, заказывая горячее питание или покупая буфетную продукцию.

2.1.Нормативная база.

При организации питания администрация школы руководствуется следующими документами:

Закон Донецкой Народной Республики « Об образовании»

ст.18 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» (от10.04.2015 № 40 – 1НС)

Информационное письмо Министерства образования и науки ДНР от28.01.2016 №85

Государственные санитарные нормы и правила по устройству общеобразовательных учреждений от 05.06.2001 ДСанПиН 5.5.2.008-1

Постановление КМУ № 1591 от 22.11.2004 «Об утверждении норм питания в образовательных и оздоровительных учреждениях

2.2.Аналитическое обоснование программы.

Для того, чтобы выявить проблемы питания в школе, необходимо провести анализ работы за последние два года. Анализ динамичности комплектования школы за последние два года свидетельствует о сохранении рейтинга школы и ее наполняемости. Социальный состав семей учащихся остается также на прежнем уровне.

Но, при этом, количество обучающихся, питающихся за родительские средства незначительно увеличилось. Это связано с улучшением материального состояния семей, улучшением качества продуктов и вкусовых качеств приготовленных блюд.

Однако продолжает расти заболеваемость обучающихся. Необходимо глубже изучить патологию заболеваний и принять меры по предупреждению болезней, добиться 100% охвата горячим питанием.

2.3.Анализ деятельности педагогов по организации питания.

Большая работа по организации питания в школе ложится на плечи классного руководителя. В его работу входит анализ социального состава семей класса, выявление детей льготных категорий, семей оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, просветительская работа с обучающимися и их родителями (законными представителями).

 

Основные задачи школы при организации питания обучающихся при реализации программы совершенствования организации питания .

- Обеспечение активного участия сотрудников школы в работе по организации питания.

  • Осуществление горячего питания детей на основе 2-х недельного меню, за счет бюджета для обучающихся 1-4 классов и детей льготных категорий 5-11 классов, за родительские средства для всех категорий обучающихся и воспитанников ГПД.

    Организация контроля использования меню, выхода готовой продукции.

    Проведение совещаний при директоре, при заместителе директора по воспитательной работе по итогам организации горячего питания (поквартально).

    Проведение мониторинга охвата горячим питанием обучающихся школы (ежемесячно )

    Организация дежурства педагогов в школьной столовой.

    Интеграция содержания программы по питанию в учебные предметы, внеклассную работу.

- Познакомить учащихся с основами правильного питания.

Способствовать осознанию значения пищи для здоровья человека..

Закрепить полученные знаниях о законах здорового рационального питания.

  • Проведение классных часов в 5-11 классах о роли питания с приглашением медицинских работников.

    Проведение анкетирования среди обучающихся по организации горячего питания в школе.

    Индивидуальные консультации по питанию и его коррекции с детьми, имеющими КЖЗ, избыточный и недостаточный вес.

    Проведение ролевых игр «Что такое культура питания».

    Проведение практических занятий с детьми на уроках и во внеурочное время «Если хочется пить…», «Где найти витамины», «Занятие спортом и питание»

О Организация защиты мини проектов, проведение конкурсов, викторин, кулинарных путешествий.

  • Работа с обучающимися по привитию навыков культуры питания.

- Обеспечить активное участие родителей ( законных представителей )в реализации программы по совершенствованию организации здорового питания в школе.

Проведение родительских собраний, всеобуча по питанию.

Проведение заседания совета школы с приглашением медицинских работников.

Индивидуальные, групповые консультации для родителей по организации рационального питания детей.

Анкетирование родителей «Ваше понимание роли питания в семье и отношение к школьному питанию»

- Улучшение состояния материально-технической базы школьной столовой.

  • Привлечение предприятия школьного питания для улучшения материально-технической базы столовой.

4 . Организация деятельности совета по контролю за организацией и качеством питания обучающихся.

В МОУ « Школа № 80 г.Донецка» ежегодно возобновляется работа совета по контролю за организацией и качеством питания обучающихся. В своей деятельности совет руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и приказами и распоряжениями органов управления образованием, уставом и локальными актами образовательного учреждения, договором, заключенным между образовательным учреждением и предприятием школьного питания.

В соответствии с совершенствованием программы организации школьного питания, в работе комиссии по контролю за качеством питания необходимо учитывать:

Состав совета утверждается приказом руководителя школы на каждый учебный год.

Члены совета из своего состава выбирают председателя.

Работа совета осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем образовательного учреждения.

Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях совета, совещаниях при директоре и при заместителе директора по воспитательной работе с приглашением заинтересованных лиц.

Заседание совета оформляется протоколом и доводится до сведения администрации учреждения.

Основные направления деятельности совета:

  • Осуществляет контроль за выполнением условий договора, заключенного с предприятием школьного питания об организации питания обучающихся ОУ. Оказывает содействие администрации ОУ в организации питания обучающихся.

    Определяет контингент обучающихся, имеющих право на бесплатное питание.

    Осуществляет контроль:

за целевым использованием продуктов питания и готовой продукции в соответствии с предварительным заказом;

за соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;

за качеством готовой продукции;

за санитарным состоянием пищеблока;

за выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования;

за организацией приема пищи обучающимися;

за соблюдением графика работы столовой и буфета;

проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий её хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований;

организует и проводит опрос обучающихся по ассортименту и качеству отпускаемой продукции и предоставляет полученную информацию руководству ОУ и администрации «Предприятие школьного питания »;.

вносит администрации ОУ предложения по улучшению обслуживания обучающихся;

оказывает содействие администрации ОУ в проведении просветительской работы среди обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам рационального питания;

привлекает родительскую общественность и различные формы самоуправления ОУ к организации и контролю за питанием обучающихся.

Результаты анализа производственного контроля выявили следующие проблемы:

увеличение количества учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями;

необходимость обеспечения некоторых учащихся щадящим и диетическим питанием;

необходимость проведения дальнейшей разъяснительной работы по развитию культуры питания;

необходимость развивать систему мониторинга, следящую за состоянием питания учащихся.

5.Ожидаемая эффективность и результаты реализации Программ:

1. Обеспечит высокий уровень производственного, санитарно-гигиенического и финансового контроля.

2. Будет достигнуто соответствие современным требованиям организация питания школьников в результате технологического переоснащения, изменения режима, стиля, форм и методов работы персонала.

Реализация мероприятий в рамках программы позволит достичь следующих результатов:

1) Улучшение качества питания детей и подростков за счет:

- соответствия рациона питания школьников всем гигиеническим требованиям и рекомендациям;

- внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания;

- участия в организации питания квалифицированных специалистов ;

- использования в рационе продуктов питания, обогащенных витаминами;

- организации системы полного входящего и исходящего производственного контроля.

2) Увеличение ассортимента продукции, предлагаемой школьными столовыми за счет:

- внедрения новых форм организации школьного питания при приготовление блюд с использованием полуфабрикатов высокой степени готовности ;

- приведения материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными санитарно-гигиеническими требованиями.

3) Повышение доступности питания для всего контингента обучающихся, достижение 100% охвата школьников всеми видами питания.

4) Улучшение состояния здоровья и снижение заболеваемости органов пищеварения у обучающихся.

5) Сформированность высокого уровня знаний и практических навыков рационального здорового питания у обучающихся и их родителей.

Анализ проблемы школьного питания и его совершенствования предполагает, что результатом внедрения программы совершенствования организации питания станет:

формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью;

сокращение заболеваемости учащихся;

увеличение количества охвата учащихся горячим питанием;

улучшение осведомленности родителей в области рационального питания в семье;

повышение статуса школы как института питания.

Список литературы:

Белоусова И.А. Организация питания в школе, - Волгоград. Издательство «Учитель», 2007

Ваш ребенок растет: в 2 кн.,пер. с англ. Н.Гладышевой и С.Мурина. – М,: Новости,1994.

Мосов А.В. Производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при организации питания детей и подростков и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за его организацией и проведением. Москва, «Санэпидмедиа», 2007.

Овчаров Р.В. Справочная книга социального педагога. – М: ТЦ «Сфера», 2001.

Сборник нормативно-методических документов для организаций, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов._Центр Госсанэпиднадзор. Москва, 2004.

Статмен П. Безопасность вашего ребенка./ пер.с англ. – СПб: «Респекс», «Дельта», «Кристалл», 1996.

Н,К,Киясова. Производственный контроль качества питания учащихся. Справочник руководителя образовательного учреждения. Интернет-рессурс МЦФЭР.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.