12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ечкалова Анжелика Владимировна118 Россия, Хакасия респ., Саяногорск |
Программа организации внеурочной деятельности
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
Рассмотрено методическим объединением учителей математики, физики и информатики Протокол № _______ Руководитель ШМО _______________ /_______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 5 _____________ / | УТВЕРЖДЕНО Приказ № _________ Директор МБОУ СОШ № 5 _____________ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Кружок «Юный математик»
Среднее общее образование, 5 класс, 34 часа
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Ечкалова А. В.., учитель математики, ВКК
г. Саяногорск 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Юный математик» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы: являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию обучающихся к изучению математики.
Практическая значимость программы: содержание программы предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей которым адресована программа 11- 12 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, конкурсов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях.
Цель и задачи программы
Целью программы является - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи программы:
Обучающие:
• углубление и расширение знаний учащихся по математике;
• привитие интереса учащихся к предмету;
• активизировать познавательную деятельность;
• показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные:
• воспитание культуры личности;
• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
• воспитание понимания значимости предмета для научно - технического прогресса;
• воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
• выработка умения детей целенаправленно овладеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.
Развивающие:
• развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Планируемые результаты реализации программы:
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Юный математик» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
первый – основная функция – познавательная, умение актуализировать математические знания, определять границы своих знаний при решении задач практического содержания; умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
второй – основная функция – формирование личностного отношения и развития любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
третий – основная функция – деятельностная, определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях, создании портфолио.
Содержание курса кружка внеурочной деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Содержание занятия | Формы организации | |
теоретические | практические | |||
I. Магия чисел (5 часов) | ||||
1 | Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать». Устный счёт, математический диктант. | 0,5 | 0,5 |
2 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | Выполнение заданий на развитие навыков и приемов счета. | 0,5 | 0,5 |
3 | Системы счисления народов мира. | Знакомство с греческой, египетской, римской и древнерусской системами счисления. | 0,5 | 0,5 |
4 | Конкурс «Кто быстрее» | Конкурс для двух команд, содержащий различные задания, направленные на развитие скорости мыслительной деятельности. | 1 | |
5 | Знаменитые математики | Представление презентации о великих математиках. Разгадывание кроссворда. | 0,5 | 0,5 |
II. Решение олимпиадных и конкурсных задач (4 часа) | ||||
6 | Готовимся к олимпиаде. | Решение олимпиадных задач | 1 | |
7 | Готовимся к олимпиаде. | Решение олимпиадных задач | 1 | |
8 | Готовимся к олимпиаде. | Решение олимпиадных задач | 1 | |
9 | Готовимся к олимпиаде. | Решение олимпиадных задач | 1 | |
III. Логика (8 часов) | ||||
10 | Числовые мозаики | Знакомство с числовыми мозаиками, выполнение заданий на сообразительность. | 1 | |
11 | Задачи со спичками | Решение задач | 1 | |
12-13 | Решение задач с использованием кругов Эйлера | Определение понятия множества, основные действия с ними необходимые при решении задач. | 0, 5 | 1,5 |
14-15 | Загадки- смекалки. | Решение математических загадок, требующих логических рассуждений | 2 | |
16-17 | Обратные задачи. | Решение задач с использованием круговой схемы. | 2 | |
IV. Участие в конкурсе «Потомки Пифагора» (1 час) | ||||
18 | Конкурс «Потомки Пифагора» | Участие во Всероссийском математическом конкурсе | 1 | |
V. Элементы комбинаторики (5 часов) | ||||
19 | Знакомьтесь, комбинаторика! Комбинаторные задачи (исторические | Исторический экскурс. Решение задач. | 0,5 | 0,5 |
20-21 | Комбинации из нескольких элементов | Рассматриваются решения задач методом перебора вариантов путем простого перечисления, путем построения дерева возможных вариантов, путем применения комбинаторных правил сложения и умножения. | 2 | |
22-23 | Подсчет вариантов с помощью графов | Введение понятия и свойства графа. Решение задач с помощью графов. | 2 | |
VI. Наглядная геометрия (4 часа) | ||||
24 | Треугольники, четырехугольники. Геометрические головоломки | Определение свойств фигур. Задачи с треугольниками, четырехугольникам. Решение геометрических головоломок. | 0,5 | 0,5 |
25 | Конструирование фигур | Практикум по конструированию фигур. | 1 | |
26-27 | Занимательная геометрия (решение занимательных задач) | Решение занимательных геометрических задач. | 2 | |
VII. Занимательная математика (6 часов) | ||||
28 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | Математические фокусы | 1 | |
29 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | Математические фокусы | 1 | |
30 | Математический КВН | Командный конкурс в форме КВН | 1 | |
31 | Математический КВН | Командный конкурс в форме КВН | 1 | |
32 | «Газета любознательных» Конкурс | Конкурс на лучшую математическую газету (по группам) | 1 | |
33 | «Газета любознательных» Конкурс | Конкурс на лучшую математическую газету (по группам) | 1 | |
VIII . Круглый стол (1 час) | ||||
34 | Итоговое занятие | В форме «круглого стола» | 1 | |
Итого (34 часа) |
Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.
Белякова О. И. Занятия математического кружка.– Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва, «ИздательствоНЦ Энас», 2007.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
2. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
3. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражне-ния для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Календарно - тематическое планирование кружка «Юный математик»
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | ||
план | факт | |||||
теория | практика | |||||
I. Магия чисел | 5 | |||||
1 | Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта. | 0,5 | 0,5 | |||
2 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 0,5 | 0,5 | |||
3 | Системы счисления народов мира. | 0,5 | 0,5 | |||
4 | Конкурс «Кто быстрее» | 1 | ||||
5 | Знаменитые математики | 0,5 | 0,5 | |||
II. Решение олимпиадных и конкурсных задач | 4 | |||||
6 | Готовимся к олимпиаде. | 1 | ||||
7 | Готовимся к олимпиаде. | 1 | ||||
8 | Готовимся к олимпиаде. | 1 | ||||
9 | Готовимся к олимпиаде. | 1 | ||||
III. Логика | 8 | |||||
10 | Числовые мозаики | 1 | ||||
11 | Задачи со спичками | 1 | ||||
12-13 | Решение задач с использованием кругов Эйлера | 2 | ||||
14-15 | Загадки- смекалки. | 2 | ||||
16-17 | Обратные задачи. | 2 | ||||
IV. Участие в конкурсе «Потомки Пифагора» | 1 | |||||
18 | 1 | |||||
V. Элементы комбинаторики | 5 | |||||
19 | Комбинаторные задачи (исторические | 1 | ||||
20-21 | Комбинации из нескольких элементов | 2 | ||||
22-23 | Подсчет вариантов с помощью графов | 2 | ||||
VI. Наглядная геометрия | 4 | |||||
24 | Треугольники, четырехугольники. Геометрические головоломки | 0,5 | 0,5 | |||
25 | Конструирование фигур | 0,5 | 0,5 | |||
26-27 | Занимательная геометрия (решение занимательных задач) | 2 | ||||
VII. Занимательная математика | 6 | |||||
28 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | 1 | ||||
29 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | 1 | ||||
30 | Математический КВН | 1 | ||||
31 | Математический КВН | 1 | ||||
32 | «Газета любознательных» Конкурс | 1 | ||||
33 | «Газета любознательных» Конкурс | 1 | ||||
VIII . Круглый стол | 1 | |||||
34 | Итоговое занятие | 1 | ||||
ИТОГО | 34 |
7