Программа организации внеурочной деятельности
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
Рассмотрено методическим объединением учителей математики, физики и информатики Протокол № _______ Руководитель ШМО _______________ /_______ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 5 _____________ / |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № _________ Директор МБОУ СОШ № 5 _____________ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Кружок «Юный математик»
Среднее общее образование, 5 класс, 34 часа
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Ечкалова А. В.., учитель математики, ВКК
г. Саяногорск 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Юный математик» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы: являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию обучающихся к изучению математики.
Практическая значимость программы: содержание программы предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей которым адресована программа 11- 12 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, конкурсов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях.
Цель и задачи программы
Целью программы является - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи программы:
Обучающие:
• углубление и расширение знаний учащихся по математике;
• привитие интереса учащихся к предмету;
• активизировать познавательную деятельность;
• показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные:
• воспитание культуры личности;
• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
• воспитание понимания значимости предмета для научно - технического прогресса;
• воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
• выработка умения детей целенаправленно овладеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.
Развивающие:
• развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Планируемые результаты реализации программы:
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Юный математик» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
первый – основная функция – познавательная, умение актуализировать математические знания, определять границы своих знаний при решении задач практического содержания; умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
второй – основная функция – формирование личностного отношения и развития любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
третий – основная функция – деятельностная, определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях, создании портфолио.
Содержание курса кружка внеурочной деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов и тем |
Содержание занятия |
Формы организации |
|
теоретические |
практические |
|||
I. Магия чисел (5 часов) |
||||
1 |
Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта. |
Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать». Устный счёт, математический диктант. |
0,5 |
0,5 |
2 |
Числа-великаны. Коллективный счёт. |
Выполнение заданий на развитие навыков и приемов счета. |
0,5 |
0,5 |
3 |
Системы счисления народов мира. |
Знакомство с греческой, египетской, римской и древнерусской системами счисления. |
0,5 |
0,5 |
4 |
Конкурс «Кто быстрее» |
Конкурс для двух команд, содержащий различные задания, направленные на развитие скорости мыслительной деятельности. |
1 |
|
5 |
Знаменитые математики |
Представление презентации о великих математиках. Разгадывание кроссворда. |
0,5 |
0,5 |
II. Решение олимпиадных и конкурсных задач (4 часа) |
||||
6 |
Готовимся к олимпиаде. |
Решение олимпиадных задач |
1 |
|
7 |
Готовимся к олимпиаде. |
Решение олимпиадных задач |
1 |
|
8 |
Готовимся к олимпиаде. |
Решение олимпиадных задач |
1 |
|
9 |
Готовимся к олимпиаде. |
Решение олимпиадных задач |
1 |
|
III. Логика (8 часов) |
||||
10 |
Числовые мозаики |
Знакомство с числовыми мозаиками, выполнение заданий на сообразительность. |
1 |
|
11 |
Задачи со спичками |
Решение задач |
1 |
|
12-13 |
Решение задач с использованием кругов Эйлера |
Определение понятия множества, основные действия с ними необходимые при решении задач. |
0, 5 |
1,5 |
14-15 |
Загадки- смекалки. |
Решение математических загадок, требующих логических рассуждений |
2 |
|
16-17 |
Обратные задачи. |
Решение задач с использованием круговой схемы. |
2 |
|
IV. Участие в конкурсе «Потомки Пифагора» (1 час) |
||||
18 |
Конкурс «Потомки Пифагора» |
Участие во Всероссийском математическом конкурсе |
1 |
|
V. Элементы комбинаторики (5 часов) |
||||
19 |
Знакомьтесь, комбинаторика! Комбинаторные задачи (исторические |
Исторический экскурс. Решение задач. |
0,5 |
0,5 |
20-21 |
Комбинации из нескольких элементов |
Рассматриваются решения задач методом перебора вариантов путем простого перечисления, путем построения дерева возможных вариантов, путем применения комбинаторных правил сложения и умножения. |
2 |
|
22-23 |
Подсчет вариантов с помощью графов |
Введение понятия и свойства графа. Решение задач с помощью графов. |
2 |
|
VI. Наглядная геометрия (4 часа) |
||||
24 |
Треугольники, четырехугольники. Геометрические головоломки |
Определение свойств фигур. Задачи с треугольниками, четырехугольникам. Решение геометрических головоломок. |
0,5 |
0,5 |
25 |
Конструирование фигур |
Практикум по конструированию фигур. |
1 |
|
26-27 |
Занимательная геометрия (решение занимательных задач) |
Решение занимательных геометрических задач. |
2 |
|
VII. Занимательная математика (6 часов) |
||||
28 |
Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы |
Математические фокусы |
1 |
|
29 |
Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы |
Математические фокусы |
1 |
|
30 |
Математический КВН |
Командный конкурс в форме КВН |
1 |
|
31 |
Математический КВН |
Командный конкурс в форме КВН |
1 |
|
32 |
«Газета любознательных» Конкурс |
Конкурс на лучшую математическую газету (по группам) |
1 |
|
33 |
«Газета любознательных» Конкурс |
Конкурс на лучшую математическую газету (по группам) |
1 |
|
VIII . Круглый стол (1 час) |
||||
34 |
Итоговое занятие |
В форме «круглого стола» |
1 |
|
Итого (34 часа) |
Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.
Белякова О. И. Занятия математического кружка.– Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва, «ИздательствоНЦ Энас», 2007.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
2. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
3. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражне-ния для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Календарно - тематическое планирование кружка «Юный математик»
№ занятия |
Дата проведения |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма проведения |
||
план |
факт |
|||||
теория |
практика |
|||||
I. Магия чисел |
5 |
|||||
1 |
Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта. |
0,5 |
0,5 |
|||
2 |
Числа-великаны. Коллективный счёт. |
0,5 |
0,5 |
|||
3 |
Системы счисления народов мира. |
0,5 |
0,5 |
|||
4 |
Конкурс «Кто быстрее» |
1 |
||||
5 |
Знаменитые математики |
0,5 |
0,5 |
|||
II. Решение олимпиадных и конкурсных задач |
4 |
|||||
6 |
Готовимся к олимпиаде. |
1 |
||||
7 |
Готовимся к олимпиаде. |
1 |
||||
8 |
Готовимся к олимпиаде. |
1 |
||||
9 |
Готовимся к олимпиаде. |
1 |
||||
III. Логика |
8 |
|||||
10 |
Числовые мозаики |
1 |
||||
11 |
Задачи со спичками |
1 |
||||
12-13 |
Решение задач с использованием кругов Эйлера |
2 |
||||
14-15 |
Загадки- смекалки. |
2 |
||||
16-17 |
Обратные задачи. |
2 |
||||
IV. Участие в конкурсе «Потомки Пифагора» |
1 |
|||||
18 |
1 |
|||||
V. Элементы комбинаторики |
5 |
|||||
19 |
Комбинаторные задачи (исторические |
1 |
||||
20-21 |
Комбинации из нескольких элементов |
2 |
||||
22-23 |
Подсчет вариантов с помощью графов |
2 |
||||
VI. Наглядная геометрия |
4 |
|||||
24 |
Треугольники, четырехугольники. Геометрические головоломки |
0,5 |
0,5 |
|||
25 |
Конструирование фигур |
0,5 |
0,5 |
|||
26-27 |
Занимательная геометрия (решение занимательных задач) |
2 |
||||
VII. Занимательная математика |
6 |
|||||
28 |
Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы |
1 |
||||
29 |
Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы |
1 |
||||
30 |
Математический КВН |
1 |
||||
31 |
Математический КВН |
1 |
||||
32 |
«Газета любознательных» Конкурс |
1 |
||||
33 |
«Газета любознательных» Конкурс |
1 |
||||
VIII . Круглый стол |
1 |
|||||
34 |
Итоговое занятие |
1 |
||||
ИТОГО |
34 |
7