Программа организации внеурочной деятельности

4
0
Материал опубликован 26 November 2017

Российская Федерация

Республика Хакасия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа № 5.


 


 

Рассмотрено методическим объединением учителей математики, физики и информатики

Протокол № _______

Руководитель ШМО

_______________ /_______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 5

_____________ /

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № _________

Директор МБОУ СОШ № 5

_____________ /


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальное

Кружок «Юный математик»

Среднее общее образование, 5 класс, 34 часа

Срок реализации: 1 год

 

 

Составитель программы:

Ечкалова А. В.., учитель математики, ВКК

 

г. Саяногорск 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Юный математик» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Актуальность программы: являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию обучающихся к изучению математики.

Практическая значимость программы: содержание программы предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме тео­ретических и практических занятий.

Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Возраст детей которым адресована программа 11- 12 лет.

Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, конкурсов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях.

Цель и задачи программы

Целью программы является - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Задачи программы:

Обучающие:

• углубление и расширение знаний учащихся по математике;

• привитие интереса учащихся к предмету;

• активизировать познавательную деятельность;

• показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные:

• воспитание культуры личности;

• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

• воспитание понимания значимости предмета для научно - технического прогресса;

• воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;

• выработка умения детей целенаправленно овладеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.

Развивающие:

• развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Планируемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Юный математик» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:

первый – основная функция – познавательная, умение актуализировать математические знания, определять границы своих знаний при решении задач практического содержания; умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

второй – основная функция – формирование личностного отношения и развития любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

третий – основная функция – деятельностная, определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях, создании портфолио.

Содержание курса кружка внеурочной деятельности

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Содержание занятия

Формы организации

теоретические

практические

I. Магия чисел (5 часов)

1

Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта.

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать». Устный счёт, математический диктант.

0,5

0,5

2

Числа-великаны. Коллективный счёт.

Выполнение заданий на развитие навыков и приемов счета.

0,5

0,5

3

Системы счисления народов мира.

Знакомство с греческой, египетской, римской и древнерусской системами счисления.

0,5

0,5

4

Конкурс «Кто быстрее»

Конкурс для двух команд, содержащий различные задания, направленные на развитие скорости мыслительной деятельности.

 

1

5

Знаменитые математики

Представление презентации о великих математиках. Разгадывание кроссворда.

0,5

0,5

II. Решение олимпиадных и конкурсных задач (4 часа)

6

Готовимся к олимпиаде.

Решение олимпиадных задач

 

1

7

Готовимся к олимпиаде.

Решение олимпиадных задач

 

1

8

Готовимся к олимпиаде.

Решение олимпиадных задач

 

1

9

Готовимся к олимпиаде.

Решение олимпиадных задач

 

1

III. Логика (8 часов)

10

Числовые мозаики

Знакомство с числовыми мозаиками, выполнение заданий на сообразительность.

 

1

11

Задачи со спичками

Решение задач

 

1

12-13

Решение задач с использованием кругов Эйлера

Определение понятия множества, основные действия с ними необходимые при решении задач.

0, 5

1,5

14-15

Загадки- смекалки.

Решение математических загадок, требующих логических рассуждений

 

2

16-17

Обратные задачи.

Решение задач с использованием круговой схемы.

 

2

IV. Участие в конкурсе «Потомки Пифагора» (1 час)

18

Конкурс «Потомки Пифагора»

Участие во Всероссийском математическом конкурсе

 

1

V. Элементы комбинаторики (5 часов)

19

Знакомьтесь, комбинаторика!

Комбинаторные задачи (исторические

Исторический экскурс. Решение задач.

0,5

0,5

20-21

Комбинации из нескольких элементов

Рассматриваются решения задач методом перебора вариантов путем простого перечисления, путем построения дерева возможных вариантов, путем применения комбинаторных правил сложения и умножения.

 

2

22-23

Подсчет вариантов с помощью графов

Введение понятия и свойства графа. Решение задач с помощью графов.

 

2

VI. Наглядная геометрия (4 часа)

24

Треугольники, четырехугольники. Геометрические головоломки

Определение свойств фигур. Задачи с треугольниками, четырехугольникам. Решение геометрических головоломок.

0,5

0,5

25

Конструирование фигур

Практикум по конструированию фигур.

 

1

26-27

Занимательная геометрия (решение занимательных задач)

Решение занимательных геометрических задач.

 

2

VII. Занимательная математика (6 часов)

28

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

Математические фокусы

 

1

29

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

Математические фокусы

 

1

30

Математический КВН

Командный конкурс в форме КВН

 

1

31

Математический КВН

Командный конкурс в форме КВН

 

1

32

«Газета любознательных» Конкурс

Конкурс на лучшую математическую газету (по группам)

 

1

33

«Газета любознательных» Конкурс

Конкурс на лучшую математическую газету (по группам)

 

1

VIII . Круглый стол (1 час)

34

Итоговое занятие

В форме «круглого стола»

 

1

Итого (34 часа)

Список литературы

Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

Белякова О. И. Занятия математического кружка.– Волгоград: Учитель, 2008.

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.

Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.

О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва, «ИздательствоНЦ Энас», 2007.

Рекомендуемая для детей и родителей:

1. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

2. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

3. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражне-ния для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

Календарно - тематическое планирование кружка «Юный математик»

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

     

I. Магия чисел

5

   

1

   

Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта.

 

0,5

0,5

2

   

Числа-великаны. Коллективный счёт.

 

0,5

0,5

3

   

Системы счисления народов мира.

 

0,5

0,5

4

   

Конкурс «Кто быстрее»

   

1

5

   

Знаменитые математики

 

0,5

0,5

     

II. Решение олимпиадных и конкурсных задач

4

   

6

   

Готовимся к олимпиаде.

   

1

7

   

Готовимся к олимпиаде.

   

1

8

   

Готовимся к олимпиаде.

   

1

9

   

Готовимся к олимпиаде.

   

1

     

III. Логика

8

   

10

   

Числовые мозаики

   

1

11

   

Задачи со спичками

   

1

12-13

   

Решение задач с использованием кругов Эйлера

   

2

14-15

   

Загадки- смекалки.

   

2

16-17

   

Обратные задачи.

   

2

     

IV. Участие в конкурсе «Потомки Пифагора»

1

   

18

         

1

     

V. Элементы комбинаторики

5

   

19

   

Комбинаторные задачи (исторические

   

1

20-21

   

Комбинации из нескольких элементов

   

2

22-23

   

Подсчет вариантов с помощью графов

   

2

     

VI. Наглядная геометрия

4

   

24

   

Треугольники, четырехугольники. Геометрические головоломки

 

0,5

0,5

25

   

Конструирование фигур

 

0,5

0,5

26-27

   

Занимательная геометрия (решение занимательных задач)

   

2

     

VII. Занимательная математика

6

   

28

   

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

   

1

29

   

Игра «У кого какая цифра?»

Математические фокусы

   

1

30

   

Математический КВН

   

1

31

   

Математический КВН

   

1

32

   

«Газета любознательных» Конкурс

   

1

33

   

«Газета любознательных» Конкурс

   

1

     

VIII . Круглый стол

1

   

34

   

Итоговое занятие

   

1

     

ИТОГО

34

   

7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.