12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Татьяна Александровна6091
Учитель Высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования
Россия, Хакасия респ., с.Арбаты
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»
8

Рабочая программа факультативного курса по информатике для учащихся с ОВЗ «Информатика и ИКТ» (основы компьютерной грамотности)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Арбатская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на методическом объединении

Протокол №_____

от __ ______ 2018г.

__________________

Согласована с зам. директора УВР

__ __________ 2018 г.

__________ Н.П. Кокина

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________________А.А. Сипкина

«___»_______2018г.

Рабочая учебная адаптированная программа

факультативного курса по информатике

для учащихся с ОВЗ

«Информатика и ИКТ»

(основы компьютерной грамотности)

6-9кл. (комплект)

Срок реализации 1 год

Составлена на основе авторской программы по информатике для общеобразовательных учреждений. Информатика и ИКТ. Учебная программа и планирование для 5-6 классов под ред. Н.В.Макаровой

Учителя информатики

Медведевой Т.А., высш. кв. категории, пед. стаж - 41 год

с. Арбаты, 2018г.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Информатика и ИКТ»

(Основы компьютерной грамотности)

первый год обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость введения данного курса в программу обучения обусловлена всеобщей компьютеризацией, интеграционными процессами между гуманитарной и научно-технической сферами, тенденциями инклюзивного образования.

Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности.

Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр.

Прогнозируется использование компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.

Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Подчас помогают провести трудную для детей работу на подсознательном уровне.

Многие школьники имеют проблемы с чтением (дислексия), не любят читать. С экрана ребята охотно читают, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино».

Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении школьников позволяет также выявить «скрытые проблемы в развитии каждого ребенка, обеспечить максимальную индивидуализацию процессов коррекции и обучения, сформировать у детей интерес к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ, а также развивает у школьников знания об окружающем мире, математические представления, коррекцию психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач.

Курс «Информатика и ИКТ» (Основы компьютерной грамотности) является факультативным курсом, введённым в учебный план специальных (коррекционных классов) VIII вида, 6-9 класс, 1 час в неделю.

Рабочая программа факультатива «Информатика и ИКТ» (Основы компьютерной грамотности) составлена на основе Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 5 класс Н.В.Макаровой.

Цели изучения курса

общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребенка;

технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере в текстовом и графическом редакторах;

коррекционная цель – способствование развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения);

общепедагогическая цель – определяется фактом наличия компьютерного класса в школе, как новой педагогической культуры, т.е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

Задачи:

Знакомство с возможностями компьютера.

Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.

Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.

Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих навыков обращения с компьютером (первый год обучения), в дальнейшем планируется углубление знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Некоторые аспекты построения и организации занятий с учениками с использованием компьютерных программ: общая продолжительность занятий 30-35 минут, в том числе, компьютерные игры не более 8 минут, все занятия проходят в благоприятной эмоциональной обстановке.

Каждое занятие обязательно включает:

развивающее задание с применением наглядного материала, направленного на развитие психических процессов учащихся;

компьютерную игру, направленную на решение определенных обучающих и развивающих задач;

Курс составлен таким образом, что формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Курс факультатива «Информатика и ИКТ» (основы компьютерной грамотности) построен по концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

В курсе с учетом возрастных особенностей учащихся выделяется три ступени обучения:

1. подготовительная –6 класс – занятия - проходят в виде игр, работы на играх-тренажерах

2. подготовительно-ознакомительная – 7-8 класс;

3. основная – 9 класс

Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках.

Данная рабочая программа связана с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) и с организацией занятий (факультатив проводится 1 раз в неделю). Все изменения от авторской программы Н.В.Макаровой направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков.

Учимся работать на компьютере. Время изучения темы продлено с 12 до 22 часов, в. т.ч. на практические работы отводится 13ч. Это связано с тем, что на усвоение новых знаний, умений и навыков учащимся специальных (коррекционных) классов (VIII вида) требуется более длительное время. Темы для дополнительного изучения не изучаются.

Компьютерная графика. Графический редактор Paint Блок включает 11 час. вместо 5ч. Изменения связаны с увеличением доли практических занятий.

Раздел «Основы работы на компьютере» решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером. Учащиеся знакомятся с играми, тренажёрами.

Раздел «Работа с текстовыми редакторами (процессорами)» предполагает набор и редактирование текста, знакомство с правилами набора текста, со строкой меню, ввод и редактирование текста в блокноте, Word, копирование и вставка текста, печатание и перестановка текста,  знакомство с калькулятором, выполнение арифметических действий на калькуляторе. Работа с текстовым редактором для развития навыков чтения. Использование развивающих компьютерных программ, игр разгадывание ребусов, кроссвордов,  развитие словаря. Знакомство и работа в программах: Блокнот, Word. Составление таблиц.

Раздел «Компьютерная графика» знакомство, формирование и отработка навыков работы с графическим редактором, с инструментами рисования, создание компьютерного рисунка, настройка инструментов, редактирование компьютерного рисунка, сборка рисунка из деталей, как открыть сохранённый рисунок на диске, знакомство с пикселем, пиктограммой, алгоритмами, действия с фрагментом рисунка. Конструирование из мозаики, кубиков, моделирование окружающего мира. Знакомство  с графическим редактором Paint.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Классы (комплекты)

5кл. - 9кл.

 

Раздел

Количество час. /практические работы – П/Р

 

ТБ

1

 

Учимся работать на компьютере (Блокнот, WordPad)

22/13ч.

 

Компьютерная графика (Paint)

11/10ч.

 

Всего, час.

34

 

в. т.ч. Практ.работы

23

На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.

Рабочей программой учтены ряд особенностей учащихся специальных коррекционных классов (VIII вид).

Особенности контингента

Способы преодоления

Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов

Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных методик коррекционной педагогики

Слабое восприятие теоретической базы

Опора на практические задания

Практическая деятельность должна приводить к заметным результатам

Оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии

Ограниченные представления окружающем мире

Формирование представлений, расширение кругозора

Низкая культура поведения

Индивидуальная работа, повышение культуры

Отсутствие чувства самосохранения

Особое внимание к вопросам техники безопасности

Малообеспеченные семьи, не имеющие компьютера

Предоставление возможности обучения в условиях школы

Слабо развитая мелкая моторика

Использование клавиатурных тренажеров

Сложная структура дефекта (нарушения интеллекта, сопровождающиеся нарушениями в системе анализаторов, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сфере)

Использование специальных возможностей компьютера.

Индивидуальный подход к учащимся.

Формы и методы обучения

При организации занятий приоритетными формами работы с учащимися являются индивидуальные и групповые. Обязательно проводятся упражнения по профилактике и коррекции зрительных нарушений, психогимнастика, физминутки.

В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

игровые методы (коррекционно-развивающие  игры).

Формы контроля

Практические задания.

Творческие задания.

Ожидаемые результаты

В результате целенаправленной деятельности на занятиях у учащихся:

повысится уровень развития высших психических функций (памяти, внимания,     мышления, зрительного восприятия, воображения);

расширятся познавательные возможности и интересы;

повысится уверенность в себе, ответственность к порученному делу, учебная и трудовая мотивация.

Учащиеся научатся:

применять полученные знания в жизненных ситуациях;

планировать учебную и трудовую деятельность;

использовать новые  формы общения;

владеть простейшими знаниями о компьютере;

работать с информацией.

Ученик должен уметь:

запускать программы из меню Пуск,

изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна,

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши,

применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов,

применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков,

выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор,

знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

В программе использованы материалы.

- Программа курса «Основы компьютерной грамотности»  для 5-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Томск-2002г., И.В. Пахорукова.

- О.Б. Воронкова «Информатика. Методическая копилка для преподавателя».

- Информатика. 5-6 класс. Начальный курс. Учебник. 2-е изд., переработанное / Под ред. Н.В.Макаровой.     - СПб.: Питер.2005.

Л. Босова, А. Босова «Уроки информатики в 5-6 классах» массовой школы.

- О.Б. Кремер «Опыт создания компьютерных программ в коррекционной школе».

- Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. «Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе» г. Воронеж.

Информатика. Пропедевтический курс. 5-6 класс. Босова Л. Л. Москва. 2003.7

Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.