Рабочая программа факультативного курса по информатике для учащихся с ОВЗ «Информатика и ИКТ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Арбатская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на методическом объединении Протокол №_____ от __ ______ 2018г. __________________ |
Согласована с зам. директора УВР __ __________ 2018 г. __________ Н.П. Кокина |
УТВЕРЖДАЮ Директор _________________А.А. Сипкина «___»_______2018г. |
Рабочая учебная адаптированная программа
факультативного курса по информатике
для учащихся с ОВЗ
«Информатика и ИКТ»
(основы компьютерной грамотности)
6-9кл. (комплект)
Срок реализации 1 год
Составлена на основе авторской программы по информатике для общеобразовательных учреждений. Информатика и ИКТ. Учебная программа и планирование для 5-6 классов под ред. Н.В.Макаровой
Учителя информатики
Медведевой Т.А., высш. кв. категории, пед. стаж - 41 год
с. Арбаты, 2018г.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Информатика и ИКТ»
(Основы компьютерной грамотности)
первый год обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость введения данного курса в программу обучения обусловлена всеобщей компьютеризацией, интеграционными процессами между гуманитарной и научно-технической сферами, тенденциями инклюзивного образования.
Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности.
Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр.
Прогнозируется использование компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.
Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Подчас помогают провести трудную для детей работу на подсознательном уровне.
Многие школьники имеют проблемы с чтением (дислексия), не любят читать. С экрана ребята охотно читают, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино».
Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении школьников позволяет также выявить «скрытые проблемы в развитии каждого ребенка, обеспечить максимальную индивидуализацию процессов коррекции и обучения, сформировать у детей интерес к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ, а также развивает у школьников знания об окружающем мире, математические представления, коррекцию психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач.
Курс «Информатика и ИКТ» (Основы компьютерной грамотности) является факультативным курсом, введённым в учебный план специальных (коррекционных классов) VIII вида, 6-9 класс, 1 час в неделю.
Рабочая программа факультатива «Информатика и ИКТ» (Основы компьютерной грамотности) составлена на основе Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 5 класс Н.В.Макаровой.
Цели изучения курса
общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребенка;
технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере в текстовом и графическом редакторах;
коррекционная цель – способствование развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения);
общепедагогическая цель – определяется фактом наличия компьютерного класса в школе, как новой педагогической культуры, т.е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.
Задачи:
Знакомство с возможностями компьютера.
Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.
Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.
Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих навыков обращения с компьютером (первый год обучения), в дальнейшем планируется углубление знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Некоторые аспекты построения и организации занятий с учениками с использованием компьютерных программ: общая продолжительность занятий 30-35 минут, в том числе, компьютерные игры не более 8 минут, все занятия проходят в благоприятной эмоциональной обстановке.
Каждое занятие обязательно включает:
развивающее задание с применением наглядного материала, направленного на развитие психических процессов учащихся;
компьютерную игру, направленную на решение определенных обучающих и развивающих задач;
Курс составлен таким образом, что формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.
Курс факультатива «Информатика и ИКТ» (основы компьютерной грамотности) построен по концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
В курсе с учетом возрастных особенностей учащихся выделяется три ступени обучения:
1. подготовительная –6 класс – занятия - проходят в виде игр, работы на играх-тренажерах
2. подготовительно-ознакомительная – 7-8 класс;
3. основная – 9 класс
Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках.
Данная рабочая программа связана с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) и с организацией занятий (факультатив проводится 1 раз в неделю). Все изменения от авторской программы Н.В.Макаровой направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков.
Учимся работать на компьютере. Время изучения темы продлено с 12 до 22 часов, в. т.ч. на практические работы отводится 13ч. Это связано с тем, что на усвоение новых знаний, умений и навыков учащимся специальных (коррекционных) классов (VIII вида) требуется более длительное время. Темы для дополнительного изучения не изучаются.
Компьютерная графика. Графический редактор Paint Блок включает 11 час. вместо 5ч. Изменения связаны с увеличением доли практических занятий.
Раздел «Основы работы на компьютере» решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером. Учащиеся знакомятся с играми, тренажёрами.
Раздел «Работа с текстовыми редакторами (процессорами)» предполагает набор и редактирование текста, знакомство с правилами набора текста, со строкой меню, ввод и редактирование текста в блокноте, Word, копирование и вставка текста, печатание и перестановка текста, знакомство с калькулятором, выполнение арифметических действий на калькуляторе. Работа с текстовым редактором для развития навыков чтения. Использование развивающих компьютерных программ, игр разгадывание ребусов, кроссвордов, развитие словаря. Знакомство и работа в программах: Блокнот, Word. Составление таблиц.
Раздел «Компьютерная графика» знакомство, формирование и отработка навыков работы с графическим редактором, с инструментами рисования, создание компьютерного рисунка, настройка инструментов, редактирование компьютерного рисунка, сборка рисунка из деталей, как открыть сохранённый рисунок на диске, знакомство с пикселем, пиктограммой, алгоритмами, действия с фрагментом рисунка. Конструирование из мозаики, кубиков, моделирование окружающего мира. Знакомство с графическим редактором Paint.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Классы (комплекты) |
5кл. - 9кл. |
|
Раздел |
Количество час. /практические работы – П/Р |
|
|
ТБ |
1 |
|
Учимся работать на компьютере (Блокнот, WordPad) |
22/13ч. |
|
Компьютерная графика (Paint) |
11/10ч. |
Всего, час. |
34 |
|
в. т.ч. Практ.работы |
23 |
На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.
Рабочей программой учтены ряд особенностей учащихся специальных коррекционных классов (VIII вид).
Особенности контингента |
Способы преодоления |
Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов |
Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных методик коррекционной педагогики |
Слабое восприятие теоретической базы |
Опора на практические задания |
Практическая деятельность должна приводить к заметным результатам |
Оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии |
Ограниченные представления окружающем мире |
Формирование представлений, расширение кругозора |
Низкая культура поведения |
Индивидуальная работа, повышение культуры |
Отсутствие чувства самосохранения |
Особое внимание к вопросам техники безопасности |
Малообеспеченные семьи, не имеющие компьютера |
Предоставление возможности обучения в условиях школы |
Слабо развитая мелкая моторика |
Использование клавиатурных тренажеров |
Сложная структура дефекта (нарушения интеллекта, сопровождающиеся нарушениями в системе анализаторов, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сфере) |
Использование специальных возможностей компьютера. Индивидуальный подход к учащимся. |
Формы и методы обучения
При организации занятий приоритетными формами работы с учащимися являются индивидуальные и групповые. Обязательно проводятся упражнения по профилактике и коррекции зрительных нарушений, психогимнастика, физминутки.
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
игровые методы (коррекционно-развивающие игры).
Формы контроля
Практические задания.
Творческие задания.
Ожидаемые результаты
В результате целенаправленной деятельности на занятиях у учащихся:
повысится уровень развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, воображения);
расширятся познавательные возможности и интересы;
повысится уверенность в себе, ответственность к порученному делу, учебная и трудовая мотивация.
Учащиеся научатся:
применять полученные знания в жизненных ситуациях;
планировать учебную и трудовую деятельность;
использовать новые формы общения;
владеть простейшими знаниями о компьютере;
работать с информацией.
Ученик должен уметь:
запускать программы из меню Пуск,
изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна,
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши,
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов,
применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков,
выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор,
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
В программе использованы материалы.
- Программа курса «Основы компьютерной грамотности» для 5-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Томск-2002г., И.В. Пахорукова.
- О.Б. Воронкова «Информатика. Методическая копилка для преподавателя».
- Информатика. 5-6 класс. Начальный курс. Учебник. 2-е изд., переработанное / Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер.2005.
Л. Босова, А. Босова «Уроки информатики в 5-6 классах» массовой школы.
- О.Б. Кремер «Опыт создания компьютерных программ в коррекционной школе».
- Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. «Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе» г. Воронеж.
Информатика. Пропедевтический курс. 5-6 класс. Босова Л. Л. Москва. 2003.7