Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества
Волховского муниципального района»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета приказом ДДЮТ №
«__»_________2017г от «____»__________2017___г.
Протокол №
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
Студия раннего развития «Малыш»
Срок реализации образовательной программы: 1 года
Чулкова Надежда Алексеевна ,
педагог дополнительного образования
г.Волхов
2017 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа студии раннего развития «Малыш» относится к социально-педагогической направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа студии раннего развития «Малыш» является модифицированной, разработана с учётом ФГОС в дошкольном образовании. За основу данной программы взята примерная общеразвивающая программа дошкольного образования « От рождения до школы».
Дополнительная общеразвивающая программа студии раннего развития «Малыш» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность
Студию посещают неорганизованные дети (не посещающие детское дошкольное образовательное учреждение). Численность таких детей возрастает по разным причинам (болезнь, низкий материальный уровень семьи, и ряд других причин). Но, как бы, ни разнообразны были в социальном отношении семьи, имеющие таких детей, они объединены общей проблемой - проблемой организации полноценного развития и содержательного общения детей.
Данная дополнительная общеразвивающая программа актуальна и востребована, так как нацелена на удовлетворение индивидуальных потребностей детей старшего дошкольного возраста (по объективным причинам не посещающих детский сад), в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном, физическом развитии. Содержание программы определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе, учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с педагогами и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Педагогическая целесообразность
Образовательный процесс студии «Малыш» включает в себя все виды деятельности, необходимые для полноценного развития ребенка данного возраста. К ним относятся: игровая, продуктивная (изобразительная), восприятие музыки и движения под музыку, двигательная активность, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность совместно с родителями, развивающие упражнения, элементарная математика. Все эти виды деятельности, охватывая несколько направлений развития, вводят ребенка в культурный мир, в конечном итоге образовывая его как активного, культурного субъекта деятельности. Программа составлена с учётом реализации предметных, метапредметных и личностных связей по разделам.
Цель дополнительной общеразвивающей программы студии раннего развития «Малыш» - Всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств посредством включения его в различные виды деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать детям знания, умения в переделах разделов программы.
2. Обучить приёмам умственных действий (сравнения, сопоставления, умению делать выводы, умозаключения, учить устанавливать связи между рассматриваемыми предметами)
3. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений, к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
Развивающие:
1.Развивать жизненно необходимые навыки, требующие для детей социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности.
1.Способствовать развитию логического мышления, воображения, сообразительности ребёнка.
2.Развивать речь, память, внимание, выносливость, творческие способности.
3.Развивать способность понимать содержание музыкальных произведений разного жанра и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
4. Развивать умение оценивать себя и свои поступки.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, аккуратность в работе, интерес к предмету и к процессу обучения в целом.
2.Воспитывать интерес к растительному и животному миру, интерес к природе, произведениям изобразительного искусства
3.Воспитывать умение слышать и слушать друг друга посредством совместного труда, умение уступать друг другу, сопереживать неудачи.
4.Воспитывать интерес к занятиям физической культуры.
5.Воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать её.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы
Программа предполагает гибкое построение образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей. Данная программа ориентирована :
На охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Обеспечение разнообразия детской деятельности- близкой и естественной для ребёнка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребёнка и отвечает его природе.
Ориентацию всех условий реализации программы на ребёнка, создание эмоционально-комфортной обстановки благоприятной среды его позитивного развития.
Работа в студии осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Реализация целей и задач осуществляется через освоение детьми практически ориентированных знаний и навыков, которые в той или иной мере даёт каждый входящий в программу раздел.
Программа студии раннего развития состоит из 5 разделов:
1. Весёлый счёт
2. Развитие речи
3.ОФП
4.Музыка
5.ИЗО
Все проводимые занятия основаны на сотрудничестве. Педагог не только информирует ребёнка, но и обращается к нему за помощью, советом, иногда специально играет роль незнающего перед знающим ребёнком. Таким образом, педагог и ребёнок вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути реализации имеющейся педагогической задачи.
Занятия по каждому разделу объединены одной темой - «времена года», которая состоит из нескольких частей: осень, зима, весна, лето. Реализация такого подхода помогает создать оптимальные условия для систематизации знаний и значительно влияет на повышение эффективности обучения и наиболее полноценного развития детей. Занятия предполагают обязательное разнообразие различных видов деятельности, включение игры. Большое место отводится действию с предметами, используются различные виды игровой деятельности:
- имитационные игры и игры упражнения с предметами
- игры с правилами и без сюжета
- игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения.
Детям систематически прививаются навыки самооценки и взаимооценки деятельности.
В каждое занятие включаются пятиминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключить активность (умственную, двигательную, речевую) не выходя из учебной ситуации. Всё это позволяет сделать процесс обучения детей наиболее эффективным и полноценным.
Органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей, практическая направленность преподавания, требующая формирования умений применять знания на практике, выработка необходимых для этого навыков – ведущие принципы при обучении всех разделов программы.
Возраст детей:
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на детей 4,5-7лет, не посещающих детский сад, по желанию родителей.
Форма обучения – очная
Формы проведения занятий – аудиторные
Формы занятий – групповая
Формы организации занятий следующие:
Фронтальная работа с демонстрационным материалом
Практическая, творческая работы
Дидактическая игра
Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом
Моделирование и разрешение проблемных ситуаций
Совместная проектная деятельность: педагог + ребёнок + родитель
Совместная деятельность детей
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность
Режим занятий:
Занятия осуществляются по расписанию, в группах (12 -15 человек),
Занятия проводятся 4 раза в неделю:
понедельник, вторник, четверг – 4 занятия, пятница – 3 занятия
Продолжительность одного учебного занятия составляет 30 минут перерыв между занятиями 10 минут. Количество учебных занятий в неделю - 15
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- наблюдение
- открытое занятие
- викторины
- практические задания
- итоговые беседы
- олимпиада
При освоении дополнительной общеразвивающей программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств (черты или качества действуют согласованно как единое целое) ребенка:
Личностные результаты
К концу периода обучения ребёнок:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни;
любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире, любящий экспериментировать, способный самостоятельно действовать.
эмоционально отзывчивый, откликающийся на эмоции близких людей и друзей, сопереживающий персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирующий на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Метапредметные результаты
К концу периода обучения ребёнок:
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Предметные результаты
К концу периода обучения ребёнок:
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности (речевые, математические, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.),
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации.
Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся. В данной программе используются следующие формы контроля:
- Открытое занятие:
- Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
- Контрольное задание
- Практические задания
- Творческая работа
- Олимпиада
- Отчётная выставка
- Викторина
- Праздник
Промежуточная аттестация проводится в конце полугодий. Её результаты помогают определить уровень освоения практических навыков.
По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся за время обучения.
Учебно-тематический план
№ |
Разделы |
Кол-во часов кол-во часов в неделю |
1. |
Весёлый счёт |
102 3 |
2. |
Развитие речи |
102 3 |
3. |
О.Ф.П |
102 3 |
4. |
ИЗО |
102 3 |
5. |
Музыка |
102 3 |
ИТОГО: |
510 15 |
Примерная сетка занятий
Разделы программы |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
Весёлый счёт |
1 |
1 |
1 |
||
Развитие речи |
1 |
1 |
1 |
||
ОФП |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Музыка |
1 |
1 |
1 |
||
ИЗО |
1 |
1 |
|||
итого |
4 |
4 |
4 |
3 |
Раздел №1
Весёлый счёт – 1 год обучения
Пояснительная записка
Математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека, - внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
1.Дать детям знания и умения и навыки в пределах раздела программы «Весёлый счёт»
2.Формировать приёмы умственных действий (сравнивания, сопоставления, умения делать выводы, умозаключения, учить устанавливать связи между рассматриваемыми предметами)
3. Обучить выполнению счётных операций в пределах первого десятка;
Развивающие:
1. Формировать элементарные представления о количестве, числе, форме и величине предметов
2. Способствовать развитию логического мышления, воображения, сообразительности ребенка, повышать его культуру мышления, привить любовь к творческой деятельности.
3. Формировать качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, уступчивость, вырабатывать конструктивные умения.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.
2.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, аккуратность в работе, интерес к предмету и процессу обучения в целом.
Формы занятий
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребёнка, включая в себя:
Разнообразные пальчиковые игры и упражнения
Физкультминутки
Весёлые дидактические игры
Самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
Занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Теория |
Практика |
Всего часов |
формы аттестации контроля |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
||
2. |
Количество и счет |
5 |
45 |
|
промежуточная аттестации игра путешествие |
3. |
Величина |
1 |
12 |
13 |
|
4. |
Геометрические фигуры |
3 |
15 |
18 |
|
5. |
Ориентировка в пространстве |
3 |
16 |
19 |
|
6. |
Итоговое занятие |
1 |
|
промежуточная аттестация математическая мини олимпиада |
|
Всего: |
13 |
89 |
102 |
Содержание работы 1 года обучения
Вводное занятие.
Теория:
- Вводная беседа. Выявление подготовленности детей (диагностика)
Количество и счет:
Теория:
- История чисел;
- названия цифр
- Понятия: сколько? который? на котором месте? какая по счету?;
- Понятия: слева направо, поровну, столько же, одинаково, равное количество, больше, меньше;
- Понятия: первый, второй и т.д. цифры от 1 до 10(их сходство и отличие по написанию)
Практика:
- Счет в прямом и обратном порядке до 10;
- Упражнение в прямом и обратном счете, упражнения со счетным материалом;
- Счет цепочкой. Счет через один, счет под хлопки. «Назови число предыдущее, последующее» (с мячом);
- Работа с палочками, работа со счетным и цифровым материалом;
- Работа в тетради по заданию педагога ( ориентация в клеточном поле);
- Отсчитывание предметов из большего количества в пределах 10 по образцу и заданному числу;
- Работа с раздаточным материалом при проведении игровых упражнений, игр, разного рода заданий.
3. Величина:
Теория:
- Понятия: длина, ширина, высота;
- Понятие «условная мерка», померить, измерить;
Практика:
- Упражнение в раскладывании предметов разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке (до 5 предметов);
- Измерение шагами кабинета, измерение с помощью условной мерки длины. Ширины и высоты стула, стола, и.т.д. сделать определенные выводы.
4. Геометрические фигуры
Теория:
- Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
- Понятие: круглой, овальной формы.
Практика:
- Упражнения в группировке геометрических фигур по различным признакам: цвету, форме, размеру;
- Упражнение в раскладывании геометрических фигур в возрастающем и убывающем порядке;
- Работа в тетради в клетку- выполнение детьми заданий педагога: «Вышивание полотенца» (обвести по строчке клеточки через клеточку и сделать штриховку),
«Воздушный шарик»- нарисовать внутри клеточки круги превратить его в воздушный шарик и другие задания;
- Составление узоров из геометрических фигур, как из наглядного материала, так и работая на листе бумаги;
- Составление из геометрических фигур другие геометрические фигуры, различного рода предметы: елочка из треугольников, домик – из квадратов и треугольника и прочее.
5. Ориентировка в пространстве
Теория:
-Пространственные представления: слева, справа, спереди, сзади, над, под, за, между.
Практика:
- упражнения в понимании отношений: слева - справа, вверху- внизу, нахождение своего места среди окружающих предметов;
-Упражнения в местонахождении предмета по отношению к другим предметам;
-Упражнения в ориентировке на листе бумаги, в тетради в клетку.
6. Итоговое занятие
Теория:
- Повторение и закрепление изученного материала
Практика:
- Игра-путешествие
Методическое обеспечение программы
№ |
Название темы |
Форма занятия |
методы |
Дидактический материал |
Форма подведения итогов |
1. |
Вводное занятие |
Беседа |
Словесный, наглядный, практический |
Демонстрационный материал |
Наблюдение диагностика подготовленности детей |
21. |
Количество и счет |
Игра, беседа, практикум Фронтальная работа с демонстрационым материалом, работа с раздаточным материалом |
Словесный, наглядный, практические задания проблемно- поисковый |
Наборы наглядного демонстрационного материала в количестве 10штук раздаточный материал по количеству детей Игры: лото, домино, настольные игры. |
Наблюдение, индивидуальный опрос, практическая работа |
2. |
Величина |
Игра, практикум, экспериментирование |
Словесный, наглядный, практический |
набор игрушек, набор условных мерок |
Практическая работа, беседа |
3. |
Геометрические фигуры |
Игра, конкурс, самостоятельная работа, моделирование |
Словесный, наглядный, практический проблемно-поисковый |
демонстрационный и раздаточный материал по количеству детей |
Зрительные и слуховые диктанты |
4. |
Ориентировка в пространстве |
Игра, практическая работа |
Словесный, наглядный, практический |
Игрушки по количеству детей |
Наблюдение игра |
5 |
Итоговое занятие |
Открытое занятие - игра |
Словесный, наглядный, практический проблемно-поисковый |
раздаточный материал по кол-ву детей |
Наблюдение опрос итоговая диагностика олимпиада |
К концу обучения по разделу «Весёлый счет» дети должны
знать:
- знать прямой и обратный счет в переделах 10
- знать порядковый счет в пределах 10
- знать цифры от 1 до 10
- знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, четырехугольник
- знать дни недели.
- научиться думать, рассуждать, самостоятельно работать
уметь:
- считать в пределах 10
- понимать значение вопросов: сколько? который?
- вести счет и пересчет предметов в пределах 10
- сравнивать числа в пределах 10
- сравнивать предметы по величине: длина, ширина, высота
- сравнивать до 5 предметов разных величин
- составлять геометрические фигуры
- определять местонахождения предмета по отношению к себе
- ориентироваться на листе бумаги
Форма проведения занятий: аудиторные
Форма занятий – групповая
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации. Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся. В данной программе используются следующие формы контроля:
- открытые занятия
- наблюдение
- игра
- игровые конкурсы
- практические задания
- беседа
- зрительные и слуховые диктанты
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждой темы раздела. Её результаты помогают определить уровень освоения практических навыков. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся за время обучения.
Список литературы.
1. Вапняр Н.В, Моро М.И, Степанова С.В- Математика в картинках. М. Прсвещение,1985.
2. Васильева М.А Программа воспитания и обучения в детском саду. М.Просвещение,1985.
3. Васильева М.А Гербова, В.В Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду, М. «Мозаика-синтез» 2005г.
4.Володина Н.В. Считаю и решаю Москва: Эксмо, 2015.
5. Ерофеева Т.И, Павлова Л.Н, Новикова. В.П. Математика для дошкольников. М. Просвещение,1992.
6.Житомирски В.Г, Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. М. «Педагогика», 1975.
7. Завьялова. Н.А. Лукина Е.В Интегрированный курс подготовки детей. Волгоград, Изд. «Учитель». 2005.
8. Касицина М.А Дошкольная математика.М. Просвещение, 2001.
9. Кирьянова Р.А. Подготовка ребенка к школе. Санкт-Петербург, «Каро», 2006. 9. Колесникова Е.В Диагностика математических способностей у детей. М. Творческий центр «Сфера» 2006.
10.Колесникова Е.В Развитие математического мышления у детей. М. «Акалис» 1996.
11.Метлина Л.С Математика в детском саду. М. Просвещение 1984г.
12.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.Просвещение, 1985.
13. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. Спб. Изд. «Акцидент», 1997.
14. Рихтерман. Т.Д Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.Просвещение 1992.
15.Смоленцева. А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М. Просвещение, 1987.
16 .Столяр А.А Давайте поиграем. М .Просвещение 1991.
17.Чекмарев Я.Ф Учись считать. М. Просвещение 1964.
18. Карстенес Б, Дюринг У, Кальвицки С «Знакомимся с цифрами» ООО Издательство дом «Нигма», 2013
Оценочный материал по разделу программы «Весёлый счет»
Диагностическая карта к разделу программы «Весёлый счёт»
Ф.И.об-ся |
1 полугодие |
2 полугодие |
Средний Общий балл балл |
Процент выполнения программы |
||
Теория |
Практика |
Теория |
Практика |
|||
Знания и умения детей оцениваются по трехбалльной системе:
Критерии оценки теории:
«3» высокий уровень (ребёнок знает прямой и обратный счёт, порядковый счёт в пределах 10, знает цифры от1 до10 понятия: сколько? который?, какая по счёту?, понятия: длина, ширина ,высота, условная мерка, геометрические фигуры :круг, квадрат, овал, прямоугольник, круглой, овальной, квадратной, прямоугольной формы .Знать пространственные отношения: слева, справа, вверху, внизу. за, над, по. между.
«2» балла средний уровень ребёнок справляется с заданием по наводящим вопросам взрослого.
«1» балл низкий уровень, ребёнок в большей степени не имеет достаточно знаний.
Критерии оценки практики:
«3» балла - высокий уровень (умеет считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке). Умеет работать с палочками и цифровым материалом, умеет отсчитывать определённое количество предметов по заданному числу, умеет раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине и высоте. Умеет измерять длину, ширину и высоту с помощью условной мерки и делать определённые выводы. Умеет группировать геометрические фигуры по цвету, форме и размеру, умеет раскладывать геометрические фигуры в возрастающем и убывающем порядке, умеет работать в тетради при выполнении заданий педагога умеет составлять разного рода предметы из геометрических фигур, умеет ориентироваться на листе бумаги умеет находить местонахождения предмета по отношению к другим.
«2» - балла – средний уровень (справляется с заданиями с помощью педагога)
«1» - балл – низкий уровень (ребёнок в большей степени не справляется с заданиям
Промежуточная аттестация по результатам освоения материала данного раздела проводится в форме итоговых занятий.
Итоговое занятие
1.Примерные темы итоговых занятий по разделу «Весёлый счёт»
- на конец первого полугодия – «Путешествие по сказке»
-на конец второго полугодия - «Математическая мини олимпиада»
Раздел №2
Развитие речи
Пояснительная записка.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Главное назначение данного раздела - развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения; научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Раздел программы предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Цель: Формирование и развитие у ребёнка старшего дошкольного возраста целостных представлений об окружающем мире, развитие речи .
Задачи:
Обучающие:
1. Дать детям знания об окружающем мире.
2. Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
3. Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
4.Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
5. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать)
Развивающие:
1.Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
2.Развивать речь, память, внимание, воображение, творческие способности.
3. Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Воспитывать интерес к растительному и животному миру, интерес к природе.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел |
Теория |
Практика |
Всего часов |
Формы аттестации контроля |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
||
2. |
Осень |
5 |
28 |
33 |
|
3. |
Зима |
5 |
28 |
33 |
Промежуточная аттестация- беседа |
4. |
Весна-лето |
6 |
28 |
34 |
|
5. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
Промежуточная аттестация Интегрированное занятие |
|
ИТОГО: |
18 |
84 |
102 |
Содержание программы
Вводное занятие
Теория
- Вводная беседа. Выявление подготовленности детей (диагностика)
2. Осень
Теория:
- Характерные признаки осени;
- Беседа «Поговорим об осени»;
(Осень - пора, когда исчезает красота цветов, снимают свой яркий наряд деревья и кусты, улетают птицы, прячутся и засыпают некоторые животные)
- Понятия: «Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень», «Дикие, домашние животные», «Овощи-фрукты» ;
- Знакомство с осенними месяцами: сентябрём, октябрём ноябрём, их характерными признаками;
- Беседа «овощи – фрукты»;
- Беседа на тему «Как звери готовятся к зиме»;
Практика:
- Экскурсия к школе, беседа о школе;
- Составление рассказа «Как я провёл лето»;
- Повторение и закрепление названий осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь;
- Рассматривание иллюстраций об осени;
- Разучивание стихотворений об осени;
- Рассматривание картин: « В лесу» «Золотая осень». «Поздняя осень», «В саду», « На огороде» и составление рассказов по ним;
- Рассматривание овощей фруктов,
- Чтение пословиц, потешек, загадок об осени;
- Рассказывание и чтение сказок: «У солнышка в гостях», «Лягушка путешественница» «Зимовье зверей»;
- Рассказывание сказки «Репка» - пересказ её от лица автора и от лица разных героев - Загадки о диких и домашних животных их классификация;
- Чтение басни Крылова «Попрыгунья стрекоза»;
- Показ настольного театра по сказке «Колобок» .
- Деловая игра «безопасность жизни маленьких детей»
- Чтение произведения Т.Александрова «Трехцветик»
3. Зима
Теория:
- Характерные признаки зимы: (Зимой природа по новому проявляется, раскрывает перед нами новые краски. Меняется цветовая гамма неба, звуковая картина природы, нет песен птиц, шума ветра и дождя, все затихает, только зимняя вьюга по-новому звучит, свистит, угрожает замести, заморозить. Изменился весь наш день, темнеет рано и можно наблюдать всю красоту и необъятность звездного неба. Изменилось и солнце - теперь оно больше белое, низкое, холодное);
- Названия зимних месяцев: декабрь, январь, февраль;
- Понятие: «Зимующие птицы»;
-Проект «Зимующие птицы нашего края»
- Беседа « Дикие звери и их детёныши»;
- Беседа « День защитников Отечества»;
- Беседа об уходящей зиме;
Практика:
- Загадки, пословицы о зиме и зимних явлениях;
- Рассказывание сказки «Лиса и волк» и её пересказ;
- Рассматривание картин: «Первый снег», « Снегири», «Зимние забавы»;
- Рассматривание иллюстраций из серии «Кормушка» и составление рассказа по картинкам;
- Рассматривание картинок о птицах: воробей, сорока, ворона, снегирь, дятел. - Чтение стихов, песенок, загадок о птичках;
- Разучивание стихов о зиме, новогодней ёлке;
- Чтение рассказов о том, как звери готовятся к зиме;
- Рассматривание картин о диких животных: белка, лиса, заяц, волк, медведь
- Встреча Нового года;
- Наблюдение за снежинками, за узорами на окнах, за льдом, его свойствами;
- Проведение опыта «Как оживить воду»;
- Чтение рассказа « Снежный колобок»;
- Чтение сказок: «Почему холодно месяцу на небе», «Морозко»
- Чтение произведения «Что такое хорошо, что такое плохо»;
- Игра «Помогите Вини пуху».
Проект «Огонь и человек»
- Исследовательская деятельность «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?»
- Тематический вечер «Осторожно огонь»
- Чтение произведения Г. Тумаринсона «Новые дорожные приключения Буратино»
Рассматривание плакатов из серии ««Новые дорожные приключения Буратино»
Проект «Зимующие птицы нашего края»
4. Весна
Теория:
- Знакомство с характерными признаками весны Весна - особенно радостное время. Пробуждается от зимнего сна земля и вся природа. Постепенно возвращается, богатая разнообразием красок, природа, появляются новые ароматы;
- Названия весенних месяцев: март, апрель, май;
- Понятие «Ледоход»;
- Названия весенних цветов: подснежники, мать и мачеха;
- Понятия: «насекомые» (комар, червяк, муравей, пчела),
- Проект « Перелётные птицы»- (скворец, грач, ласточка);
Практика:
- Разучивание стихов о маме, бабушке, весне;
- Составление рассказа на тему «Мамин день» по плану педагога;
- Загадки о весне и её признаках;
- Рассказывание сказок: « Заюшкина избушка», «О рыбаке и рыбке», «Горшок каши»;
-Рассматривание картин: «Грачи прилетели», «Весна»
- Чтение колыбельных песенок, загадывание загадок, чтение скороговорок;
- Беседа о труде взрослых с использованием картин;
- Наблюдение за появлением первых весенних цветов, их рассматривание;
- Час поэзии «Всё о весне».
- Проект « Перелётные птицы»- (скворец, грач, ласточка);
- День Победы- чтение рассказов о детях героях войны;
- Разговор о насекомых, рассматривание иллюстраций;
- Знакомство с пословицами и крылатыми выражениями;
- Беседы: О правилах поведения на дороге», «Для чего вода человеку, животным и растениям», « Перелётные птицы», «Старик Годовик» « О космосе».
-Проект «В гостях у сказки»
- Составление рассказов по схематическим моделям «мальчик - спички – пожар - пожарная машина»
- Просмотр презентации «Правила дорожного движения»
5. Итоговое занятие
Теория:
- Повторение и закрепление изученного материала
Практика:
- Игра путешествие
Методическое обеспечение программы
№ |
Раздел |
Форма занятий |
Методы |
Дидактический материал |
Форма подведения итогов |
||
1 2. |
Вводное занятие Осень |
Беседа Игры, викторины, Наблюдения, экскурсии, беседа |
Словесный, наглядный Словесный Практические задания, наглядный практический, исследовательский, метод проекта |
Демонстрационный материал Набор масок раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся», Серии картин «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Растения» Настольные игры «Составь сказку и расскажи ее», «Лото», пазлы, развивающие игры. Магнитофон, кассеты. Художественная литература |
Наблюдение. Опрос. Диагностика подготовленности детей Беседа, викторина, игра, наблюдение |
||
3 |
Зима |
Игры, викторины, наблюдения, экскурсии, беседа |
Словесный практические задания наглядный, практический, исследовательский, опыты, экспериментирование, метод проекта |
Набор картин «Зимующие птицы» иллюстрации серия картин «Мы играем» магнитофон, кассеты |
Беседа, викторина, игра, наблюдение |
||
4 |
Весна-лето |
Игры, викторины, наблюдения, экскурсии, беседа |
Словесный, практические задания наглядный, практический, исследовательский, опыт, эксперимент |
Набор картин о весне и лете, перелетные птицы, дидактические игры |
Беседа, викторина, игра, наблюдение |
||
5 |
Итоговое занятие |
Игра -путешествие |
Словесный Наглядный, проблемно-поисковый, практические задания |
Раздаточный материал по количеству детей |
Наблюдение, опрос, итоговая диагностика |
К концу обучения по разделу «Развитие речи» дети должны
Знать:
- названия времен года, отличать времена года и их признаки.
- стихи о каждом времени года
- знать 2-3 вида травянистых растения, 4-5 видов зимующих птиц,
- знать домашних и диких животных;
- о помощи человека природе;
- знать сказки, уметь их рассказывать.
- знать названия овощей и фруктов
- знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу можно переходить только на зеленый сигнал светофора и уметь ими пользоваться
- знать элементарные правила по технике пожарной безопасности и уметь выполнять их
уметь:
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях природы;
- содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Форма проведения занятий: аудиторная
Форма занятий: групповая
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации.
Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся. В данной программе используются следующие формы контроля:
- открытые занятия
- наблюдения
- игры, игры-путешествия
- игровые конкурсы
- практические задания
-викторины
-беседы
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждой темы раздела. Её результаты помогают определить уровень освоения практических навыков.
По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся за время обучения.
Оценочный материал по разделу программы «Развитие речи»
Диагностическая карта к разделу программы «Развитие речи»
Ф.И.об-ся |
1 полугодие |
2 полугодие |
Средний балл |
Общий балл |
Процент выполнения программы |
||
Теория |
Практика |
Теория |
Практика |
|
|||
Знания и умения детей оцениваются по трехбалльной системе:
Критерии оценки теории:
«3» балла – высокий уровень
Ребёнок знает:
времена года
стихи о каждом времени года
названия зимующих птиц, домашних и диких животных
о помощи человека природе
названия овощей и фруктов
правила дорожного движения
элементарные правила технике пожарной безопасности
«2» балла – средний уровень (ребёнок справляется с задание с помощью педагога по наводящим ему вопросам)
«1» балл – низкий уровень (ребёнок фактически самостоятельно ничего не может сказать)
Критерии оценки практики:
«3» балла высокий уровень (ребёнок пользуется понятиями» ранняя осень, поздняя осень, золотая осень, ранняя зима. ранняя весна… при рассматривании картин, в беседах. Умеет отличать зимующих птиц друг от друга и делать определённые доказательства отличия, отличает диких животных от домашних и может ответить почему?, Узнает сказку по загадке или основным её героям. С удовольствием читает стихи, умеет составлять короткий рассказ на заданную тему, умеет определять названия полевых цветов в букете или на картинке, С удовольствием читает скороговорки, умеет составлять рассказ по схематическим моделям «мальчик – спички –пожар - пожарная машина»
«2» балла средний уровень (ребёнок справляется с заданием с помощь педагога или детей)
«1» балл – низкий уровень (ребёнок самостоятельно почти сделать не может)
Промежуточная аттестация по результатам освоения материала данного раздела проводится в форме итоговых занятий.
Итоговое занятие
1.Примерные темы итоговых занятий по разделу «Развитие речи»
- на конец первого полугодия - Беседа
-на конец второго полугодия – Интегрированное занятие
Раздел №3
О.Ф.П. -
Пояснительная записка.
Физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. Без физической культуры полноценное здоровье невозможно.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных видов движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,…)
Данный раздел программы основывается на организации двигательной активности детей, основными принципами которой являются: естественность и посильность движений, желание ребенка их выполнить.
ЦЕЛЬ: Формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья ребёнка старшего дошкольного возраста через активное включение в занятия физической культуры и спорта
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
1.Учить выполнению основных видов движений: метание прыжки, ходьба, бег, ползание, лазание, равновесие
2.Учить элементам спортивных игр.
3.Упражнять детей в сохранении правильной осанки.
Развивающие:
1.Развивать координацию движений в действии с предметами, ловкость при выполнении основных движений.
2.Развивать выносливость, умение организовывать знакомые игры.
3. Развивать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям
Воспитательные:
1.Воспитывать смелость, находчивость, умение уступать друг другу, сопереживать неудачи.
Учебно - тематический план
№ |
Раздел |
Теория |
Практика |
Всего часов |
Формы аттестации контроля |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
2 |
Общеразвивающие Упраж нения |
9 час |
1 |
8 |
|
3 |
Бег |
12час |
1 |
11 |
|
4 |
Ходьба |
12 час |
1 |
11 |
|
5 |
Метание |
13 час |
1 |
12 |
Промежуточная аттестация «Весёлые старты» |
6 |
Прыжки |
13 час |
1 |
12 |
|
7 |
Ползание |
13час |
1 |
12 |
|
8 |
Игры |
28 час |
1 |
27 |
|
9 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
Промежуточная аттестация Тест (вопрос- ответ) |
|
102 час |
8 |
94 |
Содержание программы 1года обучения
1. Вводное занятие
Теория:
- вводная беседа. Выявление подготовленности детей (диагностика)
2. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов:
Теория:
- объяснение и показ выполнения упражнений
Практика: - упражнения для мышц плечевого пояса
- упражнения для мышц ног
- упражнения для мышц туловища
- построения и перестроения
3. Ходьба
Теория:
- виды ходьбы
- правила ходьбы Практика: - ходьба друг за другом по одному и парами
- ходьба в разных направлениях с ловлей
- ходьба с высоким подниманием коленей
- ходьба « змейкой»
- ходьба между расставленными предметами
- ходьба на носках, пятках.
- ходьба с разными положениями рук
- ходьба в чередовании с другими видами движений
-ходьба приставным шагом вперед, в стороны назад.
4. Бег
Теория:
- виды бега
Практика:
- бег в колонне по одному и парами
- бег с ускорением и замедлением темпа, мелким и широким шагом, змейкой, врассыпную
- бег на носках, пятках, в чередовании с ходьбой
- бег между расставленными предметами, бег по кругу, взявшись за руки
- бег наперегонки, бег с препятствием
- непрерывный бег, бег на скорость, медленный бег.
5. Метание
Теория:
-показ и объяснение правил метания
Практика:
- перебрасывание мячей друг другу
- прокатывание мячей
- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками
- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками
- перебрасывание мяча из одной руки в другую
- метание предметов на дальность
- метание в вертикальную и горизонтальную цели
- катание обруча по прямой линии
6. Прыжки.
Теория:
- виды прыжков
Практика:
- прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед
- подпрыгивание с ноги на ногу на месте и с продвижением вперед
- прыжки в длину с места
- перепрыгивание через предметы
- прыжки с высоты
- прыжки через скакалку
7.Ползание
Теория:
- виды ползания
Практика:
- ползание на четвереньках
- ползание через препятствия
- ползание в чередовании с ходьбой. бегом
- подлезание под веревкой
- пролезание в обруч разными способами
- лазание по гимнастической скамейке
8. Игры
Теория:
- правила игр.
Практика:
- игры с бегом
- игры с прыжками
- игры с ползанием
- игры с метанием
- игры на ориентировку в пространстве
- игры-эстафеты с элементами подвижных игр
5. Итоговое занятие
Теория:
- повторение и закрепление изученного материала
Практика:
- игра «Весёлые старты» ( диагностика)
Методическое обеспечение программы
№ |
Раздел |
Форма занятия |
Методы |
Дидактический материал |
Форма подведения итогов |
1 |
Вводное занятие |
беседа |
Словесный, наглядный |
Иллюстрации о спорте |
опрос |
2. |
Общеразвивающие упражнения |
Игра |
Словесный, практическая деятельность, наглядный |
Магнитофон. платочки, султанчики, ленточки, погремушки, флажки |
Наблюдение, индивидуальное выполнение упражнения |
3. |
Бег |
Игра, путешествие |
Наглядный, практический |
Кассеты, веревки, кубики, кегли. |
Наблюдение игры- эстафеты, индивидуальное выполнение заданий |
4. |
Ходьба |
Игра |
Словесный, практическая деятельность, наглядный |
Магнитофон, кассеты, веревки гимнастические палки, кубики, скамейка |
Наблюдение, игры |
5. |
Метание |
Игра, упражнение |
Словесный, практическая деятельность, наглядный |
Корзина для метания, мячи, шишки. Кегли. Кольцеброс. |
Наблюдение, развлечение. игры-соревнования |
6. |
Прыжки |
Упражнения, игра |
Словесный, практическая деятельность, наглядный |
Веревка, палки, обручи, Скамейка. скакалки |
Наблюдение, игра, индивидуальное выполнение задания |
7. |
Ползание |
Практические тренировки |
Словесный, практическая деятельность, наглядный |
Обручи, веревка, |
Наблюдение, игра, индивидуальное выполнение задания |
8. |
Игры |
Игры |
Словесный, практическая деятельность, наглядный |
Маски, платочки, мяч. |
наблюдение |
9. |
Итоговое занятие |
Игра «Весёлые старты» |
Словесный, практический |
Обручи, скакалки, мячи, скамейки |
Наблюдение Итоговая диагностика |
К концу года обучения по разделу «ОФП» дети должны
знать:
- знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение
- правила игр
уметь:
- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп
- прыгать на возвышение (высота 20см.), прыгать в длину с места (70см.)
- прыгать через короткую скакалку
- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-8м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4м., бросать мяч вверх, об пол и ловить его
- отбивать мяч на месте не менее 10 раз
- перестраиваться в колонну по два, размыкаться, равняться в колонне, шеренге
- знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.
Форма проведения занятий: аудиторная
Форма занятий – групповая
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся. В данной программе используются следующие формы контроля:
- открытые занятия
- наблюдения
- игры, игры-эстафеты
-игры-соревнования
- игровые конкурсы
- олимпиада
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждой темы раздела. Её результаты помогают определить уровень освоения практических навыков. По результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся за время обучения
ЛИТЕРАТУРА
Бойко А.Ф. А вы любите бег? М.Физкультура и спорт,1986.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.Просвещение, 1983.
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.Просвещение 1986.
Васильева М.А, Гербова В.В, Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.Просвещение,2005.
Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам М. «Владос» 1999.
Дмитренко Т.И Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. Киев, «Радяньска школа» 1983.
Доронова Т.Н Радуга ( программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6лет в детском саду)1997.
Корзенко В.Н, Крюкова А.А. Ребенок должен быть здоровым. Минск «Полымя» 198г.
Организация и содержание подготовительного периода к обучению детей основным движениям (методические рекомендации комитета по образованию Лен. обл.), 1993.
Пензулаева Л.И.Физкультурные занятия с детьми 5-6лет. М.Просвещение,1988.
Светов А. Физическая культура в семье.М.Физкультура и спорт, 1973.
Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. М.»Гном», 2006.
Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения. М.Просвещение,1986.
Шишкина В.А. Движение +движение. М.Просвещение,1992.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.»Сфера», 2007.
Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. М. «Владос», 1999.
Оценочный материал по разделу программы «ОФП»
Диагностическая карта к разделу программы «ОФП»
Ф.И.об-ся |
1 полугодие |
2 полугодие |
Средний Общий балл балл |
Процент выполнения программы |
||
Теория |
Практика |
Теория |
Практика |
|||
Знания и умения детей оцениваются по трехбалльной системе:
Критерии оценки теории:
«3» балла – высокий уровень (ребёнок знает исходные положения выполнения упражнений, понимает их оздоровительное значение, знает правила игр, знает виды ходьбы, бега, правила метания, виды прыжков, виды ползания)
«2» балла – средний уровень (ребёнок слабо ориентируется в исходных положениях, мало знает о значимости этих упражнений)
«1» балл – низкий уровень (ребёнок совсем не ориентируется в этом, ему безразлично)
Критерии оценки практики:
«3» балла – высокий уровень (ребёнок умеет бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, умеет прыгать в длину с места, четко выполняет общеразвивающие упражнения, умело пользуется всеми видами ходьбы, бега, прыжков, правильно выполняет процесс метания и ползания, соблюдает правила в играх)
«2» балла – средний уровень (ребёнок всё умеет, но опирается на совет педагога)
«1» балл – низкий уровень (ребёнок всё выполняет не чётко, без желания)
Промежуточная аттестация по результатам освоения материала данного раздела проводится в форме итоговых занятий.
1.Примерные темы итоговых занятий по разделу «ОФП»
- на конец первого полугодия- Весёлые старты
-на конец второго полугодия – Тест (вопрос – ответ)
ТЕСТ
- Для чего мы выполняем упражнения? (быть сильным, здоровым)
- Какие виды прыжков ты знаешь? (прыжки на 2-хногах, на одной ноге, прыжки в длину с места, с разбега, с высоты через скакалку…)
- Какие виды ходьбы бывают? (спокойная, быстрая, «змейкой», с высоким подниманием коленей, ходьбы на носках, пятках, приставным шагом, между расставленными предметами)
- Для чего мы занимаемся физкультурой?
- Какие у тебя любимые подвижные игры?
- Что ты больше любишь бегать или прыгать?
- Есть или нет у тебя дома физкультурного уголка?
- Делаешь ли ты зарядку? С кем?
- нравиться тебе заниматься с мячом?
- Умеешь пользоваться обручем?
Как долго ты можешь прыгать через скакалку?
- Какие виды бега тебе больше нравятся и почему?
- Как ты умеешь ползать? (на четвереньках, через препятствия, под верёвкой, в обруч)
-Какие игры, и какие правила в играх ты знаешь?
Раздел № 4
Музыка
Пояснительная записка.
Музыкальное воспитание детей считается уникальным средством одновременного формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют детей физически. Гармоничное сочетание нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Цель:
Воспитание у детей любви к музыке, желанию слушать ее, обогащению музыкальные
Впечатлений
Задачи:
обучающие:
Научить детей различать жанры музыкальных произведений: марш, танец, песня.
Научить узнавать произведения по вступлению и мелодии.
Научить различать звуки по высоте.
Научить называть любимые мелодии.
Учить петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком, ускоряя и замедляя, ослабляя и усиливая звучание, правильно передавая мелодию.
Научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки: самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с фразами, выполнять движения различного характера.
Учить детей танцевальным движениям: двигаться парами в подскоках, поочередно, выбрасывая ноги вперед в прыжке, делать приставной шаг с приседанием, шаг на месте, с продвижением вперед, полуприседание с выступлением ноги на пятку.
Учить детей самостоятельно действовать в танцах и играх, не подражая друг другу.
Учить детей инсценировать содержание песен, хороводов.
Учить детей выразительно передавать различные игровые образы, придумывать варианты образных движений в играх, хороводах
воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать ее, обогащать музыкальные впечатления.
Воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
Воспитать чувство коллективизма;
Способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами.
развивающие:
1. Развить гармонический и мелодический слух;
2. Совершенствовать речевой аппарат;
3. Развить вокальный слух;
4. Развить певческое дыхание;
5. Развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
6. Развивать способность понимать содержание музыкальных произведений разного жанра (марш, танец, песня) и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
7. Развивать мимику, артикуляционную моторику.
Учебно-тематический план
№ |
Разделы занятия |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
2. |
Слушание музыки |
8 |
14 |
22 |
3. |
Пение |
14 |
20 |
34 |
4. |
Игры, пляски и упражнения |
14 |
30 |
44 |
5. |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
Всего: |
37 |
65 |
102 |
Содержание программы1 год обучения
Осень
Слушание музыки.
Теория: Понятие: музыкальное произведение. Беседа о композиторах.
Практика: Беседа о прослушанном произведении.
«Осенний концерт», «Осень» - муз. Александрова, «Лети листок» муз. Глинки, «Марш» -муз. Прокофьева, «Вальс» муз. Леви.
Пение.
Теория: Беседа о содержании песен, понятие: «вступление, припев, конец песни.
Практика:
«Дождик», «Рябинушка», «Паровоз», «Под грибком», «Самолет», «Лошадка», «Осень», «Урожайная»
Игры, пляски и упражнения.
Теория: Правила игр, название танцев, понятия: галоп, притоп, поскок, перекаты с пятки на носок и др.
Практика:
«Веселый круг», «Игра с бубном», «Осень», «Прятки», «Кот и мыши», «Узнай по голосу», «Вальс друзей», «Здравствуй, дружок», «Громче-тише», «Ищу игрушку».
Зима
Слушание.
Теория: Беседа о композиторах, о их произведениях.
Практика: «Зима», «Новая кукла», «Клоуны», русские народные песни.
Пение. Понятие: напевность, отрывисто, быстро.
Практика:
«Снежинки», «Хороводная», «Дед Мороз», «Елочка», «Зимушка-зима», «Бабка Ежка» «Котенька-коток».
Игры, пляски и упражнения.
Теория: Понятие: топающий шаг, поскоки.
Практика:
«Гости», «Лошадки», «Поезд», «Заинька», «Сапожок», «не Опоздай», «Передача платочка», «Дружные тройки», «Матрешки».
Весна
Слушание.
Теория: Понятия: Марш, колыбельная, плясовая.
Практика: «На зеленом лугу», «Птичий дом», «Песня о жаворонке», «Мотылек»
Пение.
Теория: Понятия: высоко, низко, плавное звучание.
Практика: «Петушок» «Мамин праздник», «Наша мама», «о бабушке», «Кошечка», «Про лягушек и комара».
Игры, пляски и упражнения.
Теория: Понятие: поклон, пружинка, приставной шаг.
Практика: «Будь ловким», «Погремушки», «Васька-кот», «Хоровод в лесу», «Стуколка», «Пружинка», «Праздничная пляска», «Веселые дети».
К концу обучения по разделу «Музыка» дети 1 года обучениядолжны
Знать:
-тексты песен
- понятие : «музыкальное произведение»; «композитор»; «вступление»; «топающий шаг»; «поскоки»; «колыбельная»; «марш»; «плясовая»; «поклон»; «пружинка»; «плясовой шаг»
-музыкальные инструменты: бубенчики, маракасы, бубен, колокольчики.
Уметь:
- петь эмоционально, выразительно, передавая характер песни
- узнавать знакомые песни по вступлению, по мелодии
- различать запев и припев
-внимательно выслушивать вступление и начинать пение после его окончания
- инсценировать простейшие песенки, выразительно выполняя движения
- аккомпанировать простейшие мелодии на музыкальных инструментах
- двигаться ритмично, чувствуя смену частей музыки
- правильно, ритмично прохлопывать ритмические рисунки.
Форма проведения занятий: аудиторная
Форма занятий: групповая
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся. В данной программе используются следующие формы контроля:
- открытые занятия
- наблюдения
- игры
- игровые конкурсы
- праздник
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждой темы раздела. Её результаты помогают определить уровень освоения практических навыков .
По её результатам определяется уровень динамики , которого достигли обучающиеся за время обучения.
Список литературы:
1.Боровик Т. Звуки, ритмы, слова. Минск, Книжный дом, 1999.
2.Каплунова И, Новоскольцева И. Серия Ладушки (подготовительная группа)
Издательство «Композитор» СПб 2002.
3.Каплунова И, Новоскольцева И, Серия Ладушки (старшая группа) Издательство «Композитор» 2002.
4.Кацер О.В. Коротаева С.А. Будем лучше говорить, чисто и красиво. СПб 2008.
5.Кацер О.В, Коротаева С.А Музыка, дети, здоровье. СПб. 2008.
6.Кацер О.В Игровая методика обучения детей пению. СПб,2008.
7.Кацер О.В, Коротаева С.А. Скоро Новый год (игровые сценарии праздников) СПб,2007.
8.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.Просвещение, 1982.
9.Коротаева С.А. 8марта. СПб,2007.
10.Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М.Просвещение, 1991.
11.Смирнова И.Г. Колокольчик. №24, №31 СПб, 2004.
12.Орлова Т.М, Белкина С.И. Учите детей петь. М. Прсвещение,1986.
13. Щербакова И.А. От музыки к движению и речи. М.Просвещение, 1982.
Оценочный материал по разделу «Музыка»
Диагностика результатов освоения программы по разделу « Музыка ».
Знания и умения обучающихся , уровень освоения программы оцениваются по трехбалльной системе:
«3» - высокий уровень ( соответствием всем разработанным критериям)
«2» - средний уровень (большей частью соответствие всем разработанным критериям)
«1» - низкий уровень ( не соответствие разработанным критериям)
Итоговое занятие за I полугодие
№ п/п |
Ф.И. обучающегося |
Разделы программы |
||||
Слушание музыки |
Пение |
Игры, пляски и упражнения |
Общий балл |
|||
1 |
||||||
2 |
Итоговое занятие за II полугодие
№ п/п |
Ф.И. обучающегося |
Разделы программы |
|||
Слушание музыки |
Пение |
Игры, пляски и упражнения |
Общий балл |
||
1 |
|||||
2 |
Вывод: освоили программу ___ человек (высокий и средний уровень)
не освоили программу ___ человек (низкий уровень)
Раздел №5
Изодеятельность
Пояснительная записка.
Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которых образное отражение действительности. Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей, она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Очень часто, ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши, бумагу, научить, как обращаться с этим материалом. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои возможности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно на занятиях по изо дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную связь различных явлений.
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- учить воспроизводить предметы сложной формы и не сложные композиции в лепке, рисовании, аппликации, декоративной работе используя различные техники изображения;
- учить работать с различными материалами,
- дать начальные необходимые теоретические знания о различных способах изобразительной деятельности.
Развивающие:
-развивать художественное восприятие жизни;
-развивать художественно-эстетический вкус;
-развивать творческие способности.
-формировать эстетическое отношение к природе, красивым предметам, произведениям изобразительного искусства;
Воспитательные:
-сформировать у ребёнка культуру общения и поведения в коллективе, умение слушать собеседника или педагога посредством совместного творческого труда;
-воспитать трудолюбие, дисциплинированность, бережливость;
-воспитывать аккуратность в работе.
Учебно - тематический план
№ |
Раздел |
Теория |
Практика |
Всего часов |
Формы аттестации контроля |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
||
2. |
Осень |
5 |
28 |
33 |
|
3. |
Зима |
5 |
28 |
33 |
Промежуточная аттестация- Загадки + практическая работа |
4. |
Весна-лето |
6 |
28 |
34 |
|
5. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация Игра путешествие с практическим выполнением заданий |
|
ИТОГО: |
18 |
84 |
102 |
Содержание программы
1. Осень
Теория:
- рисование: линия, пятно, цвет, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, сравнение, уподобление (на что похоже), живопись, графика, тёплые цвета, холодные цвета, изображение по памяти, с натуры, композиция, иллюстрация.
- лепка: пластилин, объём, способы лепки, композиция, декоративная работа, натура, уподобление (на что похоже), величина, обработка поверхности, точная передача формы, выразительность композиции, деталировка.
-аппликация: вырезание, цветная бумага, цветной картон, круг, овал, цвет, фон.
Практика:
- рисование: «Цветные карандаши хотят познакомиться», «Волшебные картинки», «Ленточки разные синие да красные», «Угостим игрушки вкусным соком», «Осенние листья», «За окном идет дождь», « Фрукты, овощи», «Осенний лес», «Грибы на полянке», «Рябиновая ветка», «Золотая осень», иллюстрация к сказке "Колобок", рисование по желанию, декоративное рисование;
-лепка: «Познакомимся с пластилином», «Проложим дорожку из камешков», «Яблочки для ёжика», «Загадки на грядке», «Бублики», «Угощение для кукол», «Грибы», «Уточка»;
«Ягоды», «Дружная семейка», лепка по замыслу;
-аппликация: «Красивые флажки», «Овощи и фрукты», «Украсим шарфик узором», «Укрась салфеточку», «Грибы в траве», «Домики». « Деревья поздней осенью», орнамент в полосе.
2. Зима
Теория:
- рисование: оттенки одного цвета, тональная насыщенность цвета, Гжельская роспись, ритм, фигура человека, передача движения человека, поздравительная открытка;
- лепка: фигура человека (пропорции, части тела), комбинированный способ лепки, обработка поверхности, передача движение человека;
-аппликация: силуэт, цветовые оттенки, фон, тональная насыщенность, приёмы вырезания.
Практика:
-рисование: «Снежные комочки большие и маленькие», «Домик для лисички», «Снеговик», «Новогодняя гирлянда», «Наша нарядная ёлка», «Снеговик», «Заинька беленький», «Дерево», «Девочка пляшет», «Украшение платочка», «Игрушка – зверушка», «Самолёты», «Наша армия сильна», «Дома в зимней ночи», «Красивая птичка»;
-лепка: «Снежная баба с метлой», «Зайка», «Колокольчик», «Бусы на ёлку», « Дед Мороз» или « Снегурочка», «Дракончики», «Лыжник»; «Красивое блюдо», «Вылепи какое хочешь животное», «Самолет», «Солдат», «Птичка»;
-аппликация: «Пирамидка», «Домик для зайки», «Куклы неваляшки яркие рубашки», «Новогодняя елка», «Дед Мороз», «В зимнем лесу», «Синички», «Большой дом», орнамент в квадрате.
3. Весна.
Теория:
- рисование: жанры живописи, декоративно-прикладное искусство, смешанная техника рисования,
- лепка: солёное тесто, Дымковская игрушка, приёмы лепки посуды, главное в композиции.
-аппликация: приёмы вырезания и наклеивания, объёмная аппликация, композиция в листе, орнамент, Городецкая роспись, аппликация на объёмной форме.
Практика:
-рисование: «Расцвели красивые цветы», «Цветы маме», «Птички на дереве», «Дворец», «Украсим кукле платьице», «Лошадка», «Теремок», «Украсим салфеточку», «В городе построены разные дома», «Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка», «Укрась красиво блюдечко», «Рыбки в воде», «На прогулке», «Сказочные птицы», «Весна пришла», «Нарисуй какую хочешь картинку»;
-лепка: «Цветок», «Уточка», «Чашка», «Посуда для кукол», «Зоопарк», «Украшение», «Разные рыбки», «Акробат», «Сказочная птица», лепка по замыслу;
-аппликация: «Красивый цветок», «Коврик для мамы», «Постройки из брусков, трёхгранных призм», «Загадки», «Автобус» «Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное», «Клоун», «Перо Жар-птицы», «Волшебный город». «Скворечник»
Прогнозируемые результаты
Концу обучения
Дети должны знать:
- цвета спектра;
- основные приёмы работы цветными карандашами и фломастерами;
- понятия «линия», «пятно», «цвет», «палитра»;
- в лепке приём: вытягивания и из частей;
- геометрические фигуры;
- приёмы вырезания.
Дети должны уметь:
В рисовании:
- свободно владеть карандашом, плавным поворотом линий сперва в одну, а затем в другую сторону, рисовать завиток, уметь производить движение всей рукой при рисовании длинных линий, больших предметов и кистью руки или вовсе одним пальцем при рисовании коротких линий, мелких предметов;
- проводить тонкие линии в разных направлениях и с разными поворотами, покрывать цветом большие плоскости. - работать кистью и акварелью: смачивать краски водой, наносить краски на палитру для разведения водой и смешивания. - создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); - передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. В лепке: - лепить характерную форму предметов - лепить из целого куска;- лепить по частям, правильно соединяя детали; - зрительно и мускульно воспринимать форму предмета; - создавать 2-3 фигурные композиции; - использовать в лепке выразительные средства, В аппликации: - изображать предметы; - создавать несложные композиции.
Форма проведения занятий: аудиторная
Форма занятий: групповая
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся. В данной программе используются следующие формы контроля:
- открытые занятия
- наблюдения
- игры
- игровые конкурсы
- практическая деятельность
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждого раздела. Её результаты помогают определить уровень освоения практических навыков .
По её результатам определяется уровень динамики , которого достигли обучающиеся за время обучения.
Методическое обеспечение программы.
№ |
Раздел |
Форма занятий |
Методы |
Методический материал и ТСО |
Форма подве-дения итогов |
1. |
Осень. |
Учебное занятие, сказка, состязание, игра. |
Словесный (вводная беседа, фронтальный опрос); наглядный (показ иллюстраций, способов изображения, образцов работы); объяснительно-иллюстрированный; практический (практические упражнения; работа с |
Образцы изготовленные педагогом; технологические таблицы; наборы пособий для игр. Бумага, картон, ножницы, клей, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, ластики, акварельные краски, цветная бумага, кисточки для клея, кисточки для рисования, бумага для рисования, цветной картон, белая краска, пластилин, солёное тесто, стеки |
Опрос, контрольное задание, выставка. |
2. |
Зима. |
Учебное занятие, сказка, состязание, игра. |
Словесный (вводная беседа, фронтальный опрос); наглядный (показ иллюстраций, способов изображения, образцов работы); объяснительно-иллюстрированный; практический (практические упражнения; работа с |
Образцы изготовленные педагогом; иллюстрации; пособия. Бумага, картон, ножницы, клей, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, ластики, акварельные краски, цветная бумага, кисточки для клея, кисточки для рисования, бумага для рисования, цветной картон, белая краска, пластилин, солёное тесто, стеки. |
Опрос, контрольное задание, выставка. |
3. |
Весна. |
Учебное занятие, сказка, игра, состязание. |
Словесный (вводная беседа, фронтальный опрос); наглядный (показ иллюстраций, способов изображения, образцов работы); объяснительно-иллюстрированный; практический (практические упражнения; работа с |
Образцы изделий и пособия изготовленные педагогом; технологические таблицы. Бумага, картон, ножницы, клей, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, ластики, акварельные краски, цветная бумага, кисточки для клея, кисточки для рисования, бумага для рисования, цветной картон, белая краска, пластилин, солёное тесто, стеки. |
Опрос, контрольное задание, выставка. |
Список литературы.
1. Аппликация. М.А. Русакова. М.:Просвещение, 1987г.
2. Народное искусство в воспитании детей. Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 2000 г.
3. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева.
М.: Просвещение, 1986 г.
4. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.
А.С. Галанов и др. М.: Творческий центр, 1999 г.
5. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». В.С. Горичева,
Т.В. Филиппова. Ярославль: Академия Холдинг, 2003 г.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. П/р М.А. Васильевой.
М.; Просвещение. 1985 Занятия по изодеятельности в
детском саду. Т.С. Комарова. М.: Просвещение. 1981 г.
7. Народное искусство в воспитании детей. Т.С. Комарова.
М.: Просвещение, 2000 г.
8. Занятия с дошкольниками по (изобразительному искусству).
А.С. Галанов и др. М.: Творческий центр, 1999г.
9. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева.
М.: Просвещение, 1981 г.
Оценочный материал по разделу программы «ИЗО»
Промежуточная аттестация по результатам освоения материала данного раздела проводится в форме итоговых занятий.
1.Примерные темы итоговых занятий по разделу «ИЗО»
- на конец первого полугодия- Загадки + практическая работа
-на конец второго полугодия – Игра путешествие с практическим выполнением заданий
Диагностическая карта к разделу программы «ИЗО»
Диагностика уровня освоения программы учащимися.
Группа №……………….ступень…………………….
Метод: Наблюдение, практическая работа. Дата: 1 этап:______2 этап:_____
№ п\п |
Фамилия, имя ребенка |
Рисование |
Аппликация |
Лепка |
Аккуратность в работе |
Самостоятельность и творческая инициатива |
Умение планировать и доводить начатое дело до конца |
||||||
1 полуг. |
2 полуг.
|
1 полуг.
|
2 полуг.
|
1 полуг.
|
2 полуг.
|
1 полуг.
|
2 полуг.
|
1 полуг.
|
2 полуг.
|
1 полуг.
|
2 полуг.
|
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно.
Критерии определения уровня освоения программы.
Рисование
Низкий уровень: — не владеет (или не достаточно владеет) художественными материалами, а также знаниями по изученным темам. Использует не более 2-3 цветов, изображает предметы, не объединяя их единым содержанием.
Средний уровень: — не уверенно знает и не всегда может назвать основные, дополнительные, тёплые и холодные цвета, какие цвета получаться при смешивании основных цветов; использует всю цветовую гамму, испытывает затруднения в композиционном решении.
Высокий уровень:— правильно держит и свободно владеет карандашом, кисточкой и др., умеет смешивать краски, пользуется палитрой, уверенно может назвать основные и дополнительные цвета, знает какие цвета получаться при смешивании основных цветов, знает тёплые и холодные цвета. Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками. Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.
Аппликация
Низкий уровень: — ножницами работает не уверенно, вырезает только по прямой, правила безопасности не знает, или намеренно нарушает;
Средний уровень: — умеет вырезывать, но разные приёмы даются с трудом, правила безопасности знает не все, иногда нарушает, намеренно или ненамеренно;
Высокий уровень:— знает правила безопасности при работе с ножницами, умеет вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое; умеет составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
Лепка
Низкий уровень: — не правильные захват предмета, приёмы лепки; пропорции предмета передаёт не верно, при передачи формы искажения значительные.
Средний уровень: — Есть незначительные недочёты (неправильный захват предмета, но правильный приём лепки) есть незначительные искажения при расположении частей предмета, есть незначительные искажения при передачи формы;
Высокий уровень: — пользуется простейшими приёмами лепки: скатыванием, раскатыванием, вытягиванием, сплющиванием, придаёт нужную форму. Правильно захватывает предмет (инструменты для лепки и отделки изделия), части предмета располагает верно, форму передаёт точно.
Аккуратность в работе
Низкий уровень: — в работе не аккуратен;
Средний уровень: — работа выполняется не всегда аккуратно;
Высокий уровень: — работа выполняется аккуратно всегда.
Умение планировать и доводить начатое дело до конца
Низкий уровень: — умение выполнять задание по плану педагога, слабо выражено, работу до конца не доводит;
Средний уровень: — выполняет работу по плану педагога, до конца доводит не всегда, с трудом, не охотно;
Высокий уровень:— выполняет работу по плану педагога, по собственному плану, работу стремится всегда полностью закончить, довести до конца.
Самостоятельность и творческая инициатива
Низкий уровень: — работу выполняет по образцу, копируя педагога, не проявляет интереса к творчеству, не проявляет инициативы. Отказывается от выполнения заданий.
Средний уровень: — работу выполняет, не только копируя педагога, но иногда дополняет в соответствии с замыслом, инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в открытии новых способов деятельности.
Высокий уровень:— работу выполняет, стараясь не копировать педагога, дополняет в соответствии с замыслом, работает по замыслу, умеет передавать личное отношение к объекту изображения; подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умеет украшать свою работу. Есть положительный эмоциональный отклик на собственные успехи и успехи детского коллектива. Проявляет инициативу, может придумать интересные идеи.
Одной из форм подведения итогов работы детского коллектива является выставка.
Выставки могут проводиться внутри коллектива, в кабинете студии «Малыш», внутри ДДЮТ к праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка; кроме этого, работы обучающихся принимают участие в городских конкурсах и выставках. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка.
35