Программа по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Здравствуй, малыш!»
ПРОГРАММА
ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ
«ЗДРАВСТВУЙ, МАЛЫШ!»
(срок реализации 1 год, возраст 1,5–2 года)
Автор-составитель программы:
Мешавкина Ольга Евгеньевна
педагог-психолог
Месягутово - 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………….. 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ……………………………………8
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………….9
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ …………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….56
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.).
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Именно поэтому необходима целенаправленная подготовка ребенка к условиям детского сада, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.
Актуальность: программа направлена на установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, выработку наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания малышей в ДОУ и семье, содержит практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
Новизна программы заключается в новом взгляде на процесс адаптации детей. Совместная подготовка к посещению ДОУ способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогает родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.
Цель программы:
Через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
Задачи программы:
Развивающие:
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, игровых навыков, произвольного поведения.
Образовательные:
Формировать у детей чувство защищенности и доверия к окружающему миру.
Обучение родителей способам снижения эмоционального и мышечного напряжения у детей.
Оказывать консультативную и практическую помощь родителям по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.
Обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Методика
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными – как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу программы адаптации. Важно, чтобы первый опыт пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека. Поэтому занятия проводятся в присутствии родителей, которые активно участвуют в играх.
Структура встречи:
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятия с психологом.
III. Подвижные игры.
IV. Самостоятельные игры детей по интересам.
Структура занятия:
Вводная часть
Приветствие детей
«Сюрпризный» момент
2. Основная часть
Разучивание потешек, пальчиковых игр
Упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти, речи
Проведение подвижных игр, хороводов
Сюжетные игры
3. Заключительная часть
Проведение игр на снятие эмоционального и мышечного напряжения
Рисование (каждое второе занятие).
Программа адаптации рассчитана на 1 учебный год. Каждая встреча занимает 50-60 минут. Количество посещений участниками адаптационной группы в неделю – 1. Занятия проводятся с детьми 1,5-2 лет, не посещающими ДОУ. Каждое из занятий, продолжительностью до 10 минут, повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игр. 1 раз в 2 месяца проходит встреча родителей с психологом по вопросам развития и воспитания детей.
В результате реализации программы у детей расширяется активный и пассивный словарь, развивается потребность детей в общении посредством речи, в игре и в процессе общения со взрослыми начинают пользоваться двух и трехсловными предложениями.
Используемые в программе подвижные игры и упражнения, повышают двигательную активность детей, воспитывают чувство симпатии друг к другу. Дети учатся занимать себя, играть, не мешая друг другу; просить игрушки, обмениваться ими.
Дидактические и развивающие игры повышают сенсорный опыт: дети подбирают по образцу и слову взрослого трех и четырех контрастных цвета, ориентируются в трех контрастных величинах предметов с разницей в 2 см., частично соотносят плоскостные фигуры с отверстиями дидактической коробки.
Предполагаемые результаты:
1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Повышение физического, психического и речевого уровня развития детей.
3. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1. |
Встреча 1. «Какие они – малыши?» (с родителями). |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Встреча 2. |
1 |
|
1 |
3. |
Встречи 3 -4. |
2 |
|
2 |
4. |
Встречи 5-6. |
2 |
|
2 |
5. |
Встречи 7-8. |
2 |
|
2 |
6. |
Встреча 9. «Я играю целый день, мне играть совсем не лень» (с родителями). |
1 |
0,5 |
0,5 |
7. |
Встречи 10-11. |
2 |
|
2 |
8. |
Встречи 12-13. |
2 |
|
2 |
9. |
Встречи 14-15. |
2 |
|
2 |
10. |
Встречи 16-17. |
2 |
|
2 |
11. |
Встреча 18. «Карабас-Барабас или Добрая Фея?» (с родителями). |
1 |
0,5 |
0,5 |
12. |
Встречи 19-20. |
2 |
|
2 |
13. |
Встречи 21-22. |
2 |
|
2 |
14. |
Встречи 23-24. |
2 |
|
2 |
15. |
Встреча 25. «Вместе весело шагать» (с родителями). |
1 |
0,5 |
0,5 |
16. |
Встречи 26-27. |
2 |
|
2 |
17. |
Встречи 28-29. |
2 |
|
2 |
18. |
Встречи 30-31. |
2 |
|
2 |
19. |
Встреча 32. «В детский сад идти пора!?» (с родителями). |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итого |
32 |
2,5 |
29,5 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Встреча 1 (с родителями) «Какие они – малыши?». (1 час)
Консультация «Особенности развития детей раннего возраста».
Тестирование родителей «Организация жизнедеятельности ребенка».
Решение педагогических задач.
Вручение памяток «Основные показатели развития ребенка раннего возраста».
Предполагаемые результаты:
Родители хорошо ориентируются в особенностях развития детей раннего возраста;
знают основные показатели развития ребенка на разных возрастных этапах.
Встреча 2 «Давайте познакомимся!». (1 час)
I. Встреча участников адаптационной группы: приветствие, знакомство с детьми.
II. Экскурсия по детскому саду, знакомство с групповой комнатой.
III. Подвижная игра «Догони мяч».
IV. Самостоятельные игры детей по интересам.
Предполагаемые результаты:
Участники адаптационной группы ознакомлены с условиями воспитания детей в дошкольном учреждении, оснащением и оборудованием ДОУ;
Некоторые дети вступают в контакт с психологом (по инициативе взрослого).
Встреча 3-4. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Мячик».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Подвижная игра «Догони мяч».
3. Разучивание потешки «Мячики»
4. Развивающая игра «Мячик и кубик».
5. Рисование «Мячик в травке».
III. Подвижная игра «Скати мяч с горки”.
IV. Самостоятельные игры детей по интересам: катание с горки, дидактические игры “Собери пирамидку”, “Что катится?”.
Предполагаемые результаты:
Некоторые дети взаимодействуют с психологом по своей инициативе или инициативе взрослого;
Положительно откликаются на просьбу взрослого;
Частично обращают свое внимание на сверстников;
Пытаются повторить вслед за взрослыми некоторые движения;
Проявляют интерес к рисованию.
Встреча 5-6. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Прогулка в осенний лес».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Разучивание потешки «Зашагали ножки»
3. Подвижная игра «Дождик и солнышко».
4. Развивающая игра «Разложи листочки по корзиночкам».
5. Упражнение на релаксацию «Листочки».
6. Рисование «Дождик, дождик, кап, кап, кап».
III. Подвижная игра «Сороконожка”.
IV. Самостоятельные игры детей с дидактическими игрушками: “Пирамидка”, “Вкладыши”.
Предполагаемые результаты:
Дети и взрослые активно участвуют в играх;
Повторяют за взрослыми движения из потешек;
Проявляют интерес к рисованию, стараются держать карандаш в одной (ведущей) руке, пытаются рисовать черточки.
Встреча 7-8. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Божья коровка».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Упражнение «Поймай жучка».
3. Разучивание потешки «Божья коровка».
4. Дыхательная гимнастика «Согрей жучка и сдуй его»
5. Подвижная игра «Божьи коровки и ветер».
6. Рисование «Спрячь жучка в траве».
III. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч”.
IV. Совместная игровая деятельность взрослых с детьми: повторение потешек, пальчиковых игр, разученных ранее.
Предполагаемые результаты:
Дети и взрослые активно участвуют в играх;
Повторяют за взрослыми движения;
Проявляют интерес к рисованию, рисуют черточки.
Встреча 9 (с родителями) «Я играю целый день, мне играть совсем не лень». (1 час)
1. Посещение родителями выставки литературы по данной теме.
2. Консультация «Значение игры для ребенка раннего возраста».
3. Практикум «Волшебные превращения».
4. Вручение памяток «Примерный перечень игрушек, развивающего материалов и оборудования для детей раннего возраста».
Предполагаемые результаты:
расширены знания родителей по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста;
владеют способами игровой деятельности детей;
полученные знания используют на практике.
Встреча 10-11. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Мыльные пузыри».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Подвижная игра «Поймай мыльный пузырь».
3. Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки».
4. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь!».
5. Упражнение на релаксацию «Полетаем на мыльном пузыре».
6. Рисование «Шарик».
III. Подвижная игра «Дождик и солнышко”.
IV. Совместная игровая деятельность взрослых с детьми: развивающие игры “Найди такую же”, “Чей цветочек поднимется выше”.
Предполагаемые результаты:
предлагаемые психологом игры, вызывают интерес у детей, совместно со взрослыми они активно участвую в играх;
проявляют интерес к рисованию красками, пытаются держать кисть свободно - чуть выше железного наконечника, совместно с родителями рисуют округлые линии;
частично соотносят предметы по цвету (красный, желтый, зеленый).
Встреча 12-13. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Зайка».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Пальчиковая игра «Мы слепили снежный ком».
3. Разучивание потешки «Зайка серенький».
4. Развивающая игра «Накорми зайчика»
5. Игра на релаксацию «Солнечный зайчик».
6. Рисование «На опушку, на лужок падает снежок».
III. Подвижная игра «Зайчик и лисичка”.
IV. Совместная игровая деятельность детей со взрослыми: дидактическая игра “Матрешка”.
Предполагаемые результаты:
дети (по своей инициативе) устанавливают контакт друг с другом.
на ощупь определяют предметы разных форм;
рисование вызывает повышенный интерес у детей, пытаются самостоятельно рисовать мазок.
Встреча 14-15. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Петрушка».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Подвижная игра «Паровоз».
3. Разучивание потешки «Потерявшийся мальчик».
4. Подвижная игра «Прыгай веселей».
5. Развивающая игра «Большие и маленькие игрушки»
6. Рисование «Одежда для Петрушки».
III. Подвижная игра «Карусели”.
IV. Совместная игровая деятельность взрослых с детьми: развивающая игра “Соберем бусы”, самостоятельные игры детей с мячом.
Предполагаемые результаты:
дети согласовывают свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, частично – с правилами игр;
дети частично ориентируются в пространстве «верх»-«низ»;
дети дифференцируют предметы по величине «большой»-«маленький».
Встреча 16-17. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Новый год».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Разучивание потешки «В нашей группе».
3. Разучивание песенки «Ель».
4. Пальчиковая игра «Пальчики у нас попляшут».
5. Развивающая игра «Водичка».
6. Рисование «Игрушки для елочки».
III. Подвижная игра «Карусели”.
IV. Совместная игровая деятельность взрослых с детьми: дидактическая игра “Укрась елочку”, подвижная игры “Снежки”.
Предполагаемые результаты:
согласовывают свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, частично – с правилами игр;
держат кисть достаточно свободно, пытаются самостоятельно рисовать округлые линии;
Различают на ощупь холодные и теплые предметы.
Встреча 18 (с родителями) «Вместе весело шагать…» (1 час)
1. Консультация-практикум «Вместе весело шагать…».
Предполагаемые результаты:
расширены знания родителей по организации условий для всестороннего развития детей в различных ситуациях;
владеют способами организации условий для формирования у детей познавательных интересов в кругу семьи;
полученные знания используют на практике.
Встреча 19-20. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Кукла Ляля».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Разучивание потешки «Где же наши ручки».
3. Игровая ситуация «Ляля проснулась. Накорми куклу Лялю».
4. Разучивание потешки «Носик».
5. Упражнение на релаксацию «Ветерок»
6. Рисование «Украсим Ляле бант».
III. Подвижная игра «На дворе мороз и ветер”.
IV. Совместная игровая деятельность взрослых с детьми: игры “Найди игрушку”, “Матрешка”
Предполагаемые результаты:
активно участвуют в игровой ситуации, повторяют за взрослыми действия с куклой, предметами, проявляют инициативу при «кормлении куклы»;
рисование вызывает повышенный интерес у детей, они держат кисть свободно – чуть выше железного наконечника.
по показу взрослого совершают результативные действия с предметами.
Встреча 21-22. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Мишка».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Разучивание игры-потешки «Разбуди Мишутку».
3. Пальчиковая игра – массаж «Шишки»
4. Подвижная игра «Мишка косолапый».
5. Рисование «Угости Мишку медом».
III. Подвижная игра «Маленькие ножки бежали по дорожке”.
IV. Самостоятельные игры детей с дидактическими и развивающими игрушками: “Почтовый ящик”, “Стучалочки”, “Вкладыши”.
Предполагаемые результаты:
координируют движения обеих рук, стараются закрашивать предмет с помощью взрослых;
самостоятельно в течение 3-5 минут играют с игрушкой;
проявляют инициативу в общении со взрослыми и сверстниками
Встреча 23-24. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Курочка, петушок и цыпленок».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Развивающая игра «Петушок, курочка и цыпленок».
3. Речевая игра «Кто как кричит».
4. Подвижная игра «Птичка».
5. Пальчиковая игра «Покорми птичку»
6. Рисование «Зернышки для петушка».
III. Подвижная игра «Три медведя шли домой”.
IV. Совместная игровая деятельность взрослых с детьми: игра “Спрячь шарик в ладошку”, самостоятельные игры детей по желанию.
Предполагаемые результаты:
проявляют речевую активность в играх, повторяют звуки за педагогом;
координируют действия обеих рук;
пытаются рисовать мазками самостоятельно и точками с помощью взрослых.
Встреча 25 (с родителями) «Карабас-Барабас или Добрая Фея?». (1 час)
1. Консультация «Карабас-Барабас или Добрая Фея».
2. Проведение теста «Какой Вы родитель?».
Предполагаемые результаты:
родители ознакомлены со стилями семейного воспитания,
в зависимости от ситуации вырабатывают правильные, целесообразные стили и методы воспитания.
Встреча 26-27. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Котята».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Речевая игра «Кошка и котята».
3. Разучивание игры-потешки «Бабочка, лети».
3. Подвижная игра «Поймай бабочку».
4. Рисование «Следы котенка».
III. Подвижная игра «Кошечка крадется”.
IV. Самостоятельные игры детей: катание с горки, игры с мячом, с хоппами.
Предполагаемые результаты:
проявляют интерес к рисованию пальчиками, совместно со взрослыми рисуют следы от лапок котенка, сложив пальцы щепоткой;
проявляют инициативу в общении с детьми во время игровой деятельности.
Встреча 28-29. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие «Веселые мышата».
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Разучивание потешки «Мышки-шалунишки».
3. Подвижная игра «Мышки и часы».
4. Упражнение на релаксацию «Мышки спят”.
5. Рисование «Хвостик».
III. Подвижная игра «Карусели”.
IV. Совместная игровая деятельность детей со взрослыми: развивающая игра “Найди домик мышке”, развивающая игра “Лабиринт”.
Предполагаемые результаты:
проявляют интерес к рисованию пальчиками;
инициативны в общении с детьми во время игровой деятельности.
Встреча 30-31. (2 часа)
I. Встреча участников адаптационной группы.
II. Занятие “Музыканты”.
1. Приветствие. «Сюрпризный» момент.
2. Игры с музыкальными инструментами, игра «Барабан и дудочка».
3. Разучивание потешки «Музыканты».
3. Подвижная игра «Где же наши ручки?!».
4. Рисование «Барабанные палочки».
III. Подвижная игра «Лисичка и зайчик”.
IV. Совместная игровая деятельность взрослых с детьми: повторение потешек, пальчиковых игр, разученных ранее.
Предполагаемые результаты:
проявляют интерес к рисованию пальчиками, совместно со взрослыми рисуют следы от лапок котенка, сложив пальцы щепоткой;
проявляют инициативу в общении с детьми во время игровой деятельности.
Встреча 33 (с родителями) «В детский сад идти пора!?». (1 час)
Консультация «В детский сад идти пора?!».
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?».
Анкета-опрос родителей «Особенности развития ребенка».
Вручение памяток «Рекомендации родителям по подготовке детей к поступлению в ДОУ».
Предполагаемые результаты:
Родители ознакомлены с особенностями процесса адаптации у детей раннего возраста;
Полученные практические рекомендации родители активно используют при подготовке ребенка к поступлению в детский сад.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Конспект встречи №5-6
Задачи:
Создание атмосферы эмоциональной безопасности.
Обучение детей результативным действиям с игрушками.
Вовлечение родителей в процесс совместной игровой деятельности с детьми.
Оборудование и материалы: мячи красного, желтого и зеленого цвета (для каждого ребенка), дидактические игрушки «Пирамидка», «Вкладыши».
Ход встречи
I. Встреча участников адаптационной группы.
Приветствие участников адаптационной группы, организационные моменты.
II. Занятие с психологом.
Тема: «Прогулка в осенний лес».
Цель: преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду.
Задачи:
Создание положительного эмоционального настроя в группе, сплочение группы.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги.
Побуждать интерес к рисованию, ритмом штрихов передавать капельки дождя, учить держать карандаш в правой (левой) руке.
Оборудование и материалы: игрушка Ежик, большой зонт, магнитофон, диск с записью шума дождя, диск с записью медленной спокойной музыки, красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка).
К занятию 6: лист бумаги с нарисованной тучкой (для каждого ребенка), карандаш синего цвета.
Ход занятия
Психолог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Обращает внимание малышей на приметы осени (листья желтеют, опадают, капает дождик).
-Сегодня, мы пойдем гулять в осенний лес.
Дети совместно с родителями выстраиваются в колонну. Психолог говорит:
-Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ, Идут друг за другом
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Побежали ножки Бегут, стараясь, не обгонять друг друга.
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают,
Только пяточки сверкают.
(Игра повторяется 2 раза)
-Ребятки, посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости? (Ответы детей). Правильно, это ежик. Поиграем с ежиком в игру «Дождик и солнышко».
Дети с родителями ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик», - дети бегут под большой зонт, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.
(Игра повторяется 2-3 раза).
-Молодцы, ребятки, ежику очень понравилось играть с вами. Посмотрите, ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.
Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листьев, выставляет три корзинки – красную, желтую и зеленую. Дети с помощью родителей раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.
Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети и взрослые берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:
-Представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру.
Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку. Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад, Кружатся, изображая листочки.
Листья желтые летят, Подбрасывают листочки вверх.
Под ногой шуршат, шуршат Ходят по листочкам.
Скоро станет голым сад. Ложатся на пол и слушают музыку.
Рисование «Дождик, дождик, кап, кап, кап» проводится на встрече №6.
Психолог рассказывает стихотворение, дети, выставив вперед ладошки, «ловят» капельки дождя:
Кап-кап, тук-тук.
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
(Г. Бойко)
-Сколько капелек поймали дети?
Дети садятся за столы. Психолог раздает карандаши и листы с изображением тучки.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем дождик рисовать!
- Нарисовать дождик вам поможет карандашик.
Психолог и родители помогают держать карандаш и рисовать. Дети рисуют черточки на листе бумаги с тучкой, оставляя «следы от дождя».
Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.
III. Подвижная игра «Сороконожка».
Психолог изображает, что ежик «говорит» что-то ему на ушко, который сообщает детям, что ежик очень хочет поиграть.
-А вы хотите поиграть?
Все участники встают «паровозиком», держась друг за друга. Впереди психолог, который держит ежика. Сороконожка («паровозик») сначала передвигается по комнате, затем выходит за ее пределы и попадает в музыкальный зал.
-Малыши! Посмотрите, сколько здесь разноцветных мячиков. Вот красный (показывает красный мяч), вот желтый (показывает), а это зеленый (показывает). Красный мяч я дам Карине, желтый – Диме (раздает всем детям. Давайте поиграем мячами! (Дети и взрослые и ежик играют мячами). А где же наша сороконожка? Убежала? (Родители и дети вновь встают «паровозиком», изображая сороконожку, возвращаются в кабинет психолога.
IV. Самостоятельные игры детей с дидактическими игрушками.
Психолог предлагает детям поиграть с дидактическими игрушками «Пирамидка» и «Вкладыши».
Игра с пирамидкой.
Ребенку показывают пирамидку в собранном виде. Затем на его глазах снимают и вновь надевают все кольца. Психолог сопровождает свои действия словами:
-Была пирамидка, кольца сняли – нет пирамидки. Сейчас опять соберем пирамидку – будем кольца на стержень одевать!
Далее психолог предлагает ребенку самому проделать все необходимые действия.
В конце встречи психолог хвалит детей, прощается с участниками адаптационной группы.
Конспект встречи №9 с родителями
Тема: «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
Цель: повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста.
Задачи:
Обучить родителей способам игровой деятельности;
Познакомить с перечнем игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей раннего возраста;
Научить закреплять полученные в детском саду знания во время домашних игр.
Оборудование: книги для выставки, памятка для родителей «Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей», фантик от конфеты, пластиковая бутылка, бумажный стаканчик, бумажная тарелочка, носок.
Ход мероприятия
I. Перед проведением информационной части встречи проводится выставка книг, раскрывающих значение игры в жизни ребенка.
Литература для выставки:
1. Волина В. Учимся играя. М., 1999.
2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: пособие для работников ДОУ и родителей. М., 2000.
3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001.
4. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. М., 1999.
5. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти. Красноярск, 1992.
II. Консультация «Значение игры для ребенка раннего возраста».
Психолог: Игра — это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. Игра — это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такая ведущая деятельность — игра.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Игра незаменима в период дошкольного детства. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, экспериментирует, проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются активность и самостоятельность. Именно в игре складываются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами сверстников. В игре ребенок имеет возможность реализовывать и углублять свои знания. Через игру он входит в мир взрослых. В игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо разных предметов их заместителей. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.
Взрослый не должен вмешиваться в игру, управлять ею, руководить играми детей. Его задача — создавать условия для того, чтобы игра началась и развернулась. Вступая в игровое общение, взрослый получает возможность экономно, без лишнего нажима, морализирования руководить деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.
На втором году жизни к самостоятельной игровой деятельности детей относятся подвижные игры с мячом, игрушками-двигателями (машиной, тележкой), влезание на горку и слезание с нее, на улице зимой катание на санках и др. Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность. Она проявляется прежде всего в рассматривании окружающего, затем в наблюдении, рассматривании картинок, книг. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего, ребенок много действует с предметами.
Во втором полугодии второго года жизни у ребенка наблюдаются предметно-игровые условные действия с игрушками — куклой, собакой, зайчонком и др. При этом дети уже первого полугодия не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и отображают то, что сами часто видят в жизни.
Во время самостоятельной деятельности малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослым. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребенок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, нарисовать ему что-то, помочь исправить сломанную игрушку и т.п.
Сначала взрослому необходимо быть ведущим в игре, тогда ребенок-зритель начнет присоединяться к игре. Затем взрослый должен помочь ребенку выбрать игрушки и научить действовать вместе. После этого ребенок начнет играть. Взрослому необходимо поощрять успехи ребенка, и тогда совместная игра станет желанной. На следующем этапе взрослый должен снизить свою активность, после чего у ребенка увеличится свобода действий, возрастет активность, и он научится играть самостоятельно. а самое главное, у малыша возникнет желание иметь партнера по общению.
Организуя игру детей, взрослый прежде всего воздействует на их эмоциональное состояние, поддерживает положительные эмоции. Особенно радуют малышей совместные переживания при наблюдении за окружающим, совместные игры. При этом взрослый направляет малышей на игру. Если ребенок не может найти себе дело, взрослый обучает его тем действиям, которыми он еще не овладел, переключает ребенка с одного вида деятельности на другой, усложняет его деятельность, продлевая ее, оценивает поступки малыша, его действия.
Во время игры взрослый формирует поведение ребенка: учит
выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой
удобнее играть (за столом, на полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место.
Совместные игры открывают большие возможности для формирования личности ребенка, проявления им инициативы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять определенные его требования: собрать игрушки и положить их на свои места, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. При этом дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно».
В совместной игре обогащаются впечатления ребенка: например, в присутствии малышей взрослый может погладить ленточки, полить цветы, пришить пуговицу, на улице расчистить дорожки от снега, вызывая при этом интерес к своей работе. На прогулке можно понаблюдать за игрой старших ребят, за действиями взрослых. Специальный показ тех или других действий обогащает опыт ребенка: он самостоятельно купает куклу, кормит ее, укладывает спать.
Организуя игру ребенка, взрослый разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, ее надо полечить, лиса унесла цыпленка в тот момент, когда Даша ушла из комнаты, чтобы принести ему воды, и т.д.
Показатель правильно организованной игры детей — их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения, частые обращения ребенка ко взрослому по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.
Одним из условий, от которого в большой степени зависит развитие игровой деятельности ребенка, является правильный подбор игрушек, пособий.
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, когда предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента для самостоятельной игры детей. На первоначальном этапе становления игровая деятельность детей тесно связана с формирующими воздействиями взрослого. Поэтому подбор игрушек, организация предметно-ролевой среды для самостоятельной игры в большой мере дублируют ситуации совместной игры взрослого с детьми.
Зачастую в семье игрушки покупаются без учета возраста и интересов детей. В основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по тематике и назначению игрушки. Подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту. Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные манипуляции с предметами, игрушками и их заменителями (предметно-игровая деятельность). Она-то и создает предпосылки для сюжетно-ролевой игры. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не однородна. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок одновременно в результате общения со взрослыми знакомится и с явлениями окружающей жизни, что существенно меняет предметно-смысловое содержание его игровых действий.
Ребенку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками (ознакомительная игра). Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, радующими их своей формой, цветом и вместе с тем простыми, удобными для захватывания, безопасными.
В конце первого — начале второго года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В игровых действиях с предметами он воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым. В это время ему нужна такая игрушка, с помощью которой он мог бы отображать что-то близкое ему, хорошо знакомое.
К полутора годам игра становится сюжетно-отобразительной. Для таких игр детям второго и третьего года жизни нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации. Все игрушки, которые ребенок использует в сюжетно-отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься по величине (например, в игрушечном зоопарке слон должен быть больше медвежонка и т.д.).
В жизнь ребенка новые игрушки должен вносить взрослый. Нужно не просто подарить ребенку игрушку, а «обыграть» ее, заинтересовать ею, побудить к общению с новой игрушкой: «Смотри, какая кошечка пришла к нам в гости. Дай ей молочка».
Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми.
Не обязательно тратить на игрушки много денег. Ребенок увлекается не игрушкой как таковой. Он ценит в ней точку отправления для длинной цепи проявлений своей души, своей деятельности, своего творчества. Имея в своем арсенале десятки разнообразных игрушек, ребенок может увлеченно играть какими-то незатейливыми палочками, бумажками, пуговицами. Этот бросовый материал часто бывает для ребенка дороже любой замысловатой игрушки, которой можно только любоваться. Неверно, что чем сложнее, оригинальнее и дороже игрушка, тем полезнее она для развития ребенка. Форма обыкновенной деревянной ложки, ее фактура, цвет, способ употребления не менее интересны и познавательны, чем причудливой зарубежной погремушки, которая иногда даже слишком сложна, а то и небезопасна для ребенка.
Игрушка — не замена взрослого. Нужно найти такие игры, которые нравились бы взрослому и малышу, нужно научиться играть с ребенком. Этим взрослый не только разделит его радости, но и включится в его жизнь. Малыш — не Робинзон на необитаемом острове. Только в совместной деятельности со взрослым детям доступна информация о сложном мире предметов и их свойствах. В руках взрослого любой предмет становится необычайно притягательным.
Игрушка — это и средство общения, и способ организации совместной игры, и предмет, с помощью которого можно объяснить так много! Совершенно точно, что самая лучшая игрушка та, которой взрослый и ребенок играют вместе. Если взрослому доставляет удовольствие возня с малышом, то он найдет время вместе покатать мячик или «пободаться» плюшевым козленком, придумает новые сюжеты. И вопрос: «Умеете ли Вы играть со своим ребенком?» — не смутит взрослого. Ему нетрудно будет перенести в игру ряд бытовых ситуаций, обычно доставляющих много хлопот: принять лекарство, доесть несколько ложек полезной, но невкусной еды, избавиться от капризов во время долгого одевания на прогулку зимой.
III. Практикум «Волшебные превращения».
Психолог обучает родителей приемам изготовления игрушек из бросового материала. В результате превращаются: фантик от конфеты - в бабочку, украшение; пластиковая бутылка – в воронку для забрасывания мяча; бумажный стаканчик – в куклу; бумажная тарелочка – в лягушку; старый носок – в животное.
IV. Вручение памятки «Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей» (см. Приложение 1).
Приложение 1
Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ
Вкладыши из трех частей разного цвета (геометрические фигуры, животные).
Кубики пластмассовые и деревянные.
Дидактическая коробка (с вырезами по сторонам, треугольной, прямоугольной и квадратной формой) с соответствующими вкладышами.
Набор шаров разной величины и цвета.
Пирамиды с кольцами на конусной основе.
6. Вкладыши разной формы (стаканчики, кубы, цилиндры).
Набор «Колышки и молоточек».
Дидактический набор для игр с водой: шарики, рыбки, уточки, сачок, емкости для воды.
Набор «Маленький мастер» (пластмассовый или деревянный молоточек, отвертка).
Кубики — мозаика (из 4 частей).
Конструкторы простые с устойчивым соединением деталей.
Настольно-печатные игры: разрезные картинки, пазлы из 2— 4 частей с изображением знакомых предметов («Овощи», «Фрукты», «Игрушки»).
Образные дидактические игрушки с застегивающими и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).
Парные картинки (предметные) полиграфические.
СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ
Куклы-голыши среднего размера.
Кукла большая, озвученная, в одежде.
Куклы в одежде девочки и мальчики среднего размера.
Игрушки, изображающие животных, птиц и рыб мелких и среднего размера, озвученные и неозвученные.
Фигурки людей, диких и домашних животных, сомасштабных строительным наборам.
Автомобили легковые и грузовые ( средние и большие).
Набор мебели: кровать, стол, стулья, табуретки, полки-шкафы для посуды, шкафы для хранения кукольной одежды.
Набор для кухни — плита, мойка с краном, стиральная машинка.
Коляски для кукол, соответствующие росту ребенка.
Комплекты постельных принадлежностей для кукол.
Посуда: чашки, чайник, тарелки, ложки и т.д. (пластмассовая, соразмерная с рукой ребенка).
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ
Колокольчики.
Погремушка.
Игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальная шкатулка, шарманка).
Музыкальный волчок.
Барабан, бубен.
Дудочка.
Металлофон.
8. Детская гармошка.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ
Флажки разноцветные.
Шапочки-маски с изображением знакомых животных.
Настольный плоский театр «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Конспект встречи №19-20
Задачи:
1. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
2. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, внимания, восприятия, речи и мышления.
3. Помочь родителям правильно организовать совместное взаимодействие с ребенком.
Оборудование и материалы: материал для конструирования, яркие игрушки, диск с записью плясовой музыки, магнитофон.
Ход встречи
I. Встреча участников адаптационной группы.
Приветствие участников адаптационной группы, организационные действия.
II. Занятие с психологом
Тема «Кукла Ляля».
Цель: преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Задачи:
1. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
2. Учить детей выполнять свободные дуго- и кругообразные движения рукой на листе бумаги.
3. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: кукла Ляля, игрушечные кровать, умывальник, полотенце, стол, стул, посуда, салфетка (для каждого ребенка), диск с записью релаксационной музыки.
К занятию 20: бумажный силуэт куклы Ляля, на котором нарисованы лицо и яркое платье, на голове – белый бант (для каждого ребенка); краски, кисти, запись плясовой мелодии.
Ход занятия
Психолог показывает детям куклу и говорит:
- К нам в гости пришла кукла Ляля. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
Дети рассматривают куклу, здороваются с ней. Кукла Ляля «предлагает поиграть» детям в очень интересную игру.
-Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где ваши ручки? Спрятались?
Психолог и родители поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними:
Где же наши ручки? Разводят руками, удивленно смотрят друг
Где же наши ручки? на друга.
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек! Прячут руки за спину.
Вот, вот наши ручки! Поворачивают ладошки тыльной
Вот наши ручки! стороной вверх-вниз.
Пляшут, пляшут наши ручки! Ритмично машут ладошками
Пляшут наши ручки! перед собой.
Где же, где же наши ножки? Разводят руками, удивленно
Где же наши ножки? смотрят друг на друга.
Где же, где же наши ножки?
Нету наших ножек! Садятся на корточки.
Вот, вот наши ножки! Ритмично хлопают ладошками по
Вот наши ножки! ногам.
Пляшут, пляшут наши ножки! Ритмично топают ногами.
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки? Разводят руками, удивленно
Где же наши детки? смотрят друг на друга.
Где же, где же наши детки?
Нету наших деток! Прячут лицо в ладошки.
Вот, вот наши детки!
(Игра повторяется 2-3 раза)
- Посмотрите, ребятки пока мы с вами играли, кукла Ляля уснула. Давайте разбудим ее. (Дети подходят к Ляле, аккуратно гладят ее, пытаются разбудить). Смотрите, Ляля проснулась. Она давно ничего не ела. Нужно накормить ее. (Достает игрушечную посуду и «кормит» куклу). Ты наелась, Ляля? Нет? Дети, кто хочет покормить Лялю? (Дети по желанию «кормят» куклу.) А теперь наелась? Смотри, ты вся запачкалась. Давай я вытру тебе полотенцем лицо и ручки. (Вытирает руки и лицо игрушке.) Дети, а вы умеете вытирать свое лицо и руки? Покажите, как вы это делаете. (Детям раздаются салфетки.)
- Ой, какие у вас чистые носики! Давайте поиграем в игру «Носик».
Ребенок сидит напротив мамы, которая сидит на корточках. Они щекочут друг другу носы и поют песню на подходящий мотив:
В мой курносый носик
Забралась смешинка.
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Забралась смешинка.
Забралась смешинка,
Всех развеселила.
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Всех развеселила.
Я смешинки не боюсь,
Я чихаю и смеюсь!
Ап-чхи!
-Устали детки и решили отдохнуть (дети ложатся на ковер, закрывают глаза). Ребятки отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.
Психолог гладит детей: одного по головке, другого по коленкам, третьего по животику и т.п. открыв глаза. Дети показывают и называют части тела, до которых дотрагивался ветерок.
Рисование «Украсим Ляле бант» проводится на встрече №20.
Психолог раздает детям бумажные силуэты куклы Ляля, на которых нарисованы лицо и яркое платье, на голове – белый бант; краски, кисти. Затем читает стихотворение:
Ляля в гости собралась,
Завязала бант большой.
Давайте бантик превратим
В яркий и цветной.
Просит детей взять красный фломастер и раскрасить бант. Дети рисуют.
- Какие красивые получились бантики. Потанцуйте каждый со своей Лялей.
Дети танцуют под музыку. Далее прощаются с куклой, говорят ей ласковые слова.
III. Подвижная игра «На дворе мороз и ветер»
Участники адаптационной группы проходят в музыкальный зал, где психолог предлагает им поиграть. Дети и взрослые становятся в круг, выполняют движения, описанные в тексте песни:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки-крошки –
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!
IV. Совместная игровая деятельность детей со взрослыми: игры “Найди игрушку”, “Матрешка”.
Игра “Найди игрушку”
Психолог прячет в комнате игрушку и просит детей найти ее. Если дети находят игрушку, то устраивается совместная пляска с игрушкой.
Игра “Матрешка”
Взрослые строят из кубиков лесенку. На верхнюю ступеньку ставят матрешку и просят детей: “Помоги матрешке спуститься с лесенки”. Далее просят помочь матрешке подняться по ступенькам, покатать матрешку на машинке.
Психолог хвалит детей, прощается с участниками адаптационной группы.
Конспект встречи №33 с родителями.
Тема: «В детский сад идти пора!?»
Цель: ознакомить родителей с условиями поступления ребенка в ДОУ.
Задачи:
Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения.
Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку.
Продумать алгоритм совместных действий педагогов с родителями.
Оборудование и материалы: анкеты, памятка для родителей «Рекомендации родителям по подготовке детей к поступлению в ДОУ».
Ход мероприятия
1. Начальная дискуссия
Психолог предлагают родителям задуматься о том, нужен ли ребенку детский сад и необходима ли ему помощь со стороны близких людей в период поступления в дошкольное учреждение.
Преимущества пребывания ребенка в ДОУ:
- четкое соблюдение режима дня, а соответственно – режима питания, отдыха, сна;
- развитие у ребенка самостоятельности, навыков самообслуживания;
- система занятий с детьми, направленных на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, общего кругозора, художественных, музыкальных способностей;
- разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений; постоянное руководство со стороны взрослого;
- формирование умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества) и пр.
Психолог: живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
Основные показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению.
1-й показатель – эмоции ребенка
В первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении положительные эмоции чаще всего выражены незначительно – обычно в момент ориентировочных реакций на новизну, яркость раздражителя.
Отрицательные эмоции, как правило, проявляются у каждого ребенка. Однако степень их проявления различна: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного, приступообразного плача. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций сохраняется так называемое хныканье, с помощью которого ребенок стремится выразить протест при расставании с родителями.
Наибольшую опасность представляют состояния стрессовых реакций: страха, гнева, депрессии.
На смену всем отрицательным эмоциям обязательно приходят положительные, которые свидетельствуют о завершении адаптационного периода.
2-й показатель – социальные контакты
В первые дни пребывания в дошкольном учреждении у ребенка обычно снижается степень социальных контактов. Дети более напряжены, замкнуты, беспокойны, малообщительны. Общение со взрослыми и сверстниками налаживается постепенно.
3-й показатель
Первое время пребывания ребенка в дошкольном учреждении познавательная деятельность, как правило, снижается или совсем угасает на фоне стрессовых реакций. Нередко ребенок не интересуется даже игрушками.
4-й показатель – социальные навыки
Под влиянием новых, внешних воздействий первое время малыш может растерять частично или почти все навыки самообслуживания, которые усвоил дома. Например, умения пользоваться ложкой, носовым платком, умываться и т.д. однако в процессе адаптации он не только вспоминает забытые навыки, но и усваивает новые.
5-й показатель – особенности речи
У некоторых детей словарный запас скуднеет или они начинают употреблять облегченные слова.
6-й показатель – двигательная активность
Редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. При анализе двигательной активности ребенка необходимо учитывать его темперамент.
7-й показатель – сон
Вначале ребенок засыпает не сразу, порой всхлипывает, внезапно пробуждается или практически не спит и ведет себя как Ванька-Встанька. По мере привыкания ребенок начинает своевременно засыпать и пробуждаться.
8-й показатель
Нормализация повышенного или пониженного аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребенка к условиям дошкольного учреждения.
9-й показатель – здоровье
Снижается сопротивляемость организма. И ребенок может внезапно заболеть, без видимых на то причин. Как правило, болезнь протекает без осложнений.
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения.
Психологи выделяют 3 адаптационные группы:
1. (легкая степень адаптации). К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
2. (средняя степень адаптации). Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь, либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.
3. (тяжелая степень адаптации). Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
-хороший аппетит;
-спокойный сон;
-охотное общение с другими детьми;
-адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
-нормальное эмоциональное состояние.
2. Анкетирование родителей для получения информации о ребенке и степени его готовности к поступлению в детский сад (см. Приложения 1,2), беседа по результатам анкетирования.
3. Полезные советы, рекомендации, вручение памяток «Рекомендации родителям по подготовке детей к поступлению в ДОУ» (см. Приложение 3).
Предлагаем несколько рекомендаций, следуя которым родители сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:
Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.
Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Планомерно, постепенно подводите ребенка к четкому его выполнению. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой.
Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему возможность уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующегося ребенка к негативным реакциям. Поэтому лучше это сделать в домашних условиях, не торопясь, постепенно, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
Пребывание ребенка в дошкольном учреждении предполагает трехразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако не все дети хорошо едят в детском саду. Это связано, прежде всего, с изменением рациона детского питания. Поэтому следует пересмотреть меню, приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы, каши.
Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Отправлять ребенка в детский сад необходимо только при условии, что он здоров. Частые ОРВИ, острые инфекционные, хронические, соматические, врожденные заболевания относятся к анамнестическим факторам риска, осложняющим адаптацию ребенка к ДОУ. Если ваш ребенок подвержен чему-либо, то необходимо заранее проконсультироваться у участкового врача и как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости. Наблюдайте, как он себя ведет: легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении. Учите ребенка общению с окружающими людьми: как подойти, познакомиться с детьми, предложить свои игрушки, спросить что-либо, поблагодарить, попросить и т.д., что при этом надо сказать. Называйте других детей в присутствии ребенка по именам. Спрашивайте его дома о знакомых детях: Диме, Анжеле, Саше, Оле и т.д. Поощряйте обращение ребенка к другим людям за помощью и поддержкой, а также любой другой вид общения с окружающими в вашем присутствии.
Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, — все дети ходят, что в детском саду очень хорошо, интересно. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что они делают, чему учатся.
Заранее познакомьте ребенка с воспитателями и детьми группы.
Если родителям удается приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, то адаптационный процесс будет для него менее болезненным.
Приложение 1
АНКЕТА «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ПОСПУПЛЕНИЮ В ДОУ?»ФИО ребенка______________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - А
Неустойчивое - Б
Подавленное - В
2. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - А
Долго не засыпает - Б
Неспокойно - В
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да - В
Нет - А
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - А
1 ч - В
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - А
Избирательный - Б
Плохой - В
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - А
Отрицательно - В
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - А
Нет, но бывает сухой - Б
Нет и ходит мокрый - В
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)______________________________- В
Нет - А
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - А
Иногда - Б
Нет - В
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - А
Иногда - Б
Нет - В
11. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - А
Не всегда - Б
Не играет сам - В
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - А
Избирательно - Б
Трудно - В
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - А
Избирательно - Б
Трудно - В
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - А
Не всегда - Б
Нет - В
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - А
Не всегда - Б
Нет - В
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - А
Тяжело - В
17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому- либо из взрослых?
Есть - А
Нет - В
Общая сумма баллов: ________________________________________________________________________________________________________________________________
Прогноз адаптации:_____________________________________________
ответ А – 3 балла;
Б – 2 балла;
В – 1 балл
Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ – 55-40 баллов; условно готов – 39-24 балла; не готов – 23-16 баллов.
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас заполнить анкету. Ваши ответы помогут лучше узнать особенности развития вашего ребенка и правильно построить программу воспитания в условиях детского сада. Со своей стороны гарантируем полную конфиденциальность и использование представленной информации только в интересах Вас и Вашего ребенка.
1.Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
2.Дата рождения ребенка ______________________________________________
3.Сведения о родителях и составе семьи:
Мама_________________________________________________________________
(Фамилия (если другая), имя, отчество. Год рождения. Место работы, профессия.)
Папа__________________________________________________________________
(Фамилия (если другая), имя, отчество. Год рождения. Место работы, профессия )
Перечислите полный состав семьи, в которой постоянно живет ребенок, а также укажите возраст всех детей в семье________________________________________
Кто из членов семьи больше проводит время с ребенком_____________________
4.Жилищные условия
Сколько комнат в Вашей квартире________________________________________
Есть ли у ребенка отдельная комната______________________________________
Были ли в семье конфликты ( ссоры, развод и т.п.)__________________________
Какое участие принимает отец в воспитании ребенка________________________
______________________________________________________________________
5.Сведения о рождении (заполняет мама):
Беременность__________________________________________________________
(нарушения: токсикоз 1-й или 2-й половины, угроза прерывания и др.
_____________________________________________________________________
Роды__________________________________________________________________
(плановые или преждевременные, естественные или кесарево сечение, гипоксия, другое)
Состояние ребенка______________________________________________________
(рост, вес, обвитие пуповины, асфиксия и др.)
6.Развитие ребенка (от рождения до настоящего времени)
Перенесенные заболевания______________________________________________
(какие и как часто )
Травмы до поступления в ДОУ___________________________________________
Как долго ребенка кормили грудью_______________________________________
Когда начал сидеть__________________, ползать___________________________________,
стоять________________________________, ходить________________________.
Раннее речевое развитие: когда появилось гуление__________________________
Лепет__________________первые слова (какие?)___________________________
Фразы (какие?)______________________________________________________________
Насколько активно речевое общение к настоящему времени (сколько произносит слов, как часто )_______________________________________________________
Насколько активным был ребенок в первый год жизни,
сейчас_________________________________________________________________
Когда стал самостоятельно есть___________________, умеет ли самостоятельно раздеваться (одеваться) или просит, чтобы ему помогли_________________,
как происходило приучение к горшку и насколько долго?____________________________
Просится ли на горшок сейчас (или умеет ходить самостоятельно)?_______________________________________________________
Были ли длительные разлуки с родителями (матерью________, отцом_____________)?
Какова была реакция ребенка?___________________________________________
Любимые занятия, игры ребенка_________________________________________
Насколько долго ребенок может заниматься одним делом?____________________
Осуществляете ли вы совместные игры, направленные на развитие ребенка?_________________
Как именно (развитие речи, рисование и т.д.)?______________________________
_____________________________________________________________________
Как ребенок к этому относится (без желания, крайне негативно, положительно, др.)?_________________________________________________________________
Охотно ли ребенок идет в детский сад? Почему?_____________________________
______________________________________________________________________
Какие особенности поведения Вы замечаете? Вызывает ли что-то у Вас беспокойство? (Например, отрицательные привычки; боязнь чего-то; агрессивность по отношению к окружающим; излишняя обидчивость и т.п.)?_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Как реагирует на общение с окружающими взрослыми и детьми (боится, легко вступает в контакт и т.д.), есть ли желание с ними общаться?_____________________________________________________________
Как ведет себя в новой ситуации или с незнакомыми людьми?_____________________________
Какое настроение наиболее характерно для Вашего ребенка (жизнерадостное, спокойное, возбужденное, плаксивое, неустойчивое)________________________
Какой сон у Вашего ребенка (спокойный, беспокойный, глубокий, прерывистый)?_________________________________________________________
Бывают ли у Вашего ребенка и как часто нарушения сна?____________________
______________________________________________________________________
Опишите аппетит и пищевое поведение ребенка____________________________
Бывают ли у ребенка внезапные изменение настроения (безудержный плач, смех)__________
икание, нервные тики (в том числе и лица)________________________________,
избыточное потение и сердцебиение при волнении_________________________,
другое_______________________________________________________________
Не беспокоят ли Вас такие речевые проявления ребенка, как заикание, горловой спазм при волнении?___________________________________________________
7.Что Вас беспокоит в Вашем ребенке?___________________________________
______________________________________________________________________
8.Какую помощь Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?_________________________________________________________
______________________________________________________________________Спасибо
Приложение 3
Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду
Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду.
Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками: можно гулять с ним на участке детской сада и привлекать к совместной деятельности с другими детьми.
Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию.
Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное учреждение.
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. В этом помогает посещение прогулок в детском саду. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт.-сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006.
Адаптация ребенка к ДОУ/ Авт.-сост. Иванова Т.В. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
Адаптация детей при поступлении в детский сад./ Авт.-сост. Лапина И.В.- Воронеж «Учитель», 2010.
Волкова Е. Рекомендации по адаптации детей в детском саду // справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007, №2.
Дорохина Н. В детский сад идти пора // Дошкольное воспитание. 2007, №5.
Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей к ДОУ. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006
Лукина Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. 2008, №4.
Макарычева И.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимися воспитанием детей 2-3 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: Книголюб, 2003.
Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В.Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.