Программа учебной дисциплины «Электротехника» по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Технологический колледж № 21»
(ГБПОУ ТК №21)
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Электротехника
профессия
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
2019
Разработана с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, примерной образовательной программой общепрофессиональной учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессиональных образовательных организаций по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» |
Заместитель директора по учебной работе _________________________/ от _____ _______________ 20___ г. |
ОДОБРЕНА
МО дисциплин профессионального
цикла по укрупненной группе 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
Протокол №_________
от _____ _______________ 20___ гПредседатель МО
_____________/
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
использовать в работе электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
свойства постоянного и переменного электрического тока;
принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты электродвигателей;
методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление.
В результате освоения программы обучающийся должен:
– обладать общими компетенциями:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
- обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ВД Определение технического состояния систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.
Обобщенная трудовая функция:
А - Приемка автомобиля
А/02.2 - Оформление автомобиля, осмотр
В - Оценка технического состояния автомобиля
В/01.3 - Диагностика автомобиля: Установка и присоединение агрегатов и узлов на стенд для диагностики, отсоединение и снятие со стенда после ее окончания Выявление неисправных узлов и механизмов, агрегатов и оборудования Проверка комплектности узлов и механизмов Трудовые действия Чтение кодов неисправностей
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Всего учебной нагрузки -36 часов,
Обязательной аудиторной учебной нагрузки - 34 часов;
Самостоятельной работы - 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего учебная нагрузка | 36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
Лабораторные работы, практические работы | 22 |
самостоятельная работа обучающегося (всего) Работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, периодическими изданиями по профилю подготовки, материалами на электронных носителях, Интернет-ресурсами) с целью тщательной проработки различных тем Подготовка к практическим занятиям, оформление практических занятий и подготовка к их защите Подготовка к лабораторным работам, оформление лабораторных работ и подготовка к их защите Выполнение творческих заданий и подготовка к их защите | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 01. Электротехника
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Электробезопасность | Содержание учебного материала | 4 | |
Действие электрического тока на организм, основные причины поражения электрическим током, | 1 | ПК 1.2 ОК 01- 07, 09-10 | |
Назначение и роль защитного заземления | 1 | ||
Практическое занятие № 1 «Выбор способов заземления и зануления электроустановок» | 1 | ||
Практическое занятие № 1 «Выбор способов заземления и зануления электроустановок» | 1 | ||
Тема 2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 6 | ПК 1.2 ПК 2.2 ОК 01- 07, 09-10 |
Условные обозначения, применяемые в электрических схемах; определения электрической цепи, участков и элементов цепи, ЭДС, напряжения, электрического сопротивления, проводимости. | 1 | ||
Силы электрического тока, направления, единицы измерения. Закон Ома для участка и полной цепи, формулы, формулировки. Законы Кирхгофа | 1 | ||
Практическое занятие № 2Решение задач с использованием законов Ома | 1 | ||
Практическое занятие № 2. Решение задач с использованием законов Ома | 1 | ||
Практическое занятие № 3. Решение задач с использованием закона Кирхгофа | 1 | ||
Практическое занятие № 3. Решение задач с использованием закона Кирхгофа | 1 | ||
Тема 3. Магнитное поле | Содержание учебного материала | 2 | ПК 1.2 ОК 01- 07,09-10 |
Магнитные материалы. Применение ферромагнитных материалов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. | 1 | ||
Самоиндукция. Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах | 1 | | |
Тема 4. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 6 | ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 ОК 01- 07, 09-10 |
Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма представления переменных ЭДС, напряжения и тока. Закон Ома для этих цепей. | 1 | ||
Резонанс напряжений. Разветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы его повышения | 1 | ||
Лабораторная работа № 1. «Исследование характеристик последовательного соединения активного сопротивления, емкости и индуктивности» | 1 | ||
Лабораторная работа № 1 «Исследование характеристик последовательного соединения активного сопротивления, емкости и индуктивности» | 1 | ||
Лабораторная работа № 2 «Исследование характеристик параллельного соединения катушки индуктивности и конденсатора» | 1 | ||
Лабораторная работа № 2 «Исследование характеристик параллельного соединения катушки индуктивности и конденсатора» | 1 | ||
Тема 5. Электроизмерительные приборы | Содержание учебного материала | 4 | ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 ОК 01- 07. 09-10 |
Классификация электроизмерительных приборов. Класс точности электроизмерительных приборов. Измерение напряжения и тока. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. | 1 | ||
Измерение электрического сопротивления постоянному току. Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей | 1 | ||
Практическое занятие № 2 Решение задач «Определение точности измерительных приборов» на основе теории определения точности измерительных приборов | 1 | | |
Практическое занятие № 2 Решение задач «Определение точности измерительных приборов» на основе теории определения точности измерительных приборов | 1 | | |
Тема 6. Электротехнические устройства | Содержание учебного материала | 12 | ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 ОК 01- 07, 09-10 |
Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Коэффициент полезного действия трансформатора. Трансформаторы сварочные, измерительные, автотрансформаторы | 1 | ||
Устройство и принцип действия машин постоянного тока, машин переменного тока | 1 | ||
Лабораторная работа № 3 «Испытание электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением» | 1 | ||
Лабораторная работа № 3 «Испытание электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением» | 1 | ||
Практическое занятие № 3 «Решение задач по теме: «Трансформаторы» | 1 | ||
Практическое занятие № 3 «Решение задач по теме: «Трансформаторы» | 1 | ||
Практическое занятие №4 «Решение задач по теме: «Машины переменного тока» | 1 | ||
Практическое занятие № 4 «Решение задач по теме: «Машины переменного тока» (практическое занятие | 1 | ||
Практическое занятие № 5 «Решение задач по теме: «Машины постоянного тока» (практическое занятие) | 1 | ||
Практическое занятие № 5«Решение задач по теме: «Машины постоянного тока» (практическое занятие) | 1 | ||
Практическое занятие № 6 «Решение задач по теме: «Основы электропривода» (практическое занятие) | 1 | ||
Практическое занятие № 6 «Решение задач по теме: «Основы электропривода» (практическое занятие) | 1 | ||
Всего | | 36 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование лаборатории по электротехники: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор; лабораторные стенды; измерительные приборы; лабораторные электронные тренажеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Бутырин, П.А. Электротехника: учебник/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакир-зянов. – М.: Издательский центр Академия г., 2012. – 360 с.
2. Лоторейчук, Е. А. Теоретические основы электротехники: учебник / Е. А. Лото-рейчук. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2013. – 320 с.
3. Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник/ М.В. Немцов, М.Л. Немцова, – М.: Издательство Академия, 2013. – 480 с.
4. Полещук В.И. Задачник по электротехнике: учебное пособие/ В.И. Полещук – М.: Издательство Академия, 2014. – 224 с.
Дополнительные источники:
1. Башарин С.А., Федоров В.В. Теоретические основы электротехники. Теория электрических цепей и электромагнитного поля: Учебное пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2015. – 368 с.
2. Лобзин С.А. Электротехника: Лабораторный практикум: Учебное пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2015. – 192 с.
3. Бурман А.П., Кваснюк А.А., Розанов Ю.К. и др. Электрические и электронные аппараты: Учебник. – М: ОИЦ «Академия», 2015. – 320 с.
4. Жаворонков М.А., Кузин А.В. Электротехника и электроника: Учебное пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2016. – 400 с.
Интернет-ресурсы
1.http://nashol.com/2015101786950/elektrotehnika-proshin-v-%CE%BC-2013.html
2.http://nashol.com/2015101786948/elektrotehnika-martinova-i-o-2015.html/
3.http://nashol.com/2015020282122/elektrotehnika-blohin-a-v-2014.html
Интернет-ресурсы:
1.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r18686/Metodel3.pdf
2.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r21723/afonin.pdf
3.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r59696/stup407.pdf
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые ОК, ПК, трудовые функции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Освоенные умения | |||
производить расчет параметров электрических цепей; собирать электрические схемы и проверять их работу | ОК-1 ОК-6 ПК 1.1. | Лабораторные работы: Работа с измерительными приборами. Составление схем по описанию. Расчёт параметров электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников и проверка падения напряжения в отдельных проводниках. Практические работы: Знакомство с лабораторией. Техника безопасности. Сборка электрических схем и проверка их работы Сборка электрических схем и проверка их работы. Сборка электрических схем и проверка их работы. Использовать в работе электроизмерительные приборы; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании. | |
Усвоенные знания | |||
основные законы электротехники: электрическое поле электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока расчет электрических цепей постоянного тока основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты | ПК 1.1. |
|
2