12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никешина Алена20


Муниципальное образование

Ленинградский район


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

им. В.П. Сергейко станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район





Программа внеурочной деятельности

пt1646072077aa.png о общеинтеллектуальному направлению

по химии

«КОЛБА»






Автор составитель:

Никешина Алёна Александровна,

учитель химии, ВКК





ст-ца Ленинградская



t1646072077ab.gif



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Колба — это сосуд различной формы и объема, который необходим для нагревания растворов при химических превращениях. А еще «Колба» - это курс внеурочной деятельности по предмету химия для учащихся 7-х классов.

Сосуд можно наполнить различным содержимым, и каждый учащийся «попробовав на вкус» содержимое этого сосуда, должен для себя сделать вывод – нужно ли ему это или нет. На помощь, конечно, приходит учитель, ведь от того чем он «приправит», от формы и технологий подачи материала «Колбы» зависит успешность деятельности участников процесса.

Актуальность программы «КОЛБА» состоит в формировании интереса к химии, расширению кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 7 класса, то есть такого возраста, когда ребятам становится интересен мир, который их окружает и то, что они не могут объяснить, а специальных знаний еще не хватает. Дети с рождения окружены различными веществами и должны уметь обращаться с ними. Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 13-14 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Все приобретенные знания и навыки необходимы подросткам в жизни: в образовательных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях, на работе и при службе в армии; программа ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.

Цель программы кружка внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Колба», направлена на развитие различных умений и навыков во время практической деятельности, умение работать в группе и команде, а также принимать окружающих такими какие они есть и сотрудничать с ними. Совершенствование навыка поиска информации и ее обработки, навыков анализа собственного опыта и выявления индивидуальных образовательных целей, а так же способность применять все в различных жизненных ситуациях способствует развитию у учащихся позитивных качеств, развивает творческие способности и создает условия для самовыражения. Аналогично химическим превращениям итоговым «продуктом» занятий становится личность мотивированная на изучение химии на более углубленном уровне, готовая продолжать свое развитие в естественнонаучной области и реализовывать себя в профессиях по химическому профилю.

Занятия кружка организуются на базе МБОУ гимназия, разработана Никешиной А.А., учителем химии. Программа рассчитана на 1 год. Годовой курс программы - 34 часа (1 занятие по 1 ч. в неделю). Предполагая, что кружок будут посещать не все учащиеся и в дальнейшем для того чтобы не возникало очевидной разницы в уровне знаний у учащихся в 8-х классах, подача материала на занятиях учитывает возрастные особенности, поэтому используется минимум специфических терминов и понятий, но максимально используются знания из других курсов и сложный материал представляется в виде доступных схем, моделирования. Визуализация труднообъяснимых понятий и процессов осуществляется при помощи разъясняющих мульт – презентаций, видеороликов, построения логических интеллект - карт, алгоритмов. Использование регионального компонента формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихся, повышает мотивацию к изучению предмета, раскрывает исторические связи. Химические процессы используются во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. И особенно важно раскрывать особенности химических процессов на примере производств станицы Ленинградской. На подобных примерах учащиеся легче и быстрее запоминают процессы, видят целесообразность изучения химии более глубоко, осознают значение профессий и производств как важнейшие составляющие экономики Ленинградского района и Краснодарского края. Элементы химических знаний на различных этапах освоения курса внеурочной деятельности «Колба» могут быть включены в интегрированные курсы. Группа кружка «Колба» формируется из учащихся 7-х классов. Перед вступлением в «Колбу», учащиеся выполняют различные диагностические задания и обозначают ориентир движения по индивидуальной образовательной траектории.

В качестве форм контроля используются: собеседование, тестирование, участие в различных олимпиадах, викторинах, играх, конкурсах, конференциях, презентации, доклады, проектные работы учащихся. Механизмом оценки результатов является визуальная оценка, качества участия в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, которое отражено в индивидуальном образовательном маршруте участника внеурочной деятельности. Диагностические методики, используемые на занятиях кружка «Колба»:

* исследование уровня учебной мотивации школьников осуществляется по анкете Лукьяновой М. И. и позволяет выявить уровень мотивации к получению образования. Приложение 1;

* исследование интересов, необходимых для различных профессий, осуществляется при помощи методики «Карта интересов» Корпиловской С.Я. Данная методика позволяет выяснить предметные интересы учащегося;

* диагностика направленности мотивации изучения предмета Дубовицкой Т.Д. – цель – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов. Приложение 2;








t1646072077ac.gift1646072077ad.gif

Ученик

Модель индивидуальной образовательной траектории учащегося с мотивацией к изучению предмета химия


t1646072077ae.gif

t1646072077af.gif

t1646072077ag.gift1646072077ag.gift1646072077ag.gift1646072077ah.gift1646072077ai.gift1646072077ad.gift1646072077ag.gift1646072077ah.gif

«Начальная школа»

«Основная школа»

«Профильный класс»

«Ввуз»



t1646072077aj.gift1646072077aj.gift1646072077aj.gift1646072077ak.gif

t1646072077al.gift1646072077am.gift1646072077an.gift1646072077al.gift1646072077ak.gift1646072077ak.gift1646072077ao.gift1646072077ap.gif

«Колба»

(начальный уровень)

«Колба»

(профильный уровень)

«Колба»

(базовый уровень)



t1646072077an.gift1646072077aq.gift1646072077ar.gift1646072077as.gif

t1646072077at.gift1646072077ak.gift1646072077ak.gift1646072077ak.gif


СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА

Психологические диагностики

Работа с родителями

Конкурсы

Конференции

ВСОШ

Сетевые олимпиады

Индивидуальные проекты

Сетевые ресурсы

Дополнительное образование

Экскурсии

Индивидуальные консультации



Планируемые результаты обучающихся по данной программе

Личностные

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию;

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения охраны окружающей среды;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений.

Метапредметные

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять или находить условия для описывания своего опыта, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач;

Ученик получит возможность

Ученик научится

-научиться правилам безопасной работы в лаборатории и обращению с веществами;

-объяснять сущность процессов, происходящих во время стирки, приготовления пищи, консервирования;

-расширить знания о перечне профессий, в которых особо важна химия;

-научиться производить расчеты для определения массы и объема веществ;

-ознакомиться с выдающимися представителями отечественной и зарубежной химии и их роли в науке;

-узнать о роли химии как науки в развитии промышленности, сельского хозяйства;

-построить индивидуальный образовательный маршрут для достижения поставленной цели.

-осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент;

-осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание;

-иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;

-получать растворы с заданной массовой долей, работать с растворами различных веществ;

-организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной литературой;

-работать в сотрудничестве с членами группы;

-уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа внеурочной деятельности по химии «Колба» включает в себя следующие разделы:

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Как алхимия превратилась в химию. Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева. Основные направления развития современной химии.

3

2

Химическая лаборатория и правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

Правила техники безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами. Знакомство с химическим оборудованием и посудой. Знакомство с веществами в химической лаборатории. Признаки и условия химических реакций. Современные методы исследования. Экскурсия в химические лаборатории предприятий станицы Ленинградская. Викторина «Щи в Колбе»

4

3

Первоначальные химические понятия. Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях. Кислоты и щелочи. Индикаторы. Металлы. Алюминий. Железо.

Неметаллы. Влияние неметаллов на окружающую среду

7

4

Хоть всю Землю обойдешь химию везде найдешь. Воздух. Влияние человека на атмосферу. Вода – уникальное вещество. Химия литосферы. Почвы пришкольного участка. Круговорот химических элементов. Химия и окружающая среда.

4

5

Химию везде мы встретим в вещах каких - нибудь приметим. Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры). Лекарственные средства. Меры безопасности при обращении с ними. Экскурсия в аптеку или поликлинику. Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком (мыло, парфюмерия). Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними. Химические соединения, применяемые для ремонта квартиры (известь, лаки, краски, растворители, клей). Меры безопасности при обращении с ними. Минеральные удобрения

6

6

Работа над проектами (в течение всего курса). Что такое проект? Виды проектов. Выбор направления работы над проектом. Выбор темы проекта, содержания. Определение целей и задач проекта. Анализ литературных источников по теме проектов. Оформление гипотеза и проблема проекта. Продумывание практической части проекта, составление алгоритма выполнения практической части. Работа с литературными источниками по теме проекта.

Выполнение практической части. Проведение различных опросов по теме проекта. Работа над проектом, тренировочная предзащита проектов. Итоговая конференция «Колба» (1 день) – представление участников конференции, торжественная защита проектов. Итоговая конференция «Колба» (2 день) – торжественная защита проектов, подведение итогов.

10

Итого

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ «КОЛБА»

Название темы занятия

Вид деятельности

Формирование УУД


Раздел 1. Как алхимия превратилась в химию (3 часа)

1

Алхимический период в истории химии

Выполнение заданий в рабочей тетради. По желанию -построение ленты времени «Развитие химии как науки» (timeline)

Находить в дополнительной предложенной литературе фамилии ученых-алхимиков, описывать их влияние на развитие науки


2

Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева

Доклад, составление интеллект карты в рабочей тетради или с помощью google сервисов (Mind map)

Находить вклад ученого в развитие современной науки – химии

Оценивать его значение


3

Основные направления развития современной химии

Составление кластера «Направления развития современной химии» - рабочая тетрадь или с помощью google сервисов

Описывать основные направления и цели современной науки


Раздел 2. Химическая лаборатория и правила техники безопасности при работе с химическими веществами

(4 часа)

4

Правила техники безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами. Знакомство с химическим оборудованием и посудой

Практическая работа в рабочей тетради или по желанию создание альбома «Виды химической посуды»

Объяснять правила поведения в кабинете химии.

Описывать различные химические приборы и химическую посуду

Анализировать ее применение. Применять знания на практике


5

Знакомство с веществами в химической лаборатории. Признаки и условия химических реакций

Практическая работа в рабочей тетради. Заполнение инструктивной карточки практической работы.

Объяснять правила размещения реактивов в химической школьной лаборатории

Выявлять группы реактивов. Описывать признаки химических реакций, наблюдаемых в практической работе


6

Современные методы исследования. Экскурсия в химические лаборатории предприятий станицы Ленинградская

Экскурсия (возможно виртуальная). Заполнение чек-листа для отчета об экскурсии – создание плаката «Современные методы исследования на предприятиях станицы Ленинградская». Доклады о профессиях, задействованных на производствах.

Описывать технологические особенности производства, определять значение профессий и место химии на производстве


7

Викторина «Щи в Колбе»

Интеллектуально-познавательная игра

Систематизировать знания о безопасной работе в химической лаборатории и приемам безопасной работы с веществами и химическим оборудованием


Раздел 3. Первоначальные химические понятия (7 часов)

8

Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях

Создание кластера «Строение и свойства веществ» (работа в микрогруппах)

Сравнивать вещества по строению и свойствам.

Описывать внешние свойства веществ


9

Кислоты и щелочи. Индикаторы

Создание интерактивного PDF плаката «Окраска индикаторов в различных средах»

Сравнивать названия и формулы нескольких кислот

Выявлять изменение цвета индикатора


10

Металлы

На выбор: создание коллекции «Металлы в доме», «Металлы на предприятиях станицы Ленинградской»

Описывать свойства металлов

Сравнивать различные металлы по свойствам и применению


11

Алюминий

На выбор: создание коллекции «Алюминий в доме», «Алюминий на предприятиях станицы Ленинградской»

Описывать его свойства и применение

Отличать его различные формы

Анализировать области применения


12

Железо

На выбор: создание коллекции «Железо в доме», «Железо на предприятиях станицы Ленинградской»

Описывать его свойства и применение

Отличать его различные формы

Анализировать области применения


13

Неметаллы

Создание интерактивного PDF альбома «Неметаллы»

Описывать свойства неметаллов

Сравнивать различные неметаллы, называть их


14

Влияние неметаллов на окружающую среду

Создание интерактивного PDF буклета «Влияние неметаллов на окружающую среду»

Систематизировать факторы, влияющие на коррозию металлов, предлагать способы защиты от коррозии и другие воздействия неметаллов


Раздел 4. Хоть всю Землю обойдешь химию везде найдешь (4 часа)

15

Воздух. Влияние человека на атмосферу

Составление интеллект карты (Mind map) Оформление буклетов «Отрицательное влияние человека на атмосферу», «Положительное влияние человека на атмосферу»

Описывать состав воздуха и называть газы, занимающие наибольший объём и имеющие наибольшее значение. Анализировать действие человека и их самих на воздушную среду, и последующие действия

Находить пути уменьшения негативного воздействия человека на воздушную оболочку


16

Вода – уникальное вещество

Создание лэпбука «Вода – уникальное вещество»

Сравнивать по свойствам и строению различные агрегатные состояния воды


17

Химия литосферы. Почвы пришкольного участка. Круговорот химических элементов

Создание интерактивного PDF альбома «Горные породы», «Полезные ископаемые станицы Ленинградской». Оформление плаката «Круговорот азота в природе», «Круговорот углерода в природе»

Описывать по внешним признакам несколько горных пород, находить общее и частное. Объяснять понятие «круговорота веществ», описывать его на примере азота, углерода и др.


18

Химия и окружающая среда.

Круглый стол в формате «мировое кафе» по теме «Химия и окружающая среда»

Описывать несколько существующих экологических проблем. Предлагать находить пути их решения


Раздел 5. Химию везде мы встретим в вещах каких - нибудь приметим (6 часов)

19

Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры).

Создание лэпбука на выбор по темам «Пищевая соль на кухне», «Уксусная кислота», «Сахар на кухне»

Описывать свойства и применение соли, уксусной кислоты, сахара, крахмала и т.д.

Анализировать роль этих веществ в жизни человека


20

Лекарственные средства. Меры безопасности при обращении с ними. Экскурсия в аптеку или поликлинику

Отчет об экскурсии, доклады о профессиях, связанных с фармацевтической промышленностью и медицинскими учреждениями

Описывать некоторые лекарственные вещества

Сравнивать их свойства и использование

Объяснять меры безопасности при использовании данных веществ


21

Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком (мыло, парфюмерия).

Отчет в различной форме (презентация, доклад, видео ролик, фото-презентация) о применении средств личной гигиены и парфюмерии участниками кружка

Описывать свойства и применение средств личной гигиены и парфюмерии, и т.д.

Анализировать роль этих веществ в жизни человека



22

Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними

Отчет в различной форме (презентация, доклад, видео ролик, фото-презентация) о применении средств личной гигиены и парфюмерии участниками кружка

Сравнивать значение и свойства средств бытовой химии

Объяснять меры безопасности при обращении с ними



23

Химические соединения, применяемые для ремонта квартиры (известь, лаки, краски, растворители, клей). Меры безопасности при обращении с ними

Создание кластера «Химические вещества в ремонте и строительстве»

Описывать различные соединения, применяемые для ремонта квартир

Объяснять меры безопасности при использовании данных веществ


24

Минеральные удобрения

Практическая работа

Анализировать состав некоторых минеральных удобрений по наличию тех или иных микроэлементов

Объяснять их значение для растений


Работа над проектами (10 часов)

25

Что такое проект? Виды проектов

Ознакомление с термином – проект. История развития проектной деятельности. Ведение папки проекта. Знакомство с различными видами проектов, анализ отличия и сходства различных проектов между собой. Ведение папки проекта.


26

Выбор направления работы над проектом. Выбор темы проекта, содержания. Определение целей и задач проекта

Анализ работы каждого участника в течение года, помощь в выборе направления работы над проектом. Ведение папки проекта. Формулирование темы проекта в соответствии с выбранным направлением. Запись темы в соответствующий раздел папки проекта. Постановка цели и формулирование задач проекта в соответствии с темой проекта. Запись цели и задач в раздел папки проекта.


27

Анализ литературных источников по теме проектов

Определение литературных источников информации для работы над проектом, оформление списка литературы. Заполнение раздела список литературы в папке проекта.


28

Оформление гипотеза и проблема проекта

Определение в чем отличие гипотезы и проблемы проекта, запись гипотезы и проблемы в соответствующий раздел


29

Продумывание практической части проекта, составление алгоритма выполнения практической части

Запись алгоритма выполнения практической части проекта. Оформление схем лабораторных установок, запись перечня необходимых реактивов и материалов.


30

Работа с литературными источниками по теме проекта

Поиск интересных фактов, статистических данных необходимых для проекта


31

Выполнение практической части. Проведение различных опросов по теме проекта

Формирование списка вопросов, выбор категории респондентов, создание форм он-лайн голосования. Оформление практической работы, произведение необходимых расчетов


32

Работа над проектом, тренировочная предзащита проектов

Тренировочные выступления перед аудиторией


33

Итоговая конференция «Колба» (1 день) – представление участников конференции, торжественная защита проектов

Торжественная защита проектов, подведение итогов работы, самоанализ работы в «Колбе», награждение.


34

Итоговая конференция «Колба» (2 день) – торжественная защита проектов, подведение итогов.


РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ «КОЛБА»

Раздел 1. Как алхимия превратилась в химию

Занятие 1. Алхимический период в истории химии.

t1646072077au.gift1646072077au.gift1646072077au.gifАЛХИМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД



Александрийская химия

III век до н.э. – VI век н.э.

Арабская химия

VII век н.э. – XI век н.э.

Европейская химия

XI век н.э. – XVII век н.э.


1.Запишите определение:

Химия (Khemia - древнегреч.) - ________________________________________


2.Заполните таблицу:

«Планеты покровители металлов»

Символ планеты

Планета

Металл

Химический элемент

t1646072077av.png






t1646072077av.png






t1646072077av.png






t1646072077av.png






t1646072077av.png






t1646072077av.png





t1646072077av.png






3.Укажите «+» и «-» представленных теорий, выскажите свое мнение об актуальности теорий для того времени:

Теория Аристотеля«из всего можно получить все…» - _________________


Теория арабского философа Гербера «Ртутно-серная теория» - __________

___________________________________________________________________

4.Зарисуйте лабораторное оборудование, которое применялось в арабской химии:



















Направления европейской химии

t1646072077aw.gift1646072077aw.gifXI век н.э. – XVII век н.э.



Мистическое

Рациональное


Укажите причины вырождения мистического направления __________

Укажите основные идеи «атомизма» _________________________________


___________________________________________________________________

Перечислите деятелей этого времени _________________________________








t1646072077ax.gif


Понравилось ли тебе занятие:

t1646072077ay.jpg



Что бы ты хотел добавить?


Занятие 2. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева.

«Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность, для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны»

ИНТЕЛЛЕКТ КАРТА

t1646072077az.gift1646072077ba.gif«Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

t1646072077bb.jpgt1646072077bc.gift1646072077bd.gift1646072077be.gift1646072077bf.gift1646072077bg.gift1646072077bh.gift1646072077bi.gift1646072077bj.gift1646072077bk.gift1646072077bl.gift1646072077bm.gift1646072077bn.gif

учеба






t1646072077bo.gif

биография












t1646072077bp.gift1646072077bq.gif

Научная деятельность

увлечения




















t1646072077ax.gif


Понравилось ли тебе занятие:

t1646072077ay.jpg



Что бы ты хотел добавить?

Занятие 3. Основные направления развития современной химии.

Дt1646072077br.png ополните графическую схему «Основные направления развития современной химии»






















t1646072077ax.gif

Понравилось ли тебе занятие:

t1646072077bs.jpg



Что бы ты хотел добавить?

Раздел 2. Химическая лаборатория и правила техники безопасности при работе с химическими веществами

Занятие 4. Правила техники безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами. Знакомство с химическим оборудованием и посудой.

Задание 1. Внимательно прослушайте правила по технике безопасности в кабинете химии и при работе с химическим оборудованием !!!!!

Строго выполняйте эти правила!!!!

Практическая работа «Виды химической посуды»

Цель работы: изучить основные виды химической посуды и правила работы с ними

Ход работы: ознакомьтесь с предложенной вам химической посудой, заполните таблицу.

Название

Рисунок

Материал

Назначение


































Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________







t1646072077ax.gif

Понравилось ли тебе занятие:

t1646072077ay.jpg



Что бы ты хотел добавить?




Занятие 5. Знакомство с веществами в химической лаборатории. Признаки и условия химических реакций.

Задание 1. Внимательно прослушайте правила по технике безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами !!!!!

Строго выполняйте эти правила!!!!

Практическая работа «Вещества в химической лаборатории»

Цель работы: изучить виды химических веществ в школьной лаборатории и правила работы с ними.

Хt1646072077bt.jpg од работы: ознакомьтесь с предложенными химическими веществами, заполните таблицу. В таблице укажите категорию опасности согласно рисунку ниже.












Название вещества

Категория опасности

Химическая формула

Физические свойства (агрегатное состояние, цвет, запах)






































Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Запишите определения для следующих терминов:

Растворы ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Вещества - ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Физические явления - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Химические явления - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Химическая реакция - _______________________________________________________





t1646072077bu.gif

А + Б = АБ – реакция соединения


АБ = А + Б – реакция разложения


А + БС = АС + Б - реакция замещения


АБ + СД = АД + СБ – реакция обмена




ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Выделение газа

Выпадение осадка

Изменение окраски

Выделение света и тепла

t1646072077bv.jpgt1646072077bw.gif


t1646072077bx.jpgt1646072077bw.gif






t1646072077by.jpg

t1646072077bz.jpg


Задание 3. Осуществите химические превращения и запишите признак реакции

Химическая реакция

Химическая реакция

Признак реакции

Школьный мел + соляная кислота

CaCO3 + HCl = CaCl2 + CO2 + H2O


Хлорид бария + серная кислота

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + HCl


Сульфат меди + гидроксид натрия

CuSO4 + NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2


Пищевая сода + уксус

NaHCO3 + CH3COOH = CH3COONa + CO2 + H2O


Зажгите свечу, понаблюдайте за ее горением











t1646072077ax.gif

Понравилось ли тебе занятие:

t1646072077ay.jpg



Что бы ты хотел добавить?





Чек – лист для отчета об экскурсии на предприятия станицы Ленинградской.

Место экскурсии: _________________________________________________

Наименование предприятия: ________________________________________

Цель экскурсии: изучить особенности производства предприятия

Задачи: *знакомство с кругом профессий на производстве; *определение узловых моментов технологий производства; *место химии на производстве

Оборудование: планшет для записей, карандаш, ластик, чек – лист, фотоаппарат (если разрешено вести фотосьемку)

Ход экскурсии:

Повторение правил техники безопасности!!!

1.Маршрут проезда к предприятию

t1646072077ca.gif





2.Предварительное изучение сведений о предприятии и особенностях производства

t1646072077cb.gif





3.Взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства

t1646072077cc.gif





t1646072077cd.gif4.Общие моменты технологий производства







5.Знакомство с профессиями на предприятии

t1646072077ce.gif





6.Особенности химической лаборатории на производстве

t1646072077cf.gif





7.Условия и режим труда на предприятии

t1646072077cg.gif





Вывод:

t1646072077ch.gif






















Примечания: _________________________________________________________

__________________________________________________________________






Раздел 3. Первоначальные химические понятия

Занятие 8. Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях.


1.Заполните схему «Строение и свойства веществ»




Вещества















Простые




Сложные























2. Агрегатные состояния вещества

t1646072077ci.jpg


















3.Заполни таблицу:

Название

Свойства

Пример

1

Твердое тело





2

Жидкость





3

Газ





t1646072077ax.gif

Понравилось ли тебе занятие:

t1646072077ay.jpg



Что бы ты хотел добавить?


Занятие 9. Кислоты и щелочи. Индикаторы.

t1646072077cj.jpg










t1646072077ck.jpg












Заполните таблицу

Индикатор

Щелочь

Кислота

Вода

Фенолфталеин






Метилоранж






Лакмус






Универсальный индикатор







t1646072077ax.gif

Понравилось ли тебе занятие:

t1646072077ay.jpg



Что бы ты хотел добавить?


Занятие 10. Металлы.

1.Заполните таблицу

Запишите

Название металла

Химический символ металла

Самый тепло- и электропроводный металл



Самый твердый металл



Самый пластичный металл



Самый тугоплавкий металл



Самый тяжелый металл




2. Этот металл (цвет осени) соотносится с достижением надежд и упадком; в античной традиции век этого металла связывался с Афродитой и Венерой; этот металл использовался для изготовления ритуальных предметов, в качестве денег.

Ответ: ______________

3. Этот металл символизирует постоянство, жестокость, твёрдость, силу, упорство, терпение, грубость; в Китае - решимость и справедливость. В Юго-Восточной Азии часто используют этот металл для изготовления талисманов и амулетов, охраняющих от злых духов, вампиров, дурного глаза, врагов. 

Ответ: ______________

4. Проведи соответствие: запиши соответствие металла с планетой.

Серебро А) Сатурн

Золото Б) Марс

Медь В) Юпитер

Железо Г) Меркурий

Свинец Д) Луна

Олово Е) Солнце

Ртуть Ж) Венера



Ответ: ______________________________________________

5t1646072077cl.jpg .Реши ребусы:











А) ______________ Б) _________________










t1646072077cm.png




В) _______________






t1646072077cn.jpg





Г) ______________








Практическая работа «Физические свойства металлов»

Цель: познакомиться с физическими свойствами металлов.

Оборудование: Поднос с набором металлов (алюминиевая проволока, медная проволока, железный гвоздь).

Металл

Прозрач-ность

Блеск

Прочность

Электро-проводность

Теплопро-водность

Пластич-ность

Al







Cu







Fe







Zn







Sn








Вывод: _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



t1646072077ax.gif

Понравилось ли тебе занятие:

t1646072077ay.jpg



Что бы ты хотел добавить?




Индивидуальная образовательная траектория учащегося, проявляющего повышенные способности к изучению естественнонаучных дисциплин

ФИО учащегося ___________________________________________________

Дата рождения _________________________

ФИО родителей (законных представителей) ____________________________

ЦЕЛЬ: развитие способностей учащегося, подготовка к обучению в классе с углубленным изучением химии и биологии;

Учебная программа


Базовые предметы

Профильные предметы

Элективные, факультативные курсы

Примечание



















































Программа индивидуальных занятий по решению нестандартных заданий и заданий повышенного уровня сложности:

Тема

Сроки

Контроль






































































Планирование деятельности


Задачи

Направления деятельности

Сроки

Достигнутый результат


Обязательная образовательная деятельность (добиться максимально высоких результатов)














Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях (практикум решения заданий разного уровня сложности, возможность получения дополнительных «бонусов» в портфолио)






















3.

Дополнительная образовательная деятельность (повышение уровня знаний по химии и биологии)













Пt1646072077co.png риложение 1.

























Приложение 1.

t1646072077cp.png
























Приложение 2.


Диагностика направленности мотивации

изучения предмета Дубовицкой Т.Д.

Цель — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики: методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Инструкция:

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

«верно» + +; «пожалуй, верно» +; «пожалуй, неверно»  –; «неверно»   – –.

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе!

Вопросы для опроса:

Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Ключ:

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).

«Да» - 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

«Нет» - 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Интерпретация результатов:

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0—10 баллов — внешняя мотивация;

11—20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985

Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26

Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70

Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29

Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.


















СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………..

3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ……………………………………..

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ….

11

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ЗАНЯТИЙ



Раздел 1. Как алхимия превратилась в химию. Занятие 1. Алхимический период в истории химии………………………...

21


Занятие 2. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева….

23


Занятие 3. Основные направления развития современной химии……………………………………………………………….

24


Раздел 2. Химическая лаборатория и правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Занятие 4. Правила техники безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами. Знакомство с химическим оборудованием и посудой………………………………………...

25


Занятие 5. Знакомство с веществами в химической лаборатории. Признаки и условия химических реакций……….

26


Чек – лист для отчета об экскурсии на предприятия станицы Ленинградской……………………………………………………

28


Раздел 3. Первоначальные химические понятия. Занятие 8. Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях…….

30


Занятие 9. Кислоты и щелочи. Индикаторы……………………..

31


Занятие 10. Металлы………………………………………………

32

Индивидуальная образовательная траектория учащегося, проявляющего повышенные способности к изучению естественнонаучных дисциплин………………………………………..

34

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….

42

t1646072077ab.gif

11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.