12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Никешина Алена20 |
Программа внеурочной деятельности по химии "КОЛБА"
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
им. В.П. Сергейко станицы Ленинградской
муниципального образования Ленинградский район
Программа внеурочной деятельности
п о общеинтеллектуальному направлению
по химии
«КОЛБА»
Автор составитель:
Никешина Алёна Александровна,
учитель химии, ВКК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Колба — это сосуд различной формы и объема, который необходим для нагревания растворов при химических превращениях. А еще «Колба» - это курс внеурочной деятельности по предмету химия для учащихся 7-х классов.
Сосуд можно наполнить различным содержимым, и каждый учащийся «попробовав на вкус» содержимое этого сосуда, должен для себя сделать вывод – нужно ли ему это или нет. На помощь, конечно, приходит учитель, ведь от того чем он «приправит», от формы и технологий подачи материала «Колбы» зависит успешность деятельности участников процесса.
Актуальность программы «КОЛБА» состоит в формировании интереса к химии, расширению кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 7 класса, то есть такого возраста, когда ребятам становится интересен мир, который их окружает и то, что они не могут объяснить, а специальных знаний еще не хватает. Дети с рождения окружены различными веществами и должны уметь обращаться с ними. Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 13-14 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Все приобретенные знания и навыки необходимы подросткам в жизни: в образовательных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях, на работе и при службе в армии; программа ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.
Цель программы кружка внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Колба», направлена на развитие различных умений и навыков во время практической деятельности, умение работать в группе и команде, а также принимать окружающих такими какие они есть и сотрудничать с ними. Совершенствование навыка поиска информации и ее обработки, навыков анализа собственного опыта и выявления индивидуальных образовательных целей, а так же способность применять все в различных жизненных ситуациях способствует развитию у учащихся позитивных качеств, развивает творческие способности и создает условия для самовыражения. Аналогично химическим превращениям итоговым «продуктом» занятий становится личность мотивированная на изучение химии на более углубленном уровне, готовая продолжать свое развитие в естественнонаучной области и реализовывать себя в профессиях по химическому профилю.
Занятия кружка организуются на базе МБОУ гимназия, разработана Никешиной А.А., учителем химии. Программа рассчитана на 1 год. Годовой курс программы - 34 часа (1 занятие по 1 ч. в неделю). Предполагая, что кружок будут посещать не все учащиеся и в дальнейшем для того чтобы не возникало очевидной разницы в уровне знаний у учащихся в 8-х классах, подача материала на занятиях учитывает возрастные особенности, поэтому используется минимум специфических терминов и понятий, но максимально используются знания из других курсов и сложный материал представляется в виде доступных схем, моделирования. Визуализация труднообъяснимых понятий и процессов осуществляется при помощи разъясняющих мульт – презентаций, видеороликов, построения логических интеллект - карт, алгоритмов. Использование регионального компонента формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихся, повышает мотивацию к изучению предмета, раскрывает исторические связи. Химические процессы используются во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. И особенно важно раскрывать особенности химических процессов на примере производств станицы Ленинградской. На подобных примерах учащиеся легче и быстрее запоминают процессы, видят целесообразность изучения химии более глубоко, осознают значение профессий и производств как важнейшие составляющие экономики Ленинградского района и Краснодарского края. Элементы химических знаний на различных этапах освоения курса внеурочной деятельности «Колба» могут быть включены в интегрированные курсы. Группа кружка «Колба» формируется из учащихся 7-х классов. Перед вступлением в «Колбу», учащиеся выполняют различные диагностические задания и обозначают ориентир движения по индивидуальной образовательной траектории.
В качестве форм контроля используются: собеседование, тестирование, участие в различных олимпиадах, викторинах, играх, конкурсах, конференциях, презентации, доклады, проектные работы учащихся. Механизмом оценки результатов является визуальная оценка, качества участия в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, которое отражено в индивидуальном образовательном маршруте участника внеурочной деятельности. Диагностические методики, используемые на занятиях кружка «Колба»:
* исследование уровня учебной мотивации школьников осуществляется по анкете Лукьяновой М. И. и позволяет выявить уровень мотивации к получению образования. Приложение 1;
* исследование интересов, необходимых для различных профессий, осуществляется при помощи методики «Карта интересов» Корпиловской С.Я. Данная методика позволяет выяснить предметные интересы учащегося;
* диагностика направленности мотивации изучения предмета Дубовицкой Т.Д. – цель – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов. Приложение 2;
Ученик
Модель индивидуальной образовательной траектории учащегося с мотивацией к изучению предмета химия«Начальная школа»
«Основная школа»
«Профильный класс»
«Ввуз»
«Колба»
(начальный уровень)
«Колба»
(профильный уровень)
«Колба»
(базовый уровень)
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА
Психологические диагностики | Работа с родителями | Конкурсы | Конференции | ВСОШ | Сетевые олимпиады | Индивидуальные проекты | Сетевые ресурсы | Дополнительное образование | Экскурсии | Индивидуальные консультации |
Планируемые результаты обучающихся по данной программе
Личностные
– осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения охраны окружающей среды;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений.
Метапредметные
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять или находить условия для описывания своего опыта, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач;
Ученик получит возможность | Ученик научится |
-научиться правилам безопасной работы в лаборатории и обращению с веществами; -объяснять сущность процессов, происходящих во время стирки, приготовления пищи, консервирования; -расширить знания о перечне профессий, в которых особо важна химия; -научиться производить расчеты для определения массы и объема веществ; -ознакомиться с выдающимися представителями отечественной и зарубежной химии и их роли в науке; -узнать о роли химии как науки в развитии промышленности, сельского хозяйства; -построить индивидуальный образовательный маршрут для достижения поставленной цели. | -осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент; -осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание; -иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды; -получать растворы с заданной массовой долей, работать с растворами различных веществ; -организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной литературой; -работать в сотрудничестве с членами группы; -уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа внеурочной деятельности по химии «Колба» включает в себя следующие разделы:
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | |
1 | Как алхимия превратилась в химию. Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева. Основные направления развития современной химии. | 3 | |
2 | Химическая лаборатория и правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Правила техники безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами. Знакомство с химическим оборудованием и посудой. Знакомство с веществами в химической лаборатории. Признаки и условия химических реакций. Современные методы исследования. Экскурсия в химические лаборатории предприятий станицы Ленинградская. Викторина «Щи в Колбе» | 4 | |
3 | Первоначальные химические понятия. Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях. Кислоты и щелочи. Индикаторы. Металлы. Алюминий. Железо. Неметаллы. Влияние неметаллов на окружающую среду | 7 | |
4 | Хоть всю Землю обойдешь химию везде найдешь. Воздух. Влияние человека на атмосферу. Вода – уникальное вещество. Химия литосферы. Почвы пришкольного участка. Круговорот химических элементов. Химия и окружающая среда. | 4 | |
5 | Химию везде мы встретим в вещах каких - нибудь приметим. Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры). Лекарственные средства. Меры безопасности при обращении с ними. Экскурсия в аптеку или поликлинику. Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком (мыло, парфюмерия). Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними. Химические соединения, применяемые для ремонта квартиры (известь, лаки, краски, растворители, клей). Меры безопасности при обращении с ними. Минеральные удобрения | 6 | |
6 | Работа над проектами (в течение всего курса). Что такое проект? Виды проектов. Выбор направления работы над проектом. Выбор темы проекта, содержания. Определение целей и задач проекта. Анализ литературных источников по теме проектов. Оформление гипотеза и проблема проекта. Продумывание практической части проекта, составление алгоритма выполнения практической части. Работа с литературными источниками по теме проекта. Выполнение практической части. Проведение различных опросов по теме проекта. Работа над проектом, тренировочная предзащита проектов. Итоговая конференция «Колба» (1 день) – представление участников конференции, торжественная защита проектов. Итоговая конференция «Колба» (2 день) – торжественная защита проектов, подведение итогов. | 10 | |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ «КОЛБА»
№ | Название темы занятия | Вид деятельности | Формирование УУД | |
Раздел 1. Как алхимия превратилась в химию (3 часа) | ||||
1 | Алхимический период в истории химии | Выполнение заданий в рабочей тетради. По желанию -построение ленты времени «Развитие химии как науки» (timeline) | Находить в дополнительной предложенной литературе фамилии ученых-алхимиков, описывать их влияние на развитие науки | |
2 | Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева | Доклад, составление интеллект карты в рабочей тетради или с помощью google сервисов (Mind map) | Находить вклад ученого в развитие современной науки – химии Оценивать его значение | |
3 | Основные направления развития современной химии | Составление кластера «Направления развития современной химии» - рабочая тетрадь или с помощью google сервисов | Описывать основные направления и цели современной науки | |
Раздел 2. Химическая лаборатория и правила техники безопасности при работе с химическими веществами (4 часа) | ||||
4 | Правила техники безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами. Знакомство с химическим оборудованием и посудой | Практическая работа в рабочей тетради или по желанию создание альбома «Виды химической посуды» | Объяснять правила поведения в кабинете химии. Описывать различные химические приборы и химическую посуду Анализировать ее применение. Применять знания на практике | |
5 | Знакомство с веществами в химической лаборатории. Признаки и условия химических реакций | Практическая работа в рабочей тетради. Заполнение инструктивной карточки практической работы. | Объяснять правила размещения реактивов в химической школьной лаборатории Выявлять группы реактивов. Описывать признаки химических реакций, наблюдаемых в практической работе | |
6 | Современные методы исследования. Экскурсия в химические лаборатории предприятий станицы Ленинградская | Экскурсия (возможно виртуальная). Заполнение чек-листа для отчета об экскурсии – создание плаката «Современные методы исследования на предприятиях станицы Ленинградская». Доклады о профессиях, задействованных на производствах. | Описывать технологические особенности производства, определять значение профессий и место химии на производстве | |
7 | Викторина «Щи в Колбе» | Интеллектуально-познавательная игра | Систематизировать знания о безопасной работе в химической лаборатории и приемам безопасной работы с веществами и химическим оборудованием | |
Раздел 3. Первоначальные химические понятия (7 часов) | ||||
8 | Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях | Создание кластера «Строение и свойства веществ» (работа в микрогруппах) | Сравнивать вещества по строению и свойствам. Описывать внешние свойства веществ | |
9 | Кислоты и щелочи. Индикаторы | Создание интерактивного PDF плаката «Окраска индикаторов в различных средах» | Сравнивать названия и формулы нескольких кислот Выявлять изменение цвета индикатора | |
10 | Металлы | На выбор: создание коллекции «Металлы в доме», «Металлы на предприятиях станицы Ленинградской» | Описывать свойства металлов Сравнивать различные металлы по свойствам и применению | |
11 | Алюминий | На выбор: создание коллекции «Алюминий в доме», «Алюминий на предприятиях станицы Ленинградской» | Описывать его свойства и применение Отличать его различные формы Анализировать области применения | |
12 | Железо | На выбор: создание коллекции «Железо в доме», «Железо на предприятиях станицы Ленинградской» | Описывать его свойства и применение Отличать его различные формы Анализировать области применения | |
13 | Неметаллы | Создание интерактивного PDF альбома «Неметаллы» | Описывать свойства неметаллов Сравнивать различные неметаллы, называть их | |
14 | Влияние неметаллов на окружающую среду | Создание интерактивного PDF буклета «Влияние неметаллов на окружающую среду» | Систематизировать факторы, влияющие на коррозию металлов, предлагать способы защиты от коррозии и другие воздействия неметаллов | |
Раздел 4. Хоть всю Землю обойдешь химию везде найдешь (4 часа) | ||||
15 | Воздух. Влияние человека на атмосферу | Составление интеллект карты (Mind map) Оформление буклетов «Отрицательное влияние человека на атмосферу», «Положительное влияние человека на атмосферу» | Описывать состав воздуха и называть газы, занимающие наибольший объём и имеющие наибольшее значение. Анализировать действие человека и их самих на воздушную среду, и последующие действия Находить пути уменьшения негативного воздействия человека на воздушную оболочку | |
16 | Вода – уникальное вещество | Создание лэпбука «Вода – уникальное вещество» | Сравнивать по свойствам и строению различные агрегатные состояния воды | |
17 | Химия литосферы. Почвы пришкольного участка. Круговорот химических элементов | Создание интерактивного PDF альбома «Горные породы», «Полезные ископаемые станицы Ленинградской». Оформление плаката «Круговорот азота в природе», «Круговорот углерода в природе» | Описывать по внешним признакам несколько горных пород, находить общее и частное. Объяснять понятие «круговорота веществ», описывать его на примере азота, углерода и др. | |
18 | Химия и окружающая среда. | Круглый стол в формате «мировое кафе» по теме «Химия и окружающая среда» | Описывать несколько существующих экологических проблем. Предлагать находить пути их решения | |
Раздел 5. Химию везде мы встретим в вещах каких - нибудь приметим (6 часов) | ||||
19 | Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры). | Создание лэпбука на выбор по темам «Пищевая соль на кухне», «Уксусная кислота», «Сахар на кухне» | Описывать свойства и применение соли, уксусной кислоты, сахара, крахмала и т.д. Анализировать роль этих веществ в жизни человека | |
20 | Лекарственные средства. Меры безопасности при обращении с ними. Экскурсия в аптеку или поликлинику | Отчет об экскурсии, доклады о профессиях, связанных с фармацевтической промышленностью и медицинскими учреждениями | Описывать некоторые лекарственные вещества Сравнивать их свойства и использование Объяснять меры безопасности при использовании данных веществ | |
21 | Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком (мыло, парфюмерия). | Отчет в различной форме (презентация, доклад, видео ролик, фото-презентация) о применении средств личной гигиены и парфюмерии участниками кружка | Описывать свойства и применение средств личной гигиены и парфюмерии, и т.д. Анализировать роль этих веществ в жизни человека | |
22 | Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними | Отчет в различной форме (презентация, доклад, видео ролик, фото-презентация) о применении средств личной гигиены и парфюмерии участниками кружка | Сравнивать значение и свойства средств бытовой химии Объяснять меры безопасности при обращении с ними | |
23 | Химические соединения, применяемые для ремонта квартиры (известь, лаки, краски, растворители, клей). Меры безопасности при обращении с ними | Создание кластера «Химические вещества в ремонте и строительстве» | Описывать различные соединения, применяемые для ремонта квартир Объяснять меры безопасности при использовании данных веществ | |
24 | Минеральные удобрения | Практическая работа | Анализировать состав некоторых минеральных удобрений по наличию тех или иных микроэлементов Объяснять их значение для растений | |
Работа над проектами (10 часов) | ||||
25 | Что такое проект? Виды проектов | Ознакомление с термином – проект. История развития проектной деятельности. Ведение папки проекта. Знакомство с различными видами проектов, анализ отличия и сходства различных проектов между собой. Ведение папки проекта. | ||
26 | Выбор направления работы над проектом. Выбор темы проекта, содержания. Определение целей и задач проекта | Анализ работы каждого участника в течение года, помощь в выборе направления работы над проектом. Ведение папки проекта. Формулирование темы проекта в соответствии с выбранным направлением. Запись темы в соответствующий раздел папки проекта. Постановка цели и формулирование задач проекта в соответствии с темой проекта. Запись цели и задач в раздел папки проекта. | ||
27 | Анализ литературных источников по теме проектов | Определение литературных источников информации для работы над проектом, оформление списка литературы. Заполнение раздела список литературы в папке проекта. | ||
28 | Оформление гипотеза и проблема проекта | Определение в чем отличие гипотезы и проблемы проекта, запись гипотезы и проблемы в соответствующий раздел | ||
29 | Продумывание практической части проекта, составление алгоритма выполнения практической части | Запись алгоритма выполнения практической части проекта. Оформление схем лабораторных установок, запись перечня необходимых реактивов и материалов. | ||
30 | Работа с литературными источниками по теме проекта | Поиск интересных фактов, статистических данных необходимых для проекта | ||
31 | Выполнение практической части. Проведение различных опросов по теме проекта | Формирование списка вопросов, выбор категории респондентов, создание форм он-лайн голосования. Оформление практической работы, произведение необходимых расчетов | ||
32 | Работа над проектом, тренировочная предзащита проектов | Тренировочные выступления перед аудиторией | ||
33 | Итоговая конференция «Колба» (1 день) – представление участников конференции, торжественная защита проектов | Торжественная защита проектов, подведение итогов работы, самоанализ работы в «Колбе», награждение. | ||
34 | Итоговая конференция «Колба» (2 день) – торжественная защита проектов, подведение итогов. |
РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ «КОЛБА»
Раздел 1. Как алхимия превратилась в химию
Занятие 1. Алхимический период в истории химии.
АЛХИМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Александрийская химия III век до н.э. – VI век н.э. | Арабская химия VII век н.э. – XI век н.э. | Европейская химия XI век н.э. – XVII век н.э. |
1.Запишите определение:
Химия (Khemia - древнегреч.) - ________________________________________
2.Заполните таблицу:
«Планеты покровители металлов»
Символ планеты | Планета | Металл | Химический элемент |
3.Укажите «+» и «-» представленных теорий, выскажите свое мнение об актуальности теорий для того времени:
Теория Аристотеля – «из всего можно получить все…» - _________________
Теория арабского философа Гербера «Ртутно-серная теория» - __________
___________________________________________________________________
4.Зарисуйте лабораторное оборудование, которое применялось в арабской химии:
Направления европейской химии
XI век н.э. – XVII век н.э.
Мистическое | Рациональное |
Укажите причины вырождения мистического направления __________
Укажите основные идеи «атомизма» _________________________________
___________________________________________________________________
Перечислите деятелей этого времени _________________________________
Понравилось ли тебе занятие: | Что бы ты хотел добавить? |
Занятие 2. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева.
«Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность, для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны»
ИНТЕЛЛЕКТ КАРТА
«Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева
учеба
биография
Научная деятельность
увлечения
Понравилось ли тебе занятие: | Что бы ты хотел добавить? |
Занятие 3. Основные направления развития современной химии.
Д ополните графическую схему «Основные направления развития современной химии»
Понравилось ли тебе занятие: | Что бы ты хотел добавить? |
Раздел 2. Химическая лаборатория и правила техники безопасности при работе с химическими веществами
Занятие 4. Правила техники безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами. Знакомство с химическим оборудованием и посудой.
Задание 1. Внимательно прослушайте правила по технике безопасности в кабинете химии и при работе с химическим оборудованием !!!!!
Строго выполняйте эти правила!!!!
Практическая работа «Виды химической посуды»
Цель работы: изучить основные виды химической посуды и правила работы с ними
Ход работы: ознакомьтесь с предложенной вам химической посудой, заполните таблицу.
Название | Рисунок | Материал | Назначение |
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Понравилось ли тебе занятие: | Что бы ты хотел добавить? |
Занятие 5. Знакомство с веществами в химической лаборатории. Признаки и условия химических реакций.
Задание 1. Внимательно прослушайте правила по технике безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами !!!!!
Строго выполняйте эти правила!!!!
Практическая работа «Вещества в химической лаборатории»
Цель работы: изучить виды химических веществ в школьной лаборатории и правила работы с ними.
Х од работы: ознакомьтесь с предложенными химическими веществами, заполните таблицу. В таблице укажите категорию опасности согласно рисунку ниже.
Название вещества | Категория опасности | Химическая формула | Физические свойства (агрегатное состояние, цвет, запах) |
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите определения для следующих терминов:
Растворы ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Вещества - ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Физические явления - _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
Химические явления - _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
Химическая реакция - _______________________________________________________
А + Б = АБ – реакция соединения
АБ = А + Б – реакция разложения
А + БС = АС + Б - реакция замещения
АБ + СД = АД + СБ – реакция обмена
ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Выделение газа | Выпадение осадка | Изменение окраски | Выделение света и тепла |
Задание 3. Осуществите химические превращения и запишите признак реакции
Химическая реакция | Химическая реакция | Признак реакции |
Школьный мел + соляная кислота | CaCO3 + HCl = CaCl2 + CO2 + H2O | |
Хлорид бария + серная кислота | BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + HCl | |
Сульфат меди + гидроксид натрия | CuSO4 + NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 | |
Пищевая сода + уксус | NaHCO3 + CH3COOH = CH3COONa + CO2 + H2O | |
Зажгите свечу, понаблюдайте за ее горением |
Понравилось ли тебе занятие: | Что бы ты хотел добавить? |
Чек – лист для отчета об экскурсии на предприятия станицы Ленинградской.
Место экскурсии: _________________________________________________
Наименование предприятия: ________________________________________
Цель экскурсии: изучить особенности производства предприятия
Задачи: *знакомство с кругом профессий на производстве; *определение узловых моментов технологий производства; *место химии на производстве
Оборудование: планшет для записей, карандаш, ластик, чек – лист, фотоаппарат (если разрешено вести фотосьемку)
Ход экскурсии:
Повторение правил техники безопасности!!!
1.Маршрут проезда к предприятию
2.Предварительное изучение сведений о предприятии и особенностях производства
3.Взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства
4.Общие моменты технологий производства
5.Знакомство с профессиями на предприятии
6.Особенности химической лаборатории на производстве
7.Условия и режим труда на предприятии
Вывод:
Примечания: _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Раздел 3. Первоначальные химические понятия
Занятие 8. Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях.
1.Заполните схему «Строение и свойства веществ»
Вещества | ||||||||||
Простые | Сложные | |||||||||
2. Агрегатные состояния вещества
3.Заполни таблицу:
№ | Название | Свойства | Пример |
1 | Твердое тело | ||
2 | Жидкость | ||
3 | Газ |
Понравилось ли тебе занятие: | Что бы ты хотел добавить? |
Занятие 9. Кислоты и щелочи. Индикаторы.
Заполните таблицу
Индикатор | Щелочь | Кислота | Вода |
Фенолфталеин | |||
Метилоранж | |||
Лакмус | |||
Универсальный индикатор |
Понравилось ли тебе занятие: | Что бы ты хотел добавить? |
Занятие 10. Металлы.
1.Заполните таблицу
Запишите | Название металла | Химический символ металла |
Самый тепло- и электропроводный металл | ||
Самый твердый металл | ||
Самый пластичный металл | ||
Самый тугоплавкий металл | ||
Самый тяжелый металл |
2. Этот металл (цвет осени) соотносится с достижением надежд и упадком; в античной традиции век этого металла связывался с Афродитой и Венерой; этот металл использовался для изготовления ритуальных предметов, в качестве денег.
Ответ: ______________
3. Этот металл символизирует постоянство, жестокость, твёрдость, силу, упорство, терпение, грубость; в Китае - решимость и справедливость. В Юго-Восточной Азии часто используют этот металл для изготовления талисманов и амулетов, охраняющих от злых духов, вампиров, дурного глаза, врагов.
Ответ: ______________
4. Проведи соответствие: запиши соответствие металла с планетой.
Серебро А) Сатурн
Золото Б) Марс
Медь В) Юпитер
Железо Г) Меркурий
Свинец Д) Луна
Олово Е) Солнце
Ртуть Ж) Венера
Ответ: ______________________________________________
5 .Реши ребусы:
А) ______________ Б) _________________
В) _______________
Г) ______________
Практическая работа «Физические свойства металлов»
Цель: познакомиться с физическими свойствами металлов.
Оборудование: Поднос с набором металлов (алюминиевая проволока, медная проволока, железный гвоздь).
Металл | Прозрач-ность | Блеск | Прочность | Электро-проводность | Теплопро-водность | Пластич-ность |
Al | ||||||
Cu | ||||||
Fe | ||||||
Zn | ||||||
Sn |
Вывод: _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понравилось ли тебе занятие: | Что бы ты хотел добавить? |
Индивидуальная образовательная траектория учащегося, проявляющего повышенные способности к изучению естественнонаучных дисциплин
ФИО учащегося ___________________________________________________
Дата рождения _________________________
ФИО родителей (законных представителей) ____________________________
ЦЕЛЬ: развитие способностей учащегося, подготовка к обучению в классе с углубленным изучением химии и биологии;
Учебная программа
№ | Базовые предметы | Профильные предметы | Элективные, факультативные курсы | Примечание |
Программа индивидуальных занятий по решению нестандартных заданий и заданий повышенного уровня сложности:
№ | Тема | Сроки | Контроль |
Планирование деятельности
№ | Задачи | Направления деятельности | Сроки | Достигнутый результат |
Обязательная образовательная деятельность (добиться максимально высоких результатов) | ||||
Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях (практикум решения заданий разного уровня сложности, возможность получения дополнительных «бонусов» в портфолио) | ||||
3. | Дополнительная образовательная деятельность (повышение уровня знаний по химии и биологии) | |||
П риложение 1.
Приложение 1.
Приложение 2.
Диагностика направленности мотивации
изучения предмета Дубовицкой Т.Д.
Цель — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики: методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.
Инструкция:
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
«верно» + +; «пожалуй, верно» +; «пожалуй, неверно» –; «неверно» – –.
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе!
Вопросы для опроса:
Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Ключ:
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).
«Да» - 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
«Нет» - 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Интерпретация результатов:
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0—10 баллов — внешняя мотивация;
11—20 баллов — внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:
0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;
6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;
15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………….. | 3 | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА …………………………………….. | 8 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …. | 11 | |
РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ЗАНЯТИЙ | ||
Раздел 1. Как алхимия превратилась в химию. Занятие 1. Алхимический период в истории химии………………………... | 21 | |
Занятие 2. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева…. | 23 | |
Занятие 3. Основные направления развития современной химии………………………………………………………………. | 24 | |
Раздел 2. Химическая лаборатория и правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Занятие 4. Правила техники безопасности в кабинете химии и при работе с химическими веществами. Знакомство с химическим оборудованием и посудой………………………………………... | 25 | |
Занятие 5. Знакомство с веществами в химической лаборатории. Признаки и условия химических реакций………. | 26 | |
Чек – лист для отчета об экскурсии на предприятия станицы Ленинградской…………………………………………………… | 28 | |
Раздел 3. Первоначальные химические понятия. Занятие 8. Химия – наука о веществах их свойствах и превращениях……. | 30 | |
Занятие 9. Кислоты и щелочи. Индикаторы…………………….. | 31 | |
Занятие 10. Металлы……………………………………………… | 32 | |
Индивидуальная образовательная траектория учащегося, проявляющего повышенные способности к изучению естественнонаучных дисциплин……………………………………….. | 34 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………. | 37 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. | 42 |
11