Курс внеурочной деятельности по химии «Химическая мозаика» (9 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31"
ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2016-2017 учебный год
Курс внеурочной деятельности
"Химическая мозаика"
9 класс
1 ч в неделю
Количество часов 34.
Рабочая программа составлена на основе
Автор-составитель:
учитель химии
Фёдоров Ромил Анатольевич
Великий Новгород
2016
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Химическая мозаика" рассчитана на учащихся 9 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования в образовательной области "Химия" ГОС;
Программы элективного курса;
Учебного плана МАОУ СОШ №31 Великого Новгорода.
Рабочая программа конкретизирует содержание курса внеурочной деятельности, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов элективного курса.
1.2. Назначение программы.
Курс внеурочной деятельности «Химическая мозаика» предназначен для учащихся 9 классов, изучающих химию на базовом уровне. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Программа курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.
Данный курс предназначен как для учащихся 9 классов, желающих связать свою будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью сдачу экзамена по химии на Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для учащихся, желающих увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать современный мир бытовой химии.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
2.1. Цели и задачи реализации программы.
Цели изучения курса внеурочной деятельности "Химическая мозаика" в 9 классах общеобразовательных учреждений:
обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы;
расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с ними;
создание условий для самооценки подготовленности учащихся к продолжению естественнонаучного образования в средней школе.
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:
решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни.
овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Содержание курса внеурочной деятельности "Химическая мозаика" в 9 классах устанавливает следующие задачи:
учебные:
формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
развивающие:
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, сообразительности;
развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
развитие умений работы в микрогруппах;
воспитательные:
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
воспитание экологической культуры учащихся, потребности вести здоровый образ жизни;
выработка понимания общественной потребности в развитии химии;
формирование потребности в расширении кругозора учащихся;
формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
2.2. Общая характеристика курса
Данная программа курса внеурочной деятельности относится к предметно-ориентированному виду программ. Курс предполагает выход за рамки традиционных учебных программ.
Курс предусматривает использование деятельностного подхода к обучению и разнообразные организационные формы обучения: лекции, беседы, семинары, практикумы, организационно-деятельностные игры, выполнение проектов, создание презентаций.
Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курса внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.
Курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:
обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
достижение прочности знаний и умений;
осуществление связи обучения с жизнью.
В процессе изучения данного курса создаются условия для решения ряда общеобразовательных задач.
1. Углубление и расширение знаний учащихся по химии и смежным дисциплинам.
2. Приобретение учащимися умений обращения с бытовыми веществами.
3. Развитие коммуникативных способностей учащихся при работе в группе для формулировки выводов.
4. Развитие индивидуальных свойств личности: способностей, интересов, мотиваций.
5. Формирование и определение профессиональных интересов учащихся.
6. Расширение кругозора учащихся.
Формы контроля: зачёты, тест, защита презентации, анкетирование, проекты.
Структура курса внеурочной деятельности представлена в таблице:
№ п/п |
Наименование разделов. |
Количество часов |
9 класс |
34 |
|
1 |
Введение. Основы безопасного обращения с веществами |
5 |
2 |
Пищевые продукты |
7 |
3 |
Домашняя аптечка |
4 |
4 |
Косметические средства и личная гигиена |
4 |
5 |
Средства бытовой химии |
5 |
6 |
Химия и экология |
7 |
7 |
Защита проектов. Зачёт. |
2 |
2.3. Формы и методы работы.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
рассказ, семинар, практические занятия, самостоятельные творческие работы учащихся, лекции и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.),
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию),
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности),
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения,
эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
групповой – организация работы в группах,
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2.4. Принципы построения курса.
Принципы, лежащие в основе программы курса внеурочной деятельности :
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма;
- научности;
- связи теории с практикой.
2.5.Межпредметные связи.
Курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» представляет собой совокупность фрагментов в разных образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал разных образовательных курсов: химии, ОБЖ, биологии, географии и экологии. В основах безопасности жизнедеятельности это правила безопасного обращения с вредными веществами и первая медицинская помощь при отравлениях.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
3.1. Место курса в учебном плане.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования, учебные планы образовательного учреждения являются одним из основных механизмов, которые обеспечивают достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы.
Курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» в 9 классах включается в учебный план из расчета 1 ч в неделю (всего 34 ч).
3.2. Объём часов, отпущенных на занятия, продолжительность одного занятия.
Курс внеурочной деятельности «Химическая мозаика» реализуется в 9 классах в объёме 34 учебных часов, исходя из 1 занятий в неделю в течении одного года обучения. Продолжительность учебного часа 40 минут.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры курса «Химическая мозаика» в основной школе определяются спецификой химии как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости здорового образа жизни;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
правильного использования химической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Химическая мозаика».
В результате изучения курса «Химическая мозаика» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
обучающийся научится:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
обучающийся научится:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
планировать ресурсы для достижения цели.
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта;
составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.
2.В ценностно - ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
6. Структура и содержание курса.
6.1. Перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов.
№ п/п |
Наименование разделов. |
Количество часов |
9 класс |
34 |
|
1 |
Введение. Основы безопасного обращения с веществами |
5 |
2 |
Пищевые продукты |
7 |
3 |
Домашняя аптечка |
4 |
4 |
Косметические средства и личная гигиена |
4 |
5 |
Средства бытовой химии |
5 |
6 |
Химия и экология |
7 |
7 |
Защита проектов. Зачёт. |
2 |
6.2 Содержательная часть курса.
ПРОГРАММА КУРСА
9 класс (34 часа)
Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (5 ч.)
Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.
Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.
Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания).
Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие).
Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.
Первая медицинская помощь при отравлениях.
Тема 2. Пищевые продукты (7ч.)
Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.
Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.
Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.
Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.
Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.
Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.
Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда.
Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.
Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.)
Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.
Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.
Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.
Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.
Практическая работа. Домашняя аптечка.
Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (4 ч.)
Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.
Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.
Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.
Тема 5. Средства бытовой химии. (5 ч.)
Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.
Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.
Удобрения и ядохимикаты.
Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.
Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.
Тема 6. Химия и экология. (7 ч)
Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.
Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.
Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.
Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.
Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)
Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.)
Защита проектов. (2 ч)
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.
Искусственная пища: за и против.
Правильное питание – основа здорового образа жизни.
Химия в моём доме.
Из истории моющих средств.
Как и чем мыть посуду.
Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.
Чистящие и моющие средства.
Домашняя аптечка.
Антисептические препараты.
Лекарства против простуды.
6.3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» ученик должен
иметь представление: об обязательных для изучения разделах курса, возможность выбора своего пути при изучении данного курса;
знать:
- способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях бытовыми веществами;
- правила безопасного обращения с препаратами бытовой химии, лекарственными средствами и пищевыми продуктами;
- режим питания;
- понятие калорийность продуктов питания;
- влияние бытовых веществ на окружающую среду;
уметь:
- выбирать объект изучения;
- оформлять результаты своей работы (в виде презентации, доклада, их защиты);
- планировать свою деятельность по изучению курса;
- осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности;
- выбирать пищевые продукты с учётом их состава и калорийности;
- грамотно использовать средства бытовой химии;
- правильно использовать лекарственные средства;
владеть навыками безопасного обращения с бытовыми веществами.
7. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Химическая мозаика» 9 класс.
№ занятия |
Тема занятия |
Краткое содержание |
Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (5 ч.) |
||
1 |
Химия и её значение. |
Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук. |
2 |
Вещества в быту. |
Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами. |
3 |
Отравления бытовыми веществами. |
Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания). Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие). |
4 |
Первая медицинская помощь при отравлениях. |
Первая медицинская помощь при отравлениях. |
5 |
Ожоги. |
Ожоги. Классификация ожогов (химические, термические, солнечные). Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. |
Тема 2. Пищевые продукты (7ч.) |
||
6 |
Основные питательные вещества. |
Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ. |
7 |
Калорийность пищевых продуктов. |
Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения. |
8 |
Основные принципы рационального питания. Пищевые отравления. |
Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях. |
9 |
Состав пищевых продуктов. |
Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы. |
10 |
Вещества, используемые при приготовлении пищи. |
Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека. Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. |
11 |
Продукты быстрого питания. |
Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет. Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда. |
12 |
Напитки. |
Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм.Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду. |
Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.) |
||
13 |
Лекарства. |
Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины. Инструкции по применению лекарств. |
14 |
Правила употребления лекарств. |
|
15 |
Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами. |
Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами. |
16 |
Практическая работа. Домашняя аптечка. |
Изучение лекарственных препаратов домашней аптечки и инструкций по их применению. |
Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (4 ч.) |
||
17 |
Искусственные и натуральные косметические средства. |
Из истории использования косметических средств. Искусственные и натуральные косметические средства. |
18 |
Косметические средства в нашем доме. |
Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос |
19 |
Моющие косметические средства. |
Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни. |
20 |
Личная гигиена. |
Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами. |
Тема 5. Средства бытовой химии. (5 ч.) |
||
21 |
Синтетические моющие средства. |
Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели. |
22 |
Вещества бытовой химии для дома. |
Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми. |
23 |
Вещества бытовой химии для дачи и огорода. |
Удобрения и ядохимикаты. |
24 |
Безопасное обращение со средствами бытовой химии. |
Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии. |
25 |
Практическая работа. Безопасная бытовая химия. |
Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии. |
Тема 6. Химия и экология. (7 ч) |
||
26 |
Природные ресурсы. |
Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны. |
27 |
Экология воды. |
Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды. |
28 |
Экология атмосферы |
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения. |
29 |
Экология почвы. |
Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов. |
30 |
Экология и человек. |
Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду. |
31 |
Практическая работа. Органолептические свойства воды. |
Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования. |
32 |
Практическая работа. Изучение состава почвы. |
Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя. |
Защита проектов, зачёт. (2 ч) |
||
33 |
Защита проектов. |
|
34 |
Защита проектов. |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
8.1. Литература.
Для ученика:
Американское химическое общество. Химия и общество: Перевод с англ. – М: Мир, 1995
Андреев Н.А. и др. Наш дом: Сборник. - М: Молодая гвардия, 1988
Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранить красоту и здоровье. – М: Знание, 1986
Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. – Воронеж, 1997
Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М: НЦ ЭНАС, 2002
Граусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М: Легпромбытиздат, 1985
Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие. – М: Высшая школа, 1992
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004
Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М. Высшая школа, 1998 г.;
Большая детская энциклопедия Химия.М. РЭТ, 2000.
Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994.
Для учителя:
Балуева Г.А. Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М., Химия 1979г.;
Войтович В.А. Афанасьева А.Х. Химия в быту. – Воронежское изд-во, 1986г.;
Войтович В.А. Химия в быту. – М. Знание. 1980г.;
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс 2 части. Дрофа, 2003г.;
Юдин А.М. Химия для вас – М. Химия в быту. – М. Химия 1976г.;
Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М. : Дрофа, 2008.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.
Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.
Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.
8.2. Оснащение учебного процесса.
Лабораторная посуда, приборы и оборудование.
1. Комплект мерной посуды.
2. Комплект изделий из керамики и фарфора
3. Набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных опытов.
4. Спиртовка демонстрационная.
Модели, коллекции.
1. Коллекция «Волокна»
2. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
3. Коллекция «Топливо»
4. Коллекция «Пластмассы
5. Образцы бытовых веществ с инструкциями по их применению.
Печатные и электронные пособия.
1. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева
2. Таблица растворимости веществ
3. Правила техники безопасности при проведении химического эксперимента
8.3. Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер с пакетом программ.
Мультимедиапроектор.
Экран на штативе или подвесной.
Средства телекоммунимкации (электронная почта, выход в Интернет).
8.4. Учебная мебель.
Учебные столы и стулья, согласно СанПиН.