Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству с элементами арт-терапии «Здесь живет красота» (1 класс)
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Зам. Директора по НР Директор школы
Громак Н.М. А.П.Кнотиков
___________________ _________________
«__»__________ 2019г «__»_______ 2019г.
Программа внеурочной деятельности "Здесь живет красота"
DOCX / 50.96 Кб
Программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
ЗДЕСЬ ЖИВЁТ КРАСОТА
Разработчик программы:
Сизова Н.Ю.
Унъюган
2019
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Тип учебного учреждения: Общеобразовательное учреждение
Вид учебного учреждения: Средняя общеобразовательная школа
Класс обучающихся: 1 класс
Название программы: Здесь живет красота
Название образовательной Художественно-эстетическое
области: направление внеурочной
деятельности
Название учебной Изобразительное искусство
дисциплины:
Вид образовательной Программа внеурочной деятельности
программы: по изобразительному искусству
с элементами арт-терапии
Ступень образования: I (первая) ступень
Унъюган
2019
Рекомендовано Научно-методическим советом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Унъюганская средняя ощеобразовательная школа № 1» Октябрьского района, Тюменской области, ХМАО – Югра, Протокол №3 от 10.09. 2019 г.
Автор:
Сизова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района, Тюменской области, ХМАО – Югры.
Рецензент:
Федорова Елена Алексеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе высшей квалификационной категории, член Экспертного совета МКОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Сизова Н.Ю. Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству с элементами арт-терапии «Здесь живет красота» –2019 г – 16 с.
Программа «Здесь живет красота» составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС НОО и предназначена для работы с учащимися первых классов.
Проведение занятий по курсу направленно на развитие эмоционально – чувственного мира ребёнка через освоение нетрадиционных техник рисования и арт-терапевтических приемов.
Программой предусмотрено освоение многообразных техник изобразительной деятельности, способов использования их выразительные возможности при создании рисунков. Отличительной особенностью данной программы является то, что на занятиях используется метод отождествления себя с тем, что изображают, а также много разнообразных материалов, стимулирующих фантазию, а также развивающих игр и упражнений на развитие внимания, навыков общения, произвольного поведения, мышления и речи, памяти.
Рекомендуется учителям начальных классов, заинтересованным в эмоционально-нравственном развитии учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Здесь живет красота» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения). Внедрение в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предусматривает организацию внеурочной деятельности - создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Художественно-эстетическое воспитание является приоритетным и направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Занятия по изобразительному искусству служат источником неисчерпаемых возможностей для всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Формирование у детей видения прекрасного как в жизни, так и в искусстве, активная творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это оказывает непосредственное влияние на разум, душевное состояние и волю подрастающего поколения, обогащает духовный мир. Именно поэтому так необходимо помочь каждому ребёнку проявить свои творческие способности, открыть сердце прекрасному, осознать себя, своё значение в этом мире.
Полнота и целостность каждого художественного произведения завязаны с внутренним миром автора, степенью его экспрессивности и эмоциональности, отношением к природе, человеку и красоте. Чем раньше мы приступим к развитию эмоционального и духовного мира ребёнка, тем ярче будет он сам и тем пронзительнее будут продукты его творческой деятельности.
Новизна настоящей программы заключается в том, что для реализации потенциальных творческих, уникальных возможностей ребёнка, используются арт-терапевтические техники и приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния, снижению уровня тревожности и устранения неуверенности в себе.
Программа «Здесь живет красота» направлена на стимуляцию детей развивать свою индивидуальность и воплощать свои фантазии. Творческая деятельность, как психологическая помощь, стимулирует способности ребёнка. Находясь в творческом процессе, учащиеся погружаются в совсем иную атмосферу – радости и счастья. Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально – чувственного мира ребёнка, тем интереснее окажутся результаты его творческого самовыражения. Арт – терапевтические техники не имеют противопоказаний, безболезненны и неопасны, применимы для детей и взрослых. В ориентированном по-новому педагогическом процессе необходимо дать детям возможность импровизировать, фантазировать, рисовать пальцами рук, кляксами, штампами, брызгами, выдувать соломинкой, работать с глиной, нетрадиционными материалами, что позволит им раскрепоститься, свободно выразить своё «Я». Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого развития личности. Использование данной программы учителем способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе через познание нетрадиционных техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость постижения, творчества. Многие техники подталкивают детское воображение и развивают фантазии, тем самым приводя к непредсказуемым творческим результатам. Через знакомство с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, а также многообразием материалов, используемых в рисовании, обучающиеся учатся нестандартно мыслить, экспериментировать, творить.
Освоение всего многообразия техник художественного выражения предоставляет возможность прочувствовать свойства материалов, используемых в изобразительном искусстве, способы их применения и выразительные возможности.
Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях используется метод отождествления себя с тем, что изображают, а также много разнообразных материалов, стимулирующих фантазию, а также развивающих игр и упражнений на развитие внимания, навыков общения, произвольного поведения, мышления и речи, памяти и воображения.
Цель программы: развитие эмоционально – чувственного мира ребёнка через освоение нетрадиционных техник рисования и арт-терапевтических приемов.
Задачи программы:
Использовать резервы развития каждого ребёнка и возможности их реализации в работе.
Создать условия для развития индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, чувств, увлечений.
Сформировать способность нестандартного видения мира людей и мира вещей для творческого самовыражения в любом материале.
Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
Помочь освоить различные виды искусства для использования их в арт - терапевтической практике.
Развивать умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, воплощения творческих идей в художественный образ, создавая условия для развития способности детей работать руками под контролем сознания.
Программа построена на принципах:
Непрерывности процесса обучения и развития, который обеспечивается механизмом преемственности между содержанием образовательно-развивающей практики на каждом из этапов обучения и технологиями обучения в системе общего образования учащихся;
Личностно-ориентированного характера обучения, реализуемого посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения;
Развивающего обучения, ориентированного на «зону ближайшего развития ребенка».
Программа для дополнительного образования рассчитана на 33 часа, из расчета 1 занятие в неделю.
Формы организации занятий при реализации программы «Здесь живет красота» могут быть самыми разнообразными. Занятия проводятся в форме дидактических и ролевых игр, сказок, применяя задания занимательного характера, учитывающего особенности развития ребенка 6-7 лет. Программой также предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые виды и техники работы, изобразительную грамоту. Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных произведений обеспечивают развитие у ребенка способности видеть целое раньше частей, а также видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективного труда школьников (дети совместно создают одно изображение; 4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и т.д.). При совместной работе (в парах или группах), дети приобретают навыки планирования и координирования творческой деятельности, учатся договариваться друг с другом относительно содержания и этапов выполнения творческого задания.
В процессе работы обязательна смена видов деятельности, которая позволит избавиться от монотонности труда, ведущего к переутомлению первоклассников. Во время занятий для снятия психического напряжения необходимо использовать арт-терапевтические техники. Необычность начала занятий, разнообразие представляемых детям материалов для творчества, отказ от привычных и традиционных художественных материалов, разнообразие заданий и возможность выбора – всё это вызывает положительный эмоциональный отклик у ребёнка и усиливает заинтересованность в творческой деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что на занятиях используется:
метод отождествления себя с тем, что изображают;
много разнообразных материалов, стимулирующих фантазию;
развивающие игры и упражнения на развитие внимания, навыков общения, произвольного поведения, мышления и речи, памяти.
Таким образом, занятия изобразительным искусством по данной программе, вызывающие у детей радостные, положительные эмоции и чувства, восстанавливают здоровье.
Программа содержит 4 раздела.
1. «Страна красок»
2. «Королевство Карандашей»
3. «Царство Пластилинографии»
4. «Государство Граттаж»
В первом разделе – «Страна красок» - основное внимание отводится знакомству с названиями цветов и красок, назначение палитры, формой и размером кистей и их применение, с техникой работы красками. В данном разделе дети на практике будут учиться передавать с помощью цвета настроение или отношение к различным ситуациям, определять теплые и холодные цвета (ассоциация холодного цвета с морозом, снегом, грустью и пр., а теплого - с солнцем, радостью, огнем, жизнью), изображать добрых или злых героев (теплыми и светлыми красками или холодными и темными).
Второй раздел «Королевство Карандашей» позволяет познакомиться с выразительными возможностями графических материалов (карандаши, пастель, восковые мелки), специфическими особенностями материалов и с техниками работы. Дети научатся выделять линии, передающие спокойствие, волнение, движение (ассоциации), определять характер прямых, волнистых и ломаных линий.
В третьем разделе «Царство Пластилинографии» основное внимание отводится усвоению техники работы с пластичными материалами и их выразительными возможностями. Научатся сами готовить пластичный материал – соленое тесто и работать с ним.
Четвертый раздел «Государство Граттаж» предполагает изучение новой нетрадиционной техники рисования. В данном разделе дети учатся сами изготавливать «волшебную» бумагу.
Содержание программы предполагает проведение внеклассных интегрированных музыкально-театрально-изобразительных занятий. Это - «Праздник Красок», «Праздник Карандашей», «Праздник в царстве», «Праздник вокруг нас». Необходимо организовать специальное пространство, в котором ребята ощущали бы себя достаточно раскрепощённо для реализации своих собственных фантазий и замыслов и осуществления по-настоящему самостоятельной творческой деятельности.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Зам. Директора по НР Директор школы
Громак Н.М. А.П.Кнотиков
___________________ _________________
«__»__________ 2019г «__»_______ 2019г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ЗДЕСЬ ЖИВЕТ КРАСОТА
Цель: развитие эмоционально – чувственного мира ребёнка через освоение нетрадиционных техник рисования и арт-терапевтических приемов.
Категория слушателей: учащиеся первых классов
Срок обучения: 33 часа
Режим работы: 1 час в неделю с сентября
№ |
Наименование разделов программы |
Всего часов |
Формы контроля |
1 |
Страна Красок. |
8 |
Составление правил работы с красками. Сказка «Друзья Красок». Сказка в форме диктанта. Составление игры в стихотворной форме и необычных вопросов загадок. |
2 |
Королевство Карандашей. |
9 |
Графический диктант. Конкурс «Веселый смайлик». Конкурс «Смешной чудак». Создание рисованного мультипликационного фильма «Колобок». |
3 |
Царство Пластилинографии. |
8 |
Составление правил работы с пластилином. Составление рецепта изготовления соленого теста. |
4 |
Государство Граттаж. |
8 |
Составление правил работы в новой технике. Составление рецепта изготовления «волшебной» бумаги. |
ИТОГО |
33 |
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Зам. Директора по НР Директор школы
Громак Н.М. А.П.Кнотиков
___________________ _________________
«__»__________ 2019г «__»_______ 2019г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ЗДЕСЬ ЖИВЕТ КРАСОТА
Цель: развитие эмоционально – чувственного мира ребёнка через освоение нетрадиционных техник рисования и арт-терапевтических приемов.
Категория слушателей: учащиеся первых классов
Срок обучения: 33 часа
Режим работы: 1 час в неделю с сентября
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Виды деятельности |
Формы контроля |
Страна Красок. |
||||
1 |
Страна Красок. |
1 |
Знакомство с видами красок. |
Составление правил работы с красками. |
2 |
Друзья Красок. |
1 |
Изготовление героев сказки. |
Сказка «Друзья Красок» |
3 |
Общие сведения о способах изображения краской. |
1 |
Рисование ладошкой настенное полотно «Мы вместе» |
Карточки с заданиями |
4 |
Веселое занятие «Я на радуге живу!» |
1 |
Рисование пальцем радуги. |
Сказка в форме диктанта |
5 |
Дерево колдуньи. |
1 |
Знакомство с техникой «ВЫДУВАНИЕ СОЛОМИНКОЙ» |
Составление игры в стихотворной форме |
6 |
Игры с цветом «Маленький маляр» |
1 |
Знакомство с техникой ТАМПОНИРОВАНИЕ |
Составление необычных вопросов загадок |
7 |
Игры с цветом «Маленький маляр» |
1 |
Знакомство с техникой НАБРЫЗГ |
|
8 |
Праздник Красок. |
1 |
Коллективная работа |
Рождение сказки Страны Красок |
Королевство Карандашей. |
||||
9 |
Королевство Карандашей. |
1 |
Знакомство с графическими материалами. |
|
10 |
Друзья Карандашей. |
1 |
Точечный рисунок. |
Графический диктант |
11 |
Общие сведения о способах изображения карандашами. |
1 |
Рисование штрихом «Расскажи нам о своём друге» (можно о четвероногом) |
|
12 |
Веселые человечки. |
1 |
Мимика в рисунках. |
Конкурс «Веселый смайлик» |
13 |
Смешные человечки. |
1 |
Пантомимика в рисунках |
Конкурс «Смешной чудак» |
14 |
Приключения веселых человечков в Королевстве Карандашей. |
1 |
Рисование героев мультипликационного фильма «Колобок» |
|
15 |
Приключения веселых человечков в Королевстве Карандашей. |
1 |
Рисование героев мультипликационного фильма «Колобок» |
|
16 |
Приключения веселых человечков в Королевстве Карандашей. |
1 |
Объединение получившихся работ. |
Создание рисованного мультипликационного фильма «Колобок» |
17 |
Праздник Карандашей. |
1 |
Игры – «невидимки» |
|
Царство Пластилинографии. |
||||
18 |
Царство Пластилинографии. |
1 |
Знакомство с пластичными материалами и их возможностями. |
Составление правил работы с пластилином. |
19 |
Друзья Пластилина. |
1 |
Знакомство с пластичными материалами и их возможностями. |
|
20 |
Общие сведения о способах изображения пластилином. |
1 |
Опыт работы с пластичными материалами. |
|
21 |
Волшебный сад. |
1 |
Пластилиновая живопись. |
|
22 |
Золотая рыбка. |
1 |
Пластилиновая живопись. |
|
23 |
Друг Пластилина – Соленое тесто. |
1 |
Знакомство с новым пластичным материалом и его возможностями. |
Составление рецепта изготовления соленого теста. |
24 |
Гусеница в саду. |
1 |
Работа с соленым тестом. Лепка и раскрашивание гусеницы. |
|
25 |
Праздник в царстве. |
1 |
Коллективная работа. |
|
Государство Граттаж. |
||||
26 |
Государство Граттаж. |
1 |
Знакомство с новым материалом и его возможностями. |
Составление правил работы в новой технике. |
27 |
Друзья Граттажа. |
1 |
Знакомство с техникой Граттаж |
|
28 |
Общие сведения о способах изображения в новой технике. |
1 |
Процарапывание линий, штрихов на готовом образце. |
|
29 |
«Волшебная» бумага. |
1 |
Процарапывание рисунка на готовом образце. |
|
30 |
Цветной граттаж. |
1 |
Производство «волшебной» бумаги. |
Составление рецепта изготовления «волшебной» бумаги. |
31 |
Цветной граттаж. |
1 |
Процарапывание рисунка на готовом образце. |
|
32 |
Подруга Граттажа – Свеча. |
1 |
Рисование свечой. |
Работа по карточкам. |
33 |
Праздник вокруг нас. Выставка детских работ. |
1 |
Подведение итогов кружковой работы. |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.Страна Красок (8 ч)
Страна Красок. Друзья Красок. Общие сведения о способах изображения краской. Веселое занятие «Я на радуге живу!» Дерево колдуньи. Игры с цветом «Маленький маляр». Игры с цветом «Маленький маляр». Праздник Красок.
Раздел 2.Королевство Карандашей (9 ч)
Королевство Карандашей. Друзья Карандашей. Общие сведения о способах изображения карандашами. Смешные человечки. Веселые человечки. Приключения веселых человечков в Королевстве Карандашей. Приключения веселых человечков в Королевстве Карандашей. Приключения веселых человечков в Королевстве Карандашей. Праздник Карандашей.
Раздел 3. Царство Пластилинографии (8 ч)
Царство Пластилинографии. Друзья Пластилина. Общие сведения о способах изображения пластилином. Волшебный сад. Золотая рыбка. Друг Пластилина – Соленое тесто. Гусеница в саду. Праздник в царстве.
Раздел 4. Государство Граттаж (8 ч)
Государство Граттаж. Друзья Граттажа. Общие сведения о способах изображения в новой технике. «Волшебная» бумага. Цветной граттаж. Цветной граттаж. Подруга Граттажа – Свеча. Праздник вокруг нас. Выставка детских работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По итогам освоения программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству с элементами арт-терапии «Здесь живет красота» ожидается достижение ряда личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение к занятиям изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Предметные
Учащиеся научатся:
· работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке;
· использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш).
Учащиеся получат возможность научиться:
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
· выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками и других изобразительных материалов;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
Таким образом, к концу года ребенок сможет:
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
(ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)
Для оценки результатов учебной деятельности используются основные и дополнительные формы контроля. Основными формами контроля являются работы (рисунки) детей, которые в арт-терапии не оцениваются. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
Дополнительными формами контроля являются работы творческого характера:
Проведение конкурсов рисунков.
Позволяет учащимся всецело раскрываться, проявлять свои таланты, воплощать фантазии, стимулирует к развитию творческого потенциала. Через соревновательный момент происходит и эмоциональное развитие ребенка — ощущение радости и восторга от победы или даже от участия в конкурсе, поддержки со стороны сверстников, учителя и родителей, сопереживания в ином случае. Проведение таких форм контроля помогает учащимся стать более общительными и уверенными в себе, а также повысить их самооценку.
Составление игр-сказок.
Использование данной формы контроля результатов учебной деятельности развивает абстрактно-логическое мышление младших школьников, их умение оперировать символами и знаками, проявлять свой творческий потенциал. Кроме того, составление игр-сказок позволяет в большей степени усвоить последовательность сюжета и действий персонажей сказки, обогатить вокабулярий, активизировать речевое развитие ребенка.
Составление правил работы с красками, правил рисования кистью и пальцами.
Возможность составления правил поведения при работе с материалами самими учащимися оказывает неоспоримое влияние на формирование личности ребенка, его самостоятельности, индивидуальности, оригинальности и инициативности.
Ответы на вопросы, способствующие развитию абстрактного мышления.
Мыслительная деятельность такого вида позволяет посмотреть на объект «с другого ракурса», обобщить незаметные детали и понять всю полноту картины. Данный подход помогает детям развивать скорость мышления, находить неожиданные ответы на спорные вопросы, эффективно и креативно мыслить.
Ответы на вопросы, направленные на выявление причинно-следственных связей.
Благодаря установлению причинно-следственных связей происходит формирование познавательного интереса ребёнка. Развитие познавательной активности младших школьников является одной из ключевых задач ФГОС, сконцентрированной на необходимости сохранения и поддержания индивидуальности ребенка, а также развитии его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Тем самым, данная форма контроля позволяет развивать детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Графические диктанты.
Позволяют с ранних лет развивать пространственное мышление, фонетическое и зрительное восприятие, внимательность и моторику рук. Данная форма контроля обеспечивает возможность отслеживания прогресса в развитии каждого из учащихся.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Волина В.В. Учимся играя. – Москва: Новая школа, 1994 г.
Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. – Москва «Лист», 2000 г.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва «Сфера», 2002 г.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – Москва «Мнемозина», 1995 г.
Крутикова В. Чтобы каждый день приносил ему радость. Адаптационный период первоклассника // Первое сентября. Начальная школа. - 2006 г - №16 – С.7-11.
Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности.// Начальная школа. – 2001 г - №2, №5– С.26-30
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – Москва «просвещение», 1990 г.
Светлова И. Готовимся к школе. – Москва - Издательство ЭКСМО –Пресс, 2002 г.
Федиенко В.В. Учебное пособие для подготовки ребенка к школе. – Ростов – на – Дону. –Издательство «Феникс», 2003
Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель. – Москва «Просвещение», 1993 г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
Беззубцева Г.В. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – Москва – Издательство «Гном и Д», 2003 г.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль «Академия развития», 1998 г.
Голубь В.Т. Графические диктанты. – Москва «Вако», 2006
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – Москва.- «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – Москва «Мнемозина», 1995 г.
Максимова Ю. Штриховка и развитие речи // Первое сентября. Начальная школа. - 2008 г - №9 – С.1
Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования. Методические рекомендации. – Екатеринбург, Научно-методический Центр Проблем Детства, 1996 г
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. - Москва. – Издательство «Астрель», 2004
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования.-Москва. – Издательство «Астрель», 2002
17