Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рекомендовано: Методическим объединением учителей начальных классов Протокол от «29» 08. 2016г. № 1 |
Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия» «30» 08. 2016г. № 256 |
Рабочая программа по изобразительному искусству
на 2016 - 2017 учебный год
1Б класс
Составитель:
Саргова О.Н., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Черногорск, 2016 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству является неотъемлемой частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия» (приказ МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015г. №235) и служит ориентиром для достижения планируемых результатов.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана:
- на основании положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по предметам и программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС на уровень основного общего образования (приказ МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015г. №235);
- на основании приказа «Об утверждении списка учебников на 2016-2017 учебный год для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», от 17.05.2016г. № 151-П;
- на основе УМК «Перспектива» по изобразительному искусству для 1 класса, авторы: Т.Я. Шпикалова , «Просвещение», 2015г.
Формы организации учебных занятий
Для формирования УУД учащихся используются фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
2. Содержание учебного предмета изобразительному искусству
№ |
Содержание |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Восхитись красотой нарядной осени 8ч |
|||
Художник и зритель. Между художником и зрителем нет непреодолимых границ Жанр пейзажа. Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета. «Какого цвета осень?» Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. «Твой осенний букет» Способы построения простой композиции при изображении природы. «Осенний лес» Изображение простого натюрморта с натуры. «Ветка рябины» Жанр натюрморта. Создание композиции на заданную тему на плоскости. «Хлебные дары земли» Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. «Элементы орнамента» Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование растительных элементов. «Хохломские узоры» |
Использовать художественные материалы Объяснять смысл понятий изобразительное искусство, живопись, пейзаж, художественный образ. Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью. Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж. Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приемом отпечатка с готовой формы (листьев). Выражать свое отношение Кистью и красками наносить удлиненные и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него Узнавать основные элементы национального орнамента Объяснять смысл понятий орнамент, ритм. Повторять за народным мастером хохломской узор |
Личностные результаты — Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. — Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. — Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. — Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. — Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. — Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. — Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. — Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные Познавательные: — Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. — Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. — Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров всоответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Регулятивные: — Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. — Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные знать/понимать: – значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; – некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства; – отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь); – ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея); – отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; – основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; – основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; – эмоциональное значение теплых и холодных цветов; уметь: – организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; – применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; – передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; – составлять композиции с учетом замысла; – применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях; – рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток); – различать теплые и холодные цвета; – узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; – сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство); – применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению) |
|
Любуйся узорами красавицы зимы 10ч |
|||
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. «По следам зимней сказки» Красота и гармония общения с природой в искусстве как отражение внутреннего мира человека. «Зимние забавы» Коллективная работа. Проект «Щедрый лес и его жители» Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Восприятие произведений народных мастеров из Каргополя Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве. «Русская глиняная игрушка» Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. «Зимнее дерево» Композиция пейзажа в графике «Зимний пейзаж» Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. «Вологодское кружево» Создание композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. «Новогодние игрушки» Коллективная работа. Проект «Я люблю тебя, Россия!» |
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зерен, находить знаки-символы. Повторять элементы каргопольского узора. Рассматривать порядок и приемы лепки каргопольской игрушки из целого куска глины, пластилина Объяснять смысл понятия графика. Сравнивать произведения разных художников-графиков, находить сходство и различие в изображении зимней природы Использовать приемы рисования белой линией на черном и черной линией на белом Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости. Решать, какие предметы войдут в собственную композицию и как их расположить, чередовать Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта Анализировать постройки по размеру по составу объемов, по материалу, цвету Объяснить смысл понятия сюжет. Изображать человека в движении согласно замыслу |
||
Радуйся многоцветью весны и лета 15ч |
|||
Представления народов о красоте человека, отраженные в искусстве. «Образ богатыря» Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам народных промыслов. «Дымковская игрушка» Эскизы народных костюмов. «Наряд русской красавицы» Использование различных художественных материалов для создания образа природы в живописи. «Вешние воды» Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости. «Поющее дерево» Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов. «У Лукоморья дуб зеленый…» Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы различных эмоциональных состояний: добра и зла. «Сказочный конь» Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета. А.Саврасов, К.Айвазовский, К.Юон, Н.Рерих Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Цвет и оттенки. Использование различных художественных материалов для создания выразительных образов природы в живописи. «Какого цвета страна родная?» Коллективная работа. Проект «Город мастеров» |
Рисовать по памяти, по представлению русского воина и богатыря, украшать его шлем и щит орнаментом Лепить дымковскую игрушку приемами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку Рисовать по-своему наряд девицы-красавицы или выполнить в технике аппликации Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии ее движение Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приемы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь» Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги. Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), теплые и холодные. Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определенного цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморта) ее выполнить. Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом свое видение родной природы в весеннее или летнее время года. Выражать в творческой работе свое отношение к образу родной земли. Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта |
3. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 1Б классе
на 2016-2017 уч. год
Количество часов за год - 33
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
Восхитись красотой нарядной осени (8 ч) |
||||
|
Художник и зритель. |
1 |
||
|
Жанр пейзажа. |
1 |
||
|
«Твой осенний букет» |
1 |
||
|
Способы построения простой композиции при изображении природы. «Осенний лес» |
1 |
||
|
Изображение простого натюрморта с натуры. «Ветка рябины» |
1 |
||
|
Жанр натюрморта. «Хлебные дары земли» |
1 |
||
|
«Элементы орнамента» |
1 |
||
|
«Хохломские узоры» |
1 |
||
Любуйся узорами красавицы зимы (10 ч) |
||||
|
Коллективная работа. Проект «Щедрый лес и его жители» |
1 |
||
|
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. |
1 |
||
|
«Русская глиняная игрушка» |
1 |
||
|
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. «Зимнее дерево» |
1 |
||
|
Композиция пейзажа в графике «Зимний пейзаж» |
1 |
||
|
Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. «Вологодское кружево» |
1 |
||
|
Создание композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. «Новогодние игрушки» |
1 |
||
|
Коллективная работа. Проект «Я люблю тебя, Россия!» |
1 |
||
|
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. «По следам зимней сказки» |
1 |
||
|
Красота и гармония общения с природой в искусстве как отражение внутреннего мира человека. «Зимние забавы» |
1 |
||
Радуйся многоцветью весны и лета (15 ч) |
||||
19. |
Представления народов о красоте человека, отраженные в искусстве. «Образ богатыря» |
1 |
||
20-21 |
Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам народных промыслов. «Дымковская игрушка» |
2 |
||
22. |
Эскизы народных костюмов. «Наряд русской красавицы» |
1 |
||
23. |
Использование различных художественных материалов для создания образа природы в живописи. «Вешние воды» |
1 |
||
24. |
Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости. «Поющее дерево» |
1 |
||
25. |
Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов. «У Лукоморья дуб зеленый…» |
1 |
||
26-27. |
Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы различных эмоциональных состояний: добра и зла. «Сказочный конь» |
2 |
||
28-29. |
Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета. А.Саврасов, К.Айвазовский, К.Юон, Н.Рерих |
2 |
||
30. |
Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Цвет и оттенки. |
1 |
||
31. |
Использование различных художественных материалов для создания выразительных образов природы в живописи. «Какого цвета страна родная?» |
1 |
||
32-33. |
Коллективная работа. Проект «Город мастеров» |
2 |