Рабочая программа внеурочной деятельности по арт-терапии для 2 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Алдан» МО «Алданский район» |
678900 Республика Саха (Якутия) г.Алдан, ул.Пролетарская 1 «а», тел. (41145) 36-996
school1_aldan@inbox.ru., http://aldanschool1.ucoz.ru/
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №1
____________________Комчадалов В.В.
«____»______________________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по арт-терапии
для 2 классов
на 2018-2019 уч.г.
Составитель:
педагог-организатор
Зимина А.В.
г.Алдан,2018 год
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………… с.3
2. Общая характеристика программы……………………………………………………..с.4
3. Описание места курса в учебном плане………………………………………………..с.6
4. Формы организации деятельности……………………………………………………..с.6
5. Методы и приемы обучения…………………………………………………………….с.6
6. Структура проведения занятий по арт-терапии………………………………..……...с.7
7.Личностные, метапредметные и предметные результаты …………………………….с.7
8. Сформированность УУД в результате освоения программы ……….…….………….с.8
9. Содержание программы ………………..…………………………………………..……с.9
10. Календарно-тематический план на 2018-2019 уч.г…………………………………..с.10
11. Тематическое планирование с определением основных видов уч. деятельности…с.13
12. Планируемые результаты освоения курса………………………………………….....с.14
13. Формы итогового контроля……………………………………………………………с.15
14. Описание учебно-методического обеспечения программы…………………………с.15
Пояснительная записка
Трудности и социально-экономические проблемы современного мира привели к явным проявлениям психоэмоционального состояния населения. Особенно остро этот вопрос касается детей, в частности, младших школьников в силу их возрастных особенностей. Дети в этом возрасте обладают высокой чуткостью к происходящим событиям и эмоциональной окрашенностью их восприятия. Ребенок погружается в новую для него учебную деятельность, испытывает новые эмоциональные перегрузки. Этот новый этап жизни, богатый разнообразными эмоциями, чувствами, требует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Помочь детям восстановить эмоциональное равновесие способна арт-терапия, как средство творческого свободного самовыражения личности, невербального языка искусства. Арт-терапия имеет латентное терапевтическое влияние на эмоциональное состояние ребенка, ориентируется на внутренний потенциал каждого учащегося и помогает ему выразить свои мысли и чувства посредством творчества, погружения в различные виды искусства.
Таким образом, арт-терапия выступит средством адаптации, площадкой для регуляции эмоционального состояния младшего школьника. Процесс создания творческого продукта позволит учащимся проявить свою фантазию, активизировать мышление и восприятие, увидеть результат своей деятельности в символической, художественной форме, проявить свои творческие способности, развить коммуникационные навыки.
Цель программы: самовыражение детей в процессе творческой деятельности для регуляции их эмоционального состояния.
Задачи программы:
способствовать выражению эмоционального состояния детей при помощи арт-терапевтических средств;
помочь детям научиться реагировать на проявление эмоционального поведения других людей;
сформировать у учащихся способность к успешной коммуникации;
способствовать развитию сенсорных и моторных качеств ребенка;
снизить уровень эмоционального напряжения детей;
выявить у учащихся скрытые творческие способности;
научить детей уверенной работе в команде.
Педагогическая деятельность организуется по следующим принципам:
принцип системности - логическое построение содержания воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами на каждом этапе их реализации;
принцип гармоничности - комплексное развитие всех формируемых свойств и качеств личности в процессе воспитания;
принцип преемственности и перспективности в выборе целей и задач воспитания;
принцип оптимальности выбора форм, методов и средств реализации содержания;
принцип интеграции изучаемого курса с предметами общеобразовательного и художественно-эстетического циклов;
принцип доступности и легкости предлагаемой детям теоретической информации;
принцип тесной связи теории с практикой;
принцип самореализации детей в творческой деятельности.
Общая характеристика программы
Главное преимущество занятий по арт-терапии в том, что каждый ребенок в группе сможет свободно выразить свою позицию, мнение в творческой форме. В процессе работы ребенок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, повышает свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.
Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
В программе арт-терапии используются все виды искусства, которые и определяют ее направления:
сказкотерапия;
изотерапия;
игротерапия;
имаготерапия;
пластическая терапия;
фототерапия;
мульттерапия;
музыкотерапия.
Каждое направление имеет определенное коррекционно-развивающее значение.
Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Музыкотерапия помогает детям осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.
Сказкотерапия расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.
Игротерапия дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.
Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовании.
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.
В процессе занятий дети не только проявляют свои творческие способности, но и учатся устанавливать визуальный контакт, коммуникационные связи, выражать свое настроение, получить новые знания об искусстве, познать себя и своих одноклассников.
Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
Стоит отметить, что игротерапия применяется на каждом занятии вместе с другими видами арт-терапии. Игровая форма занятия поможет учащемуся более раскрепощено выражать свое эмоциональное состояние и устанавливать межличностные связи.
Описание места курса в учебном плане
Количество занятий – 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов за год: 35 ч.
Возраст учащихся – 7-9 лет.
Продолжительность занятия – 35 минут.
Форма работы – групповая и индивидуальная.
Часы распределены в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1» г. Алдан, касающегося организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
Формы организации деятельности
беседа;
творческое занятие;
игра;
практикум;
урок-показ;
мастер-класс;
тренинг.
Основная форма работы – практическое занятие, результатом которого будет творческий продукт ребенка.
Методы и приемы обучения
В процессе организации занятий используются следующие методы работы:
упражнение – организованное повторение какого-либо планомерного действия для погружения в арт-терапевтическое занятие и его завершения;
словесный метод, который включает в себя лекции, объяснительные и обобщающие беседы, коллективные обсуждения, диспуты и т. п;
наглядно-демонстрационннный метод, подразумевающий использование различных аудио-,видеосредств, способствующих более эффективному усвоению теоретического материала;
практический метод, предполагающий использование различных форм самостоятельной работы - групповые практикумы, сюжетно-ролевые игры, тренинги, упражнения, творческие задания, творческие показы и т. п.
На занятиях используются следующие приемы:
творческие задания;
ассоциации;
коллективная работа.
Структура занятий по арт-терапии:
Упражнение на погружение в арт-терапию (игровая форма);
Основная часть занятия (выполнение творческого продукта);
Упражнение на завершение занятия (игровые упражнения, рефлексия в форме тестов и т.п.)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Занятия по арт-терапии решают воспитательные, диагностические, коррекционные, развивающие педагогические задачи.
У ребенка появится понимание себя, своего внутреннего мира и эмоционального состояния. Диагностические тесты помогут педагогу определить направление приоритетных задач для развития каждого ребенка.
Предметными результатами являются:
умение различать основные виды художественных материалов;
формирование начальных знаний в области искусства;
способность к созданию своего творческого продукта и воплощения в нем собственного внутреннего мира;
уверенное владение техникой работы с различными видами материалов (ткань,бумага, нить, краски, цифровые материалы, глина, пластилин и т.д.).
Метапредметными результатами являются:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
объективная оценка результатов собственного труда;
формирование знаково-символической деятельности учащихся;
формирование произвольность психических процессов;
формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
развитие моторных способностей детей.
Личностными результатами являются:
развитие творческого воображения;
выражение своего эмоционального состояния в процессе творчества;
преодоление коммуникативного зажима;
понимание своего внутреннего мира;
развитие новых творческих способностей;
появление учебной инициативности и самостоятельности суждений;
формирование эмоциональной культуры учащихся;
снижение эмоциональной тревожности;
повышение самооценки;
развитие самосознания;
закрепление положительных поведенческих реакций;
уверенная работа в группе, преодоление стеснения.
Сформированность универсальных учебных действий (УУД) в результате освоения программы:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
осуществление целеполагания;
овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
овладение действием контроля;
осуществление действия коррекции;
способность к действию оценки,оценка результатов работы;
освоение способов решения проблем творческого характера;
способность к рефлексии.
Личностные УУД:
принятие социальной роли ученика;
сформированность внутренней позиции школьника;
принятие и соблюдение норм школьного поведения;
осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
овладение навыками адаптации в социуме.
Умение оценивать свое положение в системе социальных отношений.
Познавательные УУД:
овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
установление аналогий, простых причинно-следственных связей.
Способность отличать известное от неизвестного;
Умение оценить собственные мысли и действия со стороны
Коммуникативные УУД:
способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; возможность постановки вопросов;
способность к разрешению конфликтов;
умения излагать свое мнение и оценку событий;
умения знакомиться, присоединяться к группе;
умения благодарить и принимать комплименты;
умения выразить свои теплые чувства к другому;
умения слушать и слышать собеседника;
умение осознавать свои чувства и выражать их;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Содержание программы
Изотерапия. Художественный продукт как средство самовыражения ребенка. Помощь рисунка в проявлении содержания внутреннего мира ребенка. Развитие сенсорики, моторики, воображения. Свободное рисование. Рисование пальцами. Аппликации из цветной бумаги.
Сказкотерапия. Сказка как латентное терапевтическое влияние через создание «ситуации волшебства». Сказочное рисование. Создание сказочного героя, как выражения ребенком своих эмоций. Сочинение сказки. Прочтение сказки. Придумывание финала сказки. Создание сказки по шаблону.
Музыкотерапия. Интеллектуальная релаксация ребенка. Развитие образности мышления. Регуляция психоэмоционального состояния ребенка с помощью воздействия определенной кодированной музыкальной композицией. Снятие стресса, усталости. Прослушивание музыкальных композиций. Упражнения по игроритмике.
Имаготерапия. Знакомство с основными видами эмоций с помощью «масок». Мимические упражнения. Упражнения на перевоплощение. Развитие мимической мускулатуры. Разыгрывание сказок. Импровизация. Игры со скороговорками. Просмотр интересных сюжетов.
Игротерапия. Развитие вербального и невербального контакта. Развитие коммуникационных навыков. Развитие двигательной координации. Формирование моторики, графомоторики, слухового восприятия, тактильного восприятия, зрительного восприятия. Формирование пространственных представлений. Игры-повторялки. Игры на знакомство, на сплочение, на активизацию мышления, на формирование двигательной активности. Упражнения-разминки и упражнения-рефлексии.
Мульттерапия. Моделирование положительных эмоций. Видение себя со стороны. Регуляция психоэмоционального состояния. Отождествление своего эмоционального состояния с эмоциональным состоянием героя на экране.
Фототерапия. Закрепление работы в команде. Регуляция эмоционального состояния. Развитие более широкого образного видения, внимания. Собирание фотомозаики. Поиск фотоотличий. Создание коллажей.
Пластическая терапия. Развитие сенсорики, моторики, воображения. Жгутовая техника. Техника пластилиновой аппликации. Лепка из пластилина простых форм и предметов.
Предметная арт-терапия. Развитие сенсорики,моторики. Новое видение образов. Улучшение тактильных ощущений. Работа с кусочками ткани. Работа с обычными предметами (изделия из дерева, кожи, ткани, веревок, ниток ит.п.) и их применение в терапевтических целях. Игры с предметами. Отождествление предмета с предлагаемой ситуацией. Картины из нити. Изготовление мягких подарков друг другу. Создание сказочного героя из ткани.
Календарно-тематическое планирование
2 класс. 2018-2019 уч.г.
№ |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
||||
Теоретические |
Практические |
||||||
I полугодие |
|||||||
|
Сказкотерапия, изотерапия. Дорисовывание финала сказки «Волшебник» |
0 |
1 |
||||
|
Пластическая арт-терапия. Картина из пластилина |
0 |
1 |
||||
|
Изотерапия. Аппликация «Иллюзия» |
0 |
1 |
||||
|
Имаготерапия. Разыгрывание сказки |
0 |
1 |
||||
|
Игротренинг. Я и другие. |
0 |
1 |
||||
|
Музыкотерапия. Волшебная страна |
0,5 |
0,5 |
||||
|
Сказкотерапия. Сказка по шаблону |
0 |
1 |
||||
|
Изотерапия. Аппликация из полосок «Мой герой» |
0 |
1 |
||||
|
Работа с тканью. «Качели», тренинг-релакс |
0 |
1 |
||||
|
Изотерапия. Учимся рисовать пальцами |
0 |
1 |
||||
|
Музыкотерапия, имаготерапия. Детское попурри, изображение героев |
0 |
1 |
||||
|
Игротерапия. Командообразование |
0 |
1 |
||||
|
Изотерапия. Аппликация из кусочков бумаги |
0 |
1 |
||||
|
Пластическая арт-терапия. Жгутовая техника в пластилине |
0 |
1 |
||||
|
Музыкотерапия, работа с тканью. Тренинг «Корабль» |
0 |
1 |
||||
|
Работа с предметами. «Дарим радость» |
0 |
1 |
||||
Итого: |
0,5ч |
15,5 ч |
|||||
Итого за I полугодие: |
16 ч |
||||||
II полугодие |
|||||||
|
Сказкотерапия. Сказка наоборот. Беседа |
1 |
0 |
||||
|
Изотерапия. Мое настроение |
0 |
1 |
||||
|
Игротерапия. Тренинг на взаимодействие |
0 |
1 |
||||
|
Музыкотерапия. Песни хорошего настроения |
0,5 |
0,5 |
||||
|
Изотерапия. Птица счастья с секретом |
0 |
1 |
||||
|
Работа с нитью. Нитопись |
0 |
1 |
||||
|
Сказкотерапия, изотерапия. Зачитывание сказки, дорисовка финала |
0 |
1 |
||||
|
Музыкотерапия. Музыка природы, ее изображение |
1 |
0 |
||||
|
Имаготерапия. Интерактивная сказка, «мгновенное преображение» |
0 |
1 |
||||
|
Изотерапия. Рисование тканью |
0 |
1 |
||||
|
Мульттерапия. Игра «Найди отличие» |
0 |
1 |
||||
|
Игротерапия. Разговор о дружбе |
0 |
1 |
||||
|
Работа с тканью. Создание мягкого сердца друг другу |
0 |
1 |
||||
|
Пластическая арт-терапия. «Передай добро», лепка слоненка |
0 |
1 |
||||
|
Имаготерапия, игротерапия. Сказка о друге. «Угадай одноклассника» |
0 |
1 |
||||
|
Фототерапия,имаготерапия. «Карта наших эмоций» |
0 |
1 |
||||
|
Игротерапия, работа с предметами. «Мягкие лапки». Тренинг-антистресс |
0 |
1 |
||||
|
Мульттерапия. «Когда все вместе» |
0 |
1 |
||||
|
Итоговое занятие. Создание общего коллажа. «Огонек впечатлений». |
0 |
1 |
||||
Итого: |
2,5 ч |
16,5ч |
|||||
Итого за II полугодие: |
19 ч |
ИТОГО: 35 ч.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Наименование раздела |
Часы |
Характеристика основных видов деятельности (на основе учебных действий) |
Изотерапия |
8 |
Самовыражать свое состояние в художественном продукте. Проявлять свои интересы, ценности, внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие в творческой деятельности. Уметь работать с различными инструментами изобразительного искусства. Понимать свои чувства, эмоции в процессе сенсорного взаимодействия с краской. |
Сказкотерапия |
4 |
Уметь задействовать мыслительные процессы, воображение при написании сказки. Сравнивать сюжетные линии сказки и отождествлять себя с ее героями. Логически выстраивать свою речь в процессе интерпретации сказки. |
Музыкотерапия |
4 |
Развивать образность мышления. Научиться психоэмоциональной разрядке. Выражать свои эмоции в группе. Различать основные музыкальные направления. |
Имаготерапия |
4 |
Уметь проявлять себя в различном ролевом поведении. Понимать возможности своего речевого аппарата. Научиться основам мгновенного преображения на сцене. |
Игротерапия |
4 |
Овладевать навыками сотрудничества в группе по совместному решению учебной задачи. Учиться проговаривать последовательность своих действий. Научиться беспрепятственному коммуникационному взаимодействию. Научиться вербальному и невербальному проявлению своих эмоций. |
Мульттерапия |
2 |
Регулировать свое эмоциональное состояние в процессе просмотра мультфильма. Уметь примерить на себя различные ролевые ситуации. |
Фототерапия |
1 |
Уметь управлять своим вниманием, поиск интересных фотокадров. Уверенно работать в группе для достижения общей цели. Самовыражать свои эмоции. |
Пластическая терапия |
3 |
Чувствовать свои сенсорные ощущения при работе с тем или иным предметом. Моделировать последовательность действий в процессе создания творческого продукта. Воплощать свои задумки в пластическом материале. |
Работа с предметами |
5 |
Научиться применять обыденные предметы в творческой деятельности. Развивать креативное мышление. Свободно самовыражаться в группе. Снимать стресс в процессе работы со специальными предметами. |
Итого: 35 часов
Планируемые результаты освоения курса арт-терапии:
В результате обучения учащиеся будут знать:
причины, вызывающие эмоциональное и физическое напряжение;
способы снятия эмоционального и физического напряжения;
разновидности искусства, арт-терапевтических инструментов.
уметь:
выражать свои эмоции и чувства в творческой работе;
уверенно общаться в группе;
преодолевать негативные представления о собственной личности.
самостоятельно снимать мышечное напряжение;
распознавать свои эмоции и овладевать ими;
анализировать свое эмоциональное состояние;
работать с различными арт-терапевтическими средствами, техниками, инструментами.
Формы итогового контроля
урок-показ;
выставка;
практикум;
тестирование.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Литература для педагога
Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
Белинская, Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В. Белинская. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2008. – 125 с.
Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом / И.В. Вачков - М.: Генезис, 2011 – 288 с.
Винтенбах, И.В. Игры на выражение эмоций / И.В. Винтенбах // Детский досуг. – 2013. – № 4. – с. 34-37
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. –СПб.: Речь, 2000.
Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков /А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2010 – 197 с.
Копытин, А.И. Терапия искусством в системе образования / А.И. Копытин //Школьный психолог. – 2011. – №1
Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. –256 с.
Петухова, М.И. Музыкальная терапия как метод социально-педагогической адаптации младшего школьника / М.И. Петухова //Известия ТГУ. – 2013. – № 3. – с.254-263
Самойлова, В.Г. Арттерапия как одна из инновационных педагогических технологий коррекции эмоциональной сферы младших школьников / В.Г. Самойлова. – Ч.: ЧГАКИ, 2004. – 155 с.
Саморукова, В.В. Психологическое сопровождение развития эмоциональной сферы младших школьников в условиях творческой активности / В.В. Саморукова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 5-6 – с. 367-371
Слобожанин А.В. Мастер-класс «Арт-терапия: цвет, символ, сказка» / А.В. Слобожанин // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н.Толстого. – 2013. – №1-2 (3-4). – с.69-76
Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.
Щанникова, Е.А. Технология сказкотерапии / Е.А. Щанникова // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. –№ 6. – с. 22-23
Литература для учащихся и родителей
Валиев С. Г. Сказки для всей семьи / С. Г.Валиев. – М.:2013.
Воронова А. Арт-терапия для детей и их родителей /А.А. Воронова. – М.: 2013. – 253 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.
Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала. / А.И. Копытин – СПб.:2005.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. – СПб.:Речь,2006. – 176 с.