12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Плохова Елена Владимировна1384
Учитель высшей квалификационной категории. Работаю учителем математики в ГБОУ СОШ№2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино. Стаж работы 42 года. Являюсь классным руководителем 6 класса.
Россия, Самарская обл., Клявлинский район Ст. Пронино

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Решение логических задач по математике»

6 класс

Учитель: Плохова Е..В.

 

2016 – 17 уч. год

Содержание программы

 

1

Пояснительная записка.

2-3

2

Результаты освоения содержания программы

2.1 Личностные

2.2 Метапредметные

2.3 Предметные

3-6

3-4

4-5

5-6

3

Формы занятий

6

4

Формы контроля

6

5

Форма проведения итоговой аттестации

6

6

Общая характеристика программы

6

7

Структура программы

6-8

8

Содержание программы

8-9

9

Список информационных источников

9-10

 

1. Пояснительная записка.

Не бойтесь математики – она хороша уже тем, что из неё легко

переходить в другие профессии, и все приобретённые навыки оказываются полезны почти в любом деле.

                  

С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в

различных областях производства, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе.

Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкуры. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде.

Программа внеурочной деятельности «Решение логических задач» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

В основе рабочей программы лежат:

«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей» / Д. В. Григорьева, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223с.(Стандарты второго поколения);

Примерная программа по предмету «Математика 5- 6 классы», автор — составитель В.И. Жохов, изд. «Мнемозина», 2009г; 

Сборник вариативных спецкурсов: программы по математике. 5-11 классы.

Актуальность программы определена тем, что шестиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям шестиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Известно, что человек некультурный, питается, как придётся, а культурный сначала приготовит пищу. Так и некультурный математик решает задачу, как придётся, а культурный математик “приготовит” задачу, т.е. преобразует её к удобному для решения виду, чтобы задача решалась красиво и легко. Приготовление задачи может состоять в переформулировке условия на более удобном языке (например, на языке графов), отщеплении простых случаев, сведении общего случая к частному. Чтобы научиться решать логические задачи, необходимо знать способы решения таких задач. Не надо стремиться решать много таких задач. Две – три хорошо продуманные задачи – это намного лучше десяти поверхностно решённых. Важно не количество решённых задач, а то новое, что удаётся понять. Если у ребят после решения хорошей задачи поднимается настроение – это признак успешной работы.

Успешность изучения курса математики в значительной мере зависит от того, какими средствами и методами ведётся обучение. Опыт показывает, что одним из важнейших средств интенсификации обучения математике является эффективная организация и управление поисковой деятельностью школьников в процессе решения различных математических задач и упражнений.

 

Основными целями проведения занятий являются:

развитие логических способностей учащихся через решение нестандартных задач,

привитие интереса к предмету,

введение новых методов решения текстовых задач.

 

Задачи внеурочной деятельности:

Создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся

Способствовать привитию навыков самостоятельной работы

Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества при подготовке к математическим олимпиадам и участию в них

2. Результаты освоения содержания программы.

Программа позволяет добиться следующих результатов:

2.1 Личностные:

ответственное отношение к учению, готовность и способность

обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире

профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых

познавательных интересов;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов,

задач, решений, рассуждений;

умение контролировать процесс и результат математической

деятельности;

представления о математической науке как сфере

человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для

развития цивилизации;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со

сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской,

творческой и других видах деятельности;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные

высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при

решении задач.

2.2 Метапредметные:

1) регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

составлять план и последовательность действий;

определять последовательность промежуточных целей и

соответствующих им действий с учётом конечного результата;

предвидеть возможность получения конкретного результата при

решении задач;

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по

результату и способу действия;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных

затруднений и физических препятствий;

адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения

учебной задачи, её объективную трудность и собственные

возможности её решения.

2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические

рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по

аналогии) и выводы;

формировать учебную и общекультурную компетентность в

области использования информационно-коммуникационных

технологий;

видеть математическую задачу в других дисциплинах,

окружающей жизни;

выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать

необходимость их проверки;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на

решение задач исследовательского характера;

выбирать наиболее эффективные и рациональные способы

решения задач;

интерпретировать информацию (структурировать, переводить

сплошной текст в таблицу, презентовать полученную

информацию, в том числе с помощью ИКТ);

оценивать информацию (критическая оценка, оценка

достоверности).

3) коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,

распределять функции и роли участников;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в

группе; находить общее решение и разрешать конфликты на

основе согласования позиций и учёта интересов; слушать

партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё

мнение;

прогнозировать возникновение конфликтов при наличии

различных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех

участников;

координировать и принимать различные позиции во

взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с

позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

решения в совместной деятельности.

2.3 Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно приобретать и применять знания в

различных ситуациях для решения различной сложности

практических задач, в том числе с использованием при

необходимости справочных материалов, калькулятора и

компьютера;

пользоваться предметным указателем энциклопедий и

справочников для нахождения информации;

уметь решать задачи с помощью перебора возможных

вариантов;

выполнять арифметические преобразования выражений,

применять их для решения учебных математических задач

и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

применять изученные понятия, результаты и методы при

решении задач из различных реальных ситуаций, не

сводящихся к непосредственному применению известных

алгоритмов;

самостоятельно действовать в ситуации неопределённости

при решении актуальных для них проблем, а также

самостоятельно интерпретировать результаты решения

задачи с учётом ограничений, связанных с реальными

свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

3. Формы занятий: мини-лекция, практическое занятие, работа в группах, урок-исследование, работа в парах.

4. Формы контроля: тестирование, мини-олимпиада, защита проекта.

5. Форма проведения итоговой аттестации: защита проекта.

6. Общая характеристика программы:

Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа;

Внеурочная деятельность для учащихся 6 класса;

Срок реализации программы – 1 год.

Программа внеурочной деятельности «Решение логических задач» согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно – ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения математики.


 

7. Структура программы

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Форма контроля

Дата проведения

I

Признаки делимости

7

     

1.

Решение задач

1

Практикум

   

2.

Признаки делимости

1

Мини-лекция, коллективная работа

   

3.

Признаки делимости

1

Индивидуальная работа

Проверочный тест

 

4.

Решение задач с использованием признаков делимости

1

Построение алгоритма, решение задач

   

5.

Решение задач с использованием признаков делимости

1

Групповая работа

Математический бой

 

6.

Остатки

1

Работа в группах

Взаимный контроль

 

7.

Итоговое занятие

1

 

Викторина

 

II

Решение логических задач

15

     

1

Задачи на движение

1

Урок-практикум

   

2

Задачи на части

1

Практическая работа

   

3

Решение задач на все действия с дробями

1

Построение алгоритма, решение задач

   

4

Решение задач на все действия с дробями

1

Индивидуальная работа

Школьная олимпиада

 

5

Подсчёт среднего арифметического

1

Работа в группах

Взаимный контроль

 

6

Задачи на проценты

1

Самостоятельное решение задач

   

7

Решение задач методом “с конца”

1

Практикум

   

8

Задачи на раскраску

1

Урок-исследование

   

9

Секреты арифметических фокусов

1

Урок-исследование

   

10

Решение олимпиадных задач

1

Решение задач повышенной трудности

   

11

Решение алгебраических задач

1

Коллективная работа

Тестовая работа

 

12

Решение алгебраических задач

1

 

Тестирование

 

13

Задачи на нахождение чисел-великанов

1

Поиск информации

   

14

Задачи на бассейн

1

Работа в группах

   

15

Итоговое занятие

1

 

Мини-олимпиада

 

III

Геометрическая смесь

2

     

1

Геометрические задачи на разрезание

1

Урок-исследование

   

2

Построение фигур одним росчерком пера

1

Урок-исследование

   

IV

Комбинаторные задачи и решение уравнений

8

     

1

Факториалы

1

Изучение нового материала

   

2

Решение уравнений в целых числах

1

Урок-практикум

   

3

Решение уравнений в целых числах

1

Групповая работа

Конкурс

 

4

Решение комбинаторных задач с помощью графов и способом сложения

1

Урок-лекция

   

5

Решение комбинаторных задач с помощью графов и способом сложения

1

Урок-практикум

   

6

Решение логических задач

1

Индивидуальная и коллективная работа

   

7

Решение логических задач

1

Работа в парах

   

8

Решение логических задач

1

Работа в парах

Подготовка к защите проекта

 

V

Итоговое занятие

1

 

Защита проекта

 

VI

Заключительное занятие Прощай, математика!

1

 

КВН

 

8. Содержание программы.

I. Признаки делимости (7часов)

Рассматриваются методические подходы к решению задач на признаки делимости, вводятся признаки делимости на 11, 19, 25. Особое внимание следует уделить задачам на остатки, так как в программном материале таких задач практически нет.

 

II. Решение логических задач (15 часов)

В данной теме предлагаются различные методы решения нестандартных задач: метод “с конца”, задачи на раскраску, метод уравнивания. Много времени отводится задачам на дроби, водится формула сложных процентов. Для привития интереса к предмету разбираются секреты математических фокусов. Решение задач является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств учащихся, имеет большую практическую направленность, вызывает интерес учащихся.

III. Геометрическая смесь (2 часа)

Геометрия представлена в данном курсе задачами на разрезание и построением фигур одним росчерком пера. Учащиеся впервые встречаются с таким разделом математики, как топология, знакомятся с признаками вычерчивания фигур одним росчерком.

IV. Комбинаторные задачи и решение уравнений (8 часов)

Комбинаторные задачи являются новыми для учащихся. Рассматриваются способы решения таких задач (метод перебора, дерево возможных вариантов, графы, способ сложения). Вводится понятие факториала. Уделяется внимание на решение задач с помощью уравнений в целых числах.

V. Итоговое занятие (1 час)

VI. Заключительное занятие “Прощай, математика!”( 1 час)

9. Список информационных источников

Фарков, А.В. Математические олимпиады [Текст] / А.В.Фарков – М.:

Кострикова Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов [Текст] /Кострикова Н.П. – М.: Просвещение.

Поисковые задачи по математике [Текст]. Под редакцией Ю.М. Колягина. – М.: Просвещение, 1979.

Мерзляк А.Г. Неожиданный шаг или 113 красивых задач [Текст] / А.Г.Мерзляк. – К.: Агрофирма Александрия, 1993.

Газеты и журналы “Математика в школе”.

Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.

Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 знание, 2007.

А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.

  1. Экзамен, 2006.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.