Программа внеурочной деятельности по математике в 6 классе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)
Уровень основного общего образования
Класс: 6 «В»
Количество часов: 34
Уровень программы: базовый
2017 год
Пояснительная записка
Истинный педагог постарается сделать учение
занимательным, но никогда не лишит его
характера серьезного труда, требующего
усилия воли.
К.Д.Ушинский
Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе следующих документов:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011 г.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и общее образование)
Письма Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»)
Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. «Примерные требования к программ дополнительного образования детей»
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413)
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413)
Курс «Занимательная математика» является программой внеурочной деятельности и относится к общеинтеллектуальному направлению.
Основная цель – способствовать развитию познавательного интереса и математических способностей обучающихся на основе дифференциации и индивидуализации обучения.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» способствует решению следующих задач:
развивать математические способности, логического мышления, исследовательские навыки, смекалки;
научить применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
углубить знания обучающихся в области математики;
создавать условие для дальнейшего развития одаренных детей;
оказать помощь обучающимся в подготовке к участию в олимпиадах;
способствовать формирование благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе.
Большинство детей, школьного возраста, сравнительно рано проявляют избирательный интерес к учебным предметам, а у обучающихся 6 класса этот интерес подвержен резким колебаниям. Психологические исследования показали, что ребенок должен сначала пройти этап «всеобщих атак» на активизацию его задатков, тем самым в развитии его способностей только после этого, в подростковом возрасте, наступает отпачковывание специальных способностей. В 7-8 классе у большинства обучающихся интерес становится достаточно устойчивым и не подвергается большим изменениям.
С какого класса следует формировать творческую активность обучающихся? Ответ ясен. Пристальное внимание должно быть уделено развитию обучающихся начиная с 5 класса, иначе в 8 классе упущенное время будет невозможно вернуть. Именно благодаря познавательному интересу знание и приобретение их становятся движущей силой развития интеллекта, важным фактором всестороннего развития личности. «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши»,- говорил один из немецких педагогов.
Материал программы использован для проведения внеурочных занятий, а также для индивидуальных занятий с обучающимися 12-13 лет.
В календарно-тематическом планировании курса «Занимательная математика» дано распределение уроков из расчёта 34 часа в году, 1 час в неделю, при 34 учебных неделях согласно учебно-календарного графика на 2017-2018 учебный год, по 45 минут длительность каждого занятия. Данный курс тесно примыкает к основному курсу математики 6 класса, углубляет его изучение, повышает интерес к предмету, имеет пропедевтическую направленность.
Основные формы и методы,
применяемые в ходе реализации программы
Формы проведения занятий учитывают психологические и возрастные особенности детей 12-13 лет, и должны быть интересны, увлекательны и разнообразны для школьников. Так как в этом возрасте дети быстро устают, то необходимо переключать их с одного вида деятельности на другой. Элемент занимательности поможет обучающимся освоить данный курс, содержащиеся в нем идеи, логику и приемы творческой деятельности.
Структура занятий:
устное сообщение обучающегося по данной теме (например, «числа - великаны и числа - малютки»);
приемы устного счета;
решение задач по заданной теме;
решение занимательных задач, проведение фокусов, игр, соревнований.
Организация занятий по данной программе являются не только занятия-практикумы. Во время проведения занятий уделяется внимание особому виду проявления творчества-смекалки. Она выражается в результате анализа сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Предлагая обучающимся занимательные задачи, которые формируют у них способность выполнять эти операции и одновременно развиваю смекалку. На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы в виде различных конкурсов, игр и соревнований («Не собьюсь!»), целью которых является развитие познавательного интереса у обучающихся к математике. Математические соревнования сильно увлекают ребят и, как следствие, у них резко возрастает интерес к изучению математики. Такие занятия в форме соревнований проводятся в системе, через каждые 6 занятий. Примерами такой работы могут служить:
конкурс на лучшую математическую газету и ее защиту. Он проводится в рамках недели математики. Обучающимся за месяц дается задание - нарисовать газету и придумать оригинальную защиту, они сами делятся на группы по желанию, придумывают название, рубрики, подбирают интересный материал и красочно оформляют газету. Лучшие газету вывешиваются, а победители награждаются.
олимпиады по математике: лично-командные. Основной смысл школьной олимпиады: «создать условия для самореализации, для успеха как можно большему числу людей, дать им познать чувство радости от победы, зачастую самой трудной победы – победы над собой». Цель проведения олимпиады - повышение интереса к математике; учить детей мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях; расширение кругозора учащихся. Обязательным условием является подведение итогов, награждение победителей и разбор задач с показом различных способов решения. Интеллектуальные марафоны. Обучающиеся соревнуются в решении задач по различным предметам. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. Задания подбираются разнообразными по форме, они не должны напоминать олимпиаду и выходить за рамки школьной программы.
Цель: расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность обучающихся.
Математическая регата – это соревнование команд, состоящих из четырех человек. Соревнование проводится в 4-5 туров. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трех задач в течение определенного времени. «Ценность» каждой задачи указана в условии. По окончании каждого тура проводится объяснение решений, в это время жюри проверяет сданные работы. Подводятся итоги.
Формы аттестации воспитанников
Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребенка, об основных интересах, увлечениях (игра «Знакомьтесь, это мы!», диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).
Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (викторина, КВН, математическая регата, конкурс на лучшую математическую газету и ее защиту, олимпиады).
Итоговый контроль включает в себя защиту разработанного проекта «В мире интересных чисел» (элементы проектной деятельности).
Ожидаемые результаты применения рабочей программы «Занимательная математика»
Применение программы «Занимательная математика» направлено на:
получение опыта творческой и исследовательской деятельности;
развитие логического и критического мышления, культуры математической речи;
формирование у обучающихся способности к принятию самостоятельного решения;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование метапредметных умений.
Планируемые результаты освоения обучащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение к творческой деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
способность к самооценке на основе критериев успешности;
ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности, в том числе самоанализа, самоконтроля;
условия к участию в математических соревнованиях различного уровня.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
креативности мышления, инициативы, активности при решении математических задач;
контролировать результат математической деятельности;
видеть математическую задачу в окружающей жизни;
точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической символики, проводить логические обоснования математических утверждений;
использовать теоретико-множественной символики и языка при решении задач;
приемами устного счета;
решать простейшие комбинаторные задачи;
конструировать математические предложения с помощью логических связок, отрицаний;
использовать стандартные методы решения нестандартных задач;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов математической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях и задавать вопросы по существу.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы аттестации воспитанников
Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребенка, об основных интересах, увлечениях (игра «А знаете ли вы, что….?», диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).
Промежуточный контроль проводится порционально, в течение года, позволяет отследить уровень полученных знаний (викторина, творческий конкурс рисунков, соревнования, регаты, бои, интеллектуальные марафоны, олимпиады).
Итоговый контроль включает в себя защиту разработанного проекта «Мое село в будущем» (элементы проектной деятельности «Ученые математики», «История развития чисел», конкурс на лучшую математическую газету).
Учебно-тематическое планирование программы
№ п/п |
Содержание разделов и тем |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1.1 |
Раздел 1. Введение |
3 |
||
Введение в программу внеурочной деятельности |
1 |
1 |
||
1.2 |
История и числа (экскурс в историю математики) |
2 |
2 |
|
Раздел 2. Решение задач |
25 |
|||
2.1 |
Устный счет, поиск закономерностей. |
4 |
1 |
3 |
2.2 |
Задачи на разрезание, переливание, на сравнение, проценты, логические задачи, задачи со спичками, задачи-фокусы. |
6 |
6 |
|
2.3 |
Круги Эйлера. Построение магических квадратов. Применение графов при решении задач. Арифметика Магницкого. |
4 |
1 |
3 |
2.4 |
Геометрические задачи. Принцип Дирихле. |
3 |
1 |
2 |
2.5 |
Решение олимпиадных задач. |
5 |
5 |
|
2.6 |
Комбинаторика. Факториал. |
3 |
1 |
2 |
Раздел 3. Итоговая зачетная работа. |
6 |
|||
3.1 |
Выбор темы. Постановка цели и задач. Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам. |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Оформление работы (доклада, газе-ты, проекта). Презентация к зачетной работе. |
2 |
2 |
|
3.3 |
Защита итоговой зачетной работы. |
2 |
2 |
|
Всего |
34 |
8 |
26 |
Олимпиадные задачи. Большое внимание в данном курсе уделяется решению олимпиадных задач. Умение решать задачи, особенно олимпиадные, является одним из показателей математической одаренности ученика. Темы таких задач используются традиционные: логические, графы, принцип Дирихле, круги Эйлера, инварианты, взвешивания, переливания, разрезания и т.д. Решение олимпиадных задач - важный фактор в математическом и личностном развитии школьника, средство формирования у обучающихся системы математических знаний, умений и навыков.
Программное обеспечение образовательного назначения
Методические рекомендации.
Презентации по историческому материалу отдельных разделов курса.
Методические сборники по развитию творческой деятельности обучающихся и решению олимпиадных задач.
Плакаты, презентации, дидактический материал
Раздаточный материал олимпиадных задач.
Комплект презентаций.
Компьютер, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя).
Во время подготовки и проведения занятий используется дополнительная литература по математике, а также следующие учебники:
С.М Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин «Арифметика,5». Эти учебники нацелены на повышенный уровень математической подготовки обучающихся, но могут быть использованы и в общеобразовательных классах. В учебниках, в конце каждой главы приводятся нестандартные развивающие задачи, старинные задачи. Много внимания уделяется авторами историческим сведениям и занимательным задачам. Это позволяет значительно расширить возможности для развития мышления и речи обучающихся, разнообразить приемы решения задач, способствовать формированию у обучающихся интереса к самой математике.
Система оценивания. Для обучающихся 6-х классов очень важным моментом и стимулом учебной деятельности является отметка. Мне хотелось, чтобы дети радовались любой отметке. Ведь главным для них является сам факт, что учитель оценил их работу. Поэтому за любую свою деятельность (ответ на вопрос, решение задачи, пусть даже и неверное, идею или попытку решения, подготовку сообщения по теме и т.д.) на занятии по данному учебному курсу ученик получает жетон. Я заранее оговариваю, что набравший пять жетонов получает оценку «5», и неважно на каком занятии это произойдет. В результате применения такой системы, я решила важную проблему: у детей исчез страх неправильного ответа, отрицательный результат для них стал иметь ценность, а также нашла хороший способ стимулирования здоровой конкуренции среди учащихся. В итоге, на занятиях у меня нет пассивных, безучастных к происходящему учеников.
Календарно-тематический план
занятий по курсу «Занимательная математика»
№ занятия |
Тема занятия |
Дата по программе |
Дата по факту |
|
Экскурс в историю математики. Математические задачи-загадки античных времен. Старинные занимательные истории по математике. Задачи математического содержания на основе народных сказок. |
||
|
Происхождение математических знаков. Интересные приемы устных и письменных вычислений. Поиск закономерностей. Задачи на восстановление чисел и цифр. |
||
|
Старинные меры длины и веса. Поиск закономерностей. Игра «Кто раньше назовет число 100?» |
||
|
Числа – великаны и числа-малютки. Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел на 11. Решение олимпиадных задач. |
||
|
Метрическая система мер. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Решение олимпиадных задач. |
||
|
Цифры у разных народов. Задачи – шутки. Игра «Попробуй сосчитай!» |
||
|
Математическая история построения магических квадратов. Различные виды расстановки чисел по горизонтали, вертикали, диагоналям. Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел, близких к 100. |
||
|
Китайская головоломка - танграм. Логические задачи с различной комбинацией истинных и ложных высказываний. Задачи о «мудрецах» и «о лжецах». |
||
|
Римская нумерация. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. |
||
|
Решение олимпиадных задач. Математическая игра «Не собьюсь!» |
||
|
Системы счисления. Математические кроссворды. |
||
|
Круги Эйлера. Задачи с использованием диаграмм Венна. Игра «Кубики» |
||
|
Русские задачи 17-18 веков. Арифметика Л.Магницкого. Решение олимпиадных задач. |
||
|
Задачи на разрезание. Признаки делимости на 7,11,13. Поэтическая страничка. |
||
|
Метод «Прокруста» в задачах. Конкурс пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа. |
||
|
Расстановка скобок и знаков арифметических действий. Задачи на сравнение. |
||
|
Головоломки с числами. Предсказание задуманного натурального числа в процессе тождественных преобразований. |
||
|
Логические задачи. Решение олимпиадных задач. Игра «Цепочки слов». |
||
|
Задачи с использованием обыкновенных дробей. Геометрическая задача-фокус «Продень монетку». |
||
|
Задачи на переливания. Решение олимпиадных задач. |
||
|
Приемы устного счета. Геометрические иллюзии. Игра-шутка. |
||
|
Математические фокусы. Решение олимпиадных задач. |
||
|
Топологические головоломки. Бумажные кольца. Устный счет на примерах задач из сказок. |
||
|
Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел, оканчи-вающихся на пять. Игра «Буриме» с использованием чисел. |
||
|
Оригами. Математические фокусы. |
||
|
Происхождение дробей. Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. |
||
|
Задачи со спичками. Построение фигур с использованием спичек. Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 25. |
||
|
Решение олимпиадных задач. Юмористическая страничка. |
||
|
Простые числа. Как играть, чтобы не проиграть (выбор стратегии). |
||
|
Математические ребусы. Графы. Решение задач с использованием графов. |
||
|
Проценты в прошлом и настоящем. Знакомство с факториалом. |
||
|
Приемы устного счета. Умножение на 9,99,999. Исторические задачи математического содержания. |
||
|
Из истории интересных чисел. Число Шехерезады. Решение олимпиадных задач. |
||
|
Математические софизмы. Решение олимпиадных задач. |
Перечень учебно-методических средств обучения
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и общее образование)
Письма Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»)
Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011 г.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей обучающихся.5-8классы/Н.А.Криволапова. - М.:Просвещение,2012.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000.
Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.
Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.
Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.
14.С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин «Арифметика,5».
15. М. Гарднер «Математические чудеса и тайны»
16. Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки»
17. Перельман «Занимательная алгебра».г.Чебоксары,1994г.
18. «Математическая энциклопедия»/Гл.ред.И.М.Виноградов.-М.:Советская инцеклопедия.
19.Глейзер Г.И. «История математики в школе», М: Просвещение,1982г.
20. Занимательная наука.Copyright,2008 перевод на русский язык «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест».
21. Сборник олимпиадных задач для 5-11 классов.
22. Использованы интернет-ресурсы
Приложение
Аналогия-мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии является одной из основ поиска решения задач. Задачи этой серии направлены на отработку таких познавательных приемов, как проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами. Например: «Заглавными буквами выделены три слова. Подумайте, как связаны первые два из них и укажите в списке а)-г) четвертое слово, которое точно также связано с третьим:
КВАДРАТ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КУБ.
а) прямоугольный параллелепипед, б) шар, в) ромб, г) пирамида.»
Большое воздействие на мыслительную деятельность учащихся оказывает придумывание- составление своих задач по аналогии или на какую-нибудь тему.
Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, которые дополняют друг друга. Пятиклассникам очень нравится решать следующего содержания:
-
Определите, сколько разных треугольников изображено на рисунке 1?
Рис.1
-
-
Разрежьте фигуру, изображенную на рис.2 , на две части, из которых можно сложить треугольник.
-
Рис.2
Подкову на рисунке 3 двумя прямыми разрезами разделите на шесть частей.
рис.3
Сравнение-мыслительная операция, с помощью которой устанавливается сходство и различие предметов. Формировать умение пользоваться этим приемом я начинаю с пятого класса. Например:
-
На рисунке 4 в верхнем ряду изображены три фигуры. Подумайте, как связаны первые две из них и укажите в наборе а)-г) четвертую фигуру, которая точно также связана с третьей.
а) б) в) г)
рис.4
-
Уберите «лишнюю» фигуру на рис.5 Ответ поясните.
рис.5
Анаграммы. В таких задачах требуется расшифровать каждую запись путем перестановки букв в ней так, чтобы получилось некоторое осмысленное слово. Решение анаграмм требует тренированной языковой памяти, умения оперативно выполнять перестановку букв в слове. Эти упражнения дают большой развивающий эффект при систематическом использовании. Например: «решить анаграмму ДВАКАТР» (квадрат). Дети любят такие задания и придумывают много своих.