Программа внеурочной деятельности «The ABC of England»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 31
имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации
Почётного гражданина города Краснодара
Покрышкина Александра Ивановича
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета
протокол № От «_____» августа 20_ года
Председатель педсовета
Директор МАОУ СОШ № 31
_____________ Лагутина Е.Л.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
«The ABC of England»
Уровень образования, класс – основное общее образование, 5 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе учебной литературы
Количество часов – 34
Автор – Михтарьянц Талита Карповна
г. Краснодар, 2023
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе учебной литературы:
1. Примерные программы по учебным предметам, иностранный язык (5-9 классы): Стандарты второго поколения ФГОС – М.: Просвещение, 2010.
2. Билл Боулер, Лесли Томсон. Timesaver. British History Highlights: Scholastic. INC, 2013.
3. Хаттон Кларк. История Британии в картинках. М.: АСТ, 2014.
4. The ABC of England by Natalya Redkokasha (prezi.com)
5. 155000+ English ESL free printable worksheets, EFL video lessons (islcollective.com)
Программа «The ABC of England» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы по организации внеурочной деятельности учащихся 5х классов. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом и страноведческом материале.
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку и предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка.
Этот курс должен помочь учащимся углубить знания по истории, по географии, общественно-политической жизни разных стран изучаемого языка, а также по науке, культуре и искусству; обогатить теми знаниями, которые необходимы для развития у них умения ориентироваться в межкультурном общении. Программа внеурочной деятельности «The ABC of England» обобщает и систематизирует знания о странах изучаемого языка, полученные в процессе обучения другим предметам. Построенный с учетом межпредметных связей, он способствует повышению познавательной активности школьников, расширению их коммуникативных возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей. Курс способствует созданию положительных мотиваций и тем самым является одним из резервов интенсификации учебного процесса и является своеобразным путеводителем по странам Англии, содержит интересные страноведческие материалы, которые знакомят с разными странами, их традициями и обычаями и способствует расширению лингвострановедческой компетенции.
2.Цель программы – сформировать углубленные и систематичные знания по страноведению, которые будут способствовать формированию языковой и социокультурной компетенции.
3.Основные задачи обучения:
Познавательный аспект:
обобщить и систематизировать знания о культуре и истории стран изучаемого языка;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
совершенствовать умения учащихся в четырёх видах речевой деятельности: в области говорения, письма, аудирования и чтения;
использовать межпредметные связи в обучении иностранному языку;
активизировать работу учащихся с информационными источниками ;
формировать умения по извлечению и осмыслению страноведческой информации любого типа;
Развивающий аспект:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать языковые способности учащихся, умения оперировать полученными знаниями;
развивать учебные умения и умения ориентироваться в информационном пространстве;
развивать умения сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение;
формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
Воспитательный аспект:
способствовать формированию уважения к странам изучаемого языка, к образу жизни других народов, их культуре, традициям и обычаям;
способствовать воспитанию учащихся в духе толерантного отношения к другой культуре, философии, религии, к чужому мнению;
приобщить к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве другими, уважение к себе и к другим )
способствовать расширению кругозора учащихся.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Личностные результаты:
формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;
сознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
осознание себя гражданином своей страны и мира.
развитие таких качеств как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
Метапредметные результаты:
познавательные - умение делать анализ и отбор информации (чтение и прослушивание текстов), умение работать с различными источниками;
регулятивные – умение осуществлять само и взаимоконтроль, давать самооценку своей деятельности;
коммуникативные - умение взаимодействовать с окружающими в процессе совместной работы, умение аргументировать свою позицию.
Предметные результаты:
формирование речевой активности в области чтения и говорения посредством обсуждения прочитанных и услышанных текстов страноведческого характера;
умение читать аутентичные тексты с пониманием основной, полной и выборочной информации, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
воспринимать на слух и понимать с опорой на языковую догадку, контекст аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя основную, выборочную или полную информацию;
умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
формирование социокультурной компетенции посредством изучения национально-культурных особенностей стран изучаемого языка;
формирование языковой компетенции.
В результате реализации данной программы учащиеся должны овладеть следующими умениями:
умением использовать страноведческие знания об англоязычных странах в ходе построения собственных высказываний;
умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой страноведческой тематики по различным аспектам национальной культуры;
умением использовать полученные страноведческие сведения, участвуя в различных мероприятиях, посвященных странам изучаемого языка;
умением извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
умением находить нужную страноведческую информацию для устных выступлений;
умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
- лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
-общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре, литературе англо-говорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англо-говорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
-учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии и сдаче экзамена по английскому языку.
-учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык-информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно–познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Сроки реализации
Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год в количестве 34 часов (1 час в неделю) и включает в себя интересные факты из истории, культуры и литературы Англии.
Формы занятий
Материал подается в форме презентаций, текстов, викторин, тестов. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. В каждой теме присутствует раздел по подготовке к экзаменам.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
занятие;
занятие-путешествие;
дискуссия;
тестирование;
защита творческих работ и проектов;
онлайн-экскурсия;
итоговое занятие.
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений англоязычных стран;
особенности образа жизни и манеры общения представителей различных англо-говорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют учащиеся);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН );
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые учащимися на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных конференциях.
В ходе реализации данной программы предполагаются следующие виды контроля:
входной
текущий
итоговый
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
3. Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Всего часов | УУД | Направления воспитательной деятельности |
1 | Готовимся к путешествию. | 4 | Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | -гражданское воспитание -патриотическое воспитание -духовно-нравственное воспитание -эстетическое воспитание -физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия -трудовое воспитание -экологическое воспитание -ценности научного познания |
2 | Географическое положение Англии. | 6 | Личностные: уважение к истории, культуре страны изучаемого языка Метапредметные: регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание | -гражданское воспитание -патриотическое воспитание -духовно-нравственное воспитание -эстетическое воспитание -физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия -трудовое воспитание -экологическое воспитание -ценности научного познания |
3 | Быт и устои англичан. Традиции, увлечения, праздники, культура. | 6 | Личностные: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; уважение к личности и её достоинству,доброжелательное отношение к окружающим. Метапредметные регулятивные: овладевать основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей познавательные: понимать текст , опираясь не только на содержащую в нем информацию, но и на жанр, выразительные средства текста коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание | -гражданское воспитание -патриотическое воспитание -духовно-нравственное воспитание -эстетическое воспитание -физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия -трудовое воспитание -экологическое воспитание -ценности научного познания |
4 | Знаменитые места и достопримечательности Англии. | 8 | Личностные: осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;стремление к совершенствованию речевой культуры в целом Метапредметные: регулятивные: развитие умения саморегуляции эмоциональных состояний познавательные: понимать текст , опираясь не только на содержащую в нем информацию, но и на жанр, выразительные средства текста коммуникативные: планировать общие способы работы | -гражданское воспитание -патриотическое воспитание -духовно-нравственное воспитание -эстетическое воспитание -физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия -трудовое воспитание -экологическое воспитание -ценности научного познания |
5 | Короли и королевы. Выдающиеся люди Англии. | 5 | Личностные: Испытывает интерес к самостоятельному чтению художественной литературы на английском языке. Метапредметные: регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им познавательные: понимать текст , опираясь не только на содержащую в нем информацию, но и на жанр, выразительные средства текста коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей | -гражданское воспитание -патриотическое воспитание -духовно-нравственное воспитание -эстетическое воспитание -физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия -трудовое воспитание -экологическое воспитание -ценности научного познания |
6 | Путешествие подходит к концу. | 5 | Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | -гражданское воспитание -патриотическое воспитание -духовно-нравственное воспитание -эстетическое воспитание -физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия -трудовое воспитание -экологическое воспитание -ценности научного познания |
Всего: | | 34ч. | | |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
словесный;
наглядный;
практический;
метод контроля;
объяснительно-иллюстративный;
исследовательский;
творческий метод.
Дидактический материал:
схемы;
стенды;
плакаты;
словари, энциклопедии;
газетные и журнальные статьи.
Техническое оснащение занятий:
компьютер с выходом в Интернет;
проектор.
Формы подведения итогов:
выступления детей на открытых мероприятиях;
участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;
школьная конференция
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР объединения учителей ______________
от________________20__г «____»______________20__г
__________________
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Готовимся к путешествию. | 4 | | |
1 | Почему “the ABC”? | 1 | | |
2 | Входной контроль, начальная диагностика | 1 | | |
3 | A – Albion. Англия – туманный Альбион | 1 | | |
4 | B – Big Ben. Знакомство с одной из главных достопримечательностей Англии. | 1 | | |
2. | Географическое положение Англии. | 6 | | |
5 | C – Castles. Самые знаменитые замки Англии. | 1 | | |
6 | D– Double-decker bus. Общественный транспорт в Лондоне. | 1 | | |
7 | E – English Channel. Географическое положение Англии. | 1 | | |
8 | F – Fish and Chips. Кухня англичан, самый популярный местный фаст фуд. | 1 | | |
9 | G – Guy Fawkes` Night. Исторические праздники Англии. | 1 | | |
10 | H – Halloween. Праздники англоговорящих стран. | 1 | | |
3. | Быт и устои англичан. Традиции, увлечения, праздники, культура. | 6 | | |
11 | I – Isles. Географическое положение островов Великобритании. | 1 | | |
12 | J – Jaguar. | 1 | | |
13 | K – Keep left. Правила дорожного движения. | 1 | | |
14 | L – London. Столица Англии. | 1 | | |
15 | M – Manchester United F.C. | 1 | | |
16 | Промежуточная диагностика усвоения ЗУН | 1 | | |
4. | Знаменитые места и достопримечательности Англии. | 8 | | |
17 | N – Nursery Rhymes. Самые знаменитые детские писатели Англии. | 1 | | |
18 | O – Oxford University. Почему университеты Англии так популярны? | 1 | | |
19 | P – Palaces. Самые знаменитые дворцы Англии. | 1 | | |
20 | Q – Queen. Монархия – форма государственного правления. | 1 | | |
21 | R – Red Rose | 1 | | |
22 | S – Soccer. Спорт. | 1 | | |
23 | T – Tea. Традиции англичан. | 1 | | |
24 | U – United Kingdom. | 1 | | |
5. | Короли и королевы. Выдающиеся люди Англии. | 5 | | |
25 | V – Viking Centre. Музеи и выставки Англии. | 1 | | |
26 | W – Weather. Погода. | 1 | | |
27 | X – Xmas. Как празднуют Рождество в Англии. | 1 | | |
28 | Y – Yorkshire Pudding. Что на десерт? | 1 | | |
29 | Z – Zoo. Интерактивная экскурсия по Зоопарку в Лондоне. | 1 | | |
6. | Путешествие подходит к концу. | 5 | | |
30 | Подготовка творческих индивидуальных или групповых проектов | 1 | | |
31 | Подготовка творческих индивидуальных или групповых проектов | 1 | | |
32 | Защита проектов, рефератов | 1 | | |
33 | Защита проектов, рефератов | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |
Всего: | | 34 часа | | |