Программа
внеурочной деятельности
на 2015-2016 учебный год
Содержание:
1. Нормативно-правовая и документальная основа.
2. Основные направления
3. Цели и задачи.
- 4. Пояснительная записка.
5. Формы внеурочной деятельности по направлениям.
6. Условия реализации программы.
7. Предполагаемые результаты.
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Основные направления
№ |
Направление |
Цели и задачи: |
1 |
Духовно- нравственное. |
Воспитывать любовь к отечеству, чувства долга, чести. Изучение национальных и культурных традиций. |
2 |
Спортивно –оздоровительное воспитание |
Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. |
3 |
Общеинтеллектуальное |
Развитие познавательного интереса. Содействие социальной адаптации и умению работать с книгой. Развитие творческого начала в каждом ребенке. |
4 |
Общекультурное |
Формирование гуманной системы ценностей: умение общаться, познание культуры и искусства, развитие творческих способностей, умение видеть прекрасное |
5 |
Социальное: |
Воспитание сознательного отношения к труду;формирование у детей трудолюбия;привитие детям любви и уважения к людям разных профессий |
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся, включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура - для формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное время.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Ожидаемые результаты проделанной работы:
1. Духовно-нравственное:
Дети познакомятся с рядом бесед, рассказывающих об истории нашей Родины в целом. Полученные знания изменят внутренний мир каждого ребенка, его мировоззрение, отношение к труду, учебе, товариществу. Программа способствует сплочению детского коллектива, развитию чувства сотоварищества, сострадания, взаимопонимания.
2. Спортивно –оздоровительное:
Дети познакомятся с рядом оздоровительных бесед, способствующих расширению кругозора ребят, пополнение детской копилки знаниями о спортивной гигиене. Полученные знания вызовут интерес к спорту, отрицательное отношение к вредным привычкам
3. Общекультурное:
Учащиеся познакомятся с нормами жизни и культуры поведения в общественных местах, воспитания трудолюбия, законопослушных граждан России. Полученные знания будут способствовать изменению внутреннего мира каждого из учеников.
4. Общеинтеллектуальное:
Полученные знания вызовут интерес, пополнят запас знаний, обеспечат активность учебного процесса по предмету в настоящее время
Полученные знания пополнят запас знаний, будут способствовать расширению кругозора ребят, развитию речи, внимания, памяти. На основе бесед будет формироваться бережное отношение к книгам, раскроются двери удивительного мира. На страницах книг дети узнают много неизвестного ранее мира.
5. Социальное: Полученные знания вызовут уважения к людям разных профессий, отрицательное отношение к лени
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность в МБОУ «Ново-Удинская СОШ» организуется по направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное направление представлено формированием основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы; освоение норм ведения здорового образа жизни, норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Духовно-нравственное направление представлено формированием осознанного и уважительного отношения к традициям русского народа; к художественному творчеству, укреплением нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях; формированием основ нравственного самосознания личности; развитием трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Социальное направление представлено освоением детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
Общеинтеллектуальное направление представлено развитием интеллектуальных способностей, ориентацией на мотивацию познавательной деятельности детей, расширением кругозора, получением знаний по изучаемой дисциплине, формированием навыков исследовательской деятельности, развитием творческих способностей к научной деятельности, формированием необходимых навыков для исследовательской деятельности, умением претворять свою авторскую идею.
Общекультурное направление представлено формированием общей культуры ребенка, расширением его знаний о мире и о себе, социального опыта. Удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыкам общения и совместной деятельности
Для реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении выделено 10 часов в каждом классе.
На духовно- нравственное направление отводится – 2 часа;
спортивно- оздоровительное – 2 часов;
общеинтеллектуальное– 2 часа;
социальное – 2 часа;
общекультурное– 2 часа.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Направление |
Тематика |
Духовно-нравственное |
Познавательные беседы, предметные олимпиады Интеллектуальные игры и викторины Участие в благотворительных акциях, организация тематических выставок, участие в конкурсе рисунков |
Спортивно- оздоровительное |
Занятие в хореографической группе, подвижные игры и соревнования, беседы о ЗОЖ Участие в классных и школьных спортивных мероприятиях, конкурсы, спортивные соревнования, школьные спортивные турниры Участие в школьных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме; день здоровья |
Общеинтеллектуальное |
Познавательные беседы, экскурсии, игры участие в тематических выставках, конкурсах, игры- соревнования Детские исследовательские проекты, дискуссии, круглые столы. |
Социальное |
Участие в социально- значимых акциях в школе, круглый стол. Проектная, исследовательская деятельность школьников |
Общекультурное |
Участие в конкурсах рисунков, конкурсах художественного творчества Художественные акции школьников, фестивали |
Внеурочная деятельность в образовательном учреждении организуется в соответствии с принципами:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка
включение учащихся в активную деятельность
ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Фамилия, имя |
Название кружка, факультатива |
Дни |
Время |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
||||