Программа воспитательной работы по ПДД «Дорожная азбука»

3
0
Материал опубликован 31 August 2020

социальное направление

ПРОГРАММы воспитательной работы ПО ПДД

«дорожная азбука»

Пояснительная записка

В социальном направлении программы воспитательной деятельности рассматриваются условия, необходимые для социальной адаптации каждого воспитанника с НОДА и умственной отсталостью, определяются задачи формирования представлений о правилах поведения в окружающей среде, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения; формирование культуры поведения в общественном транспорте; формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой. Осознанное исполнение правил дорожного движения для обеспечения безопасного пользования общественным транспортом, перемещением по городу, с учётом предотвращения угрозы жизни и здоровья для всех участников дорожного движения.

Нормативно - правовая база разработки программы:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

3. Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

4.Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 21.12.2019) "О Правилах дорожного движения».

5. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

6. Устав ГБОУ школы № 627 г. Санкт-Петербурга.

7.Авторская программа начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).

Целью программы является:формирование представлений о правилах дорожного движения для обеспечения сохранности здоровья и жизни обучающихся.

Задачи:

Формирование чувства ответственности за поведение в городской социальной среде;

Формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;

Формирование культуры поведения и безопасного поведения в общественном и железнодорожном транспортах;

Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Развивать у детей с ОВЗ умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

Формирование моделей безопасного поведения в окружающей среде и умений вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.


Принцип составления программы.

Общие характеристики, направления, цели и практические задачи социального направления внеурочной деятельности по ПДД, основываются на индивидуальных возможностях и индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с ТМНР.

При составлении программы учебного предмета учитывались следующие принципы:

Принцип гуманизации – уважение и принятие ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития как личности.

Принцип единства образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.

Принцип единства диагностики и коррекции, отражающий целостность образовательного процесса.

Принцип индивидуализации, предполагающий подбор содержания, темпа, приемов и способов взаимодействия с обучающимся.

Принцип доступности, предполагающий соответствие содержания материала уровню интеллектуальных, физических возможностей ребенка.

Принцип интеграции образовательных областей (учебных предметов) - основные задачи каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей программы (учебных предметов).

Принцип наглядности, предполагающий использование всех доступных обучающемуся каналов восприятия (мультимодальность).

Принцип междисциплинарного подхода с целью создания наиболее благоприятных условий для обучающихся, исходя из особенностей его психофизического развития.

Общая характеристика социального направления программы воспитательной деятельности «Дорожная азбука».

В программе «Дорожная Азбука» определены следующие четыре основных раздела коррекционно-педагогической работы: «Моя жизнь в большом городе», «Дорожные знаки – наши помощники!», «Общественный транспорт: безопасность и этика поведения», «Инструктажи по ПДД».

Работа по разделам включает два основных аспекта: с одной стороны, создание условий для формирования установок для безопасного образа жизни, для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью и формирования у них социально-бытовых навыков, с другой — формирование у них потребности быть ответственными за свой поведение в условиях реальной жизни.

Описание ценностных ориентиров содержания программы.

Все содержание работы в социальном направлении «Дорожная азбука» направлено на совершенствование духовного-нравственного развития обучающихся с НОДА и умственной отсталостью, укрепление их физического здоровья и создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности в сфере изучения правил дорожного движения, создание им индивидуального психологического комфорта, уверенности в своих знаниях и умениях. В целом у учеников формируется установка на здоровый и безопасный образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание программы.

Работа, проводимая в направлении, названном «Дорожная азбука», призвана закрепить у детей образ гражданина. Дети учатся понимать и принимать ответственность за свои поступки и поведение в общественных местах, занимать активную жизненную позицию. Содержание работы в направлении «Моя жизнь в большом городе» призвано формировать представления детей о существующей социальной инфраструктуре, дорожно-транспортной ситуации в мегаполисе; месте человека в реалиях городской среды. Содержание работы в направлении «Дорожные знаки – наши помощники» посвящено формированию у детей представлений об основных дорожных знаках, дорожной разметки, работы светофора, о функциях подземных и наземных переходов. В направлении «Общественный транспорт – безопасность и этика поведения» ведется работа по ознакомлению обучающихся с городским общественных транспортом и правилами поведения на остановках и в салоне транспортного средства. Содержание работы в направлении «Инструктажи по ПДД» посвящена формированию у детей представлений о возможных чрезвычайных ситуациях и способов их предотвращения на городских дорогах, а также формированию навыков безопасного пользования общественным транспортом и перемещением по городу.

Материально-техническое обеспечение:

Наглядный и индивидуальный раздаточный материал: печатные пособия (плакаты, таблицы, азбука пешехода). Развивающие игры – настольные и интерактивные развивающие игры, упрощающие запоминание дорожных знаков и правил. Сюжетно-ролевая атрибутика (модели дорожных знаков, светоотражающие значки, жилеты безопасности). Презентации и видеоролики по изучаемой тематике.






































СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Календарно - тематическое планирование

по программе внеурочной деятельности «Дорожная азбука»

1 П класс, 33 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Прогулка у дома.

2.


Прогулка по городу.

3.


Правила безопасного поведения на придомовой территории.

4.


Викторина: «Самый внимательный и наблюдетальный».

5.


Зачем нужны правила дорожного движения?

6.


Понятие «пешеходная дорожка», «обочина», «тротуар».

7.


Что такое «автомобильная дорога», «проезжая часть».

8.


Разработка безопасного маршрута от дома до школы.

9


Обобщающий урок в игровой форме. Викторина.

10


Дорожные знаки-наши помощники. Введение в тему.

11


Что такое «дорожный знак?».

12


Дорожный знак «Пешеходный переход».

13


Дорожная разметка «зебра».

14


Дорожный знак «Наземный переход».

15


Дорожный знак «Подземный переход».

16


Обобщающий урок по изученным дорожным знакам: «Пешеходный переход от беды убережёт».

17


Знакомство со светофором. Что такое светофор?

18


Значение световых сигналов светофора.

19


Правила перехода улицы по сигналам светофора.

20


Проведение сюжетно-ролевой игры: «Наш помощник-светофор».

21


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». Введение в тему.

22


Мы пассажиры.

23


Виды общественного транспорта.

24


Знакомство с общественным транспортом- автобуса.

25


Знакомство с общественным транспортом –трамвай.

26


Знакомство с общественным транспортом- троллейбус.

27


Обобщающий урок по теме: «От пешехода до пассажира».

28


Инструктажи по ПДД. Что такое инструктаж?

29


Зачем нужны инструктажи?

30


Инструктаж: «Правила безопасного перемещения рядом с проезжей частью».

31


Инструктаж: «Правила безопасного перемещения во дворах».

32


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на остановках общественного транспорта».

33


Итоговое занятие в игровой форме. Викторина: «Школа пешеходов».





1 класс, 33 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Понятие город.

2


Отличие города от других населённых пунктов.

3


Мир вокруг меня- жилые дома, магазины, школы, поликлиники.

4


Мир вокруг меня- жилые дома, магазины, школы, поликлиники.

5


Изучение карты района.

6


Изучение карты района.

7


Моя улица и мой дом на карте района.

8


Моя школа на карте района.

9


Разработка безопасного маршрута от дома до школы.

10


Мы на улице: Что такое «дорога».

11


Мы на улице: Что такое «тротуар».

12


Для чего нужны правила дорожного движения?

13


Дорожные знаки-наши помощники. Введение в тему.

14


Зачем нужны дорожные знаки?

15


Дорожный знак «Пешеходный переход».

16


Дорожная разметка «зебра».

17


Дорожный знак «Наземный переход».

18


Дорожный знак «Подземный переход».

19


Обобщающий урок по изученным дорожным знакам: «Пешеходный переход от беды убережёт».

20


Наш друг светофор.

21


Значение световых сигналов светофора.

22


Правила перехода улицы по сигналам светофора.

23


Проведение сюжетно-ролевой игры: «Наш помощник-светофор».

24


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». Введение в тему.

25


Мы-пассажиры! Виды общественного транспорта.

26


Виды общественного транспорта. Автобус.

27


Виды общественного транспорта. Трамвай и троллейбус.

28


Места остановок общественного транспорта: автобусная остановка.

29


Места остановок общественного транспорта. Трамвайные и троллейбусные остановки.

30


Инструктажи по ПДД. Зачем нужны инструктажи?

31


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на автобусной и троллейбусной остановке».

32


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на трамвайной остановке».

33


Инструктаж: «Правила безопасного поведения при выходе и посадке из трамвая».

34


Итоговое занятие в игровой форме. Викторина: «Школа пешеходов».


2 класс, 34 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Особенности жизни в большом городе.

2.


Знакомство с картой Санкт-Петербурга.

3


Мой район на карте города.

4


Моя улица, мой дом и школа на карте района.

5


Моя улица, дом и школа на карте района.

6


Мир вокруг меня- дома, магазины, поликлиники, школа.

7


Разработка безопасного маршрута от дома до школы.

8


Мы-пешеходы. Наши права и обязанности

9


Дорожные знаки-наши помощники. Зачем нужны дорожные знаки?

10


Дорожный знак «Пешеходный переход», разметка «зебра»

11


Дорожные знаки «наземный» и «подземный» пешеходный переход.

12


Знакомство с дорожным знаком «Осторожно, дети!».

13


Обобщающий урок по теме: «Переходим дорогу правильно».

14


Новое о светофоре.

15


«Красный, жёлтый, зелёный». Сигналы светофора.

16


Правила перехода улицы по сигналам светофора.

17


Проведение сюжетно-ролевой игры: «Светофор- наш друг».

18


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». Введение в тему.

19


Мы-пассажиры!

20


Виды общественного транспорта. Автобус.

21


Виды общественного транспорта. Трамвай и троллейбус.

22


Права и обязанности пассажиров.

23


Права и обязанности пассажиров.

24


Что такое этикет?

25


Правила этикета в общественном транспорте.

26


Итоговое занятие –игра: «Мы-пассажиры».

27


Инструктажи по ПДД. Что мы знаем про инструктажи?

28


Инструктаж: «Переходим улицу правильно».

29


Инструктаж: «Правила поведения на улице».

30


Инструктаж: «Правила безопасного поведения в салоне транспортного средства».

31


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице в дождливый день».

32


Инструктаж: «Правила безопасного поведения в туманную погоду».

33


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице во время летних каникул».

34


Итоговое занятие в игровой форме. Викторина: «Дорожная азбука».


3 класс, 34 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Понятие мегаполис.

2


Понятие городская среда, городская инфраструктура. Структура городской среды.

3


Мой район на карте города: инфраструктура района.

4


Разработка оптимального маршрута от дома до школы с использованием общественного наземного транспорта.

5


Особенности географического расположения Санкт-Петербурга.

6


Связь между географическим положением города и системой общественного транспорта.

7


Терроризм и реальность. Особенности безопасности в мегаполисе.

8


Система общественного порядка в городе.

9


Закрепление пройденного материала через игровую деятельность: «Прогулка по городу».

10


Дорожные знаки-наши помощники. Виды дорожных знаков.

11


Предупреждающие дорожные знаки.

12


Предписывающие дорожные знаки.

13


Запрещающие дорожные знаки.

14


Информационные дорожные знаки.

15


Знаки сервиса.

16


Викторина по дорожным знакам: «Друг твой добрый и надёжный –дорожный знак».

17


Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

18


Звуковые и световые сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

19


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения».

20


Пассажирская транспортная система.

21


Работа с транспортной картой города.

22


Автобусное сообщение: маршруты, схема движения.

23


Троллейбусное сообщение: маршруты, схема движения.

24


Трамвайное сообщение: маршруты, схема движения.

25


Система общественного порядка на улицах города.

26


Особенности движения машин специального назначения.

27


Обязанности пассажиров в салоне транспортного средства.

28


Инструктажи по ПДД. Для чего нужны инструктажи.

29


Инструктаж: «Будь заметен на дороге!».

30


Инструктаж: «Мы выходим на дорогу».

31


Разработка памятки пассажира.

32


Разработка памятки пешехода.

33


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице во время летних каникул».

34


Итоговое занятие в игровой форме: «Соблюдая ПДД –не окажешься в беде!».





4 класс, 34 часа


Дата

Тема

1.


Моя жизнь в большом городе. Понятие мегаполис.

2


Понятие городская среда, городская инфраструктура. Структура городской среды.

3


Мой район на карте города: инфраструктура района.

4


Разработка оптимального маршрута от дома до школы с использованием общественного наземного транспорта.

5


Особенности географического расположения Санкт-Петербурга.

6


Связь между географическим положением города и системой общественного транспорта.

7


Терроризм и реальность. Особенности безопасности в мегаполисе.

8


Система общественного порядка в городе.

9


Закрепление пройденного материала через игровую деятельность: «Прогулка по городу».

10


Дорожные знаки-наши помощники. Виды дорожных знаков.

11


Предупреждающие дорожные знаки.

12


Предписывающие дорожные знаки.

13


Запрещающие дорожные знаки.

14


Информационные дорожные знаки.

15


Знаки сервиса.

16


Викторина по дорожным знакам: «Друг твой добрый и надёжный –дорожный знак».

17


Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

18


Звуковые и световые сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

19


«Общественный транспорт – безопасность и этика поведения».

20


Пассажирская транспортная система.



Знакомство с системой работы метрополитена.

21


Работа с транспортной картой города.

22


Автобусное сообщение: маршруты, схема движения.

23


Троллейбусное сообщение: маршруты, схема движения.

24


Трамвайное сообщение: маршруты, схема движения.

25


Система общественного порядка на улицах города.

26


Игра –занятие: «Найди нарушения».

27


Ответственность участников дорожного движения.

28


Инструктажи по ПДД. Для чего нужны инструктажи.

29


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице».

30


Инструктаж: «Правила безопасного поведения в общественном транспорте».

31


Изучение и отработка памятки пассажира.

32


Изучение и отработка памятки пешехода.

33


Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице во время летних каникул».

34


Итоговое занятие в игровой форме: «Сделаем наш город безопасным!».







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.