Программа воспитательной работы по ПДД «Дорожная азбука»
социальное направление
ПРОГРАММы воспитательной работы ПО ПДД
«дорожная азбука»
Пояснительная записка
В социальном направлении программы воспитательной деятельности рассматриваются условия, необходимые для социальной адаптации каждого воспитанника с НОДА и умственной отсталостью, определяются задачи формирования представлений о правилах поведения в окружающей среде, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения; формирование культуры поведения в общественном транспорте; формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой. Осознанное исполнение правил дорожного движения для обеспечения безопасного пользования общественным транспортом, перемещением по городу, с учётом предотвращения угрозы жизни и здоровья для всех участников дорожного движения.
Нормативно - правовая база разработки программы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
3. Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
4.Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 21.12.2019) "О Правилах дорожного движения».
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).
6. Устав ГБОУ школы № 627 г. Санкт-Петербурга.
7.Авторская программа начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).
Целью программы является:формирование представлений о правилах дорожного движения для обеспечения сохранности здоровья и жизни обучающихся.
Задачи:
Формирование чувства ответственности за поведение в городской социальной среде;
Формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
Формирование культуры поведения и безопасного поведения в общественном и железнодорожном транспортах;
Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Развивать у детей с ОВЗ умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.
Формирование моделей безопасного поведения в окружающей среде и умений вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Принцип составления программы.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи социального направления внеурочной деятельности по ПДД, основываются на индивидуальных возможностях и индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с ТМНР.
При составлении программы учебного предмета учитывались следующие принципы:
Принцип гуманизации – уважение и принятие ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития как личности.
Принцип единства образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
Принцип единства диагностики и коррекции, отражающий целостность образовательного процесса.
Принцип индивидуализации, предполагающий подбор содержания, темпа, приемов и способов взаимодействия с обучающимся.
Принцип доступности, предполагающий соответствие содержания материала уровню интеллектуальных, физических возможностей ребенка.
Принцип интеграции образовательных областей (учебных предметов) - основные задачи каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей программы (учебных предметов).
Принцип наглядности, предполагающий использование всех доступных обучающемуся каналов восприятия (мультимодальность).
Принцип междисциплинарного подхода с целью создания наиболее благоприятных условий для обучающихся, исходя из особенностей его психофизического развития.
Общая характеристика социального направления программы воспитательной деятельности «Дорожная азбука».
В программе «Дорожная Азбука» определены следующие четыре основных раздела коррекционно-педагогической работы: «Моя жизнь в большом городе», «Дорожные знаки – наши помощники!», «Общественный транспорт: безопасность и этика поведения», «Инструктажи по ПДД».
Работа по разделам включает два основных аспекта: с одной стороны, создание условий для формирования установок для безопасного образа жизни, для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью и формирования у них социально-бытовых навыков, с другой — формирование у них потребности быть ответственными за свой поведение в условиях реальной жизни.
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Все содержание работы в социальном направлении «Дорожная азбука» направлено на совершенствование духовного-нравственного развития обучающихся с НОДА и умственной отсталостью, укрепление их физического здоровья и создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности в сфере изучения правил дорожного движения, создание им индивидуального психологического комфорта, уверенности в своих знаниях и умениях. В целом у учеников формируется установка на здоровый и безопасный образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание программы.
Работа, проводимая в направлении, названном «Дорожная азбука», призвана закрепить у детей образ гражданина. Дети учатся понимать и принимать ответственность за свои поступки и поведение в общественных местах, занимать активную жизненную позицию. Содержание работы в направлении «Моя жизнь в большом городе» призвано формировать представления детей о существующей социальной инфраструктуре, дорожно-транспортной ситуации в мегаполисе; месте человека в реалиях городской среды. Содержание работы в направлении «Дорожные знаки – наши помощники» посвящено формированию у детей представлений об основных дорожных знаках, дорожной разметки, работы светофора, о функциях подземных и наземных переходов. В направлении «Общественный транспорт – безопасность и этика поведения» ведется работа по ознакомлению обучающихся с городским общественных транспортом и правилами поведения на остановках и в салоне транспортного средства. Содержание работы в направлении «Инструктажи по ПДД» посвящена формированию у детей представлений о возможных чрезвычайных ситуациях и способов их предотвращения на городских дорогах, а также формированию навыков безопасного пользования общественным транспортом и перемещением по городу.
Материально-техническое обеспечение:
Наглядный и индивидуальный раздаточный материал: печатные пособия (плакаты, таблицы, азбука пешехода). Развивающие игры – настольные и интерактивные развивающие игры, упрощающие запоминание дорожных знаков и правил. Сюжетно-ролевая атрибутика (модели дорожных знаков, светоотражающие значки, жилеты безопасности). Презентации и видеоролики по изучаемой тематике.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Календарно - тематическое планирование
по программе внеурочной деятельности «Дорожная азбука»
1 П класс, 33 часа
№ | Дата | Тема |
1. | | Моя жизнь в большом городе. Прогулка у дома. |
2. | | Прогулка по городу. |
3. | | Правила безопасного поведения на придомовой территории. |
4. | | Викторина: «Самый внимательный и наблюдетальный». |
5. | | Зачем нужны правила дорожного движения? |
6. | | Понятие «пешеходная дорожка», «обочина», «тротуар». |
7. | | Что такое «автомобильная дорога», «проезжая часть». |
8. | | Разработка безопасного маршрута от дома до школы. |
9 | | Обобщающий урок в игровой форме. Викторина. |
10 | | Дорожные знаки-наши помощники. Введение в тему. |
11 | | Что такое «дорожный знак?». |
12 | | Дорожный знак «Пешеходный переход». |
13 | | Дорожная разметка «зебра». |
14 | | Дорожный знак «Наземный переход». |
15 | | Дорожный знак «Подземный переход». |
16 | | Обобщающий урок по изученным дорожным знакам: «Пешеходный переход от беды убережёт». |
17 | | Знакомство со светофором. Что такое светофор? |
18 | | Значение световых сигналов светофора. |
19 | | Правила перехода улицы по сигналам светофора. |
20 | | Проведение сюжетно-ролевой игры: «Наш помощник-светофор». |
21 | | «Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». Введение в тему. |
22 | | Мы пассажиры. |
23 | | Виды общественного транспорта. |
24 | | Знакомство с общественным транспортом- автобуса. |
25 | | Знакомство с общественным транспортом –трамвай. |
26 | | Знакомство с общественным транспортом- троллейбус. |
27 | | Обобщающий урок по теме: «От пешехода до пассажира». |
28 | | Инструктажи по ПДД. Что такое инструктаж? |
29 | | Зачем нужны инструктажи? |
30 | | Инструктаж: «Правила безопасного перемещения рядом с проезжей частью». |
31 | | Инструктаж: «Правила безопасного перемещения во дворах». |
32 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения на остановках общественного транспорта». |
33 | | Итоговое занятие в игровой форме. Викторина: «Школа пешеходов». |
1 класс, 33 часа
№ | Дата | Тема |
1. | | Моя жизнь в большом городе. Понятие город. |
2 | | Отличие города от других населённых пунктов. |
3 | | Мир вокруг меня- жилые дома, магазины, школы, поликлиники. |
4 | | Мир вокруг меня- жилые дома, магазины, школы, поликлиники. |
5 | | Изучение карты района. |
6 | | Изучение карты района. |
7 | | Моя улица и мой дом на карте района. |
8 | | Моя школа на карте района. |
9 | | Разработка безопасного маршрута от дома до школы. |
10 | | Мы на улице: Что такое «дорога». |
11 | | Мы на улице: Что такое «тротуар». |
12 | | Для чего нужны правила дорожного движения? |
13 | | Дорожные знаки-наши помощники. Введение в тему. |
14 | | Зачем нужны дорожные знаки? |
15 | | Дорожный знак «Пешеходный переход». |
16 | | Дорожная разметка «зебра». |
17 | | Дорожный знак «Наземный переход». |
18 | | Дорожный знак «Подземный переход». |
19 | | Обобщающий урок по изученным дорожным знакам: «Пешеходный переход от беды убережёт». |
20 | | Наш друг светофор. |
21 | | Значение световых сигналов светофора. |
22 | | Правила перехода улицы по сигналам светофора. |
23 | | Проведение сюжетно-ролевой игры: «Наш помощник-светофор». |
24 | | «Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». Введение в тему. |
25 | | Мы-пассажиры! Виды общественного транспорта. |
26 | | Виды общественного транспорта. Автобус. |
27 | | Виды общественного транспорта. Трамвай и троллейбус. |
28 | | Места остановок общественного транспорта: автобусная остановка. |
29 | | Места остановок общественного транспорта. Трамвайные и троллейбусные остановки. |
30 | | Инструктажи по ПДД. Зачем нужны инструктажи? |
31 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения на автобусной и троллейбусной остановке». |
32 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения на трамвайной остановке». |
33 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения при выходе и посадке из трамвая». |
34 | | Итоговое занятие в игровой форме. Викторина: «Школа пешеходов». |
2 класс, 34 часа
№ | Дата | Тема |
1. | | Моя жизнь в большом городе. Особенности жизни в большом городе. |
2. | | Знакомство с картой Санкт-Петербурга. |
3 | | Мой район на карте города. |
4 | | Моя улица, мой дом и школа на карте района. |
5 | | Моя улица, дом и школа на карте района. |
6 | | Мир вокруг меня- дома, магазины, поликлиники, школа. |
7 | | Разработка безопасного маршрута от дома до школы. |
8 | | Мы-пешеходы. Наши права и обязанности |
9 | | Дорожные знаки-наши помощники. Зачем нужны дорожные знаки? |
10 | | Дорожный знак «Пешеходный переход», разметка «зебра» |
11 | | Дорожные знаки «наземный» и «подземный» пешеходный переход. |
12 | | Знакомство с дорожным знаком «Осторожно, дети!». |
13 | | Обобщающий урок по теме: «Переходим дорогу правильно». |
14 | | Новое о светофоре. |
15 | | «Красный, жёлтый, зелёный». Сигналы светофора. |
16 | | Правила перехода улицы по сигналам светофора. |
17 | | Проведение сюжетно-ролевой игры: «Светофор- наш друг». |
18 | | «Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». Введение в тему. |
19 | | Мы-пассажиры! |
20 | | Виды общественного транспорта. Автобус. |
21 | | Виды общественного транспорта. Трамвай и троллейбус. |
22 | | Права и обязанности пассажиров. |
23 | | Права и обязанности пассажиров. |
24 | | Что такое этикет? |
25 | | |
26 | | Итоговое занятие –игра: «Мы-пассажиры». |
27 | | Инструктажи по ПДД. Что мы знаем про инструктажи? |
28 | | Инструктаж: «Переходим улицу правильно». |
29 | | Инструктаж: «Правила поведения на улице». |
30 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения в салоне транспортного средства». |
31 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице в дождливый день». |
32 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения в туманную погоду». |
33 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице во время летних каникул». |
34 | | Итоговое занятие в игровой форме. Викторина: «Дорожная азбука». |
3 класс, 34 часа
№ | Дата | Тема |
1. | | Моя жизнь в большом городе. Понятие мегаполис. |
2 | | Понятие городская среда, городская инфраструктура. Структура городской среды. |
3 | | Мой район на карте города: инфраструктура района. |
4 | | Разработка оптимального маршрута от дома до школы с использованием общественного наземного транспорта. |
5 | | Особенности географического расположения Санкт-Петербурга. |
6 | | Связь между географическим положением города и системой общественного транспорта. |
7 | | Терроризм и реальность. Особенности безопасности в мегаполисе. |
8 | | Система общественного порядка в городе. |
9 | | Закрепление пройденного материала через игровую деятельность: «Прогулка по городу». |
10 | | Дорожные знаки-наши помощники. Виды дорожных знаков. |
11 | | Предупреждающие дорожные знаки. |
12 | | Предписывающие дорожные знаки. |
13 | | Запрещающие дорожные знаки. |
14 | | Информационные дорожные знаки. |
15 | | Знаки сервиса. |
16 | | Викторина по дорожным знакам: «Друг твой добрый и надёжный –дорожный знак». |
17 | | Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств. |
18 | | Звуковые и световые сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. |
19 | | «Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». |
20 | | Пассажирская транспортная система. |
21 | | Работа с транспортной картой города. |
22 | | Автобусное сообщение: маршруты, схема движения. |
23 | | Троллейбусное сообщение: маршруты, схема движения. |
24 | | Трамвайное сообщение: маршруты, схема движения. |
25 | | Система общественного порядка на улицах города. |
26 | | Особенности движения машин специального назначения. |
27 | | Обязанности пассажиров в салоне транспортного средства. |
28 | | Инструктажи по ПДД. Для чего нужны инструктажи. |
29 | | Инструктаж: «Будь заметен на дороге!». |
30 | | Инструктаж: «Мы выходим на дорогу». |
31 | | Разработка памятки пассажира. |
32 | | Разработка памятки пешехода. |
33 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице во время летних каникул». |
34 | | Итоговое занятие в игровой форме: «Соблюдая ПДД –не окажешься в беде!». |
4 класс, 34 часа
№ | Дата | Тема |
1. | | Моя жизнь в большом городе. Понятие мегаполис. |
2 | | Понятие городская среда, городская инфраструктура. Структура городской среды. |
3 | | Мой район на карте города: инфраструктура района. |
4 | | Разработка оптимального маршрута от дома до школы с использованием общественного наземного транспорта. |
5 | | Особенности географического расположения Санкт-Петербурга. |
6 | | Связь между географическим положением города и системой общественного транспорта. |
7 | | Терроризм и реальность. Особенности безопасности в мегаполисе. |
8 | | Система общественного порядка в городе. |
9 | | Закрепление пройденного материала через игровую деятельность: «Прогулка по городу». |
10 | | Дорожные знаки-наши помощники. Виды дорожных знаков. |
11 | | Предупреждающие дорожные знаки. |
12 | | Предписывающие дорожные знаки. |
13 | | Запрещающие дорожные знаки. |
14 | | Информационные дорожные знаки. |
15 | | Знаки сервиса. |
16 | | Викторина по дорожным знакам: «Друг твой добрый и надёжный –дорожный знак». |
17 | | Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств. |
18 | | Звуковые и световые сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. |
19 | | «Общественный транспорт – безопасность и этика поведения». |
20 | | Пассажирская транспортная система. |
| | Знакомство с системой работы метрополитена. |
21 | | Работа с транспортной картой города. |
22 | | Автобусное сообщение: маршруты, схема движения. |
23 | | Троллейбусное сообщение: маршруты, схема движения. |
24 | | Трамвайное сообщение: маршруты, схема движения. |
25 | | Система общественного порядка на улицах города. |
26 | | Игра –занятие: «Найди нарушения». |
27 | | Ответственность участников дорожного движения. |
28 | | Инструктажи по ПДД. Для чего нужны инструктажи. |
29 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице». |
30 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения в общественном транспорте». |
31 | | Изучение и отработка памятки пассажира. |
32 | | Изучение и отработка памятки пешехода. |
33 | | Инструктаж: «Правила безопасного поведения на улице во время летних каникул». |
34 | | Итоговое занятие в игровой форме: «Сделаем наш город безопасным!». |