Программа воспитательной работы в 4 классе
Классный руководитель:
Тихонова Т.А.
2021-2022учебный год
Воспитание детей – самая важная
область нашей жизни.
Наши дети – это будущие граждане
нашей страны и граждане мира.
А.С.Макаренко
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества , государства.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
В основе программы заложены принципы :
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, природа, экология, Родина, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
укрепление здоровья ребенка, обеспечение двигательной активности посредством уроков физической культуры и спортивно-массовой работы;
обеспечение демократических начал в личностном становлении, формирование законопослушного, обладающего личным достоинством, инициативного гражданина;
использование психолого-педагогической службы в формировании коллектива, развитии творческого и интеллектуального потенциала школьников, обеспечении профилактики социальной дезадаптации и вредных привычек;
создание условий для участия семьи не только в воспитании своего ребенка, но и в образовательном процессе.
Направления деятельностиГражданско-патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание и развитие ученического самоуправления
Здоровье сберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Предполагаемый результат
- Всесторонне развитый, воспитанный ученик, знающий и соблюдающий основные Законы РФ.
- Творчески развитая личность, умеющая ориентироваться в окружающем социуме.
- Повышение учебной мотивации.
- Укрепление физического здоровья учащихся.
№ | Направления деятельности | Сентябрь | Форма внеурочной деятельности | Сроки |
Название мероприятий | ||||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | День знаний . «Моя будущая профессия» «День скорби и памяти погибших в Беслане» | Торжеств. линейка Классный час | 1сентября 2 сентября |
2. | Нравственное и духовное воспитание | «Уроки милосердия и доброты» «Правила поведения в школе.». | Классный час Беседа | 3сентября Вторая неделя |
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Трудовые десанты «Труд кормит, а лень портит» | Беседа | В течение месяца |
4. | Интелектуальное воспитание | Международный день распространения грамотности Вовлечение учащихся в кружки «Страна Светофория» | Викторина Интелектуально -игровая программа | 8 сентября 28 сентября |
5. | Здоровье -сберегающее воспитание | Месячник безопасного поведения на дорогах «Внимание дети» «День здоровья!» Неделя безопасности | Кросс «Путь к здоровью» Оформление уголков по безопасности | В течение месяца Вторая неделя 26.09-30.09 |
6. | Социокультурное и медиакультурное воспитание | Русский язык-язык межнационального общения в России» | Час общения | 22 сентября |
7. | Культуротворческое и эстетическое воспитание
| «Мои летние каникулы» «Золотая осень» «Подари книгу библиотеке» Оформление классного уголка 110 лет со дня рождения Д.Д.Шостаковича 25.09. | Конкурс рисунков Акция Музыкальная гостиная Презентация | Первая неделя Четвертая неделя Вторая неделя Четвертая неделя 23сентября |
8. | Правовое воспитание и культура безопасности | «Надо жить честно»(антикоррупция) «Устав –основной закон школы» Школьный этикет. «Безопасность в повседневной жизни | Классный час Классный час Беседы в классе по безопасности | 15сентября 29сентября В течение месяца |
9. | Экологическое воспитание | Участие в месячнике по благоустройству пришкольной территории «Мой школьный двор «Наша Родина - Крым» | Викторина | В течение месяца Четвертая неделя |
10. | Воспитание семейных ценностей | «Просто я работаю Волшебником» | Классный час | 30сентября |
11. | Формирование коммуникативной культуры | «Честен тот,кто работает на совесть»
«Волшебные слова» | Выборы классного актива Классный час | Третья неделя |
| | | | |
Октябрь Название мероприятий | ||||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | Международный День пожилого человека «Уважай старость» | Беседа | 3 октября |
2. | Нравственное и духовное воспитание | День учителя. «Неделя осеннего добра» | Подготовка , участие в концерте (школа) Акция. Изготовление открыток для бабушек и дедушек к празднику | 4 октября Первая неделя |
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Живи книга» | Рейд | Вторая неделя |
4. | Интеллектуальное воспитание | Участие в 1этапе школьной олимпиады по русскому языку Международный день школьных библиотек (26.10) День рождения поэта, писателя, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841)(15.10) | Школьная олимпиада Библиотечные уроки. Презентация Конкурс чтецов | По плану. |
5. | Здоровье-сберегающее воспитание | «Значение режима дня в жизни школьника» День гражданской обороны | Диспут Просмотр презентации(МЧС) Организация подвижных игр на переменах Проведение физкультминуток на уроке | 12 октября 04 октября В течение года |
6. | Социокультурное и медиакультурное воспитание | Адресная помощь одиноким пожилым людям «Дари добро». | Акция | Первая неделя |
7. | Культуротворческое и эстетическое воспитание | «Портрет моего учителя» Осенний бал «Царица-осень» | Вернисаж Утренник | Первая неделя Четвертая неделя |
8. | Правовое воспитание и культура безопасности | « Вместе против коррупции» Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет Инструктаж по БДД в рамках | Классный час Классный час Акция «Осенние каникулы» | 03 октября Четвертая неделя |
9. | Воспитание семейных ценностей | «Семейная летопись.» | Семейные посиделки | |
10. | Формирование коммуникативной культуры | Культура общения «Волшебные слова» | Час общения | |
11. | Экологическое воспитание | Поделки из природного материала | Конкурс | Третья неделя |
№ | Направления деятельности | НОЯБРЬ | Форма внеурочной деятельности | Сроки |
Название мероприятий | ||||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | «7 ноября –День воинской славы» Изучение правовых норм государства, правил поведения для школьников | Беседа и просмотр видеоролика | 08 ноября |
2. | Нравственное и духовное воспитание | «День народного единства- всенародный праздник» | Беседа | Вторая неделя |
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Труд кормит, а лень портит» | Трудовые десанты | В течение месяца |
4. | Интеллектуальное воспитание | 215 лет со дня рождения русского писателя и этнографа В.И.Даля «По страницам словаря Даля» | Беседа | 22ноября |
5. | Здоровье-сберегающее воспитание | «В гостях у Мойдодыра» Профилактика токсикомании, наркомании и употребления ПАВ Организация подвижных игр на переменах | Урок-игра Презентация,беседа | 30 ноября 25ноября |
6. | Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Зачем нужна дисциплина Неделя добрых дел ко дню толерантности «Добрые дела» | Классный час Акция | 18.ноября с 15.11-20.11 |
7. | Культуротворческое и эстетическое воспитание | День народного единства- всенародный праздник | Оформление стенда ко дню единства | 08 ноября |
8. | Правовое воспитание и культура безопасности | «Школа-твой родной дом» | Работа над заповедями Устава школы | 24ноября |
9. | Воспитание семейных ценностей | «Мой подарок маме» | Конкурс рисунков ко дню матери | 25ноября |
10. | Формирование коммуникативной культуры | «Будьте добрыми и человечными» | Урок доброты | 19 ноября |
11. | Экологическое воспитание | Неделя энергосбережения «Энергосбережение в школе и дома» «Мой домашний любимец» | Классный час . Показ видеофильмов, презентаций. Классный час | с 22.11по 26.1 |
№ | Направления деятельности | ДЕКАБРЬ | Форма внеурочной деятельности | Сроки |
Название мероприятий | ||||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | «Герои Отечества. Битва за Москву» | Классный час | |
2. | Нравственное и духовное воспитание | «3 декабря –день неизвестного солдата» «Международный День инвалидов» «Научимся уважать других» | Школьное мероприятие Урок доброты | |
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Мастерская Деда Мороза» | Конкурс елочных украшений и праздничных открыток | В течение месяца |
4. | Интеллектуальное воспитание | 195 лет со дня рождения русского поэта Н.А.Некрасова(10.12.1812) | Устный журнал, инсценирование литературных произведений | |
5. | Здоровье-сберегающее воспитание | «Зимние забавы» | День здоровья | По школьному плану |
6. | Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Памятники истории и культуры Крыма» | Виртуальная экскурсия | Третья неделя |
7. | Культуротворческое и эстетическое воспитание | «Мы – против СПИДа, мы – за жизнь!» «Сказочный снегопад! | Тематическая линейка Конкурс рисунков Новогодний утренник Конкурс новогодних стенгазет Конкурс на лучшую снежинку. | Четвертая неделя |
8. | Правовое воспитание и культура безопасности | «Главный закон моей страны» «Профессия программист» | Классный час Всероссийский урок «Час кода». Презентация | 12 декабря 08декабря |
9. | Воспитание семейных ценностей | «Отдыхаем всей семьей» | Беседа ,фоторепортаж | 22декабря |
10. | Формирование коммуникативной культуры | Участие в конкурсах рисунков и плакатов. | Конкурсы | В течение месяца |
11. | Экологическое воспитание | «Кормушка» | Акция | В течение месяца |
№ | Направления деятельности | ЯНВАРЬ | Форма внеурочной деятельности | Сроки |
Название мероприятий | ||||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | 27 января-День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда Международный день памяти жертв Холокоста | Классный час Организация показа фильмов на военно-патриотическую тему Устный журнал | |
2. | Нравственное и духовное воспитание | «Мы вежливы» | Месячник Чтение рассказов, стихов, ролевые игры. | В течение месяца |
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | | Генеральная уборка классов. | Последняя неделя |
4. | Интеллектуальное воспитание | Литературная игра по творчеству И.А. Крылова | Урок-игра | |
5. | Здоровье-сберегающее воспитание | «Правила гигиены» Дни здоровья во время зимних каникул | Профилактика инфекционных заболеваний | |
6. | Социокультурное и медиакультурное воспитание | Терроризм - угроза обществу. | Классный час | |
7. | Культуротворческое и эстетическое воспитание | День детского кино(8января) « Юный сказочник» | Конкурс | |
8. | Правовое воспитание и культура безопасности | «Светофор и дорожные знаки» | Беседа | |
9. | Воспитание семейных ценностей | Где тепло, там и добро. «Предупреждение нервных заболеваний у ребенка | Индивидуальные консультации | |
10. | Формирование коммуникативной культуры | Школа вежливости «Путешествие в прошлое» | Внеклассное мероприятие | |
11. | Экологическое воспитание | «Шутить с огнем опасно» «Кормушка» | Инсценированная сказка по пожарной безопасности Операция | В течении месяца |
№ | Направления деятельности | ФЕВРАЛЬ | Форма внеурочной деятельности | Сроки |
Название мероприятий | ||||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | «Вспомним подвиг героев» «15 февраля День памяти воинов – интернационалистов России» «Защита Родины – долг перед Отечеством»к 23 февраля | Классный час | |
2. | Нравственное и духовное воспитание | Пушкинские дни | Литературная гостиная, посвященная памяти Пушкина А.С. | |
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек» | Трудовая акция | В течение месяца |
4. | Интеллектуальное воспитание | 4 февраля – День рождения русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) | Устный журнал | |
5. | Здоровье-сберегающее воспитание | «Правильно питайся». «А ну-ка, мальчики | Беседа Конкурсная программа | |
6. | Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Знакомство с объектами культурного наследия страны. | Виртуальная экскурсия | |
7. | Культуротворческое и эстетическое воспитание | Конкурс рисунков по произведениям А.С Пушкина «Масленица» | Конкурс рисунков | |
8. | Правовое воспитание и культура безопасности | Знай свои права и обязанности" «Запомнить нужно твердо всем- пожар не возникает сам!» | Правовой лекторий Беседа с просмотром видеофильма | |
9. | Воспитание семейных ценностей | «День родного языка» История происхождения праздника | Беседа | |
10. | Формирование коммуникативной культуры | «Умеем ли мы прощать.» | Классный час .Тренинг | |
11. | Экологическое воспитание | Птицы - наши друзья | Внеклассное мероприятие | |
№ | Направления деятельности | МАРТ | Форма внеурочной деятельности | Сроки |
Название мероприятий | ||||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | День воссоединения Крыма с Россией (18марта) | Праздничное мероприятие | |
2. | Нравственное и духовное воспитание | Что такое честное слово | | |
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Мир профессий» | Оформление стенда | Вторая неделя |
4. | Интеллектуальное воспитание | Неделя Детской и юношеской книги | Викторины,конкурсы | |
5. | Здоровье-сберегающее воспитание | Международный день борьбы с наркоманией "Разговор о наркотиках".... | Профилактическая беседа | |
6. | Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Знакомство с объектами культурного наследия страны. » | Виртуальные экскурсии | |
7. | Культуротворческое и эстетическое воспитание | «МЫ против...» А,ну-ка ,девочки!» | Конкурс рисунков Конкурс | |
8. | Правовое воспитание и культура безопасности | Знай правила движения, как таблицу умножения | Инструктажи по технике безопасности на период проведения экологического двухмесячника и весенних каникул. | Последняя неделя |
9. | Воспитание семейных ценностей | Праздник мам и бабушек | Праздничное мероприятие | |
10. | Формирование коммуникативной культуры | Весёлые правила хорошего тона. | Игровое занятие | |
11. | Экологическое воспитание | «Всемирный день воды» Конкурс рисунков «Природа нашего края» | Акция Участие в экологическом двухмесячнике«Чистый город». | |
№ | Направления деятельности | АПРЕЛЬ | Форма внеурочной деятельности | Сроки |
Название мероприятий | ||||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | « От Бреста до Берлина» День космонавтики.»Космос –это мы» День памяти жерв Чернобыльской аварии | Гагаринский урок | |
2. | Нравственное и духовное воспитание | «Каждой вещи – своё место.» | Классный час | |
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Зеленый, чистый двор» | Трудовой десант | Последняя неделя |
4. | Интеллектуальное воспитание | «Летим в космос» | Игра - путешествие | |
5. | Здоровье-сберегающее воспитание | Всемирный День здоровья День пожарной охраны(30.04) | Профилактика простудных заболеваний. Презентация
| |
6. | Социокультурное и медиакультурное воспитание | Права детей в мультфильмах | Просмотры видеороликов по праву. | |
7. | Культуротворческое и эстетическое воспитание | «О вреде сквернословия» | Классный час | |
8. | Правовое воспитание и культура безопасности | Мы в ответе за нашу планету | Классный час | |
9. | Воспитание семейных ценностей | «Гендерное воспитание ребенка в семье» | Индивидуальные консультации | В течение месяца |
10. | Формирование коммуникативной культуры | «Я и мои друзья» | Внеклассное мероприятие | |
11. | Экологическое воспитание | 22апреля -Всемирный День Земли.» «Сохраним планету чистой!» | Экологический субботник Конкурс рисунков | |
№ | Направления деятельности | МАЙ | Форма внеурочной деятельности | Сроки |
Название мероприятий | ||||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | «Крым в годы Великой Отечественной войны | Классный час | |
2. | Нравственное и духовное воспитание | «Будь честным и правдивым» | Классный час | |
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Никто не забыт... | Изготовление поздравительных открыток для ветеранов иучастников войны | май |
4. | Интеллектуальное воспитание | Интелектуальные заморочки | Форма-игра | |
5. | Здоровье-сберегающее воспитание | Как можно заботиться о своем здоровье. | Неделя безопасности дорожного движения, посвященная окончанию учебного года | Последняя неделя |
6. | Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Ветеран живет рядом» «О последствиях ложных сообщений о готовящихся террористических актах.» | Акция Профилактическая беседа | В течение месяца |
7. | Культуротворческое и эстетическое воспитание | Концерт ко Дню Победы «Они сражались за Родину» Выпускной в 4 классе «Прощай, начальная школа» | Праздничное мероприятие Конкурс рисунков и плакатов | 08 мая 26мая |
8. | Правовое воспитание и культура безопасности | Воспитание правовой культуры у учащихся Инструктажи по технике безопасности на период летних каникул | Беседа о правилах дорожного движения, правилах поведения на водоемах в летний период | 25мая |
9. | Воспитание семейных ценностей | Подготовка к Международному дню семьи. Моя семья (к Международному дню семьи 15 мая) «Счастливая семья». | Сбор семейных фотографий и реликвий. Конкурс коллажей | 1-2недели 15мая |
10. | Формирование коммуникативной культуры | «Скажи мне, кто твой друг…» Здравствуй, лето! | Классный час | 22мая |
11. | Экологическое воспитание | «Сирень Победы» | Акция | В течение месяца |
Работа с родителями
Работа с активом
Председатель родительского комитета: ( Одаховская Е.В.)
Члены родительского комитета: ( Апполонова Т.А., Люхтер О.Н.)
Привлечение родителей к участию в делах класса.
Проведение совместных мероприятий в системе «учитель-ученик- родитель».
Популяризация положительного опыта воспитания детей в семье на уровне класса, школы.
1 раз в четверть:
- заседание родительского комитета
Заседание РК: Расширение и углубление связей школы, семьи и общественности как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса.
Планы на четверть.
День толерантности
Выставка – новогодних композиций «Сувенир»
Совершенствование работы с родителями в рамках модернизации образовательного процесса
Материалы по предупреждению неуспеваемости школьников.
Как развивать память у детей.
Планирование родительских собраний
№ | Время проведения | Тема | Задачи |
1 | Сентябрь - ноябрь | Права и обязанности школьника. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. | Проблема развития и формирования умственных способностей и общеучебных умений и навыков, применение при решении жизненных задач. |
2 | Декабрь - февраль | Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьника. | Проблема овладения речевым этикетом как составной частью культуры общения. Культура речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием социализации личности школьника. |
3 | Март - май | Любовь к детям условная и безусловная. | Проблема общения с детьми |
Собеседования с родителями и консультации для них
Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов. Поддерживание связи с родителями;
Индивидуальная работа с обучающимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения обучающихся.
Каждый год:
Август: встреча с учащимися и родителями
Посещение семей учащихся
Посещение детей на дому. Изучение семей и учащихся.( Ковешникова К., Скрыпник Г., Трифонов В.)
Жилищные условия
Взаимоотношения с детьми
Досуг детей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Проведение индивидуальных бесед школьного психолога.
Анализ учебно-воспитательной работы за год.
Как подготовить ребенка к 5 классу.
Планы на лето