Программа воспитательной работы в 10 классе
МБОУ «Стародубская средняя общеобразовательная школа№1»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Зам.директора по ВР Директор школы
классных руководителей _________Шуликова Т.В. _______Бабодей В.Д.
«___»_______2014 г «____»________2014г.
«___»______2014г.
Руководитель МО
классных руководителей
__________ Сенченко Н.В.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
10 класс
Классный руководитель: Мамченко Светлана Васильевна
Стародуб 2014
Пояснительная записка
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Как же сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?
Размышляя над этой проблемой, мы вышли на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы , перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
формирование классного коллектива как воспитательной системы;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
формирование здорового образа жизни школьника;
воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 11 классов.
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района (школы, музеи, библиотеки, , ЦДТ, ДК);
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия, курсы;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми, клубы по интересам;
Приоритетные направления работы
интеллектуально-познавательная деятельность “Малая Академия наук”
спортивно-оздоровительная деятельность “Гармония здоровья”
духовно-нравственная деятельность “Свеча надежды”
творческо-эстетическая деятельность “Созвучие юных сердец”
гражданско-патриотическая деятельность “Колокола времён”
работа с семьёй “Кладезь семейной мудрости”
художественно-эстетическое
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
№ п/п |
НАПРВЛЕНИЯ |
ЗАДАЧИ |
1 |
Воспитание гражданского самосознания и чувства патриотизма (гражданско-патриотическое) |
Формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего Отечества и своей непосредственной роли. Помощь в работе школьного музея. |
2 |
Духовно – нравственное |
Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей |
3 |
Интеллектуально-познавательная деятельность |
Формирование потребности в знаниях |
4 |
Профориентационная. Трудовая деятельность |
Формирование навыков труда. Дать представление об особенностях наиболее распространенных профессий. |
5 |
Художественно – эстетическая деятельность |
Развитие творчества учащихся, их смекалки, а также их интересов в различных областях познания. |
6 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся. Показать ребенку значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. |
7 |
Деятельность органов детского самоуправления |
Воспитание самостоятельности, ответственности, инициативы |
8 |
Индивидуальная работа с учащимися; Изучение учащихся классного коллектива; |
Провести индивидуальную диагностику учащихся. Организовать коррекционную работу по проблеме на материале диагностики |
9 |
Работа с родителями. |
Создание атмосферы взаимного доверия. Стимулировать полноценное общение родителей с их детьми. Повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми |
ТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.
ПЛАН
воспитательной работы на I полугодие 2014 /2015 учебный год
СЕНТЯБРЬ
№ п/п |
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
I НЕДЕЛЯ |
II НЕДЕЛЯ |
III НЕДЕЛЯ |
IV НЕДЕЛЯ |
1 |
Гражданско-патриотическое |
Классный час «Моя малая Родина» |
Классный час «Выбор Александра Невского – выбор России» |
Акция «Семья семье» |
|
2 |
Духовно – нравственное |
Классный час «Наши общие дела» |
Классный час по профилактике экстремизма |
||
3 |
Интеллектуально-познавательная деятельность |
Интеллектуальная неделя «Самый умный» |
Экскурсия в школьный музей |
||
4 |
Профориентационная. Трудовая деятельность |
Уборка закрепленной территории |
Генеральная уборка кабинета |
Уборка закрепленной территории |
|
5 |
Художественно -эстетическая деятельность |
Экскурсия в , библиотеку |
Фестиваль «Марафон талантов» |
||
6 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Принять участие в дне здоровья |
Участие в районном легкоатлетическом кроссе «Золотая осень» |
Организация и пропаганда спортивных кружков и секций |
|
7 |
Деятельность органов детского самоуправления |
Выборы актива класса |
Сбор актива. Проверка дневников. |
||
8 |
Изучение учащихся классного коллектива |
Классный час «Выбираем наш актив» |
|||
9 |
Индивидуальная работа |
Индивидуальные беседы с отстающими и проблемными детьми |
Проведение диагностики. Индивидуальные беседы с отстающими и проблемными детьми |
Индивидуальные беседы с отстающими и проблемными детьми |
|
10 |
Работа с родителями
|
Родительское собрание «Мы за здоровый образ жизни» |
Индивидуальные беседы с родителями. |
Индивидуальные беседы с родителями. |
ОКТЯБРЬ
№ п/п |
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
I НЕДЕЛЯ |
II НЕДЕЛЯ |
III НЕДЕЛЯ |
IV НЕДЕЛЯ |
1 |
Гражданско-патриотическое
|
Участие в акции « » |
Беседа «Правила безопасности» |
||
2 |
Духовно – нравственное |
Классный час «Твори добро на радость людям» |
|||
3 |
Интеллектуально-познавательная деятельность |
Классный час «Мое портофолио» |
Участие в научно-практическая конференции |
||
4 |
Профориентационная. Трудовая деятельность |
Посетить предприятия или организации, работающие в городе (профориентация) |
Проведение анкеты «Твои способности» |
Генеральная уборка кабинета и закрепленной территории |
Генеральная уборка кабинета |
5 |
Художественно эстетическая деятельность |
Поздравление учителей «С днем учителя» |
День рождения нашего класса |
||
6 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Беседа «Внимание! Опасная компания!» |
Дискуссия «Трезвость- норма жизни». |
||
7 |
Деятельность органов детского самоуправления |
Сбор актива. Проверка дневников. |
Сбор актива. Проверка дневников. |
||
8 |
Изучение учащихся классного коллектива |
Анкетирование «Самооценка воспитанности» |
Классный час «Правила нашего коллектива» |
Классный час «Итоги 1 четверти» |
|
9 |
Индивидуальная работа |
Индивидуальные беседы с отстающими и проблемными детьми |
Индивидуальные беседы с отстающими и проблемными детьми |
Беседа с неуспевающими учащимися |
|
10 |
Работа с родителями
|
Анкетирование родителей с целью дальнейшего изучения семьи. |
Родительское собрание «Портфолио учащихся» |
Встреча с родительским комитетом. Беседа с родителями отсутствовавшими на родительском собрании |
Индивидуальные беседы с родителями. Организация встреч родителей отстающих детей с учителями – предметниками. |
НОЯБРЬ
№ п/п |
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
I НЕДЕЛЯ |
II НЕДЕЛЯ |
III НЕДЕЛЯ |
IV НЕДЕЛЯ |
1 |
Гражданско-патриотическое
|
Участие в декаде «Я гражданин России» |
Участие в конкурсе чтецов |
День матери |
|
2 |
Духовно – нравственное |
Классный час «Дружба – это …» |
Классный час «Азбука нравственности» |
||
3 |
Интеллектуально-познавательная деятельность |
Интеллектуальный марафон |
|||
4 |
Профориентационная. Трудовая деятельность |
Уборка закрепленной территории |
Генеральная уборка кабинета |
Классный час «Мир современных профессий» |
Генеральная уборка кабинета |
5 |
Художественно - эстетическая деятельность |
Конкурс стихов «Парус» |
Конкур газет, открыток «Все о тебе, мама» |
||
6 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Классный час «Что нужно есть, чтобы быть сильнее» |
Мини-футбол среди 5 – 8 кл. |
||
7 |
Деятельность органов детского самоуправления |
Сбор актива. Проверка дневников. |
Сбор актива. Проверка дневников. |
||
8 |
Изучение учащихся классного коллектива |
Анкетирование |
Классный час «Учимся предотвращать и разрешать конфликты» |
||
9 |
Индивидуальная работа |
Индивидуальные беседы с отстающими и проблемными детьми |
Беседа с неуспевающими учащимися |
Индивидуальные беседы с отстающими и проблемными детьми |
|
10 |
Работа с родителями
|
Индивидуальные беседы с родителями. Организация встреч родителей отстающих детей с учителями – предметниками |
Встреча с родительским комитетом |
Индивидуальные беседы с родителями. Организация встреч родителей отстающих детей с учителями – предметниками. |
ДЕКАБРЬ
№ п/п |
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
I НЕДЕЛЯ |
II НЕДЕЛЯ |
III НЕДЕЛЯ |
IV НЕДЕЛЯ |
1 |
Гражданско-патриотическое
|
. - «Урок России» |
Конкурс рисунков «С чего начинается Родина» Кл час «Что такое честь и порядочность?» |
||
2 |
Духовно – нравственное |
Конкурс новогодних игрушек «Лучшая игрушка на главной елке города» |
Конкурс новогодних газет и плакатов |
||
3 |
Интеллектуально-познавательная деятельность |
Принять участие в декаде общественных наук |
|||
4 |
Профориентационная. Трудовая деятельность |
Генеральная уборка кабинета |
Проведение диагностического опроса среди учащихся. |
Генеральная уборка кабинета |
|
5 |
Художественно эстетическая деятельность |
Классный час «Доброта истинная и доброта ложная» |
Операция «Новогодняя игрушка» |
Новый год шагает по стране. «Новогодний карнавал» |
|
6 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Волейбол» (7-8кл) |
Поход на лыжную базу (катание на лыжах) |
Беседа «Предупреждение обмораживания и травм во время занятий зимой» |
|
7 |
Деятельность органов детского самоуправления |
Сбор актива. Проверка дневников. |
Сбор актива. Проверка дневников. |
||
8 |
Изучение учащихся классного коллектива |
Анкетирование |
Классный час «Формула безопасности» |
Классный час «Итоги 2 четверти» |
|
9 |
Индивидуальная работа |
Индивидуальные беседы с отстающими и проблемными детьми |
Беседа с неуспевающими учащимися |
Индивидуальные беседы с отстающими и проблемными детьми |
|
10 |
Работа с родителями
|
Родительское собрание «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» |
Беседа с родителями отсутствовавшими на род.собрании |
Встреча с родительским комитетом |
Ожидаемые результаты
Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
Активизация учебно-познавательной деятельности;
Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях;