Программа воспитательной работы «Муравьиная семейка» (1–4 классы)
Оглавление
Информационная карта программы.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
Целевой блок программы.
Содержание и пути реализации программы.
Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Список литературы, использованной при разработке программы.
Приложение.
План-сетка основных мероприятий лагерной 1 и 2 смены.
1. Информационная карта программы
1 |
Образовательное учреждение |
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат №13" (КГКОУ ШИ 13) |
2 |
Учредитель |
Министерство Образования и науки Хабаровского края РФ |
3 |
Контактная информация |
681070, Хабаровский край. Комсомольский район, с. Пивань, ул. 1-я Низовая, д. 26, телефон 56-54-47, internat@edu.27.ru |
4 |
Руководители ОУ |
Линькова Н.В., директор Потехина О.П., зам по УВР Котлярова И.И., зам по АХЧ |
5 |
Тип лагеря |
оздоровительный с круглосуточным пребыванием |
6 |
Полное название программы |
«Муравьиная семейка» - комплексная программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря «Муравейник» |
7 |
Разработчик программы |
Телятьева О.А., старший воспитатель |
8 |
Год разработки программы |
2016 г. |
9 |
Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013г.) |
комплексная |
10 |
Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.) |
Обучающиеся школы-интерната (дети с ОВЗ) Дети сироты и оставшиеся без попечения родителей с ОВЗ Дети основной группы здоровья Возрастная группа: от 8 до 12 лет (включительно) В 1 смене принимает участие 17 человек + 10 человек (проходящие трудовую практику учащиеся) |
11 |
Вид программы |
краткосрочная |
12 |
Краткая аннотация содержания программы |
Программа содержит обоснование ее введения; описание ролевой игры как главной формы организации детского коллектива, структуру детского самоуправления, характеристику основных направлений деятельности, перечень мероприятий, ожидаемые результаты, критерии оценки успешности выполнения Программы, приложения. Основная игровая идея лагерных смен на летний период 2016 года – сюжетно-ролевая игра «Муравьиная семейка», где все дети жители одного «Муравейника». |
13 |
Краткое обоснование актуальности программы |
Система самоуправления, предусмотренная данной программой, дает возможность наибольшего развития организаторских способностей, лидерских качеств у обучающихся. |
14 |
Предполагаемый социальный эффект программы |
Социализация ребенка, путем развития его коммуникативных, творческих и лидерских качеств, в идеале – создание дружного, работоспособного, творческого детского коллектива и гармоничного взаимодействия детей с взрослыми. |
15 |
Кадровое обеспечение |
Воспитатели – 6 Старший воспитатель - 1 Директор - 1 Медицинский персонал - 3 Школьный врач – 2 |
16 |
Сроки реализации |
1 смена:1 июня – 10 июля 2016 года 2 смена: 1августа – 25 августа 2016 года |
17 |
Информирования о деятельности летнего лагеря |
Информационный стенд Школьный сайт: http://khb-int13.ippk.ru |
«Лагерь – это большая, умная игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно»
С. А. Шмаков
2. Пояснительная записка.
Комплексная программа «Муравьиная семья» летнего оздоровительного пришкольного лагеря «Муравейник» разработана в соответствии с образовательной программой КГКОУ ШИ 13.
Данная программа в основных направлениях деятельности является продолжением и развитием проектов организации летнего отдыха воспитанников «Дорогою Добра» (2014 год), «Муравейник» (2015 год). Летняя оздоровительная компания на базе КГКОУ ШИ 13 на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции по организации летнего отдыха учащихся: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у учащихся, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д.
За эти годы установились обычаи – традиции летнего пришкольного лагеря: утренняя общелагерная линейка с поднятием флага школы-интерната, система организованного дежурства по «дому» и «территории», система лагерного самоуправления, проведение «Праздника первого урожая» в день закрытия первой смены.
Данная программа предназначена для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий и всестороннего духовного и физического развития, привлечение их к общественно полезной работе.
2.1. Актуальность программы.
Такое на первый взгляд легкомысленное, развеселое слово «каникулы» в системе непрерывного образования - процесс, играющий весьма важную роль в развитии, воспитании и оздоровлении детей. Летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. Каникулы дают возможность снять эмоциональное напряжение, полученное в течение учебного времени. И вместе с тем каникулы - логичное продолжение учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующее социальному, духовному, моральному и творческому развитию детей, расширению круга их интересов. Лето - своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим, когда ребенок активно включается в созданную для него атмосферу саморазвития, самопознания, самореализации.
Лето - благодатная пора, когда можно поручать детям настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности.
Организация летнего отдыха обучающихся школы-интерната является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогическим коллективом. Именно в период летних каникул, когда большая часть режимного времени освобождается от учебных занятий, возникает риск попадания детей в различные негативные ситуации. Поэтому необходимо создание системы детского труда и отдыха, оздоровления и занятости, совершенствование условий для развития личности ребенка в каникулярный период в условиях проживания в школе-интернате.
Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Каждая игра имеет своё педагогическое значение, что позволяет обучать детей нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.
«Муравьиная семейка» - название игры, где через выполнение различных заданий – коллективных и индивидуальных создаются благоприятные возможности для роста каждой отдельной личности. «Муравьиная семейка» - это единый коллектив обучающихся и педагогов живущих в лагере «Муравейник» большой и дружной семьей.
Умелое сочетание педагогического руководства и детской инициативы позволяет строить деятельность в период каникул на творческой основе, апробировать новые формы работы с детьми.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:
оздоровление обучающихся;
организация досуга;
коррекция и компенсация отклонений в развитии;
формирование мировоззрения обучающихся и жизненных компетенций (ценностно-смысловой, социально-трудовой, коммуникативной, учебно-познавательной и информационной, социально-личностной).
Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации обучающихся школы - интерната.
Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, а также привлекательно и тем, что мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в разные виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе. На основе разнообразных видов деятельности программа будет давать возможность формировать самые разные навыки и умения: коллективного труда, коллективного творчества, взаимопонимания, бесконфликтного общения, саморегуляции, самообслуживания, самоуправления и др. Выстроенная на основе игровых технологий, программа позволит создать условия для успешного формирования позитивной «Концепции» каждого ребенка, расширения и обогащения чувственного опыта.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
2.2. Принципы организации работы лагеря
При организации работы пришкольного оздоровительного лагеря «Муравейник» учитываются следующие принципы:
принцип активности подразумевает участие каждого члена группы в совместной деятельности, активное усвоение обучающимися новых знаний, в том числе и в области здоровья, самопознания, и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности; признание активной роли самого обучающегося в сохранении собственного здоровья, умении выстраивать свои отношения с окружающими;
принцип деятельности подразумевает создание многоплановой деятельности, организацию совместной деятельности обучающихся с педагогами (воспитателями) и сверстниками; при этом педагог-воспитатель является не оценивателем, транслятором умений и навыков, а сам занимается вместе с обучающимися значимой деятельностью;
принцип коллективности подразумевает создание группы высокого уровня развития - коллектива, в котором формируются благоприятные условия для становления общечеловеческих ценностных ориентаций личности;
принцип личностного подхода: согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся (воспитанников) лагеря (внимание, развитость тех или иных способностей, сформированность навыков общения, конфликтность и т.п.), то есть выяснять, чем конкретный обучающийся отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует выстраивать воспитательную работу с ним; опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка;
принцип поощрения: создаётся ситуация успеха для обучающихся, участвующих в групповых и общих мероприятиях смены; обязательное поощрение (словесное и материальное), любое достижение обучающегося должно быть замечено и одобрено, подчёркнута значимость и ценность каждого члена коллектива;
принцип системного подхода: взаимодействие в процессе деятельности различных специалистов разных уровней (администрации, социального педагога, медицинского персонала, воспитателей, педагогов дополнительного образования, деятелей учреждений культуры и т.п.);
принцип комплексного подхода: использование целого ряда приёмов и методик по организации и осуществлению здоровьесберегающей и профилактической деятельности;
принцип открытости: информирование о деятельности лагеря через размещение материалов на информационном стенде и в разделах «Новости» и «Наша жизнь» сайта школы-интерната.
2.3. Основные технологии программы.
Здоровьесберегающие:
• спортивные и подвижные игры;
• спортивные соревнования;
• пропаганда здорового образа жизни (минутки здоровья);
• соблюдение режима дня;
• утренняя гимнастика с элементами корригирующей гимнастики и аэробики, проводимая в интересной, нестандартной форме и оздоровительный бег;
• шестиразовое полноценное питание с ежедневным приёмом сока, свежих овощей и фруктов;
• соблюдение санитарно-гигиенических норм и ТБ;
• закаливание посредством хождения босиком по траве и песку, приёма воздушных и солнечных ванн;
• трудотерапия (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, труд по самообслуживанию).
Коллективно творческие дела, направлены на формирование позитивной деятельностной активности обучающихся. Каждое КТД - это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
Основные виды организуемых КТД:
Трудовые КТД.
Цель: обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески.
Досуговые КТД.
Цель: организация досуга детей, как полноценной деятельности, несущей заряд радости.
Технология детского самоуправления.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.
Это дает возможность педагогам не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива, а детям предоставляется самостоятельность в деятельности.
Коррекционных технологии.
Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность любого педагога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.
Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход, прежде всего через действие.
Правильно организуемые игры-тренинги, способствуют попаданию каждого ребёнка в ситуацию успеха, что снизит психологическое напряжение, повысит самооценку, улучшит настроение.
Игровые тренинги включают в себя:
игротерапию - организация специальных занятий и упражнений на разыгрывание различных ситуаций общения и самореализации ребёнка в форме игры – сюжетной, театрализованной, подвижной или дидактической;
психогимнастику (развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы воспитанников через организацию специальных игр, этюдов и упражнений.
3. Нормативно-правовая база.
Нормативно-правовое обеспечение программы летней оздоровительной кампании базируется на ряде федеральных, региональных и внутришкольных документах:
Приоритетный национальный проект «Образование».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 - ФЗ
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3 ((в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.12.2013 N 328-ФЗ)
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от
09.01.96 г. № 2-ФЗ.
Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) Минобрнауки России от 26 ноября 2012.
Устав школы-интерната.
Правила внутреннего трудового распорядка.
Должностные инструкции.
Приказ об организации лагеря на базе КГКОУ ШИ 13.
Режим дня, утвержденный директором школы-интерната.
График работы сотрудников.
Инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, охране труда.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев.
Инструкции по организации и проведению режимных моментов, мероприятий, походов и экскурсий.
Санитарно – гигиенические правила и нормы.
Целевой блок программы.
-
Цель.
Создание эмоционально – комфортных условий для обогащение опыта самоорганизации жизнедеятельности и развитие самостоятельности обучающихся посредством вовлечений их в продуктивную деятельность.
-
Задачи.
Создание эффективного развивающего, оздоровительного и воспитательного пространства в период летних каникул через формирование модели игровой деятельности.
Ознакомление обучающихся с простейшими работами по выращиванию цветочно-овощных растений.
Формирование организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы.
Воспитывать интерес к труду взрослых и уважение к человеку-труженику.
Развитие и поддержка благоприятной психологической среды в части межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
Формирование гражданских качеств личности на основе разноплановой трудовой и досуговой деятельности;
Вовлечение обучающихся в деловое сотрудничество, в рациональную организацию деятельности и самоконтроля.
-
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате их решения поставленных задач планируется получить следующий результат:
Ребёнок:
владеющий навыками самоорганизации своей жизнедеятельности, досуга;
умеющий адаптироваться к новым социальным условиям;
владеющий необходимыми трудовыми навыками и умеющей добиваться поставленной цели;
оказывающий посильную помощь при организации совместного труда с взрослым, с интересом включающийся в процесс труда;
владеющий личностными качествами: самостоятельностью, ответственностью и инициативностью;
владеющий навыками положительных взаимоотношений (дружбой, взаимопомощью, заботой о старших и сверстниках).
5. Содержание и пути реализации программы.
5.1. Модель игрового взаимодействия.
Действие происходит в «Муравейнике» где дружно живёт «Муравьиная семейка». Жители «Муравейника» отправляются в летнее путешествие по тропинкам «Лето с книгой», «Трудовая», «Здоровым быть здорово!», «Хочу всё знать!», «Радуга творчества», «Задорная», «Пойми себя», «Родная сторона» - за новыми впечатлениями, новыми знаниями, новыми умениями…
Программа «Муравьиная семейка» реализуется путем организации двух смен. План каждой смены реализуется в рамках общей программы лагеря, строится на основе общего сюжета, в соответствии с которым развертывается игра-путешествие, предоставляющая возможность каждому участнику проявить себя в качестве субъекта социальных отношений.
5.2. Логика развития содержания по направлениям программы.
Перед тем как отправится в путешествие по одной из тропинок, четко определяем:
• что узнаем?
• чему научимся? '
• какими станем?
Путешествие происходит по тропинкам (направлениям) (см. приложение №4):
Тропинка «Трудовая»
Цель: социально-трудовая адаптация обучающихся.
Трудовая деятельность – это то, без чего не может быть нормальное воспитание детей.
Реализация этого направления обеспечивается организацией и проведением мероприятий (КТД, организации дежурства, трудовых поручений, ухода за клумбами, трудовых десантов, работы на огороде и т.д.)
Тропинка «Лето с книгой» - привлечение к чтению детей в летнее время через индивидуальную работу, часы чтения, а также систему досуговых и познавательных мероприятий.
Мероприятия:
оформление игровых и информационных зон, чтобы детям было уютно и интересно проводить досуг с книгой: «Играй, считай, разгадывай» (уголок с настольными играми и книгами-играми); «Умники и умницы» (уголок кроссвордов, ребусов, головоломок);
ведение «Читательских дневников» (см. приложение);
акция «Чудо дерево» (наглядная информация о прочитанной книге в виде иллюстрации);
организация часов чтения:
- следует не столько увеличивать количество книг, сколько неоднократно к ним возвращаться;
- совместное рассматривание учащимися иллюстраций к книгам;
- подбор каждому обучающемуся книжки с тем речевым материалом, который доступен ему для самостоятельного чтения;
- чтение воспитателем отрывков из книги с захватывающим сюжетом, предложение дочитать книгу самостоятельно;
- постоянный контроль воспитателя за чтением каждого обучающегося;
- помощь детям в осознании читаемого (воспитатель составляет специальные вопросы, на которые обучающиеся должны дать ответы в процессе чтения; проводит беседу с детьми, когда книга еще не дочитана. Организовывает просмотры видеофильмов, поставленных на основе литературных произведений);
- учет прочитанных книг и заключительная работа после чтения (виды работ могут быть разными: обобщающая беседа с обучающимися о прочитанных книгах; оформление «Читательского дневника»);
еженедельное проведение мероприятий по творчеству детских писателей и сказочников.
Тропинка «Здоровым – быть здорово!»
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
увлечь обучающихся занятиями спортом и физкультурой;
организовать досуг ребят через мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Тропинка «Хочу всё знать!»
Цель: расширение кругозора детей.
Задача: развивать любознательность, воображение, память.
Тропинка «Задорная»
Цель: организация полезного досуга обучающихся.
Задачи:
- развивать у детей активность, стремление к достижению успеха, общительность;
- способствовать созданию единого коллектива, умению слушать друг друга,
играть в командах и быть дисциплинированными;
- дать возможность хорошо и с пользой провести свободное время.
Тропинка «Творческая»
Цель: научить ребенка реализовать свои скрытые возможности через КТД.
Задача: создать условия для максимального раскрытия и развития творческого потенциала каждого обучающегося, проявления творческого индивидуальности, развития фантазии.
Тропинка «Пойми себя!»
Цель: обогатить нравственный опыт ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций.
Задача: содействовать развитию социально-коммуникативных качеств и умений, способности жить в группе и соотносить личные интересы с интересами коллектива.
Тропинка «Родная сторона»
Цель: формирование у обучающихся представлений об этнических особенностях культуры русского народа.
Задача: расширение нравственного и эмоционального опыта обучающихся.
5.4. Детское самоуправление в лагере.
Детское самоуправление представлено:
Советом Муравейника, в который входят директор, старший воспитатель, воспитатели, глава «Муравьиной семейки».
Глава «Муравьиной семейки» (командир) - имеет право представлять интересы своего отряда на Совете «Муравейника», давать поручения группам и отдельным ребятам и контролировать их выполнение, организует работу «муравьишек» по выполнению решений Совета «Муравейника» и Большого собрания муравьёв.
Большое собрание муравьёв – общелагерная линейка.
Малое собрание муравьёв – вечерний «Отрядный огонёк».
«Муравьи - Непоседы» – оказывают помощь воспитателю в подготовке и проведению тематических мероприятий, отчитываются на еженедельной линейке по «Читательским дневникам» жителей «Муравейника».
«Муравьи – Труженики» - контролируют уборку групповых комнат, коридоров и территории, оценивают дежурство по столовой, отвечают за сохранность выданного для работы инвентаря, контролируют и помогают оценивать воспитателю участие жителей «Муравейника» в трудовых делах, отчитываются не еженедельной линейке.
«Муравьи - Санитары» - оценивают санитарное состояние групповых комнат и спален, отчитываются не еженедельной линейке.
«Муравьи-Здоровяки» - проводят зарядку, помогают педагогам в проведении спортивных мероприятий и КТД, совместно с воспитателем готовят и проводят пятиминутки Здоровья.
Актив избирается в начале смены. На общелагерной линейке учащимся избранным в актив торжественно вручаются знаки отличия (см. приложение), которые активисты с гордость ю носят в течении смены. Активисты могут быть переизбраны в течении смены, если не выполняют возложенных на них обязанностей. Решение по этому проводу принимает голосованием вся «Муравьиная семейка» на Большом собрании муравьёв.
Практически все системы детского самоуправления опираются на единые принципы:
Педагогическое руководство, обеспечивающее целенаправленное развитие детского самоуправления.
Предметность деятельности (есть деятельность — есть орган самоуправления).
Единое планирование как основа механизма включения в организацию коллективной жизни всех участников педагогического процесса.
Выборность органов самоуправления.
Сменяемость функций руководства и подчинения, видов деятельности.
Построение самоуправления снизу вверх, а не наоборот.
Участие всех детей в системе самоуправления (принцип демократизма).
Согласие: разногласия могут быть лишь до принятия решения, а после — действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.
5.3. Этапы реализации.
Подготовительный этап
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
|
1 |
Анализ работы оздоровительного лагеря в прошлом году, проведение круглого стола по итогам работы |
Сентябрь |
Старший воспитатель |
2 |
Создание программно-целевого планирования воспитательной работы в оздоровительном лагере |
Апрель-май |
Старший воспитатель |
3 |
Инструктивно-методическое совещание «Организация воспитательного процесса в лагере» |
Май |
Директор, Старший воспитатель |
4 |
Создание оптимальных условий для функционирования оздоровительного лагеря |
Апрель-май |
Директор школы, зам директора по АХЧ |
5 |
Инструктаж по охране труда и технике безопасности. |
Май |
Директор, Старший воспитатель |
6 |
Инструктажи с педагогическим, обслуживающим персоналом по организации питьевого режима, соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, обработке песка в песочницах, оказанию первой медицинской помощи и профилактике отравления ядовитыми грибами и ягодами |
Май |
Ст. медсестра |
7 |
Подбор кадров для участия в реализации программы |
май |
Директор |
Организационный этап :
формирование отрядов;
мотивация на смену и ее основную идею (воспитатели);
знакомство с режимом работы летнего лагеря и его правилами;
запуск игры (объяснение сути игры, выбор ролей, органов самоуправления);
Основной этап:
развитие сюжета игры;
включение детей в процесс коллективной деятельности;
мотивация и создание условий к позитивной самореализации;
методическая работа с воспитателями.
обсуждение и корректировка Программы на основе аналитических данных (опросов, бесед, проверки воспитательных планов, отрядного экрана настроения, медицинской и психолого-педагогической диагностики) в течение сезона в ходе педагогических планерок.
Система анализа реализации программы.
Работа с педагогическими кадрами |
Обобщение педагогического опыта |
Организация внутреннего контроля |
Педагогическое совещание по содержанию деятельности в программе деятельности лагеря |
Методическая подготовка педагогов |
Собеседование |
Планерка по анализу итогов организационного периода |
Методическая подготовка педагогов Систематизация профессионально-педагогических знаний и умений педагогов в программном обеспечении |
Проверка планов работы воспитателей |
Ежедневные организационные планерки по обеспечению смены. Инструктажи по технике безопасности |
Систематизация способов взаимодействия педагогов и детей, создание нравственно– эмоциональной атмосферы |
Собеседование по итогам периодов смены |
Итоговое совещание по смене |
Сбор и систематизация материалов смены |
Анализ результатов по итогам смены, прогнозирование |
Заключительный этап
закрытие смены (выход из игры);
подведение итогов и анализ деятельности;
оценка качества реализации программы;
№ п./п. |
Тематический блок |
Целевая группа |
Средства контроля и диагностики |
Форма предоставления аналитических материалов |
1. |
Нормативно-правовое, документальное обеспечение деятельности лагеря |
Педагоги |
Изучение и анализ планов, конспектов |
Данные включаются в итоговую информационно-аналитическую справку |
2. |
Уровень сплочённости коллектива воспитанников группы |
Учащиеся |
Наблюдение |
Данные включаются в итоговый табличный вариант анализа (раздела информационно-аналитической справки) |
Активное участие и вовлеченность каждого воспитанника в мероприятие, активности |
Обучающиеся |
«Дневники наблюдений путешественника» (система роста каждого жителя «Муравейника») |
Данные включаются в итоговый табличный вариант анализа (раздела информационно-аналитической справки) |
|
4. |
Комфортность пребывания в лагере |
Обучающиеся |
Анкетирование (см. приложение) |
Данные включаются в итоговый табличный вариант анализа (раздела информационно-аналитической справки) |
5. |
Педагогическая мастерская |
Педагоги |
Тематическая анкета-отзыв (см. приложение) |
Данные включаются в итоговую информационно-аналитическую справку |
награждение организаторов и активных участников смены.
Заключительный период смены характеризуется награждением отличившихся, осуществляется сбор материалов смены, итоговое анкетирование.
Заключительный период – это эмоциональная рефлексия, т.е. осознание важности приобретения новых знаний и умений, анализ смены в форме обмена впечатлений. На первый план выходит эмоциональное общение. Необходимо еще раз подчеркнуть все хорошее, что было в течение смены. Традиционно последний день 1 смены заканчивается заключительным мероприятием «Праздник первого урожая» (на котором подводятся итоги 1 смены, награждаются отличившиеся), созданием альбома «Дневник лагерной смены».
5.4. Система мотивации и стимулирования участников программы.
В лагере установлены меры поощрения:
- вручение индивидуальных «Знаков успеха» и получение званий (см. приложение);
-поднятие и опускание флага школы-интерната;
- награждение отличительным знаком (см. приложение);
-вручение дипломов, почетных грамот;
-награждение «сладкими призами»;
-вручение подарков всем воспитанникам лагеря на закрытии лагерной смены.
6. Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Методическое обеспечение – это процесс и результат оснащения педагогической деятельности методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы. При планировании управления деятельностью лагеря особое место уделяется методической работе с педагогическим коллективом.
Теоретическая и методическая подготовка педагогов осуществляется посредством следующих форм деятельности:
- индивидуальные и групповые консультации;
- методические планерки.
Одной из форм методического обеспечения в лагере является создание методической продукции:
1. Информационно-методическая электронная копилка.
2. Методические рекомендации и памятки для педагогов: «Как провести творческий конкурс», «Утренняя зарядка для летнего лагеря», «Игры в дождливый день», «Подвижные игры», «Организация и проведении целевых прогулок и экскурсий летом», «Методические рекомендации по проведению массовых воспитательных мероприятий».
3. Тематическая папка (нормативные документы).
4. Информационный стенд.
В школе-интернате имеется необходимая материально-техническая база:
Групповые комнаты.
Компьютерный класс.
Спальные комнаты.
Спортинвентарь.
Спортивный зал, тренажеры.
Библиотека.
Игровые площадки.
Спортивная площадка.
Аудио- и видеоаппаратура.
Школьный автобус.
Фотоаппарат, видеокамера.
Компакт-диски и аудио кассеты.
Спортивно-игровой инвентарь.
Канцелярские товары.
Призовой фонд: сувенирная продукция, грамоты, дипломы.
Методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.
7. Литература, использованная при составлении программы
1. Жук О. Л. «Педагогика лета, или 5 школьная четверть» / О. Л. Жук, К. В. Лавринович.- Минск: АВЕРЕСТ, 2003.
2. «В гармонии с природой» / ред.-сост. Л. И.Жук. – Минск: Красико – Принт, 2002.
3. «В помощь вожатому детского оздоровительного лагеря. Сборник методических материалов» / В. М. Волотка. – М., 2003.
4. В. М. Волотка «В помощь вожатому детского оздоровительного лагеря. Сборник методических материалов».- Москва, 2003г.
5. «Инновационные формы внеклассной работы» / авт.-сост. О. В. Вербицкий, А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. – Минск: Красико – Принт, 2010.
6. В. И. Калякина «Методика организации уроков коллективного творчества». – Москва, 2002
7. «Краски лета» (методические рекомендации для организаторов летнего досуга Методические рекомендации по организации летнего досуга детей и подростков в условиях загородных оздоровительных для старших вожатых, методистов и заместителей директоров по воспитательной работе) - /
Самара, 1998
8.Мыздрик Е. В., Макарова Р. Т., Чернышова Т. В. «Организации воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием. Методические рекомендации». – Москва, 2012
9. «Социально-педагогическое сопровождение становления личности ребенка в условиях оздоровительного учреждения: методическое и практическое пособие» /Сост. Т. И. Зверкова. – Минск: НЦХТДМ, 2009.
13. Материалы тематических сайтов: http://vlager.edu.ru/top-100/ - Детский отдых. Лучшие программы оздоровления детей и подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Атрибуты: знамя, девиз, песня, герб.
Девиз
«Мы живём семьёй единой по законам муравьиным»
Флаг.
Школьный флаг является символом школы - интерната, его визиткой, определяющей честь и достоинство учебного заведения.
Описание флага.
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное вилообразно на три части. На стыке трех частей расположена эмблема школы-интерната. Поля желтого, синего, зеленого цветов.
Символика флага.
Желтый яркий, струящийся, радостный. Он символизирует движение, радость, теплоту, дружбу, внимание. Символизирует школу - интернат, как дом, очаг, де всегда тебя ждут и примут тебя таким, какой ты есть.
Зеленый цвет - символизирует здоровье, радость, надежду, изобилие, трудовую направленность обучения и воспитания.
Голубой цвет - символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Создает атмосферу безопасности и доверия.
Герб - в первый день лагерной смены проходит конкурс «Герб летнего лагеря «Муравейник».
Песня.
«Муравьиная семья»
(Е.Лучников - Т.Графчикова).
В чаще леса на полянке появился бугорок,
Кто проснулся спозаранку? Кто построить это смог?
Это целая команда - муравьиная семья,
Что-то носит неустанно прямо с самого утра.
Муравьишка, муравьишка, верных сто твоих друзей,
Строят дружно муравейник, жить всем вместе веселей,
муравьиная квартира или целая страна,
всех теплом своим согреет она.
Протяну тебе ладошку, забирайся поскорей,
Отдохни ты хоть немножко, муравьишко, муравей,
Муравьи без промедления чудом трудятся весь день,
Даже утром в воскресенье поработать им не лень.
Муравьишка, муравьишка, верных сто твоих друзей,
Строят дружно муравейник, жить всем вместе веселей,
муравьиная квартира или целая страна,
всех теплом своим согреет она.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Законы «Муравейника»
Закон «Муравейник» - символ коллективного, полезного труда»
А. Макаренко утверждал: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношения людей друг к другу любовь и дружбу в отношении каждого труженика, возмущение и осуждение в отношении лентяя, к человеку, уклоняющемуся от труда. В трудовом усилии воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка".
«Закон доброго отношения к людям»
При встрече с любым человеком, будь то сверстник, педагог, сотрудник школы-интерната, нужно говорить: «Доброе утро!», «Добрый день!» (естественно, в зависимости от времени суток). Принято говорить именно «Добрый…!», а не «Здравствуйте!», потому что это слова затёрто до быстрого «Здрасьте!» и произносится впопыхах. Когда же человек слово «добрый», то он непроизвольно произносит это по – доброму, а потом пожелание добра человеку, оказавшемуся рядом, входит в привычку.
«Закон обращения друг к другу»
В «Муравейнике» приветствуется обращение к сверстникам по именам. Казалось бы, это очевидное правило вежливости, но, к сожалению, далеко не для всех.
Закон «Приятного аппетита!»
В «Муравейнике» отряды перед приёмом пищи желают друг другу «Приятного аппетита!». При входе в столовую отряд хором произносит: «Всем-всем-всем приятного аппетита!».
Закон «Муравейнику» - небывалую чистоту!»
Поддерживать чистоту и порядок всегда считается обязательным. Поддерживают чистоту в комнатах и на территории сами жители «Муравейника».
Закон «Уходя – оглянись!»
Этот закон имеет несколько смыслов. Во-первых, уходя – оглянись, всё ли после тебя в порядке, всё ли чисто и убрано. Во-вторых, уходя – оглянись, не обидел ли ты кого-нибудь, всё ли благополучно у людей, которые рядом с тобой.
Закон «Улыбка и хорошее настроение делают чудеса!»
Это просто приятно для окружающих. Жители «Муравейника» используют эти средства как можно чаще. Жители «Муравейника» не переносят на других свое плохое настроение. Устал - возьми тайм-аут или преодолей себя.
Закон «Никто не знает, на что он способен, пока не попробует»
В «Муравейнике» не приветствуются фразы «Я не могу», «У меня не получится». Не бывает таких людей, у которых бы всё легко получалось. Никто не может быть лучшим во всем, но всякий в чем-нибудь да лучший.
Закон «Вечернего огонька»
Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Режим дня обучающихся в период лагерных смен
8.00-8.20 |
Подъём, утренний туалет |
8.25-8.40 |
Зарядка на свежем воздухе или спорт. зале (по погоде) (обучающиеся в спортивной форме) |
8.40-8.50 |
Проверка санитарного состояния спален. Дежурство по столовой. Линейка. |
9.00-9.30 |
Завтрак. |
9.30-10.00 |
Трудовой десант (уборка закреплённой территории, прополка клумб, «борьба с одуванчиками») |
10.30-11.00 |
Игры на свежем воздухе. |
11.00-11.10 |
Второй завтрак. |
11.10-12.00 |
Общелагерное тематическое мероприятие. |
12.00-12.30 |
Игры на свежем воздухе. |
12.30-13.00 |
Гигиенические процедуры. Мытьё ног. Дежурство по столовой. |
13.00-13.30 |
Обед. |
13.30-15.00 |
Дневной сон. |
15.20-16.00 |
«Лето с книгой» (организованное занятие по чтению) |
16.00-16.20 |
Полдник. |
17.00-18.45 |
Игры на свежем воздухе. Полив клумб. |
18.20-18.45 |
Дежурство по столовой. |
19.00-19.30 |
Ужин. |
19.30-20.00 |
Дежурство по дому. |
20.00-20.10 |
Второй ужин. |
20.10-20.30 |
Проверка санитарного состояния групп. «Вечерний огонёк» (подведение итогов дня в отрядах). |
20.30-21.30 |
Вечерний кинотеатр. Подготовка ко сну. Сон. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Циклограмма основных мероприятий
Понедельник – мероприятие тропы «Лето с книгой»
Ежедневно - организованное занятие по чтению.
Вторник – мероприятие тропы «Здоровым быть здорово!»
Среда – мероприятие тропы «Хочу всё знать!»
Четверг - мероприятие тропы «Задорная» (игровые, развлекательные программы
Пятница – мероприятие тропы «Радуга творчества»
Суббота – мероприятие тропы «Пойми себя»
Воскресенье – мероприятие тропы «Родная сторона»
Мероприятия тропы «Трудовая» - ежедневно (трудовой десант по уборке территории, уход за клумбами, работа на огороде дежурство, труд по самообслуживанию и т.д.)
Место проведение общелагерных и отрядных мероприятий (по погоде и в зависимости от формы проведения): прогулочная веранда, площадка у школы-интерната, спортивный зал, холл школы-интерната.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Положение о лагерной линейке.
Линейка проводится ежедневно дежурным воспитателем. Линейка начинается со сдачи рапортов командирами отрядов (см. приложение №9). В субботу проводится подведение итогов за неделю – ответственный старший воспитатель. В остальные дни – ознакомление с планом, распределение трудовых поручений. Заканчивается линейка поднятием флага, право поднять флаг получают ребята отличившиеся накануне или в течение всей недели. Основной особенностью утренних линеек по вторникам являются познавательные пятиминутные выступления воспитателя с «Муравьем – Здоровяком» по поводу сохранения и укрепления своего здоровья.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Алгоритм рапорта главы «Муравьиной семейки»
Товарищ дежурный воспитатель! «Муравьиная семейка», наш девиз _______________________________, на утреннюю линейку в количестве _____________ человек построен. Отсутствует _________ (отсутствующих нет). Вчера нами ___________ сделано. Мы принимали участие в _________________. Отличились __________________. Нарушители дисциплины _______________ (нарушителей дисциплины нет). Рапорт сдавал Глава «Муравьиной семейки» _______________.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Организация дежурства по лагерю
Дежурство осуществляется по составленному графику, звеньями по два человека.
Дежурное звено по дому: в вечернее время влажная уборка второго этажа.
Дежурное звено по столовой: приходят в столовую за 30 мин. до приёма пищи, сервируют столы, после приёма пищи собирают составленную на столах посуду, сметают крошки со столов, моют пол в столовой, моют посуду под присмотром взрослого.
Дежурное звено по группе: в вечернее время влажная уборка игровой комнаты, стирка носков.
Периодичность дежурства: согласно графика, по три дня.
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Система индивидуального роста каждого жителя муравейника представляет собой трёхступенчатую оценку деятельности.
Для индивидуальной системы роста ведутся «Дневники наблюдений путешественника», где оформляется система роста каждого жителя «Муравейника». За победу в различных конкурсах, состязаниях, соревнованиях, участии в трудовых делах, соблюдение законов «Муравейника» жители могут получить одно из званий и «Знак успеха». Вручение «Знака успеха» проходит в отряде на «Вечернем огоньке» - при подведении итогов дня.
Ребята получившие «Знак успеха», получают право поднять флаг школы-интерната на линейке следующего дня.
Набрав 10 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «Испытатель» и отличительный знак – ленточку жёлтого цвета. Те, кто зарабатывает в сумме 20 знаков успеха – присваивается звание «Исследователь» и выдаётся ленточка зелёного цвета. Звание «Открыватель» и ленточку красного цвета получают те ребята, кто за смену набирает 40 знаков отличия.
Детям объясняются критерии, по которым будет, выставляется оценка. Критерии соответствуют законам «Муравейника»:
Добросовестное участие в коллективных трудовых делах (закон «Муравейник» - символ коллективного, полезного труда»).
Соблюдение правил вежливости и этикета («закон доброго отношения к людям», «закон обращения друг к другу», закон «Приятного аппетита!»).
Бережное отношение к территории, оборудованию и имуществу (Закон «Муравейнику» - небывалую чистоту!»).
Соблюдение принципа взаимопомощи и выручки (закон «Уходя – оглянись!»).
Умение владеть собой, управлять своими эмоциями (Закон «Улыбка и хорошее настроение делают чудеса!»).
Активное участие в делах отряда и лагеря (закон «Никто не знает, на что он способен, пока не попробует»).
Уважение мнения отряда и адекватная реакция на критику своей деятельности («закон «Вечернего огонька»).
Вначале ребёнку предлагается поставить себе оценку прокомментировав почему? Затем проводится групповое обсуждение и делается коллективная оценка.
В случае если отряд в ходе «Вечернего огонька» затрудняется оценить продуктивную деятельность кого то из детей, то знак успеха не выдаётся.
ПРИЛОЖЕНИЕ №9
Отличительные знаки актива лагеря
Муравей Непоседа |
Муравей Здоровяк |
Муравей Санитар |
Муравей Труженик |
Глава Муравьиной семейки |
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
«Читательский дневник»
Оформление:
За основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию обучающегося (можно предложить детям оформить обложку по своему усмотрению).
На первой странице вклеить договор читателя.
Образец:
За каждую прочитанную книгу (или 5 текстов), качественную иллюстрацию по прочитанному жители «Муравейника» на еженедельной линейке по подведению итогов, награждаются отличительным знаком, который вклеивается в «Читательский дневник». В конце смены жители набравшие большее число отличительных знаков награждаются дипломом «Лучшего читателя» и сладким призом.
ПРИЛОЖЕНИЕ №11
Диагностики, используемые в итоговом периоде.
Анкета « Как мы жили?».
Дорогой друг! Прошла лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь помочь нам проанализировать нашу работу и сделать ее еще лучше в будущем сезоне.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?____________________________________________________________
2. Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери одну позицию)?
а) организатором;
б) активным участником;
в) предлагал (а) новые идеи;
г) наблюдателем (на всё смотрел со стороны).
3. В чём из предложенного в смене ты смог себя проявить (отметь галочкой)?
а) в трудовой деятельности;
б) в активном участии в общелагерных мероприятиях;
в) в оформлении;
г) свой вариант __________________________________________________________________
4. Какие мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего (перечисли) __________________________________________________________________
5. Самым трудным для меня в лагере было __________________________________________________________________
6. За время, проведённое в лагере, я стал (научился, изменился)
__________________________________________________________________
7. Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось) __________________________________________________________________
8. Покидая лагерь, я хотел (а) бы сказать __________________________________________________________________
У пришкольного оздоровительного лагеря «Муравейник» появился свой герб. За основу взяты эскизы
Арины Ш. и Кристины И.
Герб выполнен в жёлто-зелёно-синих цветах флага школы – интерната.
Желтый яркий - символизирует школу- интернат, как дом, где всегда тебя ждут и примут тебя таким, какой ты есть.
Зеленый цвет - символизирует трудовую направленность обучения и воспитания.
Голубой цвет - символизирует атмосферу безопасности и доверия.
В верхней стороне герба изображено восходящее солнце, как источник тепла, света, летнего времени года.
От муравейника (нарисованного в центре), символизирующего коллективный, творческий труд, отходят дорожки – это добра, знаний, дружбы.
Муравьи служат символом трудолюбия, выносливости, сплочённости, коллективизма, кропотливого созидательного труда. Нарисованные на гербе взрослые и молодые муравьи символизируют союз всех маленьких и взрослых жителей «Муравейника».
План сетка
1 смены
|
|
1 Театрализованное представление ко Дня защиты детей "Детство - это я и ты!" в ДК с.п. Пивань Летнее оформление групповых комнат и прогулочных веранд |
2 · Открытие 1 смены пришкольного лагеря. «Муравейник». · Мотивация на смену и ее основную идею. · Конкурс «Герб лагеря «Муравейник» |
3 КТД «Церемония бантиков» Смотр отрядных уголков, летнего оформления |
4 Игры - тренинги «Игры с пословицами» |
5 Познавательная викторина «Чудеса России» |
6 Викторина «Там на неведомых дорожках…» (посвящённая Дню рождения А.С. Пушкина |
7 Спортивно – игровая программа «Будь всегда впереди»
|
8 Эколого-познавательная игра "Веселый муравейник"
|
9 Игровая программа «В поисках сокровищ» |
10 Трудовой десант «Высадка рассады цветов»
|
11 Игра - тренинг «Пойми меня» |
12 Викторина «Моя любимая Россия» |
13 Театрализованная игровая программа «Там на неведомых дорожках. |
14 Спортивно – игровая программа «Будь ловким и смелым и умелым»
|
15 Игра-викторина «Во саду ли, в огороде»
|
16 Танцевально-игровая программа «Хорошее настроение» |
17 КТД «Супермен» |
18 Игра - тренинг «Кто ты такой» |
19 Фольклорный праздник «День Святой Троицы» |
20 Игра-путешествие «В гостях у доброго волшебника (по произведениям К.И. Чуковского) |
21 Игровая конкурсная программа "Путешествие по городу Светофорску" |
22 Линейка «Мемориал памяти»
|
23 День именинника «Солнечное лето» смешарик» |
24 КТД «Мисс лагерь» |
25 Игра – тренинг «Помогите Кузе»
|
26 Игровая программа «Шарик-смешарик» |
27 Игра – викторина |
28 Игра по станциям «Круг здоровья» |
29 Игровая программа «Самый-самый умный» |
30 Игровая программа «Водные забавы»
|
1 КТД «День творчества» |
2 Игра - тренинг «Принц на цыпочках»
|
3 Фольклорно-игровая программа «Красное словцо» |
4 Игра – викторина «Вини-Пух и все, все, все» |
5 Спортивно – игровая программа «Я б в пожарные пошёл – пусть меня научат!» |
6 Игра-викторина «Дачный сезон»
|
7 Игровая программа «День рыбака» |
8 Празднично-игровая программа «Семья – это то, что с тобою всегда!» |
9 Закрытие 1 смены пришкольного лагеря «Муравейник» |
10 Трудовой десант по уборке жилых помещений. Подготовка к отъезду в загородный лагерь. |
План сетка
2 смены
1 Викторина «Литературное путешествие по произведениям С.В. Михалкова |
2 Пятиминутка Здоровья «Правила и приёмы оказания первой помощи» Спортивно – игровая программа «Весёлые старты» |
3 Игровая программа «Эти забавные животные» |
4 Игровая программа «Шляпное сражение» |
5 КТД «КВН - экспромт» |
6 Игра – тренинг «Планета Добра»
|
7 Игровая программа «День богатырей» |
8 Игровое мероприятия по творчеству Агнии Барто «В стране весёлого детства» |
9 Пятиминутка Здоровья «Зачем нужна зарядка» Спортивно – игровая программа «День футболиста» |
10 Конкурсная программа «Год российского кино» |
11 Игровая программа «Разноцветная игра» |
12 КТД «Избушка Бабы – Яги»
|
13 Игра - тренинг «Родство душ»
|
14 Фольклорный праздник «Спасовки» |
15 Развлекательная программа «Сказочная эстафета» |
16 Пятиминутка Здоровья «Твоя безопасность на улице» Спортивная эстафета «Попрыгунчики» |
17 Игра – викторина «Летние кроссворды» |
18 Игровая программа «Путешествие по цветным морям»
|
19 КТД «Мисс и мистер Лето»
|
20 Игра - тренинг «Миксер»
|
21 Игровая программа «Матрёшкины забавы» |
22 Викторина «Виталий Бианки "Лесная газета" |
23 Пятиминутка Здоровья «Как вести себя с насекомыми» Спортивно- игровая программа «Гладиаторские бои» |
24 Игра «Большой экологический экзамен»
|
25 Интеллектуальная игра «Летний стол заказов»
|
26 Игровая программа «Веселая карусель» |
27 Голубой огонёк «До свидания дети!» (прощание с выпускниками школы-интерната) |
|